Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ



Вопросы

1. Понятие личности и структура личности.

2. Психологические школы изучения личности.

3. Типология личностей.

4. Характер, направленность личности, способ­
ности.

3.1. Понятие личности и структура личности

Современный подход к управлению основывается на признании приоритета личности перед производством. В мировом сообществе уже не говорят об управлении кадра-


ми, рабочей силой. Во главу угла ставится управление че-ловеческими ресурсами, что и приводит к эффективности управления предприятием. Конкурентная борьба связана в первую очередь с вопросом, каким трудовым потенциалом обладает предприятие и насколько рационально оно его использует. Одной интуиции, личного потенциала руково дителя и даже его харизмы уже недостаточно, менеджеру требуется профессиональный подход к работе с персона­лом. Для этого необходимо знание психологических аспек­тов управления.

В крупных фирмах считается обязательным иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресур­сами, целую систему управления персоналом. Так, в 1970-е гг. кадровая служба на предприятиях США была преобразована в «службу человеческих ресурсов». Управ ление человеческими ресурсами, их планирование на уров­не фирм приобретает долговременный характер и стано­вится одним из ведущих направлений стратегического уп­равления корпорациями.

Подобные перемены происходят и на предприятиях Бе­ларуси. В перечне должностей служащих, одобренном Постановлением Министерства труда от 30.12.99 № 159 с изменениями и дополнениями от 31.03.03 № 35, указан;! должность «менеджер по персоналу». Некоторые пред­приятия, в первую очередь иностранные, организуют у се бя службы управления персоналом (СУП), которые имеют в своем составе профессиональных психологов. Создаются и функционируют оценочные центры, подобно принятым на Западе, в которых работников подвергают тщательному изучению и отбору не только при приеме на работу, но и при любых должностных перемещениях. В том числе изу­чаются и личностные характеристики. Таким образом, в центре внимания оказывается личность человека, его ин­дивидуальность .

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович приводят следую­щее определение понятия «человек»: существо, воплощаю­щее высшую ступень развития жизни, субъект обществен­но-исторической деятельности [11]. Попытки дать характе ристику человека либо как организма, либо как индивида, либо как личности недостаточны. Человек объективно вые тупает в многообразии противоречивых свойств. Важней­шее из них — быть субъектом, т. е. творцом своей истории-


Психология изучает психику человека и ее развитие (социогенез), его индивидуально-психологические особен­ности (индивидуальность, личность), роли, выполняемые в социальной жизни, деятельность и общение.

Слово «личность» (англ, «personality*.) происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обознача­ло маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. А. Ребер в Боль­шом толковом психологическом словаре пишет, что термин «личность» настолько сложный для определения и имеет настолько широкую область употребления, что «мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответствен­ности за определения» [4]. Значение этого термина «для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его те­оретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки те­ории». Представим и мы, вслед за А. Ребером, как самые влиятельные направления, занимающиеся построением те­ории личности, описывали этот термин.

Теория типов.Самая старая из них — теория Гиппок­рата, в которой используется положение, что каждый ин­дивид представляет собой определенный баланс четырех основных темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). К. Юнг также классифицировал индивидов по типам, например интроверт-экстраверт.

Теория черт.Теории этого вида исходят из предполо­жения, что личность представляет собой сочетание черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Р. Кэттелл предложил концепцию, по которой ядро личностной структуры образуется шестнад­цатью исходными глубинными чертами. Согласно этому автору, цель теории личности состоит в том, чтобы состав­лять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения.

Эти два подхода дополняют друг друга. Теории типов рассматривают то, что является общим для индивидов, те­ории черт сосредоточиваются на том, что их различает.

Психодинамические и психоаналитические теории.Со­держат важную общую основную идею: личность в них ха­рактеризуется через понятие интеграции. Акцент делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно, с течением времени, в


 




зависимости от того, как происходит интеграция различ­ных факторов.

Бихевиоризм.Основой этого направления было распро­странение теории научения в области исследования личнос­ти. Это направление стимулировало рассмотрение следую­щей проблемы: что из устойчивого поведения является следствием основных типов, или черт, или динамики лич­ности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений?

Гуманизм. А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Фраикл первостепенным считали субъективный психический опыт, важность стремления к самоактуализации. К. Роджерс опи­сывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъекгивно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину наших переживаний.

Теориисоциального научения. В данных теориях как основная ставится проблема соотношения воздействия окружающей среды с воздействиями свойств, данных от природы. Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социальном котексте. Ведущий теоретик А. Бандура основывает свою позицию на том положении, что, хотя научение и имеет ре­шающее влияние для объяснения развития сложных соци­альных моделей поведения (таких, как роли), по существу, составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции — стимула и случай­ных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции. Таким образом, А. Бак дура рассматривал личность в виде непрерывного взаимо­влияния индивидуума, поведения и ситуации.

Ситуационизм. Это направление, основоположником ко­торого был В. Мишель, является производным от бихевио ризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведе­ния в значительной степени определяется скорее характе­ристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Постоянство поведения приписыва­ется сходству ситуаций, в которых человек имеет тенден­цию оказываться, чем внутреннему постоянству.

Интеракцнонизм. Собирательная позиция, допускаю щая, что определенная доля истины имеется во всех выше-


указанных теориях. В ней утверждается, что личность воз­никает из взаимодействий определенных качеств и пред-расположенностеЙ и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются.

Понятие «личностью несколько уже, чем понятие «чело­век». Новорожденный ребенок или психически больной человек, не способный самостоятельно себя обслуживать, тем более выполнять какую-либо социальную роль, лич­ностью не является [40]. Индивидом рождаются, а лич­ностью становятся.

Личность — феномен общественного развития, конкрет­ный живой человек, обладающий сознанием и самосознани­ем. Структура личности целостное системное образо­вание, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как по­ведение сознательного субъекта деятельности и общения [37].

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность формируется благо­даря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, причем достигший определенного возраста. Общественные отношения становятся личностнообразующи-ми. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, транс­формация, подчинение и нереподчинение его мотивов [37].

Если человек — носитель самых разных свойств, то лич­ность — это основное свойство, в котором проявляется его общественная'сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной истори­ческой эпохе, культуре, науке и т. д. Человек становится личностью в той мере, в какой система его потребностей и мотивов оказывается сформированной требованиями обще­ства. От качества и масштаба тех ценностей, которые усва­ивает человек и к'которым он приобщается, зависят каче­ство и масштаб его личности, «Личность тем значительнее, — пишет С.Л. Рубинштейн,— чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» [32].

Анализ разнообразных подходов к определению и оцен­ке личности показывает, что субъектность — важнейшее свойство психики, характеризующее активность, самостоя­тельность субъекта, преобразующую функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Личность


 




можно представить как систему в виде пяти форм актив­ности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление [11].

Большинство теоретических определений личности со держат следующие общие положения [41]:

• в личности представлены такие особые качества, бла­
годаря которым данный человек отличается от всех осталь­
ных людей. Понять, какие специфические качества или их
комбинации дифференцируют одну личность от другой,
можно только путем изучения индивидуальных различий;

• личность — обобщающее понятие, построенное на вы­
водах, полученных в результате наблюдения за поведени­
ем человека;

• личность рассматривается как результат эволюцион­
ного процесса, определяемого взаимовлиянием внутренних
и внешних факторов;

• личность представляется теми характеристиками, ко­
торые относительно неизменны и обеспечивают устойчи
вые формы поведения.

С.Ю. Головин приводит следующие критерии сформи ровавшейся личности: наличие в мотивах иерархии — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого; способность к созна­тельному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

Индивид существо, которое ведет себя, действует. думает, испытывает эмоции в контексте некоторого физи­ческого и социального окружения [4].

Индивидуальность это своеобразие человека как индивида и личности. Согласно А. Реберу «это те характе ристики, которые отличают индивида от всех других». Ин­дивидуальность проявляется во внешнем облике, в телосло жении, выразительных движениях, направленности харак­тера, темпераменте, особенностях потребностей и способ­ностей, познавательных, волевых и эмоциональных процес­сов, психических состояний, жизненного опыта [11].

При характеристике человека как индивидуальности он рассматривается со стороны своих социально значимых от­личий от других людей. Каждый человек обладает и общи­ми с другими людьми, и индивидуальными качествами и свойствами. Первое обусловлено общностью условий, в ко­торых люди живут и действуют, а также единством их био-


логической природы. На развитие индивидуальности чело­века влияет его жизненный путь и обстоятельства жизни. Индивидуальное сознание и личные качества человека формируются и изменяются в процессе активной деятель­ности в конкретно-исторических условиях.

Личность каждого человека неповторима в своей инди­видуальности. Обычно словом «индивидуальность» опре­деляют главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый че­ловек, но индивидуальность одних выражается очень яр­ко, выпукло, других — малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой или сразу во всех сферах психической деятельнос­ти. Она наиболее полно и детально характеризует лич­ность [42].

3.2. Психологические школы изучения личности

Как ясно из вышеизложенного, психологами создано неНало теорий личности. Более подробно следует рассмот­реть Воззрения трех школ, выводы из положений которых наиболее применимы для управления.

.1. Психоаналитическая теория личности, основанная па психоанализе 3. Фрейда (из этой школы вышли К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, X. Салливан, Э. Фромм и другие вы­дающиеся психологи).

2. Теория научения, или поведенческая школа <к ее те­оретикам относят И,П. Павлова, психологов Дж. Б. Уот-сона, Б.Ф. Скиннера).

Э.. Теория роста, или гуманистическая психология (яр­кими представителями являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс).

Психоанализ основан на идеях австрийского врача-психиатра и психолога 3. Фрейда. Широко известны та­кие его произведения, как «Я и Оно», «Введение в психо­анализ», «Тотем и табу», «Толкование сновидений». Пси­хоанализ как метод изучения мотивов деятельности чело­века очень популярен в зарубежных странах. Это наибо­лее известное за пределами психологии направление, объ­ясняющее природу личности человека.

Психоанализ основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая — доктрина психического детерминизма — гла-


 




сит, что в душевной жизни все взаимосвязано. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие име­ют свою причину. Любое психическое действие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, определяется предше­ствующими событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в них — значит понять движущие силы поведения человека.

Вторая доктрина Фрейда состоит в том, что бессозна­тельные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознатель­ные. В целом можно сказать, что большая часть психиче­ской жизни индивидуума бессознательна. Именно здесь скрыты основные процессы и факторы, определяющие формирование и функционирование личности, здесь ис­точник психической энергии. На основании своих исследо­ваний и практической работы 3, Фрейд создал «структур­ную гипотезу» организации психической жизни личности. Согласно этой гипотезе структуру личности составляют три инстанции: «Ид» (Id), или «Оно»; «Эго* (Ego), или *Супер-Эго* (Super-Ego), или «Сверх-Як

— это первоначальная, основная, нейтральная часть структуры личности, содержащая все унаследован ное при рождении. Содержание «Ид* почти целиком бес­сознательно, «3ros>, наоборот, подчиняется принципу ре­альности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает рациональные способы общения с внеш ним миром. «Супер-Эго» — это собственно моральные принципы человека, определяющие приемлемость или не приемлемость для него того или иного способа поведения, судья и цензор, Фрейд выделил и три функции «Супер-Зго»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

З.Фрейд считал, что движущими силами развития лич­ности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинк­тивные по природе. При запрете на реализацию этих влече­ний со стороны общества происходит юс вытеснение в об­ласть бессознательного, и их доступ в сознание оказывает­ся возможным лишь в символической форме [371.

Важная роль в формировании мотивации отводится детству, которое определяет характер и установки взрос­лой личности. Задача психотерапии состоит в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влече­ний. Для этого применяется анализ сновидений, метод сво­бодных ассоциаций и пр.


Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека.

Теория научения, или поведенческая школанап­равление в психологии, ярким представителем которого является И.П. Павлов — русский физиолог, создатель уче­ния о высшей нервной деятельности. Он открыл и описал роль условных рефлексов, благодаря которым организм приспосабливается к изменяющимся условиям существова­ния, приобретая новые формы поведения.

Американский психолог Дж. Уотсон применил концеп­цию условного рефлекса к теории научения, утверждая, что «предметом психологии является поведение человека», которое можно описать двумя терминами — стимул и реак­ция. Стимул — это изменение внешней среды, а реакция — ответ организма на стимул. Задача психологии заключает­ся в том, чтобы по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу предсказать вероятную реакцию. Изменяя стимулы и подкрепление, можно мотивировать человека на требуемое поведение.

Основной идеей Б.Ф. Скиннера была роль обратной связи при управлении поведением. Работник, получая в качестве стимула хорошее вознаграждение (материального или морального плана), отвечает на него положительной реакцией — эффективной работой. Ч. Бернард в изданной в 1938 г. работе «Функции администратора» говорил, что организация держится только за счет усилий индивидов, а эти усилия возникают только в результате особых положи­тельных для индивида стимулов.

Концепция «школы поведенческих наук» заложила ос­новы программированного обучения, ввела принцип члене­ния процесса решения учебной задачи на отдельные опера­ция, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи. Такие факторы, как зарплата, стремление человека сохранить свое место, ста­тус и другие, могут контролироваться руководителем и ис­пользоваться им в качестве мотиваторов.

Существует асимметрия между положительными и от­рицательными стимулами. Негативные стимулы, бесконт­рольно применяемые, вызывают иногда непредсказуемые последствия. Еще Н. Макиавелли, говоря о наказаниях и поощрениях, заметил, что растянутое по времени наказа­ние переносится хуже, чем единовременное, и может вы-


 




зывать сильное раздражение. А там, где есть раздражение, управлять поведением людей нельзя. Сам Б.Ф. Скиннер говорил: «Человек, который был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в луч шем случае он учится, как избегать наказания». Положи тельное подкрепление тоже вызывает изменение в noBeflt-нии, но обычно в желаемом направлении. Положительное подкрепление повышает самооценку человека и формиру­ет его поведение.

По Б.Ф. Скиннеру, поощрение должно быть:

конкретным (каждый человек должен знать, как оце­
нивается его работа и за что он поощряется);

безотлагательным (чем дольше надо ждать возна! -
раждения, тем менее оно значимо как мотиватор положи­
тельного поведения);

достижимым (система механизмов обратной связи
должна работать на то, чтобы учитывать достижимость),
т. е. надо давать реально выполнимые задания и вознаг­
раждать даже малые победы;

знаковым (актом внимания и одобрения со стороны
высшего руководства);

непредсказуемым (неожиданные поощрения срабаты­
вают лучше), когда малые награды более эффективны, не­
жели большие.

Основной недостаток этого направления слишком упрощенное представление о человеке.

Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманисты ческая психология, или теория роста, в которой выде­ляют два ведущих течения. Среди основателей первого, «клинического» — К. Роджерс, один из самых влиятельных психологов нашего времени. Основоположником второго, «мотивационного» течения является американский исследо­ватель А. Маслоу.

Предметом исследования гуманистической психологии яв­ляются здоровые, гармоничные личности, достигшие верши­ны реализации своего потенциала самоактуализации. Та­ких личностей не более 1—4 % от общего количества людей.

Основная идея этого направления — повысить эффектив ность организации в современных условиях можно только за счет улучшения качества человеческих ресурсов. Главное -добиться сочетания или совпадения корпоративных целей организации и индивидуальных целей индивида.


Источником развития личности представители гуманис­тической психологии считают развертывание врожденных тенденций к самоактуализации. В центре изучения нахо­дится личность каждого человека. Эта школа обосновала роль мотивов и потребностей человека. Мотивы — это главный показатель отношения людей к труду. Структура мотивов выступает как внутренняя характеристика труда. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные^, которые прек­ращаются после их удовлетворения, и «ростовые», кото­рые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

• физиологические потребности (потребности в пище,
отдыхе и т. д.);

» потребности в безопасности (потребность в квартире, работе и в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в дальнейшем);

• потребности в принадлежности (потребность одного
человека в другом человеке, потребность принадлежать к
какой-либо группе на работе, после работы и т. д.);

• статусные потребности (потребность в самоуважении,
признании профессиональной компетентности, достоин­
стве);

• потребность в самоактуализации (потребность в твор­
честве, красоте, целостности, развитии личности и т. д.).

А- Маслоу сформулировал закон поступательного раз­вития мотивации, согласно которому движение на более высокий уровень потребностей происходит лишь в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низ­шего уровня. Как только низшие потребности удовлетво­ряются, они утрачивают свою мотивирующую силу. Ни один человек не становится настолько совершенным, что­бы не иметь мотивов. У каждого всегда остается поле де­ятельности и- направление для дальнейшего развития. Че­ловек, достигший пятого уровня, является «психологиче­ски здоровой личностью*.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть человеком, который ис­пользует все свои способности и таланты. Он утверждал, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необхо­димыми для развития своих возможностей. Однако воспи-


тание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими [42].

При таком положении вещей личность развивается сов­сем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий пове дения, которыми страдают многие люди. Тревога и нару­шение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опы­том, с одной стороны, и между «реальным Я», и тем иде альным образом, который сложился у человека о себе са­мом, — с другой.

Гуманистический подход не разработал пока механизм, путь реализации личности. Субъективность оценок затруд­няет установление различия между мнением человека о са­мом себе и тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, задача менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить мотивационное, а не командное поведе­ние для добровольного, активного подключения персонала к задачам организации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.