Здавалка
Главная | Обратная связь

КИМ контрольной работы



Параметр Оценка
Задания выполнены полностью, количество правильных ответов 80-100%
Задания выполнены полностью, количество правильных ответов 70-79%
Задания выполнены, количество правильных ответов 60-69%
Задания выполнены, количество правильных ответов менее 60%

2. Перечень вариантов и содержательные планы контрольных работ (в соответствии с номером студента в журнале группы):

Вариант 1.

1. Специфика предмета психологии как науки.

2. Охарактеризуйте психологические знания в античный период.

3. Какое из перечисленных определений предмета психологии является верным. Ответ обоснуйте.

а) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;

б) наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;

в) наука о закономерностях развития высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.

4. Сопоставьте предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие « душа».

5. Структура психологии как науки.

 

Вариант 2.

1. Охарактеризуйте психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.

2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева).

3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики:

а) психология;

б) общая психология;

в) духовно ориентированная психология;

1) направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия;

2) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;

3) фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

4. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

5. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:

а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

б) создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

Вариант 3.

1. Основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейшие представители.

2. Ведущие положения гуманистической психологии.

3. Укажите какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии:

а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;

б) « если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;

в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

4. Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем.

5. Основные положения когнитивной психологии.

Вариант 4.

1. Сущность гуманистического направления психологии и его представители.

2. Основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу.

3. Укажите, к каким современным направлениям западной психологии следует отнести приведенные высказывания:

а) «… люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;

б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

в) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт»;

1) когнитивная психология;

2) гуманистическая психология;

3) психоаналитическая психология.

4. Содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление.

5. Соотнесите психологические понятия и их определения:

а) сознание;

б) самосознание;

в) бессознательное;

1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;

2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;

3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.

 

Вариант 5.

1. Сущность психоанализа З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.

2. Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты.

3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:

а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

1) А. Адлер;

2) К.Г.Юнг;

3) Э.Фромм.

4. Психика человека и ее структура.

5. Ведущие положения гуманистической психологии.

Вариант 6.

1. Ощущение как психический познавательный процесс. Функции и виды.

2. Восприятие - сущность, виды и свойства. Учет закономерностей восприятия в профессиональной деятельности.

3. Развитие социальной перцепции как необходимое условие профессиональной компетенции

4. Физиологический механизм и теории памяти.

5. Способы развития и управления памятью.

 

Вариант 7.

1. Основные процессы и виды памяти.

2. Виды мышления и мыслительные операции.

3. Этапы мыслительной деятельности. Роль интуиции в мышлении.

4. Характеристика дивергентного (творческого) мышления и его значение в профессиональной деятельности.

5. Роль внимания в профессиональной деятельности.

Вариант 8.

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». История психологического изучения личности.

2. Психологические теории личности.

3. Соотношение биологического и социального в развитии человека.

4. Виды эмоциональных состояний человека, их психологическая характеристика.

5. Стресс и психическое здоровье личности.

 

Вариант 9.

1. Темперамент как биологический фундамент личности.

2. Индивидуальный стиль деятельности, особенности его проявления в производственной сфере.

3. Сущность, структура и содержание характера.

4. Акцентуации характера.

5. Закономерности и условия формирования характера человека.

Вариант 10.

1. Охарактеризуйте вербальные средства общения.

2. Рассмотрите виды барьеров коммуникации.

3. Приведите конкретные примеры таких коммуникативных барьеров как: информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий.

4. Охарактеризуйте невербальные средства общения и функции невербальных средств общения.

5. Приведите примеры и проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения партнера по общению.

3. Методические рекомендации по написанию контрольной работы (по вариантам)

Вариант 1.

В первом вопросе важно не просто перечислить основные проблемы, рассматриваемые в курсе дисциплины «Психология», но и проанализировать специфичность определения предмета дисциплины. Важно указать, что различные психологические направления выделяют свой предмет исследования. Укажите и обоснуйте предмет психологии.

Во втором вопросе следует указать, что античная философия восприняла от мифологии понятие души, с помощью которого, древние философы пытались выразить главное сущностное начало живой природы, рассматривая душу как причину жизни. Проанализируйте понятие души в трактовке Сократа. Назовите три начала человеческой души в истолковании Платона. В чем состоит особенность понимания души Аристотеля (в сравнении с платоновским)? Рассмотрите три вида души: растительную, животную и разумную.

В третьем вопросе важно сопоставить предлагаемые определения и выделить ключевые понятия, определяющие специфику предмета психологии.

В четвертом вопросе рекомендуется рассмотреть предмет психологии как изучение преимущественно ориентировочной функции душевных (психических) явлений, т.е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия. Сопоставьте предложенное вами определение предмета психологии и понятие души. Сформулируйте свою позицию относительно положение о том, что хотя понятие души не рассматривается в рамках психологических исследований, невозможно не постулировать сам факт и цели ее существования.

В пятом вопросе следует подробно рассмотреть психологию как науку, представляющую собой разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные. Охарактеризуйте задачи общей психологии, психологии познавательных процессов, психологии личности, а так же специальных психологических дисциплин.

Вариант 2.

В первом вопросе важно отметить, что благодаря открытиям этого исторического периода складывались психологические концепции последующих десятилетий. Укажите, какие психологические понятия были введены в научный оборот Р.Декартом. Назовите, в чем состоит дуализм учения Р.Декарта о душе и теле. Охарактеризуйте идеи Лейбница о бессознательной психике, малой перцепции и апперцепции. Рассмотрите идеи Т.Гоббса относительно роли и значения ассоциаций в процессе познания. Проанализируйте взгляды Дж.Локка и его роль в становлении эмпирической психологии.

Во втором вопросе следует охарактеризовать культурно-историческую концепцию психического развития человека Л.С.Выгодского. Рассмотрите основные положения концепции А.Н.Леонтьева, раскрывающей механизм формирования высших психических функций, как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Назовите основные положения деятельностного подхода в психологии С.Л.Рубинштейна.

В третьем вопросе важно сопоставить и охарактеризовать специфические особенности каждого из названных направлений отечественной психологии.

В четвертом вопросе важно отметить, что пионером психологии как науки является И.М.Сеченов, который первым пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Важно отметить, что именно трудами И.П.Павлова, В.М.Бехтерева был утвержден приоритет рефлексологического похода. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.

В пятом вопросе важно охарактеризовать предмет бихевиоризма, отметить недостатки и достоинства этого направления. Укажите, какое влияние оказал бихевиоризм на дальнейшее развитие существующих научных направлений.

Вариант 3.

В первом вопросе следует отметить, что в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории и психологическая практика, опирающаяся на психологические теории и вырабатывающая психотехники воздействия на сознание человека. Перечислите и охарактеризуйте наиболее известные психологические направления, их основные положения и представителей этих психологических концепций.

Во втором вопросе укажите предмет исследования гуманистической психологии и представителей этого направления. Проанализируйте, в чем выражалась гуманистическая ориентация А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла. Сопоставьте основные теоретические позиции гуманистической психологии и бихевиоризма. Укажите, почему гуманистический подход отводит главную роль личному опыту человека.

В третьем вопросе необходимо не только указать на тезис характерный для гештальтпсихологии, но и соотнести приведенные тезисы, указать на их противоречие. Ответьте, какому психологическому направлению противопоставила свои положения гештальтпсихология.

В четвертом вопросе следует отметить, что бихевиоризм предполагал изучать не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека. Укажите, результатом чего с позиций бихевиоризма является поведение. Назовите, какие психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма и в чем заключается несогласие представителей бихевиоризма с позициями когнитивной психологии.

В пятом вопросе важно указать на основной постулат представителей этого направления, утверждающий, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Укажите, в чем заключается заслуга этого направления.

Вариант 4.

В первом вопросе важно указать, чему уделяется главное внимание в изучении личности представителями гуманистической психологии. Проанализируйте различие в понимании сущности человека, его отношения к миру, к ответственности за свою деятельность представителями этих направлений.

Во втором вопросе проанализируйте, в чем заключается сущность человека, является ли он самостоятельным и независимым в процессе своего развития и проявления своих способностей. Укажите, насколько актуальна эта теория сегодня, возможна ли самоактуализация личности в современных условиях.

В третьем вопросе следует не просто назвать необходимые направления западной психологии, но и охарактеризовать их. Сопоставьте центральные идеи когнитивной, гуманистической и психоаналитической психологии, укажите, в чем заключается их принципиальное отличие.

В четвертом вопросе важно отметить, что сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира. Укажите в чем сущность рефлексивной способности сознания, как оно связано с волевым контролем и с речью. Следует рассмотреть такую важную характеристику как способность к коммуникации. Охарактеризуйте бытийное и рефлексивное сознание. Соотнесите сознательное и бессознательное. Укажите, какова роль бессознательного в регуляции поведения.

В пятом вопросе необходимо соотнести определения предложенных понятий и проанализировать их сущность и роль, выполняемую в жизни человека.

Вариант 5.

В первом вопросе важно отметить, какие проявления психики оказывают ведущее влияние на поведение человека с позиций фрейдизма. Укажите, какова роль инстинктов, проявляющихся как бессознательные психические импульсы. Охарактеризуйте основные элементы психики человека согласно психоаналитической концепции. Укажите, каково значение механизмов психологической защиты, как определяющих понимание мотивов поведения человека.

Во втором вопросе следует рассмотреть модель психической структуры личности. Укажите, воздействие каких философских теорий повлияло на формирование этой концепции. Охарактеризуйте области человеческой психики. Назовите функции, выполняющие такие механизмы психологической защиты как: сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, подавление. Каково их проявление в деятельности людей?

При ответе на третий вопрос недостаточно указать верный вариант, необходимо обосновать свой выбор и дать характеристику названного психоаналитического направления.

В четвертом вопросе следует указать, что психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Укажите, каковы существующие в настоящее время подходы к пониманию психики. Назовите основное свойство психики. Приведите определения понятий: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности и охарактеризуйте их.

При ответе на пятый вопрос следует указать предмет исследования гуманистической психологии и представителей этого направления. Проанализируйте, в чем выражалась гуманистическая ориентация А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла. Сопоставьте основные теоретические позиции гуманистической психологии и бихевиоризма. Укажите, почему гуманистический подход отводит главную роль личному опыту человека.

Вариант 6.

При ответе на первый вопрос следует привести определение понятия «ощущение» и указать, как мы ощущаем. Важно отметить, каково значение ощущений в жизни человека и как они сформировались. Назовите физиологические основы ощущений. Назовите виды и функции ощущений. Охарактеризуйте специфику каждого вида ощущений.

Во втором вопросе следует рассмотреть понятие о восприятии и свойства восприятия. Проанализируйте виды восприятия в зависимости от объекта отражения. Укажите, какие индивидуальные различия существуют в восприятии и наблюдении. Необходимо отметить, что в профессиональной деятельности важно учитывать такие свойства восприятия, как его осмысленность, избирательный характер, зависимость от индивидуально-психологических особенностей личности, его прошлого опыта.

В третьем вопросе соотнесите профессиональную компетенцию и профессиональную успешность с социальной перцепцией – способностью адекватно воспринимать и понимать других людей в процессе межличностного взаимодействия с ними.

В четвертом вопросе контрольной работы необходимо проанализировать научные теории, объясняющие механизм памяти: физиологическую, биохимическую, собственно психологическую, в основе которой лежит деятельностный подход к пониманию психических процессов.

В пятом вопросе определите причины, влияющие на продуктивность памяти, и выявите эффективные способы и приемы управления памятью (установка на запоминание, структурирование текста, его сокращение, активное повторение, использование мнемотехнических приемов и др.).

Вариант 7.

Память – это важнейший познавательный процесс, позволяющий человеку закреплять, сохранять и воспроизводить прошлый опыт. В первом вопросе контрольной работы важно дать характеристику основным процессам (кодирование, хранение, извлечение, забывание), типам и видам памяти (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная; кратковременная, долговременная, оперативная память и т.д.).

Отвечая на второй вопрос, отметьте, что мышление возникает на основе чувственного опыта, но далеко выходит за его пределы, позволяя человеку устанавливать связи и отношения между познаваемыми объектами. В контрольной работе важно описать стадии развития мышления в онтогенезе, дать характеристику основным видам мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; теоретического и практического; а также раскрыть специфику базовых мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Рассматривая этапы мыслительной деятельности в третьем вопросе работы, обратите внимание на роль интуиции в решении интеллектуальных и творческих задач. Дайте характеристику дивергентного мышления (оригинальность, способность видеть объект под новым углом зрения, способность к «сцеплению» информации, ассоциативность, умение генерировать идеи и т.д.).

В четвертом вопросе определите круг профессиональных задач, для решения которых необходимо творческое мышление.

В пятом вопросе следует отметить, каким образом такие свойства внимания как направленность, объем, распределение, быстрота переключения, устойчивость и др., влияют на успешное выполнение профессиональной деятельности.

Вариант 8.

При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать названные понятия и соотнести их. Особое внимание следует обратить на то, что эти понятия не должны ни отождествляться, ни противопоставляться. Укажите, какое понятие шире. Важно отметить, что общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характеристике. Рассмотрите, в чем проявляется общественная сущность личности. История научного изучения личности представлена такими периодами, как философско-литературный, клинический, экспериментальный, гуманистический.

Во втором вопросе, характеризуя психологические теории, можно рассмотреть психодинамическую теорию личности З.Фрейда, индивидуальную психологию А.Адлера, эго-теорию Э.Эриксона, гуманистическую теорию А.Маслоу и феменологическую К.Роджерса.

В третьем вопросе контрольной работы определите, каким образом в развитии личности соотносятся процессы биологического созревания и социального научения, что в большей степени влияет на становление человека – наследственность или социальная среда, воспитание?

При работе над четвертым вопросом исходите из того, что под эмоциями понимают субъективное переживание человеком его отношения к действительности, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции разнообразны по своим источникам, внешними проявлениями, способам регуляции, что привело к многообразию их классификации. При самостоятельной работе с первоисточниками обратите внимание на психологическую характеристику эмоций, чувств, настроений, аффектов, страсти, стресса.

По пятому вопросу следует помнить, что стресс - термин, обозначающий обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Различные формы стресса приводят к изменениям в протекании психических процессов, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушением двигательного и речевого поведения. Оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.

Вариант 9.

При ответе на первый вопрос следует отметить, что темперамент есть совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. Укажите, являются ли особенности темперамента приобретенными или их можно отнести к врожденным. Охарактеризуйте взаимосвязь темперамента с характером человека.

Отвечая на второй вопрос важно проследить, каким образом тип темперамента человека влияет на его деятельность и общение. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности складывается индивидуальный стиль деятельности, то есть система наработанных способов и приемов, помогающих успешно выполнять конкретную деятельность и компенсирующая недостаточно развитые способности.

В третьем вопросе необходимо отметить, что под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющуюся в деятельности и общении. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Раскрывая содержание характера, важно определить совокупность черт личности, которые проявляются по отношению к людям, делу, вещам, человека к самому себе.

Чрезмерную выраженность отдельных свойств характера, представляющую крайний вариант нормы, называют акцентуацией характера. В четвертом вопросе необходимо описать типы акцентуаций (по К. Леонгарду или по А. Личко)

Раскрывая пятый вопрос контрольной работы, постарайтесь выявить закономерности формирования и воспитания характера (обусловленность характера темпераментальными особенностями, значимость сенситивных периодов для воспитания базовых черт личности, соотношение процессов воспитания и самовоспитания характера и др.).

Вариант 10.

В первом вопросе необходимо дать определение понятиям «коммуникация» и «средства общения». Рассмотрите, в чем заключается сложность процесса обмена информацией. Укажите, в чем сущность понятия «культура речевого общения». Охарактеризуйте такой вид общения как диалог. Назовите и охарактеризуйте виды вопросов.

Во втором вопросе следует проанализировать существующие коммуникативные барьеры. Назовите и охарактеризуйте известные вам барьеры коммуникации. Проанализируйте социально-психологическую составляющую феномена «рефлексивное слушание».

В третьем вопросе необходимо не только проиллюстрировать перечисленные барьеры в деловой коммуникации, но и дать определение понятия деловой коммуникации и затруднений в ней, обусловленных социально-психологическими причинами.

В четвертом вопросе следует охарактеризовать существующие классификации невербальных средств общения. Важно указать, что невербальное поведение непосредственно связано с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. Укажите, какие из невербальных средств общения являются наиболее значимыми. Рассмотрите вопрос о многофункциональности невербального поведения человека. Также в этом вопросе необходимо дать определение функциям невербальных средств общения. Охарактеризуйте такие невербальные средства общения как: кинесика, просодика, такесика и проксемика. Возможна ли имитация значимых эмоциональных состояний с помощью невербальных средств общения.

В пятом вопросе следует назвать и проанализировать существующие стереотипы в понимании невербальных средств общения. Приведите конкретные примеры искажений, односторонних, но устойчивых представлений о других людях, свойственных представителям определенной социальной группы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.