Здавалка
Главная | Обратная связь

Разрешение аморальности



Йохан Хейзинга (1872-1945) говорил, что учение о государстве, котороеманипулирует массами - от Макиавелли и Гоббса до теоретиков нацизма -"открытая рана на теле нашей культуры, через которую входит разрушение".Автономия государства от морали, по его мнению - величайшая опасность,угрожающая западной цивилизации. Внеморальность политики! Замена всеобщей ("тоталитарной") этикиконтролем принятых в парламенте законов - кредо демократии западного типа.Эта демократия устраняет из политики понятие греха, а по сути и совести("свобода совести") и заменяет его исключительно понятием права. "Разрешеновсе, что не запрещено законом!". Хейзинга подчеркивает, что принципвнеморальности при этом перестает быть монополией государства, оносваивается и негосударственными организациями, и широкими массами. Тяга каморальному насилию не убывает по мере демократизации общества. Кстати сказать, Хейзинга высоко оценивал марксизм за то, что он высокоподнял универсальные принципы - солидарность и товарищество. Хотя Хейзинга -либерал и считает, что классовый подход нанес ущерб морали. Однако гораздобольший ущерб морали нанес, по его мнению, фрейдизм, сводящий душевныепроцессы до уровня, стоящего ниже разума и даже ниже рационального мышления. С точки зрения нашей темы аморальность "расположена" в той частикультуры, где ставятся под сомнение или отвергаются установленные общейэтикой ценности, где устраняется традиция и "расковывается" мышление, такчто оно готовится к тому, чтобы оправдать любое действие. Ниша аморальности,как болезнь в организме, играет, видимо, какую-то необходимую роль вразвитии. Из этого очага брожения выходят, вместе с социальным гноем,зародыши новых идей. Целые периоды "расшатанной морали", как Возрождение вЕвропе, бывают предшественниками глубоких преобразований общества.Периодическому его обновлению и "малому Возрождению" служили в традиционномобществе карнавалы с их защищенной масками аморальностью. Объясняя значениеэтой праздничной "смеховой" аморальности, М.М.Бахтин подчеркивал ее отличиеот аморальности Нового времени. Карнавал означал "дегенерацию ценностей" сих последующей "регенерацией" на заключительной стадии карнавала. Проходячерез испытание праздничной аморальности, моральные ценности возрождались и"освежались". Черный юмор и аморальность нового, буржуазного общества былинаправлены исключительно на разрушение ценностей общества традиционного, безкакой бы то ни было "регенерации". Через аморальность подрывались священныесимволы и общинные человеческие связи "старых режимов". Через устранение понятия греха современное общество "раскрыло" нишипорока, превратив его в морально приемлемый бизнес. Так, кстати, возниклапреступность как нормальное социальное явление (в традиционном обществепреступление - всегда мятеж, всегда покушение на монарха и, таким образом,на Бога; эту важную разницу рассматривает М.Фуко в книге "Надзирать инаказывать", а С.Кубрик - в фильме "Механический апельсин"). Массовой иузаконенной стала в буржуазном обществе проституция, вплоть до того, чтовозникают профсоюзы проституток, они получают время на телевидении. Вгородах США "работают" 300 тысяч малолетних проституток в возрасте от 9 до12 лет. Одним из важных видов туризма стали секс-туры с Запада в страныЮго-Восточной Азии (в маленьком Пномпене число проституток всего за год, с1991 по 1992 г., выросло с 6 до 20 тысяч). В Германии туристическая рекламаприглашает в Шри-Ланку как "рай педерастов". То же самое произошло буквально на наших глазах с оборотом наркотиков.Его рынок искусственно создается, в производство и распространениенаркотиков вовлечены миллионы человек. Более того, и средствами культуры, иавторитетом науки общество готовят к легализации этого бизнеса. В октябре1994 г. в Испании состоялся Второй международный конгресс помодифицированным состояниям сознания, собравший ученых из 20 стран. Речьидет о галлюциногенах (наркотиках, вызывающих галлюцинации). Значительнаячасть сообщений носила чисто идеологический характер. Главный докладчик изСША пообещал, что появление новых наркотиков будет для всемирной историиболее важным событием, нежели Реформация Лютера. Говорилось о "праве всехчеловеческих существ на использование галлюциногенов". Более того, в главнойлекции на открытии конгресса утверждалось, что христианство сможет сохранитьсвою роль в следующем тысячелетии, только если включит как центральныйэлемент литургии прием галлюциногенов. Давалась и новая трактовкахристианства, которое в IV веке учредило "фармакократическую инквизицию",запретив использование наркотических веществ. Конечно, можно посчитать такиеконгрессы экстравагантными маргинальными событиями, но таких событийпроисходит множество, и они широко представлены в прессе. Резкое расширение ниши аморальности и, в пределе, распространение ее навсе общество служило тому размягчению культурного ядра, что было необходимодля подрыва гегемонии "тирана" и установления гегемонии "манипулятора"(согласно теории А.Грамши). Человек с подорванной моралью легкоманипулируем! Разрушение традиционной морали и перманентная "сексуальнаяреволюция" - важнейшее условие устранения психологических защит противманипуляция сознанием. Как и вообще по отношению к ценностям, главное в снятии защит противманипуляция - не замена одной системы ценностей другой, столь же целостной,а именно разрушение системы, релятивизация ценностей. Лишение человеканравственных ориентиров, той системы координат, в которой он мог быразличать добро и зло. Помещение человека в атмосферу аморальности отключаетего систему навигации, это как включение генератора радиопомех, чтобы сбитьсамолет с курса (потому и говорят "демократия шума"). Для создания такого положения запускаются два взаимосвязанных процесса,который затем переходят в самовоспроизводящийся режим - поощряют в обществе"спрос на аморальность" и в то же время искусственно, политическими иэкономическими средствами, склоняют к аморальности прессу и особеннотелевидение. Возникает "индустрия аморальности", создающая и одновременноудовлетворяющая "спрос". Массовое потребление аморальности представляетсобой лишь особый срез общества потребления. В последние 15 лет мы этонаглядно видели в СССР и России. Массовая "аморализация" среднего человека произошла на Западе, когдасамодеятельность узкого круга аморальных художников стала профессией и былапревращена в часть масс-культуры. Мозаичная культура, о которой говорилось в4 главе, легко оставляет место для аморальности в своих "порах", в то времякак жесткая "университетская" культура выжимает антиценности в подполье, взакрытую часть, в оппозицию культуре. Возникновение мозаичной культуры тесносвязано с прессой и порожденным ею целым сословием "прогрессивных"интеллектуалов, которые, будучи на деле просто поставщиками рынкааморальности, оправдывали ее свободой информации и стремлением разрушитьоковы угнетения нравственностью. Ф.Ницше писал: "Ничто не вызывает большегоотвращения к так называемым интеллигентам, исповедующим "современные идеи",как отсутствие у них стыда, спокойная наглость взора и рук, с которой онивсе трогают, лижут и ощупывают; и возможно, что в народе, среди низшихслоев, именно у крестьян, нынче сравнительно гораздо больше благородства,вкуса и такта, чем у читающего газеты умственного полусвета, у образованныхлюдей". Сто лет назад пресса и литература могла "аморализовать" только частькультурного слоя общества, читающую публику. Сегодня донести продуктиндустрии аморальности до каждого дома взялось телевидение. Очевиден,например, эффект порнографии на телеэкране - по силе воздействия егосравнивают с эффектом от постоянного показа сцен насилия. Особенноэффективно снижает устойчивость сознания резкое изменение структуры иинтенсивности "аморальности". Обычно оно и производится в тот момент, когданеобходимо провести крупные манипулятивные воздействия (например, отвлечьобщественное внимание от непопулярных социальных программ типа приватизацииили конверсии промышленности). К привычным видам аморальности (порнографии,демонстративной проституции, заполнению солидных газет эротической рекламойи т.п.) общество довольно быстро адаптируется и "не замечает их", так чтодейственность снижается. Однако изобретательность творцов аморальности неиссякает. В последние два десятилетия СМИ активно пропагандируют новый видискусства - перформанс (рerformance). Это сценическое представление безжесткого сценария. Оно соединяет визуальные искусства с театрализованнойимпровизацией. Корнями оно уходит в футуризм и дадаизм, иногда его называютхэппенинг, боди-арт, концептуальное искусство. Одной из главных концепцийэтого искусства как раз и является разрушение этических и эстетических норм,снятие всяческих табу. Вот пара сообщений о недавних представлениях,вызвавших большой интерес. С большим успехом в ряде стран (Мексика, Испания, Италия, Словения) тригода назад был представлен перформанс "Эпизоо". Автора его называют"современным Франкенштейном". Суть спектакля в том, что обнаженный актерпомещается в установленную на сцене "машину пыток". Она имеет компьютерноепрограммирование и гидравлические устройства, которые могут растягивать рот,нос, уши и другие части тела художника, причиняя ему боль. Управлять машиноймогут зрители, что приносит им большое удовольствие. Кстати, в Испании этотспектакль был устроен в церкви Святого Эстебана - святого, которого римлянеподвергли пыткам. В Словении тот же автор должен был выставить чудовищныечеловеческие головы, изготовленные из мяса. Зимой 1999 г. в Доме Америки в Мадриде с большим успехом выступилхудожник из Мексики с перформансом "Же-Латина". На огромном столе лежалаогромная и очень похожая на самого автора обнаженная человеческая фигура,сделанная из сладкого желе и погруженная, как в гроб, в кремовый торт (вгазетах тогда были опубликованы прекрасные фотографии). Сам художник, тожесовершенно обнаженный (но в маске), большим мачете отрезал по просьбе гостейи подавал им различные части своего тела. Поначалу представители культурнойэлиты ели нехотя ("Один вид таких вещей вызывает понос", - пожаловалась однадама). Но потом покушали с большим аппетитом. Как сообщают газеты,детородный орган торжественно съела невеста художника. Оказывается, этимспектаклем автор хотел выразить "каннибализм современного общества". С проблематикой манипуляции сознанием прямо связана принципиальнаявнеморальность "четвертой власти" - прессы. В последние годы корпорацияработников прессы сделала огромный шаг к полному искоренению чувства стыда.Бесстыдство само стало особой технологией, которая обезоруживает нормальногочеловека, делает его еще более беззащитным против манипуляции. Сегодня мыпереживаем новый качественный сдвиг - само разоблачение случаев прямой лжиусиливает влияние прессы. Каждая очередная ложь разоблачается с глумлением над зрителем ичитателем - без слова упрека лжецам, не говоря уж о каком-то "суде чести",отставках или угрызениях совести. Во время войны в Персидском Заливененависть к Ираку нагнетали душераздирающими кадрами: добровольцы из числа"зеленых" обмывают мылом бедных птиц, попавших в нефтяное пятно, разлитоежестокими иракцами. Вскоре после этого было опубликовано сообщение, что этобыли кадры из репортажа, снятого на Аляске, где на скалы сел танкер,разливший 70 тыс. т нефти. То есть, громогласно было заявлено, что ведущиетелеканалы всего мира сознательно фальсифицировали информацию. И что?Никакого эффекта. Ни слушаний в парламентах, ни обращений в суды, нирезолюции ООН. Это был еще один эксперимент. В 1998 г. по 14 ведущим странам мира с успехом прошел и собрал кучупремий (восемь только международных) английский документальный фильм"Стыковка" - о наркодельцах Колумбии и маршруте доставки героина в Лондон.Блестящая работа смелых журналистов. В логово наркобаронов в джунглях ихвезли с завязанными глазами, под дулами автоматов. Но логово это вдействительности было оборудовано в отеле, а на роль страшного "барона" былнанят пенсионер, бывший банковский служащий. Одним из лучших кадров, который"удалось" снять репортерам, была драматическая сцена, когда перед отъездом ваэропорт курьер заглатывает капсулы с 500 г. героина - абсолютная ложь.Фильм, разоблачающий "угрозу цивилизации", снятый одной из ведущихтелекомпаний, был фальсификацией - с начала до конца. Но разве убавило этовлияния "четвертой власти"? Нет, обман стал узаконенным, и довериятелезрителей он не подрывает. Авторы фильма даже не подумали вернутьполученные премии. Представитель Би-Би-Си, уличенной в похожих, но менеевпечатляющих фальсификациях в своих "документальных" сериалах, оправдывал ихтем, что зритель стал больно привередливым и требует высокого качествасъемок, а его при честных съемках не получить. Сама проблема правды и лжиустранена из культуры. Среднему человеку теперь просто сообщается, кого ондолжен считать "плохим". А картинка, которой сопровождается сигнал, являетсяусловностью. Д.Каледин в газете "Завтра" (1999, No 26) описывает историю появления взападной прессе обошедшей в 1992 г. весь мир фотографии "сербского лагерясмерти". Эта фотография - пущенный в эфир кадр английских журналистовтелекомпании ITN (Indeрendent Television Network - их НТВ). Правдоподобностьпридавала фотографии точность данных: изможденное лицо за колючей проволокойпринадлежит боснийскому мусульманину Фикрету Аличу, он беседовал сжурналистами, протягивал им руки через колючую проволоку. Этот телекадр в 1992 г. обсуждался в Конгрессе США и стал формальнымповодом и оправданием для США, чтобы занять открытую антисербскую позицию вовремя войны в Боснии. В феврале 1997 г. в одном левом журнале ("Живоймарксизм") в Англии вышла статья, в которой изложены обстоятельстваполучения этого кадра. Изображен на нем не "лагерь смерти", а пункт сборабеженцев, расположенный в здании школы. Забор из колючей проволоки отделялшкольный двор от шоссе и был установлен до войны, чтобы дети не выбегали надорогу. Журналисты снимали "узников-мусульман" через проволоку - а могли обойтиее и снимать просто как отдыхающих на свежем воздухе ("узники" обнажены попояс). Вход и выход за проволоку были свободными, и на других кадрах, непошедших в эфир, видно, как "заключенные" перелезают через забор или обходятего. Эти кадры были добыты сотрудниками журнала "Живой марксизм" и помещеныв Интернет. Автор этого журнала обвинил телекомпанию в манипуляции. А таподала в суд на журнал "за клевету". Что для нас особенно важно в этой истории? То, что тележурналисты ителекомпания не видят за собой абсолютно никакой профессиональной иморальной вины. Да, они пустили на весь мир телекадр и фотографию, которуюполитики затем использовали в своих целях, а западный обыватель в массесвоей поверил интерпретации политиков. Но сами журналисты в комментариях ккадру не употребляли слов "лагерь смерти" и не утверждали, что из-за колючейпроволоки нельзя выходить. Поэтому журнал "Живой марксизм" привлечен к судуза клевету. Этот искренний и полный, органичный отход от принципов права ичестности в отношении тех, кого правящая верхушка решила наказать - новоеявление в культуре. Оно отражает новое состояние интеллигенции, болееопасное для простого человека, нежели тоталитарное морализаторствоинтеллигентов-революционеров. Это - политический постмодерн, к которому мыдуховно и интеллектуально пока не готовы. История с видеокадром о сербском "лагере смерти" для нас важна тем, чтос точки зрения телекомпании в этом кадре на было прямой лжи, а было лишьумолчание. Этот вид искажения информации открывает еще большие возможностидля манипуляции, нежели прямая ложь.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.