Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Основы местного самоуправления





Согласно Федеральному закону 1995 г., наделение органов местного самоуправле­ния отдельными государственными полномочиями осуществляется только федераль­ными законами и законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий должна быть подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий опре­деляются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.

Наделе этот порядок не соблюдается. Исчерпывающий перечень государствен­ных полномочий, возлагаемых на органы местного самоуправления, отсутствует. В отраслевых федеральных законах присутствуют десятки норм, возлагающих на органы местного самоуправления те или иные функции, не обеспеченные фи­нансированием. Особо обременительным для местных бюджетов является предо­ставление различных льгот и гарантий отдельным социальным слоям населения, установленных федеральными законами, - так называемые федеральных манда­тов (бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственных средств, выплаты в фонд обязательного ме­дицинского страхования за неработающее население и т. п.). На органы местного самоуправления были возложены такие функции, как организация выплаты го­сударственных пенсий, выплата детских пособий, запись актов гражданского со­стояния, воинский учет, содействие призыву на военную службу, отдельные виды государственного надзора (архитектурно-строительный, ветеринарный) и т. д. Выявилась опасная тенденция перегрузки органов местного самоуправления го­сударственными функциями. В бюджетах отдельных городов доля расходов на выполнение государственных полномочий и мандатов превысила треть всех рас­ходов бюджета.

В 2000-2003 гг. часть перечисленных функций была возвращена органам госу­дарственной власти (организация работы по выплате государственных пенсий, выплата средств в фонд обязательного медицинского страхования за неработаю­щее население, запись актов гражданского состояния). Компенсация льгот, для ветеранов, инвалидов на и детские пособия, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами стала осуществляться через органы Федерального казначейства. Все это позволило снизить нагрузку на местные бюджеты. Однако в целом решить проблему финансирования государ­ственных полномочий, передаваемых на местный уровень, в рамках Федерального закона 1995 г. не удалось.

Федеральный закон 2003 г. позволяет кардинально изменить эту ситуацию. Прежде всего в нем установлено, что все полномочия органов местного самоуп­равления, не отнесенные данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществле­ния органам местного самоуправления. Таким образом, появляется простой и по­нятный критерий разделения муниципальных и государственных полномочий: все, что отсутствует в перечне вопросов местного значения, относится к государ­ственным полномочиям. Выполнение отдельных государственных полномочий, как правило, возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Установлено, что финансовое обеспечение передаваемых государствен­ных полномочий осуществляется только за счет субвенций из соответствующих









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.