Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая доктрина



Учение Грамши рассматривает человека общественного, а не отдельнуюличность и не малые группы. Действующим лицом здесь являются массы, классы,социальные слои, сферы деятельности, государство. С другой стороны подходитк вопросу манипуляции сознанием та доктрина, что сложилась постепенно врамках наук о психологии и психике (психология личности и социальнаяпсихология, психоанализ). Важной основой послужило и учение о высшей нервнойдеятельности (особенно теория условных рефлексов) физиолога И.П.Павлова. Вэтой обширной области знания при выработке собственно доктриныпрограммирования поведения человека на первое место к 50-м годам нашего векавышел психоанализ - не столько научная теория, сколько учение (выходящее зарамки строгой науки), созданное Зигмундом Фрейдом и развиваемое егопоследователями. Уже с конца прошлого века ряд европейских ученых (особенно Ле Бон)акцентировали внимание на значении внушения в общественных процессах. Онивыдвинули даже гипотезу о наличии у человека "инстинкта подчинения". В 1903г. русский психофизиолог В.М.Бехтерев издал книгу "Внушение и его роль вобщественной жизни". Он описал явление массового внушения под влиянием"психического заражения", то есть при передаче информации с помощью разныхзнаковых систем. У Бехтерева внушение уже прямо связывается с манипуляцией сознанием,поскольку представляет собой "вторжение [в сознание] посторонней идеи безпрямого и непосредственного участия в этом акте "Я" субъекта". В этомпринципиальное отличие внушения от убеждения. Производится ли внушениесловами или другими знаками, "везде оно влияет не путем логическогоубеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу безсоответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививаниеидеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния". Убеждение предполагает активное участие субъекта, ибо ему предлагаетсяряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает. Бехтеревподчеркивал, что внушение, напротив, "обходит" разум субъекта. Оноэффективно, когда удается приглушить активность сознания, усыпить часового:"Внушение, в отличие от убеждения, - писал Бехтерев - проникает впсихическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработкинепосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь, как всякийпредмет пассивного восприятия". В 30-40-е годы возобладала иная точка зрения, отрицающаяиррациональный, происходящий помимо разума, процесс внушения. Наоборот, былапринята теория рациональности внушения. Согласно этой теории, при внушениичеловек не меняет свои убеждения и оценки, а меняет объект оценки. То есть,с помощью внушения в сознании производят подмену объекта суждения, так чточеловек мысленно восклицает: "Ах, вот оно что! Вот кто виноват!" и т.п. Эта подмена производится путем умелого создания такого контекста, вкотором мысли человека идут в нужном для манипулятора направлении. На этойтеории была основана так называемая "комментированная пресса" - сообщение офакте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагаетчитателю или слушателю несколько разумных вариантов объяснения. В рамки этихвариантов загоняется мысль - но все же мысль человека. От ловкостикомментатора зависит сделать необходимый манипулятору вариант наиболееправдоподобным. Однако возможности такого "рационального внушения" оказались довольноскромными. И в 50-е годы стержнем всей доктрины стал психоанализ и преждевсего, учение о подсознании. Фрейд оформил мысль, которая витала в воздухе:в подсознании таится страшная сила. Николай Заболоцкий в поэме "Битваслонов" (Битва слов! Значений бой!) писал: "Европа сознания в пожаре восстания. Невзирая на пушки врагов, стреляющие разбитыми буквами, боевые Слоны Подсознания вылезают и топчутся... Слоны Подсознания! Боевые животные преисподней! Они стоят, приветствуя веселым воем все, все, что добыто разбоем." Затронутый советским оптимизмом, Заболоцкий кончает поэму сценойпримирения (и Слон, рассудком приручаем, ест пироги и запивает чаем). Наделе все не так просто. Считается, что утверждению психоанализа как основы доктрины манипуляциисознанием способствовали успехи ее применения в области рекламы. Но, посуществу, на практике идеями психоанализа (не ссылаясь, конечно, на Фрейда)пользовались в своей очень эффективной пропаганде фашисты. Они обращались нек рассудку, а к инстинктам. Чтобы их мобилизовать, они с помощью целого рядаритуалов превращали аудиторию, представляющую разные слои общества, в толпу- особую временно возникающую общность людей, охваченную общим влечением.Один из немногих близких к Гитлеру интеллектуалов, архитектор А.Шпеер, пишетв своих воспоминаниях: "И Гитлер, и Геббельс знали, как разжигать массовыеинстинкты на митингах, как играть на страстях, прячущихся за фасадомрасхожей респектабельности. Опытные демагоги, они умело сплавляли заводскихрабочих, мелких буржуа и студентов в однородную толпу, формируя по своейприхоти ее суждения". Фашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчинадолжен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая и нежная сила.Это - идея-фикс фашизма, она обыгрывается непрерывно. Вся механикапропаганды представляется как соблазнение и доведение до исступления("фанатизация") женщины. Здесь - опора на первый главный в учении Фрейдасексуальный инстинкт, Эрос (в психоанализе слово инстинкт имеет иное, нежелив физиологии, смысл; это не безусловный рефлекс, а влечение). Кстати, самФрейд был, видимо, восхищен новаторством фашистской пропаганды и в 1933 г.подарил Муссолини свою книгу, назвав его в посвящении "Героем Культуры". Второй блок приемов, с помощью которых фашисты фанатизировали массы,обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейдаинстинкт - инстинкт смерти, Танатос. Культ смерти пронизывает всю риторикупропаганды фашистов. "Мы - женихи Смерти", - писали фашисты-поэты. Режиссерымассовых митингов-спектаклей возродили древние культовые ритуалы, связанныесо смертью и погребением. Цель была разжечь, особенно в молодежи, самыеархаические взгляды на смерть, предложив, как способ ее "преодоления", самимстать служителями Смерти (так удалось создать особый, небывалый типнечеловечески храброй армии - СС). В США основные понятия психоанализа начал приспосабливать для целейрекламы ученик Фрейда Эрнст Дихтер, психолог из Вены, который эмигрировал вСША в 1938 г. Начал он с рекламы мыла, потом автомобилей, а на волнеповального увлечения американцев психоанализом сделал немыслимую карьеру. Онсоздал "Американский институт по изучению мотивации поведения".Принципиально отвергая теорию рационального внушения, он утверждал даже, чтоглавная ценность товара для покупателя заключается не в его функциональномназначении, а в удовлетворении запрятанных глубоко в подсознании желаний, окоторых сам покупатель может даже не подозревать. В большинстве случаев этотемные инстинкты и тайные желания, "вытесненные" в подсознание именнопотому, что они неприемлемы для сознания. По мнению Дихтера, рекламные агентства в США стали "самыми передовымилабораториями психологов". Они "манипулируют мотивацией и желаниями человекаи создают потребность в товарах, с которыми люди еще незнакомы или,возможно, даже не пожелали бы их купить". Успех института Дихтера в манипуляции поведением покупателей (а доходыинститута уже в середине 50-х годов составляли баснословные по тем временамсуммы) привлек политиков. Так из рекламы товаров психоанализ был перенесен вманипуляцию сознанием в политической сфере. В принципе, задачи были схожи.Как пишет журнал "Тайм", "политическая реклама приближается к коммерческой,просто-напросто заменяя товар кандидатом". В 1960 г. Дихтер был советником визбирательной кампании Кеннеди. После выборов стало возможным проверитьэффективность его рекомендаций на огромном статистическом материале. Егостали привлекать как консультанта в избирательных кампаниях в международноммасштабе. В 1957 г. принципы использования психоанализа в рекламе обобщилизвестный американский социолог Вэнс Пэккард в своем бестселлере "Тайныеискусители". Эта книга до сих пор считается классическим трудом в рекламномделе. В дальнейшем психоанализ стал дополняться методами герменевтики,семиотики (науки о символах), этнографии и культурологии - оставаясь ядроммеждисциплинарного подхода. Вслед за институтом Дихтера в США возникли другие известныеисследовательские центры, где изучались возможности использованияпсихоанализа для манипуляции сознанием - уже по более частным направлениям.Известный психолог Луи Ческин, который также одним из первых применилпсихоанализ в рекламе, директор "Американского института по исследованиюцвета", вел обширные работы по воздействию на подсознание с помощью окраски.На этих работах строилась реклама таких фирм, как "Проктер энд Гэмбл"(парфюмерия), "Филип Моррис" (сигареты), "Дженерал Фудс" (пищевые продукты).Все это товары массового спроса, и полученный при их продаже статистическийматериал был огромен, так что Луи Ческин имел хороший объект исследования иполучил впечатляющие результаты. По ним можно было определить, например,какие эмоции возбуждает в подсознании цветовая гамма избирательного плакатав приличных кварталах и в трущобах, у людей разного возраста, с разнымидоходами и уровнем образования, разной национальности и т.д. В области радиовещания велись большие исследования того, как влияет наподсознание пол диктора, тональность и тембр голоса, темп речи. Все этипараметры стали подбирать в зависимости от того, какие струны в подсознаниитребовалось затронуть при том или ином сообщении. Во время избирательнойкампании Кеннеди психоаналитики предсказывали, что в радиодебатах он будетпроигрывать Никсону в определенных штатах из-за слишком высокого голоса и"гарвардского акцента" - там низкий и грубоватый голос Никсона будетвосприниматься как более искренний. Кеннеди советовали при любой возможностиизбегать радио и использовать телевидение - при зрительном восприятиипроигрывал образ Никсона. После выборов анализ голосования в разныхаудиториях подтвердил расчеты аналитиков. Важное направление в использовании психоанализа открыл Джеймс Вайкери -он изучал подсознательный фактор в семантике, то есть воздействие слова наподсознание. Очевидно, что именно в сфере языка лежат главные возможностиманипуляции сознанием. Известно, например, что на подсознание сильнодействует слово жизнь и производные от него, в том числе приставка био-. Онак тому же имеет добавочную силу оттого, что ассоциируется с наукой ипользуется ее авторитетом. Поэтому в рекламе эти знаки используются оченьшироко. Стоит бросить взгляд на московскую газету, и сразу бросается вглаза: "Магазин здоровья - БиоНормалайзер", "Лавка Жизни... Молодая грудь...Биомаска для груди за 100 руб." и т.д. Отработанные на массовом объекте вобласти рекламы в торговле, найденные методы и приемы семантики былиперенесены затем в идеологическую и политическую сферы. Пожалуй, самую широкую известность принесло Вайкери не этофундаментальное направление, а потрясающее открытие, названное им"сублиминальной" (т.е. подсознательной) рекламой или сублиминальным кино.Известно, что процессы восприятия нелинейны, они имеют четко выраженныепороги. В сознание человека поступают только те сигналы, которые по своейсиле и продолжительности превышают некоторый порог, а остальные, болееслабые и краткосрочные сигналы (шумы) отсеиваются. Но что с ними происходит? Вайкери договорился с владельцем кинотеатра в Нью-Джерси и провел такиеопыты. Он поставил второй кинопроектор, который в промежутках между кадрамикинофильма на короткое мгновение (0,003 секунды) проецировал на экран слова"Кока-кола" и "Ешьте поп-корн" (воздушная кукуруза). Эти сигналы были нижепорога восприятия, так как сознание фиксирует зрительные образы, которыезадерживаются не менее 0,05-0,06 секунды. Сигналы, посылаемые вторымпроектором, сознание зафиксировать не могло. Даже те, кто был предупрежден,не смогли заметить этих кадров. Но глаз-то их видел, и Вайкери предположил,что сигналы отпечатываются где-то в подсознании. Эти опыты продолжались несколько месяцев и давали устойчивый результат:на тех сеансах, на которых включался второй кинопроектор с рекламой, продажакока-колы в буфете выросла на 16, а продажа воздушной кукурузы на 50процентов. Для рекламы подобных продуктов эффективность былабеспрецедентной. Но главное заключалось в сразу же понятой специалистаминовой огромной возможности манипулировать поведением человека вообще. Спомощью самых разных сигналов, посылаемых ему с интенсивностью выше "порогарегистрации" (глазом, ухом, обонянием), но ниже "порога восприятия"(сознанием). Это получило название воздействия на подсознание на уровнеподвосприятия (subрerceрtion). Вскоре после опытов Вайкери исследования вэтом направлении почти исчезли из открытой печати. Использование сублиминального воздействия запрещено в рекламе. Однаконаличие в видеороликах "25-го кадра" обнаруживается только с помощьюаппаратуры. Примечательно, что в России ни разу не было сделано официальногозаявления, что на телевидении существует обязательный контроль рекламы (ивообще передач) на отсутствие в них знаков подпорогового действия. Болеетого, в Москве широко рекламируются видеокурсы иностранных языков фирмы"Intellect", которые, как сказано, "делают возможным запоминание за 60 часовзанятий от 2000 слов, которые остаются в памяти на долгие годы, даже еслиязык не используется". Основаны эти курсы якобы на сублиминальномвоздействии. В рекламе так и сказано: "25-й кадр из-за сверхвысокойэффективности был запрещен в рекламе. Но не в образовании. Начиная с 50-хгодов методика интенсивного обучения использовалась спецслужбами разныхстран для подготовки агентов и дипломатов!". И вот теперь - доступна длявсех простых россиян. За небольшую плату в память будут вбиты 2000 слов,которые застрянут там навсегда "даже если язык не используется". Инымисловами, реклама прямо обещает: человек будет искалечен, ибо память можетработать, только непрерывно очищаясь от того, что не используется. Беззабывания нет активной памяти. Но это лирика... Из психоанализа в доктрину манипуляции сознанием перешло важнейшее дляэтого дела понятие "психологическая защита". Вначале этим понятиемобозначалось явление личностное, внутрипсихическое, потом рамки расширилисьи стали говорить о "психологической защите" в межличностных отношениях, азатем и межгрупповых. Сейчас, например, в прикладной психологии естьнаправление, занятое постановкой психологической защиты делегаций,отправляющихся на переговоры. Поставил проблему защитных механизмов психики, противодействующихвнедрению извне, сам З.Фрейд (в связи с сопротивлением пациентатерапевтическому воздействию психоаналитика). Последователи Фрейдаразработали разделы проблемы - выявили те "границы", те структуры психики,которые находятся под защитой (например, образ Я, самооценка), основныеклассы угроз и ущерба, признаки "запуска" механизма защиты (возникновениетревоги) и главные средства этого механизма. Понятно, что успех манипуляции сознанием наполовину зависит от умениянейтрализовать, отключить средства психологической защиты каждой личности иобщественных групп. Поэтому весь накопленный в психоанализе интеллектуальныйбагаж был воспринят теми, кто посвятил себя разработке технологииманипуляции. Главное, пожалуй, было взято уже не из классическогопсихоанализа личности, а из учения о коллективном бессознательном. К нашейпроблеме прямо относится развитая Карлом Густавом Юнгом в книге "Архетип исимвол" идея о защитной роли символов. Родившись как тип власти вместе с капитализмом и идеологией,манипуляция сознанием как раз и стала возможной благодаря тому, что был сняттот защитный пояс символов, который придавал прочность сознанию христианскойЕвропы Средневековья. Протестантизм, дав этическую основу для капитализма,одновременно разрушил священные образы. Карл Густав Юнг пишет:"Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и целительныхобразах и тем самым выносились в лежащее за пределами души космическоепространство. Предпринятый Реформацией штурм образов буквально пробил брешьв защитной стене священных символов... История развития протестантизмаявляется хроникой штурма образов. Одна стена падала за другой. Да иразрушать было не слишком трудно после того, как был подорван авторитетцеркви. Большие и малые, всеобщие и единичные, образы разбивались один задругим, пока наконец не пришла царствующая ныне ужасающая символическаянищета... Протестантское человечество вытолкнуто за пределы охранительныхстен и оказалось в положении, которое ужаснуло бы любого естественноживущего человека, но просвещенное сознание не желает ничего об этом знать,и в результате повсюду ищет то, что утратило в Европе". Можно считать, что Реформация (эта "великая Перестройка Европы") задалавсем будущим манипуляторам главный принцип: перед овладением умами людейнеобходима подготовка - разрушение священных образов ("штурм символов").Ниже мы рассмотрим на ряде примеров, как проводилась эта подготовка в годынашей перестройки (которую А.Н.Яковлев уподобил уже Реформации). Сегодня проблема психологической защиты (и ее нейтрализации) продолжаетразвиваться и в струе внутриличностного психоанализа. Важной концепциейстало представление психики человека как арены борьбы множества составляющихего "субличностей" - частичных Я. В этой борьбе верх может брать то одна, тодругая ипостась человека, то одна, то другая сторона его Я. Этот"победитель" и программирует поведение. С этой точки зрения, задачаманипулятора - правильно определить, на какое суб-Я ему выгоднее всегоставить и как помочь этому частичному Я одолеть в человеке своихпротивников. Толчок разработке этой концепции, видимо, дала психоаналитическаяинтерпретация романа Достоевского "Братья Карамазовы". Согласно этойтрактовке, совокупность всех членов семьи Карамазовых, включая"незаконнорожденного" Смердякова, вместе и составляет человеческую личность.В ней происходит непрерывная борьба рассудочного Ивана со страстным Митей ичистым душой Алешей, с похотливым стариком Карамазовым и подлым Смердяковым.И в кульминационный момент верх берет Смердяков при тайном союзе с разумом иморалью Ивана. Сейчас говорится, впрочем, что Достоевский так изобразилименно русского человека, но это уже конъюнктура, проблема глубже. Пожалуй, можно считать бедствием рода человеческого тот тяжелый вывод,к которому пришли прагматики от психоанализа, подрядившиеся сначаламанипулировать сознанием в коммерческой рекламе, а потом и в политике: прощевсего манипулятору войти в союз с низкими и темными суб-Я человека. Легчевозбудить и превратить в мощный импульс порочные, подавляемые влечения,усилить и "подкупить" их, побудить сделать противное всей личности в целомдело. Пусть эта победа союза манипулятора с низменной ипостасью человекавременна и даже краткосрочна. Для целей манипуляции этого обычно достаточно,ему важно добиться нужного поступка - пусть потом разум и совесть человекараскаиваются. Как любят говорить, прыгая от радости, все манипуляторы,"поезд уже ушел". Склонность именно низких черт характера к заключению союзас "внешним врагом" - манипулятором - есть общий вывод множестваисследований. А бедствием человечества это стало потому, что именно на этойоснове возникла огромная индустрия активизации низменных влечений человека,которая непрерывно отравляет всю массовую культуру и сферу общения. Социальная психология имеет в качестве объекта не отдельную личность, агруппы людей. С точки зрения возможности манипулировать поведением групп идаже масс, большое значение для возникновения целого большого направлениясоциальной психологии имели вышедшие в 189* г. книги Гюстава Ле Бона"Психология масс" и "Душа толпы". Идеи, высказанные Ле Боном, дополняли иразвивали многие психологии и философы (например, и З.Фрейд в книге"Массовая психология и анализ человеческого Я"). На прошедшей в середине1990-х годов в США дискуссии о месте социальной психологии ее прикладнаяроль была определена инициатором дискуссии четко - "разработкасистематизированных техник формирования образа мыслей и поведения людей вотношении друг друга, то есть разработка поведенческих технологий". При этомиз литературы по социальной психологии видно, что "коррективы в поведение"эти технологии предполагают вносить без ведома субъектов человеческихотношений. Иными словами, речь идет именно о манипуляции, а не обучении илисвободном выборе. Эта установка выражена и в президентском обращенииГ.Оллпорта, избранного в 1947 г. президентом созданного тогда Отделениясоциальной психологии Американской психологической ассоциации - никакихсомнений в праве психологов корректировать поведение людей без их ведома исогласия. Начиная с 60-х годов социальная психология перешла к массированнымэкспериментальным исследованиям, на базе которых и вырабатывались"поведенческие технологии". Конечно, социальная психология к выработкеметодик манипуляции не сводится, но для нас здесь важна именно эта сторона. В рамках психологической доктрины развивается с начала века и другое,параллельное психоанализу течение - бихевиоризм (от слова behavior -поведение). Его основатель Д.Уотсон еще в 1914 г. заявил, что "предметомпсихологии является человеческое поведение". Позже он даже утверждал, чтолюбого младенца можно превратить в судью или преступника. Иными словами,технологии манипуляции и программирования всесильны. В отличие отпсихоанализа, бихевиористы отвлекаются от всех субъективных факторов(мышление, эмоции, влечения и т.д.) и рассматривают поведение исключительнокак функцию внешних стимулов. Это - крайне механистическое представлениечеловека, который рассматривается как машина, управляемая извне с присущиммашине детерминизмом (точной предопределенностью реакции в ответ науправляющее воздействие). В 70-е годы бихевиоризм поднялся от простых механистических аналогий кпонятиям кибернетической машины (необихевиоризм, связанный с именемФредерика Скиннера из Гарвардского университета). Автоматизировав своилабораторные устройства, Скиннер провел огромное число экспериментов наживотных, а потом и на человеке. В своей популярной книге "Поведениеживотных" виднейший специалист в этой области Н.Тинберген уклончиво говорито трудах основателя необихевиоризма: "В этих книгах, вызвавших бурю споров,Скиннер излагает свое убеждение, что человечество может и должно обучиться"приемлемым" формам поведения". Гораздо определеннее выражается современный авторитет в областипсихоанализа Э.Фромм: "Психология Скиннера - это наука манипулированияповедением; ее цель - обнаружение механизмов "стимулирования", которыепомогают обеспечивать необходимое "заказчику" поведение". По мнению Фромма, в США "невероятную популярность Скиннера можнообъяснить тем, что ему удалось соединить элементы традиционноголиберально-оптимистического мышления с духовной и социальной реальностью".Иными словами, он вновь дал среднему классу США надежду на то, что держатьчеловека под контролем можно, причем даже без ядерного оружия. Фромм пишет: "В кибернетическую эру личность все больше и большеподвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируются спомощью рекламы и идеологий - Скиннер называет это "положительные стимулы".Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе;становится полностью "отрегулированным" и обучается тому, что любоеповедение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общийплан, создает ему большие неудобства; фактически он уже есть тот, кем ондолжен быть. Если он пытается быть самим собой, то ставит под угрозу: вполицейских государствах - свою свободу и даже жизнь; в демократическихобществах - возможность продвижения или рискует потерять работу, и, пожалуйсамое главное, рискует почувствовать себя в изоляции, лишенным коммуникациис другими". Заметим, что виднейший антрополог и исследователь поведения К.Лоренц, скоторым во многих пунктах расходится Фромм, также категорически не приемлетбихевиоризма и объясняет популярность в США этого учения склонностью к"техноморфному мышлению, усвоенному вследствие достижений в овладениинеорганическим миром, который не требует принимать во внимание ни сложныеструктуры, ни качества систем... Бихевиоризм доводит его до крайнихследствий. Другим мотивом является жажда власти, уверенность, что человекомможно манипулировать посредством дрессировки". К.Лоренц видит в бихевиоризме реальную опасность для человечества:постоянное "воспитание" человека с помощью методов бихевиоризма грозитпревратиться в мощный фактор искусственного отбора, при котором будутвытеснены, а потом и исчезнут именно те люди, в которых ярко выражены самыепрекрасные высокие качества. Но это, впрочем, нравственная оценка, а нам сейчас важен сам факт:бихевиоризм стал важной составной частью доктрины манипуляции сознанием,разрабатываемой в области психологических наук.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.