Здавалка
Главная | Обратная связь

На рубеже десятилетий



 

Разговор о состоянии современного рынка СМИ в Татарстане, на наш взгляд, необходимо начать с того, что в настоящее время имеются некоторые сложности с быстрым получением подробной свежей статистический информации о рынке массмедиа из Интернета. Человек, пожелавший узнать, например, сколько СМИ зарегистрировано в нашей республике, первоначально может найти противоречивые данные. В частности, на сделанный нами в первых числах марта 2010 года (когда писалась настоящая статья) запрос в поисковой система «Яндекс» «сколько зарегистрировано СМИ в Республике Татарстан на 1 января 2010 года» мы получили всего около десяти ссылок на сайты, на которых содержались устаревшие сведения за 2003, 2005, 2008 и 2009 годы. В некоторых публикациях указания на год вообще не было.

Отметим преобладание устаревшей информации и на официальных сайтах координирующих деятельность республиканских и местных СМИ организаций, как ОАО «Татмедиа» (www.tatmedia.ru в том числе и на портале СМИ в РТ www.tatmedia.com) и Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям (www.tatmedia.tatar.ru). Нельзя сказать, что в разделах «Аналитика», «Отрасль», «Доклады и отчеты» указанных ресурсов оперативно обновляются статистические данные. По крайней мере, сразу после коллегии Республиканского агентства по печати и массовой коммуникации, состоявшейся 19 февраля 2010 года, доклад его Председателя М.Я.Муратова о состоянии развития СМИ в Татарстане за прошлый год опубликован не был. Материалы информационных агентств и печатных изданий, сделанные по результатам освещения этого отчетного мероприятия, по объективным причинам не могут содержать исчерпывающих сведений.

Таким образом, получить подробную свежую статистику о состоянии СМИ в Татарстане любой желающий может либо официально обратившись в ОАО «Татмедиа» или Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям, либо затратив на поиск во Всемирной сети достаточное количество времени. Сразу их не отыскать. Почему эти данные публикуются на сайтах ведомств далеко не сразу после их официального и публичного оглашения руководителем на коллегии – непонятно. В нем нет ничего секретного, а представленные цифры впечатляют.

Сегодня Республика Татарстан (РТ) – один из самых развитых по экономическому потенциалу и медийно насыщенных российских регионов, по численности зарегистрированных медиа уступающий только Москве, Московской области, Санкт-Петербургу. В ее информационном пространстве действуют все виды средств массовой информации: печать, радио, телевидение, информационные агентства, быстро развивается online-журналистика. Основными медийными центрами помимо Казани являются города Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и Бугульма. Подписные кампании на периодические данные год от года также приносят достаточно высокие показатели. По информации, представленной на официальном сайте ОАО «Татмедиа», в середине 2000-х годов на каждую тысячу жителей республики по подписке приходится по 515 экземпляров периодических печатных изданий (средний показатель по Российской Федерации тогда равнялся 219 экземплярам)[1]. К 2009 году этот показатель снизился до 440 экземпляров на 1000 граждан. Мировой финансовый кризис сократил расходы населения на подписку.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на 1 февраля 2010 года, в РТ было зарегистрировано 1256 средств массовой информации с территорией распространения по всей республике. Это – самый большой показатель численности СМИ за несколько последних лет. Статистика Агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» показывает, что количество СМИ в регионе с каждым годом увеличивается. Так, в начале 2006 г. было зарегистрировано 997 медиа, в 2007 – уже 1133, в 2008-м показатель вырос до 1175. В связи с экономическим кризисом в 2008 году у нас не то что не закрывались, а продолжали создаваться предприятия СМИ (общая численность на 1 января 2009 года была уже 1283[2]). Правда, сложная экономическая обстановка привела к незначительному сокращению СМИ в течение года.

В докладе руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я.Муратова «Итоги работы отрасли СМИ за 2009 год и задачи на 2010 год», сделанном на коллегии этого ведомства 19.02.2010 года, говорится, что за минувший год в Татарстане было зарегистрировано 96 печатных и 12 электронных СМИ и 135 редакций прекратили существование[3].

Вот как выглядела структура медийного рынка Республики Татарстан по состоянию на 1 февраля 2010 года. Всего зарегистрировано 1256 СМИ. Из них:

– 932 печатных СМИ (593 газеты, 303 журнала, 36 иных печатных изданий);

– 9 информационных агентств;

– 315 электронных СМИ (160 телепрограмм, 140 радиопрограмм и 8 теле(видео) текстов)[4].

Зарегистрированных Интернет-СМИ – данные отсутствуют.

Таким образом, современный медийный рынок Татарстана почти на 75% состоит из печатных изданий. Это и понятно: производство газет и журналов гораздо дешевле организации постоянного вещания телевизионных или радиокомпаний. Впрочем, указанные данные характеризуют рынок лишь теоретически, ведь речь идет о тех СМИ, редакциям которых выданы лицензии на издательскую деятельность или вещание. Важно, сколько из них действительно работают. Такие данные выяснить гораздо сложнее. Выдавая лицензии, специалисты Поволжского межрегионального территориального управления Министерства коммуникации и связи РФ требуют предоставлять им обязательные экземпляры печатных изданий, по которым отслеживают регулярность выхода того или иного периодического издания. В результате, по приблизительным оценкам экспертов, в Татарстане постоянно до аудитории доходит не более 600 массмедиа (47,7% от общей численности зарегистрированных СМИ).

В Конституции Республики Татарстан указано, что в данном регионе статус государственного имеют два языка: татарский и русский. Соответственно, практически все зарегистрированные на территории РТ СМИ «говорят» на одном или сразу двух из них. Подавляющая часть медиарынка республики (около 84%) вещает или издается только на русском языке. Татароязычных медиа не более 12% (112 газет, 28 журналов, 6 радиостанций). На татарском и русском языках вещают 30 телекомпаний и 22 радиостанции. Кроме того, при государственной поддержке на чувашском языке выходит 5 газет: республиканская – «Сувар» и 4 районных издания (в Аксубаевском, Дрожжановском, Нурлатском, Буинском районах). Балтасинская районная газета, помимо татарского, издается и на удмуртском языке[5].

С 2003 года координатором функционирования СМИ в регионе являлось Агентство по печати и массовой коммуникации РТ «Татмедиа». Указом Президента РТ М.Ш.Шаймиева от 15.05.2009 г. № УП-278 «О Республиканском агентстве по печати и массовой коммуникации «Татмедиа»[6] оно преобразовано в Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям. По Положению, утвержденному Постановлением Кабинета Министров РТ от 21.09.2009 г. (№655)[7], данное Агентство является исполнительным органом Республики Татарстан специальной компетенции (ведомством), осуществляющим полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций.

Через данную организацию осуществляется государственное финансирование отрасли средств массовой информации. В отчетном докладе Руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям сказано, что в минувшем году объем выделенных на нее государственных финансовых средств, без учета аппарата и целевых программ составил 928 миллионов 49 тысяч рублей. Вот на что пошли деньги (в официальном документе, видимо, приведены данные с учетом различных республиканских целевых программ):

– государственная поддержка периодической печати – 465 миллионов 832 тысячи рублей;

– финансовая поддержка электронных СМИ – 427 миллионов 726 тысяч рублей;

– субсидии на развитие инфраструктуры информационного пространства республики – 126 миллионов 20 тысяч рублей;

– поддержка СМИ в форме госзаказа на размещение социально значимой информации – 301 миллион 867 тысяч рублей;

– государственная поддержка издания социально-значимой литературы – 34 миллиона 491 тысяча рублей (в том числе 10 миллионов рублей было дополнительно выделено из резервного фонда Кабинета Министров РТ);

– реализация республиканской программы по изучению и развитию государственных языков – 4 миллиона 700 тысяч рублей[8].

Суммируя цифры, получаем результат: один миллиард 360 миллионов 816 тысяч рублей, что на 432 миллиона 171 тысячу больше вышеуказанного общего показателя. Получается, что по целевым программам на поддержку СМИ было дополнительно выделено еще четыреста с лишним миллионов рублей? Или они поступили от внебюджетной деятельности ОАО «Татмедиа»? Читая доклад, понять это невозможно, можно лишь предполагать.

В целом в 2009 году Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям из госбюджета получило 1 миллиард 16 миллионов 155 тысяч рублей. Вопрос: это только на содержание аппарата или вместе с объемом государственного финансирования отрасли? К сожалению, представленный на коллегии официальный документ не дает исчерпывающего ответа и на этот вопрос.

Кроме того, на официальном сайте Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям (www.tatmedia.tatar.ru), в разделе «Республиканские целевые программы», опубликован следующий документ: «Ведомственная целевая программа Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» «Развитие и совершенствование инфраструктуры информационного пространства Республики Татарстан в 2010 году». Об этой программе мы еще скажем в дальнейшем, сейчас хотим обратить внимание читателя на содержащиеся в ней некоторые статистические данные. На странице 6 вышеуказанной программы в разделе «Расходные обязательства (финансирования СМИ. – Р.Б.) с использованием нормативных правовых актов помещена таблица «Расходные обязательства (без целевых программ)». В таблице представлены данные выделения денег на медиаотрасль за период с 2007 по 2009 годы включительно. Мы приводим сведения полностью, обращая внимание на выделенные жирным столбцы «2009 г.».

Из Таблицы 1 видно, что в 2009 году план по финансированию отрасли СМИ был выполнен полностью. Обратите внимание на графу «государственная поддержка периодической печати»: указанная там сумма не совпадает с представленной в докладе Руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я.Муратова, сделанного им на итоговой коллегии агентства 19 февраля 2010 года, цифрой. Напомним, в том документе речь идет о выделенных «на государственную поддержку периодической печати» 465 миллионах 832 тысячах рублей[9]. Разница существенная – 37 миллионов 945 тысяч рублей. По остальным двум графам несоответствия нет. Возможно, 37 с лишним миллионов – это как раз сумма, выделенная на поддержку печатных изданий по целевым программам? Но тогда получается, что господдержка телерадиовещания и издательств в 2009 году финансирования по целевым программам не имела.

 

Таблица 1

 

Расходные обязательства (без целевых программ)[10]

тыс. руб.

Наименование расходных обязательств Нормативно правовой акт (статья, пункт, подпункт, абзац) решение Объем расходных обязательств
2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
план факт план факт план факт план факт
Государственная поддержка периодической печати   Закон РТ «О бюджете РТ» 394471,1 -
Государственная поддержка телерадио-вещания   Закон РТ «О бюджете РТ» 415662,8 -
Государственная поддержка издательств   Закон РТ «О бюджете РТ» 24491,3 24491,3 24577,8 -
  Итого             880104,3 880104,3   834711,7   -

 

Таким образом, говоря о финансировании медийной отрасли в Республике Татарстан, необходимо иметь в виду, что этот процесс не только имеет тенденцию ежегодного увеличения выделения денежных средств (что видно из графы «Итого» Таблицы 1), но и сложен по структуре, имея достаточно много статей расходов и источников финансирования (госбюджет РТ, резервный фонд Кабинета министров РТ). Найти документ, в котором были бы собраны исчерпывающие данные по финансированию отрасли СМИ в Татарстане за последние годы, в открытом доступе, скорее всего, невозможно.

Теперь рассмотрим состояние рынка средств массовой информации Республики Татарстан по типам масс-медиа.

Периодическая печать в настоящее время составляет 74,2% общей численности СМИ в нашем регионе[11]. Имеются как газеты и журналы, освещающие разные стороны жизни республики (массовая пресса), так и отраслевые, и корпоративные, и рекламные издания. Данное направление деятельности не столь дорогое, как организация постоянного телевизионного вещания, поэтому желающих попробовать себя в газетном деле достаточно много. По оценкам экспертов, рынок печатной прессы в РТ совершенствуется как в плане повышения творческого уровня авторов публикаций, так и в привлечении доходов от коммерческой деятельности.

В РТ выпускаются государственные и частные издания. По данным Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, из общего количества зарегистрированных на 1 февраля 2010 года печатных СМИ государственными являются только две газеты: «Республика Татарстан» (на русском языке) и татароязычная «Ватаным Татарстан». Их учредителями являются Государственный Совет РТ и Кабинет министров РТ. Коллектив редакций этих газет подчиняется Республиканскому Агентству по печати и массовым коммуникациям. Все остальные газеты и журналы якобы не государственные. Однако в регионе есть большое количество редакций печатных и электронных масс-медиа, которые таковыми значатся только на бумаге. Дело в том, что с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[12], органам местного самоуправления и муниципальной власти запретили издавать средства массовой информации. В этом случае получалось, что ряд изданий и телерадиокомпаний (в особенности районных) оставался бы без финансирования со стороны издателя. Проще говоря, федеральная власть заставила редакции самостоятельно зарабатывать себе деньги. Смогут ли в современных условиях издания и телерадиокомпании городского и районного уровней обеспечить себя финансово? Разумеется, нет. Получалось так, что они (а среди них много известных СМИ, таких как газеты «Молодежь Татарстана», «Казанские ведомости», журналы «Казань», «Татарстан», «Идель» и другие) должны были прекратить существование?

В Республике Татарстан была придумана и внедрена в жизнь модель, согласно которой учредителем данных СМИ стало Агентство по печати и массовой коммуникации «Татмедиа» (с сентября 2009 года – «Открытое акционерное общество (ОАО) «Татмедиа»). В свою очередь, каждая редакция официально стала называться «филиалом ОАО «Татмедиа», а в выходных данных печатных СМИ теперь записано: «Издатель ОАО «Татмедиа». На редакционных печатях также есть логотип ОАО «Татмедиа». Таким образом, правительством республики был найден приемлемый вариант, позволяющий как печатным, так и электронным СМИ получать государственное финансирование на издание (выход в эфир) и развитие. Позже эту практику стали применять и в других регионах страны. По нашим скромным подсчетам, сейчас в Татарстане таких медиа более 130-ти: ОАО «Телерадиокомпания «Татарстан – новый век», все районные газеты, татароязычные журналы и подавляющее большинство газет, большое количество русскоязычных СМИ городского и даже республиканского масштабов распространения.

Однако со сменой издателя фактически форма собственности данных масс-медиа осталась прежней: значительная часть финансовых вливаний приходит к ним из государственного бюджета. Существует кураторство ОАО «Татмедиа» и по линии тематического наполнения контента прессы. Сто процентов акций ОАО «Татмедиа» находится у государства. Исходя из этого, можно сказать, что в связи с переподчинением редакций СМИ от органов муниципальной власти к ОАО «Татмедиа» форма собственности медиа практически не изменилась. Несмотря на смену их официального статуса, частными эти СМИ стали лишь формально, не имея возможности полностью себя самостоятельно финансово обеспечить.

И, тем не менее, рынок прессы в Татарстане развивается достаточно динамично.

В официальном докладе Руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям РТ о состоянии медийной отрасли Татарстана на начало 2010 года, представлена следующая шестерка самых тиражных подписных изданий региона (по данным подписной кампании, проведенной ГУП УПС «Татарстан почтасы» на первое полугодие 2010 года):

1). «События недели» (централизованный выпуск к городским и районным изданиям) – 257 тысяч экземпляров;

2). «Российская газета» – 85 тысяч экземпляров;

3). «Комсомольская правда в Татарстане» («толстушка») – около 40 тысяч экземпляров;

4). «Казанские ведомости» – 36 тыс. 269 экз.;

5). «Татарстан яшьлере» – 32 тыс. экз.;

6). «Вечерняя Казань» – 30 тысяч 513 экз.

Всего в первом полугодии 2010 года жители Татарстана по подписке получали 1 миллион 665 тысяч экземпляров изданий разного уровня.

По сравнению с предыдущим полугодием, среди федеральных изданий возросли тиражи трех газет: «Комсомольской правды» (на 20%); «Аргументов и фактов» и «Известий» (10%). На прежнем уровне остались показатели «Российской газеты» и «Коммерсанта», а у «Труда» количество подписчиков уменьшилось, но незначительно: всего на 5%.

Структурно результаты подписки на периодические издания на первое полугодие 2010 года выглядят так:

– республиканские газеты и журналы – 1 миллион 18 тысяч 500 экземпляров (61%);

– федеральная пресса – 360 тысяч экземпляров (22%);

– районные печатные СМИ 286 тысяч экземпляров (17%)[13].

Как видим, людей, желающих получать домой республиканские издания, почти в три раза больше, чем предпочитающих московские. Во-первых, аудитории всегда интереснее новости, происходящие рядом: в их регионе, населенном пункте, улице. Во-вторых, важную роль играет и ситуация с постоянным удорожанием подписных расценок. К сожалению, стоимость подписки на федеральные газеты и журналы гораздо выше, чем на местные СМИ, что постепенно привело к тому, что для некоторых социальных групп населения этот сегмент прессы не по карману уже сейчас. «Районки» выписывают, в основном, жители малых городов и сельской местности. В-третьих, необходимо принимать во внимание привычку людей особенно возрастной группы выше среднего быть верным определенным изданиям. Лидерство «Событий недели» объяснимо: газета распространяется вместе с районными СМИ. Почему «Российская газета» на втором месте? Возможно, не только потому, что ее корреспонденты подают качественный информационный продукт, но и в связи с тем, что на страницах этого издания публикуются все федеральные законы, указы Президента и постановления правительства России.

Продолжает уменьшаться число подписчиков на газету «Татарстан яшьлере». В первом полугодии 2010 года она замыкает пятерку самых тиражных изданий республики. Следует вспомнить, что в середине 1990-х годов это было популярнейшее молодежное издание на татарском языке, выходившее тиражом около 200 тысяч экземпляров! По нашему мнению, современные 32 тысячи для ее редакции – катастрофа.

Некогда безусловный лидер казанской подписки – газета «Вечерняя Казань» – тоже теряет читателей. В 2009 году ее тираж был меньше 30 тысяч экземпляров. В начале следующего года редакции удалось несколько исправить ситуацию, но надолго ли?

Улучшили показатели и «Казанские ведомости». Правда, только по «толстушке» – пятничному номеру, содержащему разноплановую информацию для широкой аудитории. Думается, не последнюю роль играет и публикация там программы телепередач на предстоящую неделю.

Если сравнивать результаты подписной кампании с показателями годичной давности, то, по данным Интернет-издания «Бизнес-online», «количество подписчиков периодической печати в РТ с начала года сократилось в среднем на 20-25%, а по отдельным изданиям – в разы. Такого резкого падения не было с начала 90-х годов. Сокрушительный удар по изданиям, тиражи которых медленно, но верно падали все последние годы, наносит финансовый кризис. … Известно, что на первое полугодие 2009 года разовый подписной тираж печатных изданий в Татарстане составлял 1,65 млн. экземпляров или 84,6% к уровню подписки годичной давности»[14]. Если верить указанным в докладе Руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я.Муратова сведениям, то показатели подписной кампании в начале 2010 года не оказались ниже данных на второе полугодие 2009 г.

В той же статье корреспондент электронной газеты объясняет, из чего складываются тиражи наиболее известных распространяющихся на территории Татарстана изданий: «Ряд наших СМИ до 90-95 % тиража распространяют по подписке («Вечерняя Казань», «Республика Татарстане», «Ватаным Татарстан»). Другие, например, «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», большую часть тиража продают через розничную сеть: почтовые киоски, магазины. Многие издания практикуют различные виды альтернативной подписки. Например, авиакомпания, вуз, бензоколонка и т.п. могут выкупать часть тиража, а затем бесплатно распространять среди пассажиров, студентов, клиентов. Причем эти данные, как правило, в почтовой статистике не отражаются, так как доставкой газет и журналов в этих случаях редакции занимаются самостоятельно»[15].

В Таблице 2 представлены данные по тиражам за первое и второе полугодие 2009 года некоторых печатных изданий РТ (данные Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям)[16].

 

 

Таблица 2

 

Наименование газет I полугодие (экз.) II полугодие (экз)
1. «Аргументы и факты» 30 052 28 880
2. «Известия» 1 475 1 400
3. «Российская газета» 3 691 2 940
4. «Российская газета»-«толстушка» 88 003 87 086
5. «КоммерсантЪ» 2 465 2 255
6. «Труд» 1 892 1 600
7. «Труд – 7» 14 360 6 029
8. «Комсомольская правда» 9 646 10 490
9. «Комсомольская правда»-«толстушка» 31 761 36 310
10. «Республика Татарстан» 10 680 10 709
11. «Республика Татарстан»-«толстушка» 33 223 33 325
12. «Ватаным Татарстан» 16 077 14 280
13. «Ватаным Татарстан»-«толстушка» 16 050 17 710
14. «Вечерняя Казань» 32 900 28 352
15. «Казанские ведомости» 5 700 4 590
16. «Казанские ведомости»-«толстушка» 36 850 35 200
17. «Шахри Казан» 5 210 4 620
18. «Шахри Казан»-«толстушка» 6 210 6 252
19. «Время и деньги» 1 903 1 623
20. «Время и деньги»-«толстушка» 2 955 2 800
21. «Звезда Поволжья» 3 780 3 780
22. «Мэгърифэт» 7 500 6 700
23. «Мэдэни жомга» 3 670 3 031
24. «Татарстан яшьлере» 36 500 31 770
25. «Сабантуй» 7 560 5 015

 

Сравним указанные показатели подписки на периодические издания за 2009 год с результатами наиболее тиражных СМИ по состоянию на 1 февраля 2010 г. Как можно видеть из отчетного доклада М.Я.Муратова, «Российская газета» имеет тираж 85 тысяч экземпляров, а из Таблицы 2 следует, что ее результаты гораздо скромнее: полгода назад было всего2940 экземпляров. Скорее всего, руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям ведет речь о «Российской газете»-«толстушке». По крайней мере, ее тираж хоть и снизился на две тысячи, но продолжает занимать одну из лидирующих позиций в Татарстане по предпочтениям аудитории. То же самое относится к «Комсомольской правде» – по сравнению с 2009 годом ее показатель вырос почти до сорока тысяч экземпляров, – и к «Казанским ведомостям». Ежедневный выпуск этой газеты издается в среднем на уровне чуть выше четырех тысяч экземпляров, а «толстушка» имеет гораздо большую аудиторию: по результатам подписной кампании на первое полугодие 2010 года редакции даже удалось незначительно увеличить тираж примерно на тысячу экземпляров.

В Таблице 2 отсутствуют данные по таким известным в нашей республике печатными СМИ, как «Молодежь Татарстана», «Московский комсомолец в Татарстане» и «Советский спорт». Это значит, что указанные газеты находятся на периферии общественного внимания, имея лишь целевую аудиторию.

Который уже год продолжает разочаровывать «Молодежка», издателем которой является ОАО «Татмедиа». Некогда (в том числе и в 1990-е годы) ее разовый тираж составлял несколько десятков тысяч экземпляров. В 2000-х гг. показатели стали снижаться стремительно. Неоднократная смена руководства и творческого коллектива, новая тактика привлечения рекламодателей и аудитории (в том числе и подписка на газету со стороны многих казанских вузов), увы, пока результата не дали. По данным ГУП УПС «Татарстан почтасы», во втором полугодии 2008 года ее подписной тираж был 1427 экземпляров, а во втором полугодии 2009-го – всего 923[17]! И это – у газеты республиканского масштаба! Как видно из выходных данных, общий разовый тираж издания в июле 2009 года составлял около четырех тысяч экземпляров, то есть получается, что ставка была сделана на продажу газеты. В Татарстане есть ряд корпоративных изданий, тираж которых составляет несколько тысяч экземпляров. Но сколько экземпляров газеты остаются нереализованными через торговые точки? К сожалению, эти сведения являются закрытой информацией, однако, они бы позволили многое понять в вопросе востребованности того или иного издания на современном медийном рынке РТ.

Интернет-газета «Бизнес-online» в 2009 году опубликовала данные ГУП УПС «Татарстан почтасы» о результатах подписки на 16 ведущих газет и журналов, издающихся и распространяющихся на территории Республики Татарстан (в том числе и федеральной прессы с местными приложениями). Интерес вызывают три показателя: данные подписки за второе полугодие 2008 и 2009 годов соответственно и процентное соотношение этих двух результатов. В этом разделе мы ограничимся данными о пяти лучших и пяти худших показателях, полученных на финише подписной кампании летом 2009 года. Кстати, вышеупомянутая газета «Молодежь Татарстана» за год потеряла 35,3% своих подписчиков.

 

Таблица 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.