Здавалка
Главная | Обратная связь

Манипуляция вниманием



Важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать воздействие приманипуляции сознанием, являются память и внимание. Задача манипулятора - вчем-то убедить людей. Для этого надо прежде всего привлечь внимание людей кего сообщению, в чем бы оно не выражалось. Затем надо, чтобы человекзапомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит:убедительно то, что остается в памяти. Как говорилось, сам термин манипуляция был перенесен в сферу сознанияиз области искусства фокусников. У фокусников-манипуляторов к важнейшимнавыкам и умениям относится владение приемами отвлечения внимания зрителейот главного объекта. Мастер переключает внимание на специально создаваемыедля этого явления с помощью слов, жестов, внешних эффектов (вплоть до огня ивзрыва). В принципе так же поступают и манипуляторы сознанием. Для этого ониразрабатывают сложные и даже изощренные технологии, иногда кровавые. Внимание, концентрация психических процессов на каком-то объекте,направляет и организует все эти процессы - восприятие, мышление, чувства,воображение и т.д. Сосредоточив внимание на важном объекте, человекотсеивает, отстраняет второстепенные раздражения и информацию. Это ипозволяет человеку вести целесообразную психическую деятельность. Даже причтении текста человек всегда выделяет в нем несколько центров интереса, накоторых и концентрирует внимание, а пустоты между ними заполняет"упаковочным материалом", который пробегает вполглаза. Понятно, что люди активно используют свою способность к изменениюнаправленности внимания, к его переключению. Они переводят его, какпрожектор, на те объекты, которые в данный момент они посчитали болеезначимыми. Таким образом, для манипулятора возникает возможность заместитьобъект - увести важный объект в тень, в допороговую область, подсунувчеловеку служебный отвлекающий объект (имеющийся в реальности илипостроенный манипулятором). Люди могут менять и сосредоточенность внимания на объекте, степеньуглубленности в его восприятие и осмысление - в жизни человеку приходитсяраспределять внимание. Таким образом, искусственно рассеивая внимание,распределяя его на несколько объектов, можно и без полного отвлечениявнимания от важного для человека объекта значительно снизить возможности еговосприятия и осмысления. Для успешной манипуляции вниманием важно такжеверно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость иинтенсивность внимания. Они зависят от уровня образования, возраста,профессии, тренировки людей и поддаются экспериментальному изучению. Неменее важна и технологическая база манипулятора. Телевидение, котороеоперирует одновременно текстом, музыкой и зрительно воспринимаемымидвижущимися образами, обладает исключительно высокой, магическойспособностью сосредоточивать, рассеивать и переключать внимание зрителя.Эффективность телевидения связана с тем, что оно мобилизует периферическиесистемы внимания, что обеспечивает большую избыточность информации вцентральной интегрирующей системе. Чем больше избыточность, тем меньшихусилий требует восприятие сообщения. Аналитическое и теоретическое изучение внимания сопряжено с большимитрудностями, но зато ему посвящено огромное количество опытных исследований,так что технологи манипуляции сознанием имеют неограниченный запас"раздражителей", позволяющих привлечь, переключить или рассеять внимание, атакже повлиять на его устойчивость и интенсивность. Это касается всехспособов подачи зрительной и слуховой информации, всех характеристик еесодержания и формы (вплоть до использования орфографических и логическихошибок как средства привлечения внимания). Понятно, что для целейманипуляции одинаково важны приемы привлечения и удержания внимания наубеждающем сообщении (захват аудитории), и в то же время отвлечения вниманияот некоторых сторон реальности или некоторых частей сообщения - всегдапредпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил "ненужной"правды. Исследование способов отвлечения или переключения внимания какнеобходимого условия успешной манипуляции проводилось в 60-е годы в СШАисходя из представлений о психологической защите человека против внушения.Довольно быстро было обнаружено, что сообщение, направленное противкакого-либо мнения или установки, оказывается более эффективным, если вмомент его передачи отвлечь внимание получателя от содержания сообщения. Вэтом случае затрудняется осмысление информации получателем и выработка имконтрдоводов - основа его сопротивления внушению. В одной серии экспериментов группам студентов показывали два небольшихфильма, в которых произносилась речь, убеждающая зрителя в том, чтостуденческие братства вредны. Один фильм изображал самого оратора, которыйпроизносил эту речь. В другом фильме та же речь давалась на фоне видеоряда,образы которого никак не были связаны с текстом. Они отвлекали внимание отсодержащихся в речи доводов. В тех группах зрителей, которых содержание речисущественно не затронуло (студенты, не принадлежащие к братствам), разницы визменении их мнения после просмотра обоих фильмов обнаружено не было.Напротив, члены студенческих братств поддались воздействию по-разному. Болеевнушаемы оказались те, кто смотрел фильм с образами, отвлекающими внимание. Затем методики усложнились и стали более точными. Убеждающая словеснаяинформация давалась группам испытуемых при отвлекающем воздействии разнойинтенсивности: им показывались слайды с изображением, отвлекающая вниманиесила которых была различной. Оказалось, что убеждающая информация наиболееэффективна при умеренных уровнях отвлечения внимания. Психологическоесопротивление внушению сильно при отсутствии отвлечения (получательинформации проявляет при этом высокую степень подозрительности по отношениюк целям оратора), но оно повышается и при слишком сильном отвлечении -чувство подозрения снова возрастает. Надо, впрочем, заметить, что этот выводне распространяется на крайние способы отвлечения внимания черезпсихологический шок. Эксперименты 60-х годов повысили эффективность манипуляции в прессе ина телевидении, дав почти количественные критерии для определения"оптимального" отвлечения читателя или зрителя от аргументов убеждающегосообщения. Газеты стали применять "калейдоскопическое" расположениематериала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами,сенсациями, красочными фотографиями и рекламой. Телевидение стало по-новомукомпоновать видеоряд, точно подбирая отвлекающие внимание образы. Исключительно сильным отвлекающим действием обладают уникальные события- беспрецедентные и неповторимые. По отношению к ним у человека возникает"двойное внимание" - люди, как говорится, не верят своим глазам и вынужденывсе сильнее всматриваться в объект, сосредоточивая на нем свое внимание. Подприкрытием такой сенсации политики торопятся провернуть все темные дела.Более рядовым воздействием обладают непривычные события - те, которыепроисходят редко и к тому же привлекают внимание своими другими сторонами(убийства, катастрофы, скандалы). Иногда, наоборот, жесткозапрограммированные важные события могут быть использованы для отвлечениявнимания от политической акции, которая в другое время вызвала бы повышеннуюобщественную активность. Так, очень умело был выведен в отставку Ельцин - 31декабря 1999 г., когда все люди готовились встретить новый 2000-й год, апотом пребывали в похмелье до 4 января.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.