Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и факторы экономического развития России



-♦• Геополитическая и геоэкономическая стратегия. В историчес­кой перспективе общая доминанта мирового развития, по-видимому, будет определяться императивами постиндустриализма. От них в не­малой степени зависят место и положение стран и регионов в системе геополитических и мирохозяйственных отношений.

Перед мировым сообществом открываются принципиально новые возможности всестороннего прогресса, но наряду с этим возникают и новые противоречия. Одно из них — противоречие между всеобщим характером тенденции постиндустриализма и ограниченностью ресур­сов, исключающее быстрое и одновременное достижение современных потребительских стандартов жизни. Из-за ограниченности доступа к ресурсам неизбежны серьезные коллизии и столкновения интересов стран и регионов.

Можно предположить, что и на этот раз проблема возникает вместе со средствами ее разрешения. Несомненно, нас ожидают коренные пе­ремены в рационализации производства и потребления, в ресурсосбе­режении, которые позволят наращивать богатство общества при огра­ниченных ресурсах. Проблема с обеспеченностью ресурсами стоит пе­ред Россией не столь остро, но без глубоких положительных сдвигов в ресурсосбережении не обойтись.

Формируя экономическую стратегию России на основе мировых тенденций перехода к постиндустриализму, следует всесторонне учи­тывать и ее место в системе геополитических и геоэкономических отно­шений, изменения, которые произошли в этой области в последние годы и которые будут происходить в ближайшем и более отдаленном буду­щем.


Цели и факторы экономического развития России 1 3

В послевоенный период Советский Союз был одним из столпов миропорядка, с какой бы стороны он ни рассматривался. Это относит­ся и к модели «трех миров», и к «двухполюсной геополитической сис­теме», и к описанию мировых отношений через формулы «Запад—Вос­ток» и «Север—Юг». Все они отражали реалии послевоенного устрой­ства мира.

Но в последние годы на мировой арене произошли коренные
подвижки. Деление ее на три мира и двухполюсная система геополити­
ческих отношений ушли в прошлое. После распада Советского Союза
Россия не смогла сохранить статус сверхдержавы. Но угрозе возник­
новения однополюсного мира с абсолютным доминированием одной
сверхдержавы противостоят мощные тенденции полицентризма, в рам­
ках которого Россия могла бы претендовать на роль одного из центров
тяготения, во всяком случае для.стран СНГ.и некоторых других госу­
дарств.

Приобрела существенно другой смысл формула «Запад—Восток», согласно которой Россия не является уже олицетворением Востока, про­тивопоставленного Западу, но может рассматриваться как своеобраз­ное связующее звено между Западом и Востоком. В то же время в систе­ме мировых отношений заметно возрастает роль оси «Север—Юг».

Один из вариантов возможной геостратегии России — зафикси­ровать и принять статус полупериферийной страны, не претендовать на нечто большее, занять именно эту нишу в мирохозяйственных и ми-рополитических отношениях, извлекая выгоды и преимущества из про­межуточного положения между центром и периферией. Это — реаль­ная тенденция и реальная угроза. Есть могущественные силы, которые заинтересованы в том, чтобы превратить Россию в сырьевой придаток развитых стран.

Другой вариант геополитической и геоэкономической стратегии— добиваться превращения страны в одну из процветающих великих дер­жав с современной высокотехнологичной экономикой, высоким качес­твом жизни людей, приближающимся к мировым стандартам, разви­той системой социально-политических отношений и демократических институтов, являющейся центром тяготения стран бывшего Советско­го Союза и других государств.

Этот вариант не просто более предпочтителен, он жизненно необ­ходим для сохранения самой России. Страну с гигантским разнообра­зием условий, традиций, особенностей социальной психологии населе­ния в ее различных регионах, их связей с определенными государства­ми удержать от распада в рамках полупериферийного статуса вряд ли


 
 

Введение

удастся. Непременным залогом целостности России, ее притягательной силы являются выдвижение страны па самые передовые рубежи соци­ально-экономического, технологического прогресса, сохранения веса и авторитета в системе мировых политических отношений и в военно-стратегической области.

Сегодняшние тенденции развития России не следует считать зако­номерными и необратимыми. Экономическая и политическая страте­гии должны носить активный характер: не только фиксировать сло­жившиеся отношения сил, Но, напротив, активно способствовать их изменению в лучшую сторону в соответствии с национальными инте­ресами страны.

Конечно, активная стратегия должна опираться на трезвую оцен­ку возможностей. К числу благоприятных факторов, определяющих будущее развитие России, можно отнести: уникальные территориаль­но-природные условия и обеспеченность ресурсами; наличие мощной индустриальной базы; высокий научно-образовательный и кадровый потенциал; довольно глубокие прорывы в постиндустриальной техно­логии; демократический выбор, сделанный в последние годы; невос­требованный еще потенциал национального самосознания, способность народа к самомобилизации в трудные исторические периоды.

•Ф- Национальные традиции и менталитет. Успешное прохожде­ние странами и народами нынешнего этапа мирового развития во мно­гом зависит оттого, насколько им удастся дать простор новейшим тен­денциям социально-экономического прогресса в реально сложивших­ся условиях своих стран, сочетать их с национальными особенностями, традициями и менталитетом.

Дальше всего в этом отношении продвинулись развитые страны Западной Европы и Северной Америки, где, собственно, и зародились новые тенденции. Экономическая система позднего капитализма ока­залась способной к трансформации, в ходе которой она претерпела су­щественные перемены, в том числе в направлении социализации мно­гих своих компонентов. Высокий эффект дало сочетание мировых Тен­денций и национальных особенностей в Японии, а также в^ряде новых инду^гриальньйс*'стр'ан. Двухсекторный вариант экономической тран­сформации успешно применяется в Китае, а также во Вьетнаме.

В новых условиях перед Россией с ее уникальными национально-историческими особенностями, традициями и менталитетом со всей остротой "встала проблема самоидентификации. Вновь обострилось противоборство двух тенденций — европеизации (вестернизации) и национальной самобытности (традиционализма).


Цели и факторы экономического развития России 1 5

. В прошлом, несмотря на внешнюю непримиримость сторон, дис­куссия между ними в конечном счете оборачивалась на практике пло­дотворными результатами, позволяла находить пути сочетания обще-цивилизационных тенденций с национальным своеобразием страны. Во многом этому способствовал тот факт, что Россия всегда являлась мес­том'встречи и диалога различных культур и цивилизаций. Российская цивилизация по самому своему происхождению и развитию есть резуль­тат культурно-цивилизационпого синтеза, и в этом смысле она открыта для любого положительного исторического опыта.

• Вместе с тем ее уникальности и самобытность исключают простое копирование или прямое заимствование чужого опыта,тем более его насильственное перенесение на почву российской действительности, диктуют необходимость тщательной селекции зарубежной практики экономических преобразований с учетом' ее совместимости с глубин­ными российскими традициями и национальным самосознанием. С этой точки зрения весьма уязвимы концепции «догоняющей модернизации» или «возвращения России в мировое сообщество», имеющие в виду сле­пое следование западным либеральным образцам, равно как и механи­ческое применение «китайской», «японской», «шведской» и других мо­делей развития.

В принципе надо ориентироваться1^ на чужой, «завозной» опыт (он может оказаться как полезным, так и непригодным для страны), а на суть мировых цивилизационных тенденций, стремиться найти фор­мы и стимулы их реализации, адекватные национальным ценностям и традициям. Анализ относящихся к этой проблеме факторов позволяет утверждать, что российские национальные особенности не будут серь­езным препятствием для реализации основных направлений и тенден­ций трансформации современной экономики. Напротив, они могут пo-собствойать укоренению последних на российской почве. Отметим не­которые из них.

■•,■', Для; российского уклада жизни характерно то,:что материально-экономические факторы всегда' рассматривались в известной мере как нечто вторичное, служебное по отношению к политике, государству, духовной жизни людей. Традиционно высока была роль внеэкономи­ческих факторов успеха, моральных, духовных стимулов к труду как проявлению мастерства и самоутверждения человека. Веками выраба­тывались особая биоритмика, этика и дисциплина труда, основанные на взаимопомощи, общинности, артельности, способности к мобили­зации, готовности идти на жертвы во имя общих целей.


16____________________________________________________________ Введение

i Столетиями складывались национальные традиции отношения к

богатству, собственности в духе коллективизма и общинности, равен ства и социальной справедливости. Частная собственность началараз-виваться в России сравнительно поздно, но революция прервала этот процесс, и она не стала полноценным социальным институтом. В со* знании народа нет отторжения частной собственности, но нет и отно­шения к ней как к универсальному спасительному средству, панацее от всех бед. Для русского характера традиционно чужд буржуазный Ин­дивидуализм как строй чувств, образ мышления и стиль жизни.

В традициях русского менталитета центральное место занимает соборность. Она заложена в психологии людей как общенациональный; всесословный, межкорпоративный, межконфессиональный способ вы-работки и утверждения общенациональных ценностей, достижения национального согласия, как механизм их закрепления в нормах и регу­ляторах жизни государства и общества.

Для России всегда было характерно особое отношение к государ~ ству и его интересам как высшей ценности. В стране сложилась госу­дарственность особого рода — наднациональная, универсальная в куль­турном плане, которая никогда не была государственностью только русских.

Уникальность российской государственности состоит в том, что в ней совпадают понятия цивилизации, общества, экономики. Это помо­гает понять, почему в России именно государство выступало инициа* тором и главным субъектом проведения социально-экономических ре­форм. Нет оснований полагать, что нынешний период-может быть ис­ключением. В стратегию российских реформ необходимо закладывать не либерально-утопические проекты «обвального» ухода государства из экономики, а парадигму развивающего государства.

В то же время было бы, видимо, неправильно утверждать, что особенности российского менталитета имеют исключительно положи­тельное значение и не создают никаких проблем для проводимых пре­образований. Нельзя закрывать глаза на то, что достаточно широкое распространение и довольно глубокие корни имеют негативные про* явления в отношении людей к собственности, закону, дисциплине, патриархальные пережитки в семейно-родственных, этнических^зем­ляческих отношениях, препятствующие становлению гражданского общества. Почва для такого рода проявлений становится особенно бла­гоприятной в периоды экономических и социальных кризисов. Не счи­таться со всем этим при выработке и реализации экономической поли-


Концептуальные основы российской модели реформирования_______________ 17

тики и проведении реформ означало бы совершить большую ошибку. Веда менталитет страны — это в конечном счете продукт истории.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.