Здавалка
Главная | Обратная связь

Манипуляция и воздействие на память



В целях манипуляции сознанием приходится воздействовать на все видыпамяти человека и разными способами. С одной стороны, надо, чтобы человекзапомнил (а то и заучил до автоматизма) какую-то мысль, метафору, формулу("Да, да, нет, да!"). С другой стороны, бывает необходимо "отключить" егократкосрочную или историческую память - они создают психологический барьерпротив внушения. В пределе человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива(народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становитсясовершенно беззащитен против манипуляции. Это - важное условие длявозможности подлогов и подмен предмета утверждений. Если люди быстрозабывают реальность, то всякую проблему можно представить ложно, внереального контекста. И обсуждение, даже если бы оно было, теряетрациональные черты - результат достигается на эмоциях. Интуитивно люди чувствуют, что их связь с историей - огромная ижизненно важная ценность, хотя редко могут обосновать это логически. Почемутакое беспокойство вызывает решение снести какой-нибудь старый, всеммешающий дом? Потому что он - реальный свидетель давних событий, и намкажется, что мы можем опереться на него в нашей связи с историей. Еще болеенеобъяснимым на первый взгляд является тот священный смысл, которыйпридается архивам. Зачем они? Опубликование документов почти ничего неизменит в нашей жизни. Да ведь сделаны уже и микрофильмы, и записаныдокументы на оптических дисках. Если ураган уничтожит подлинные документы,практически ничего не изменится - но сама эта опасность кажется намстрашной. Подлинные документы - свидетели истории. Как говорят, "ихсвященный характер состоит в их диахронической функции", в обуздании Хроноса- времени, отделяющего нас от жизни наших предков. Чтобы манипулироватьсознанием ныне живущих, надо эту связь разрывать. Йохан Хейзинга (1872-1945) говорил, что в ХХ веке история стала"орудием лжи на уровне государственной политики", и никакая восточнаядеспотия древности в своих фантастических "свидетельствах" не доходила дотакой манипуляции историей. В 1995 г. по Европе с триумфом прошел фильманглийского режиссера Кена Лоха (Ken Loach) "Земля и воля", прославляющийдела троцкистов в годы гражданской войны в Испании. На презентации этогочисто идеологического фильма в Мадриде К.Лох выразился удивительнооткровенно: "Важно, чтобы история писалась нами, потому что тот, кто пишетисторию, контролирует настоящее". Рассмотрим сначала важность запоминания. Когда человек получаеткакое-то сообщение, его взаимодействие с памятью делится на два этапа:сначала происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатываетсярассудком, и если она признается мало-мальски убедительной, эмоциональноокрашенной и представляющей интерес, она "внедряется" в память и начинаетвоздействовать на сознание. Таким образом, запоминаемость и убедительность находятся вдиалектическом единстве. Чтобы не быть сходу отвергнутым пассивной памятью,сообщение должно чем-то "зацепить" сознание, не показаться сразу полнойчушью. Но чтобы внедриться в сознание, информация должна быть упакована втакую форму, чтобы оно запечатлелось в памяти. Человеку всегда кажетсяубедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходечисто механического повторения, как назойливой песенки. Внедренное всознание сообщение действует уже независимо от его истинности или ложности.А.Моль подчеркивает: "На этом принципе и основана вся пропагандистскаядеятельность и обработка общественного мнения прессой". Еще раньше ту жемысль выразил Геббельс: "Постоянное повторение является основным принципомвсей пропаганды". Исследователи пришли к печальному для простого человека выводу: то, чтов результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознаниенезависимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение:"Эффективность убеждения измеряется числом людей, у которых данное сообщениевызывает определенную реакцию, направленность же этой реакциинесущественна". Направленность реакции несущественна! Тот, кто вперился вэкран телевизора и десять раз в день слышит одно и то же сообщение,подвергается манипуляции, даже если каждый раз он чертыхается от возмущения. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе, ценность которой дляученых - в огромном количестве эмпирического материала. Мастера рекламызнают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную илиотрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти. Так возник особыйвид - "раздражающая реклама", подсознательное влияние которой тем больше,чем сильнее она возмущает или раздражает людей. Специалистами в области информации проведено огромное количествоисследований с целью выяснить характеристики сообщений, облегчающиезапоминание. Так, обнаружено наличие критической временной величины("временной объем памяти"): целостное сообщение должно укладываться впромежуток от 4 до 10 секунд, а отдельные частицы сообщения - в промежуткиот 0,1 до 0,5 секунды. Чтобы воспринять рассуждение, которое не умещается в 8-10 секунд,человек уже должен делать особое усилие, и мало кто его пожелает сделать.Значит, сообщение просто будет отброшено памятью. Поэтому квалифицированныередакторы телепередач доводят текст до примитива, выбрасывая из него всякуюлогику и связный смысл, заменяя его ассоциациями образов, игрой слов, пустьдаже глупейшими метафорами. Подробно изучено влияние эмоциональных элементов сообщения на егозапоминаемость. Во всем балансе разных видов памяти (образной, словесной,звуковой и т.д.) главной для манипуляции сознанием является именноэмоциональная память. Запоминается и действует прежде всего то, что вызваловпечатление. Само слово говорит за себя - то, что впечаталось. Любаяинформация, если она не подкреплена "памятью чувств", быстро стирается,вытесняется. Роль самых разных чувств в запоминании тщательно "взвешена", так чтоимеется целый ряд математических моделей, позволяющих делать количественныерасчеты, "конструируя" передачи и выступления политиков. Одни сообщенияцеленаправленно внедряются в долгосрочную память, другие в краткосрочную, атретьи используются как нейтральное прикрытие, создающее общуюправдоподобность. Очень важна связь эмоциональной памяти и узнавания. В манипуляциисознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложноечувство знакомства. Это становится предпосылкой согласия аудитории скоммуникатором (отправителем сообщения) - он воспринимается аудиторией каксвой. Для "захвата" аудитории узнавание гораздо важнее сознательногосогласия с его утверждениями. Поэтому так важно намозолить людям глаза стелеэкрана. Все мы это постоянно видим в политике. В 1989 г. в народные депутатыпрошла целая куча мальчиков с телевидения, которые просто вели популярныепередачи. Они не были никакими политиками, никакими специалистами - попки,которые озвучивали подготовленные редакторами идеи. И вот, на тебе, сталидепутатами, вершили судьбы страны. Изменилось ли это положение за десять леттяжелой жизни? В малой степени. В 1999 г. депутатом Госдумы выбирают молодуюА.Буратаеву - только потому, что запомнилось ее симпатичное лицо как дикторателевидения. А почему выбрали в депутаты и даже сделали лидером, например,Н.И.Рыжкова? Его выбирали люди, страдающие от уничтожения советского строя.Но ведь для разрушения всей советской системы хозяйства, а значит и всегостроя, правительство Рыжкова сделало несравненно больше, чем Гайдар иЧерномырдин. Три закона угробили хозяйство, финансовую и плановую систему:закон о предприятии, о кооперативах и о создании коммерческих банков. НоРыжкова помнят как Председателя Совета Министров СССР, его честное лицосразу узнают - и опять мечтают видеть его у власти. Действуя через средства массовой информации, манипуляторы главнуюставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому для них гораздо важнеесоздать поток сумбурных сообщений, чем изложить одну связную идею, которуючеловек обдумает и преднамеренно запомнит. Сумбурные сообщения откладываютсяв латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно, больше наподсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями,которые их "будят". При этом для манипулятора даже неважно, как отнессячеловек к сообщению, которое он запомнил непроизвольно. При изучении процессов памяти психологи обнаружили явление "дремлющегоэффекта": отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая былаотвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течениемвремени, "отлежавшись", превращается сначала в смутное, неопределенноепредставление, а потом и в согласие с ней. Для того, чтобы пресечь этотпроцесс превращения, необходимо время от времени напоминать человекупервоначальный смысл утверждения и причины, по каким оно было отвергнуто. Разрушение исторической памяти происходит во всяком обществе, гдегосподство основано на манипуляции. Эффективность западной идеологическоймашины просто невероятна. Например, всеобщее незнание элементарныхисторических сведений о Второй мировой войне на Западе - вовсе не шутка.Такие вещи у нас пока еще не укладываются в сознании. Помню, как первое время меня поражали молодые испанцы. Всего полвеканазад в Испании произошла жестокая гражданская война, но ее как будто и небыло. У нас до сих пор имена Колчака и Деникина, Чапаева и Фрунзе у всех наслуху, но в Испании это невозможно себе представить. На о. Тенерифе, откуданачался мятеж Франко, города наполнены монументами в честь этого события.Там не меняли названия улиц, не сносили памятников, но они уже ничего неговорят молодежи. Как-то я стоял у памятника основателю фашистского Движенияв Испании ("фаланги") Хосе Антонио Примо де Ривера, расстрелянномуреспубликанцами. Подъехал автобус с испанскими туристами, все вылезли иподошли к памятнику. Один спрашивает соседа: "Кто это?". Тот отвечает: "Незнаю. По-моему, архитектор этого города". В необходимых политикам случаях "отключение" у обывателей историческойпамяти производят в удивительно короткие сроки. В 1993 г. одна из постоянныхтем западной прессы (да и "кухонных" дебатов их интеллигенции) была война вЮгославии. Но, поразительным образом, все сводилось к обсуждению событийдвух-трехдневной давности, максимум недельной. Абсолютно никого неинтересовало, как будто на это наложен запрет, почему началась война, какслучилось, что вчерашний доцент университета, сегодня в форме хорватскогоусташа, вырезает глаза у сербских детей. На все был готов простой ответ: спадением коммунизма началась демократия, высвободилась копившаяся под гнетомэтническая ненависть - и, естественно, началась война на взаимноеуничтожение. Как будто никто ничего другого и не ожидал. И крайнее раздражение вызывало предложение разобраться, каким жеобразом пятьдесят лет югославы уживались в мире, масса людей (более 30%)переженилась смешанными браками. Каким образом, все-таки, тоталитарный (этов Югославии-то!) коммунистический режим "подавлял" межэтническую ненависть?Может, следовало бы чему-то и поучиться? Куда там! Мирного прошлого какбудто и не существовало. Это была аномалия, а аномалии западное мышлениеигнорирует.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.