Здавалка
Главная | Обратная связь

Иные знаковые системы



Мы не можем подробно обсудить все виды знаковых систем, которыестановятся мишенью для воздействий, служащих манипуляции сознанием. Укажемкоротко лишь некоторые. Значение одной из них очевидно. Это - язык чисел. Вчисле, как и в слове, заложены множественные смыслы. Порой кажется, что эти- исключительно холодные, рассудочные, рациональные смыслы. Это не так.Изначально числа нагружены глубоким мистическим и религиозным содержанием.Не будем уж углубляться в "число зверя" и вообще каббалистику. Хотя дляманипуляции суеверного и религиозного сознания она используется сегодня всамых примитивных политических целях. Заметим, что мистический смысл числа и счета укоренен не только виудейской и христианской культуре, это - общее явление. Пастух хоть вТуркмении, хоть в тундре никогда не скажет, сколько у него овец или оленей,хотя знает их всех "в лицо". В мультфильме, поставленном по обновленнойсказке, зверюшки приходят в ужас, когда заяц, научившись цифрам, ихпересчитывает. Они разбегаются с воплем: "Мама, он меня сосчитал!". Число, как и слово, было изначально связано с вещью. Последователирелигиозной секты Пифагора считали, что в числе выражена сущность, природавещи, при этом число не может лгать, и в этом их преимущество перед словом.Пифагорейцы считали даже, что числа - это те матрицы (парадигмы), по которымсоздаются вещи. Вещи "подражают числам". Через число только и может бытьпонят мир. Философ и богослов XY века Николай Кузанский, немало сделавший дляподготовки Возрождения, поставил вопрос жестко: "Там, где терпит неудачуязык математики, человеческий дух ничего уже не сможет понять и узнать".Сила "языка чисел" объясняется тем, что он кажется максимальнобеспристрастным, он не может лгать (особенно если человек вообще спрячетсяза компьютером). Это снимает с тех, кто оперирует числами, множествоограничений, дает им такую свободу, с которой не сравнится никакая "свободаслова". Один из великих математиков современности Кантор так и сказал:"Сущность математики заключается в ее свободе". М.Вебер особо отмечает ту роль, которую "дух счета" (calculatingsрirit) сыграл при возникновении капитализма: пуританизм "преобразовал эту"расчетливость", в самом деле являющуюся важным компонентом капитализма, изсредства ведения хозяйства в принцип всего жизненного поведения". Эту"расчетливость" Запада укрепила и Научная революция, сделавшая механицизмосновой мироощущения. Со времен Декарта для Запада характерна, как говорятфилософы, "одержимость пространством", которая выражается в склонности к"математическому методу" мышления. Но свобода тех, кто "владеет числом" означает глубокую, хотя и скрытуюзависимость тех, кто числа "потребляет". Сила убеждения чисел огромна. Этопредвидел уже Лейбниц: "В тот момент, когда будет формализован весь язык,прекратятся всякие несогласия; антагонисты усядутся за столом один напротивдругого и скажут: подсчитаем!". Эта утопия означает полную замену качеств(ценностей) их количественным суррогатом (ценой). В свою очередь, этоснимает проблему выбора, занимает ее проблемой подсчета. Что и являетсясмыслом тоталитарной власти технократии. Магическая сила внушения, которой обладает число, такова, что есличеловек воспринял какое-либо абсурдное количественное утверждение, его ужепочти невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными жеаргументами. Число имеет свойство застревать в мозгу необратимо. Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны вматематические формулы и уравнения - здравый смысл против них бессилен.Здесь возник целый большой жанр манипуляции (особенно в сфере экономики, гдеодно время даже господствовала целая "наука" - эконометрия; ее репутациярухнула в момент кризиса 1973 г., когда все ее расчеты оказались ложными).Изобретатель напряженного бетона и создатель современного метода расчетаконструкций Э.Фрессне пишет в своих мемуарах, что его всегда удивляло,почему инженеры и подрядчики всегда требовали от него и его сотрудниковрасчета прочности балок, колонн и т.д. вместо того, чтобы посмотреть напростые натурные испытания прочности - несравненно более надежные и простые."В конце концов я понял, - пишет он - что в большинстве случаев я имел делоне с простыми идиотами, а с лжецами и манипуляторами, которые знали, чтопризнать результаты испытания, сделанного в их присутствии, накладывает наних гораздо большую ответственность, чем признать результаты расчета. Ониукрывались за броней уравнений, которые служили им тем надежнее, чем сложнееони были". Почему же прикрытие числом и уравнением так эффективно защищалоот ответственности? Потому, что таково общественное мнение. Инженеры иподрядчики на практике знали магическую силу чисел. Другая важная знаковая система - акусфера, мир звуковых форм культуры.В программировании поведения звуки, воздействующие в основном не на разум, ана чувства, всегда занимали важное место. Слово с его магической силойвыросло из нечленораздельных звуков, издаваемых вожаком стаи. Каждый, ктообщался с животными, знает, насколько богаты оттенками и как сильнодействуют на слушателя вроде бы однообразные звуки - мяуканье кошки, лайсобаки, ржание лошади. Что же касается слова, то его восприятие в большойстепени зависит от того, каким голосом оно произнесено. Те, кто служил вармии, знают, например, что такое "командирский голос". Замечу, чтовиднейшими основателями фонологии - раздела лингвистики, изучающеговзаимосвязь между смысловой (семантической) и звуковой компонентами языка,стали выходцы из России Р.О.Якобсон и Н.С.Трубецкой (последнему принадлежитфундаментальный труд "Основы фонологии"). Мы говорили о "семантическом терроре" - убийстве слов, обладающихглубокими множественными смыслами, или подмене смысла слов, созданииновоязов и антиязыков. Но важна и фонетика, произношение слова и фразывслух. "Язык есть цветение уст". Сказавший эту фразу Хайдеггер подчеркивал:"Чтобы раскрылось бытие во всей своей потаенной явленности, слушающий долженсвободно отдать себя власти его слышимого образа". Выше, в гл. 4, упоминались исследования психоаналитиков о том, какдействует на подсознание голос политика и как это сказалось на восприятиирадиодебатов между Кеннеди и Никсоном. Сегодня мы можем наблюдать "научнообоснованную" обширную программу порчи фонетической основы русского языка.Вот кажущееся безобидным дело - замена дикторов радиовещания и телевидения. За шестьдесят лет русские люди привыкли к определенному типу"радиоголоса" как к чему-то естественному. И мало кто знал, что вдействительности в СССР сложилась собственная самобытная школа радиовещаниякак особого вида культуры и даже искусства ХХ века. За пару лет доперестройки был я в Мексике, и подсел ко мне за ужином, узнав во мнерусского, пожилой человек, профессор из Праги, специалист в очень редкойобласти - фонетике радиовещания. Он был в Мехико с курсом лекций и жил в тойже гостинице, что и я. Профессор рассказал мне вещи, о которых я и понятияне имел. О том, как влияет на восприятие сообщения тембр голоса, ритм, темпи множество других параметров чтения. И сказал, что в СССР одна из лучшихшкол в мире, что на нашем радио один и тот же диктор, мастерски владея какбы несколькими "голосовыми инструментами", может в совершенстве зачитать исообщение из области медицины, и на сельскохозяйственную тему - а онитребуют разной аранжировки. Ему казалось удивительным, как в такой новойобласти, как радиовещание, удалось воплотить старые традиции русскоймузыкальной и поэтической культуры. Что же мы слышим сегодня? Подражая "Голосу Америки", дикторы используютчуждые русскому языку тональность и ритм. Интонации совершенно несоответствуют содержанию и часто просто оскорбительны и даже кощунственны.Дикторы проглатывают целые слова, а уж о мелких ошибках вроде несогласованияпадежей и говорить не приходится. Сообщения читаются таким голосом, будтодиктор с трудом разбирает чьи-то каракули. Все это - подкрепление"семантическому террору" со стороны фонетики. О воздействии музыки на сознание говорить даже не будем. Оно очевидно -стоит вспомнить эффект боевого или траурного марша, песни "Вставай, странаогромная" или выступления рок-ансамбля перед толпой фанатов. О роли музыки впрограммировании поведения (обычно в совокупности с другими каналамивоздействия - словом, пластикой движений и зрительными образами) написаноморе литературы. С этим вопрос ясен. Добавлю только, что не менее важной, чем звук, частью акусферы являетсятишина. На мышление, сознание и подсознание человека действует именночередования звука и тишины - со своим ритмом, интенсивностью. Ницше не развозвращался к глубокой мысли: "великие события случаются в тишине"("приходят на голубиных лапках"). Если же речь идет о взаимосвязи бытия иполитики (а именно здесь лежит проблема манипуляции сознанием), то рольтишины возрастает еще больше. Хайдеггер, который продолжил мысль Ницше обаристократии сильных, посвященных, призванных управлять массой, дажепоставил вопрос о создании сигетики - техники молчания. Это - "тихая", болееили менее подсознательная коммуникация среди посвященных посредствомумолчания. Напротив, чтобы предотвратить возможность зарождения собственных группэлиты (интеллигенции) в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины.Так на современном Западе возникло явление, которое получило название"демократия шума". Создано такое звуковое (и шумовое) оформление окружающегопространства, что средний человек практически не имеет достаточныхпромежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль.Это - важное условие его беззащитности против манипуляции сознанием. Элита,напротив, очень высоко ценит тишину и имеет экономические возможностиорганизовать свою жизнь вне "демократии шума". Отметим вещь еще менее явную, чем тишина - сигналы запахов. Значение ихобычно ускользает. Тот факт, что мир запахов с точки зрения манипуляциисознанием и поведением недооценивается, можно считать странным. Известно,что эта знаковая система оказывает на поведение самое мощное воздействие.Достаточно вспомнить о том, какую роль играют духи как знаки, как носителисообщений в самых тонких человеческих отношениях. Известно также, чтометафора запаха используется в пропаганде очень широко. Слова о запахедействуют на особую психическую сферу - воображение, и под воздействием словчеловек как бы ощущает тот или иной запах. Такими метафорами полон язык политики, вплоть до ее низкого жаргона.Вспомните: "запахло жареным". Одна из сильнейших метафор - "запах крови".Запуская ее в массовое сознание, политики нередко действительно устраиваютнебольшой кровавый спектакль, жертвуя некоторым числом жизней, чтобы вызватьпсихологический шок у граждан. На практике Запад в полной мере использовал запахи в укреплениикультурного ядра общества и предложил людям из всех социальных групп и всехсубкультур богатейший "рацион" запахов. Были развиты мощные отраслипромышленности - парфюмерия и косметика, табачных изделий, напитков и т.д. -в которых запах играл ключевую роль. Дизайнеры буквально проектируют запахиресторанов, отелей, аэропортов, целых кварталов. Тот, кто приезжал на Западиз СССР, первым делом замечал контраст именно в мире запахов. В последнее время понимание запахов как знаков, сигналов, выходит нановый уровень благодаря изучению поведения животных. У "социальных"насекомых запахи вообще служат главным средством обмена информацией.Насекомые выделяют феромоны - химические соединения с очень тонкоизбирательной активностью. Их запах различают другие особи того же вида,которые, получив сигнал в виде запаха, соответственным образом реагируют нанего. Феромоны передают необходимую информацию при спаривании, началероения, передают сигналы тревоги, приказы пойти в атаку и т.д. В миренасекомых человек уже активно пользуется запахами для воздействия наповедение. Множество лабораторий, не считаясь с усилиями и затратами,выделяет, изучает и синтезирует феромоны, чтобы обманывать насекомых,подавая им ложные сигналы. Понятно, что манипуляция поведением вредных насекомых качественноповышает возможности человека. Во многих случаях уже не требуетсяобрабатывать инсектицидами огромные площади. Яд помещается лишь в ловушках сферомонной приманкой. Миллионы таких ловушек установлены, например, в лесахСкандинавии. К ним бредут и в них погибают жуки-короеды. К сожалению, воспитанный европейской рациональной школой человекутратил традиционное знание о роли запахов в поведении людей. Здесь -потенциально опасный, неприкрытый участок фронта нашей обороны противманипуляции сознанием. Вспоминаю красноречивый случай. В 1992 г., перед конференцией "Рио-де-Жанейро-92", в Бразилии былапроведена серия подготовительных научных симпозиумов. На один из них, встолице Амазонии городе Белен, пригласили меня. В воскресенье нас повезли наэкскурсию - крупнейший в Америке рынок Белена. По рекам и протокам намоторках, шаландах и пирогах туда стекаются индейцы Амазонии. Сопровождалнас этнограф из местного университета, сын немца и англичанки, осевших вБразилии. Наша ученая компания (все, как на подбор, в шортах и черных очках)на этом рынке как-то резала глаз, и мы с китайцем (двое "нецивилизованных")отошли вперед, поодаль, чтобы не было так неуютно. Вдруг сзади, в толпедокторов наук, раздался такой взрыв хохота, что мы невольно бросились назад.Что же случилось? Это были ряды, где сидели знахари из разных племен, со связками трав,ракушек, каких-то зубов. Наши коллеги стояли около древней старухи, котораярасставила и развесила гирлянды пузырьков и баночек. По просьбе нашего гидастаруха доставала и откупоривала ту или иную склянку, а он объяснял публикесостав и назначение того или иного зелья. И каждый раз его объяснениявызывали какой-то нелепый хохот - вот, мол, какие смешные суевериясохранились в конце ХХ века. Старуха была специалист по зельям,воздействующим на любовное поведение. Вот она открыла и подала склянку, вней спиртовая настойка каких-то трав, среди них кусочек неведомой рыбы. Гиддал нам понюхать, потом пояснил: это духи, запах которых охлаждает любовныйпыл и интерес к сопернице. Все нюхают - и опять хохот. Старуха смотритсовершенно безучастно, с каменным лицом (китаец тоже). И ведь все это были образованные, культурные люди из Европы и США. Оникак будто забыли элементарные вещи. Я завязал с одним разговор. Знаете,говорю, что в Средние века в Европе крепостные ходили по лесам и водилисвинью на цепочке - искали для своих сеньоров трюфели? Это он знал, потомучто есть очень известная гравюра, изображающая эту сцену. Почему же свиньячует запах трюфелей сквозь слой земли в полтора метра? И почему трюфели наужин были таким изысканным угощением? Этого он уже не знал. А дело в том,что из каприза природы трюфели вырабатывают то же самое вещество, что икожные железы хряка в момент его любовного экстаза. Почти неразличимый длячеловека запах сводит с ума свинью. Недавно ничтожные количества этого вещества выделили, очистили иизучили. И оказалось, что в такой же ситуации оно выделяется подмышечнымижелезами мужчины. Так что даже неуловимые запахи влияют на поведение людей -хоть в компании ученых из Гарварда, хоть в замке феодала, угощающего своюдаму трюфелями. Чего же хохотать над знахарями индейцев? У них на общие длячеловеческого рода безусловные рефлексы накладывается почти неизвестная намкультура. Европейца волнует запах ладана, создает у него особый духовныйнастрой. Этот запах ничего не говорит буддисту, но над ним властвуетстранный для нас запах азиатских курений. После того случая китаец примирительно сказал мне о докторах изГарварда: они - большие дети, и к ним нельзя предъявлять слишком большихтребований. Но ведь из-за этой детской наивности мы вообще не замечаем целойсферы знаков, которая может стать объектом манипуляции. За ширмой этойнаивности, возможно, давно уже ведутся исследовательские разработки. Надонаблюдать.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.