Здавалка
Главная | Обратная связь

Опытный факт: манипуляция в законодательстве



Манипуляция с законом, то есть такое его изменение, котороепроизводится незаметно для общества, без диалога и обсуждения, относится кразряду крупных операций. В них сочетаются обычно и сокрытие цели, и подменапонятий, и акции по отвлечению внимания и отключению памяти. Предпосылкой для успешной манипуляции в этой сфере в России было особоеотношение к праву, присущее любому традиционному обществу, даже усиленное загоды советской власти. Традиционное право малоподвижно и находится подпостоянным контролем общей ("тоталитарной") этики. Законы в такой системеправа коротки и просты, они долгое время не меняются - они "незыблемы". И улюдей возникает уверенность, что никакой крючкотвор не может незаметновнести в закон неблагоприятных изменений. А если кто-то и посмеет этосделать, некая высшая сила, хранительница общей совести, обязательнопоправит дело. В годы перестройки такое отношение к закону специально усиливалосьпостоянным напоминанием мифа о том, что "законы на Руси не исполняются".Поэтому, мол, заботиться о том, что творится в сфере законодательства, нетнужды. Бдительность в отношении правовых актов была отключена не только умассы граждан, но даже и у депутатов Верховных Советов. Уникальным и до сихпор таинственным случаем немыслимой манипуляции сознанием депутатовостанется в истории ратификация Верховным Советом РСФСР документа о роспускеСССР в декабре 1991 г. За него проголосовали без всяких прений, передобедом, как за совершенно ничтожный рядовой документ. Заподозрили неладное ипроголосовали "против" только 5 депутатов. Многие деятели из окружения Горбачева и Ельцина активно настаивают натом, что резкое ухудшение жизни трудящихся произошло как-то стихийно, врезультате непредвиденных трудностей "переходного периода". В качествеменьшего зла они принимают упрек в том, что перестройка и реформа велись безпродуманной программы ("никакого проекта не было"). Это - наивная уловка. Свидетельством того, что существовала не только программа со строгойпоследовательностью шагов, но и целая система мер по прикрытию и маскировкеважных действий, служат потрясающие случаи полной утраты гражданами чувствасоциальной опасности. В 1988-1991 гг. целые классы и группы нашего обществаи представляющие их организации вдруг потеряли способность замечать действияполитиков, которые вели к важнейшим долговременным изменениям в положенииэтих классов и групп. И дело не только в том, что были блокированы"сигнальные системы", которые могли бы привлечь внимание людей, предупредитьоб опасности, потребовать диалога и т.д. Представители трудящихся, которыхвряд ли можно заподозрить в предательстве и которые имели доступ кинформации и даже были обязаны ее изучать (например, депутаты), читалитексты - и почему-то не понимали их смысла. Их сознание было отвлечено, какотвлекают ребенка погремушкой. Рассмотрим один факт - изменение "Закона СССР о государственномпредприятии" 1987 г. и принятие его новой редакции "О предприятиях в СССР"1990 г. Этот случай подробно изложен в журнале СОЦИС 1992 (1). Это изменение представляло собой не только смену общественного строя втом, что касалось повседневных производственных отношений рабочих напредприятии, но и отказ от тех фундаментальных идеальных догм, на которыхстоял советский строй и на которых паразитировала перестройка ("большедемократии, больше социализма"). Как известно, перестройка декларировала отказ от"командно-административной системы" и вовлечение работников в управлениепроизводством. На советском предприятии трудовой коллектив и его органывсегда оказывали большое и реальное воздействие на дела предприятия и на егосоциальный уклад (зарплата, премии, распределение социальных фондов иматериальных благ, отдых, медицинское обслуживание, пионерлагерь и т.д.).Каждый, кому довелось работать в профкоме, это знает досконально - со всемиподводными камнями, искривлениями и прочими деталями. Не о деталях речь. Закон 1987 г. закреплял это положение и определили, что отношенияколлектива и администрацией строятся "в условиях широкой гласности путемучастия всего коллектива и его общественных организаций в выработкеважнейших решений и контроле за их исполнением". Общее собрание трудовогоколлектива по закону имело право рассматривать и утверждать планыэкономического и социального развития предприятия, определять пути повышенияпроизводительности труда и формирования материально-технической базыпроизводства. В Законе 1990 г. изъяты оба главных права - участия в выработке решенийи контроля. Об утверждении планов, а тем более определении главныхсоциальных факторов (материально-технической базы и производительноститруда) и речи нет. Отменены органы народного контроля на предприятии ивыборность руководителей. Отменено и важнейшее положение Закона СССР отрудовых коллективах 1988 г. ("решения совета трудового коллективаобязательны для администрации"). Отменены даже общие собрания коллектива!Управленческие полномочия администраторов, назначаемых собственникомпредприятия, зафиксированы так жестко, что на это никогда не претендовалапресловутая советская административно-командная система. Вспомним тот год - ни на каком уровне общества никто это принципиальноеизменение, отстраняющее рабочих от участия в управлении предприятием, незаметил. Перейдем от сферы производства к распределению и оплате труда. Казалосьбы, это прямо касается уже и не гражданских а личных шкурных интересовкаждого рабочего. По Закону 1987 г. оплата труда и распределение социальныхблаг, контроль за правильностью расчетов производится администрациейпредприятия "совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом".Совместно или по согласованию! Это - огромное право на участие в управлении.Закон 1990 г. это право отменяет. Теперь руководитель предприятия,назначенный собственником, "решает самостоятельно все вопросы деятельностипредприятия". Он не только не должен решать социальные вопросы совместно спрофсоюзом или собранием, или согласовывать с ними свои решения, но исоветоваться с ними он не обязан. Теперь именно руководитель предприятия"устанавливает формы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходовработников". По сути, этот закон уже производит ликвидацию общенароднойсобственности, за год до приватизации. Право коллектива участвовать враспоряжении доходами предприятия было одной из форм осуществления рабочимиправа частичного собственника. Теперь это право изымалось - и никакойреакции со стороны компартии, профсоюзов, самих рабочих. Рабочие не заметили даже, что по новому закону они лишились даже правана обжалование действие администрации в собственный профсоюз. Законутвердил: "Рассмотрение и решение вопросов по просьбам и обращениям гражданк предприятию является исключительной обязанностью предприятия и не можетвозлагаться на самих граждан". Таким образом, рабочие просто лишаютсяособого статуса члена трудового коллектива с определенным перечнем прав, онистановятся гражданами, продавшими предприятию рабочую силу и никаких прав неимеющими. Закон 1990 г. отсекает от участия в управлении не только работающих понайму рабочих ("граждан"), но и рабочих, имеющих акции предприятия,формально его совладельцев. Делается это невиданными в мировой практикеметодами - введением статьи о "коммерческой тайне предприятия". Во всем мирек коммерческой тайне относятся только технологические сведения, а поостальным вопросам производства и экономического положения предприятиеобязано давать подробный и публикуемый отчет - государству, банку иакционерам. Вопреки этому Закон 1990 г. установил: "Под коммерческой тайнойпредприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения,связанные с производством, технологической информацией, управлением,финансами и другой деятельностью предприятия". Лишь директор определяет"состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ихзащиты". Понятно, что, не владея информацией, рабочие и профсоюз полностьюотстраняются и от участия в управлении. Под отвлекающие крики о советской"административно-командной системе" был принят закон, создающий совершенноновый, необычный уклад предприятия с тоталитарной властью собственника.Закон явно писался под будущего собственника-мафиози. После принятия Закона о предприятии 1990 г. утекло много воды, и не осодержании его идет речь. Явление, над которым мы еще как следует незадумались, состоит в том, что этот закон, который самым радикальным образомпорывал и с длительной традицией, и с Конституцией страны, и с конкретнымЗаконом о предприятии, принятом всего два с небольшим года назад, был принятбез дебатов и прошел незамеченным. За него проголосовали депутаты,большинство из которых состояли в группе "Союз" и на каждом заседаниисотрясали воздух проклятиями в адрес Горбачева и других разрушителейсоветского строя. Почему вместо этих героических проклятий они просто непроголосовали против Закона о предприятии? Почему не собрался Пленум ЦК КПССи не сообщил партии о полном противоречии законопроекта Программе КПСС ивсей идеологии партии? Невозможно посчитать всех тех, кто имел возможность вчитаться в текстзаконопроекта, изменниками или агентами влияния. Просто эти люди врезультате длительного воздействия отупляющих речей Горбачева, интригЛукьянова, наукообразной галиматьи Заславской впали в оцепенение, всостояние гипноза. Они, вероятно, читали Закон и не понимали, что тамнаписано. В таком же состоянии были и десятки миллионов рядовых граждан,жизнь которых обрушивал этот Закон.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.