Здавалка
Главная | Обратная связь

Контрольные задания к темам «Социально-психологические аспекты группового взаимодействия» и «Коммуникации в профессиональной деятельности»



Задание 1. Заполните пропуски в утверждениях:

1. Образцы поведения, ожидаемого от людей, занимающих различные социальные позиции в группе, в различных ситуациях общения это ……………………………………

2. Социальные роли, независящие от желания человека, называют ……………….

3. Социальные роли, которые человек берет на себя добровольно, называют …………………………………………………………………………………………………….

4. Характеристика группы, представляющая собой сеть ролей, коммуникационных путей и структуру власти в группе, это ………………………………………………………

5. Характеристика группы, определяющая степень взаимного притяжения членов группы или уровень обязательств члена группы по отношению к остальной части группы, это ………………………………………………………………………………………………..

6. Уровень социальной власти или значения человека в группе это ………………

7. Одна из основ добровольного объединения человека в группы, желание объединиться с другими людьми, это ………………………………………………………...

Задание 2.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Оправдание неприемлемых мыслей, чувств и действий придуманными, этически приемлемыми мотивами: а) компенсация; б) рационализация; в) вытеснение; г) проекция.

2. Упрошенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций: а) стереотипы; б) предвзятые представления; в) пренебрежение фактами; г) все вышеперечисленное.

3. Установление сходства одного человека с другим: а) рефлексия; б) эмпатия; в) стереотипизация; г) идентификация.

4. Особый способ глубокого восприятия внутреннего мира другого человека: а) рефлексия; б) эмпатия; в) идентификация; г) стереотипизация.

5. Осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению: а) рефлексия; б) эмпатия; в) идентификация; г) стереотипизация.

6. Феномен, который проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных его качеств, называется: а) эффект «ореола»; б) эффектом «проецирования»; в) эффектом «первичности»; г) эффектом «последней информации».

7. Непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы: а) суггестия; б) конформизм; в) нонконформизм; г) самоопределение.

8. Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом: а) малая группа; б) группа членства; в) большая группа; г) референтная группа.

Задание 3. Проанализируйте предложенные ситуации, указав, какие психологические барьеры используются для описания реакций:

1. «Муж хмуро ест борщ, приготовленный женой, время от времени отпуская критические замечания. Это ее наконец выводит из себя, и она говорит: «Ты что, целый вечер так надо мной издеваться будешь? Специально все делаешь, чтобы мне настроение испортить!»

2. «Дочь возвращается в 1:30 ночи, хотя обещала прийти в 12 часов. Мать ей говорит: «Я теперь знаю, что тебе совершенно нельзя верить. Какая ты бессовестная! Целый месяц ты никуда из дому не выйдешь!»

3. «У вас гости. Но ребенок мешает вам, отвлекая внимание гостей своими кувырками и прыжками на диване. «Ты что, не видишь, что нам всем это уже надоело? Иди в свою комнату и не вылазь оттуда, пока мы не закончим!»

4. «Взрослая дочь разговаривает с матерью после своего достаточно шумного дня рождения. В квартире – горы грязной посуды, мусор на полу, запах табачного дыма. Обе очень устали, но дочь довольна праздником, мать – раздражена. Мать говорит: «Кому нужны эти шумные праздники? Неужели нельзя пригласить только пару самых близких друзей? А еще лучше – друга бы себе завела. Все-таки 25 лет исполнилось, а у тебя – только эти дурочки в подружках ходят. Вот и убирай сама все после своих друзей!» Дочь отвечает: «Кого хочу, того и приглашаю - мой день рожденья! Не порть мне праздник! Пошла бы куда-нибудь – все спокойнее было бы!»

Задание 4. В предложенных ситуациях переформулируйте описанные реакции в терминах открытого выражения чувств и желаний.

1 «Мать убирает в комнате, а сын развлекается тем, что выдергивает вилку пылесоса из розетки и радостно смеется. Мать говорит: «Сынок, ты же уже вырос, а ведешь себя как маленький ребенок. Как тебе не стыдно?»

2 «Учитель звонит родителям и сообщает, что сын-подросток в классе нецензурно бранится и не слушает замечаний учителя. Отец говорит сыну: «Иди-ка сюда и объясни мне, почему я должен за тебя краснеть перед учителем. Ты слышал когда-нибудь, чтобы я или мама так ругались? Где ты этих слов понабрался?»

3 «Сын пару часов провозился в своей комнате и склеил, наконец, из бумаги клоуна в подарок отцу. Отец сидит у компьютера, сын дергает его за рукав и гордо преподносит клоуна. Отец говорит: «Отстань от меня! Сейчас закончу, приду и посмотрю. А пока начинай уборку в своей комнате!»

4 «Взрослая дочь разговаривает с матерью после своего достаточно шумного дня рождения. В квартире – горы грязной посуды, мусор на полу, запах табачного дыма. Обе очень устали, но дочь довольна праздником, мать – раздражена. Мать говорит: «Девчонки-то все уже замужем, одна ты меня изводишь! Вон сколько денег на еду и выпивку угрохали, лучше бы себе платье купила бы! А то ходишь, как оборванка!» Дочь отвечает: «Мои деньги – куда хочу, туда и трачу! И вообще - отстань от меня, так и норовишь мне праздник испортить!»

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию по теме«Социально-психологические аспекты группового взаимодействия»

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо раскрыть понятие «малая группа», выявить особенности и характеристики малых групп и их виды, их роль в организации, проиллюстрировав примерами.

Во втором вопросе следует раскрыть динамику развития малой группы, охарактеризовать стадии развития малых групп, а также рассмотреть понятия «социальная роль», «лидерство», «руководство», «групповые нормы», «социальный интеллект»; ответы проиллюстировать примерами.

В третьем вопросе определить отличия «команды» от «малой группы», охарактеризовать динамику командообразования, раскрыть сущность понятия «конформизм», а также охарактеризовать групповые феномены, влияющие на жизнедеятельность группы в целом; ответ проиллюстировать примерами.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме«Социально-психологические аспекты группового взаимодействия»







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.