Здавалка
Главная | Обратная связь

Телевидение как технология разрушения сознания



Выше говорилось об учении Антонио Грамши, создавшего новую теориюреволюции. Он учил, что надо действовать не в лоб, не штурмуя базисобщества, а через надстройку - силами интеллигентов, совершая "молекулярнуюагрессию" в сознание и разрушая "культурное ядро" общества. Собьешь людей столку, подорвешь культурные устои - бери всех тепленькими, перераспределяйсобственность и власть как хочешь. Важным условием успешной манипуляции, какуже говорилось, является разрушение психологической защиты человека, техустоев, на которых держится его способность к критическому восприятиюинформации. В революции "по Грамши" телевидение стало главным оружием, посильнеетачанки Чапаева. Больше того, теория Грамши положена в основу современнойрекламы. Ведь, в принципе, задачи схожи - убедить человека купить абсолютноненужную вещь или выбрать в парламент Хакамаду. А сегодня оказалось, чтосоединение этих двух типов рекламы умножает силу "молекулярной агрессии".Так небольшая профессиональная группа - творческие работники телевидения -превращается в организацию, в особую спецслужбу, ведущую войну противсознания и мышления всей массы своих соотечественников. Надо признать, что Запад сделал большой скачок в интеллектуальнойтехнологии манипуляции. Неважно, что в целом мышление "среднего человека"там осталось механистическим, негибким - кому надо, эти новые технологииосвоил. Специалисты и эксперты, советующие политикам, освоили новые научныепредставления, на которых основана "философия нестабильности". Они научилисьбыстро анализировать состояния неопределенности, перехода стабильнодействующих структур в хаос и возникновения нового порядка. Историкиотмечают как важный фактор "гибридизацию" интеллектуальной элиты США,вторжение в нее большого числа еврейских интеллигентов с несвойственнойанглосаксам гибкостью и парадоксальностью мышления. Политэкономический смысл тех "цепей", что привязывают к телеэкранупещерных людей ХХ века, в рыночном обществе лежит на поверхности. Говорят,что сейчас главным является рынок образов, даже такой товар, как автомобиль,сегодня есть прежде всего не средство передвижения, а образ, которыйпредставляет его владельца. Рынок образов диктует свои законы, и их продавец(телекомпания) стремится приковать внимание зрителя к своему каналу. Еслиэто удается, он берет плату с остальных продавцов, которые рекламируют своиобразы через его канал. На Западе реклама дает 75% дохода газет и 100%доходов телевидения (в США реклама занимает около 1/4 эфирного времени).Даже немногие оставшиеся государственными каналы в большой степенифинансируются за счет рекламы (во Франции два государственных канала зависятот рекламы на 66%; наиболее независимо телевидение ФРГ). В конце 80-х годовна американском телевидении плата за передачу 30-секундного рекламногоролика во время вечернего сериала составляла в среднем 67 тыс. долларов, аво время популярных спортивных состязаний - 345 тыс. долларов. В 2000 г.показ 30-секундного ролика во время финального матча чемпионата США поамериканскому футболу будет стоить 1,5 млн. долларов. Соединение телевидения с рекламой придает ему совершенно новоекачество. В рекламе "молекулярная" потребность предпринимателя в продвижениисвоего товара на рынке в условиях конкуренции соединяется с общественнойпотребностью буржуазии в консолидации общества (обеспечении своей культурнойгегемонии). Именно этот кооперативный эффект сочетания потребностей вызвалвзрывное развитие рекламы как особой культуры и индустрии. Мы не будемуглубляться в сложную и далеко еще не выясненную природу рекламы и отметимлишь интересующую нас сторону. В современном буржуазном обществе в целомидеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Рекламасоздает виртуальный мир, построенный по "проекту заказчика", сгарантированной культурной гегемонией буржуазных ценностей. Это -наркотизирующий воображаемый мир, и мышление погруженного в него человекастановится аутистическим. В общем такие люди образуют общество спектакля вчистом виде - они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняютсяего законам. В США в течение 10 лет (начиная с 1986 г.) велось организованное ФондомКарнеги большое исследование подростков в возрасте с 10 до 14 лет. Доклад,опубликованный в октябре 1995 г. впечатляет во многих отношениях, на здесьнас интересует один вывод: "Телевидение не использует своих возможностей ввоспитании и дает пищу самым отрицательным моделям социального поведения...Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышлениеподростков и стимулировать агрессивное поведение". Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда онаувязывается с, казалось бы, достоверными объективными сообщениямиинформационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, исознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрастуубеждают зрителя в правдоподобности известий, а теперь уже "заведомоистинные" известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: бесстрастныйрепортаж создает инерцию "доверия", которое распространяется на идущую вследза ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятияидей, заложенных в "бесстрастном" репортаже.. Поэтому увязка рекламы ипоследних известий на телевидении - вопрос большой политики. С другойстороны, реклама, разрывающая ткань целостного художественного произведения(например, кинофильма), резко снижает его благотворное воздействие насознание человека. В начале 90-х годов в Италии коммунисты добилисьзапрещения прерывать рекламой кинофильмы категории "высокохудожественные".Принятие закона сопровождалось тяжелым правительственным кризисом, это былоодно из самых острых за последние годы политических столкновений. Удалениерекламы с экрана всего на полтора часа - вопрос принципиальной важности,существенно изменивший положение в обществе. Уже этого времени в сочетании создоровляющим воздействием неразрушенного фильма достаточно для починкисознания. Реклама влияет на всю культурную политику телевидения. Часто указываютна тот очевидный факт, что телевидение в своей "охоте за зрителем"злоупотребляет показом необычных, сенсационных событий. Конечно, уже этимтелевидение искажает образ реальности. Однако важнее другое: самый легкийспособ привлечь зрителя, а значит, и рекламодателя - обратиться к скрытым,подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся вподсознании. Если эти желания гнездятся слишком глубоко, зрителя надоразвратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Один западныйтелепродюсер сказал об этом откровенно: рынок заставляет меня искать ипоказывать мерзкие сенсации; какой мне смысл показывать священника, которыйучит людей добру - это банально; а вот если где-то священник изнасиловалмалолетнюю девочку, а еще лучше мальчика, а еще лучше старушку, то этовызовет интерес, и я ищу такие сенсации по всему свету. А свет велик, итакого материала для ТВ хватает. Особо выгодным товаром оказываются для ТВ именно образы, запрещенныедля созерцания культурными запретами. Перечень таких образов все времярасширяется, и они становятся все более разрушительными. простая порнографияи насилие уже приелись, поиском оставшихся в культуре табу и художественныхобразов, которые бы их нарушали, занята огромная масса талантливых людей.Вот, недавно телесериал "Бруксайд", отснятый коммерческим четвертым каналомбританского ТВ, получил "замечание" Совета по контролю качества телепрограмм(есть такой в демократической Англии). Ради привлечения зрителя режиссер"без всякой необходимости" показал сцену инцеста - полового акта брата исестры. Дело усугублялось еще и тем, что для этого были приглашены оченьпривлекательные актеры, играющие обычно положительных героев (Джон Сэндфорди Элен Грейс). Как же оправдывался режиссер? Мы, сказал он, включили сюжет синцестом, потому что это позволяет "атаковать последнее табу". Лучше нескажешь. Таким образом, уже рынок, независимо от личных качествтеле-предпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадаети с политическими интересами данной социальной группы, то ТВ становитсямощной разрушительной силой. Что же мы знаем о разрушении культурных устоевс помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно применяет показ того, что людивидеть не должны, что им запрещено видеть глубинными, неосознаннымизапретами. Когда человеку это показывают (а запретный плод сладок), онприходит в возбуждение, с мобилизацией всего низменного, что есть в душе.Набор таких объектов велик, обычно упирают на порнографию. Но упомянемтаинство смерти. Смерть - важнейшее событие в жизни человека и должна бытьскрыта от глаз посторонних. Культура вырабатывает сложный ритуал показапокойного людям. Одно из главных обвинений ТВ - срывание покровов со смерти.Это сразу пробивает брешь в духовной защите человека, и через эту брешьможно внедрить самые разные установки. На частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты порекламе, следующие принципам школы фрейдизма, считают, что зрелище смерти,удовлетворяющее "комплексу Танатоса", сильнее всего возбуждает внимание иинтерес зрителей. А.Моль отмечает, что это мнение очень распространено средиредакторов прессы и телевидения: "Смерть является несомненной ценностью, таккак человек с удовольствием узнает, что кто-то умер, в то время как он сампродолжает жить". В то же время люди чувствуют, что манипуляция образом смерти разрушаеткультуру. Поэтому здесь - область важного, хотя часто скрытого общественногоконфликта. Верх берет то одна, то другая сторона. Знаменитый фотографЗапада, который выставил высокохудожественные снимки смертной агонии своегоотца, негласно изгнан из общества. Недавно застрелился французский фотограф,автор лучшего снимка десятилетия: маленькая девочка в Сомали бредет к пунктупитания, а в двух шагах за ней вприпрыжку гриф - дожидается, когда онаупадет. Во Франции фотографа спросили, отнес ли он девочку. Нет, сказалфотограф, я только гонец, приносящий вам вести. Его французы, по сути,казнили. Вообще, Сомали стала важнейшим полигоном для ТВ эпохи постмодерна. Ононеявно, но эффективно внедряло в сознание западного обывателя мысль, чтоафриканские племена хоть и напоминают людей, но, вы же сами видите, этонизший, беспомощный подвид. ТВ периодически (видимо, с оптимальновычисленной частотой) показывало сомалийских детей в нечеловеческихусловиях, с разрушенным нехваткой белка организмом, умирающих и иногдаумерших от голода. Рядом, как стандарт человека, показывался розовощекийморской пехотинец или очаровательная девушка из ООН, с лицом активистки"Общества защиты животных". И ни один гуманист не ворвался на ТВ с криком,что это преступление - показывать такие образы, а потом рекламу шампуня (аиногда эти образы даже составляли часть рекламы). По литературе можносудить, какова квалификация психологов и экспертов ТВ, и приходитсяотбросить предположение, что они не понимали, что творят: приучая своихзрителей к образу умирающих африканцев, они вовсе не делают белого человекаболее солидарным. Напротив, в подсознании (что важнее дешевых слов)происходит легитимация социал-дарвинистского представления об африканцах какнизшем подвиде. Надо заботиться о них (как о птицах, попавших в нефтяноепятно), посылать им немного сухого молока. Но думать об этике? По отношениюк этим тощим детям, которые глупо улыбаются перед тем, как умереть? Что застранная идея. Сама постановка вопроса приводит среднего интеллигента внедоумение. Но представим, что умирает ребенок у европейца. И врываются, отталкиваяотца, деловые юноши с телевидения, со своими камерами и лампами, жуярезинку. Записывают зрелище агонии. А назавтра где-нибудь в баре, какой-тотолстяк будет комментировать перед телевизором, прихлебывая пиво: "Гляди,гляди, как откидывает копыта, постреленок. Как у него трясутся ручонки".Как-то на Западе, участвуя в дебатах о ТВ, я предложил этот "мысленныйэксперимент". Всех передернуло. Но ведь ваше ТВ, сказал я, это делаетрегулярно по отношению к африканцам - и вы не видите в этом ничего плохого. В самих США ТВ буквально гоняется за любой возможностью показать"смерть в прямом эфире". Вот сообщение: судья Балтиморы дал разрешение навидеозапись казни в газовой камере осужденного Джона Таноса. Крупная системаплатного телевидения считает, что трансляция казни в прямом эфире станетпередачей века и принесет прибыль в 600 млн. долл. Потом был суд над звездойфутбола О.Симпсоном - он обвинялся в зверском убийстве жены и ее приятеля.Процесс, на который истрачено 3 млн. дол, стал национальным шоу. Судьяразрешил телетрансляцию, хотя получил 15 тыс. писем протеста. Ожидалсяневероятный спрос на открытку с фотографией казни. Адвокатам не давалипроходу на улицах и в магазинах - просили автографы. А 1 мая 1998 г. на всейтерритории США была прерваны детские передачи, чтобы показать в прямом эфиресамоубийство на улице Лос-Анджелеса человека, который узнал, что боленСПИДом. Это был великолепный спектакль: сначала он поджег свою машину, вкоторой запер собаку, потом вылез оттуда в горящих брюках с ружьем, потомвыстрелил себе в голову, залив кровью всю улицу. Все это снимали свертолетов. По всей стране дети вынуждены были смотреть эту сцену, чтовызвало протесты родителей. Телевизионные компании, надо отдать им должное,принесли родителям извинения. Не вполне объяснена цель, но надежно установлен факт: ТВ западногообщества формирует "культуру насилия", делает преступное насилие приемлемыми даже оправданным типом жизни для значительной части населения. ТВ резкопреувеличивает роль насилия в жизни, посвящая ему большое время; ТВпредставляет насилие как эффективное средство решения жизненных проблем; ТВсоздает мифический образ насильника как положительного героя. Эксперты ТВговорят, что показывая "спектакль" насилия, они якобы отвлекают от насилияреального: когда человек возвращается в жизнь, она оказывается даже лучше,чем на экране. Мол, "создается культура насилия, которая заменяет реальностьнасилия" (это так называемая гипотеза катарсиса). Психологи же утверждают,что культура насилия не заменяет, а узаконивает реальность насилия. Болеетого, в жизни акты насилия изолированы, а ТВ создает насилие как систему,что оказывает на психику гораздо большее воздействие, чем реальность.Психолог Э.Фромм считает, что показ насилия ТВ - попытка компенсироватьстрашную скуку, овладевшую лишенным естественных человеческих связейиндивидуумом. Он "испытывает пассивную тягу к изображению преступлений,катастроф, кровавым и жестоким сценам - этому хлебу насущному, которымежедневно кормят публику пресса и телевидение. Люди жадно поглощают этиобразы, ибо это самый быстрый способ вызвать возбуждение и тем облегчитьскуку без внутреннего усилия. Но всего лишь малый шаг отделяет пассивноенаслаждение насилием от активного возбуждения посредством садистских иразрушительных действий". ТВ становится "генератором" насилия, котороевыходит из экрана в жизнь. Во всяком случае, для части населения это надежноподтверждено. Уже ясны многие истоки этого нигилизма и тоски - платы за лишение мираего святости и благодати. Важная причина - духовная пища, те образы, которыечеловек получает через ТВ. Человек жадно глотает их, чтобы защититься оттоски, но ТВ создало такой тип образов, которые легко потребляются, но изкоторых выхолощена суть, это огромный поток штампов. Они обладаютгипнотическим действием и формируют суррогат мнения, но подавляют всякуютворческую, духовную активность человека. Это - вывод специалистов, идоказывается он сложными и тонкими наблюдениями. В результате, как и в случае наркотиков, человек должен потреблять всебольшее количество и все более сильных и грубых образов - пока он не будетразрушен как личность или не перейдет к другому способу отвлечения. Десятьлет назад средний класс США нашел такое развлечение - обмен женами науик-энд. Но сегодня это уже пресно. И возник новый бизнес под жаргоннымназванием snuff (что-то вроде "понюхать"). Людей похищают, чтобы затемпытать их до смерти в подпольных студиях, где на хорошей аппаратурезаписывают видеофильм: пытку, агонию, смерть. Эти кассеты идут по оченьвысокой цене, и бизнес цветет. В Англии, по сведениям Скотланд-Ярда,распространением видеофильмов только о пытках детей заняты около 4 тыс.продавцов. Но это - совершенно логичный этап той спирали "фиктивного"насилия, которую развернуло ТВ. Буржуазное общество сотворило нового человека и совершило богоборческоедело - сотворило новый язык. Язык рациональный, порвавший связь с традициейи множеством глубинных смыслов, которые за века наросли на слова. Сегоднятелевидение, как легендарный Голем, вышло из-под контроля (эта аллегория темболее поразительна, что в иудейской легенде рабби Лев оживил Голема, написаву него на лбу слово Эметх - "Истина". То же самое слово буквально написанона лбу у телевидения). Оружие, которым укрепилось западное общество икоторым оно разрушает своих соперников, разрушает и "хозяина". Западвтягивается в то, что философы уже окрестили как "молекулярная гражданскаявойна" - множественное и внешне бессмысленное насилие на всех уровнях, отсемьи и школы до верхушки государства. Справиться с ним невозможно, потомучто оно "молекулярное", оно не организовано никакой партией и не преследуетникаких определенных целей. Даже невозможно успокоить его, удовлетворивкакие-то требования. Их никто прямо и не выдвигает, и они стольпротиворечивы, что нельзя найти никакой "золотой середины". Насилие иразрушение становятся самоцелью - это болезнь всего общества.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.