Механизмы групповой динамики
- Тема групповой динамики — одна из самых актуальных Психологии управления, поскольку каждая оргатзация ежно имеет в своем составе самые различные группы, руководителем всегда стоят проблемы формирова-коллектива из группы и поиск путей его оптималъно-{• функционирования. Руководитель работает с группой, эящеЙ из разных людей, связанных между собой эжной системой межличностных отношений. Он должен ;- возможности понять закономерности образования кол-с тем, чтобы помочь этому процессу, того чтобы дать оценку группе, прогнозировать ее 1тие, обязательно надо рассмотреть и проанализиро-динамику развития социальной группы с психологи-позиции. Групповая динамика — совокупность внутригругшо-социально-психологических процессов и явлений, ха-геризующих весь цикл жизнедеятельности малой груп-и его этапы: образование, функционирование, разви-стагнацию, регресс, распад [37]. По определению Ребера, групповая динамика — это любые коллективные содействия, имеющие место внутри группы [4]. |_Понягие групповой динамики включает психологиче-изменения, происходящие в группе, и процесс взаи-действия членов группы в целях удовлетворения как так и групповых интересов и потребностей [39]. К процессам групповой динамики относят [37]; |-« руководство и лидерство; • принятие групповых решений; 1 нормообразование — выработку групповых мнений, внл и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры ы; г» сплочение; конфликты; •"* групповое давление и другие способы регуляции ин-сального поведения. Эти психологические изменения в группе обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, складывающимися в результате взаимодействия двух взаимно переплетающихся тенденций групповой активности — интегра ции и дифференциации. Интеграция нацелена на упрочение психологического единства группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и воспроизводства группы. Дифференциация проявляется в специализации и ис-рархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в соответственном различии их функцио нальных ролей и психологических статусов, неизбежно сопутствующих любой коллективной жизнедеятельности; она является стимулом и результатом развития группы, но Может повлечь также нарушение гармонии в отношениях членов группы. Сосуществование этих тенденций приводит к неравно мерности развития малой группы, чередованию состояний равновесия и его нарушения, что характеризуется качественно различающимися этапами. Группа Может как восхо дить на более высокие уровни развития, так и двигаться и сторону распада. На работу i-руппы особое влияние оказывают следующие факторы: • мотивация (потребности, реализации которых ожида • структура власти в группе (власть и авторитет отдель • состояние коммуникации (уровень межличностного • ощущение принадлежности (непринадлежности) к • четкость представлений о цели членов группы; • степень ответственности за результаты деятельности; • свобода деятельности (как условие успеха группы). проходит следующие стадии: возникновение, формирование, стабилизация, совершенствование или распад [39]. Стадия возникновения — создание новой организации, изменение структуры организации, замена значитель- - числа работников, приход нового руководителя или лидера. При этом задаются целевые установки, ор-управления, система отчетности и т. д. Взаимоотно-между членами группы и в системе «начальник— тенные» только вырабатываются. Психология орга-ш на этой стадии — исполнительская. Стадия формирования — образование неформаль-групп, формирование группового мнения. Главное ^руководителя на этой стадии — умелое распределение теа сил между неформальными группами и организа-совместных мероприятий. гдия стабилизации — достижение определенной |йюсти организации, когда создана и действует нефор-ьная структура коллектива, определены условия рав-сложилось групповое мнение, существуют группе нормы. Такой коллектив достаточно стабилен и мо-сопротивляться внешним воздействиям. стадией стабилизации неизбежно следует либо ста-совершенствования, либо распад организации. )дну из моделей основных этапов развития группы тожили американские психологи М. Вудкок и >рэнсис [5J. f|J. Первая стадия развития грушгы — «притирка». Члс-|. группы присматриваются друг к другу. Определяется яень личной заинтересованности в работе с этой груп-Личные чувства и переживания маскируются или ваются. Искреннего и заинтересованного обсуждения |ей и методов работы практически нет. Члены группы §. интересуются своими коллегами, почти не слушают друга. Творческая и воодушевляющая коллективная эта фактически отсутствует. . Вторая стадия — «ближний бой*. Период борьбы и еворотов, период, когда оценивается вклад лидера, обуются кланы и группировки, а разногласия выражаюг-олее открыто. На этом этапе личные взаимоотношения Зретают все большее значение. Сильные и слабые сто-отдельных членов группы выявляются отчетливее. эгда происходит силовая борьба за лидерство. Группа ает обсуждать способы достижения согласия, сгре-наладить эффективные взаимоотношения. >3. Третья стадия — «экспериментирование*. Члены ы осознают свой потенциал, который в целом возрас-
тает. Все более актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы, Возникает заинтересованность в том, чтобы работать лучше. Методы работы пересматриваются. Появляется желание экспериментировать. Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы. 4. Четвертая стадия — «эффективность*-. Группа приоб 5. Пятая стадия — ^зрелость». Группа функционирует Ряд финских психологов, специалистов по управлению (Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, И. Нисси-нен и др.) предложили свою оригинальную конструкцию, описывающую поведение группы [1]. 1. Формирование новой группы. Происходит формирование группы как единого целого из практически чужих друг другу людей. Такова, например, учебная группа или новая группа в трудовом коллективе. Люди ведут себя осторожно. Каждый стремится найти роль, которая сохранила бы его индивидуальность и в то же время подходила бы для группы. Действуют, не желая раздражать других, к избегают возможных щекотливых тем. Такого же поведения ждут и от остальных членов группы. Все очень довольны, если в группе находится человек немного активнее других, вносящий инициативы и стремящийся как-то направлять деятельность группы. Существование пока кнее дела, так что вполне возможно появление активно ^устраняющихся, которые способны оставаться в стоне замеченными другими. ,2. Приобретение навыков. На этой стадии развития происходит выяснение форм деятельности, так как та работает над заданиями, которые предполагают всех ее членов. В этом случае в зависимости от за-возникают конкретные проблемы внешних условий, (и, рабочих принадлежностей. Мнение отдельных <ов все еще не учитывается. Решения принимают-• преимущественно на основе голосования, а конечный йзультат определяется усредненным мнением. Возмож-весьма противоречивые цели группы и предложения о действий не выявляются, тлеют подспудно, отри-ьно влияя на работу. Об использовании потенциала япы еще нет речи. ; 3. Упрочение. На данной стадии группа выступает iho как группа. Ее члены уже имеют определенное еЧатление о других работниках и способах их работы. отдельных личностей гораздо чаще связаны именно с .*ем. Каждый знает свое место и стремится выпол-свою задачу хорошо. Активные и пассивные члены четко отделяются друг от друга. Атмосфера в груп-|. чаще всего деятельная, поскольку создается жесткая ема норм. Внутри себя группа довольно открыта, от-же внешнему Миру наблюдается далеко не всег-Именно на стадии упрочения устанавливается равнове-принуждения и свободы, вследствие чего многие чле-группы стремятся защитить себя — вырабатывают заде механизмы. Ими могут быть: * отступление (молчание и отход от группы, отсутствие пугающая информация (критический настрой, ссылки : собственное превосходство, угрожающие слова); « приведение в замешательство (опутывание неожидан-4и ответами); • жесткий формализм (формальная вежливость, слеже- 1 попытки обольщения (эротические призывы, каприз-чанье); . 185 • превращение дела в шутку и разговоры, уводящие от • пробуждение чувства виновности, ложная скромность и пр. 4. Разделение на клики. На этой стадии появляются 5. Внутренняя гармония. Стадия, на которой возникает 6. Дробление. Это следующая стадия развития группы, которые даже рассматриваются. В этот момент роль может сыграть посторонний консультант. |v7. Идеальная группа. Это открытая группа. Сотрудни-и общение проходят гибко и всегда целенаправлен-t. К такой группе легко присоединиться, а ее члены мо-быть членами многих других групп. Роли и нормы диффузны. Группа полагается как на собственные, и на другие ресурсы. К работе, членам подгрупп и эронним все относятся гибко и реалистично. Деятель-группы слагается из личных вкладов каждого. Чле-группы способны, инициативны, воодушевлены, стре-постоянно совершенствоваться и согласны работать | благо группы. Задания выполняются с общей ответ-аостью. Вся деятельность направлена на приспособив к изменениям, статичное состояние признается не-четворительным. Деятельность группы пронизана дением общности дел и чувств. и другие модели групповой динамики. В качестве «ера можно назвать группы, специально создаваемые, ам числе с помощью психологического отбора, для ра-: либо в экстремальных условиях (команды спасения), в условиях социальной изоляции (экспедиции). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|