Пещерные люди ХХ века
Самую сильную метафору, объясняющую роль ТВ в наше время, времявидеократии, создал в IV веке до н.э. Платон. В седьмой книге своего труда"Республика" он изложил удивительно поэтическую и богатую аллегорию. Вотона, в кратком и бедном изложении: В пещере, куда не проникает свет, находятся прикованные цепями люди.Они в этом плену давно, с детства. За спиной у них, на возвышении, горитогонь. Между ними и огнем - каменная стена, на которой, как в кукольномтеатре, шарлатаны двигают сделанные из дерева и камня фигурки людей, зверей,вещей. Двигают и говорят текст, и их слова эхом, в искаженном видеразносятся по пещере. Прикованные так, что могут смотреть только впередперед собой, пленники видят огромные тени от фигурок на стене пещеры. Ониуже забыли, как выглядит мир, свет на воле, и уверены, что эти тени настене, это эхо и есть настоящий мир вещей и людей. Они живут в этом мире. И вот, один из них ухитряется освободиться от цепей и карабкаетсянаверх, к выходу. Дневной свет ослепляет его, причиняет ему тяжелыестрадания. Затем, мало-помалу он осваивается и с удивлением всматривается вреальный мир, в звезды и солнце. Стремясь помочь товарищам, рассказать им обэтом мире, он спускается обратно в пещеру. Далее Платон рассуждает о том, как может произойти их встреча. Пробравшись к товарищам, беглец хочет рассказать им о мире, но втемноте он теперь ничего не видит, еле различает мелькающие на стене тени.Вот, рассуждают пленники - этот безумец покинул пещеру и ослеп, потерялрассудок. И когда он начинает убеждать их освободиться от цепей и поднятьсяна свет, они убивают его как опасного помешанного. Если же, освоившись в темноте, он рассказывает им о том, как выглядитреальный мир, они слушают его с удивлением и не верят, ибо его мирсовершенно не похож на то, что они много лет видят своими глазами и слышатсвоими ушами. Если же, в лучшем случае, они следуют за ним к выходу,ушибаясь о камни, то клянут его, а взглянув на солнце, стремятся назад, кпривычным и понятным теням, которые им кажутся несравненно более реальными,чем мир наверху, который они не могут разглядеть при режущем глаза свете. Платона мучило это свойство человеческой натуры - предпочитать яркомусвету истины и сложности реального мира фантастический мир театра теней. Ноникогда его аллегория не сбывалась с такой точностью, как сегодня. ТВсоздает для человека такой театр хорошо сделанных теней, что по сравнению сним реальный мир кажется как раз серой тенью, причем гораздо менее истинной,чем образы на экране. И человек, с детства прикованный к телевизору, уже нехочет выходить в мир, полностью верит именно шарлатанам, которыеманипулируют фигурками и кнопками, и готов убить товарища, убеждающего еговыйти на свет. Как сказал устами героя фильма "Заводной апельсин" режиссерСтэнли Кубрик, сегодня "краски реального мира человек признает реальнымитолько после того, как увидит их на экране". В 1996 г. в Риме вышла книга "Молодежь-людоед. Антология экстремальногоужаса", которая привлекла интерес культурологов. Это - рассказы 10 молодыхписателей (от 23 до 35 лет). С целью преодолеть скуку современного западногогорода они создают новый тип литературы ужасов с описанием изощренных пытоки убийств. Что же привлекло внимание специалистов (они говорят о "культурноймутации")? Тот факт, что это новое поколение писателей принципиальноописывает лишь мир, воспринятый через экран телевизора, а не через личныйопыт или чтение. Виртуальная реальность телевидения как источникхудожественного воображения - имитация имитации! В этой литературе возникаети новый язык, за основу которого берется калейдоскоп образов телевизионнойрекламы, информационных выпусков и клипов. Таким образом, телевидение какмеханизм отчуждения человека от жизни создает свою "вторую производную". Телевидение - это и особая технология, и особый социальный институт,чуть ли не особое сословие. Характер его воздействия на зрителя определяетсяэтим целым, а не особенностью техники. Если следовать духу и букведемократии, даже западной (а это вовсе не единственный ее вид), никто - нишарлатан, ни гений - не имеет права держать людей прикованными в пещере.Платон не уточняет, что за цепи были на людях, из какого материала. Изжелеза? А может быть, цепи наркотического воздействия пляшущих на стенетеней? Если бы выяснилось, что ТВ каким-то образом подавляет свободу волизрителя, приковывая его к экрану, необходимость общественного контроля надТВ прямо вытекала бы из самой формулы демократии - точно так же, каквытекает необходимость государственного контроля (цензуры) за торговлейнаркотиками. Сегодня, как говорилось, зависимость людей от телевидения сталавсеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) этазависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб дажефизическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политикирекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии идействовать авторитарно, заботясь прежде всего о благе детей. Можем считать,что наличие создаваемых ТВ цепей, пусть невидимых, является установленнымфактом, и тезис о свободе ТВ от общественного контроля вытекает не изтребований демократии, а из интереса некоторых социальных групп и являетсясугубо антидемократическим. Тем более, что этот интерес тщательноскрывается, следовательно, он противоречит интересам большинства. Мы пока неговорим о том, какое содержание вкладывает в свой театр теней контролирующаяТВ группа, какие доктрины вбивает она в головы прикованных цепями пленников.Проблема как раз в том, что вредоносны эти цепи сами по себе. Возникаетзаколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ,которое хочется смотреть и смотреть - ТВ "высокого класса". Это какиностранная пища, насыщенная вкусовыми добавками: ее хочется жевать, но тывсем нутром чувствуешь, что это ядовитая дрянь. "Скучное" ТВ (каким и былооно в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше,чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения. Президент Американского общества газетных редакторов Лорен Гилионе,выступая в 1993 г., сказал: "Репортажи новостей по телевидению всегдапорождали сомнение, реально ли то, что в них представлено. Природавизуальных средств информации - развлекать, драматизировать, создавать снынаяву для массового зрителя - влияет на содержание информации. Мир фантазиисмешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экранетелевизора, становится реальностью". Почему Гилионе заговорил об этом в своей речи "Журналист завтрашнегодня"? Потому, что создание фиктивной реальности прямо связано с манипуляциейсознанием. Вот его гуманистический вывод: "Настоящие журналисты должны будутпротивиться давлению манипуляторов, диктаторов, "изобретателей", стремящихсяразмыть границу между действительностью и фантазией".
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.