Здавалка
Главная | Обратная связь

Страхи и тип культуры



Когда мы окидываем мысленным взглядом нашу историю, сравнивая систорией становления человека Запада, сразу бросается в глаза эта разница:никогда русскому человеку не вводился в сознание вирус мистического страха.Этого не делало Православие, этого не делали народные сказки про Бабу Ягу.Наши грехи поддавались искуплению через покаяние, и даже разбойник Кудеярмог надеяться на спасение души. Выше говорилось об особом "западном" страхе смерти. Русский человек, неутративший исторической памяти, знает, что ничего подобного на Руси не было,несмотря на страшные войны и бедствия. Смерть и проблема спасения душизанимали большое место в мыслях и чувствах православного человека, нофилософия смерти была окрашена лирическим чувством, любовью к земле,оставляемым близким и к тем, кто ушел раньше. В первом томе труда В.Даля"Пословицы русского народа" смерти посвящен самый большой раздел. Но нет внем ни одной пословицы, отражающей экзистенциальный страх. Само событие встречи со Смертью представлено пословицами как дело давнопродуманное и не представляющее катастрофы: "Умирать - не лапти ковырять:лег под образа, да выпучил глаза, и дело с концом". В смерти человек нетолько не одинок, он особенно чувствует поддержку братства: "Кабы до наслюди не мерли, и мы бы на тот свет дороги не нашли", "Люди мрут, нам дорогутрут. Передний заднему - мост на погост". Даже в прощанье видна теплота:"Помрешь, так прощай белый свет - и наша деревня!". Й.Хейзинга в главе оевропейском восприятии смерти в позднее Средневековье подчеркивает, что внем совершенно отсутствуют лирические мотивы и теплые нотки - лишь высокий ичистый ужас. Против страха вечных мук грешного человека выступили все виднейшиерусские религиозные философы начала нашего века. В.В.Розанов говорил овсепрощении на небесах рода людского. Близок к нему был Н.А.Бердяев,высказавший мысль, что ад придуман "утонченными садистами". Н.Ф.Федоровсчитал нелепостью, что "одни (грешники) осуждаются на вечные муки, а другие(праведники) - на вечное созерцание этих мук". Конечно, со строго богословской точки зрения русские православныефилософы, видимо, были на грани ереси, но они выражали архетипы национальнойкультуры. Н.Ф.Федоров ставил даже вопрос о принципиальной возможности черезсоборность избежать Страшного суда. Н.А.Бердяев писал об этой мыслиН.Ф.Федорова: "Апокалиптические пророчества условны, а не фатальны, ичеловечество, вступив на путь христианского "общего дела", может избежатьразрушения мира, Страшного суда и вечного осуждения. Н.Федоров проникнутпафосом всеобщего спасения и в этом стоит много выше мстительных христиан,видящих в этой мстительности свою ортодоксальность". Отсутствие "страха Лютера", породившего протестантскую этикукапитализма, приводило и к известной бесшабашности русских в ведениихозяйства, что всегда приводило в отчаяние наших западников.М.Е.Салтыков-Щедрин пишет, как он, впервые поехав за границу, был пораженвидом засеянных полей: "Под опасением возбудить в читателе недоверие,утверждаю, что репутация производства так называемых "буйных" хлебов гораздос большим правом может быть применена к обиженному природой прусскомупоморью, нежели к чембарским благословенным пажитям, где, как рассказывают,глубина черноземного слоя достигает двух аршин... Здесь же, очевидно, ни накакие великие и богатые милости не рассчитывали, а, напротив, денно и нощнотолько одну думу думали: как бы, среди песков да болот, с голоду неподохнуть. В Чембаре говорили: а в случае ежели бог дожжичка не пошлет, такнам, братцы, и помирать не в диковину! а в Эйдткунене говорили: там какбудет угодно насчет дожжичка распорядиться, а мы помирать не согласны!".Кое-кто выведет отсюда мораль о природной лени православных, а мы о другом -страха не было. Научная картина мира пришла в Россию, не ошарашенную Реформацией ибуржуазной революцией. Она, конечно, воспринималась с трудом, но страха невызвала. Вот как излагает отношение к коперниканской картине мира русскогочеловека начала нашего века философ А.Ф.Лосев: "Не только гимназисты, но ивсе почтенные ученые не замечают, что мир их физики и астрономии естьдовольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумноемарево, та самая дыра, которую ведь тоже можно любить и почитать... Все этокак-то неуютно, все это какое-то неродное, злое, жестокое. То я был наземле, под родным небом, слушал о вселенной, "яже не подвижется"... А товдруг ничего нет, ни земли, ни неба, ни "яже не подвижется". Куда-то выгналив шею, в какую-то пустоту, да еще и матерщину вслед пустили. "Вот-де твояродина - наплевать и размазать!" Читая учебник астрономии, чувствую, чтокто-то палкой выгоняет меня из собственного дома и еще готов плюнуть вфизиономию". Ворчит русский человек, но не боится. В России события развивались иначе. Жестокие правители, от ИванаГрозного до Сталина, внушали русским людям страх вполне разумный,реалистичный. Страх эпохи сталинизма, о котором нам поведали в перестройкулиберальные интеллигенты, есть, по всем признакам, именно "западный" страх.Недаром многие считали все эти выступления Ю.Афанасьева, Д.Лихачева иЛ.Разгона неискренними, чистой "идеологией". Видимо, простые люди ошибались- страх элиты был настоящим, но он был чужим для тех, кого не овеял"западный" дух (и большие семьи моих родителей были затронуты репрессиями,но я, зная о них с детства, никакого мистического страха перед ними у моихродных не видел). Не успел возникнуть в России и "внутренний" страх перед буржуазнойморалью и перед возможной потерей буржуазного статуса, не нагнетали у насстраха и перед ядерным апокалипсисом. Можно даже сказать, что ядерный страху нас в массе людей был так же неразвит, как у крестьян был неразвит страхперед недородом, о котором писал Салтыков-Щедрин. Когда после аварии наЧернобыльской АЭС из городка было срочно эвакуировано население, передмилицией встала немыслимая для Запада проблема: жители, тайными тропамиобходя заслоны, повадились возвращаться в покинутые жилища за вещами. Апотом и жулики потянулись - стянуть, что плохо лежит. В зараженную зону! Можно принять как общий вывод: вплоть до последнего времени в культуреРоссии не играл существенной роли экзистенциальный страх - страх перед самимсуществованием человека, страх как важная сторона самой его жизни.Православие и выросшая на его почве культура делали акцент на любви. И этоуже само по себе не оставляло места для экзистенциального страха: "В любвинет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе естьмучение. Боящийся несовершен в любви" (Первое послание Иоанна, 4, 18). Однако в той части советских людей, которые в наибольшей степени былипроникнуты рациональным способом мышления и западническими иллюзиями, в ходеперестройки удалось раскачать невротический страх. Речь идет не о томразумном страхе перед реальными опасностями, который необходим, чтобы жить вменяющемся, полном неопределенностей мире. Нет, как раз эта осмотрительностьи способность предвидеть хотя бы личный ущерб была у либеральнойинтеллигенции в ходе перестройки отключена. Ведь уже в 1988-89 гг. былоясно, что тот антисоветский курс, который интеллигенция с восторгомподдержала, прежде всего уничтожит сам смысл ее собственного существования.Об этом предупреждали довольно внятно - никому из сильных мира сего вразрушенной России не будет нужна ни наука, ни культура. Нет, этогоразумного страха не было, и сегодня деятели культуры и гордая Академия наукмычат, как некормленая скотина: "Дай поесть!". Речь идет о страхе внушенном, бредовом, основания которого самтрясущийся интеллигент-либерал не может объяснить. В него запустилиидею-вирус, идею-матрицу, а он уже сам вырастил какого-то монстра, которыйлишил его способности соображать. Вот, большинство интеллигенциипроголосовало в 1996 г. за Ельцина (особенно красноречива позиция научныхгородков). Социологи, изучавшие мотивы этого выбора, пришли к выводу: в немдоминировал страх - перед Зюгановым! Никаких позитивных причин поддержать Ельцина у интеллигенции уже небыло. Полностью растоптан и отброшен миф демократии. Нет никаких надеждпросочиться в "наш общий европейский дом". Всем уже ясно, что режим Ельцинаосуществляет демонтаж промышленности и вообще всех структур современнойцивилизации, так что шансов занять высокий социальный статус (шкурныемотивы) интеллигенция при нем не имеет. Если рассуждать на холодную голову, то овладевшая умами образованныхлюдей вера ("Придет Зюганов и начнет всех вешать") не могла бытьподтверждена абсолютно никакими разумными доводами, и этих доводов вразговорах получить было невозможно. Более того, когда удавалось как-тособеседника успокоить и настроить на рассудительность, на уважение к законамлогики, он соглашался, что никакой видимой связи между сталинскимирепрессиями и Зюгановым не только нет, а более того, именно средикоммунистов сильнее всего иммунитет к репрессиям. Если где-то и гнездитсясоблазн репрессий, то именно среди харизматических политиков-популистов. Темне менее предвыборная стратегия Ельцина, основанная на страхе, оказаласьуспешной. Если бы этот страх лишь грыз и мучал душу либерального интеллигента,его можно было бы только пожалеть. Но психоз стал политической силой, потомучто ради избавления от своего комплекса эта часть интеллигенции посчиталасебя вправе не жалеть никого. Поддержать такие изменения в стране, которыепричиняют несовместимые с жизнью страдания огромному числу сограждан. Видявоочию эти страдания, либеральная интеллигенция, тем не менее, поддерживаетпричиняющий эти страдания режим, оправдывая это единственно своимизбавлением от самой же созданного страшного привидения. Пригласили меня перед выборами в Думу 1995 г. на круглый стол"Культура, образование, наука" Общественной палаты при Президенте РФ. Видно,плюрализмом решили тряхнуть. Собрался цвет "демократов от культуры",послушать было интересно. Начальница Палаты, драматург, поставила вопроспо-шекспировски: "Если на выборах победят коммунисты, Зюганов, то всех наспоставят к стенке. Хоть это вы все понимаете?". Все закивали головами. Да,это они понимают. Я чуть не вскочил: "Объясните, господа, какие вы за собойзнаете дела, за которые кто-то жаждет поставить вас к стенке?". Ведь простотак подобные мысли в голову не приходят. Что-то, значит, точит этих"драматургов". Пытался я выяснить - нет, "точит" ирреальный, иллюзорныйстрах, который невозможно перевести на язык осязаемых опасностей. Помимо либеральной интеллигенции на время такой страх овладевал ичастью наших "предпринимателей" (впрочем, сильно связанных синтеллигенцией). Когда ГКЧП устроил свой страшный "военный переворот", тоуже утром 19 августа жителям Москвы стало ясно, что ни стрелять, ни давитьтанками военные никого не будут. А после пресс-конференции "хунты" с полнойочевидностью выяснилось, что мы - зрители большого спектакля. Тогда назавтрак "Белому дому" было созвано "ополчение" из демократов. Какие же чувстваиспытывали "ополченцы"? "Известия" писали: "Многие обратили внимание на то, что в рядахополченцев немало предпринимателей. Тех самых, чьему бизнесу обещал немешать Геннадий Янаев во время фарсовой пресс-конференции 19 августа. Изкоротких интервью с биржевиками, менеджерами совместных и малых предприятий,акционерных обществ, коммерческих банков становилось понятно, что привело ихсюда, что заставило взять в руки стальные прутья, палки, кирпичи. В"программе" самозванного ГКЧП они увидели не только конец демократическимсвободам, но и собственный конец". Собственный конец, какой ужас! Это - из пресс-конференции трясущегосяЯнаева! Можно ли в это поверить? Оказывается, так и было. Пишет М.Леонтьев в"Независимой газете": "Никогда ни в одном государстве мира военный переворотне означал такой физически ощутимой угрозы жизни для десятков тысячпредпринимателей. И никогда демократия не получала столь единодушнойподдержки от бизнеса". Это написано вполне серьезно, а ведь налицо психоз.Тут мы явно видим отщепление от народа некоторой группы по важномукультурному признаку: она стала подвержена "западному" страху. Значит,подвержена новым, непривычным для нас методам манипуляции поведением. И это уже опасно. Как писал в получившем известность "Дневнике" один иззащитников "Белого дома" журналист С.Хабиров, "по сути мы - участники покаеще тихой гражданской войны: две группы граждан - готовы стрелять друг вдруга. Во всяком случае люди, охраняющие "Белый дом", вполне способны этоделать...". Военные, как известно, стрелять ни в кого не собирались,психологически к этому совершенно не были готовы, да и приказы этострого-настрого запрещали. А собравшиеся демократы, оказывается, были"вполне способны это делать". Ничего себе - эффект перестройки. В целом культивирование страха было важной составной частью всейпрограммы перестройки и реформы. Для этого были использованы все возможныетемы: репрессий 1937 года, голода, дефицита, технологических катастроф,преступности, СПИДа, экологических опасностей, межнациональных войн иполицейского насилия. При этом в каждой теме образы страха накачивались вмассовое сознание с невероятной силой, всеми средствами государственноймашины пропаганды, а потом и "независимого" телевидения. Нам непрерывнопоказывали ужасные сцены разгрома Бендер, а потом бомбардировок Грозного,избиения демонстраций и, наконец, расстрела Верховного Совета РСФСР,заснятого как спектакль заранее установленными камерами. Конечно, нагнетанию страхов в разных слоях российского обществаспособствует сама жизнь. Пока что трудно сказать, идет ли речь о реальныхстрахах или они приняли уже невротический, а то и шизофренический характер.Западные эксперты используют как количественный показатель нарастания страхарост числа телохранителей. По этому показателю можно говорить уже ошизофреническом страхе: в советское время всего около трех десятков человекв Москве имели личную охрану. Сейчас крупные коммерческие структуры тратятна охрану около трети своих прибылей. Тем не менее, в конце 1996 г. примернополовина всех бизнесменов в России находилась в постоянной тревоге за своюжизнь и жизнь своих близких. Второй индикатор страха - общая уверенность бизнесменов и высшихчиновников, что их телефон прослушивается. Этот страх также приобретает ужехарактер паранойи. Простой обыватель, видимо, этим невротическим страхам неподвержен. Для него обычен вполне реальный и здоровый страх передрасплодившимися преступниками при полной недееспособности правоохранительныхорганов. Если раньше опасность нападения хулигана была локализована именно внем, а тыл обывателя защищала милиция, то сейчас никто не уверен в том, чтоона встанет на его сторону, если хулиган окажется членом влиятельной банды. Профессор Мичиганского университета В.Э.Шляпентох (специалист по Россиии бывший советский социолог, работавший для "Правды") пишет: "Страх за своюжизнь влияет на многие решения россиян - обстоятельство, практическинеизвестное в 1960-1980 годах... Судьи боятся, и не без основания,обвиняемых, налоговые инспекторы - своих подопечных, а милиционеры -преступников. Водители смертельно боятся даже случайно ударить другойавтомобиль, ибо "жертва" может потребовать компенсации, равной стоимостиновой машины или квартиры". Причину невозможности эффективной борьбы с преступностью и оздоровленияобстановки В.Э.Шляпентох видит в том, что "все российские олигархи-"феодалы"и их многочисленная челядь, как на государственной службе, так и в бизнесе,практически без исключения боятся законного расследования их деятельностинамного больше, чем наемных убийц... Обнародованные факты делают Мжаванадзеили Чурбанова, олицетворявших коррупцию брежневского времени, почтиневинными младенцами в сравнении с нынешними деятелями". Эти реальные страхи - другая тема. Для нас здесь важно то, что онисоздают основу для искусственного превращения их в страх шизофренический сцелью создания благоприятной обстановки для манипуляции массовым сознанием -прежде всего в политических целях. Например, для приведения к власти"крутого" генерала, обещающего навести порядок железной рукой.

Страх терроризма

Для России сегодня актуальным стал давно разработанный на Западе страхтерроризма как эффективное средство манипуляции сознанием. Понятие террора(terror значит ужас) ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса,который овладевал зрителями трагедии в греческом театре. Это был ужас переднебытием, представленным в форме боли, хаоса, разрушения. Считается, чтоосмысление террора посредством театра породило ритуал суда как разновидноститеатра, побеждающего террор через закон. Позже, именно на волне Просвещения,был открыт на Западе этот мощный метод воздействия на мысли и поведениеграждан - террор. Доктрина превращения страха (terror значит ужас) в орудиевласти принадлежит якобинцам и подробно изложена в сочинениях Марата. Длясоздания массового страха новое государство шло на разрушение собственногообраза как гаранта права - государство само организовывало "как быстихийные" погромы тюрем с убийством политических заключенных. Марат жесформулировал важнейший тезис: для завоевания или удержания власти путемустрашения общества (это и есть политический смысл слова "террор")необходимо создать обстановку массовой истерии. Вслед за государством террор в "войне всех против всех" сталииспользовать и политические силы, борющиеся с государством (или с егопротивниками). Так возник терроризм как средство устрашения общества игосударства в политических целях. Он также возник как своего родаполитический театр, зрители которого испытывают ужас. Главной целью егоявляется не убийство конкретных личностей, а именно воздействие на чувстваширокого круга людей. Согласно принятому в американской политологии понятию,терроризмом является "угроза или использование насилия в политических целяхотдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так ипротив существующего правительства, когда такие действия направлены на то,чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы".Таким образом, терроризм - средство психологического воздействия. Егоглавный объект - не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель -не убийство, а устрашение и деморализация живых. Жертвы - инструмент,убийство - метод. Этим терроризм отличается от диверсионных действий, целькоторых - разрушить объект (мост, электростанцию) или ликвидироватьпротивника. Иногда цели совпадают (например, в покушениях на политическихдеятелей), но мы будем говорить лишь о терроризме, направленном противнаселения. Выше говорилось, что есть страх разумный, когда человек верноопределяет источник и величину опасности и принимает меры, которые ееснижают. Есть страх неадекватный (невротический), когда человек или впадаетв апатию, или совершает действия, вредные или даже губительные для негосамого. Цель террористов - создание именно невротического страха.Деморализованные и запуганные люди делают сами, требуют от властей или хотябы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Иногда этодействия, которые выгодны террористам или чаще - заказчикам, нанимателямтеррористов. Иногда самый большой выигрыш получают политики, которыебесплатно пользуются "чужим" терактом. Атаки террористов могут быть направлены на узкую группу, к которой тыпринадлежишь (такой группой были, например, жители дома в Буйнакске). Тогдаопасность велика - идет прицельный огонь, стреляют именно в тебя. Но еслибьют по очень широкой группе (например, по группе "жители России" или даже"москвичи"), то бояться за себя лично нет никакого смысла - вероятностьстать жертвой очень мала, можешь попасть лишь под редкую шальную пулю. Вовсяком случае, эта опасность на три порядка (в тысячу раз) меньше, чемвероятность стать жертвой катастрофы за рулем автомобиля. Из 15 миллионовводителей в России ежегодно гибнет порядка 1 на тысячу. От терактов в 1999году погибло порядка 1 на миллион. Но мы ведь не боимся ездить на машине. Почему же мы не боимся ездить на машине, но боимся террористов? Преждевсего потому, что сильные мира сего не заинтересованы в том, чтобы мыбоялись автомобиля. Поэтому их телевидение не показывает нам с утра до ночиизуродованные трупы жертв автокатастроф. Если бы показывало с той жеинтенсивностью, как и дело рук террористов - то мы боялись бы автомобиляпанически. Отсюда понятен вывод, давно сделанный учеными: терроризм возниквместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм - роднойбрат телевидения. Бомбардировки Ирака, расстрел Дома Советов или взрыв вПечатниках не имели бы смысла, если бы телевидение не донесло их в каждыйдом. Уже газеты в прошлом веке были абсолютно необходимы для терроризма, нокрови приходилось лить много - газеты не передают вида крови. По даннымнекоторых историков, до 1917 г. террористы в России убили около 17 тыс.человек (наверное, преувеличивают, но в любом случае счет шел на тысячи).Эффект был, но намного меньше, чем сегодня от сотен жертв. Читать и слышать- это не то, что видеть. Мы не можем жить без газет и телевидения, но эти средства могут бытьпособниками террористов в создании неадекватного страха, а могут быть"антитеррористами". В СССР терроризма не было - во многом потому, что целиего были недостижимы. Советские СМИ не брали интервью у убийц и нетранслировали ужас. А сегодня, например, телевидение России - соучастниктеррористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуетсятеррористам. В 1996 г. телевидение поэтизировало Басаева, непрерывнопоказывало его мужественную бороду, пускало лживую слезу ("ах, у него прибомбежке погибла вся семья") и умилялось ("ах, он подарил русскимдетям-сиротам в Грозном телевизор"). Но главное, ему предоставлялся эфир -что абсолютно неприемлемо, если с терроризмом хотят бороться, а не помогатьему. Кстати, эфир предоставляется и сегодня, хотя и менее нагло ("Басаев вГрозном заявил, что..."). И все демократическое сообщество журналистов горойвстало за репортера радио "Свобода" А.Бабицкого, который вещал из лагерябоевиков и которого арестовали в Грозном. Дело Бабицкого само по себезамечательно, но мы возьмем только его первую часть - его пребывание убоевиков, которое демократы от Шустера до Олбрайт представили как право идаже обязанность журналиста. Да, иностранные журналисты не вылезали изотрядов боевиков Басаева. 5 февраля 2000 г. по российскому телевидению дажепоказывали один такой отряд, представленный в передаче какой-то иностраннойтелекомпании. Бородатый боевик размахивал ножом и приговаривал: "Это дляПутина. Я купил на пенсию". Очень остроумно и демократично. А вот у менявырезка из испанской газеты "Паис" от 28 октября 1998 г. ВлиятельнаяАссоциация жертв терроризма заявила послу Великобритании официальныйпротест, который потребовала передать премьер-министру Тони Блэру, в связи стем, что в телепередаче Би-Би-Си промелькнуло заявление двух членовтеррористической баскской организации ЭТА о том, что с 16 сентября этаорганизация объявляет перемирие и прекращает террористические акты. Итак,промелькнуло миролюбивое заявление - и официальная нота послу и премьеру.Что было бы, если бы корреспондент Би-Би-Си находился в банде террористовгде-нибудь в Пиренеях, и они бы размахивали ножом и обещали зарезать короляИспании - и это бы передавалось по всей Европе? Чудовищное несоответствие стем, что происходит в России - и все эти Киселевы и Флярковские как будто невидят. Но вернемся к самому терроризму. Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм - отказ отобщей этики. Он - продукт Запада, который декларировал как норму жизни"войну всех против всех". Впервые во время Французской революции террор сталофициально утвержденным и морально оправданным методом господства и породилсвоего близнеца - терроризм как метод борьбы против власти. Затем, как ответна терроризм оппозиции, возник государственный терроризм. Страны Западакультивируют у себя терроризм в контролируемых масштабах. Это - важноесредство сплочения обывателей вокруг власти ("ей приходится многое прощать,ибо без нее нас всех убили бы террористы"). Это - одно из самых сильныхсредств манипуляции сознанием и отвлечения внимания общества от махинацийверхушки. Это - эффективное средство собирать радикальную молодежь изотверженных слоев общества и направлять ее энергию на ложные цели. Принципиально новую сложную систему терроризма создал Израиль. Этасистема состоит из государственного терроризма, манипулируемого "исламского"терроризма и антитеррористических спецслужб. Вслед за Израилем к поддержке"исламских" террористов перешли США - это оказалось слегка болезненным, ноэффективным средством стравить мусульман друг с другом, оттолкнуть от борьбыих здравомыслящую массу. Виднейший арабский историк и философ Самир Амин вкниге "Евроцентризм: критика идеологии" пишет о тайном альянсе Запада сисламскими фундаменталистами: "Как можно объяснить поддержку (лицемерноотрицаемую), которую Запад оказывает враждебному ему движению, кроме как темколоссальным ослаблением арабского мира, к которому оно ведет разжиганиемвнутренних конфликтов (особенно конфессиональных конфликтов между сектами имежду организациями)?". Трагическим следствием взрывов жилых домов и созданного телевидениемпсихоза надо считать тот факт, что в России и массовое сознание, и чуть лине все политики соблазнились идеей "учиться у Запада и Израиля", а то и"сотрудничать" с ними в борьбе с терроризмом в России. Только на первый взгляд кажется, что речь идет о том, чтобы всего лишь"перенять технологию". За этой технологией стоит неотделимое от неепредставление о Добре и Зле. Перенять его у Запада и Израиля в их умениисоздать, а потом "приручить" терроризм - это конец России как культуры и какмногонациональной страны. Тот факт, что это говорится всерьез и не вызываетникакой реакции у русских писателей, у военных, у Православной церкви,говорит о тяжелейшем духовном кризисе. Средства Запада не ставят целью искоренить терроризм, посколькутерроризм Западу необходим. Цель - поддерживать терроризм в заданныхпределах (с помощью Азефов). "Эксперты" на телевидении восхищались: Израильтак много платит провокаторам в среде террористов, что всегда может пресечьслишком опасные акции. Какому-то террористу даже голову мобильным телефономоторвало. Но если Израиль платит, да еще много, значит, он сам создаеттерроризм. Рынок есть рынок: есть спрос - есть и предложение. Чтобы получатьденьги от "Моссада", надо совершать теракты. Несчастных юношей-самоубийцвезде хватает. Тут видна утрата логики. Почему изживать терроризм мы должны учиться уЗапада, где он процветает, а не у Советского Союза, где его и в помине небыло? Давайте хотя бы ясно определим, почему в СССР не было терроризма.Какие условия автоматически гасили само желание кинуться в этот омут? Ведьна страшный КГБ это не спишешь, хотя и грозящий палец КГБ был необходим. Почему те же чеченцы, перешедшие на сторону Гитлера и имевшие в тылуКрасной армии мощные формирования с артиллерией, прекратили сопротивление ибез боя погрузились в теплушки и уехали в Казахстан? Почему они не началитеррористическую войну - ни в конце 40-х, ни в 50-е, ни в 60-е годы? Онибоялись КГБ? Нет, они и во время войны ничего не боялись, начать восстание втылу Красной армии означало сжечь мосты и идти на большой риск. Мятежныечеченцы подчинились потому, что наказание было суровым, неотвратимым ибережным по отношению к народу. Тогда не стали расстреливать мужчин,подрезать корень народа, а выселили всех по ту сторону Каспия. И даже нерасформировали партийные и комсомольские организации, не прекратили прием впартию. Одним этим показали: народ не будет придушен. И боевой мальчикДудаев будет принят в лучшую военную академию и станет большим генералом. Аумненький мальчик Хасбулатов будет профессором. Жестокий советский строй не толкнул чеченцев на террористическую войну.Но эта война неотвратимо пришла к нам при режиме Ельцина. Должны же мыпонять, в чем тут дело. Ведь это - наглядный, пробравший всех до костейурок, который нельзя было замалчивать. Создавая психоз, телевидение не дало людям задуматься над важной вещью,которая стала очевидной. Почти все уже поняли, что ни о какой процветающейрыночной экономике в России нет и речи. Год за годом положение хуже, иперспектив нет никаких. Поняли, но еще молчат - тягостно признать. Большаякровь в Москве сломала препоны, и в такой момент можно сказать прямо:благополучной рыночной экономики в России не может теперь быть уже и потому,что возник терроризм. Это значит, что создан заколдованный круг. С одной стороны, резкоусилилась тенденция к укреплению полицейского государства, которое вынужденонакладывать все новые и новые ограничения на все свободы, включая свободупредпринимательства. Какой там рынок, если за каждым мешком сахара бежитОМОН с собакой! Если о каждом остановившемся грузовике пенсионеры звонятпрямо министру Рушайло. С другой стороны, резко возрастают производственныеиздержки предприятий, так что они становятся неконкурентоспособными нарынке. Даже небольшой терроризм обходится немыслимо дорого для хозяйства.Появление в Перу радикального движения "Сендеро Люминосо" ("Светлая тропа"),которое насчитывало всего 2 тысячи членов, привело к увеличениюпроизводственных издержек вдвое - во столько обходилась защита и охранапромышленной инфраструктуры. Что же говорить о России! Вся наша огромная инфраструктура -трубопроводы, линии электропередач, связи и т.д. - строилась в СССР врасчете на стабильное общество. Она в принципе не может быть защищена оттерроризма. Если мы желаем продолжать рыночную экономику при наличиитерроризма, то нам придется построить всю страну заново - уже как крепость,внутри которой мириады маленьких крепостей. Денег на это ни у кого никогдане будет, и такая экономика недееспособна. У нас одна возможность - искоренить терроризм в принципе. Но этогонельзя достичь "средствами Запада" - ковровым бомбометанием, пуском крылатыхракет "по базам", наймом провокаторов. Искоренить терроризм в России можнотолько одним способом - восстановив то жизнеустройство, которое лишаеттерроризм социальной и культурной базы. Жизнеустройство, основанное насолидарности, а не на конкуренции. Утверждают, что взрывы в Москве и Волгодонске устроили террористы изЧечни. Вероятно, это так, хотя в акции такого рода важны не столькоконкретные исполнители, сколько "заказчики" - те, кто обсуждал и планировалакции где-нибудь в Ницце или Малаховке. Если есть деньги, нанять можно хотьчеченцев, хоть литовцев, хоть самого Евно Фишелевича Азефа. Чеченцевдешевле, потому что именно Чечню превратили в главную базу терроризма.Почему же? Давайте отбросим расистские сказки о "генетической"предрасположенности горцев к разбою. Еще 15 лет назад никому бы и в головутакое не пришло. Тогда генетически те же самые чеченские юноши подруководством секретаря райкома ВЛКСМ Радуева готовили Праздник урожая,Яндарбиев кропал свои стишки, а Масхадов гонял свою роту на плацу. Радикакого-то терроризма или ваххабизма никто не только под арест не желалпопасть, но и получить выговор с занесением в личное дело. Та жизньустраивала людей. Для терроризма такого масштаба, какой нам предстал сегодня, необходимыусловия. Чтобы добывать, хранить, развозить и взрывать тонны взрывчатки задве тысячи километров от дома, нужно много надежных и умелых людей. Тысячидолжны созреть для этого - и из них отбирают сотню. Такие условия возникают,когда происходит массовое и несправедливое обеднение ранее благополучных идостаточно образованных людей. Когда для большого числа молодых людейрушится привычный мир, и они оказываются вытесненными из жизни "этимобществом". Это и произошло в Чечне. Массовая преступность и насилие в Чечне -прежде всего следствие тяжелейшего обеднения, вызванного реформой, а неХаттабом. Обеднение разрушило рамки сознания. В 1980 г. доходы жителя Чечнив среднем были в 2,6 раза меньше, чем у москвича, а в 1992 г. стали в 9,1раза меньше. Это уже был опасный разрыв, он перешел красную черту. Средниймосквич купил в 1992 г. товаров и продуктов на 52,3 тыс. руб., а жительЧечни - на 3,3 тыс. В 17 раз меньше! Опустись жизненный уровень москвичей доуровня Чечни, взрыв преступности в нашей цивилизованной столице затмил бывсе, что мы видели. В результате войны Чечня обеднела еще сильнее (данные непубликуются). Этот фактор - не причина терроризма, а лишь благоприятнаясреда для него. Как голова - не причина появления вшей, но если голову немыть, то заползшая вошь размножается. Второе условие - сдвиг в культуре. Терроризм обязательно требуетоправдания, легитимации в достаточно большой части народа. Иначе ни за какиеденьги молодежь не пойдет в ряды боевиков. Наемные убийцы - совсем другойтип. Рядовые террористы убивают и умирают за идеал, и чтобы его создать,надо сначала исковеркать их систему ценностей. Их надо убедить, что вотношении их группы (социальной, религиозной, этнической и т.д.) совершенанестерпимая несправедливость, которая может быть смыта только кровью. Тогдачеловеком движет чувство мести, которая как бы уничтожает несправедливость ивосстанавливает равновесие в мире. Первую работу, чтобы направить мысли и чувства чеченцев к мести,произвели демократы из Москвы - старовойтовы и бурбулисы, нуйкины иприставкины. Вместо "народа, отбывшего наказание" чеченцы вдруг былипревращены в "репрессированный народ". Кто же их "репрессировал"? Россия!Так ведь ставили вопрос наши демократы. И накатившее резкое обеднение было воспринято как несправедливость - ужоно-то прямо было вызвано действиями Москвы. Этого мало - Москва посадила кчеченцам Дудаева, а потом его же стала свергать разрушительной войной. Войнак тому же велась с грубейшими нарушениями и закона, и морали. Это и танковыйрейд наемников без воинской формы и знаков различия, это и отказ от введениячрезвычайного положения. Обычно мы равнодушны к праву, но когда льетсякровь, неправовые действия вызывают огромный эффект. Вина на политиках, но спомощью пропаганды ее нетрудно переложить на Россию в целом, на русских.Этим активно занимался С.Ковалев. Речь не идет о том, чтобы оправдать тех, кто пошел в боевики итеррористы - их ответ преступный и неадекватный, и террористов приходитсяуничтожать. Но если не понять их мотивы и видеть только патологическуюкровожадность или корысть, то нет никаких шансов на то, чтобы лишитьтерроризм легитимности в среде чеченского народа. А без этого, толькосиловыми средствами, искоренить терроризм невозможно. Дальнобойнойартиллерией и авиацией уничтожаются открытые боевики, а терроризм создаетсяи укрепляется. Тут уж приходится выбирать меньшее зло. А "герой Афганскойвойны" Громов предлагает даже применить против террористов стратегическуюавиацию. После взрывов в Москве и Волгодонске политики и телевидение,принадлежащие "олигархам", поторопились заявить, что "террористическаявойна" объявлена всем нам, всей России. Мол, нация должна объединиться. Этойвойне настойчиво пытаются придать национальный и религиозный характер. Это -дешевая демагогия. За "чеченским" следом тянется след гражданской,социальной войны. Взорвать богатый дом в центре Москвы не труднее, чем нарабочей окраине - офисов и магазинов там даже побольше. И шуму было бы донеба. Но, видно, нельзя - там "свои" для Хаттаба и егопокровителей-миллиардеров, да и не напугается население. Говорили, что Боровой перезванивался с Дудаевым, а Березовскийперезванивался с Удуговым. Может, так, может, не так. Главное, что сама этавозможность никому не кажется странной. У этих людей - не как личностей, акак социальной группы - есть общие интересы. Но вызвало бы всеобщееудивление сообщение, будто Удугов тайком перезванивается с В.А.Купцовым илиголодающими учителями. Ибо Купцов и учителя не занимаются продажей нефти ине имеют банки, через которые можно пропускать сомнительные деньги. Так что "мы, россияне" уже разделились на два мира, и между ними ужеидет "молекулярная" гражданская война. И не должно нас удивлять, что мешки ссахаром-гексогеном таскают на потных спинах малограмотные чеченцы из низшейкасты. И в коннице Шкуро в Воронеже отличились ингуши, и на сандинистов ЦРУсумело через Ватикан натравить индейцев-мискито (которым сандинисты вернулиих земли, захваченные "Юнайтед фрут"). Настойчиво и неустанно твердит Миткова, что против России воюют"исламисты", "религиозные экстремисты" - что речь идет о войне религиозной.Она солдат или доброволец в диверсионной акции, с помощью которой Россиинаносится смертельный удар - стравить русских с мусульманским миром.Неважно, что протест заявили мусульманские духовные лица. Неважно, чтоарабские ученые не раз объясняли, что "исламизм" - политическая маска,недавно и наспех состряпанная. Ничего этого нам НТВ не сообщает. Для человека, который погибает от рук террориста, выпадает судьба попринципу "все - или ничего", жизнь или смерть. Иное дело для общества - емунебезразлично, какой силы удар нанесет по нему терроризм, какова будетвероятность погибнуть для каждого живого человека. Так вот, пока что нигде вмире терроризм ни разу не объявлял тотальной войны обществу, не переходил кмассовому мщению, не отрезал путей к соглашению. В частности, и потому, чтовойна против терроризма имеет свои законы и свою этику. Грубо говоря,террорист признает право убить его, но, возможно, он не признает правасовершить массовые репрессии против его близких (рода, племени, народа). Что такое тротил и гексоген по сравнению с современнымнервно-паралитическим газом! Для чего и для кого были проведены экспериментыв метро Нью-Йорка и Токио (последний - натурный, с учебным газом зарин)?Диапазон возможностей терроризма велик, и лучше вести с ним войнуосновательно, по ее законам - безжалостно уничтожать самих террористов, ноне переходить некоторые грани. Когда слушаешь политиков, нельзя понять - циники ли они, сознательнодурящие людей, или сами не соображают. Скорее, циники. Ведь разгуливает насвободе Грачев, передавший оружие террористам. Вещает гордый собойЧерномырдин, спасший террористов Басаева. Все разом аплодируют Степашину,который специально съездил в укрепрайон боевиков Хаттаба, все осмотрел ипотом доложил, что там все в порядке, живут хорошие люди, ничего незамышляют против конституционного строя. Разве это - не должностноепреступление? Как минимум! И разве не те же люди составляют сегодняполитическую верхушку? Все эти люди разваливали Россию и сознательно вели к отделению Чечни -зачем-то им было необходимо иметь внутри России криминальный анклав. В рукахэтих людей, пока они у власти, в инструмент разрушения России превращаетсялюбое действие - даже война за сохранение России. В этих людях иустановленном ими порядке - корень терроризма. Поражает, как легко и даже с радостью принимают многие русские самуюдешевую демагогию. Что значит "особый порядок" в Москве? Просто беззаконие.Как можно этому радоваться! Воображения не хватает, чтобы представить себеРоссию козленков и япончиков без всяких остатков закона? Все силы милицииброшены на выявление тех "лиц кавказской национальности", у которыхдокументы не в полном порядке. И москвичи рады, они думают, что именно утеррористов и не хватило денег на хорошие документы. Печально видеть этуискусственно наведенную страхом массовую тупость. А что значит "санитарный кордон"? Вокруг чего? Половина активныхчеченцев сегодня рассыпана по городам России. Их офисы и штабы в Москве, вМюнхене, в Аммане. Те, кто сидит в этих офисах, ходят хорошо выбритые и вгалстуках, их не хватает ОМОН в метро. Как можно мыслить в понятиях серединыпрошлого века! Нет, скорее всего, нас просто дурят. Англия - на острове, затридевять земель от своих бывших "членов содружества", но не в состояниисоздать никакого санитарного кордона. Россия изначально, с Киевской Руси,вбирала в себя народы. Никакого "кордона" против своих внутренних болезнейона создать не может. Болезни надо лечить, отсечь больные внутренние органыневозможно. Взрывами Россия опять была поставлена в точку нестабильного равновесия.Одна надежда, что и военные, и чиновники, и масса простых людей поддакиваюти козыряют политикам, а сами без шума делают свое дело с умом и сердцем. Иэтим ограничивают терроризм. А главное, созданный было невротический страхбыстро прошел. Культура пока что выполняет свою стабилизирующую роль.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.