Имеющие самые худшие показатели по результатам подписки
во втором полугодии 2009 г[19]. (на первом месте – самый низкий результат)
В перечне аутсайдеров – две федеральных газеты. Обратите внимание на тиражи «Московского комсомольца в Татарстане» – увы, постоянно растущая подписная цена отпугивает аудиторию. Лидером в этом сомнительном рейтинге стал официальный, издающейся в цвете на высоком полиграфическом исполнении журнал «Татарстан», на который согласились подписаться всего 16% от числа подписчиков второго полугодия 2008 года. Интересно, сколько из них частных лиц, а не учреждений или библиотек? В первой половине 2010 года значительно увеличили свои подписные тиражи несколько изданий. Это: «Ватаным Татарстан» («толстушка») – на 42% (подписной тираж составил 23722 экземпляра); «Время и деньги» – на 39% (5 000 экз.); «Республика Татарстан» («толстушка») – на 17% (38 086 экз.) и «Мэдэни жомга» – на 17% (3655 экз.). А вот подписка на местные издания продолжает снижаться. По сравнению с прошлым годом, она сократилась более, чем на четверть (22,4%). Как заявлено в докладе Руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, подписные тиражи на городские и районные газеты ОАО «Татмедиа» «сохранены на прежнем уровне. В сравнении с предыдущим полугодием их рост составил 13%»[20]. В том же документе указано, что, по данным ГУП УПС «Татарстан почтасы», общий пдписной тираж всех изданий ОАО «Татмедиа» во втором полугодии 2009 года составил 308 325 экземпляров, а в первой половине 2010-го – уже 348 041 экз. Районные издания практически не поступают в розничную продажу (исключение составляют периодические издания городов республики). Вот пятерка самых высокотиражных подписных районных СМИ Татарстана по состоянию на 1 января 2010 года: – «Челнинские известия» (г. Набережные Челны и Тукаевский район) – – «Знамя труда» (г. Альметьевск) – 7316 экз.; – Бугульминская газета» – 6383 экз.; – «Туган як» (г. Нижнекамск и Нижнекамский район) – 6522 экз.; – «Нижнекамская правда» – 6500 экз. Как видим, в Нижнекамском районе в первой половине 2010 года издавались самые тиражные районные газеты как на татарском, так и на русском языках. Еженедельно по пятницам местные газеты выходят с централизированным двеннадцатиполосным выпуском «События недели», в котором рассказывается о событиях республиканского и федерального масштабов, о жизни городов и районов РТ. Выше мы сообщали, что данное издание – самое тиражное в Татарстане в начале 2010 года (257 тысяч экземпляров). По мнению М.Я.Муратова, это позволяет «с широким охватом доводить до населения республики социально значимую информацию»[21]. Однако там представлена только одна – официальная – точка зрения на факты и явления, очень много «пиара» власти разного уровня, практически нет дискуссий о важных социальных проблемах жизни населения. Используя районную прессу, распространяя через нее официальные новости, государство не только формирует «повестку дня» местных СМИ, но и влияет на сознание их читателей, как бы ненавязчиво заставляя их думать о том, о чем пишут в газете. В республике имеется и сегмент корпоративных изданий. Но сколько конкретно их издается, с какой периодичностью, какой вид (бизнес бизнесу, бизнес персоналу или бизнес клиенту) преобладает? К сожалению, в докладе «Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год» руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова нет ни одного слова о корпоративных медиа. Конкретного количества выпускаемых организациями Татарстана масс-медиа нам не смогли назвать ни в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям, ни в ОАО «Татмедиа», ни в Союзе журналистов РТ. Однако по нашим, далеко не полным, данным, в республике ежемесячно выходит несколько десятков корпоративных изданий (преимущественно газет) разовым тиражом 800 и более экземпляров. Общее количество издающихся корпоративных медиа узнать вряд ли возможно, поскольку государственной регистрации подлежат только медиа тиражом тысяча и более экземпляров. Сколько газет и журналов такого показателя не имеют? В Татарстане представлены все три из вышеуказанных вида корпоративных медиа, есть внутрикорпоративная пресса для всего персонала (заводские и вузовские многотиражки), а также отраслевые внешнекорпоративные издания для партнеров по бизнесу того или иного предприятия. Помимо этого, в сетке вещания ОАО «Телерадиокомпания «Татарстан – новый век» постоянно включаются корпоративные передачи о некоторых наиболее крупных в республике предприятиях, среди них ОАО «Татнефть» и ее подразделениях, ОАО «КАМАЗ» и других. Активно развивается сегмент вузовской и студенческой прессы. В одной Казани – городе, имеющем десятки вузов и средне-специальных учебных заведений, – с разной периодичностью выходит, по нашим данным, около сорока газет. В некоторых вузах (например, ПФУ или КГТУ им. Туполева) имеются и факультетские издания. У редакций вузовских многотиражек сейчас много проблем, главными из которых можно назвать такие: А). нерегулярное финансирование со стороны ректората, из-за чего редко кому удается сохранять периодичность хотя бы один раз в месяц; Б). проблема доверия со стороны учредителя (администрация вуза) к сотрудникам редакции, что, по словам корреспондентов, довольно часто приводит к практике вычитывания полос будущего номера одним из представителей ректората дабы не пропустить в печать информацию, отрицательно сказывающуюся на имидже вуза; В). отсутствие журналистского образования у подавляющей части редакционных работников, включая самого редактора. Коллектив редакции, как правило, редко общается с коллегами из других СМИ (специальные тематические мероприятия, направленные на повышение творческого мастерства корреспондентов многотиражек, проводятся в Казани очень редко, да и то на энтузиазме отдельных людей). Впрочем, указанные проблемы, по нашему мнению, характерны не только для вузовских, но и для большинства редакций корпоративных медиа в РТ. Отрадно, что, несмотря на сложности, редакции многотиражек, большая часть которых издается с советских времен, стараются меняться, соответствовать ожиданиям и предпочтениям своей аудитории. В этот сегмент приходит молодежь, хотя средний возраст сотрудников редакций корпоративных медиа по-прежнему приближается к пенсионному. Надеемся, что ситуация постепенно начнет улучшаться. Начинают развиваться и корпоративные сайты предприятий Татарстана. Журнальная периодика также развивается. По данным ГУП УПС «Татарстан почтасы», на 1 января 2010 года самыми тиражными журналами в нашей республике были, в основном, татароязычные издания: 1. «Магариф» – 11645 экземпляров; 2. «Салават купере» – 10533 экз.; 3. «Сююмбике» – 6329 экз.; 4. «Казан утлары» – 4771 экз.; 5. «Ялкын» (на русском и татарском языках) – 4192 экз.; 6. «Чаян» (на русском языке) – 3829 экз.; 7. «Татарстан» (на русском и татарском языках) – 3757 экз.[22] По сравнению со вторым полугодием 2009 года литературный журнал «Казан утлары» увеличил число подписчиков в 2,5 раза, а «Татарстан» и «Майдан» – вдвое. Значительно увеличилась подписка на такие журналы, как «Ялкын» (75%), «Сююмбике» (73%), «Салават купере» (67%) и «Казань» (52%). Все указанные издания входят в медиахолдинг ОАО «Татмедиа». В настоящее время совместно с Министерством образования и науки РТ прорабатывается возможность использования детских изданий (журналы «Ялкын», «Салават купере», газета «Сабантуй») в качестве методической литературы по изучению татарского языка. Отдельное место в «линейке» социально значимых СМИ занимают литературные издания. Осенью 2009 года увидел свет первый после 15-летнего перерыва выпуск литературного альманаха на русском языке «Аргамак». В ноябре 2004 года в Казани был открыт филиал Национальной тиражной службы России (НТС) – Автономная некоммерческая организация (АНО) «НТС Приволжья». Соучредителем «НТС Приволжья» выступил Фонд развития массовой коммуникации республики, созданный при агентстве по печати и массовой коммуникаиции РТ «Татмедиа». «Татмедиа» сразу же сертифицировало свои издания, обеспечив Татарстану не сравнимый с другими регионами резкий старт процесса тиражной сертификации. В результате, республика стала лидером по количеству СМИ с «открытыми» тиражами как в Приволжском федеральном округе, так и по всей России[23]. По состоянию на первое февраля 2010 года татарстанская часть реестра НТС представлена 104 изданиями (в 2008 г. было 126), подавляющее большинство из которых – печатные издания, входящие в холдинг ОАО «Татмедиа»[24]. Что касается глянцевых журналов, издающихся в республике, то свежих данных об их количестве и тем более доходах в первой декаде 2010 года в прессе не было. Нам оставалось довольствоваться сведениями, полученными в докризисный период. Так, по информации сайта «Exedition Media», который ссылается на казанских экспертов, «глянцевая» часть прессы развивается динамичнее газетной. В журналы постепенно перераспределяются бюджеты рекламодателей, они (журналы) открываются чаще, чем газеты. Но при этом отмечается, что глянцевые проекты исчезают так же быстро, как рождаются, а общий объем журнальной рекламы для города-«миллионника» не столь велик (по разным оценкам, — от 60 до 80 млн. руб. в год)»[25]. По словам Л.Шерстневой, которая несколько лет назад являлась редактором журнала «ТелеШоу – Казань», сложно сказать, сколько глянцевых журналов присутствовало на казанском рынке. В интервью корреспондентам сайта «Expedition Media» дала приблизительную цифру: «около 40 – 50». «У нас фактически ежемесячно появляются как „сетевые“, так и местные проекты, но выживают единицы. Очень много журналов-однодневок, которые набирают рекламу, выпускают несколько номеров, как только реклама заканчивается, закрываются, пока не наберут новой», – сказала Л.Шерстнева[26]. «Число журналов в Казани варьируется, в основном, за счет местных проектов. А развитие рынка определяют «сетевики». О последнем заявили практически все казанские издатели, опрошенные Exedition Media. «Глянцевый рынок контролируют «сетевые» проекты, которые приходят с деньгами, технологиями, опытом, раскрученным брэндом. «Сетевики» заняли прочные позиции на радио и телевидении, то же самое произойдет с «глянцем», – уверен главный редактор журнала «Банзай – Казань» Глеб Ваталев. В «несетевых» журналах Казани считают, что на их стороне – наибольшие в сравнении с «пришлыми» СМИ приспособленность к особенностям региона и наполнение изданий редакционными материалами. «Сетевики» захватывают рынок, – соглашается главный редактор журнала «Кураж» Алексей Мельников. – Но они в отличие от нас не смогут адаптироваться к казанской специфике. Думаю, за счет этого мы выиграем конкуренцию». «Они ведут с нами большую рекламную войну, но не конкуренты нам в плане чтения», – добавляет, литературный редактор журнала «Светский» Дмитрий Иваненко»[27]. Особенностью казанского журнального рынка его представители называют недостаток специализированных изданий. В середине 2000-х годов появилось некоторое количество тематической прессы, но экономический кризис заставил закрыться многие редакции. Мало у нас и коммерческих деловых журналов. Но тем не менее эксперты в области медиа прогнозируют, что после завершения экономического кризиса доля глянцевых изданий на региональном (главным образом, казанском) медиарынке будет развиваться быстрыми темпами. В частности, есть перспективы наполнения ниши прессы столицы РТ для бизнес-аудитории; для автолюбителей и т.д. Уже начал развиваться сегмент специализированных медиа, в которых освещаются вопросы, связанные с куплей-продажей недвижимости и ипотечным кредитованием. Завершая разговор о рынке периодических изданий в Республике Татарстан, отметим, что по результатам проведенного в 2009 году социологического исследования информационных предпочтений жителей региона печатная пресса занимает более половины (65,3%) внимания аудитории, всего два процента уступая телевидению. При ответах на вопрос «Какими видами средств массовой информации вы пользуетесь ежедневно?» «голоса» респондентов распределились следующим образом: 1). Телевидение – 67,1%; 2). Газеты – 55,6%; 3). Интернет – 22,2%; 4). Радио – 17%; 5). Журналы – 9,7%[28]. Как и в среднем по России, население Татарстана любит смотреть телевизор. Это объяснимо многими причинами. В частности, этот вид СМИ предоставляет бесплатный набор развлечений (кино, сериалы, ток-шоу, концертные и спортивные трансляции), оперативно сообщает последние новости. Все можно получить, не выходя из дома. Что еще нужно простому потребителю? Правда, ТВ опережает печать (газеты + журналы) всего на 1,8%. То есть, можно сказать, что жители республики в большинстве своем остаются верными традиционным способам получения информации. Постепенно набирает сторонников Интернет: сегодня преобладающая аудитория пользователей Всемирной сети – люди до сорока лет, но, думается, со временем аудитория будет расширяться. Для этого есть все предпосылки: многие республиканские и местные СМИ уже представлены в Интернете, запускаются различные сервисы, в том числе и «электронное правительство РТ», позволяющее гражданам обратиться с письмом в любое министерство или ведомство и получить оттуда ответ и т.д. Помимо этого, эксперты фиксируют ежегодное увеличение рекламы в Сети. Сегодня Республика Татарстан представлена в «глобальной паутине» достаточно полно. Телевидение и радиовещание. В официальном докладе руководителя Республикаснкого агентства по печати и массовым коммуникациям сообщается, что, по данным на 1 февряля 2010 года, в Татарстане работало 50 телекомпаний, 30 из которых вещают на русском и татарском языках. Интересно, что это количество на территории региона сохраняется уже на протяжении, как минимум пяти, лет. В отраслевом обзоре СМИ за 2005 год указана такая же цифра[29]. Совпадает и численность радиостанций: и пять лет назад, и в 2010 году, если верить выступлению М.Я.Муратова, в нашей республике их зарегистрировано 86 (из них 58 «говорят» только на русском языке, 22 – на русском и татарском, 6 – исключительно на татарскомя языке). В холдинг ОАО «Татмедиа» входят 24 телевизионных и 14 радиостанций городского и районного масштабов. Крупнейшими телевещателями в РТ являются: 1). «Первый канал» и ТНВ – по 99,8% охвата аудитории; 2). «Россия-1» – 99,3%; 3). «Россия-К» («Культура») – 73,4%; 4). «Россия-2» («Спорт») – 63%; 5). НТВ – 46,5%; 6). ТРК «Петербург – 5 канал» – 30%[30]. В Татарстане работают коррпункты всех крупных телевизионных и радиокомпаний. Продолжается работа по внедрению цифрового телевидения. Пробное вещание 16 каналов ведет ООО «Радиотелеком». В сетях кабельнго ТВ оно внедрено ОАО ТВТ. Из числа местных телеканалов в цифровые пакеты входят «ТНВ» и «Эфир». Кстати, последняя телекомпания на протяжении долгого времени является лидером рейтинга предпочтений зрителей столицы Татарстана. По данным социологов, каждый выпуск информационной программы «Город» смотрят в среднем 110 тысяч человек: жителей Казани и близлежащих районов. В 2009 году телеканал «Татарстан – новый век» запустил новый проект, позиционирующийся как телевидение для детей и подростков («Яшь ТНВ»), в рамках которого транслируются все детские, юношеские и молодежные программы, реализуются новые проекты и развиваются существующие. Республиканский радиоэфир неоднороден по содержанию. В Казани и Набережных Челнах он наиболее насыщен станциями. Так, по состоянию на март 2010 года в казанском FM-диапазоне вещали двадцать радиостанций, в основном, развлекательного формата. Почти все они, за исключением «Бим-радио» и «Пульса», являются федеральными. Еще одна местная станция («Татар радиосы») «говорит» исключительно на татарском языке, еще одна («Яна Гасыр») – на русском и татарском. В УКВ-диапазоне есть другое татароязычное радио – «Курай». Информационных станций всего две: «Эхо Москвы» и «Маяк». На волнах «Радио России» имеет ежедневные включения и Радио Татарстана. Сетка вещания представлена информационными выпусками, утренней беседой с компетентным гостем, тематическими передачами, концертами татарских мастеров искусств. 52 года каждое воскресенье с восьми до девяти утра одновременно в семи республиках звучит радиожурнал «Между Волгой и Уралом», который готовится совместно журналистами Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Мордовии, Марий Эл и Республики Коми. Ежедневная радиопрограмма «На волне Татарстана» («Татарстан дулкынында»), выходящая в эфир ежедневно в полдень, на коротких волнах передается на Дальний Восток, регионы Сибири и на европейскую часть России на русском и татарском языках. Она направлена на объединение и сплочение татарского народа. Ее слушают во многих уголках земного шара, о чем свидетельствуют письма от аудитории из США, Великобритании, Японии, Финляндии, Австралии[31]. Несмотря на то, что в докладе руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациями М.Я.Муратова утверждается, что татарстанский радиорынок довольно насыщен, радио как вид СМИ у жителей республики находится на предпоследнем месте (его слушают всего 17%), уступая даже Интернету. Почему так происходит? На наш взгляд, в первую очередь из-за засилья поп-музыки. К сожалению, контент подавляющего числа радиостанций сейчас представляет собой не эксклюзив, а набор композиций и однообразных развлекательных передач (гороскоп, криминальные новости, программы приветов и поздравлений, нескучная информация, полезные сведения, данные о пробках на дорогах и т.п.). Конечно, одни станции делают ставку на российскую музыку, другие – на зарубежную. Однако творческих экспериментов почти не наблюдается: рекламодатель приносит деньги и под этот продукт, зачем что-то менять? На местных радио крайне медленными темпами развиваются собственные информационные службы, что приводит к озвучиванию устаревших новостей. Увы, почти все услуги, которые ранее представляло радио, теперь вобрал в себя Интернет, где есть специальные ресурсы, на которых в режиме online можно ознакомиться с сетками вещания, например, московских и питерских радиостанций и бесплатно скачать себе понравившиеся мелодии. Все больше населения республики отдает предпочтение Интернету. Во Всемирной сети можно отыскать сайты многих издающихся у нас газет и журналов, теле- и радиостанций. Есть там и девять информационных агентств РТ, из которых первое место по цитируемости среди Интернет-изданий Поволжья и 12-е по всей России занимает «Татар-информ». Оно считается официальным агентством Татарстана и входит в холдинг ОАО «Татмедиа». Редакция «Татар-информа» ежедневно выпускает около 250 сообщений на русском языке, около 50 – на татарском, и около 30 – на английском. Средняя посещаемость сайта www.tatar-inform.ru в день – более 15 тысяч уникальных пользователей. Корреспондентские пункты агентства открыты в 26 городах нашей страны (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) и ближнего зарубежья. Редакция «Татар-информа» развивает Интернет-телевидение, в рамках которого ежедневно в прямом эфире выходят в эфир информационные выпуски, организуются сетевые конференции с известными политическими и общественными деятелями, транслируются крупные политические (например, инаугурация второго президента РТ Р.Н.Минниханова), экономические, культурные и спортивные события. Всего в РТ зарегистрировано около десяти информационных агентств. По статистике на начало января 2010 года, самым посещаемым сайтом издающегося в Татарстане периодического издания стало электронное «представительство» газеты «Казанские ведомости» – почти 65 тысяч уникальных посетителей. По оценкам экспертов, за 2008 – 2009 гг. аудитория сайта увеличилась в 4,5 раза! Продолжается совершенствование сетевого ресурса газеты «Республика Татарстан». Коллектив редакции удостаивался наград различных журналистских конкурсов за Интернет-версию издания. В 2009 году начата практика дополнения печатных публикаций видеосъемками с места событий. Тем самым, аудитория сайта имеет возможность не только прочесть журналистский материал о мероприятии, но и, не выходя из дома или офиса, побывать на нем, увидев все своими глазами. Помимо этого, редакция планирует разместить на сайте видеовариант ставшего традиционным в печатном выпуске раздела прогнозов и политической оценки. Повод для этого есть: с сентября 2008 года объем аудитории Интернет-версии газеты постоянно увеличивался и в декабре 2009 года был самым большим: просмотров за месяц – 29 250; посетителей (людей, проходящих по ссылкам на сайте) – 41 492[32]. Накрывший планету в 2008 году экономический кризис повлиял на бюджеты СМИ. В Республике Татарстан, по оценкам экспертов, рекламный рынок 2009 г. не досчитался 30% доходов по сравнению с предыдущим годом. Самые большие потери у печатных СМИ, в частности, у рекламных изданий, которые потеряли больше половины клиентов. По приблизительным данным, в прошлом году суммарный доход от рекламы во всех средствах массовой информации республики составил около двух миллиардов рублей. Потери рекламного рынка составили от 18% на телевидении, до 43% в печати[33]. В то же время наблюдается активный рост Интернет-рекламы, однако, уровень доходов в этом сегменте пока низок. Думается, что все еще впереди. Таким образом, завершая разговор о состоянии современного рынка СМИ Республики Татарстан, необходимо отметить его динамику и большое количество медийных редакций. Конкуренция за внимание аудитории продолжается, и в таких условиях ни один творческий коллектив не может позволить себе продавать некачественный контент. Год от года в республике выделяются бюджетные средства на государственное финансирование развития медийной отрасли. В начале 2010 года принята и утверждена ведомственная целевая программа Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Развитие и совершенствование инфраструктуры медийного пространства в Республике Татарстан в 2010 году», в которой указано, что бюджет РТ по отрасли СМИ и издательской деятельности составляет 834 миллиона 711 тысяч 700 рублей. Из них: 394 471,1 тысяч рублей – господдержка печатных изданий; 415 662,8 тысяч рублей – электронных СМИ и 24 577,8 тысяч рублей – господдержка книгоиздания[34]. Надеемся, что взятые властью обязанности по финансированию республиканской медийной отрасли будут выполнены полностью. А.А.Лебедев ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|