Принцип создания условий для проявления личност i потенциала сотрудников, их профессиональных зна-опыта, способностей.
?дин из способов активизации внутреннего роста со-шв — делегирование полномочий. Многие ме-еры снижают эффективность своей деятельности, вы-текущие дела, которые могли бы сделать их гтодчи- ненньге. Имеются правила делегирования, которые диллсе! знать каждый руководитель. Определяется подчиненный с необходимыми квалифй. кацией и способностями. Отдельного решения при этой требует вопрос стимулирования успешного выполнения задачи. У каждого сотрудника может быть своя мотивацион-ная система: материальная заинтересованность, вопрос социального плана, одобрение непосредственного руководителя или благодарность вышестоящего начальника, а ддя некоторых работников интересная и сложная работа будет сама по себе являться сильным стимулом. Сотруднику может быть дано право отчитываться и представлять работу на более высоком уровне управления. Руководитель должен четко указать, какие ресурсы находятся в распоряжении подчиненного при решении задания (материальные, информационные, ресурсы времени). Необходимо предоставить подчиненному в пределах данного задания максимальную свободу его реализации, подчеркнув, как будет осуществляться контроль (поэтапно, по мере возникновения нестандартных ситуаций, по конечному результату). При этом руководитель отмечает возможность предоставления помощи по мере необходимости. И последнее, но очень важное правило, касающееся четкости распоряжения. Руководителю надо самому хорошо представлять цель, достигаемую в результате выполнения задания, ресурсную базу, необходимую для выполнения этого распоряжения, сроки выполнения и конечный результат, по которому можно судить о качестве выполнения задания. Если поручение нестандартное, следует по вторить задание. Если задание очень сложное, оно должно быть зафиксировано подчиненным в письменной форме. Делегировать необходимо специализированную деятельность, которую работник может выполнить лучше руководителя; частные вопросы, которые подчиненный может решить хорошо; рутинную и подготовительную работу; задания, способствующие профессиональному росту подчиненных. Кроме того, делегирование может использоваться как прием изучения коллектива и подчиненных. Не подлежат делегированию такие функции руководителя, как установление целей и планирование основного проекта, подбор команды исполнителей, оценка и вознаграждение их деятельности, контроль результатов, задачи 130 i важности и высокой степени риска, дела строго дольного характера. щип полномочий и ответственности. Каждый ра~ должен четко знать свою должностную компетен-Л т. е. задачи, обязанности и права по их реализации, ^делегировании полномочий подчиненному передается рднительская ответственность, управленческая ответ-вость остается за руководителем. Вместе с ответ-яостью передаются и определенные полномочия, т. е. • принимать решения. ршщип поощрения и наказания. Всякий человек штся к самоутверждению, поэтому руководитель дол-§Воощрять не только наиболее активных и добросовест- | работников, но и отмечать отдельные, пусть неболь-|| успехи каждого подчиненного. Несвоевременная и ^екватная оценка личности руководителем вызывает во неудовлетворенности и обиды, что чревато сниже-уровня производительности. Наказанию подлежит но проступок, а не личность нарушителя в целом. овор-наказание должен строиться по схеме: положи-ные эмоции (высокая оценка личности в целом) — от-йтельные (анализ проступка) — и вновь положитель-§ (выражение веры в то, что подобная ситуация не по-доггся). Более подробно о правилах критики будет рас-ио далее. ршщип рационального использования рабочего вре- й. Исследования показывают, что из каждой сотни ме-Керов лишь один имеет достаточно рабочего времени, ти требуется на 10 % больше времени, сорока менед-im нужно дополнительно 25 % времени, остальным не тает и дополнительных 50 %. Существует много прие-! правильного использования рабочего времени. Руко-ателю рекомендуется распределять заранее в ежеднев-1 60 % времени, 20 % остаются на незапланированные ,. 20 % — на спонтанные. се способы планирования рабочего времени руководи-основаны на принципе приоритетов. Суть его ета: вопросы следует решать в порядке их важности и ммости результата. Не следует сначала браться за са-: легкие, интересные или требующие минимальных за-• времени дела. Начинать надо с самого существенного. Структура общения В структуре управленческого общения, как, впрочем, и любого вида общения, можно выделить три составляющие: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. 1. Коммуникативная составляющая общения.Выражается в обмене информацией, мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и т. д. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. В ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему (37). Важная характеристика коммуникативного процесса -намерение его участников повлиять друг на друга. Коммуникативное взаимодействие Можно классифицировать по разным основаниям: • сосредоточению интересов сторон (противоборство, • числу, характеру и степени вовлеченности субъек • организационным формам коммуникативного воздей • характеру связи общающихся (непосредственное, • включенности в процесс общения социальных слага По средствам коммуникации общение бывает двух видов: вербальное (речевое) и невербальное. Невербальные средства общения очень разнообразны. К ведущим относят: визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные. Визуальные средства: • движения мышц лица (мимика); • движения рук, ног (жесты); • движения туловища, особенности походки и др.; • пространственно-временная организация обшей "Я • направление взгляда, система контакта глазами; • кожные реакции — покраснение, бледность, 1кнли~ средства: > паралингвистические (качество голоса, его диапазон, ьность, ритм, громкость); §•* экстралингвистические (паузы, плач, смех, хлопанье, цель). ^Тактильные средства общения включают все, что свя-' с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объ-I, хлопки по плечу и др.). ^Ольфакторные средства: "» приятные и неприятные запахи окружающей среды: :« естественные и искусственные запахи человека, ^Состояние людей, их отношения, намерения, характе-эгические особенности наглядно проявляются в мими-|; жестах, позах, походке и т. д. Невербальные сигналы эвеком не осознаются или почти не осознаются и по-оказьшаются для руководителя важнейшим источни-достоверной информации, необходимой для выбора яльной стратегии общения с конкретными подчинен-I. При помощи невербальных средств общения можно эавлять вниманием и состоянием сотрудников. . |£ Психологами установлено; что в процессе взаимодеЙ-людей от 60 до 90 % коммуникаций осуществляется |йомощью невербальных средств выражения. При этом 5альный канал используется, главным образом, для пе-ачи информации, тогда как невербальные сигналы слу-0т выражением межличностных отношений и в некото-случаях могут быть использованы вместо словесных 5щений [ 1 ]. ^Количество и качество невербальных сигналов зависят эзраста человека (у детей они читаются легче), пола, вдональности (сравните, например, жестикуляцию гнцев и шведов), типа темперамента, социального уровня профессионализма (чем выше социалъно-сюмическое положение и профессионализм человека, J* меньше развита у него жестикуляция и беднее тело-*:ения) и других показателей. Травила трактовки невербальных сигналов следу-ае. ^Судить следует не по отдельным жестам (они, как и не-эрые слова, могут иметь несколько значений), а по их vynnocntu.
Жесты нельзя трактовать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные из груди руки) на переговорах может означать скованность, нежелание участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек, стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке, наверняка просто замерз. Следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно разные значения. Когда человек только формулирует мысль, он чаще смотрит в сторону, когда мысль выражена — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда разговор легкий — больше. Тот, кто в данный Момент говорит, реже смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий чаще смотрит в сторону говорящего. При возбужденном, припод!1ятом настроении зрачки глаз расширяются значительно больше, чем в обычном состоянии, при сердитом, мрачном — сужаются. При деловом взгляде глаза собеседника сосредоточиваются иа треугольнике, образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Этот взгляд передает собеседнику деловой настрой и статусный характер общения. При социальном взгляде наши глаза направлены на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта. Создается атмосфера непринужденного общения. Существуют другие факторы, оказывающие влияние на интерпретацию жестов. Это может быть состояние здоровья. К примеру, у близоруких зрачки всегда расширены, а у дальнозорких сужены. Больной полиартритом предпочитает избежать рукопожатия, опасаясь боли в суставах. На ширину зрачка также влияет яркость света, на стремление избежать рукопожатия — профессия. Последнее касается художников, музыкантов, хирургов и людей других профессий, где требуются чуткие пальцы. М. Эриксон (нейролингвистическое программирование) установил; когда человек смотрит вверх и налево, он обра ищется к визуальной памяти; когда глаза направлены вверх и направо — это свидетельствует о конструировании зрительного образа; если глаза находятся преимушествен-134 ^горизонтальном положении — значит, идет аудиаль-^процесс; глаза вниз и налево — кинестетический ввод '"рмации; глаза вниз и направо — внутренний диалог и, дедствие, контроль речи человека, -ние ведущего способа поступления информации поз-руководителю гармонизировать процесс общения с денным. При общении надо разговаривать на том который воспринимает собеседник. Визуалист по-• информацию через образы, кинестетик — через етную деятельность. Выбор слов у человека также с его ведущей модальностью. Визуалист упогребля-ва «видеть*, «рисовать», «красочный» и т. д., аудио-^— «говорить*, «кричать», «громче», «тише» и т. д., ки-— «трогать^, «касаться», «мягко», «грубо» и т. п. !|юбое переживание человека так или иначе проявляет-^ его внешнем облике. Правое полушарие управляет чями и координирует деятельность левой половины еческого тела. Специалисты сформулировали прави-Левой стороны». То, что человек хочет показать окру-*"мм, отражается на правой половине тела человека, а i он реально переживает — на левой. Для диагности-Неискреннего поведения можно применять технику яьных вопросов: ставятся вопросы, на которые че-. должен ответить «да» и «нет». Оценивается соответ-невербальпых характеристик и полученного ответа. осы могут задаваться как невзначай, так и напрямую. ъганизация пространства, размещение участни-£диалога друг относительно друга оказывают непосред-4шое влияние на эффективность общения руководите-: собеседниками. деляют несколько зон общения: ^интимная (до 50 см) — в нее допускаются только т> близкие люди, и всякая непрошеная попытка нару-• это пространство вызывает негативную реакцию. Де- атность, умение держать дистанцию — непременное ус- ие плодотворного общения; 1личная (от 50 см до 1,2м) — зона общения хорошо зна- ых людей и заинтересованных друг в друге партнеров; Шгсоциальная (от 1,2 м до 3,5 м) — зона общения боль-«Ства людей. Сила индивидуального психологического ействия в этой зоне общения значительно слабее; • общественная (более 3,5 м) — зона общения в ауди. тории. На расстоянии более 8 м эффективность общения резко снижается. Для руководителя важно не только правильно выбрать расстояние между ним и собеседником, но и учесть компактность и конфигурацию размещения слушателей в зависимости от цели и формы общения. Рассредоточенная в большом зале аудитория значительно меньше поддается влиянию говорящего, легче уходит от общения, Коммуникативные барьеры в общении [39J — аю психологические препятствия на пути адекватного информационного обмена между партнерами по общению. Различают следующие виды барьеров. Барьер «авторитета — человек обычно делит окружающих на авторитетных для себя и неавторитетных и первым доверяет больше, чем вторым, независимо от качества передаваемой ими информации. Если слушающий доверяет говорящему, то он хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. В противном случае к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений. Отнесение человека к авторитетным зависит от его социального положения (статуса), привлекательного внешнего вида, доброжелательного отношения к окружающим, компетентности и искренности. Барьер f избегание» — человек уклоняется от контакта, если же уклониться невозможно, то он принимает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение. Основной показатель здесь — невнимание. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, можно преодолеть данный барьер. При этом необходимо решить две проблемы — привлечь внимание собеседника и удержать его, Барьер «непонимание»- — здесь можно выделить несколько барьеров: фонетический барьер, когда говорят на иностранном языке или используют много специальных либо иностранных слов, говорят быстро или невнятно. Се мантический барьер непонимания возникает, когда значения слов неясны собеседнику из-за наличия разных смысловых значений и различных смысловых «полей» у людей. Стилистический барьер возникает при несоогвег ствии между формой сообщения и его содержанием. Глаи- §й преодолении этого барьера — правильно структури-передаваемую информацию. Логический барьер лмания заключен в том, что человек отказывается лагимать сообщение, если оно нелогично с его точки г Он предполагает, что правильная логика — только Ц-.-начинает эмоционально отрицательно воспринимать лиса. Поэтому необходимо учитывать логику и енную позицию собеседника, а также правильно аргу-эовать свои рассуждения. Существуют следующие правила структурирования ' ьрмации в общении. Правило рамки основано на психологического закона работы памяти, открыто-•гецким психологом Г. Эббингаузом. Рамку в общении начало и конец разговора, которые сохраняются в 1ТИ человека лучше, чем середина. В начале беседы це-Зразно указать цель, перспективы и предполагаемые рлътаты общения, а в конце разговора — подвести итоги, рвичном общении более важно начало разговора, а при зократном деловом общении — конец. Правило цепи ю на том предположении, что содержание сообще-рдолжно быть структурировано: через простое перечне->, ранжирование информации или логическую цепочку. !. Интерактивная составляющая общения.Характери-Ш общение как взаимодействие, рассматривает процес-)|-яаправленяые на выработку во время общения единой гегии взаимодействия. Эта сторона не исчерпывается формой, внешней картиной взаимодействия, имеют вние и мотивы, цели общения каждой стороны, различают ряд типов взаимодействия между людьми, де всего кооперацию и конкуренцию (согласие и ет, приспособление и оппозиция) [37]. В одном анализируются проявления взаимодействия, способ-ощие организации совместной деятельности, в другом — 1атывающие совместную деятельность, представляю-)собой препятствия для нее. 1ри осуществлении руководства нередко возникает 5ность воздействия на того или иного подчиненного, (рогда и на весь руководимый коллектив с целью до-изменения поведения или отношения к чему-либо. Прежде чем начинать воздействовать на подчиненного, Эводителю необходимо проанализировать параметры, тгые с его поведением: • предпосылки действий сотрудника. Носят ли эги • само поведение сотрудника, особенности его изменении » последствия поведения сотрудника для организации, коллектива, руководителя, самого сотрудника. После проведенного анализа руководитель может спланировать адекватные меры воздействия на поведение сотрудника. При этом следует помнить о механизмах различных видов воздействия сотрудников друг на друга — осознаваемых и неосознаваемых, намеренных и непреднамеренных. Рассмотрим их. Заражение — бессознательная, непроизвольная подвер женность человека определенным психическим состояниям в результате многократного взаимного усиления эмоций (паника, религиозный экстаз, массовый психоз и т, п.). Внушение ~- целенаправленное, неаргументированное воздействие на человека. Информация воспринимается некритично. Эффективность внушающего воздействия зависит от авторитета источника, внушаемости человека, его возраста, функционального состояния, групповых эффектов и др. Подражание — воспроизведение человеком черт и образцов демонстрируемого поведения (традиции, обычаи, мода и др.). Убеждение — логическое аргументированное воздействие и принятие информации через согласие. 3. Перцептивная составляющая общения.Восприятие одним партнером по общению другого. Это процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением * за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Итак, основная задача восприятия — формирование впечатления о человеке. Выделяют три фактора формирования первого впечатления о человеке [391: i фактор превосходства; > фактор привлекательности партнера; . фактор отношения к наблюдателю. ^.фактор превосходства — человек, который превосхо-наблюдателя по важному параметру, оценивается им го-^•до выше и по остальным значимым параметрам. Иначе оря, происходит общая личностная переоценка или недонка, если человек оценивает себя выше, чем партнера. %фактор привлекательности — внешне привлекатель-^— партнера человек склонен переоценивать по другим •ым для него психологическим и социальным парамет-Оценивается не только привлекательный внешний но и манера поведения, стиль речи и т. д. |. Фактор отношения к наблюдателю — человека, кото-«* хорошо относится к наблюдателю или разделяет ка-!-то важные для него идеи, он склонен позитивно оце-ать и по другим показателям. Ц: Механизмы процесса восприятия следующие [36, 38]. Ш Стереотипизация — восприятие на основе «социально-*.стереотипа$> — схематического, стандартного образа че-"•ека как представителя определенной социальной труп-Главная задача стереотипизации — помочь быстро риентироваться в ситуации общения. Это механизм убой^ настройки. ^Идентификация ~ самоотождествление, уподобление с гим человеком, группой, образом. Предположения о утреннем состоянии партнера по общению строятся на аове попытки поставить себя на его место. : Рефлексия — осознание действующим индивидом того, > он воспринимается партнером по общению. Рефлексия — оцесс самопознания субъектом внутренних психических г и состояний. Проявляется при склонности к раз-лению над собственными внутренними процессами. механизм взаимопонимания предполагает осмысление >ектом общения того, как и почему он произвел то или (юе впечатление на партнера по общению. Эмпатия — проявляется на основе осведомленности и внимания эмоций и чувств другого человека, разделения Цоций с другим человеком, принятия другого человека $]. Как особые формы эмпатии выделяются: сопережива-tte — переживание тех же эмоциональных состояний, ко-Ьрые испытывает другой, через отождествление с ним; I ,'l № A ш к сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого, Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин наблюдаемого поведения субъекта. У каждого человека создаются собственные привычные схемы причинности, т. е. объяснения поступков другого человека. Люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину происшедшего конкретному человеку. Люди с обстоятельной атрибуцией обвиняют в первую очередь обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе. Некоторые другие закономерности процесса каузальной атрибуции: причину успеха люди чаще приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам; по мере роста значимости события для человека, он все больше будет видеть в нем результат вмешательства других людей, а не обстоятельств или предмета, на который направлено действие. Восприятие зависит от личностных особенностей воспринимающего, его жизненного опыта, установки, обстоятельств и т. д. Психологи отмечают некоторые эффекты, которые могут наложить отпечаток при формировании представления о другом человеке 16]. Эффект ореола — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку неизвестных свойств его личности. Если в группе или у руководителя о человеке сложилось очень хорошее мнение, то его плохой поступок расценивается как случайность. И наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека также оценивается как случайность. Эффект усиливается при уменьшении общей информированности об объекте восприятия, служа своеобразным средством восполнения дефицита информации о человеке. Эффект упреждения — состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают (при противоречивой информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого — самые последние сведения о нем (эффект новизны). 140 Ъект первичности, или эффект первого впечатле-'-— в основе лежат преимущественно неосознаваемые шязмы оценки, которые дают хотя грубый и прибли-ьный, но в целом довольно верный результат. Первая рмация сильнее фиксируется и имеет высокую устой-ть. Шффект проецирования на других людей собствен-№ свойств — ожидание соответствующего нашей модели ведения вследствие перенесения на другого человека на-Я состояний и качеств. Этот эффект часто проявляется (йумении принять точку зрения другого человека. Эффект технократического восприятия подчинен- Кн Ж — руководитель моделирует подчиненного на основе в, должностной и профессиональной принадлежности и юит его образ таким, каким он должен быть, исходя из !р принадлежности. ^Стремление завоевать уважение сотрудников — это не (^Явление самолюбивых притязаний, а непременное ус-|Яе эффективности управленческого общения. Люди foe принимают позицию человека, к которому ислыты-'п эмоционально положительное отношение. Существует целый арсенал средств, способствующих рмированию аттракции, т. е.расположенности под-ренных к своему руководителю [24]. И здесь нет мело-к Важно, обращается ли руководитель к подчиненному Кймени и отчеству, здоровается ли первым, улыбается В умеет ли говорить комплименты, интересуется ли лич-Tffl делами сослуживцев, способен ли терпеливо их вышивать. ^Распоряжение руководителя будет эффективно выпол-ро, если оно не только понято подчиненным, но и при-э им. Необходимо вызвать интерес работника к зада-fc, показать ему ту пользу, которую получат лично он и
ектив в результате его выполнения. юбое распоряжение руководителя может быть дано в основных формах — приказа и просьбы. Нужно ис-зовать эти формы в соответствии с ситуацией, но сле-учитывать, что просьба воспринимается подчинен- с большим желанием и выполняется охотнее, чем каз. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|