ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы 1. Понятие личности и структура личности. 2. Психологические школы изучения личности. 3. Типология личностей. 4. Характер, направленность личности, способ 3.1. Понятие личности и структура личности Современный подход к управлению основывается на признании приоритета личности перед производством. В мировом сообществе уже не говорят об управлении кадра- ми, рабочей силой. Во главу угла ставится управление че-ловеческими ресурсами, что и приводит к эффективности управления предприятием. Конкурентная борьба связана в первую очередь с вопросом, каким трудовым потенциалом обладает предприятие и насколько рационально оно его использует. Одной интуиции, личного потенциала руково дителя и даже его харизмы уже недостаточно, менеджеру требуется профессиональный подход к работе с персоналом. Для этого необходимо знание психологических аспектов управления. В крупных фирмах считается обязательным иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Так, в 1970-е гг. кадровая служба на предприятиях США была преобразована в «службу человеческих ресурсов». Управ ление человеческими ресурсами, их планирование на уровне фирм приобретает долговременный характер и становится одним из ведущих направлений стратегического управления корпорациями. Подобные перемены происходят и на предприятиях Беларуси. В перечне должностей служащих, одобренном Постановлением Министерства труда от 30.12.99 № 159 с изменениями и дополнениями от 31.03.03 № 35, указан;! должность «менеджер по персоналу». Некоторые предприятия, в первую очередь иностранные, организуют у се бя службы управления персоналом (СУП), которые имеют в своем составе профессиональных психологов. Создаются и функционируют оценочные центры, подобно принятым на Западе, в которых работников подвергают тщательному изучению и отбору не только при приеме на работу, но и при любых должностных перемещениях. В том числе изучаются и личностные характеристики. Таким образом, в центре внимания оказывается личность человека, его индивидуальность . М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович приводят следующее определение понятия «человек»: существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности [11]. Попытки дать характе ристику человека либо как организма, либо как индивида, либо как личности недостаточны. Человек объективно вые тупает в многообразии противоречивых свойств. Важнейшее из них — быть субъектом, т. е. творцом своей истории- Психология изучает психику человека и ее развитие (социогенез), его индивидуально-психологические особенности (индивидуальность, личность), роли, выполняемые в социальной жизни, деятельность и общение. Слово «личность» (англ, «personality*.) происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. А. Ребер в Большом толковом психологическом словаре пишет, что термин «личность» настолько сложный для определения и имеет настолько широкую область употребления, что «мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответственности за определения» [4]. Значение этого термина «для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории». Представим и мы, вслед за А. Ребером, как самые влиятельные направления, занимающиеся построением теории личности, описывали этот термин. Теория типов.Самая старая из них — теория Гиппократа, в которой используется положение, что каждый индивид представляет собой определенный баланс четырех основных темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). К. Юнг также классифицировал индивидов по типам, например интроверт-экстраверт. Теория черт.Теории этого вида исходят из предположения, что личность представляет собой сочетание черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Р. Кэттелл предложил концепцию, по которой ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными глубинными чертами. Согласно этому автору, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения. Эти два подхода дополняют друг друга. Теории типов рассматривают то, что является общим для индивидов, теории черт сосредоточиваются на том, что их различает. Психодинамические и психоаналитические теории.Содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Акцент делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно, с течением времени, в
зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Бихевиоризм.Основой этого направления было распространение теории научения в области исследования личности. Это направление стимулировало рассмотрение следующей проблемы: что из устойчивого поведения является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений? Гуманизм. А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Фраикл первостепенным считали субъективный психический опыт, важность стремления к самоактуализации. К. Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъекгивно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Теориисоциального научения. В данных теориях как основная ставится проблема соотношения воздействия окружающей среды с воздействиями свойств, данных от природы. Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социальном котексте. Ведущий теоретик А. Бандура основывает свою позицию на том положении, что, хотя научение и имеет решающее влияние для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу, составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции — стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции. Таким образом, А. Бак дура рассматривал личность в виде непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был В. Мишель, является производным от бихевио ризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Постоянство поведения приписывается сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству. Интеракцнонизм. Собирательная позиция, допускаю щая, что определенная доля истины имеется во всех выше- указанных теориях. В ней утверждается, что личность возникает из взаимодействий определенных качеств и пред-расположенностеЙ и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Понятие «личностью несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок или психически больной человек, не способный самостоятельно себя обслуживать, тем более выполнять какую-либо социальную роль, личностью не является [40]. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения [37]. Согласно А.Н. Леонтьеву, личность формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, причем достигший определенного возраста. Общественные отношения становятся личностнообразующи-ми. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и нереподчинение его мотивов [37]. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное свойство, в котором проявляется его общественная'сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т. д. Человек становится личностью в той мере, в какой система его потребностей и мотивов оказывается сформированной требованиями общества. От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к'которым он приобщается, зависят качество и масштаб его личности, «Личность тем значительнее, — пишет С.Л. Рубинштейн,— чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» [32]. Анализ разнообразных подходов к определению и оценке личности показывает, что субъектность — важнейшее свойство психики, характеризующее активность, самостоятельность субъекта, преобразующую функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Личность
можно представить как систему в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление [11]. Большинство теоретических определений личности со держат следующие общие положения [41]: • в личности представлены такие особые качества, бла • личность — обобщающее понятие, построенное на вы • личность рассматривается как результат эволюцион • личность представляется теми характеристиками, ко С.Ю. Головин приводит следующие критерии сформи ровавшейся личности: наличие в мотивах иерархии — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого; способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Индивид — существо, которое ведет себя, действует. думает, испытывает эмоции в контексте некоторого физического и социального окружения [4]. Индивидуальность — это своеобразие человека как индивида и личности. Согласно А. Реберу «это те характе ристики, которые отличают индивида от всех других». Индивидуальность проявляется во внешнем облике, в телосло жении, выразительных движениях, направленности характера, темпераменте, особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта [11]. При характеристике человека как индивидуальности он рассматривается со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Каждый человек обладает и общими с другими людьми, и индивидуальными качествами и свойствами. Первое обусловлено общностью условий, в которых люди живут и действуют, а также единством их био- логической природы. На развитие индивидуальности человека влияет его жизненный путь и обстоятельства жизни. Индивидуальное сознание и личные качества человека формируются и изменяются в процессе активной деятельности в конкретно-исторических условиях. Личность каждого человека неповторима в своей индивидуальности. Обычно словом «индивидуальность» определяют главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних выражается очень ярко, выпукло, других — малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Она наиболее полно и детально характеризует личность [42]. 3.2. Психологические школы изучения личности Как ясно из вышеизложенного, психологами создано неНало теорий личности. Более подробно следует рассмотреть Воззрения трех школ, выводы из положений которых наиболее применимы для управления. .1. Психоаналитическая теория личности, основанная па психоанализе 3. Фрейда (из этой школы вышли К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, X. Салливан, Э. Фромм и другие выдающиеся психологи). 2. Теория научения, или поведенческая школа <к ее теоретикам относят И,П. Павлова, психологов Дж. Б. Уот-сона, Б.Ф. Скиннера). Э.. Теория роста, или гуманистическая психология (яркими представителями являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс). Психоанализ основан на идеях австрийского врача-психиатра и психолога 3. Фрейда. Широко известны такие его произведения, как «Я и Оно», «Введение в психоанализ», «Тотем и табу», «Толкование сновидений». Психоанализ как метод изучения мотивов деятельности человека очень популярен в зарубежных странах. Это наиболее известное за пределами психологии направление, объясняющее природу личности человека. Психоанализ основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая — доктрина психического детерминизма — гла-
сит, что в душевной жизни все взаимосвязано. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Любое психическое действие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в них — значит понять движущие силы поведения человека. Вторая доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные. В целом можно сказать, что большая часть психической жизни индивидуума бессознательна. Именно здесь скрыты основные процессы и факторы, определяющие формирование и функционирование личности, здесь источник психической энергии. На основании своих исследований и практической работы 3, Фрейд создал «структурную гипотезу» организации психической жизни личности. Согласно этой гипотезе структуру личности составляют три инстанции: «Ид» (Id), или «Оно»; «Эго* (Ego), или *Супер-Эго* (Super-Ego), или «Сверх-Як — это первоначальная, основная, нейтральная часть структуры личности, содержащая все унаследован ное при рождении. Содержание «Ид* почти целиком бессознательно, «3ros>, наоборот, подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает рациональные способы общения с внеш ним миром. «Супер-Эго» — это собственно моральные принципы человека, определяющие приемлемость или не приемлемость для него того или иного способа поведения, судья и цензор, Фрейд выделил и три функции «Супер-Зго»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. З.Фрейд считал, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит юс вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме [371. Важная роль в формировании мотивации отводится детству, которое определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии состоит в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений. Для этого применяется анализ сновидений, метод свободных ассоциаций и пр. Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Теория научения, или поведенческая школа— направление в психологии, ярким представителем которого является И.П. Павлов — русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Он открыл и описал роль условных рефлексов, благодаря которым организм приспосабливается к изменяющимся условиям существования, приобретая новые формы поведения. Американский психолог Дж. Уотсон применил концепцию условного рефлекса к теории научения, утверждая, что «предметом психологии является поведение человека», которое можно описать двумя терминами — стимул и реакция. Стимул — это изменение внешней среды, а реакция — ответ организма на стимул. Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу предсказать вероятную реакцию. Изменяя стимулы и подкрепление, можно мотивировать человека на требуемое поведение. Основной идеей Б.Ф. Скиннера была роль обратной связи при управлении поведением. Работник, получая в качестве стимула хорошее вознаграждение (материального или морального плана), отвечает на него положительной реакцией — эффективной работой. Ч. Бернард в изданной в 1938 г. работе «Функции администратора» говорил, что организация держится только за счет усилий индивидов, а эти усилия возникают только в результате особых положительных для индивида стимулов. Концепция «школы поведенческих наук» заложила основы программированного обучения, ввела принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операция, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи. Такие факторы, как зарплата, стремление человека сохранить свое место, статус и другие, могут контролироваться руководителем и использоваться им в качестве мотиваторов. Существует асимметрия между положительными и отрицательными стимулами. Негативные стимулы, бесконтрольно применяемые, вызывают иногда непредсказуемые последствия. Еще Н. Макиавелли, говоря о наказаниях и поощрениях, заметил, что растянутое по времени наказание переносится хуже, чем единовременное, и может вы-
зывать сильное раздражение. А там, где есть раздражение, управлять поведением людей нельзя. Сам Б.Ф. Скиннер говорил: «Человек, который был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в луч шем случае он учится, как избегать наказания». Положи тельное подкрепление тоже вызывает изменение в noBeflt-нии, но обычно в желаемом направлении. Положительное подкрепление повышает самооценку человека и формирует его поведение. По Б.Ф. Скиннеру, поощрение должно быть: • конкретным (каждый человек должен знать, как оце • безотлагательным (чем дольше надо ждать возна! - • достижимым (система механизмов обратной связи • знаковым (актом внимания и одобрения со стороны • непредсказуемым (неожиданные поощрения срабаты Основной недостаток этого направления — слишком упрощенное представление о человеке. Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманисты ческая психология, или теория роста, в которой выделяют два ведущих течения. Среди основателей первого, «клинического» — К. Роджерс, один из самых влиятельных психологов нашего времени. Основоположником второго, «мотивационного» течения является американский исследователь А. Маслоу. Предметом исследования гуманистической психологии являются здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины реализации своего потенциала — самоактуализации. Таких личностей не более 1—4 % от общего количества людей. Основная идея этого направления — повысить эффектив ность организации в современных условиях можно только за счет улучшения качества человеческих ресурсов. Главное -добиться сочетания или совпадения корпоративных целей организации и индивидуальных целей индивида. Источником развития личности представители гуманистической психологии считают развертывание врожденных тенденций к самоактуализации. В центре изучения находится личность каждого человека. Эта школа обосновала роль мотивов и потребностей человека. Мотивы — это главный показатель отношения людей к труду. Структура мотивов выступает как внутренняя характеристика труда. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные^, которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации: • физиологические потребности (потребности в пище, » потребности в безопасности (потребность в квартире, работе и в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в дальнейшем); • потребности в принадлежности (потребность одного • статусные потребности (потребность в самоуважении, • потребность в самоактуализации (потребность в твор А- Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому движение на более высокий уровень потребностей происходит лишь в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Как только низшие потребности удовлетворяются, они утрачивают свою мотивирующую силу. Ни один человек не становится настолько совершенным, чтобы не иметь мотивов. У каждого всегда остается поле деятельности и- направление для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, является «психологически здоровой личностью*. Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть человеком, который использует все свои способности и таланты. Он утверждал, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необходимыми для развития своих возможностей. Однако воспи- тание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими [42]. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий пове дения, которыми страдают многие люди. Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я», и тем иде альным образом, который сложился у человека о себе самом, — с другой. Гуманистический подход не разработал пока механизм, путь реализации личности. Субъективность оценок затрудняет установление различия между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле. Таким образом, задача менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить мотивационное, а не командное поведение для добровольного, активного подключения персонала к задачам организации. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|