Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 9. Мифы общественного сознания: большие проекты манипуляции



Миф - обобщенное представление о действительности, сочетающее инравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой.То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силусвоей этической и художественной привлекательности оказывающее большоевоздействие на массовое сознание. Иногда миф есть способ заместить всознании невыносимый достоверный образ страшной действительности условнымобразом, с которым можно "ужиться". Часто под воздействие такого мифаподпадают и профессионалы, что ведет к печальным последствиям. Мифы, несущие в себе важную иррациональную (в принципе, религиозную)компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимацииобщественного строя в идеократических государствах. Однако миф, как ужеговорилось, и в современном обществе не утратил своего значения как важнойформы общественного сознания и представления действительности. Структурамифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, чтопозволило создать в демократических государствах целую индустрию,фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением.Такие мифы, конечно, редко становятся частью долговременной традиции,входящей в ядро культуры (подобно мифам Древней Греции или былинам об ИльеМуромце). Однако в текучей мозаичной массовой культуре они могут заниматьбольшое место, а главное, они решают конкретные задачи по манипуляциисознанием. Немецкий философ Э.Кассирер в работе "Техника современных политическихмифов" говорит о целенаправленном создании мифов как средстве манипуляциимассовым сознанием в политических целях. Процитируем большую выдержку изэтой работы: "Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности икак продукт свободной игры воображения. Но здесь миф создается всоответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, онине являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, онипредставляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими"мастерами". Нашему ХХ веку - великой эпохе технической цивилизации -суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаватьсяточно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другоесовременное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющийпринципиальное значение. Он изменит всю нашу социальную жизнь. Методы подавления и принуждения всегда использовались в политическойжизни. Но в большинстве случаев эти методы ориентировались на "материальные"результаты. Даже наиболее суровые деспотические режимы удовлетворялись лишьнавязыванием человеку определенных правил действия. Они не интересовалисьчувствами и мыслями людей... Современные политические мифы действуют совсемпо-другому. Они не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-тодействия. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможностьрегулировать и контролировать их деяния. Политические мифы действуют так же,как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди становятсяжертвами мифов без серьезного сопротивления. Они побеждены и покорены еще дотого, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло. Обычные методы политического насилия не способны дать подобный эффект.Даже под самым мощным политическим прессом люди не перестают жить частнойжизнью. Всегда остается сфера личной свободы, противостоящей такомудавлению. Современные политические мифы разрушают подобные ценности. Наши современные политики прекрасно знают, что большими массами людейгораздо легче управлять силой воображения, нежели грубой физической силой. Иони мастерски используют это знание. Политик стал чем-то вроде публичногопредсказателя будущего. Пророчество стало неотъемлемым элементом в новойтехнике социального управления. Философия бессильна разрушить политические мифы. Миф сам по себенеуязвим. Он нечувствителен к рациональным аргументам, его нельзя отрицать спомощью силлогизмов. Но философия может оказать нам другую важную услугу.Она может помочь нам понять противника. Чтобы победить врага, мы должнызнать его. В этом заключается один из принципов правильной стратегии. Понятьмиф - означает не только понять его слабости и уязвимые места, но и осознатьего силу. Нам всем было свойственно недооценивать ее. Когда мы впервыеуслышали о политических мифах, то нашли их столь абсурдными и нелепыми,столь фантастическими и смехотворными, что не могли принять их всерьез.Теперь нам всем стало ясно, что это было величайшим заблуждением. Мы неимеем права повторять такую ошибку дважды. Необходимо тщательно изучатьпроисхождение, структуру, технику и методы политических мифов. Мы обязанывидеть лицо противника, чтобы знать, как победить его".

Черные мифы

Они поддерживаются в общественном сознании (часто в международноммасштабе) для того, чтобы в нужный момент оживить их и провести срочнуюкампанию манипуляции сознанием. Большие исторические черные мифы создаются авторитетнымиинтеллектуалами и художниками и поддерживаются усилиями правящих кругов длятого, чтобы сохранять культурную гегемонию этих правящих кругов. Эти мифыоправдывают тот разрыв с прошлым, который и привел к установлениюсуществующего порядка. Если они поддерживаются и авторитетными зарубежнымиумами, такие мифы приобретают зловещий и долгосрочный характер и порождаютдочерние или обобщающие мифы. Для истории России в Новое время и для ее отношений с Европой оченьважен, например, черный миф об Иване Грозном (его очень хорошо разобрал внескольких работах В.В.Кожинов). Из этого мифа до сих пор и в среде нашейинтеллигенции, и на Западе выводится якобы "генетически" присущий России типкровавой и жестокой деспотии. Вот, советник Ельцина философ А.И.Ракитовизлагает "особые нормы и стандарты, лежащие в основе российскойцивилизации". Здесь весь набор отрицательных качеств увязан с державнымхарактером русского государства: "ложь, клевета, преступление и т.д.оправданы и нравственны, если они подчинены сверхзадаче государства, т.е.укреплению военного могущества и расширению территории". Поминается Иван Грозный и подчеркивается, что его якобы патологическаяжестокость была не аномалией, а имманентно присущим России качеством: "Надоговорить не об отсутствии цивилизации, не о бесправии, не об отсутствииправосознания, не о незаконности репрессивного механизма во временаГрозного, Петра, Николая I или Сталина, но о том, что сами законы былирепрессивными, что конституции были античеловечными, что нормы, эталоны,правила и стандарты деятельности фундаментально отличались от своих аналоговв других современных европейских цивилизациях". Здесь высказан главныйидеологический тезис: Россия как цивилизация всегда фундаментальноотличалась в худшую сторону от современных ей европейских государств - посравнению с Европой Россия Ивана Грозного была чуть ли не людоедскойстраной, где кровь лилась рекой. И это убеждение - символ веры, его непоколебать никакими разумными доводами, поскольку основано оно на мифе. В какую же сторону реально отличались стандарты России того времени отЕвропы? За 37 лет царствования Грозного было казнено около 3-4 тысяч человек- гораздо меньше, чем за одну только Варфоломеевскую ночь в Париже тех желет (некоторые историки называют до 12 тыс. казненных тогда по приказукороля гугенотов). В тот же период в Нидерландах было казнено около 100тысяч человек. Все это хорошо известно, однако человек, который уверовал вмиф, уже не может отказаться от почти религиозной уверенности в том, чтоРоссия - изначальная "империя зла". Похожим образом соединились усилия испанских либералов, ведущих борьбупротив союза монархии и церкви, и протестантов, ведущих борьбу противкатоличества, в создании черного мифа об Инквизиции. Впоследствии этот мифстал важным средством давления на общественное мнение в геополитическомпротивостоянии Англии и США против испаноязычного мира. Сегодня в Испаниипризнание этого мифа является для интеллигента обязательным признакомлояльности по отношению к демократии и его полного разрыва с "реакционнымтрадиционализмом" (франкизмом, клерикализмом и т.д.). Миф об Инквизиции тесно связан с главным мифом современного Запада - отом, что протестантская Реформация породила неразрывно связанные между собойкапитализм и науку. Таким образом, возникновение нового типа эксплуатации(во многих отношениях более жестокого, нежели феодализм) как быкомпенсировалось прекрасным даром рационального мышления и освобождающегознания. Концепция "протестантской науки" интенсивно разрабатывалась начинаяс 30-х годов нашего века влиятельным американским социологом Р.Мертоном. В дальнейшем в историю науки вошел, как почти очевидный, тезис о том,что наука расцвела на севере Европы потому, что там не было Инквизиции. И,напротив, Контрреформация и Инквизиция на юге Европы были несовместимы сдухом науки. Здесь, согласно официальной англосаксонской истории,господствовало не рациональное сознание, а консервативная религия, суеверияи чувство. Понятно, как важно было бы для верного понимания самого ходастановления современного общества с рациональным светским мышлением знать,где, когда и как произошел переход от мышления эпохи Возрождения, котороепредставляло мир полным ведьм, демонов и магии. Где берет начало векПросвещения, век Декарта? Удар по идеологическому мифу об Инквизиции нанес перед самой своейсмертью американский историк-протестант Генри Чарльз Ли (1825-1909), которыйсам же так много потрудился для создания этого мифа. Его книга "ИсторияИнквизиции в Средние века" (1877) сделала его главным авторитетом в этомвопросе. В 1906-1907 гг. он опубликовал в четырех томах "Историю Инквизициив Испании", в предисловии к которой писал, что стремился показать нестрашную церемонию аутодафе с сожжением известных персон, а "неслышноевоздействие, которое оказывала ежедневная непрерывная и секретная работаэтого трибунала на всю массу народа, показать те рамки, в которые он загналум испанцев, тупой консерватизм, с которым он удерживал нацию всредневековой рутине и не дал ей воспользоваться свободами рациональногомышления". И вот, уже после выхода в свет главного труда Г.Ч.Ли, в руки ему попалидокументы, которые перевернули все его взгляды. Это были протоколы процесса1610 г. в г. Логроньо, на котором молодой инквизитор иезуит Алонсо деСалазар, получивший юридическое образование в университете Саламанки,убедительно доказал, что ведьм и демонов не существует. И сделал он этосогласно строгим нормам позитивного научного метода, намного опередив в этомсвое время. Салазара поддержал архиепископ Толедо Великий инквизиторБернардо де Сандоваль, а затем и Высший совет Инквизиции. Это решение кардинально изменило весь интеллектуальный климат вкатолических странах, а затем и состояние общества в целом - ведь "колдуны иведьмы" составляли подавляющее большинство жертв Инквизиции. В результатеименно в католических странах по решению Инквизиции прекратилась "охота наведьм" - на целое столетие раньше, чем в тех частях Европы, где победилаРеформация. Новыми глазами взглянул после этого Г.Ч.Ли на исторические данные. Иоказалось, что известные борцы за рациональное мышление (как, например,Декарт) были на севере Европы редкими диссидентами, а большинство видныхинтеллектуалов даже и в XVIII веке верили в демонов и ведьм. И сотни тысяч"ведьм" пошли на костер в век Научной революции (и сжигали их в США вплотьдо XVIII века, причем судьями были профессора Гарвардского университета). Г.Ч.Ли, честный ученый, нашел в себе силы и мужество заявить буквальнонакануне смерти: "Нет в европейской истории более ужасных страниц, чемсумасшествие охоты на ведьм в течение трех веков, с XV по XVIII. В течениецелого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. Тотфакт, что оно было остановлено и сокращено до относительно безобидныхразмеров, объясняется осторожностью и твердостью Инквизиции... Я хотел быподчеркнуть контраст между тем ужасом, который царил в Германии, Франции иАнглии, и сравнительной терпимостью Инквизиции". Г.Ч.Ли начал большую работу по документальному описанию охоты на ведьм,обратясь в архивы всех христианских стран. Эту работу закончили уже егоученики. Ф.Донован, современный историк, пишет: "Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожженияведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничатФранция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближниегорода скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точекобразовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на югеФранции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надоотметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм,зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностьюкатолических странах - Италии, Испании и Ирландии - было бы очень малоточек; в Испании практически ни одной". Историки, которые осмелились отойти от установок черного мифа обИнквизиции, сразу смогли преодолеть кажущееся ранее необъяснимымпротиворечие: утверждение о том, что Реформация освободила мышление, никакне вязалось с тем фактом, что именно виднейшие деятели протестантизма(Лютер, Кальвин, Бакстер) были фанатичными преследователями ведьм. Лютернепрестанно требовал выявлять ведьм и сжигать их живыми. Как пишет другГ.Ч.Ли, историк и философ В.Лекки, "Вера Лютера в дьявольские козни былапоразительна даже для его времени... В Шотландии, где влияние Реформациибыло сильно, как нигде более, пропорционально более жестокими былипреследования [ведьм]". Ричард Бакстер ("самый великий из пуритан"), один изглавных авторов, которых цитирует М.Вебер в своем труде "Протестантскаяэтика и дух капитализма", представлен Р.Мертоном как выразитель духа новойнауки. Но именно он в 1691 г. опубликовал книгу "Доказательствосуществования мира духов", в которой призывал к крестовому походу против"секты Сатаны". Работы Г.Ч.Ли и его учеников не смогли поколебать господствующую наЗападе идеологию, которая исходит из мифов англосаксонской историографии.Даже в самой Испании публично поставить под сомнение миф об Инквизициизначит навлечь на себя подозрение в симпатии к франкизму, клерикализму,сталинизму и прочим грехам. Сегодня в Испании даже знающий истинноеположение дел историк осмеливается говорить об этом лишь шепотом и лишьнаедине. Однако в среде историков и философов история становления науки икапитализма видится, конечно, уже иначе. От М.Вебера, который начал поворот,до М.Фуко, который в книге "Слова и вещи" дал более беспристрастную("археологическую") трактовку, проделана большая работа по демифологизации. Яснее стала и диалектическая связь между созданием в процессеРеформации обстановки страха и атомизацией общества, превращением человека вникому не доверяющего индивида. Но миф настолько необходим политикам, чтопредсмертное признание Г.Ч.Ли осталось гласом вопиющего в пустыне. Ничего неизменилось и после множества работ других ученых - даже в католическихстранах!

2. "Светлые" мифы Запада: евроцентризм.

Светлые мифы в совокупности сложились в большую мета-идеологиюсовременного западного общества, которую принято называть евроцентризм.Здесь Европа - понятие не географическое, а цивилизационное (в прошлом векеговорили, что ядром Европы стали США). Иногда пытаются ввести слово"западоцентризм", но оно не приживается. Евроцентризм можно назвать мета-идеологией Запада, потому что в егорамках развиваются и частные конфликтующие идеологии (например, либерализм имарксизм). Важно, что они исходят из одной и той же картины мира и одних итех же постулатов относительно исторического пути Запада. У нас к мифам евроцентризма особенный интерес, поскольку в общественноесознание в России внедрена совершенно мистифицированная картина "мировойцивилизации", куда, якобы, необходимо "вернуться". Уникальность нашегоположения в том, что если в Африке пропагандистом "бледных штампов"евроцентризма была компрадорская буржуазия, отказавшаяся от национальныхкультурных корней ("люмпен-буржуазия"), то в России - цвет нации, ееинтеллигенция. Кредо евроцентризма российских реформаторов выражено вкниге-манифесте "Иного не дано" Л.Баткиным: ""Запад" в конце ХХ в. - негеографическое понятие и даже не понятие капитализма (хотя генетически,разумеется, связано именно с ним). Это всеобщее определение тогохозяйственного, научно-технического и структурно-демократического уровня,без которого немыслимо существование любого истинно современного, очищенногоот архаики общества". Евроцентризм не сводится к какой либо изразновидностей этноцентризма, от которого не свободен ни один народ. Это -идеология, претендующая на универсализм и утверждающая, что все народы и всекультуры проходят один и тот же путь и отличаются друг от друга лишь стадиейразвития. Евроцентризм широко распространился в XIX веке. Но основные егоположения остались неизменными и сегодня. Когда общество находится нараспутье и определяет путь своего развития, политики, проникнутые идеологиейевроцентризма, выбрасывают лозунг: "Следуй за Западом - это лучший измиров". На деле построение единообразного мира - утопия, основанная на мифе ипитающая идеологии Запада. Читаем у К.Леви-Стросса: "Не может быть мировойцивилизации в том абсолютном смысле, который часто придается этомувыражению, поскольку цивилизация предполагает сосуществование культур,которые обнаруживают огромное разнообразие; можно даже сказать, чтоцивилизация и заключается в этом сосуществовании. Мировая цивилизация немогла бы быть ничем иным, кроме как коалицией, в мировом масштабе, культур,каждая из которых сохраняла бы свою оригинальность... Священная обязанностьчеловечества - охранять себя от слепого партикуляризма, склонногоприписывать статус человечества одной расе, культуре или обществу, и никогдане забывать, что никакая часть человечества не обладает формулами,приложимыми к целому, и что человечество, погруженное в единый образ жизни,немыслимо". Рассмотрим лишь несколько базовых мифов евроцентризма, из которых затемвырабатываются вторичные идеологические концепции - о рыночной экономике, озападной демократии и свободе, о гражданском обществе и т.д. (их мы затронемв других разделах). Запад как христианская цивилизация. Как и все крупные цивилизации,западноевропейская в процессе своей консолидации активно использоваларелигиозный фактор. Евроцентризм как идеология включает в свою структуру мифхристианизма Запада как той матрицы, которая предопределила социальныйпорядок, тип рациональности и культуру Запада в целом. В зависимости отисторической конъюнктуры этот миф подавался в самых различных вариациях иливообще приглушался (во время Французской революции отношение к церквиопределялось лозунгом "Раздавить гадину!", а сегодня говорится, что Запад -иудео-христианская цивилизация). Важно, что христианство представлено какформообразующий признак западного человека - в противопоставлении"мусульманскому Востоку". Для создания такого образа идеологам пришлосьнемало потрудиться. Да и не только идеологам, а и европейским художникам,приучающим публику к мысли, что в Святом семействе все были сплошьблондинами (посмотрите хотя бы на библейские картины Рубенса). Для России этот миф имеет особое значение, поскольку в нем ставится подсомнение "законность" восточного христианства - православия. Нашифилософствующие демократы говорят как о фатальной исторической ошибке опринятии Русью христианства от Византии и, таким образом, "выпадении" изхристианской цивилизации. Нынешний этап евроцентризма характеризуется внутреннейпротиворечивостью трактовки христианского мифа. С одной стороны, потребностьв консолидирующих мифах возросла. В то же время сам тип современнойцивилизации, ее этика и остальные основополагающие мифы все болеенесовместимы с постулатами христианства. Поэтому уже сорок лет назад теологи историк культуры Романо Гвардини предупреждал, что паразитированию Западана христианских ценностях приходит конец. Эти трудности стали нарастать с самого начала революций, приведших кобразованию современного общества индустриальной цивилизации. Ужеколонизация и необходимый для ее оправдания расизм (которого не существовалов средневековой Европе) заставили отойти от христианского представления очеловеке. Пришлось позаимствовать идею избранного народа (культ "британскогоИзраиля"), а затем дойти до расовой теории Гобино и до поисков нордическихпредков Карла Великого и других потомков "златокудрого Менелая". Как пишетА.Тойнби, "среди англоязычных протестантов до сих пор можно встретить"фундаменталистов", продолжающих верить в то, что они избранники Господни втом, самом буквальном смысле, в каком это слово употребляется в Ветхомзавете". Отход от Евангелия и обращение к ряду книг Ветхого завета в ходеРеформации понадобились и для этического обоснования нового, необычного длятрадиционного общества отношения к наживе. Это подробно исследует М.Вебер всвоем труде "Протестантская этика и дух капитализма". Одно только признаниебогоугодности ростовщичества, совершенно необходимое для развитияфинансового капитала, означало важное изменение в теологии западногочеловека. Оно было настолько революционным, что передовые в этом отношениипротестантские секты называли себя "британскими израильтянами" (Вебер пишето "британском гебраизме" как особом культурном явлении). Сыгравшие важнуюроль в становлении современного общества культурные течения, в том числемистические (например, масонство), имели ярко выраженный нехристианскийхарактер. Наконец, весь пафос индустриальной цивилизации, связанный стехнологией, культом огня и силы, эпосом переделки мира, носит нехристианский, а титанический характер. Действительно, образ Прометеяпронизывает все европейское образование. Если же говорить о конце нашеговека, то титаническое начало, похоже, уступает место циклопическому. Силастановится все более разрушительной, а ее демонстрация - все более жестокой.В них все более проглядывают неоязыческие ритуалы. Запад - продолжение античной цивилизации. Другим базовым мифомевроцентризма является созданная буквально "лабораторным способом" легенда отом, что современная западная цивилизация является плодом непрерывногоразвития античности (колыбели цивилизации). Эта легенда соответствующимобразом преломляется во всех основных исторических планах. В областисоциально-экономической она предстает как история "правильной" сменыформаций и непрерывного прогресса. Здесь по мере развития производительныхсил первобытнообщинный строй сменяется рабством, которое уступает местофеодализму, а после, в ходе научной и промышленной революции - капитализму.Лишь эта смена формаций признается правильной. Раз славяне и монголы незнали рабства, а в Китае не было крепостного права и государственной религии- значит, в цивилизацию им попасть и не удалось, сегодня должны проходитьспециальный курс обучения у Запада. Схема смены формаций мифологична. Древняя Греция не была частью Запада,она была неразрывно связана с культурной системой Востока. А наследниками еев равной мере стала варварская Западная Европа (через Рим) ивосточно-христианская, православная цивилизация (через Византию)."Эллиномания" XIX века связана с расизмом консервативного движения,известного как "романтизм". Вместе с "греческим" мифом создавался и"ориентализм" - романтический миф Востока. Замечательно, что "античный" мифвначале был развит в противовес мифу христианскому. Об этом пишет СамирАмин, ссылаясь на американского историка античности М.Бернала: "Предрассудок евроцентризма пользуется запасом готовых элементов,включая один и отбрасывая другой в зависимости от идеологических запросовмомента. Известно, например, что европейская буржуазия в течение долгоговремени с недоверием и даже презрением относилась к христианству и поэтомураздувала "греческий миф"... Согласно этому мифу, Греция была матерью рациональной философии, в товремя как "Восток" никогда не смог преодолеть метафизики... Эта конструкциясовершенно мистифицирована. Мартин Бернал показал это, описав историю того,как, по его выражению, "фабриковалась Древняя Греция". Он напоминает, чтогреки прекрасно осознавали свою принадлежность к культурному ареалу древнегоВостока. Они не только высоко ценили то, чему обучились у египтян ифиникийцев, но и не считали себя "анти-Востоком", каковым представляетевроцентризм греческий мир. Напротив, греки считали своими предками египтян,быть может, мифическими, но это не важно". Мифом является и утверждение о непрерывности процесса культурнойэволюции и смены формаций. Феодализм был принесен варварами, завоевавшимирабовладельческую Римскую империю. Варвары же в своем укладе этапа рабстване проходили. Какая же это непрерывность? Это - типичный разрывнепрерывности, причем в крайней форме, связанной с военным поражением. О культуре и говорить нечего - разрыв в продолжении античной традициисоставлял более тысячи лет (потому и миф о "темном" Средневековье какпотерянном времени, а период после Средневековья назван Возрождением). Болеетого, Запад на время вообще утерял культурное наследие античности и получалего по крохам от Востока - через арабов, тщательно сохранивших и изучившихгреческую литературу. Западная цивилизация создавалась сообща с арабами, иевроцентризм, кроме всего прочего - идеология неблагодарных потомков. Миф о "правильной" смене общественных формаций подкрепляется важныммифом эволюционизма. Своими корнями этот миф уходит в историю восприятиявремени в европейской культуре, в историю перехода от циклического времениаграрной цивилизации к идее бесконечного, линейного, направленное в будущеевремени ("стрела времени"). Новое восприятие времени создало почву дляпоявления идеи прогресса, которая стала метафизической, почти религиознойосновой идеологий индустриализма. Идея эволюционизма приобрела статус фундаментального мифа послетриумфального успеха дарвинизма. Этот триумф биологической теории былпредопределен острой потребностью в научном обосновании того, что уже вошлов культуру и социальную практику. В приложении к обществу, культуре ицивилизации эволюционизм дал идею развития и естественного отбора. Обществаразделились на развитые и слаборазвитые (или развивающиеся), в обыденноесознание прочно вошла мысль, что отставшие в своем развитии общества илипогибают в ходе конкуренции, или становятся зависимыми и эксплуатируемыми, ичто это - естественный закон жизни. Согласно этому мифу, Западу повезло в том, что он с самого начала попална "столбовую дорогу" мировой цивилизации, а другие запутались и выбираютсяна эту дорогу с опозданием - за что вынуждены платить Западу как болееудачливому конкуренту. Сопротивляться этому бесполезно, ибо это - законприроды. Но антропологи знают, что в приложении к культуре и обществуэволюционизм является идеологической спекуляцией и не имеет никакогонаучного обоснования. К.Леви-Стросс во множестве мест пытается объяснить этосамыми разными способами. Вот один из самых общедоступных: "Биологическийэволюционизм и псевдоэволюционизм, который мы рассматриваем - совершенноразные доктрины... Можно извлечь из земли материальные объекты и убедиться,что, согласно глубине геологических слоев, форма или способ изготовленияопределенных объектов изменяется. И, тем не менее, один топор не рождаетфизически другой топор, как это происходит с животными. Сказать в этомслучае, что один топор эволюционировал из другого, представляет из себяметафорическую формулу, не обладающую научной строгостью. То, что верно для материальных объектов, физическое существованиекоторых доказывается раскопками, еще более справедливо по отношению кобщественным институтам, верованиям, вкусам, прошлое которых нам обычнонеизвестно. Концепция социальной и культурной эволюции дает, в самом лучшемслучае, лишь соблазнительную и опасно удобную процедуру представитьдействительность". В целом Леви-Стросс так квалифицирует концепцию эволюционизма("правильного" развития и "естественного отбора" культур и народов): "Всеэти спекулятивные рассуждения сводятся фактически к одному рецепту, которыйлучше всего можно назвать фальшивым эволюционизмом. В чем он заключается?Речь идет, совершенно четко, о стремлении устранить разнообразие культур -не переставая приносить заверения в глубоком уважении к этому разнообразию". Миф развития через имитацию Запада. Один из центральных мифовевроцентризма гласит, что Запад вырвался вперед благодаря тому, чтокапитализм создал мощные производительные силы. Остальные общества простоотстали и теперь вынуждены догонять, но в конце концов на земле воцаритсялиберальный капитализм англосаксонского образца, и настанет (уже настает)"конец истории". В самой западной мысли этот миф, опасный для судеб человечества,подвергается резкой критике исходя из разных оснований. Уже в 30-е годыА.Тойнби в своем главном труде "Постижение истории" писал: "Тезис обунификации мира на базе западной экономической системы как закономерномитоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводитк грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению историческогокругозора". Вслед за Тойнби фундаментальную критику евроцентризма далК.Леви-Стросс, изучавший контакт западной и местных культур. Он отрицал самумеханистическую идею о существовании одной "правильной" цивилизации, путькоторой должен быть принят за столбовую дорогу человечества: "...Труднопредставить себе, как одна цивилизация могла бы воспользоваться образомжизни другой, кроме как отказаться быть самой собою. На деле попытки такогопереустройства могут повести лишь к двум результатам: либо дезорганизация икрах одной системы - или оригинальный синтез, который ведет, однако, квозникновению третьей системы, не сводимой к двум другим". Такой синтез мывидели и в России (СССР), и в Японии, и сегодня в Китае. Такуюдезорганизацию и крах мы видим сегодня в Российской Федерации. Однако миф о развитии по пути Запада эксплуатируется все интенсивнее помере того, как все более наглядным и очевидным становится невозможность егоосуществления. Но сначала о менее очевидной вещи - о том, что развивающиесястраны, попавшие в орбиту Запада, вовсе не идут по его пути. Самир Аминпишет: "Производственная система в странах периферии не воспроизводит то,что было в центре на предыдущем этапе развития. Эти две производственныесистемы различаются качественно. Чем далее идет по пути развитияпериферийный капитализм, тем более резким становится это расхождение и темболее неравным разделение доходов. В своем развитии эта единая системавоспроизводит дифференциацию, поляризацию центр-периферия". Невозможность для всего мира имитации пути Запада была обнародована науникальном форуме, который рассмотрел глобальную ситуацию - мир в целом. Этовсемирная конференция ООН на высшем уровне по экологии"Рио-де-Жанейро-1992". Ее выводы были подвергнуты полному и повсеместномузамалчиванию западной прессой. Само по себе это замечательный факт.Конференция шумно рекламировалась в течение почти двух лет подготовки. Наней присутствовало около 5 тыс. (!) корреспондентов. Однако после еепроведения вся мировая пресса, подконтрольная западной верхушке, как воды врот набрала. На деле, не было и нет развития Запада "с опорой на собственные силы",которое "отставшие" страны могли бы взять в качестве примера и воспроизвестина своей почве. Современная западная "цивилизация" с самого началапредставляет собой уродливое сращивание двух миров, которое исключительно изидеологических целей представляется как "развитые" и "развивающиеся" страны. Развитие Запада и погружение в "слаборазвитость" множества культур -единый конкретно-исторический процесс, в котором части (развитие ислаборазвитость) взаимообусловлены. В "Структурной антропологии"К.Леви-Стросс пишет: "Общества, которые мы сегодня называем"слаборазвитыми", являются таковыми не в силу своих собственных действий...Сказать по правде, именно эти общества посредством их прямого или косвенногоразрушения в период между XVI и XIX вв. сделали возможным развитие западногомира. Между этими двумя мирами существуют отношения комплементарности(дополнительности). Само развитие с его ненасытными потребностями сделалоэти общества такими, какими мы их видим сегодня. Поэтому речь не идет осхождении двух процессов, каждый из которых развивался изолированно своимкурсом". Самый дотошный историк нашего века Ф.Бродель, изучавший "структурыповседневности" - детальное описание потоков и использования всех средствжизни, писал: "Капитализм является порождением неравенства в мире; дляразвития ему необходимо содействие международной экономики... Он вовсе несмог бы развиваться без услужливой помощи чужого труда". По данным Броделя,в середине XVIII в. Англия только из Индии извлекала ежегодно доход в 2 млн.ф. ст., в то время как все инвестиции в Англии оценивались в 6 млн. ф. ст.Таким образом, если учесть доход всех обширных колоний Англии, то выйдет,что за их счет делались и практически все инвестиции, и поддерживалсяуровень жизни англичан, включая образование, культуру, науку, спорт и т.д. Но если, как говорится, "Запад построил себя из материала колоний"(Леви-Стросс), то, следовательно, повторить этот путь для других невозможно.Бывшие колонии привязаны к "первому миру", и больше нет потенциальныхколоний, из которых они бы могли получить материал, чтобы "построить себя"по подобию Запада. Самир Амин пишет об этой стороне евроцентризма: "Этагосподствующая идеология не только предлагает картину мира, но иполитический проект в масштабах всего земного шара: гомогенизацию путемимитации и преодоления отсталости. Но этот проект невозможен. Разве несодержится признание этой невозможности в общепринятом выводе, чтораспространение способа жизни и потребления Запада на пять миллиардовчеловеческих существ наталкивается на абсолютные препятствия, в том числеэкологические?.. В рамках неосуществимого проекта евроцентризма идеологиярынка (с предполагаемым почти автоматически дополнением - демократией),превратившаяся в настоящую теологию, переходит уже в сферу гротеска". Все производные светлые мифы Запада (о присущей ему свободе идемократии, о быстром прогрессе и равновесии его рыночной экономики, об"экологичности" западной культуры и т.д.) приобретают правдоподобие толькопотому, что Запад, получив доступ к ресурсам большей части мира, мог за ихсчет "оплачивать" все те неравновесия и кризисы, которые из-за этого ударялипо зависимым странам с многократно увеличенной силой. Насколько велики масштабы компенсации кризисов за счет чужих ресурсов,можно видеть на простейших примерах. Когда во Франции в 20-х годах прошлоговека возник кризис аграрного перенаселения, она колонизовала соседние странытой же "средиземноморской цивилизации" (Магриб). В Алжире, например,французским колонистам была просто передана половина (!) издавнакультивируемых земель. Напротив, когда в США при избытке земли возниклаострая нехватка рабочей силы, в Африке были захвачены и обращены в рабствомиллионы самых сильных и здоровых молодых мужчин (их число оценивают в стомиллионов, из которых берегов Америки достигли около 9 миллионов).Современные расчеты показывают, что только невидимое изъятие стоимости"первым миром" из "третьего" составляет около 400 млрд. долл. в год (сюда невключаются "видимые" потоки: вывоз прибылей иностранного капитала, процентына внешний долг и "бегство" капиталов компрадорской буржуазии). Непрерывно повторяемое приглашение "следовать путем Запада"противоречит и реальной политике самого Запада. Достаточно упомянуть трудыисториков Индии и Египта, показавших, что именно европейские колонизаторыцеленаправленно разрушали структуры капитализма, возникавшие в этих странахи весьма сходные с теми структурами, которые сложились в Японии в результатереформы Мэйдзи (Япония сумел их сохранить, создав "железный занавес"). В Египте эти структуры возникли при активном участии мамелюков начинаяс XIV века, достигли зрелости к началу XIX века и были подорваны экспедициейНаполеона, а затем демонтированы после интервенции европейской коалиции в1840 г. В Индии капитализм был подавлен, а затем систематически ликвидировананглийскими колонизаторами. Технологический миф. Одно из утверждений евроцентризма состоит в том,что именно западная цивилизация создала культуру (философию, право, науку итехнологию), которая доминирует в мире и предопределяет жизнь человечества.В это искренне верит человек, сформированный школой и телевидением и уженеспособный взглянуть вокруг (ведь приручить лошадь было не менее сложным итворческим делом, чем построить атомную бомбу). Технологический мифоказывает очень сильное влияние на интеллигенцию, а она, как уже говорилось,играет сегодня важнейшую роль в манипуляции общественным сознанием. Одним из "завоеваний" евроцентризма является подавление историческогочувства в людях. Время стало манипулируемо. К.Леви-Стросс пишет: "Всянаучная и промышленная революция Запада умещается в период, равный половинеодной тысячной доли жизни, прожитой человечеством. Это надо помнить, преждечем утверждать, что эта революция полностью перевернула эту жизнь". А дальше он ставит под сомнение сам критерий, по которому оцениваетсякультурный вклад той или иной цивилизации: "Два-три века тому назад западнаяцивилизация посвятила себя тому, чтобы снабдить человека все более мощнымимеханическими орудиями. Если принять это за критерий, то индикатором уровняразвития человеческого общества станут затраты энергии на душу населения.Западная цивилизация в ее американском воплощении будет во главе... Если закритерий взять способность преодолеть экстремальные географические условия,то, без сомнения, пальму первенства получат эскимосы и бедуины. Лучше любойдругой цивилизации Индия сумела разработать философско-религиозную систему,а Китай - стиль жизни, способные компенсировать психологические последствиядемографического стресса. Уже три столетия назад Ислам сформулировал теориюсолидарности для всех форм человеческой жизни - технической, экономической,социальной и духовной - какой Запад не мог найти до недавнего времени иэлементы которой появились лишь в некоторых аспектах марксистской мысли и всовременной этнологии. Запад, хозяин машин, обнаруживает очень элементарныепознания об использовании и возможностях той высшей машины, которой являетсячеловеческое тело. Напротив, в этой области и связанной с ней областиотношений между телесным и моральным, Восток и Дальний Восток обогнали Западна несколько тысячелетий - там созданы такие обширные теоретические ипрактические системы, как йога Индии, китайские методы дыхания илигимнастика внутренних органов у древних маори...". В России сегодня миф о том, что Запад изначально был генераторомтехнологий для всего мира, используется очень активно. И.Фридберг в"Независимой газете" напоминает, какие блага получила Россия с Запада:"Через западные границы пришло в Россию все, что и по сей день являетсяоснованием могущества и национальной гордости России... - все видытранспорта, одежды, большинства продуктов питания и сельскохозяйственногопроизводства - можно ли сегодня представить Россию, лишенной этого?". Действительно, невозможно себе представить Россию, вдруг лишенной всехвидов одежды - а можно ли представить себе взрослого человека, хотя бы и из"Независимой газеты", всерьез озабоченного такой перспективой для России? Нодаже если встать на уровень рассуждений Фридберга - неужели он всерьезсчитает, что "большинство видов сельскохозяйственного производства" созданыЗападом? Из частных производных технологического мифа упомянем очень важный дляидеологии сегодняшних изменений в России миф о земледельческом Западе искотоводческом кочевом Востоке. Проект расчленения России основан преждевсего на противопоставлении славян ("Запада") степнякам ("Востоку"). В этомнаправлении активно работает не только пресса, но и академические журналытипа "Вопросов философии" - одним из часто публикуемых в нем "экспертов"стал В.Кантор. Чтобы оценить его невежество, полезно прочесть хотя быА.Тойнби и Л.Н.Гумилева. Миф о гуманизме и правовом сознании Запада. Этот миф играл центральнуюроль во всей программе манипуляции в годы перестройки в СССР. Сейчас егоприглушили, но в сознании среднего интеллигента он уже сидит как стереотип,и никакими бомбежками сербов его оттуда не вышибло. Попробуем потянуть заниточку, ведущую к истокам мифа, и говорить вещи довольно известные. Вся метафизика, идеологическая подоснова Запада связана скальвинистской идеей о предопределенности. Согласно этой идее, Христос пошелна крест не за всех, а только за избранных. На этой идее потом строились всерасовые и социальные доктрины - высшая и низшая расы, раса бедных и расабогатых, раса рабочих (потом - рабочий класс). Расизм - как этнический, таки социальный - прямо вырос из учения о предопределенности. И современныйЗапад вырос, как цивилизация, на этом расизме. О распространении мироощущения евроцентризма и особенно о завоевании имдоминирующего положения в США А.Тойнби пишет: "Это было большим несчастьемдля человечества, ибо протестантский темперамент, установки и поведениеотносительно других рас, как и во многих других жизненных вопросах, восновном вдохновляются Ветхим заветом; а в вопросе о расе изречения древнегосирийского пророка весьма прозрачны и крайне дики". В чем же суть того огромного подлога, который совершили идеологиперестройки и реформы в России? В том, что они представили нам тип отношенийна Западе между цивильными гражданами (между "своими") за якобы всеобщий,фундаментальный тип отношений ко всем людям. Трудно принять саму мысль, чтороссийская интеллигенция в большинстве поверила этой довольно примитивнойлжи. Но, похоже, это так и есть. И она стала звать народ в эту "правильнуюцивилизацию Запада" так, будто отношение там к нам будет как к "своим", а некак к низшей расе. Примитивным этот подлог я назвал потому, что никакихповодов рассчитывать на это сам Запад никогда не давал. Напротив, мириадамимелких знаков он показывал свое истинное отношение к "низшим расам" (вшироком, кальвинистском смысле слова) и в частности к русским. Гуманизм наЗападе - понятие условное, как, скажем, демократия в Древней Греции. Да,демократия, но ведь рабы в демос не входят. Так и русские демократы - рвутсястать рабами, а потом обижаются, что за ними не признаются ихдемократические права. Искреннее убеждение, что люди иной расы (культуры, религии, идеологии ит.д.) представляют собой если и не иной биологический вид, то по крайнеймере иной подвид - не являются ближними - было совершенно необходимоевропейцу в период колонизации для подавления, обращения в рабство ифизического уничтожения местных народов. Расизм настолько глубоко вошел вткань англосаксонской культуры, что даже сегодня, когда он торжественно иофициально отвергнут как доктрина, когда принята декларация ЮНЕСКО о расе итщательно пересмотрены учебные программы, расизм лезет из всех щелей. Отношение к неграм в США - вещь примитивная. Но все же вспомнимреальность не по фильмам Голливуда, где обязательно есть офицер полиции -негр. Вот вывод Вашингтонского центра политических исследований (июль 1988г.): "В целом экономические перспективы для черных граждан мрачны: почтиполовина из них начинает жизнь в бедности; в зрелые годы они сталкиваются свысоким уровнем безработицы; и вероятность того, что свою старость онипроведут в бедности, втрое больше, чем у белых". Вот исследование судебныхрешений по делам об убийствах в штате Джорджия. Анализ 2484 решений показал:убийцы белых граждан приговаривались к смерти в 4 раза чаще, чем убийцычерных. Примечательно, что главный носитель расизма - средний класс ("опорадемократии"). Богатые не опасаются и могут идти против общественного мнения,поддерживая контакты с черными. А бедным "нечего терять". В 1989 г. вышла книга Донны Харауэй "Представление о приматах: пол,раса и природа в мире современной науки" - монументальный труд, скрупулезноисследующий историю приматологии (науки о человекообразных обезьянах) в ХХвеке. Этот предмет оказался исключительно богатым с точки зрениякультурологии, ибо обезьяны - "почти люди", находятся с человеком в одномбиологическом семействе. Во всех культурах, в том числе европейской, образобезьяны наполнен глубоким философским и даже мистическим смыслом. Понятия,с которыми подходит к изучению этого объекта ученый, отражают скрытыемировоззренческие установки и являются очень красноречивыми метафорами. Небудем останавливаться на анализе откровенно расистских произведений(например, важного для США фильма "Тарзан") и культурных кодах, в которыхзападный человек впитывает расизм - эту книгу надо читать и перечитывать.Приведем самые простые, "бытовые", мимоходом сделанные Донной Харауэйзамечания. Совсем недавно, в 80-е годы, телевидением и такими престижнымижурналами, как "National Geograрhic", создан целый эпос о белыхженщинах-ученых, которые многие годы живут в Африке, изучая и охраняяживотных. Живут в одиночестве, посреди дикой природы, их ближайший контакт смиром - в городке за сотню километров. Те помощники-африканцы (в том числе свысшим образованием), которые живут и работают рядом с ними - просто несчитаются людьми. Тем более жители деревни, которые снабжают женщин-ученыхвсем необходимым (в одном случае по вечерам даже должен был приходить издеревни музыкант и исполнять целый концерт). Африканцы бессознательно иискренне трактуются как часть дикой природы. И уже совсем, кажется, мелочь - но как она безыскусна: бригадыприматологов после трудных полевых сезонов в тропических лесах любятсфотографироваться, а потом поместить снимок в научном журнале, в статье сотчетом об исследовании. Как добрые товарищи, они фотографируются вместе совсеми участниками работы (и часто даже с обезьянами). И в журнале подснимком приводятся полные имена всех белых исследователей, включая студентов(и часто клички обезьян) - и почти никогда имена африканцев, хотя порой ониимеют более высокий научный ранг, чем их американские или европейскиеколлеги. И здесь африканцы - часть природы. Отношение к людям иного цвета кожи - случай простой, почти вульгарный.Расизм - понятие более широкое. Это хорошо видно по кино, которое теперьвполне доступно нашему зрителю. Вот прошедший по Москве фильм "Ночнойэкспресс", как сказано, "отражающий реальный случай". Американский юноша,исключительно симпатичный и нежный, культурно провел каникулы в Стамбуле и,уезжая, решил немного подзаработать на контрабанде наркотиков - гашиш вТурции дешев. В аэропорту попался - суд, тюрьма. Полтора часа мы видим, какстрадает интеллигентный американец (и еще пара европейцев, таких жеконтрабандистов-неудачников) в турецкой тюрьме. Просто начинаешь ненавидетьэти восточные страны, даже ставшие членами НАТО. Кончается фильм счастливо -юноша удачно убивает гнусного турка-надзирателя, надевает его форму, убегаетиз тюрьмы и возвращается в любимый университет, к любящему отцу и невесте.Фильм сделан так, что симпатии зрителя безоговорочно на стороне американца,ибо как же можно ему быть в такой плохой тюрьме. Как же можно его бить попяткам! И приходится сделать большое усилие (какого не делает 99% зрителей),чтобы упорядочить факты так, как они есть, подставив на место американца втурецкой тюрьме - турка в американской. Представляете: турок, схваченный сконтрабандой наркотиков, убивает американского офицера и убегает. Да всяАмерика встанет на дыбы и потребует ракетного удара по Стамбулу. Один из лучших фильмов Голливуда 70-х годов был посвящен трагедии отца- крупного американского предпринимателя, друга сенаторов, который послепереворота в Чили поехал туда искать пропавшего сына. В конце концовоказалось, что того убили - попал под горячую руку. Фильм впечатляет,зрители выходят потрясенными. Но начинаешь думать, и выходит, что эффектдостигается именно тем, что убили американца. Да как же это возможно? Да чтоже вы наделали, проклятые фашисты? И этот эффект ложится на стольподготовленную психологию, что даже не удивляешься - к потрясенному отцу вфильме подходят знавшие его сына чилийцы, у многих из них самих такая жетрагедия в семье, но она для них несущественна по сравнению с тем, чтопроизошло с американцем. Скажем, то турки, чилийцы - почти негры. Но вот недавно в Европе суспехом прошли циклы фильмов Хичкока. Эти фильмы - интеллектуальновыраженное мироощущение современного общества Запада. Возьмем один изшедевров ("Разорванный занавес"). Молодой блестящий американский ученыйпросит политического убежища в ГДР. Казалось бы, какая-никакая, а все жеГермания. К нему приставляется на первых порах офицер госбезопасности -помогает ему искать квартиру, вводит в курс обыденной жизни и т.д. Этотофицер (разумеется, круглый дурак), помогает американцу вполне искренно и нив какой из моментов не проявляет враждебности - так это представлено вфильме. Он не знает, что молодой физик приехал, чтобы выведать секретнуюформулу расчета траектории ракет, которую открыл один математик в Лейпциге.В картинной галерее в Берлине физик ловким маневром отделывается от своегосопровождающего, берет такси и едет за город, на ферму, на явку сподпольщиками-антикоммунистами. Но - немцы есть немцы - офицер "Штази"добывает какую-то мотоциклетку и тоже приезжает на ту же ферму. С глупымхохотом входит на кухню, где физик беседует со своей соратницей, и те егохватают вдвоем и убивают оригинальным способом: засовывают головой вдуховку, пускают газ и держат, пока он не перестает трепыхаться. И ни тенисомнения. Никакого внутреннего конфликта из-за необходимости убить человекаради выполнения своей миссии, какой бы благородной она ни была. Никакогонамека на то, что, мол, как трагичен это мир, как абсурдна эта холоднаявойна и т.д. Герой-ученый выполняет свою миссию, ликвидируя по пути ещесколько-то ничего не подозревающих "красных" немцев. О каких"общечеловеческих ценностях" можно говорить после показа этого шедевраевропейской культуры? Случай этот тем более красноречив, что буквально в то же время в СССРбыл снят тоже неплохой фильм - "Мертвый сезон". Там недотепу, актерадетского театра, посланного в Германию для опознания бывшеговрача-преступника, обводят вокруг пальца, хватают и пытают его бывшие жемучители. Советский резидент, раскрывая себя, выручает товарища - инапоследок разрешает ему дать всего одну зуботычину фашисту-ученому. Самсдается, не пытаясь ни защищаться, ни кого либо убивать. И дело не в том,работал ли КГБ более благородно, чем ЦРУ. Возможно, они выполняли одинаковогрязную и жестокую работу, оба фильма основаны на художественном вымысле.Проблема в том, что принимает и что отвергает соответствующая публика. Еслибы в фильме советский шпион убивал граждан страны, с которой мы не находимсяв состоянии войны, это вызвало бы возмущение и отвращение советскогозрителя. Зритель же фильмов Хичкока и тени сомнения не выказывал приубийстве граждан ГДР. А о русских и говорить нечего - в самых современныхфильмах (даже на историческую тему, о Русской Калифорнии) их кладут пачкамиабсолютно без всякой причины. Представляя Россию (и царскую, и в облике СССР) как "азиатскуюдеспотию", наши демократы внедряли в сознание светлый миф Запада буквально вто время, когда вскрылась поучительная история массовых убийств в Аргентине.В 1993 г. начальник генштаба Аргентины официально признал, что в 70-е годыармия организовала террор против оппозиции по новой схеме: небольшие группыофицеров действовали автономно, ничего не докладывая начальству и неоставляя никаких документов. Человека увозили из дома (дом часто взрывали),пытали и убивали. Виднейших деятелей и писателей, проживавших на своихвиллах в районе посольств, избивали и увозили прямо в присутствии западныхдипломатов. Удобным способом убийства был такой: оглушенных инъекциейнаркотика людей загружали в самолет, а потом живыми сбрасывали в океан. Иходят сами, и не сопротивляются - объясняет один из офицеров, который этимзанимался. Считается, что так, без суда, следствия и даже ареста, вАргентине убили до 30 тыс. человек - на 14 млн. населения. Все эти военныеполучили полное прощение и остаются на своих постах. Все они подготовлены ввоенных академиях США, все они остаются уважаемыми членами военной элитыЗапада. Чем важен опыт Аргентины? Его анализирует в книге, которая переведенана все основные языки (кроме русского) известный писатель Эдуардо Галеано.Вывод страшен именно в свете нашей темы: если бы в 1974 г. аргентинцевспросили, возможно ли такое в их стране, 100 процентов ответили бы, чтоабсолютно невозможно. Аргентинцы - это практически европейцы, в основномдети итальянцев и немцев, иммигрантов ХХ века. Их офицерство современно иинтеллигентно, европейски образовано. В стране до этого не было гражданскойвойны, не было ни фанатизма, ни накопленной ненависти. Убийства совершалисьбез всякой страсти, как социальная технология. И эта технология - продуктименно современного либерального общества, выработанный военной иуниверситетской элитой США. Каким образом на фоне всего этого удается интеллигенции Россиикультивировать светлые мифы евроцентризма и вести их пропаганду - загадкавека. Видимо, причина в том, что мифы евроцентризма тщательно оберегаютсяидеологами, и всякие попытки сделать их предметом обсуждения наталкиваютсяна глухое сопротивление. Они важнее для всей интеллектуальной базы рыночнойреформы, чем даже наши собственные, отечественные мифы. Это понятно, во всехколонизованных культурах огромные средства тратятся именно на мистификациюпредставления о Западе. Самир Амин отмечает: "Критика евроцентризма вызываетсамое мощное сопротивление - здесь мы вступаем в область табу. Выступающий стакой критикой хочет заставить людей слушать то, что слушать запрещено.Утверждение о евроцентризме господствующей идеологии принять даже труднее,чем сомнения в системе экономических отношений. На деле критикаевроцентризма ставит под вопрос положение богатых этого мира". В заключение надо сделать одну оговорку. Сегодня, потерпев поражение вхолодной войне и наблюдая разрушение нашей страны, существенная частьинтеллигенции впала в симметричное и по структуре схожее с перестроечныммифотворчество. Создается черный миф Запада. Он греет душу патриота, носокращает его возможности реалистично воспринять и осознать происходящиепроцессы. Для манипуляторов, которым важно увести общественное сознание отсути противоречий, подобные мифы не менее полезны, нежели светлый миф Западав 80-е годы. Не будем, однако, обсуждать черный миф Запада здесь, чтобы неперегружать сознание отрицаниями отрицания. Но вскоре такое обсуждениестанет необходимым.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.