Здавалка
Главная | Обратная связь

Ситуации предпочтения определенного стиля руководства



Каждый из стилей имеет свои достоинства и недостат­ки в зависимости от условий работы, личных предпочте­ний и ситуации.

Теория сравнительной эффективности стилей руковод­ства прошла четыре этапа, на каждом из которых преобла­дал один из подходов.

Подход с позиции -«теории черт*, при котором стиль трактуется как следствие тех или иных доминирую­щих у руководителя личностных качеств и черт.

Поведенческий подход, согласно которому эффек-juBHOcrb выбора руководства определяется не столько лич-ростными качествами руководителя (хотя признается их значимость), сколько его манерой, стилем поведения но Ьгношению к подчиненным.

L Ситуативный подход, доказывающий, что эффек­тивность стилей относительна и зависит от специфики раз-.йых типов управленческих задач и ситуаций. Ц Адаптивный подход, с точки зрения которого управ­ление должно быть гибким, а стиль руководства приспо­собляемым'к конкретным управленческим ситуациям и ус-Кяовиям. Чем выше должность, тем шире диапазон вариа-"ций стиля. Даже в рамках малой группы руководитель должен применять к разным людям разные стили.

А. Танненбаум и Р. Шмидт в работе «Как выбирать [Стиль руководства* сделали вывод, что применяемый ртяль определяется четырьмя параметрами:

f • руководитель — его личность и предпочитаемый им |тиль;


• подчиненные — их потребности, отношения и навыки;

• задание — требования и цели работы, которую надо
выполнить;

• ситуация — ситуация, наблюдаемая в организации.

В зависимости от сочетания этих параметров стиль ру­ководства изменяется в диапазоне от авторитарного и ди­рективного управления до консультаций, сотрудничества и передачи полномочий.

В свою очередь, параметры, которые влияют на выбор того или иного стиля руководства, можно разделить на объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы:

• тип организации и вид основной деятельности про­
изводственная, научная, снабженческо-сбытовая и т. д.;

• специфика решаемых задач — простые или сложные,
новые или привычные, очередные или срочные, стандарт­
ные или нестандартные и др.;

• условия выполнения задач — благоприятные, экстре­
мальные и др.;

• уровень развития организации;

• стиль руководства, формы и методы работы вышесто­
ящего руководителя;

• ступень управленческой иерархии, на которой нахо­
дится руководитель;

• совпадение стиля руководства руководителя с теми
ожиданиями, которые выказывают подчиненные.

Субъективные факторы:

• индивидуально-психологические особенности личнос­
ти руководителя (характер, темперамент, способности, во­
левые качества и др.);

• наличие у руководителя авторитета;

• уровень общей и управле!гческой культуры, образова­
ния;

• имеющийся общий и управленческий опыт.

Ситуации бывают стрессовые, спокойные, неопределен­ные. В стрессовой ситуации с дефицитом времени оправ­дан авторитарный стиль руководства. Причинами выбора авторитарной модели могут быть неорганизованность на производстве, развал трудовой дисциплины, некомпетент­ность руководителя или подчиненных. Надо учитывать также особенности личности подчиненных. Некоторые лю ди предпочитают, чтобы ими руководили авторитарно.


|- К решению сложных задач важно привлечь экспертов, рганизовать дискуссию — здесь необходим демократиче-

стиль управления. У каждого руководителя прослеживается тяготение к

или иному стилю управления, которым обусловлива-его предрасположенность к определенному виду правленческой деятельности.

Руководитель отстраненного типа (1.1 по «решетке ме-1Жера») более приспособлен к выполнению администра­тивной, бухгалтерской, статистической деятельности, "тиль либерального руководителя адекватен в ситуациях наживания контактов и подбора кадров. Демократиче-стиль способствует успешному управлению работой ix менеджеров. Авторитарный стиль подходит для ронкретной производственной деятельности. На лромыш-Йгенных предприятиях, где высоки уровень кооперации |груда и взаимодействия работников при выполнении обще-задания, степень технологической привязанности чело-к своему рабочему месту и зависимость личного успе-от успешной работы товарищей, оптимальным будет ру­ководство, ориентированное на приоритет отношений. На Автотранспорте, где водители трудятся в одиночку и их тыле интересует структура самой работы, они предпочи­тают стиль, ориентированный на задачу.

Недостаток жестких методов управления в том, что ис­пользуемое менеджером принуждение встречает открытое опротивление подчиненных: рестрикционизм, скрытый саботаж. Мягкие методы часто оборачиваются сложением £ себя управленческих полномочий и невысокой исполни-ьностью: менеджер ожидает от подчиненных больше то-Шо, что реально получает. Комбинация того и другого опи-ется на формулу «строго, но справедливо». Стиль управления руководителя влияет на мотивацию рудовой деятельности. Когда людей лишают возможности удовлетворить в труде важнейшие для них жизненные Ценности или потребности, они ведут себя соответственно: атично или пассивно, не желая принимать на себя ответ­ственность, сопротивляются нововведениям, охотно подда-гся демагогии. Для исправления стиля руководства кон-^ультанты по менеджменту рекомендуют вначале подроб-Э» описать содержание работы, структуру и распределение даний, а затем изменить систему коммуникаций и приме-


 




нять новые методы материального и нематериального по­ощрения.

Эффективность управления вне зависимости от его стиля определяется степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. В каждой конкрет­ной ситуации надо выбирать наиболее оптимальный ва­риант управления подчиненными. Кроме того, лидером может быть только тот руководитель, чей стиль руковод­ства в наибольшей степени соответствует уровню разви­тия группы.

Выделяют четыре уровня развития группы [23].

1. Группа, не способная и не желающая работать. Ос­
новной принцип управления здесь — указание. Руково­
дитель тщательно инструктирует подчиненных и следит
за выполнением задачи. Если работа выполняется непра­
вильно, руководитель отмечает ошибки, четко разъясня­
ет их суть и показывает возможности для улучшения ра­
боты .

2. Группа восприимчивая (частично желающая), но не
способная работать. Для этого уровня развития группы наи­
более подходит принцип распределение, или популяриза­
ция.
Руководитель инициативен, постоянно предлагает
что-то новое, дает указания, инструктирует, контролирует
работу. С другой стороны, он вовлекает сотрудников в де­
ятельность по определению и установлению образцов рабо
ты. Вместе с подчиненными обсуждается соответствие сде­
ланного образцам. У работ пиков формируется чувство
гордости за результаты.

3. Группа, желающая и частично способная работать.
Для нее эффективен принцип участие в управлении. Ру­
ководитель следит за моральным состоянием членов кол­
лектива, поощряет чувство личной причастности. Он огра­
ничивает прямые указания и контроль, обучая подчинен­
ных способности самостоятельно решать проблемы и пре­
доставляя им большую ответственность. Доля приказов
минимальна, руководитель вмешивается в деятельность
подчиненных и принимает решения только в исключитель­
ных случаях.

4. Группа, желающая и способная работать. Руководи­
тель использует принцип передача полномочий, делегируя
большую часть полномочий членам группы. Ежедневный
контроль осуществляется самими членами группы.


Хороший руководитель найдет оптимальный вариант адго взаимодействия с группой, если ответит на сле­зшие вопросы: На каком уровне развития находится та? Какой стиль управления и принцип руководства ругатой использовать?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.