Основные принципы и закономерности управленческой деятельности
Принцип — это основное, исходное положение некоей теории, учения, руководящая идея, главное правило деятельности [37]. Функции управления ориентированы в большей степени на организационную структуру, принципы управления направлены на поведение людей. Если функции управления показывают, что должен делать руководитель в организации, то принципы управления определяют, как он это должен делать. Функции — обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из таких элементов ведет к нарушению всей технологии управления. Они четко выверены и структурированы. Принципы воплощают субъективный опыт руководителя, его философию, они не связаны жестко между собой, поэтому могут заменяться, дополняться или существенно трансформироваться в зависимости от конкретной ситуации. Совокупность принципов всегда открыта, она обогащается за счет нового управленческого опыта. Управление организацией строится на следующих принципах: • принцип соответствия персонала структуре (нельзя подстраивать организацию к способностям работа- юших людей, надо строить ее как инструмент для достижения четко обозначенной цели и подбирать сотрудников, способных обеспечить достижение этой цели. Первоначально создается продуманная структура, в которой нет лишних подразделений или уровней управления, а потом уже предпринимаются усилия для того, чтобы найти подходящих людей); • принцип единоначалия, или административной ответственности одного лица (ни один работник не должен отчитываться о своей деятельности более чем перед одним руководителем, и он должен получать приказы только от этого руководителя. Если один исполнитель получает непротиворечивые приказы сразу от двух руководителей, то это всего лишь неэффективно, так как налицо ненужное дублирование. Но если приказы разные или даже противоречивые, то неэффективным становится само исполнение. Кроме того, распыляется ответственность административных лиц, неясно, кто должен отвечать за неправильный приказ); •_._ » принцип департаментализации — создания но-etfx подразделений — департаментов (организация строится снизу вверх, на каждом этапе анализируется необходимость создания новых подразделений. Следует точно установить функции и роль подразделения, его место в общей структуре организации); * принцип специализации управления (все регулярно'повторяющиеся действия нужно распределять между работниками аппарата, не дублируя их); ,* Принцип диапазона управления (на одного руково-Й&т%дя не должно приходиться в среднем более 6—12 под-чйЙйННых. Некоторые ученые считают, что при исполнении физической работы в подчинении у руководителя может находиться до 30 человек, но чем выше уровень управления, тем меньше диапазон контроля, который может осуществлять руководитель. На вершине управленческой пирамиды - 3-5 человек); • принцип вертикального ограничения иерархии • принцип делегирования полномочий (руководи ный, при этом управленческая ответственность остается за руководителем); • принцип соотношения (на всех уровнях управле- • принцип подчинения индивидуальных интересов • принцип вознаграждения (каждый работник дол . Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода основных закономерностей можно отнести следующие [1]. i. Закон неопределенности отклика. Другое его название — закон зависимости восприятия людьми внешних воз действий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное вре мя могут различно реагировать на одинаковые воздействия. Реакцию конкретного человека в конкретных условиях определяет множество факторов, которые трудно учесть. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и, как результат, — к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности. 2. Закон неадекватности постижения человекачеловеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не мо- жег постичь другого человека с такой степенью достоверности, какая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно данного человека. Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты своей жизни человек может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального, могивационно-волевого состояния. Более того, каждый индивид осознанно или неосознанно защищается ог попыток понять его особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к манипулированию людьми. Любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то Скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и т. п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на са-«<ЭМ деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие. Имеет значение даже то обстоятельство, что неред-IJO сам человек не знает себя достаточно полно, о чем говорит следующий закон. , 3. Закон неадекватности самоопенки. В основе этого закона лежит та закономерность, что психика человека Представляет собой органичное единство, целостность двух крнгащентов — осознаваемого (логическо-мыслительного) И;дерсознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного). Соотносятся эти компоненты (или части личности) *№Жду собой так, как надводная и подводная части айсберга. Поэтому человек оценивает себя неадекватно. Ему свойственно в чем-то себя недооценивать, в чем-то переоценивать. 4. Закон искажениясмысла управленческой информация. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию в процессе движения по иерархи ния. Установлено, что устная инф ся с точностью до 50 %. Это обусло^ иносказательными возможностями используемого естественного языка, что ведет к возникновению различий в толковании информации, с другой — различным уровнем образования, интеллектуального развития, отличиями в физическом и тем более психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу звеньев, через которые она проходит. Если информация неполная и существует ограниченный доступ к ней, люди неизбежно начинают домысливать, додумывать. 5. Закон самосохранения. Смысл его состоит в том, что 6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов Вопросы для самопроверю! 1. Психология управления и решаемые этой наукой проблемы. 2. Объект и предмет психологии управления. 3. Понятия «организация», «управление». 4. Области деятельности руководителей низового, среднего и 5. Управленческие функции. 6. Принципы управленческой деятельности, 7. Основные закономерности управленческой деятельности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|