Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественный контроль в муниципальном образовании



Муниципальная власть избрана населением, действует от его имени и в его интере­сах и не может не контролироваться населением. Общественный контроль осуще­ствляется гражданами, общественными организациями и движениями путем обра­щения в органы местного самоуправления, в государственные, судебные и другие органы. Общественный контроль позволяет выявлять незаконные или нано­сящие ущерб гражданам действий местных властей.

В Федеральном законе 2003 г. говорится о праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуп­равления, об обязанности последних обеспечить возможность получения гражда­нами полной и достоверной информации о деятельности органов местного само­управления, а также об обязательности проведения публичных слушаний по ряду вопросов местной жизни. Однако в Законе ничего не говорится о праве граждан на осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц мест­ного самоуправления. Обращения, гласность, публичные слушания — важные ус­ловия контроля, но еще не сам контроль. В то же время в Федеральном законе об экологической экспертизе, в Градостроительном кодексе РФ и в Земельном ко­дексе РФ содержатся прямые нормы, предусматривающие участие общественно­сти в принятии соответствующих решений (см. главы 4, 6, 7).

В уставах многих муниципальных образований предусмотрено право граждан на участие в обсуждении проектов городских правовых актов, проектов планов и программ социально-экономического развития территорий, бюджетов, на учас­тие в заседаниях представительного органа и его комиссий и др. Эти вопросы рассматривались в главе 3. Однако механизмы реализации этих прав обычно отсутствуют. Между тем общественный контроль и общественная экспертиза де­ятельности органов местного самоуправления необходимы по самому широкому спектру вопросов как на стадии разработки планов и проектов, так и на стадии их реализации.

Зачастую местные администрации негативно относятся к общественному кон­тролю за их деятельностью, не ориентированы на сотрудничество в этой сфере. Большинство муниципальных чиновников полагает, что представительная власть уже выполняет эти функции по отношению к исполнительной власти, а население может участвовать в этом процессе лишь через своих депутатов (в частности, че­рез депутатские наказы). Общественный контроль предполагают нечто совсем другое — полную прозрачность и открытость органов местной власти: ты просто делай то, для чего мы (жители) тебя наняли, а мы будем за тобой присматривать. В некоторых городах уже созданы органы общественного контроля (группы, ко­митеты, комиссии) за деятельностью органов и должностных лиц местного само­управления. Однако их правовой статус законодательно не определен.

Необходимо включать в уставы муниципальных образований пункты о фор­мах контроля граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и о конкретных механизмах общественного контроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи решаются посредством контроля в муниципальном образовании?

2. Как классифицируются виды контроля в муниципальном образовании?








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.