Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные принципы и закономерности управленческой деятельности



Принцип это основное, исходное положение некоей теории, учения, руководящая идея, главное правило дея­тельности [37].

Функции управления ориентированы в большей степе­ни на организационную структуру, принципы управления направлены на поведение людей. Если функции управле­ния показывают, что должен делать руководитель в орга­низации, то принципы управления определяют, как он это должен делать. Функции — обязательные элементы управ­ленческого процесса. Выпадение одного из таких элемен­тов ведет к нарушению всей технологии управления. Они четко выверены и структурированы. Принципы воплоща­ют субъективный опыт руководителя, его философию, они не связаны жестко между собой, поэтому могут заменять­ся, дополняться или существенно трансформироваться в зависимости от конкретной ситуации. Совокупность прин­ципов всегда открыта, она обогащается за счет нового управленческого опыта.

Управление организацией строится на следующих

принципах:

принцип соответствия персонала структуре

(нельзя подстраивать организацию к способностям работа-


юших людей, надо строить ее как инструмент для дости­жения четко обозначенной цели и подбирать сотрудников, способных обеспечить достижение этой цели. Первона­чально создается продуманная структура, в которой нет лишних подразделений или уровней управления, а потом уже предпринимаются усилия для того, чтобы найти под­ходящих людей);

• принцип единоначалия, или административной ответственности одного лица (ни один работник не должен отчитываться о своей деятельности более чем пе­ред одним руководителем, и он должен получать приказы только от этого руководителя. Если один исполнитель по­лучает непротиворечивые приказы сразу от двух руково­дителей, то это всего лишь неэффективно, так как налицо ненужное дублирование. Но если приказы разные или да­же противоречивые, то неэффективным становится само исполнение. Кроме того, распыляется ответственность ад­министративных лиц, неясно, кто должен отвечать за не­правильный приказ);

•_._ » принцип департаментализации — создания но-etfx подразделений — департаментов (организация строится снизу вверх, на каждом этапе анализируется не­обходимость создания новых подразделений. Следует точ­но установить функции и роль подразделения, его место в общей структуре организации);

* принцип специализации управления (все регуляр­но'повторяющиеся действия нужно распределять между работниками аппарата, не дублируя их);

,* Принцип диапазона управления (на одного руково-Й&т%дя не должно приходиться в среднем более 6—12 под-чйЙйННых. Некоторые ученые считают, что при исполне­нии физической работы в подчинении у руководителя мо­жет находиться до 30 человек, но чем выше уровень уп­равления, тем меньше диапазон контроля, который может осуществлять руководитель. На вершине управленческой пирамиды - 3-5 человек);

принцип вертикального ограничения иерархии
(чем меньше иерархических степеней, тем легче управ­
лять организацией. Управление становится более мобиль­
ным);

принцип делегирования полномочий (руководи­
тель не должен делать то, что может сделать его подчинен-


ный, при этом управленческая ответственность остается за руководителем);

принцип соотношения (на всех уровнях управле-
ния власть и ответственность должны совпадать и быть
равными. В рамках своих полномочий руководитель несет
всю полноту личной ответственности за действия подчи­
ненных ему людей);

принцип подчинения индивидуальных интересов
общей цели
(функционирование организации в целом л
каждого ее подразделения должно быть подчинено страте­
гической цели развития организации);

принцип вознаграждения (каждый работник дол­
жен получать вознаграждение за свой труд, и оно должно
оцениваться им как справедливое. Этот принцип нужно
обязательно учитывать при разработке компенсационного
пакета, куда входят материальные выплаты, все виды не­
материальных льгот и услуг).

. Как известно, управление осуществляется через взаимо­действие людей, поэтому руководителю в своей деятель­ности необходимо учитывать законы, определяющие дина­мику психических процессов, межличностных взаимоотно­шений, группового поведения.

К числу подобного рода основных закономерностей мож­но отнести следующие [1].

i. Закон неопределенности отклика. Другое его назва­ние — закон зависимости восприятия людьми внешних воз действий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное вре мя могут различно реагировать на одинаковые воздействия. Реакцию конкретного человека в конкретных условиях оп­ределяет множество факторов, которые трудно учесть.

Это может приводить и нередко приводит к непонима­нию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и, как результат, — к ис­пользованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни пси­хическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

2. Закон неадекватности постижения человекачелове­ком. Суть его состоит в том, что ни один человек не мо-


жег постичь другого человека с такой степенью достовер­ности, какая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно данного человека.

Это объясняется сверхсложностью природы и сущнос­ти человека, который непрерывно меняется в соответ­ствии с законом возрастной асинхронности. В самом де­ле, в разные моменты своей жизни человек может нахо­диться на разных уровнях физиологического, интеллек­туального, эмоционального, социального, сексуального, могивационно-волевого состояния. Более того, каждый индивид осознанно или неосознанно защищается ог по­пыток понять его особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к манипули­рованию людьми.

Любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то Скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, ка­кие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и т. п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на са-«<ЭМ деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие. Имеет значение даже то обстоятельство, что неред-IJO сам человек не знает себя достаточно полно, о чем го­ворит следующий закон.

, 3. Закон неадекватности самоопенки. В основе этого закона лежит та закономерность, что психика человека Представляет собой органичное единство, целостность двух крнгащентов — осознаваемого (логическо-мыслительного) И;дерсознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитив­ного). Соотносятся эти компоненты (или части личности) *№Жду собой так, как надводная и подводная части айсбер­га. Поэтому человек оценивает себя неадекватно. Ему свойственно в чем-то себя недооценивать, в чем-то пере­оценивать.


4. Закон искажениясмысла управленческой инфор­мация. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, ука­зания) имеет объективную тенденцию в процессе движения по иерархи ния. Установлено, что устная инф ся с точностью до 50 %. Это обусло^


иносказательными возможностями используемого естест­венного языка, что ведет к возникновению различий в тол­ковании информации, с другой — различным уровнем об­разования, интеллектуального развития, отличиями в фи­зическом и тем более психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Измене­ние смысла информации прямо пропорционально числу звеньев, через которые она проходит.

Если информация неполная и существует ограниченный доступ к ней, люди неизбежно начинают домысливать, до­думывать.

5. Закон самосохранения. Смысл его состоит в том, что
ведущим мотивом поведения субъекта управленческой де­
ятельности является сохранение его личного социального
статуса, его личностной состоятельности, чувства собствен­
ного достоинства. Характер и направленность моделей по­
ведения в процессе управления напрямую связаны с уче­
том или игнорированием этого обстоятельства.

6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов
к данной работе или высоких требованиях среды к челове­
ку недостаток каких-либо способностей для успешной
конкретной деятельности возмещается другими способнос­
тями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто
срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в
ходе проб и ошибок. Если компенсация осуществляется
сознательно, то эффект от нее можно увеличить. Напри­
мер, при слаборазвитой памяти можно использовать запис­
ные книжки, диктофоны, еженедельники. Однако следует
иметь в виду, что данный закон практически не работает
на достаточно высоких уровнях сложности управленче­
ской деятельности.

Вопросы для самопроверю!

1. Психология управления и решаемые этой наукой проблемы.

2. Объект и предмет психологии управления.

3. Понятия «организация», «управление».

4. Области деятельности руководителей низового, среднего и
высшего звена.

5. Управленческие функции.

6. Принципы управленческой деятельности,

7. Основные закономерности управленческой деятельности.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.