Здавалка
Главная | Обратная связь

Миф о советской милиции



Важная сфера общественного сознания - восприятие отношений человека игосударства в его обыденной, касающейся каждого лично форме, как отношенийличности с полицией. Символ стража порядка - один из главных объектовидеологии. Если идеология направлена на укрепление государства, она лепит всознании благоприятный образ (не забывая признать и наличие "паршивыховец"). Если идеология работает на разрушение государства, она создаетчерный миф о полиции (не забывая прославить "белых ворон" - честныхполицейских, вступающих в схватку с системой). В США был создана целая индустрия кино и телевидения и особый жанр -мифология американской полиции ("новых центурионов"). Этот жанр внешнепрост, рассчитан на массовое сознание, а на деле глубоко разработан ивоздействует на многие блоки сознания - гораздо шире, чем вроде быпредполагает полицейская тема. Некоторые современные американские сериалы ополиции стали предметом крупных культурологических исследований ввиду ихбольшого влияния на мышление и эстетические установки городской молодежи изсреднего класса. В нашем случае прекрасный объект для изучения - антисоветские фильмы,которые стали заполнять экран ТВ уже в конце перестройки. В ночь передвыборами 1995 г., когда уже была запрещена агитация, ТВ пустило один такойфильм - "Русский рэгтайм" (1993 года). Популярные актеры - К.Райкин,А.Ширвиндт - должны были привлечь зрителя к этой агитке. Остановлюсь толькона одной мысли фильма, который рассказывает о делах 1974 года - о"классическом" советском периоде. Эта мысль заключается в том, что советскоеобщество якобы породило жестокий, репрессивный и бесчеловечный тип полиции -милицию. Идеологический вывод подкреплен таким эпизодом: трое приятелей в разгарпраздника 7 ноября залезают выпить на крышу дома в центре города и просто изозорства срывают и рвут красный флаг. Милиционеры, поднявшись на крышусогнать парней, при виде испорченного флага хватают одного из них. Вотделении его садистски, с издевательствами избивают, потом везут в КГБ,продолжая избивать и по дороге. Потом его вовлекают в провокацию противдиссидентов, но это уже другая тема. Мы не дети и знаем, что в милиции бывали и эксцессы, и преступления. Нофильм - вовсе не протест против эксцессов. Вся милиция снизу доверху и вовсю ее ширь показана как единая, действующая в соответствии со своейприродой система. Именно как система, институт государства. А через милицию- все государство. Еще за пять-шесть лет до этого, в годы перестройки, дажетакой фильм можно было бы воспринять как протест, пусть с перехлестом,против грубости милиции. Но в 1993 г., когда советский строй ужедоламывался, в этом не было нужды. Авторы фильма наносили хладнокровный ударпо историческому сознанию - закладывали в него новые стереотипы, облегчающиеманипуляцию сознанием в целом. Акцией разрушения символов и соучастием внасилии над историей они повязывали всех зрителей. Очень многие из зрителей,особенно молодых, не могут восстановить логику данного им эпизода, авоспринимают его как художественный образ. Он действует на их подсознание иподталкивает не просто к отказу от советского образа жизни, а кнеспособности оценивать реальность. В этом суть. Чтобы стряхнуть наваждение, давайте рассмотрим именно смысл эпизода.Выраженный в сухих словах, он сводится к тому, что бессмысленная жестокостьи ненависть к задержанным (даже по самому невинному поводу) - родовоесвойство советской милиции, не зависящее от личности самих милиционеров. Чтообразы Анискина, Ивана Лапшина, дяди Степы и проч. - плод лживой советскойидеологии, они полностью противоречат реальности и должны быть вычеркнуты изсознания. Так как эти утверждения имеют смысл лишь в сравнении, топодразумевается, что полиция иного, "правильного" общества принципиальногуманнее. То, что показано как типичное для СССР 1974 года, было бы, мол,абсолютно невозможно на Западе. Там, если что-то подобное и случается, тоэто аномалия, дело рук отдельных садистов, проникающих в полицию. Насколькоможно судить, многие с таким выводом соглашаются: мол, советский строймногим был хорош, но вот милиция - уж как груба. А вот "там"... В действительности, на основании обширного материала можно утверждатьсовершенно противоположное: сам тип нашей милиции и ее отношения к человекуесть, в сравнении с западной полицией, один из важнейших доводов в пользусоветского строя. При том, что по многим внешним параметрам ("отесанность",вежливость, набор навыков) западная полиция намного превосходит милицию. Если коротко, дело заключается в следующем. Для милиции все граждане(помимо небольшой социальной группы, "начальства") имели примерно одинаковыйстатус - человека. Не было установки относиться к какой-то широкой категориилюдей с ненавистью, вычеркивать их из понятия права и правды. Полиция же, всоответствии с глубинным смыслом гражданского общества, делит людей наизбранных и отверженных. И обращение с этой второй категорией, с "выпавшимииз цивилизации", поразительно, необъяснимо жестоко. И это - именно неаномалия, а суть. Она - уже в устрашающем виде полицейского, в мощи фигуры иэкипировки "новых центурионов". Иногда это объясняют подспудным расизмом, который выражается в особомотношении полиции к "цветным". Но дело сложнее: расовое чувство неразрывносвязано с социальным, и отверженные "демонизируются" в общественномсознании. А это не только оправдывает жестокость полиции, но толкает ее кэтой жестокости. Равновесие в обществе держится на этой "холоднойгражданской войне". Факты впечатляют. Весь мир обошел случайно сделанный в 1992 г.видеофильм (человек купил камеру и решил ее попробовать прямо у дверимагазина): четверо полисменов остановили водителя-негра, проехавшего накрасный свет, и без всякого повода избили его так, что он еле выжил иостался на всю жизнь инвалидом. Видеофильм четыре часа подряд просматривалсуд присяжных - и оправдал полицейских. Тогда начались волнения вЛос-Анджелесе, в которых погибло 70 человек и был нанесен урон городскомухозяйству в 2 млрд. долл. Клинтон потребовал нового суда, и два полисменаполучили по три года тюрьмы. Но за этим случаем - система. Негров в США 12%. Среди тех, ктоупотребляет наркотики, негров 13%. Среди тех, кого за это задерживаетполиция, негров 35%. Среди тех, кого за это осуждают, их 55%. А среди тех,кто за это сидит в тюрьме - 74%. Это - двойное право, приложенное кмиллионам граждан. Сейчас оно дополнено драконовским законом о рецидивистах:за третье преступление, независимо от тяжести, дается 25 лет тюрьмы. Не так давно американские и европейские газеты широко обсуждали такойслучай в Калифорнии. Три подростка в парке купили пиццу и не съели четвертыйкусок. К ним подошел молодой безработный негр и спросил, не позволят лиджентльмены забрать ему этот кусок, если они его не будут есть. Джентльменыразрешили, никто не возразил. Но один мальчик потом рассказал об этом отцу исказал, что он не хотел отдавать кусок пиццы, но промолчал, потому чтопостеснялся отказать. Негра арестовали и осудили на 25 лет тюрьмы. Никакихпретензий к его поведению в этом эпизоде не было, он никому не угрожал, небыл назойлив и даже не был невежлив, он лишь посягнул на собственность.Когда этот случай обсуждался в прессе, юристы подчеркивали, что речь идетименно о типичном случае - он просто привлек внимание своей "чистотой". И дело не в расизме США, то же мы видим в терпимой Европе. Девушка сЯмайки приехала в Англию погостить к матери. Она просрочила визу, на улицебыла случайно задержана полицией и отвезена в участок. В машине ей заклеилипластырем рот и сели ей на грудь. В участок ее привезли уже мертвой - у неебыли раздавлены легкие и почки. Полиция ведет тяжбу с матерью, доказывая,что смерть наступила не от болевого шока, а просто от удушья - девушкенеправильно приклеили пластырь. Это - Англия 1994 года. А вот Гамбург 1995 года. В участке полиции, контролирующем район порта,под следствием 80 служащих - весь дивизион. Они загоняли раздетых доголаподозреваемых иммигрантов в тесную камеру и устраивали им "душ" изслезоточивых газов. Ставили на колени лицом к стене и имитировали расстрел.И прочее в том же стиле. Командование все это знало и одобряло. Вот 1996 г., Бельгия - суд над десантниками, которые участвовали в 1993г. в операции "Возвращение надежды" в Сомали. Как назло, онисфотографировались, поджаривая на костре сомалийского юношу, и этафотография обошла весь мир. Они признались, что "шутили". Другие шутки радимочились на трупы убитых сомалийцев или под дулом автомата заставлялимусульманина есть свинину. Прокурор потребовал наказания в виде 1 месяцаареста и штрафа в 300 долларов (на деле речь идет о нарушении военного правас наказанием до 15 лет тюрьмы). Эти примеры можно множить без конца. Они - не продукт личного садизмаконкретных полицейских, а плод самой философии общества, порождающего этуполицию. Даже те, кто получал зуботычины и синяки в советской милиции,скажут, что ничего подобного в ее отношениях с населением не было. Когда ястал студентом, меня отрядили в бригадмил, а потом в дружину, и я тянул этулямку 30 лет. Последние двадцать лет меня оставляли дежурить в отделении, ябыл свидетелем, понятым. По моим подсчетам, присутствовал при "обработке" неменее тысячи задержанных: составление протокола, присутствие при обыске,помещении в камеру. Чуть ли не каждый раз крики, драки. Повидал и послушалмилиционеров нескольких поколений - от фронтовиков до курсантов. И меняпоражала именно философия этих людей. Как они не поддавались соблазнуозлобления и мизантропии? Ведь сама тяжкая работа, казалось бы, к этомутолкала. И посмотрите, как резко меняются те же самые люди, стоит только сломатьфилософские основания государства (это глубже, чем идеология). Вот, невнятноТВ сообщило о случае, немыслимом в СССР. Моряки с украинского сухогрузаобнаружили на борту восьмерых "зайцев" из Африки и по приказу капитанарасстреляли их и тела сбросили в море. Одного не заметили - он и сообщил.Это и есть новое мышление. Ведь это мышление пытались внедрить в ОМОНе,которому даже форму переделали на западный манер. Вот сценка бытовая. На платформе люди ожидают электричку, тут жеподвыпивший пожилой мужчина с огромной овчаркой, кого-то встречает. Подходятдва омоновца в комбинезонах и картузах. Прицепились к человеку, требуютудалиться - все правильно. Он, по привычке, пререкается, объясняет.Совершенно неожиданно они начинают молотить его дубинками. Все на платформеахнули, тем более, что, казалось, овчарка вцепится в горло обидчику хозяина- произойдет драма. Но собака, чутьем поняв, что это уже не милиция, чтосейчас ее пристрелят, прячется за хозяина и воет, как волк. Избитомунадевают наручники и уводят. Вся платформа застыла в буквально скорбноммолчании. Некоторые женщины плакали и шептали: "Зачем?!". Видимо, этот оскалнужен, даже необходим. Он однако, не привился - культурный генотип милициисломать оказалось не так просто. Для нашей темы важен факт, что попыткатакая была. Совершенно ту же бесстрастную жестокость, что и к "цветным", проявляетполиция Запада к отверженным другого рода - диссидентам, как-то беспокоящимобщество. Большую полемику породил приговор Европейского трибунала правчеловека, вынесенный Великобритании в сентябре 1995 г. Дело мелкое - в 1988г. в Гибралтаре агенты полиции застрелили на улице трех известныхреспубликанцев из Северной Ирландии. Как сказано в приговоре, "без всякойнеобходимости". Они были безоружны, их никто не пытался арестовать - простозастрелили. По поводу приговора поднялся шум, рассерчали и Мейджор, иТэтчер. И тогда были обнародованы документы. Оказалось, что в Ольстере безсуда и следствия были застрелены около 400 безоружных, уже задержанных инаходящихся в руках официальной власти республиканцев. Я уж не говорю о тойшестерке бедолаг, которые под пытками "признались" в не совершенном имипреступлении и 12 лет просидели в лондонской тюрьме. Вышли в 1990 г. Воттебе и правовое государство. Дальше - больше. Газеты опубликовали историю целой сети негласных убийц"Гладиатор". Она была создана в 1951 г. НАТО и подчинялась его высшемукомандованию, что признал экс-генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер. Вэту организацию вербовались неофашисты из Черного Интернационала, цель -развязать террор в случае прихода к власти коммунистов в Западной Европе. Насчету "гладиаторов" большое количество убийств и провокаций, особенно вИталии и Испании. Сорок лет содержать такую организацию государственноготерроризма - это как? А убийство, прямо в тюрьме, в 1977 г., руководителейнемецких анархистов? Что-нибудь подобное по типологии и масштабу видели мы в"тоталитарном" брежневском СССР? При этом дело здесь не в коммунизм или демократии. Авторы фильма"Русский рэгтайм" взывают: какая невинная шутка - изорвать флаг, разве можноза это тащить в милицию! А попробуйте перенести эту ситуацию в США - кто-тов праздник Дня независимости срывает американский флаг и рвет его в клочки.Его бы забили дубинками насмерть, но что самое интересное - это вызвало бы унаших демократов глубокую симпатию к США. В этом и суть. Но даже и ссылка на политику неверна - жестокость полиции направленапротив всяких диссидентов, которые объявляются нежелательными. Так,например, вдруг почему-то поступают с некоторыми сектами - при их огромномобилии. Помню, в 70-е годы в центре Филадельфии разбомбили с вертолета дом,в котором обитала коммуна сектантов. Никто тогда не мог объяснить смыслаэтой акции. Так же необъяснимо было поведение полиции в деле с сектой проповедникаКореша в 1993 г. Да, мракобесы - заперлись на ферме и стали ждать концасвета. Полиция решила это мракобесие пресечь. Но как? Сначала в течениенедели сектантов оглушали рок-музыкой из мощных динамиков (Кореш - фанатрока, и эксперты почему-то решили, что он расслабится и отменит конецсвета). А потом пошли на штурм - открыли по ферме огонь и стали долбитьстену танком. Я был в те дни в США и наблюдал это в прямом эфире - спектакльпередавался на всю страну. Начался пожар, и практически все обитатели фермысгорели - было извлечено 82 обгоревших трупа. А через год суд оправдал 11оставшихся в живых сектантов - состава преступления в их действиях ненайдено было. На суде прослушивали записи криков женщин и детей, которыеумоляли не стрелять по ним. Повторяю, что из западной прессы можно набрать ворох таких случаев, и вних видна именно система. Говорю это не с целью обличить, обвинить и т.д.Общественная мысль Запада воспринимает это как симптом глубокой болезнисвоей цивилизации, как червоточину самого корня гражданского общества. Ужетридцать лет обсуждаются потрясающие эксперименты Мильграма и не менеевпечатляющие эксперименты Зимбардо, о которых говорилось выше. Поскольку об этих проблемах знают все, кто мало-мальски соприкасался свопросом взаимоотношений личности и полиции, вся кампания по созданиючерного мифа о советской милиции (скажем шире - о русской полиции) есть нерезультат идеологической страсти, слепоты или заблуждения. Это - нормальнаяи хладнокровная акция по манипуляции сознанием граждан России.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.