Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности личности руководителя



В обобщенную характеристику руководителя входят биографические характеристики (возраст, образование и др.), способности, авторитет, подготовленность, деловые качества, статус, моральные качества, черты личности.

Зарубежные ученые, исследуя возрастные особен­ности руководителей, выявили много интересного. Так, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, в американских же компаниях — 59 лет. Оптимальные сроки вступления в должность ме­неджера — от 30 до 50 лет и более (в Японии). К приме­ру, Ли Якокка в 36-летнем возрасте стал вице-президентом, а затем и президентом автомобильной компании «Форд мо­тор», второй в мире по величине, и четверть века спустя привел к триумфу бывшую на грани катастрофы корпора­цию «Крайслер*. В Беларуси, согласно данным Министер­ства экономики, средний возраст директоров предприятий 58—60 лет. Таким образом, с точки зрения возрастного критерия руководителей промышленными предприятиями, Беларусь находится на среднемировом уровне.

Кроме биологического возраста, употребляется такое понятие, как «психологический возраст*. Неравномер­ность темпов физического, психического и социального развития индивида приводит к нередким расхождениям в оценке зрелости человека. Хронологические границы психологических возрастов заметно варьируют в зависи­мости от социокультурных, экономических и других фак­торов.

Как правило, среди менеджеров высокого уровня жен­щин мало, менеджмент считается мужским делом. Но в последние годы и в зарубежных странах, и в России, и в Беларуси наблюдается стремительный рост числа женщин, стоящих в управленческой иерархии на самых высоких ступенях. Можно привести пример американского мене­джера К. Фиорлину, которую в 1998 г. журнал «Fortune» признал самой влиятельной женщиной-руководителем в


мире. С 1999 г. она возглавляет компанию «Hewlett-I Packard*.

f-

Важным биографическим показателем признается высо­кое образование руководителей. По данным японских исследователей, типичный японский менеджер имеет уни-| верситетскиЙ диплом по инженерной специальности или I социальным наукам, а иногда и два диплома. Многие рос-; сийские и белорусские менеджеры также имеют и гумани­тарное, и социально-экономическое образование.

Способности руководителя представляют собой вто­рой блок характеристики. Как уже говорилось, по отноше-|нию к деятельности они делятся на общие (в первую оче-р-редь, интеллект) и специальные (знания, умения и др.). I Интеллект — индивидуальные особенности, относимые ?• к познавательной сфере, прежде всего — к мышлению, па-;мяти, восприятию, вниманию и пр. Наличие высокого ин­теллекта подразумевает определенный уровень развития 'Мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ^возможность приобретать все новые знания и эффективно Использовать их в ходе жизнедеятельности, способность Ы осуществлению процесса познания и к эффективному ре-шению проблем, в частности — при овладении новым кру-нч)м жизненных задач [37]. Согласно А. Реберу, интеллект может быть конкретный — способность эффективно функ­ионировать при решении конкретных проблем и абстракт-нй или текучий — способность творчески решать новые юблемы.

Интеллект — относительно устойчивая структура чственных способностей индивида. В ряде психологиче-сих концепций он отождествляется:

Ос системой умственных операций;

2) со стилем и стратегией решения проблем;

3) с эффективностью индивидуального подхода к ситу-
ии, требующего познавательной активности;

4) с когнитивным (познавательным) стилем.
Неверно думать, что руководители обязательно должны

ладать высочайшим интеллектом. Наиболее эффектив­ен оказываются, по данным исследований, те руководи-и, у которых показатели интеллекта занимают проме-точное положение, а не те, которые имеют чрезмерно редкие или низкие показатели.


Подготовленность к руководству предполагает спе­циальное образование, опыт работы по профессии, про­фессиональную компетентность (знания, умения, навыки, информированность).

Деловые качества — организаторские способности, требовательность к себе и членам коллектива, творческое отношение к труду, дисциплинированность, стремление повышать свою деловую квалификацию.

Статус достаточно четко определенное положение в социальной иерархии группы или общества [4].

Моральные качества убежденность, принципиаль­ность, чувство долга, трудолюбие, чуткость и вниматель­ность к людям.

Черты личности стрессоустойчивость, способность доминировать, стремление к победе, уверенность в себе, креативность, эмоциональная уравновешенность, ответ­ственность, предприимчивость, независимость, общитель­ность, скромность, решительность, твердость.

Охарактеризуем только некоторые из названных черт. Под способностью доминировать понимается умение ру­ководителя влиять на подчиненных. Влияние формально­го руководителя должно находить внутренний отклик у подчиненных, если же его нет, то руководитель не вправе рассчитывать на их полноценный труд. Доказано, что ес­ли подчиненные действуют, следуя только правилам и тре­бованиям, установленным руководителем, они используют не более 65 % своих возможностей. Только неформальное влияние дает 1гужный эффект, так как оно находит внут­ренний отклик.

Уверенность в себе руководителя означает готовность решать достаточно сложные задачи, причем уровень его притязаний не снижается из-за одних опасений неудачи. Подчиненные очень хорошо чувствуют состояние руково­дителя, который при любых обстоятельствах должен дер­жать себя, по крайней мере внешне, спокойно и уверенно.

Очень важное качество руководителя — эмоциональная уравновешенность, ровность характера и поведения. Не­контролируемые эмоции, даже положительные, неблаго­приятно влияют на психологический климат в коллективе. Необходимо поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.


Нуждается в пояснении такая черта, как креативность. I Креативность — творческие способности индивида — воз-Л можность порождать необычные идеи, отклоняться от тра-диционлых схем мышления, быстро решать проблемные I ситуации [37]. Креативность входит в структуру одарен-& ности как независимый фактор и выделяется среди интел-Цлектуальных способностей в особый тип. Как считают врМ.И. Дьяченко и Л,А. Кандыбович, креативность харак-I" теризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: \ это и созидание нового в ситуации, когда решение пробле-;' мы связано с использованием лропыого опыта, и выход за \ пределы уже имеющихся знаний, и взаимодействие, веду-ifmee к развитию.

| Согласно А. Маслоу, это творческая направленность, t врожденно свойственная всем, но теряемая большинством <под воздействием среды. Согласно Л. Торренсу, креатив-|;ность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, дефициту или противоречивости знаний; ^действия по определению этих проблем, поиску их реше­ний на основе выдвижения гипотез, проверке и изменению титотез, формулированию результата решения.

Для оценки креативности применяются различные тес-гы дивергентного мышления, личностные опросники, ана-1вз результативности деятельности. Изучение факторов рворческих достижений ведется в двух направлениях: рас-гматриваются личностные факторы на основе анализа кизненного опыта и индивидуальных особенностей твор-реской личности и проводится анализ творческого мышле­ния и его продуктов [37]. Руководитель должен не только мм быгь творческой личностью, но и поощрять творчест-> своих подчиненных.

Важной чертой личности руководителя считается его независимость — это самостоятельная выработка и отста-foamie собственной позиции [37]. Она не исключает соли-рарности личности с группой, но не в силу давления, а на ^снове сознательного согласия с ней. Многие руководите-и поощряют инакомыслие. Ведь только соединяя различ­ие точки зрения, выбирая те яз них, которые наиболее |вдходят к текущей ситуации, руководитель может при-ять верное решение. В компании с единомышленниками ^ководитель может внедрить инновационный стиль


^многом зависят от высшего руководства предприятия. Щенятся компетентность, опыт работы (существуют огра-^.дагчения по возрасту), знание иностранных языков, нали-|яие связей, компьютерная грамотность, положительный ?ЯМИДЖ И Т. Д. Ключевыми факторами для успешной карьеры час-считаются [14]: • желание занять высокий пост; умение работать с людьми, способность убеждать дру-

управления, при котором организация находится в посто­янном развитии, на шаг опережая за счет этого своих кон­курентов.

М. Вудкок и Д. Френсис в своей книге «Раскрепощен­ный менеджер» выделили следующие характеристики ме­неджера, умеющего влиять на людей: он ясно излагает свои мысли, уверен в себе, обеспечивает хорошее взаимо­понимание, осуществляет справедливое вознаграждение, дает четкие указания, прислушивается к другим, стремит­ся быть настойчивым.

Без стремления к достижениям не может работать ни один руководитель. Успешные менеджеры отличаются тре­мя свойствами. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность за решение проблемы. Во-вторых, не склонны подвергать себя слиш­ком большому риску и ставят перед собой умеренные це­ли. И, в третьих, всегда заинтересованы в наличии обрат­ной связи — информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

Для примера рассмотрим требования некоторых извест­ных компаний, предъявляемые к руководителям.

Корпорация «Дженерал Моторс» предъявляет пять ос­новных требований к менеджерам:

1) компетентность, так как руководитель не может поз­
волить себе учиться на собственных ошибках;

2) достоинство и высшая ответственность во всех делах;

3) чувство нового и умение рисковать, используя все
ресурсы и тщательно планируя перемены;

4) восприимчивость и подвижность, куда входит умение
чувствовать окружение, возникающие проблемы, время,
события и быть готовым к изменениям;

5) высокая работоспособность, постоянное стремление
быть лучшим и делать все на самом высоком уровне.

Руководство корпорации IBM проповедует «три столпа веры*: уважение личности каждого работника, максималь­ное внимание к клиентам и высокое качество всех видов работ.

Если обратиться к требованиям, которые предъявля­ются к менеджерам на белорусских предприятиях, то не­обходимо сказать, что требования к руководителям раз­личного уровня в частных компаниях значительно выше, чем в государственных, хотя и в последнем случае они во


 

• предвидение событий;

• готовность рисковать и брать ответственность на себя;

• физическая выносливость.
Эффективность руководства может быть опреде-

|лена по следующим критериям:

I • психологический климат в коллективе;

• текучесть кадров;

>производительность труда;

>качество выпускаемой продукции;
' профессионализм работников;

• • авторитет руководителя; 1 • травматизм.

. Двенадцать правил хорошего руководства следу-

ощие [17].

1. Руководитель не должен быть погонщиком. Погон-
як погоняет, руководитель ведет за собой, полагаясь на

одействие и помощь тех, кого он ведет.

2. Руководитель должен верить в свое дело. Прямая ло-
Одка, поднятая голова, четкий таг помогут выработать
ривычку быть уверенным в себе и своем деле.

3. Руководитель должен знать науку об организации и
гравлении.

 

4. Руководитель должен ценить время свое и подчиненных.

5. Руководитель должен быть строгим и требователь-
мм, не доходя до придирчивости и жестокости.

; 6. Руководитель должен уметь критиковать и нрини-Вть критику.

. 7. Руководитель должен уметь наказывать и прощать. - 8. Руководитель должен быть приветливым и тактич-р*.

. 9. Руководитель должен обладать чувством юмора. Хо-яиее настроение способствует производительности труда.

6J


10. Руководитель должен уметь говорить и слушать.

11. Руководитель должен уметь молчать.

12. Руководитель должен знать своих подчиненных.
Факторы, ограничивающие управленческий по­
тенциал
руководителя.

Неумение управлять собой — слаборазвитые навыки ре­гуляции своего поведения. Неумение бороться со стрессами, расслабляться, рационально планировать свое время, под­держивать высокий уровень здоровья и работоспособности.

Размытость личных ценностей — отсутствие четкой ие­рархии ценностей, имеющих мотивационное значение. Про­тиворечивость суждений, недооценка альтернативных вари­антов, когда главное приносится в жертву второстепенному.

Остановка в саморазвитии — успокоенность на дос­тигнутом. Склонность избегать напряжения ума и тела. Привычка не рисковать.

Неразвитость креативного подхода к решению проб­лем — неумение принимать нестандартные решения и ви­деть нетривиальные подходы к решению повседневных проблем. Неспособность выдвигать новые идеи и ценить идеи, выдвигаемые другими.

Неумение влиять на людей — слабое владение комму­никативными навыками, неумение грамотно говорить, вни­мательно слушать и участвовать в диалоге.

Неспособность обучать — неумение или нежелание по­могать сотрудникам в их личном и служебном росте. От­сутствие качеств наставника, педагога.

Б. Стайн, спичрайтер президента США Р. Никсона, на протяжении многих лет проводил анализ — почему многие талантливые люди не добились успеха. В результате он сформулировал восемь признаков закоренелых не­удачников, или каких ошибок не допускают победители.

Самообман — невозможно врать самим себе (о собствен­ном месте в жизни, о том, какие перспективы достижения целей реальны, какие — нет) и при этом двигаться вперед.

Непроизводительность — необходимо создавать нечто, требующееся другим, денежный или человеческий капитал. И то и другое достигается кропотливым трудом и учебой.

Несправедливость к друзьям — неспособность поддер живать дружеские отношения сопутствует каждому слу чаю неудачи.


Дурные манеры — неудачники не являются вовремя, бывают поблагодарить за подарки и извиниться за не­почтительность и ошибки.

Неумение одеваться — неудачники приходят нани­маться на работу без галстука и в кроссовках. Они появ-рляются на приемах в джинсах, в то время как все осталь-риые — в вечерних костюмах. Своим видом они заявляют, |:что им здесь не место и выражают презрение к остальным. |;Одежда подчеркивает вашу принадлежность к определен­ному кругу и способность выполнять предлагаемую работу. Сварливость — неудачники часто мрачны и пессимис-.тично смотрят на мир. Им не нравится ни их работа, ни Six жизнь. Они считают, что все кругом мошенники или ^Глупцы, и тем самым выдают неуверенность в себе, не осо-;знавая, что заведомо выставляют себя неудачниками. [. Ненужные споры — неудачники любят поспорить ради еамого спора или чтобы вывести оппонента из равновесия. Люди дела не любят тратить время на бессмысленные спо-|ры. Если вы ввязываетесь в словесные баталии, вас станут

Г

збегать, Это верная дорога к провалу. Откладывание на «потоми — как об этом уже было (Сказано, неудачники не способны определять приоритеты, Отложить менее важное ради более важного — это не кертва, это выгодная сделка.

Подытожим следующие основные качества, которые не-бходимы современному руководителю: высокий профес­сионализм, ответственность и надежность, уверен-кость в себе, умение влиять на своих подчиненных, са­мостоятельность, способность к творческому решению Цодач, эмоциональная уравновешенность и стрессоис-пойчивость, коммуникабельность, способность к эмпа->Ши, психоанализу, красноречие и визуальность.

Вопросы для самопроверки

1. На чем строится авторитет руководителя? |? 2. Кто является руководителем и кто — лидером? I 3. Назовите концепции лидерства. I 4. Охарактеризуйте черты личности руководителя. fv 5. Назовите ключевые для карьеры руководителя факторы. 6. Типичные ошибки руководителя в управлении.


СТИЛИ РУКОВОДСТВА

Вопросы

1. Понятиестилей руководства.

2. Ситуации предпочтения определенного стиля
руководства.

3. Отличительные особенности интеллектуальных
качеств руководителя.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.