Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизмы групповой динамики



- Тема групповой динамики — одна из самых актуальных Психологии управления, поскольку каждая оргатзация ежно имеет в своем составе самые различные группы, руководителем всегда стоят проблемы формирова-коллектива из группы и поиск путей его оптималъно-{• функционирования. Руководитель работает с группой, эящеЙ из разных людей, связанных между собой эжной системой межличностных отношений. Он должен ;- возможности понять закономерности образования кол-с тем, чтобы помочь этому процессу, того чтобы дать оценку группе, прогнозировать ее 1тие, обязательно надо рассмотреть и проанализиро-динамику развития социальной группы с психологи-позиции.

Групповая динамика — совокупность внутригругшо-социально-психологических процессов и явлений, ха-геризующих весь цикл жизнедеятельности малой груп-и его этапы: образование, функционирование, разви-стагнацию, регресс, распад [37]. По определению Ребера, групповая динамика — это любые коллективные

содействия, имеющие место внутри группы [4]. |_Понягие групповой динамики включает психологиче-изменения, происходящие в группе, и процесс взаи-действия членов группы в целях удовлетворения как

так и групповых интересов и потребностей [39]. К процессам групповой динамики относят [37]; |-« руководство и лидерство; • принятие групповых решений;

1 нормообразование — выработку групповых мнений, внл и ценностей;

формирование функционально-ролевой структуры ы; г» сплочение;

конфликты;

•"* групповое давление и другие способы регуляции ин-сального поведения.


Эти психологические изменения в группе обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятель­ности, так и ее внутренними противоречиями, складываю­щимися в результате взаимодействия двух взаимно пере­плетающихся тенденций групповой активности — интегра ции и дифференциации.

Интеграция нацелена на упрочение психологического единства группы, стабилизацию и упорядочение межличност­ных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и воспроизводства группы.

Дифференциация проявляется в специализации и ис-рархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей чле­нов группы и в соответственном различии их функцио нальных ролей и психологических статусов, неизбежно со­путствующих любой коллективной жизнедеятельности; она является стимулом и результатом развития группы, но Может повлечь также нарушение гармонии в отношениях членов группы.

Сосуществование этих тенденций приводит к неравно мерности развития малой группы, чередованию состояний равновесия и его нарушения, что характеризуется качест­венно различающимися этапами. Группа Может как восхо дить на более высокие уровни развития, так и двигаться и сторону распада.

На работу i-руппы особое влияние оказывают следую­щие факторы:

• мотивация (потребности, реализации которых ожида
ют члены группы);

• структура власти в группе (власть и авторитет отдель­
ных членов группы);

• состояние коммуникации (уровень межличностного
общения);

• ощущение принадлежности (непринадлежности) к
группе;

• четкость представлений о цели членов группы;

• степень ответственности за результаты деятельности;

• свобода деятельности (как условие успеха группы).
По мнению психологов, любая группа в своем развитии

проходит следующие стадии: возникновение, формирова­ние, стабилизация, совершенствование или распад [39].

Стадия возникновения создание новой организа­ции, изменение структуры организации, замена значитель-


- числа работников, приход нового руководителя или лидера. При этом задаются целевые установки, ор-управления, система отчетности и т. д. Взаимоотно-между членами группы и в системе «начальник— тенные» только вырабатываются. Психология орга-ш на этой стадии — исполнительская. Стадия формирования — образование неформаль-групп, формирование группового мнения. Главное ^руководителя на этой стадии — умелое распределение теа сил между неформальными группами и организа-совместных мероприятий.

гдия стабилизации — достижение определенной |йюсти организации, когда создана и действует нефор-ьная структура коллектива, определены условия рав-сложилось групповое мнение, существуют груп­пе нормы. Такой коллектив достаточно стабилен и мо-сопротивляться внешним воздействиям.

стадией стабилизации неизбежно следует либо ста-совершенствования, либо распад организации. )дну из моделей основных этапов развития группы тожили американские психологи М. Вудкок и >рэнсис [5J.

f|J. Первая стадия развития грушгы «притирка». Члс-|. группы присматриваются друг к другу. Определяется яень личной заинтересованности в работе с этой груп-Личные чувства и переживания маскируются или ваются. Искреннего и заинтересованного обсуждения |ей и методов работы практически нет. Члены группы §. интересуются своими коллегами, почти не слушают друга. Творческая и воодушевляющая коллективная эта фактически отсутствует.

. Вторая стадия — «ближний бой*. Период борьбы и еворотов, период, когда оценивается вклад лидера, об­уются кланы и группировки, а разногласия выражаюг-олее открыто. На этом этапе личные взаимоотношения Зретают все большее значение. Сильные и слабые сто-отдельных членов группы выявляются отчетливее. эгда происходит силовая борьба за лидерство. Группа ает обсуждать способы достижения согласия, сгре-наладить эффективные взаимоотношения. >3. Третья стадия — «экспериментирование*. Члены ы осознают свой потенциал, который в целом возрас-


 




тает. Все более актуальной становится проблема эффек­тивного использования способностей и ресурсов группы, Возникает заинтересованность в том, чтобы работать луч­ше. Методы работы пересматриваются. Появляется жела­ние экспериментировать. Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.

4. Четвертая стадия — «эффективность*-. Группа приоб
ретает опыт решения проблем и использования ресурсов.
Работники переживают чувство гордости за свою принад­
лежность к ^команде-победительнице». Возникающие воп­
росы исследуются реалистически и решаются творчески.
Управленческие функции могут плавно делегироваться то
одному, то другому члену группы в зависимости от конк­
ретной задачи.

5. Пятая стадия — ^зрелость». Группа функционирует
как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых
всеми реалыгых общих целей, в которые объединены цели
индивидуальные. Действуют прочные связи между членами
группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их пре­
тензиям. Отношения носят неформальный, психологически
комфортный характер. Личные разногласия разрешаются
без отрицательных эмоций и психологического напряже
ния. Группа демонстрирует отличные результаты и уста­
навливает высокие стандарты своих достижений. Расширя­
ется делегирование полномочий, и все больше членов груп­
пы участвует в планировании и принятии решений.

Ряд финских психологов, специалистов по управлению (Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, И. Нисси-нен и др.) предложили свою оригинальную конструкцию, описывающую поведение группы [1].

1. Формирование новой группы. Происходит формиро­вание группы как единого целого из практически чужих друг другу людей. Такова, например, учебная группа или новая группа в трудовом коллективе. Люди ведут себя ос­торожно. Каждый стремится найти роль, которая сохрани­ла бы его индивидуальность и в то же время подходила бы для группы. Действуют, не желая раздражать других, к избегают возможных щекотливых тем. Такого же поведе­ния ждут и от остальных членов группы. Все очень до­вольны, если в группе находится человек немного актив­нее других, вносящий инициативы и стремящийся как-то направлять деятельность группы. Существование пока


кнее дела, так что вполне возможно появление активно ^устраняющихся, которые способны оставаться в сто­не замеченными другими. ,2. Приобретение навыков. На этой стадии развития происходит выяснение форм деятельности, так как та работает над заданиями, которые предполагают всех ее членов. В этом случае в зависимости от за-возникают конкретные проблемы внешних условий, (и, рабочих принадлежностей. Мнение отдельных <ов все еще не учитывается. Решения принимают-• преимущественно на основе голосования, а конечный йзультат определяется усредненным мнением. Возмож-весьма противоречивые цели группы и предложения о действий не выявляются, тлеют подспудно, отри-ьно влияя на работу. Об использовании потенциала япы еще нет речи. ; 3. Упрочение. На данной стадии группа выступает iho как группа. Ее члены уже имеют определенное еЧатление о других работниках и способах их работы. отдельных личностей гораздо чаще связаны именно с .*ем. Каждый знает свое место и стремится выпол-свою задачу хорошо. Активные и пассивные члены четко отделяются друг от друга. Атмосфера в груп-|. чаще всего деятельная, поскольку создается жесткая ема норм. Внутри себя группа довольно открыта, от-же внешнему Миру наблюдается далеко не всег-Именно на стадии упрочения устанавливается равнове-принуждения и свободы, вследствие чего многие чле-группы стремятся защитить себя — вырабатывают за­де механизмы. Ими могут быть:

* отступление (молчание и отход от группы, отсутствие
Яечениости, высокомерие, углубленность в другие забо-

пугающая информация (критический настрой, ссылки : собственное превосходство, угрожающие слова); « приведение в замешательство (опутывание неожидан-4и ответами);

• жесткий формализм (формальная вежливость, слеже-
за поведением других и пр.);

1 попытки обольщения (эротические призывы, каприз-чанье);

. 185


• превращение дела в шутку и разговоры, уводящие от
темы;

• пробуждение чувства виновности, ложная скромность

и пр.

4. Разделение на клики. На этой стадии появляются
критиканы, быстро объединяющиеся на основе общности
мнений. Желание членов группы сотрудничать резко пада­
ет. Энергия расходуется на критику, некоторые устраняют­
ся от дела. Между группировками рождаются конкуренция
и борьба за власть. Можно воспрепятствовать разделению
на группировки или ослабить их влияние, обсуждая общие
проблемы. Полезно заставлять группу постоянно квалифи­
цировать свою деятельность, однако нужно быть готовым к
тому, что группа будет стремиться находить у себя лишь
хорошие стороны и убеждать в собственном превосходстве.
Хотя влияние группировок может быть ослаблено, эффек­
тивность работы группы все равно снижается.

5. Внутренняя гармония. Стадия, на которой возникает
^счастливая семья». Теперь группе присуще подчеркива­
ние согласия любой ценой. Все признают ценность каждо­
го члена группы для единого целого. Атмосфера довольно
теплая, дружеская и безопасная, и члены группы гордятся
тем, что они в нее входят. На этой стадии почти не гово­
рят о ролях. Работа в целом удовлетворяет всех. Высоки
устойчивость, сплоченность и стабильность. У группы
свои обычаи, у ее членов — свои рабочие места. На этой
стадии группе угрожают лишь самоудовлетворенность и
отсутствие притока «свежей крови».

6. Дробление. Это следующая стадия развития группы,
которая значительное время пребывала в состоянии внут­
ренней гармонии. Назревает кризис, обусловленный поте­
рей гибкости и снижением эффективности группы. Пери­
од «застоя* прерывается неким внешним фактором. Искус­
ственно поддерживаемое равновесие начинает рушиться.
Появляются «здравомыслящие*-, «сомневающиеся», «зад­
ним умом крепкие». Становится заметно, что для успеш­
ной работы группы уже недостаточно одного дружелюбия,
необходим глоток, и не один, «свежего воздуха», нужны
новые люди, и группа распадается, хотя бы на короткое
время. Не исключено, что группа может возродиться, по
новому оценив ситуацию и квалифицировав свою деятель­
ность. На этой стадии высказываются самые различные


которые даже рассматриваются. В этот момент роль может сыграть посторонний консультант. |v7. Идеальная группа. Это открытая группа. Сотрудни-и общение проходят гибко и всегда целенаправлен-t. К такой группе легко присоединиться, а ее члены мо-быть членами многих других групп. Роли и нормы диффузны. Группа полагается как на собственные, и на другие ресурсы. К работе, членам подгрупп и эронним все относятся гибко и реалистично. Деятель-группы слагается из личных вкладов каждого. Чле-группы способны, инициативны, воодушевлены, стре-постоянно совершенствоваться и согласны работать | благо группы. Задания выполняются с общей ответ-аостью. Вся деятельность направлена на приспособ­ив к изменениям, статичное состояние признается не-четворительным. Деятельность группы пронизана дением общности дел и чувств.

и другие модели групповой динамики. В качестве «ера можно назвать группы, специально создаваемые, ам числе с помощью психологического отбора, для ра-: либо в экстремальных условиях (команды спасения), в условиях социальной изоляции (экспедиции).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.