Умолчание цели, цены и сроков изменений
Ложная мудрость Разберем подробнее тот ложный афоризм, который взял как безотказноеоправдание С.Кириенко в 1998 г. - надо жить по средствам. Для началазаметим, что широко бытует ошибочное убеждение, будто выход из кризиса -проблема экономическая и ответ должны дать экономисты. На деле экономистаможно уподобить инженеру-эксплуатационнику, который обеспечивает нормальнуюработу данной хозяйственной машины (или даже ее подсистемы - смазки, питанияи т.д.). Такой инженер часто не знает и даже не обязан знать теоретическихпринципов всей машины - например, термодинамики как теории паровой машины. Иуж тем более инженер, специалист по дизелям, не обязан знать теории машинысовсем иного рода (например, ядерной физики как основы атомного реактора). Жить по средствам - понятие, далеко выходящее за рамки экономики. Оноговорит о жизнеустройстве. Когда Кириенко говорил, что новый курс реформ втом, чтобы "жить по средствам", в этом был и большой скрытый обман, которыммы в массе нашей соблазнились и не хотим его видеть. И это уже - дело неКириенко или Чубайса, но дело нашего собственного ума и совести. А разсоблазнились, то говорить об этом непросто, а слушать неприятно. Упрекая нас в том, что мы привыкли жить не по средствам, Кириенкоотводит внимание от главного: вся реформа Горбачева-Ельцина только потому истала возможной, что всех нас, весь наш народ, долго соблазняли - и наконецсоблазнили - жить не по средствам. И жить не по средствам в главном, в самомсущественном. Это вопрос не экономики, а культуры, духа. Нас соблазнилиотказаться от одного из главных устоев русской жизни - непритязательности инестяжательства. Эти вещи связаны. Из сути общества как семьи вытекал и принцип хозяйства - думать обовсей семье и жить по средствам. На этом строилась вся наша цивилизация.Помню, после войны у нас в доме была старая бутылка с хорошей пробкой - длямасла. Кончалось масло, я шел в магазин, и мне из бочки черпаком наливали. Яощущал рукой форму, фактуру стекла, вес. Это была одна из простых вещей,которые полвека "держали" семью. В какой-то момент началась модернизация нашей жизни. Сначала исчезлибочки с маслом, потом и поставленные было автоматы для розлива (помните:бросил полтинник - получай в свою бутылку). Исчезли и старые бутылки.Появилась удобная упаковка из пластика. Пустую - в мусор. Мы сталипереходить к "цивилизации упаковки" - а значит, к разрушению России каксемьи. Оплатить упаковку можно было только через обеднение части народа. Пластиковая бутылка для масла - мелочь, для примера. В целом на Западесовокупные затраты на упаковку потребительских товаров примерно равныстоимости этих товаров. Россия как семья могла жить только скромно - иногдаесть сласти, но из простого бумажного пакета. Решив тратиться на упаковку,мы должны были так сократить количество самих сластей, что их могло хватитьлишь меньшинству. А чтобы это узаконить и отодвинуть большинство, надо былоуничтожить советский строй. Впрочем, большинству дали рекламу сластей потелевизору - людям и незачем теперь жевать их, они, глядя в экран,представляют себе их вкус даже более прекрасным, чем он есть на самом деле. В этом суть того поворота, на который согласился русский народ.Согласился по незнанию, по лени, под влиянием обмана - неважно. Важно не то,почему согласился, а то, что не видно никакой воли к тому, чтобы осознатьтот выбор, во весь голос заявить о нем - признать его или отвергнуть. В советское время мы жили именно по средствам - долгов не набирали идаже концессий иностранцам не давали. Но и армия была сыта и вооружена, ишахтеры не голодали, и хоккеистов не продавали. Дело, конечно, в советскомтипе хозяйства, ему по эффективности не было равных. Но советское плановоехозяйство было бы само невозможно без этих двух духовных условий -непритязательности и нестяжательства народа. Образно говоря, для того, чтобы иметь и надежный достаток, ибезопасность, и независимость, и возможность постоянно улучшать понемногужизнь, требовалось, чтобы народ был согласен ходить в домотканом. И народбыл до поры до времени согласен - те поколения, что знали цену ибезопасности, и независимости. Но то меньшинство стяжателей, котороестрадало от такой жизни, обратилось к молодежи, которая, в общем, была намиизбалована. И молодежь возмутилась всем домотканым и потребовала себе моднойфирменной одежды. Затем и все вошли во вкус, шахтеры захотели ездить на"тойоте" и помогли уничтожить советскую власть. Сейчас у них "тойоты" ужеразвалились, на бензин денег нет, и шахтеры недовольны. Но я не слышал,чтобы они раскаялись в главном, они только просят сменить Ельцина на Лебедя.Пока сменят, и шахтеров не будет, поскольку шахты будут закрыты. Наши шахты- это тоже вещь "домотканая". Не уметь самим делать "тойоты", а ездить наних - это и есть "жить не по средствам". Соблазн проводили в два этапа. Сначала нам всеми средствами показывалии объясняли, какие плохие товары выпускает советская промышленность посравнению с западной. Тут и Аркадий Райкин старался, и Рина Зеленая, неговоря уж о профессиональных идеологах. При этом яд подавался даже спатриотической ноткой: ведь можем же делать прекрасные истребители и ракеты,почему же мясорубки плохие! Сравнение было такое сильное, что мало у когоприходил на ум вопрос: а есть ли у нас средства на то, чтобы все делать натаком высоком уровне качества - и истребители, и мясорубки? И если средствнедостаточно, то правильно ли было бы делать хорошие мясорубки, но плохиеистребители? Второй этап соблазна ударил еще сильнее: при Горбачеве отменили план имонополию внешней торговли, в страну хлынули импортные товары и почти каждыйсмог пощупать их руками, попробовать в деле. Пожалуй, сегодня едва ли небольшинство мечтает, чтобы демократы поскорее прикончили все отечественноепроизводство, чтобы вообще наши товары под ногами не болтались, полки незанимали. Мне могут сказать, что просто люди получили свободу и поступают вполнеразумно - выбирают лучшие товары. А раньше, при тоталитаризме, плановаясистема всех заставляла пользоваться плохими советскими мясорубками и ездитьна "запорожце". Чтобы показать ложность такого объяснения, я и применилслово "домотканый". Ведь главное в домотканой одежде не то, что она хужефирменной, а то, что она не покупается, а делается дома. Почему же русскийкрестьянин ее носил? Почему он носил лапти? Разве не было в лавках хорошихсюртуков и сапог? Какой Госплан ему не разрешал? Дело было в том, что крестьянин держал двор и должен был гарантироватьжизнь семьи, внуков и правнуков. Поэтому он глядел далеко вперед и соотносилвсе доходы и расходы. Он именно жил по средствам, и на потребление выделяллишь то, что оставалось после надежного обеспечения производства и главныхусловий выживания. Конечно, сапоги ему нравились больше лаптей, но он их непокупал, пока не купит лошадь и плуг. Он ходил в домотканом. Наш советский строй вырос из крестьянской культуры - она перемололапросвещенных троцких и бухариных. Но крестьянин не умеет объяснять свойвзгляд на вещи, особенно тем своим детям, которые кончили университет. Нашсредний интеллигент, когда-то сдавший экзамен по политэкономии, выдвинетубедительный для него довод: домотканая одежда не только хуже, но и дороже,требует больше труда. То ли дело промышленное производство, разделение трудаи т.д. - и лучше, и дешевле. Он будет прав с точки зрения политэкономии -науки о рыночной экономике. Но крестьянский двор - не рыночная экономика, невсе здесь измеряется деньгами. Если нет денег на лошадь, то приходитсябессонными ночами ткать дома полотно на портки. Другого источника экономии укрестьянина нет, транши от МВФ он не получал и не хотел получать. Поэтомуесли взять все в целом, то домотканая вещь, несмотря на ее низкое качество иперерасход труда, для крестьянина лучше, чем покупная. При рыночной жизни, конечно, выгоднее продать свой труд, в котором тыподнаторел, и купить продукт труда другого специалиста, а не делать егосамому. Но зимой труд крестьян никто не покупал, и они при лучине пряли иткали для себя. Так было и с СССР - нас на мировой рынок не пускали, за икруи за водку много валюты не получишь. Немного вздохнули в 70-е годы с нефтьюи газом, но все это были крохи. Приходилось почти все делать самим - топорнои трудно. Чтобы можно было "ходить в домотканом", накапливая хозяйственные силы,нужно было быть независимой страной - иначе соблазнят и разорят. Такангличане вторглись в слабую Индию со своим дешевым текстилем и разорилимногомиллионное сословие индийских ткачей. Индия стала колонией, а ткачиумерли с голоду - а потом и другие индусы стали голодать (а до этого Индияголода вообще не знала). Нас защищало сильное советское государство. СегодняЧубайс и Черномырдин впустили в Россию "англичан", и все наши рабочие иинженеры - как индийские ткачи. Чтобы они не шумели, им не дают умереть сголоду, им дают угасать. А до революции крестьянство держалось своей культурой, своим умом.Настолько еще трудно жило русское крестьянство в целом, что мало кто вдеревне считал свое хозяйство достаточно прочным, чтобы уклониться впотребительство. Лев Толстой, обходя во время голода деревни, двор задвором, с удивлением узнал, что хлеб с лебедой едят поголовно все, дажезажиточные крестьяне. Не потому, что им лебеда нравилась. Он писал: "В томдворе, в котором мне в первом показали хлеб с лебедой, на задворках молотиласвоя молотилка на четырех своих лошадях... Так что оказывалось, что хлеб слебедой был в этом случае не признаком бедствия, а приемом строгого мужикадля того, чтобы меньше ели хлеба. "Мука дорогая, а на этих пострелят развенаготовишься! Едят люди с лебедой, а мы что ж за господа такие!". Прием строгого мужика - так это понял Толстой. Хотелось бы спроситьнаших демократов - что же они не посоветовали молодежи брать пример с этого"справного мужика", о котором они столько кричали, а взяли пример с тех, ктопроматывал отцовское достояние? И вот интересный факт из потребительской статистики: пока русскаядеревня до первой мировой войны была на подъеме и улучшала производство,крестьяне не покупали белого хлеба и сладостей. Когда во время войны селобыло разорено, деревня стала покупать сладости. Именно это было признакомкатастрофы - крестьянин опустил руки, он потерял надежду купить и лошадь, имолотилку. В каком же смысле продукты ширпотреба, которыми мы пользовались всоветское время, были "домоткаными", хотя выпускались уже промышленностью?Во-первых, эти продукты, выпускаемые "для себя", а не "для рынка", былипринципиально иными, они следовали иным критериям качества. Соответственно складывалась технология и инженерная культура. То, чтопроизводило наше хозяйство как конечный продукт, годилось именно в советскомобществе и в принципе совершенно не годилось для западного рынка, для"общества потребления". Так, усилия у нас вкладывались в достижениедолговечности изделия, а не в дизайн. Рынок же стремится сократить срокжизни изделий, заставляя людей "потреблять" - как товары, так и услуги. Вотразница двух автомобилей одного класса, произведенных один "для семьи",другой "для рынка" (я испытал на личном опыте). В "Жигулях" все основныеагрегаты мотора, в которых обычно возникают неполадки, установлены так, чтоони открыты для доступа вне мастерской. Можно десяток лет пользоватьсямашиной и не обращаться к мастеру - устранять неполадки самому. В "ситроене"того же класса те же агрегаты совершенно недоступны. По каждому мелкомуслучаю надо покупать услуги. Заменить контакты прерывателя - 80 долларов,раскрошилась щетка генератора - надо платить 300 долларов за генератор,заменить ремень насоса - надо поднимать мотор. Ровно половина усилий и затрат в производстве потребительских товаровна Западе уходит на упаковку. Что значит создать в России промышленность,способную конкурировать "на рынке" - об этом трещат министры, экономисты,губернаторы? Это значит создать производство, ориентированное на критериилюдей иного типа жизни, что само по себе абсурдно. Без сомнения, 90%населения России предпочтет покупать сахар в свой мешочек и разливное маслов свою бутылку, нежели "конкурентоспособный" продукт по цене вдвое дороже засчет упаковки. Но перейти на западные критерии в дизайне - значит и создатьсовершенно новое производство как минимум такого же масштаба ("производствоупаковки"), что в принципе невозможно просто из-за нехватки ресурсов. Есть и вторая сторона вопроса - реальный, исторически обусловленныйуровень развития нашего хозяйства. По многим (далеко не по всем!) своимкачествам наши домотканые продукты уступали зарубежным товарам, и из-заотсталости технологии часто требовали для своего производства намного большетруда, чем за рубежом. Хотя всем известно, что наше советское "домотканое" -это были уже не лапти, а сапоги, вполне добротные, хотя и не модные. И ониулучшались. Но это не главное - пусть бы и лапти. Мы имели то, на чтохватало наших средств без того, чтобы грабить ближнего. И только так можнобыло подняться - так поднялись и Япония, и Китай, так поднималась и Россия,пока ее не сломали. Всякому здравомыслящему человеку понятно, что причина нашей вынужденнойнепритязательности была прежде всего в том, что по уровню промышленногоразвития и особенно по своим техническим возможностям СССР не мог, конечно,тягаться со всем Западом. А технологий нам, как известно, не продавали, дажебезобидные научные приборы мы покупали втридорога у международныхспекулянтов. Мне это доходчиво объяснили еще в молодости. Я поехал работать на Кубу,и довелось мне побывать на кухне отеля "Гавана Либре" (бывший"Гавана-Хилтон"). Меня поразила рациональность и качество этой кухни - всеиз нержавеющей стали и латуни, никаких деревяшек и закутков, вечером всеобдают из шлангов перегретым паром - чистота, некуда таракану спрятаться! Яи говорю коллеге-металлисту: молодцы американцы, вот и нам бы так, а тотакие убогие у нас в столовых кухни. Он удивился: "Ты что, спятил? У настакая нержавеющая сталь идет только на самую ответственную технику, кто жеотпустит ее тебе для кухонь! Мы и так спецстали прикупаем за золото. Ну тыдаешь, а еще химик". Стыдно мне стало своей наивности, полез я в справочники. Смотрю: одинамериканец потребляет в восемь раз больше меди, чем житель СССР. В восемьраз! Вот откуда и латунь, и красивые медные ручки на дверях. Медь и олово изЧили и Боливии, Малайзии и Африки. А мы медь ковыряем в вечной мерзлотеНорильска, дверные ручки из нее делать - значит жить не по средствам. Икогда в конце перестройки магазины в Москве наполнились импортной кухоннойутварью из прекрасной стали и медными дверными ручками, а по телевизорустали убеждать, что стыдно пользоваться советскими товарами, я понял, чтоготовится подлое дело. Людей соблазняют на уничтожение России. Летом 1998 г. у меня дома случилось прискорбное событие - окончательносломалась стиральная машина "Вятка", честно послужила. Прохудился бак, намоки сгорел мотор. Делать нечего, поднатужились и пошли искать новую. Продавцыговорят: берите итальянскую, лучше и дешевле. Один даже сказал: "Нет ничегохуже нашей "Вятки"!". Так и купили итальянскую. Наверное, с точки зренияпросто потребителя тот продавец прав, "Вятка" похуже - домотканая вещь,топорно сделана. Но если бы мы не стали изолированными потребителями, аимели бы народное хозяйство, то продавец так бы сказать не мог. Потому чтона деньги, что я заплатил за машину, два человека в России получили бымесячную зарплату. Работали бы для всех нас и кормили бы две семьи. Сейчасэти мои деньги уплыли в Италию. Поэтому "Вятка" была бы для нас лучше, каклапти бывают лучше сапог. Сейчас, когда промышленность у народа отобрали,кто же станет покупать "Вятку". Чтобы какой-нибудь "акционер" переправил этиденьги в ту же Италию и купил там виллу? Кто-то скажет: выпускали бы мы товары не хуже западных - и не было быпроблем. Как говорится, лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, нобольным. Глупые речи. Нас обманули, заставив поверить, будто стоит сломатьплановую систему и советский строй, и наши вятские рабочие сразу начнутделать стиральные машины лучше итальянских. Сейчас, наверное, всем ужевидно, что это было вранье, что первыми уничтожили как раз самые лучшиезаводы и науку, так что никаких шансов на рост качества своих товаров нет. Аотношение к технологической дисциплине сегодня на грани с дикостью. Но и десять лет назад надо было бы нам понять, что не могли мывыпускать такой же ширпотреб, как на Западе, мы могли к этому только шаг зашагом идти - что мы и делали. Мне приходилось видеть западные КБ илаборатории дизайна для ширпотреба. Впечатление такое же, как от сравнениякухни в отеле "Хилтон" с кухней нашей колхозной столовой. Ну что же делать,не работали на нас ни бразильцы, ни малайцы. Да и не только это. Главное, не вышколен еще был наш советский рабочий,не выдублена его шкура, как за триста лет на Западе, не был он еще оболваненпсихотропным телевидением и не превратился еще в робота. Мучился онкакими-то проблемами, часто бывал нетрезв и зол, и неинтересную ему работуделал плохо. Улучшать дело можно было не через оболванивание, а черезповышение культуры, но на это надо было время. А захотелось получитькрасивый ширпотреб здесь и сейчас. Продать все, что можно - и накупить. Воти соблазнились - уничтожить вообще отечественное производство, а на остаткигаза покупать всякую утварь и барахло на Западе. На всех денег от газа,понятно, не хватит. Так вогнать в нищету большинство сограждан - приказатьим, чтобы "жили по средствам". Сегодня хозяйство России, как известно, почти разрушено. Что делаетрачительный хозяин в таком положении, как сегодня? Собирает и вкладывает вседоступные средства в производство, прежде всего в сельское. Тут не докомфорта, все деньги - на плуг, на трактор, на грузовик. Что же мы видим?Что начал делать С.Кириенко под прикрытием своего афоризма? Вот продолжениеего дел. "Проект Федеральной адресной инвестиционной программы на 1999 год"(приложение к госбюджету) гласит: "В рамках Бюджета развития вмашиностроении намечается привлечение частных отечественных и иностранныхинвестиций для реализации важнейших проектов в автомобильной промышленности,например: проекты сборочного производства автомобилей "Фиат", легковыхавтомобилей моделей "Ассоль", "Орион", "Кондор", легковых автомобилей"Форд"... и т.д.". Итак, строительство автомобильных заводов по западным лицензиям. Туда -все деньги. Туда - металл, горючее, рабочие руки. Даже не на автобусы ивагоны, которые рассыпаются, а на элегантные автомобильчики. Но ведь этоабсурд, господа-товарищи! У нас что, стоят очереди за автомобилями, и людине знают, куда пристроить лишние 10-15 тысяч долларов? Тракторов нет, затоавтомобиль "Ассоль" будет. Бегущая по волнам! Романтика... "Кондор"! Да вРоссию скоро уже настоящие кондоры слетаться будут, на пир стервятников. Массовая автомобилизация - один из тупиков Запада. Россия в него нелезла, и слава богу. Даже богатейшие страны не могут содержать одновременнодве массовые транспортные системы - на базе собственных автомобилей и набазе общественного транспорта. Но они хотя бы могут содержать массуавтомобилей - за счет перекачки огромных средств из "третьего мира", а мы жеэтого не сможем. В США владелец автомобиля оплачивает лишь 2/3 реальныхзатрат на содержание шоссе, остальное - из местных налогов. Федеральныегосударственные субсидии на обслуживание шоссе составляют от 68 до 85 млрд.долларов в год. В Германии государство на каждый пассажиро-километр наавтомобиле расходует вдвое больше средств, чем стоил бы авиабилет -расходует за счет всех налогоплательщиков. Не говоря уж о затратах энергии.Что означало бы резкое увеличение числа автомобилей в России, даже если быих реально купили? Дальнейшее резкое обеднение тех, кто автомобилей бы некупил, и полный паралич производства из-за нехватки топлива. Многие из тех, кто вел и подталкивал к такому повороту, сами оказалисьв нищете. Прежде всего, либеральная интеллигенция. Она почему-то неподумала, что и козла-провокатора иногда загоняют на бойню - если новогостада не предвидится.5. Волшебная флейта перестройки: фильм "Город Зеро" как учебная задача За десять лет телевидение всего пару раз показало фильм КаренаШахназарова "Город Зеро" (1988 г.). Скупо, если учесть ранг фильма. Егополезно было бы посмотреть всем, кто стремится понять, какой технологиейразрушается общество. Фильм сделан в жанре "масонского искусства". Это не значит, чторежиссер - обязательно масон. Это жанр, в котором философская илиполитическая идея передается в художественных образах в виде шифровки,доступной немногим, но влияющей на подсознание зрителя. Шифром служаталлегории, иногда красивые и легкие, иногда тяжелые и страшные. Одно излучших и самых красивых творений Моцарта, опера "Волшебная флейта" - примертакого жанра. В ней изложена философская идея масонства, согласно которойистина доступна лишь посвященным. Даже герой, движимый любовью и стремлениемк добру - пешка в их руках. Лишь в финале он узнает, что злой волшебник,похитивший девушку и заточивший ее в темницу, где ее домогается страшныйМавр - борец со злом. Взял он в заложницы дочь Царицы ночи, чтобы оказать нанее давление - вроде как ООН давит на Саддама Хусейна, убивая голодомиракских младенцев. "Волшебная флейта" красива и легка, "Город Зеро" тяжел истрашен, а жанр тот же. Работа над фильмом началась в 1987 г., а когда возник замысел,неизвестно. Неизвестно также, помогал ли советом папа режиссера, ближайшийпомощник Горбачева. Когда фильм вышел на экран, он воспринимался просто какхороший фильм абсурда. Странно, что даже через пять лет, когда все уже моглостать ясно, один из ведущих актеров фильма, с которым я смог побеседовать,так и считал его фильмом абсурда. Во всяком случае, во время съемок, по егословам, никто из его коллег скрытых смыслов не заметил. На деле в фильме сжато и талантливо изложена программа перестройки. Внем показано, как можно за два дня довести нормального и разумногосоветского человека до состояния, когда он полностью перестает пониматьпроисходящее, теряет способность различать реальность и продуктывоображения, в нем парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. Ивсе это без насилия, лишь воздействуя на его сознание и чувства. Вся перестройка Горбачева и была такой программой, и когда советскихлюдей довели до такого состояния, как героя фильма, можно было безопасносделать абсолютно все: расчленить СССР, ликвидировать советскую власть и всесоциальные права граждан, отнять собственность и даже личные сбережения.Всякой способности к борьбе они были лишены. Как художественное произведение фильм сделан блестяще, вдохновенно.Плотность смыслов достигнута невероятная. Актеры играют безупречно. И силыбыли собраны мощные (Л.Филатов и Е.Евстигнеев, В.Меньшов и Джигарханян,Басилашвили и другие). Примечательно, что явно незаурядный фильм никогда какследует не рекламировался. Он как будто был сделан для узкого круга. Сейчас, после опыта десяти лет, соответствие хода реальных событий спрограммой, зашифрованной в фильме, очевидно. В 1996 г. при Комитете побезопасности Госдумы полгода работал семинар, посвященный технологииразрушения "культурного ядра" общества. Это был редкий тип собраний, гдевстречались и находили общий язык, хотя и не без трений, специалисты и отдемократов, и от оппозиции. Одно из последних заседаний семинара как раз ибыло посвящено разбору фильма "Город Зеро" (все участники специально егопросмотрели). Все сошлись на том, что фильм весьма точно предвосхищаетпроцесс разрушения "культурного ядра" советского общества. Мненияразделились по второстепенному вопросу: предписывает ли фильм программуразрушителям (то есть служит ли он им методикой) или он предупреждает обопасности? Точно ответить на этот вопрос невозможно, да и вряд ли сейчаснеобходимо. Важно использовать фильм как урок. Ведь многие части программыначинаются по второму, а то и по третьему кругу. В кратком разделе затрону лишь главные удары по сознанию "совка",показанные в фильме. Первый удар - помещение человека в ситуациюневозможного, запрещенного всеми культурными нормами абсурда, при том, чтоокружающие люди воспринимают его как нечто вполне нормальное. Сюжет таков:инженер Варакин из Москвы приезжает в командировку на завод, идет кдиректору и видит, что секретарша в приемной сидит голая. Люди входят ивыходят, отдают ей что-то срочно перепечатать - и никто не удивляется.Директор, которого предупреждает потрясенный Варакин, выглядывает в дверь иподтверждает: "Действительно, голая. Так в чем ваш вопрос?". Варакинраздавлен, ряд нелепостей в поведении директора лишь подкрепляют главныйудар. Он выходит уже больным, привычные атрибуты порядка - портрет Ленина,доска соцсоревнования - уже не защищают от хаоса. Снято одно из табу,сохранявших общество и ставящих любого человека в "систему координат". Создание ситуаций абсурда в связи с самыми обыденными нормами оченьшироко использовалось в перестройке. Помните, в солидных театрах в пьесыстали включать постельные сцены, в печати узаконили мат, а "Московскийкомсомолец" стал расписывать прелести "орального секса". Газета ЦК ВЛКСМ!Потом усложнили. Вот, Сахаров на съезде депутатов вдруг заявил, что вАфганистане командование Советской армии при малейшей опасности окруженияприказывало уничтожать собственные войска с воздуха. Обвинение дикое, унекоторых женщин-депутатов вызвало шок до слез. Какой-то депутат-афганецстал протестовать, а Сахаров ему ответил: "Докажите, что я неправ". Опятьабсурд: он, рыцарь правового государства, как будто не знает, что бремядоказательства возлагается на обвиняющую сторону. И при этом сидит спокойноГорбачев, улыбается весь Президиум, молчит генерал Громов. Секретарша голая,а все считают, что так и надо! Отдельно в фильме развита тема абсурда, связанного с кровью: вресторане гостиницы Варакин отказался попробовать приготовленный для негоповаром торт (в виде головы самого Варакина), и повар на его глазахзастрелился. Когда абсурд сопряжен с кровью, человек почти сломан - всенормы и права кажутся ничтожными. В августе 1991 г. абсурд с кровью обрушили на нас прямо установкамизалпового огня. Возьму лишь мелкие эпизоды. "Арестовывать" министра СССРПуго поехал Явлинский, тогда вообще частное лицо (для непосвященных). Неуспел арестовать - Пуго и его жена "застрелились" (почему? зачем?). Ноощущение абсурда надо было еще усилить, и Явлинский вытащил тему пистолета.Конечно, умом Явлинский даже не Спиноза, но не такой же он болван, чтобы невидеть нелепости своего объяснения. Мы, мол, удивились, как это Пуго смогпосле выстрела аккуратно положить пистолет на тумбочку у изголовья. Но потомвсе разъяснилось - ведь из того же пистолета после него застрелилась егожена (она лежала на полу посреди комнаты). Этот комментарий Явлинского могбыть рассчитан только на то, чтобы создать у граждан шок от абсурда. А возьмите другой кровавый спектакль: трое молодых людей, вантикоммунистическом угаре поджигают в туннеле БМП советской армии и врезультате несчастного случая гибнут. Их награждают - за что? А главное,как! Им присваивают звание Героев Советского Союза с Орденом Ленина впридачу! Даже присуждение им Нобелевской премии мира было бы менее абсурднойнаградой. Конечно, сила фильма в том, что он показал воздействие абсурда насознание и подсознание наглядно, в чистом виде, как в научном эксперименте.А уж прикладные разработки делало множество практиков. Но это - лишь артподготовка. После нее идет наступление широкимфронтом, и главное оружие - разрушение исторической памяти. Здесь самыйдлинный эпизод фильма - экскурсия Варакина в краеведческий музей спояснениями смотрителя (Евстигнеев). "Осмотр" истории города начинается наглубине 28 метров. В начале перестройки, когда нас уже начали поражать"историческим" бредом о войне и репрессиях, мы еще и не подозревали, накакую глубину будут перекапывать историю. Лишь весной 1991 г. мне пришлосьбыть в Гарварде с целой делегацией философов из АН СССР, которые с серьезнымвидом доказывали, что Россия стала "империей зла" уже потому, что принялаПравославие и породила Александра Невского. Тогда же начались и споры о том,кто владел Воронежской областью в VII веке, не является ли Венецияславянским городом, а чеченцы - единственными на свете арийцами. В фильме угол музея украшен красноречивым плакатом: "В правде истории -наша сила". Нечто подобное сказал создатель другого важного фильма ("Земля иволя") англичанин Кен Лох, чьи слова уже упоминались: "Тот, кто пишетисторию, господствует над будущим. Сегодня историю пишем мы". В музее городаЗеро для советского инженера хватило всего-то десятка экспонатов, чтобылишить его всякой опоры в родной истории. Правда, абсурдную "историческуюправду" надо было подкрепить авторитетом профессора Ротенберга, анализа ДНК,компьютера, восстановления портретов по методу М.М.Герасимова - авторитетом"науки". Всякая история мифологизирована, но человек может опираться на нее,если она связана единой "цепью времен". Чтобы разрушить сознание человека(или народа), самое главное - рассыпать историю, ввести в нее абсурдные, нис чем не сообразные эпизоды, как вирусы в компьютерную программу. Смотрительошарашивает Варакина уже первым экспонатом - саркофагом основателя города,троянского царя Дардона (да и костями, как-то глумливо разложенными всаркофаге). Дальше - когорта древних римлян, якобы забредших в город по путииз Британии. Кровать вождя гуннов Атиллы, на которой он обесчестилвестготскую царицу и с которой собрал сперму для анализа проф. Ротенберг.(Буквально то же самое делает сегодня один академик-математик, утверждая всвоих роскошно изданных книгах, что Дмитрий Донской, Мамай и Иван Грозный -это одно и то же лицо). Затем смотритель выбирает экспонаты очень точно - как будто указываетэпизоды, которые должны стать в идеологической вакханалии перестройкизабойными темами. Вот эти темы: спор о выборе религии у Владимира; Смута иЛжедмитрий; Сталин в 1904 г.; Азеф и революционный террор; расстрел царскойсемьи; Гражданская война и сталинские репрессии; Отечественная война - черезупоминание об американской помощи и нелепый миф о подвиге нашего летчика;тупость официальной идеологии и диссидентство. Все это подано поразительноемко и точно, с замечательной игрой Евстигнеева. Он как будто урок давалведущим нашего перестроечного телевидения: говоря о чьей-то гибели, онначинал странно смеяться. Во время осмотра подчеркивается значимость фигур, которые нас нискольконе интересовали в 1988 г., но которые почему-то всплыли чуть позже.Например, брат Свердлова, усыновленный Горьким Зиновий Пешков (Авербах) -масон и международный авантюрист, советник от Франции при штабе Колчака.Почему в перестройке ему придали такое значение, что Э.Рязанов подготовил онем чуть ли не серию телепередач? Разбирая "осмотр", можно предположить, чтоу "совка" важно было создать ощущение, что вся история пишется и делается покоманде из одного центра, что "все схвачено" и нет места никакой личной инародной воле и деятельности. Сначала над всеми поставлен Азеф, потом пара братьев - Свердлов иПешков. Даже Махно, который, как нам говорили, громил еврейские местечки,имел, оказывается, еврейскую артиллерию. Революцию в идеологии, котораячерез тридцать лет станет "перестройкой", в городе начинает сотрудник МВД(он первым танцует на молодежном вечере рок-н-ролл). То есть, помимоустройства хаоса в сознании, такая "история" делает то же, что в отношениисовременности делает сегодня передача "Куклы". Убеждает в том, что все мы -марионетки, а нити в руках неведомой нам целенаправленной силы. И всякоесопротивление бесполезно. В фильме изложена и кадровая установка. Дирижером (явным) идейнойреволюции в городе Зеро и хранителем ее смыслов оказывается пошлый иподловатый председатель писательской организации. Авторы не перегибаютпалку, их писатель Чугунов хотя и идет всю жизнь от одного предательства ипокаяния к другому, все же не сделан такой фигурой гротеска, как, скажем,реальный Евтушенко. Важна суть. Торжество перестройки показано в виде учреждения "Клуба рок-н-ролла им.Николаева" (того следователя ОБХСС, что танцевал рок 30 лет назад, послечего был уволен из МВД и стал поваром, которого то ли убили, то ли онзастрелился накануне). Теперь рок-н-ролл танцует вся верхушка города, вплотьдо престарелого полковника КГБ и следователя. Прекрасно показано, что всеэто - программа, которая кропотливо выполняется уже 30 лет, что в ней естьпосвященные, а есть и наивные, не знающие ее смысла участники. И все это -лишь часть, пусковой механизм большой программы. Не с приватизации заводаначинают демонтаж государства, а с рок-н-ролла и краеведческого музея. Блестяще, на мой взгляд, изложена в фильме идейная программа будущейоппозиции - патриотов-державников. Сжато и точно. Она вложена в устапрокурора города. Он человек с комплексами ("всю жизнь мечтал совершитьпреступление"), чувствительный патриот, не желает пить пиво "за прогресс" ипоет купеческие романсы под гитару. В номенклатурной шайке он занимаетневысокое положение, им помыкают. Главное, он бессилен - даже застрелитьсяне может, у его пистолета вынут боек. Максимум, что он может сделать длясоветского человека (Варакина), которого он обязан защищать, это шепнутьему: "Бегите". Это он шепчет в момент конца, когда вся шайка из начальников,теневиков, писателя, девиц легкого поведения набрасывается на "деревоРоссийской государственности", ветки которого олицетворяют власть, начинаютэто дерево крушить и расхватывать ветки. А куда бежать? Через лес, болота, до безлюдного озера. Прыгает Варакинв какую-то дырявую лодку без весел и отталкивается от берега. Нет емуспасения. Мы обязаны изучать и методики наших губителей-манипуляторов, и тайныезнаки-предупреждения из их среды. К какой категории относится фильм "ГородЗеро" и ему подобные, нам неведомо, но мы должны их внимательно смотреть.©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|