Особенности личности руководителя
В обобщенную характеристику руководителя входят биографические характеристики (возраст, образование и др.), способности, авторитет, подготовленность, деловые качества, статус, моральные качества, черты личности. Зарубежные ученые, исследуя возрастные особенности руководителей, выявили много интересного. Так, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, в американских же компаниях — 59 лет. Оптимальные сроки вступления в должность менеджера — от 30 до 50 лет и более (в Японии). К примеру, Ли Якокка в 36-летнем возрасте стал вице-президентом, а затем и президентом автомобильной компании «Форд мотор», второй в мире по величине, и четверть века спустя привел к триумфу бывшую на грани катастрофы корпорацию «Крайслер*. В Беларуси, согласно данным Министерства экономики, средний возраст директоров предприятий 58—60 лет. Таким образом, с точки зрения возрастного критерия руководителей промышленными предприятиями, Беларусь находится на среднемировом уровне. Кроме биологического возраста, употребляется такое понятие, как «психологический возраст*. Неравномерность темпов физического, психического и социального развития индивида приводит к нередким расхождениям в оценке зрелости человека. Хронологические границы психологических возрастов заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Как правило, среди менеджеров высокого уровня женщин мало, менеджмент считается мужским делом. Но в последние годы и в зарубежных странах, и в России, и в Беларуси наблюдается стремительный рост числа женщин, стоящих в управленческой иерархии на самых высоких ступенях. Можно привести пример американского менеджера К. Фиорлину, которую в 1998 г. журнал «Fortune» признал самой влиятельной женщиной-руководителем в мире. С 1999 г. она возглавляет компанию «Hewlett-I Packard*. f- Важным биографическим показателем признается высокое образование руководителей. По данным японских исследователей, типичный японский менеджер имеет уни-| верситетскиЙ диплом по инженерной специальности или I социальным наукам, а иногда и два диплома. Многие рос-; сийские и белорусские менеджеры также имеют и гуманитарное, и социально-экономическое образование. Способности руководителя представляют собой второй блок характеристики. Как уже говорилось, по отноше-|нию к деятельности они делятся на общие (в первую оче-р-редь, интеллект) и специальные (знания, умения и др.). I Интеллект — индивидуальные особенности, относимые ?• к познавательной сфере, прежде всего — к мышлению, па-;мяти, восприятию, вниманию и пр. Наличие высокого интеллекта подразумевает определенный уровень развития 'Мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ^возможность приобретать все новые знания и эффективно Использовать их в ходе жизнедеятельности, — способность Ы осуществлению процесса познания и к эффективному ре-шению проблем, в частности — при овладении новым кру-нч)м жизненных задач [37]. Согласно А. Реберу, интеллект может быть конкретный — способность эффективно функионировать при решении конкретных проблем и абстракт-нй или текучий — способность творчески решать новые юблемы. Интеллект — относительно устойчивая структура чственных способностей индивида. В ряде психологиче-сих концепций он отождествляется: Ос системой умственных операций; 2) со стилем и стратегией решения проблем; 3) с эффективностью индивидуального подхода к ситу- 4) с когнитивным (познавательным) стилем. ладать высочайшим интеллектом. Наиболее эффективен оказываются, по данным исследований, те руководи-и, у которых показатели интеллекта занимают проме-точное положение, а не те, которые имеют чрезмерно редкие или низкие показатели. Подготовленность к руководству предполагает специальное образование, опыт работы по профессии, профессиональную компетентность (знания, умения, навыки, информированность). Деловые качества — организаторские способности, требовательность к себе и членам коллектива, творческое отношение к труду, дисциплинированность, стремление повышать свою деловую квалификацию. Статус — достаточно четко определенное положение в социальной иерархии группы или общества [4]. Моральные качества — убежденность, принципиальность, чувство долга, трудолюбие, чуткость и внимательность к людям. Черты личности — стрессоустойчивость, способность доминировать, стремление к победе, уверенность в себе, креативность, эмоциональная уравновешенность, ответственность, предприимчивость, независимость, общительность, скромность, решительность, твердость. Охарактеризуем только некоторые из названных черт. Под способностью доминировать понимается умение руководителя влиять на подчиненных. Влияние формального руководителя должно находить внутренний отклик у подчиненных, если же его нет, то руководитель не вправе рассчитывать на их полноценный труд. Доказано, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65 % своих возможностей. Только неформальное влияние дает 1гужный эффект, так как оно находит внутренний отклик. Уверенность в себе руководителя означает готовность решать достаточно сложные задачи, причем уровень его притязаний не снижается из-за одних опасений неудачи. Подчиненные очень хорошо чувствуют состояние руководителя, который при любых обстоятельствах должен держать себя, по крайней мере внешне, спокойно и уверенно. Очень важное качество руководителя — эмоциональная уравновешенность, ровность характера и поведения. Неконтролируемые эмоции, даже положительные, неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Необходимо поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий. Нуждается в пояснении такая черта, как креативность. I Креативность — творческие способности индивида — воз-Л можность порождать необычные идеи, отклоняться от тра-диционлых схем мышления, быстро решать проблемные I ситуации [37]. Креативность входит в структуру одарен-& ности как независимый фактор и выделяется среди интел-Цлектуальных способностей в особый тип. Как считают врМ.И. Дьяченко и Л,А. Кандыбович, креативность харак-I" теризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: \ это и созидание нового в ситуации, когда решение пробле-;' мы связано с использованием лропыого опыта, и выход за \ пределы уже имеющихся знаний, и взаимодействие, веду-ifmee к развитию. | Согласно А. Маслоу, это творческая направленность, t врожденно свойственная всем, но теряемая большинством <под воздействием среды. Согласно Л. Торренсу, креатив-|;ность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, дефициту или противоречивости знаний; ^действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, проверке и изменению титотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности применяются различные тес-гы дивергентного мышления, личностные опросники, ана-1вз результативности деятельности. Изучение факторов рворческих достижений ведется в двух направлениях: рас-гматриваются личностные факторы на основе анализа кизненного опыта и индивидуальных особенностей твор-реской личности и проводится анализ творческого мышления и его продуктов [37]. Руководитель должен не только мм быгь творческой личностью, но и поощрять творчест-> своих подчиненных. Важной чертой личности руководителя считается его независимость — это самостоятельная выработка и отста-foamie собственной позиции [37]. Она не исключает соли-рарности личности с группой, но не в силу давления, а на ^снове сознательного согласия с ней. Многие руководите-и поощряют инакомыслие. Ведь только соединяя различие точки зрения, выбирая те яз них, которые наиболее |вдходят к текущей ситуации, руководитель может при-ять верное решение. В компании с единомышленниками ^ководитель может внедрить инновационный стиль
управления, при котором организация находится в постоянном развитии, на шаг опережая за счет этого своих конкурентов. М. Вудкок и Д. Френсис в своей книге «Раскрепощенный менеджер» выделили следующие характеристики менеджера, умеющего влиять на людей: он ясно излагает свои мысли, уверен в себе, обеспечивает хорошее взаимопонимание, осуществляет справедливое вознаграждение, дает четкие указания, прислушивается к другим, стремится быть настойчивым. Без стремления к достижениям не может работать ни один руководитель. Успешные менеджеры отличаются тремя свойствами. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность за решение проблемы. Во-вторых, не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели. И, в третьих, всегда заинтересованы в наличии обратной связи — информации о том, насколько успешно они справляются с заданием. Для примера рассмотрим требования некоторых известных компаний, предъявляемые к руководителям. Корпорация «Дженерал Моторс» предъявляет пять основных требований к менеджерам: 1) компетентность, так как руководитель не может поз 2) достоинство и высшая ответственность во всех делах; 3) чувство нового и умение рисковать, используя все 4) восприимчивость и подвижность, куда входит умение 5) высокая работоспособность, постоянное стремление Руководство корпорации IBM проповедует «три столпа веры*: уважение личности каждого работника, максимальное внимание к клиентам и высокое качество всех видов работ. Если обратиться к требованиям, которые предъявляются к менеджерам на белорусских предприятиях, то необходимо сказать, что требования к руководителям различного уровня в частных компаниях значительно выше, чем в государственных, хотя и в последнем случае они во
• предвидение событий; • готовность рисковать и брать ответственность на себя; • физическая выносливость. |лена по следующим критериям: I • психологический климат в коллективе; • текучесть кадров; >производительность труда; >качество выпускаемой продукции; • • авторитет руководителя; 1 • травматизм. . Двенадцать правил хорошего руководства следу- ощие [17]. 1. Руководитель не должен быть погонщиком. Погон- одействие и помощь тех, кого он ведет. 2. Руководитель должен верить в свое дело. Прямая ло- 3. Руководитель должен знать науку об организации и
4. Руководитель должен ценить время свое и подчиненных. 5. Руководитель должен быть строгим и требователь- ; 6. Руководитель должен уметь критиковать и нрини-Вть критику. . 7. Руководитель должен уметь наказывать и прощать. - 8. Руководитель должен быть приветливым и тактич-р*. . 9. Руководитель должен обладать чувством юмора. Хо-яиее настроение способствует производительности труда. 6J 10. Руководитель должен уметь говорить и слушать. 11. Руководитель должен уметь молчать. 12. Руководитель должен знать своих подчиненных. Неумение управлять собой — слаборазвитые навыки регуляции своего поведения. Неумение бороться со стрессами, расслабляться, рационально планировать свое время, поддерживать высокий уровень здоровья и работоспособности. Размытость личных ценностей — отсутствие четкой иерархии ценностей, имеющих мотивационное значение. Противоречивость суждений, недооценка альтернативных вариантов, когда главное приносится в жертву второстепенному. Остановка в саморазвитии — успокоенность на достигнутом. Склонность избегать напряжения ума и тела. Привычка не рисковать. Неразвитость креативного подхода к решению проблем — неумение принимать нестандартные решения и видеть нетривиальные подходы к решению повседневных проблем. Неспособность выдвигать новые идеи и ценить идеи, выдвигаемые другими. Неумение влиять на людей — слабое владение коммуникативными навыками, неумение грамотно говорить, внимательно слушать и участвовать в диалоге. Неспособность обучать — неумение или нежелание помогать сотрудникам в их личном и служебном росте. Отсутствие качеств наставника, педагога. Б. Стайн, спичрайтер президента США Р. Никсона, на протяжении многих лет проводил анализ — почему многие талантливые люди не добились успеха. В результате он сформулировал восемь признаков закоренелых неудачников, или каких ошибок не допускают победители. Самообман — невозможно врать самим себе (о собственном месте в жизни, о том, какие перспективы достижения целей реальны, какие — нет) и при этом двигаться вперед. Непроизводительность — необходимо создавать нечто, требующееся другим, денежный или человеческий капитал. И то и другое достигается кропотливым трудом и учебой. Несправедливость к друзьям — неспособность поддер живать дружеские отношения сопутствует каждому слу чаю неудачи. Дурные манеры — неудачники не являются вовремя, бывают поблагодарить за подарки и извиниться за непочтительность и ошибки. Неумение одеваться — неудачники приходят наниматься на работу без галстука и в кроссовках. Они появ-рляются на приемах в джинсах, в то время как все осталь-риые — в вечерних костюмах. Своим видом они заявляют, |:что им здесь не место и выражают презрение к остальным. |;Одежда подчеркивает вашу принадлежность к определенному кругу и способность выполнять предлагаемую работу. Сварливость — неудачники часто мрачны и пессимис-.тично смотрят на мир. Им не нравится ни их работа, ни Six жизнь. Они считают, что все кругом мошенники или ^Глупцы, и тем самым выдают неуверенность в себе, не осо-;знавая, что заведомо выставляют себя неудачниками. [. Ненужные споры — неудачники любят поспорить ради еамого спора или чтобы вывести оппонента из равновесия. Люди дела не любят тратить время на бессмысленные спо-|ры. Если вы ввязываетесь в словесные баталии, вас станут
збегать, Это верная дорога к провалу. Откладывание на «потоми — как об этом уже было (Сказано, неудачники не способны определять приоритеты, Отложить менее важное ради более важного — это не кертва, это выгодная сделка. Подытожим следующие основные качества, которые не-бходимы современному руководителю: высокий профессионализм, ответственность и надежность, уверен-кость в себе, умение влиять на своих подчиненных, самостоятельность, способность к творческому решению Цодач, эмоциональная уравновешенность и стрессоис-пойчивость, коммуникабельность, способность к эмпа->Ши, психоанализу, красноречие и визуальность. Вопросы для самопроверки 1. На чем строится авторитет руководителя? |? 2. Кто является руководителем и кто — лидером? I 3. Назовите концепции лидерства. I 4. Охарактеризуйте черты личности руководителя. fv 5. Назовите ключевые для карьеры руководителя факторы. 6. Типичные ошибки руководителя в управлении. СТИЛИ РУКОВОДСТВА Вопросы 1. Понятиестилей руководства. 2. Ситуации предпочтения определенного стиля 3. Отличительные особенности интеллектуальных ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|