Концептуальные основы российской модели реформирования
Исходные принципы. Глубочайший кризис, в котором оказалась .страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта экономических реформ требованиям времени и условиям страны, настоятельно ставят вопрос О необходимости создания другой концепции реформирования, коренным образом отличающейся от нынешней. Ее выработка должна быть с; самого начала освобождена от идеологических догм и априорных представлений, выведена за пределы дихотомии «капитализм—социализм». Задачи и проблемы, стоящие перед Россией, связаны со становлением новой цивилизации, которая «снимает» противоречия между различными социальными системами, но открывает простор общечеловеческим ценностям при многообразии национальных культур и мен-талитетов. .Суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны — в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с довременными характеристиками качества жизни парода, среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированна динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в ее, трансформации и регулировании. Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования должна основываться на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности..Приоритетное место в ней следует отвести социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. В условиях перехода к информационному обществу особенно очевидной становится несостоятельность противопоставления социальных целей и экономической эффективности. Социальные расходы -х не безвозвратные затраты, не вычет из экономических ресурсов, а обществен-нодеобходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле. Дости- Курс... Введение жение большего социального равенства и социальной справедливости также должно рассматриваться не только как политический принцип,* желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности. Разумеется, параметры социального развития не могут определяться произвольно. Они должны сопрягаться с реальными условиями, экономическими возможностями, интересами настоящего и будущего. Оптимум может быть найден лишь путем последовательных итераций социальных и производственных параметров, потребления и накопления с учетом сильного обратного воздействия социальных факторов на эффективность экономики и экономический рост. В условиях нынешнего кризиса в России приоритет социальных целей мог бы выражаться в установлении неких пороговых значений социальных индикаторов, которые по мере оздоровления экономики должны развертываться в более широкий спектр социальных параметров. Концепция долговременной экономической политики должна, безусловно, предусматривать переход к технологической базе постиндустриального информационного типа, структурную перестройку народного хозяйства. Именно это призвано обеспечить такую продуктивность экономики, которая только и может создать основу для всестороннего социального прогресса, гуманизации общества. Но данная цель имеет как экономическое, так и более широкое — социально-психологическое — значение, ибо технологическая база сейчас определяет перемены в самом укладе жизни людей, не говоря уже о том, что от ее состояния зависят национальная безопасность, роль и авторитет страны на международной арене, а значит, и морально-психологическая атмосфера в обществе. Конечно, и здесь максималистский подход непригоден. Для создания новой технологической базы потребуется, видимо, несколько десятилетий. Сейчас же прежде всего надо предотвратить элементарный развал экономики, обеспечить ее восстановление. В стране не решен еще ряд проблем индустриального общества, так что необходимы будут последовательность и этапность, неизбежна технологическая мно-гоукладность экономики. Но при этом нужна максимальная целенаправленность на технологическое обновление экономики. Важнейшее место в экономической стратегии должны занимать системно-институциональные преобразования. Их главная цель — создание действенных стимулов предпринимательской и трудовой активности людей. В развитии отношений собственности приоритет должен быть отдан повышению эффективности ее различных форм в тех или Концептуальные основы российской модели реформирования_______________ 19 иных конкретных условиях. Отсюда — разнообразие форм собственности и многоукладность экономики. Эволюция экономического механизма, безусловно, связана о переходом к рыночному регулированию экономики со всеми его основными атрибутами: свободным ценообразованием, конкуренцией, свободой принятия решений участниками экономических процессов, развитой рыночной инфраструктурой и денежной системой. Рыночное хозяйство — одно из ценнейших достижений человеческой цивилизации, незаменимый инструмент эффективного ведения хозяйства, адекватный современным мировым экономическим трендам. Вместе с тем традиционное рыночное регулирование имеет свои слабости и недостатки, которые обнаружили себя в ходе современной трансформации экономики в направлении постиндустриального общества. Как показывает мировой опыт, их можно устранить с помощью встраивания в рыночное хозяйство государственных форм регулирования экономических и особенно социальных процессов. ■- Государство в рыночной системе. В условиях общецивилиза-ционной трансформации происходит фундаментальное изменение роли государства в общественном развитии. Государство перестает быть лишь политическим институтом, выражающим отношения между классами, и превращается в инструмент выполнения общих политических, экономических и социальных функций. Роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует и исторической традиции России. Этому же способствуют кризисная обстановка в стране, необходимость жестких мер мобилизационного характера, связанных с поиском выхода из сложившейся ситуации и осуществлением серьезных структурно-технологических и институциональных перемен. Федеративно-региональный аспект. Велик разрыв в уровнях социально-экономического развития субъектов Федерации: по стоимости основных фондов и объему промышленной продукции — в десятки и даже в сотни раз, по среднедушевым доходам, по разным оценкам, — от 6 до 12 раз. Подавляющее большинство субъектов Федерации являются дотационными. Кризис последних лет усугубил экономические трудности регионов, привел к ослаблению их связей с федеральным центром, усилил тенденции экономического сепаратизма. Из этого вытекает двуединая направленность концепции российских реформ в области региональной экономической политики — развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов при недопущении унитарных
т 2» Введение Концептуальные основы российской модели реформирования
тенденций и, одновременно, создание условий для максимальной самостоятельности, самофинансирования и самоуправления регионов (субъектов Федерации), исключающих в то же время сепаратистские действия в областях, затрагивающих интересы Федерации в целом или интересы ее субъектов. С этой целью за федеративным центром должен быть закреплен четко обозначенный минимум экономических, социальных, экологических и иных функций власти и управления и соответственно ресурсов, необходимых для их выполнения. Среди них: обеспечение национальной военно-политической и экономической безопасности; поддержание единого рыночного пространства в стране и его инфраструктуры; регулирование естественных монополий общефедерального уровня; оказание помощи и обеспечение реконструкции кризисно-депрессивных отраслей и регионов; формирование общефедеральной системы социальных гарантий для населения. С позиций создания эффективного механизма федеративных отношений должны быть разграничены объекты собственности на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и муниципальном уровнях. Объем и состав федеральной собственности должны соответствовать функциям и ответственности центра, в том числе как гаранта соблюдения долговременных сырьевых, энергетических и экономических интересов всей страны. Аналогично должен быть закреплен экономико-правовой статус государственной собственности субъектов Федерации, а также муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления. В области бюджетного федерализма необходимо полностью разграничить сферы финансирования и «развести» системы налоговых и иных поступлений в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Потребности субъектов Федерации в дотациях нужно определять по единой методике. Они должны быть одно-канальными, строго целевыми, защищенными от риска, не использоваться для компенсации потерь от льгот местным юридическим и физическим лицам. В принципе же долгосрочная концепция должна предусматривать переход большинства субъектов Федерации к режиму финансово-бюджетного самофинансирования. В области социальной политики должен быть определен перечень общефёдеральных социальных гарантий населению страны, обеспечена равная социальная защищенность граждан независимо от места их проживания. «Федерализации» должны быть подвергнуты стратегия и процесс рыночно ориентированных реформ. На основе единства их принципов в рамках Федерации необходимо обеспечить полную возможность учета специфических условий и особенностей регионов, выбора форм и темпов преобразований. Как показывает опыт ряда республик и областей, здесь заключен огромный резерв для оптимизации и ускорения прогрессивных преобразований. (Подробнее о государственном регулировании и региональном аспекте реформ см. разд. 2). Стратегические направления развития отношений собственности. Отношения и формы собственности играют определяющую роль в формировании внутренних источников и стимулов развития, в определении их действенности и целевой направленности. В настоящее время государственная собственность и государственный сектор в результате избранного жестко централизованного и разверсточного принципа осуществления приватизации оказались резко сокращенными и полуразрушенными. Они заменены преимущественно формами собственности акционерного типа и в определенной мере индивидуально-частной собственностью. Однако действенных стимулов развития, идущих от отношений собственности, не возникло. Причины этого заключаются, во-первых, в деформации некоторых вновь возникших видов собственности, и прежде всего акционерной. Многосубъектность последней во многом формальна, отсутствуют механизмы реального выполнения акционерами функций собственников, связанных с управлением и распоряжением ею. Недостаточно развит фондовый рынок с эффективными механизмами оборота акций. Наконец, общеэкономическая ситуация: падение производства, доходности предприятий, инвестиционной активности не позволила реализовать акционерам положение собственников через доходы. Во-вторых, эти же факторы привели к сдерживанию развития частной и мелкогрупповой собственности (малого бизнеса), практическому отсутствию или резкому ограничению ряда необходимых для экономики страны форм собственности (прежде всего кооперативной и муниципальной). В результате многие слои и группы населения остались фактически отторгнутыми от отношений собственности, не смогли найти своего места в реформируемой экономике. Отсюда неудовлетворенность реформами, рост опасных для перспектив развития страны теневых и криминальных форм и стимулов экономической деятельности. Следовательно, стратегия реформиррвания отношений и форм собственности должна быть направлена на превращение субъектов от- Введение Копцептуальные основы российской модели реформирования
ношений собственности в реальных собственников и на развитие подличной многосекторности экономики. Оба этих направления неотделимы друг от друга, ибо реальный собственник может быть только в рамках действительно необходимой формы собственности, занявшей экономическую нишу в меру своей эффективности, функционирующей в условиях, соответствующих ее содержанию. Осознание необходимости и важности создания реального многосекторного хозяйства и устранение негативных социально-экономических последствий, связанных с его отсутствием, в принципе уже произошло. Об этом свидетельствует то, что в экономических программах практически всех политических партий и движений выдвинута в качестве важнейшего положения необходимость формирования в стране многосекторного (многоукладного) хозяйства. В современной ситуации такая необходимость диктуется рядом обстоятельств: ♦ нарушением воспрозводственных основ хозяйства и его целостности как экономической системы, автономизацией отдельных сегментов экономики; ♦ деформациями в использовании производственного потенциала, в том числе кадрового (маргинализацией значительных слоев населения), все большей утратой отечественных научно-технических достижений; ♦ деградацией ряда территорий и поселений; ♦ недостаточностью возможностей лигитимной адаптации широких слоев населения, многих предприятий и отраслей к рыночным отношениям, криминализацией многих сфер хозяйства. Поэтому важнейшей стратегической установкой и тактической задачей является создание предпосылок и механизмов становления многосекторного хозяйства. В рамках современного многосекторного хозяйства различные формы собственности и типы хозяйства при их конкурентности" взаимодополняют друг друга, необходимы друг для друга и составляют единое целое. Соответственно стратегия создания реального многосекторного хозяйства должна предусматривать отказ от односторонней ориентации на господство в стране одной—двух форм частной собственности и хозяйства (прежде всего акционерной), создание экономических условий и гарантий развития различных форм собственности (включая как негосударственную, так и государственную), признание многооб- разия форм собственности и хозяйства (многоукладности) экономической основой российского общества. Необходимо создание предпринимательской и конкурентной среды, позволяющей каждой форме собственности и типу хозяйства занять хозяйственную нишу в меру их эффективности и в зависимости от изменения последней расширять или сужать такую нишу. Каждому субъекту хозяйственной деятельности должна быть предоставлена возможность свободно выбирать, базируясь на институциональных и правовых основах, социальную форму (форму собственности) И сферу хозяйственной деятельности и менять их в соответствии с изменениями своих экономических интересов. Важной частью стратегии является равноправность различных форм собственности и хозяйства, что предполагает осуществление ряда корректировок стратегии и механизмов ее реализации, направленных на формирование социально ориентированного рыночного хозяйства, в рамках которого только и возможно развитие многосекторного хозяйства. Оно, в свою очередь, немыслимо без многоукладной базы, создающей предпосылки для взаимоувязанного решения проблем экономической и социальной эффективности. Данная корректировка предполагает отказ от бессмысленных попыток вывода страны из глобального кризиса на основе реализации либерально-монетарной доктрины и переход к политике поощрения производственно-хозяйственной деятельности на всех уровнях, начиная с первичных территориальных и хозяйственных ячеек, различных социальных форм и во всех сферах экономики. В России должны быть созданы действительно благоприятные условия для роста малого предпринимательства, которое само по себе является многосекторным и включает частно-индивидуальные, долевые, паевые и муниципальные формы. Многообразие хозяйственных форм преимущественно связано с малым предпринимательствомувклад которого в ВВП, однако, составляет менее' 10% вместо необходимых для сбалансированного развития экономики 20—25%. Причем малое предпринимательство деформировано (хозяйственные формы, в котором оно развивается, мимикрируют, искусственно акционированы) и криминализировано. Малые предприятия составляют менее 35% общего числа действующих в настоящее время в стране предприятий. Крупные и средние предприятия с точки зрения форм собственности достаточно однородны. Это государственные предприятия и акционерные общества. Введение Копцептуальные основы российской модели реформирования
Решение проблем роста предприятий и хозяйств малого предпринимательства невозможно без ориентации экономической политики на поддержку производства и устранения искусственного ограничения и централизованного навязывания (идеологически или экономически) его социальных форм. Инвестиционные возможности федерального и регионального уровней следует направить на поддержку акционерных обществ смешанного типа, в том числе посредством привлечения для этих целей свободных средств населения; на поддержку экономически и социально эффективного крупного индивидуально-частного и акционерного предпринимательства и предотвращение роста спекулятивного капитала, являющегося благоприятной средой криминализации экономики. Одновременно необходимо целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов на основе учета экономических функций государства и их трансформации. Следует изменить методы приватизации, реализацию целей, способов индивидуального подхода к ее осуществлению, предотвратить захват государственного имущества монопольно-олигархическими структурами, создать эффективные механизмы динамики форм собственности и их смены (переход из государственной в негосударственную, из частной в государственную и муниципальную, из индивидуально-частной в кооперативную и наоборот и т.д.) в случае экономической и социальной целесообразности. С учетом современного состояния развития многосекторнос-ти экономики, потребностей и условий его становления стратегия развития социальных форм хозяйства должна предусматривать возможности: увеличения числа муниципальных малых и средних предприятий в связи с развитием территориального самоуправления и разграничением полномочий и функций между самоуправленческими структурами и организационными уровнями более высоких порядков; роста некоммерческих хозяйственных структур, выполняющих раз дифференциации и трансформации акционерных предприятий блем «полугосударственных» предприятий необходимо осуществить в ближайшее время, поскольку они занимают сейчас наиболее существенный удельный вес в экономике и наиболее неустойчивы. Для осуществления такой трансформации, во-первых, необходимы решительные действия по пресечению криминализации экономики, что позволит, в частности, выявить реальных собственников и хозяев предприятий. В результате многие из нынешних акционерных обществ смогут выявиться и оформиться как индивидуально-частные крупные предприятия. Во-вторых, возможно преобразование части АО в производственные кооперативы, в том числе достаточно крупные. В-третьих, необходимо создать условия для появления и развития предприятий с собственностью работников. Следует отказаться как от некоей самоцели от снижения доли государственного сектора экономики и уменьшения количества государственных предприятий. Создание эффективного и полноценного государственного сектора должно стать принципиальной задачей ответственных за экономику структур государства. Осуществление этого процесса станет возможным на базе неизбежного возврата части АО в государственное хозяйство, создания казенных предприятий, но с такой степенью хозяйственной свободы, которая позволит им быть экономически эффективными, а также на базе образования не только но? вых негосударственных, но и государственных предприятий по производству и созданию перспективных технологий, экологической защиты, освоению перспективных территорий. ■ Стратегические цели России. Учитывая мировые тенденции трансформационных преобразований, геополитические и национально-исторические особенности России, ее мощный ресурсный и духовный потенциал, основной целью социально-экономического развития может и должно стать последовательное движение к российскому варианту информационно-индустриального общества с многосекторной социально ориентированной рыночной экономикой. Это предопределяет государственную стратегию развития экономики и общества, формирования политических и экономических отношений с окружающим миром на обозримую перспективу (35—40 лет). В ближайшее десятилетие предстоит преодолеть глубокие экономические и социальные деформации; остановить развал научно-технического, производственного, трудового, духовного потенциала; предотвратить стремительное скатывание России в разряд слаборазвитых государств, поставляющих сырье, энергию, дешевую рабочую силу со- Введение Концептуальные основы российской модели реформирования
временным информационно-индустриальным странам. Потребуются серьезные усилия по возрождению экономики, прежде всего обрабатывающей промышленности, формированию квалифицированных кадров, активизации научных разработок, повышению экологическбй безопасности, укреплению обороноспособности страны, причем не путем возврата к механизмам директивной экономики, а посредством углубления рыночных реформ, развития конкурентных отношений, создания адекватных форм государственного и социального регулирования, совершенствования рыночной инфраструктуры. Особенности предстоящего десятилетнего периода предопределяют специфику стратегических целей, среди которых наиболее существенны следующие. В области социальной безопасности (защита личности, здоровья нации, окружающей среды, территориальной целостности, трудовых и культурных ценностей) необходимо обеспечить: ♦ перелом негативной тенденции к сокращению численности населения и продолжительности жизни россиян, укрепление здоровья нации; ♦ ослабление негативных воздействий на окружающую природную среду; ♦ восстановление традиционно высокого в России духовного, научного и образовательного потенциала; ♦ снижение уровня преступности, обеспечение законности и правопорядка, разрешение региональных конфликтов, укрепление обороноспособности страны. В области социальной политики (доходы и занятость) в течение ближайших десяти лет требуется: ♦ переломить тенденцию к обнищанию населения, создать условия для роста реальных доходов трудящихся темпами, близкими и даже равными ожидаемому темпу роста ВВП; ♦ предотвратить дальнейшее углубление имущественной дифференциации населения, обеспечить прожиточный минимум для всех; ♦ преодолеть тенденцию к усилению роли нетрудовых факторов в формировании доходов населения, повысить долю заработной платы в доходах населения до 60—65%; ♦ поддерживать высокий уровень занятости и использования трудового потенциала, не допуская, чтобы показатель среднего уровня безработицы (рассчитанный по методологии МОТ) превышал 5—6%, с ориентацией на постепенное его снижение до естественной для России нормы 3-4% экономически активного населения. Стратегическими целями в области экономической политики могут стать: ♦ стимулирование совокупного спроса для оживления национального производства, его реиндустриализации на новой технологической основе, формирование базы для построения экономики постиндустриального типа; ♦ укрепление и развитие внутрироссийского рынка путем создания режима наибольшего благоприятствования для отечественных товаропроизводителей; ♦ переход к модели смешанной экономики с эффективными государственным и негосударственным секторами; ♦ реинтеграция экономики России и других стран — членов СНГ, возникновение нового экономического сообщества в полицентрической системе мирового хозяйства. ■ Макроэкономическая стратегия. Сохранение России как великой державы с активным, дееспособным населением, эффективной экономикой, обеспечивающей высокие жизненные стандарты, возможно только на базе вначале оживления, а затем и рещительного подъема национального производства. Поэтому необходима четкая ориентация стратегии реформ на приоритет национально-государственных интересов России — восстановление подорванного длительным кризисом российского производства на основе его модернизации (внедрения сначала ресурсосберегающих, а затем высоких технологий), защиту отечественных производителей, формирование регулируемого внутрироссийского рынка. Отсюда вытекает потребность в повышении роли государства в использовании ценовых, налоговых и кредитно-денежных регуляторов для достижения социальных целей и повышения эффективности производства, в регулировании направленности зарубежных инвестиций в соответствии с приоритетами национально-государственных интересов страны. Тем самым закладываются предпосылки для поддержания высокого уровня занятости, роста благосостояния всех слоев населения, социального согласия в обществе. Первый этап (ближайшие два—три года) долгосрочной стратегии — этап структурного маневра в реальном секторе экономики и в системе управления. Он предполагает: > решение прдблемы дефицита оборотного капитала, ликвидации платежного кризиса. Эти вопросы пока что рассматриваются властями как относительно второстепенные по отношению к ограничению инфляции и уменьшению бюджетного дефицитам Между гем именно дефицит оборотного капитала и платежный Кризис явля- тг Введение Коицептуальиые основы российской модели реформирования
ются основными причинами спада производства, резкого ухудшения качества трудового потенциала предприятий и его использования, роста безработицы, сохранения задолженности по заработной плате. Способ решения — регулируемая остановка роста (и даже понижение) цен на первичные природные ресурсы за счет существенного снижения ставок НДС и ликвидации акцизов в соответствующих отраслях; погашение задолженности федерального бюджета перед народным хозяйством, включая долги по заработной плате. Результат — частичное восстановление оборотного капитала, сокращение вынужденных инвестиций в оборотный капитал и соответственно увеличение собственных средств предприятий, инвестируемых в основной капитал. Это повлечет за собой оживление текущего производства, стабилизацию уровня безработицы, прекращение падения уровня жизни населения. Негативным следствием может стать временное обострение дефицита бюджета (за счет сокращения ставок НДС и ликвидации акцизов в отраслях, добывающих природные ресурсы). Однако такое обострение будет не слишком сильным, так как в результате оживления производства следует ожидать расширения выпуска отечественной продукции, роста ВВП, а значит, и увеличения базы налогообложения. В связи с ограничением роста цен на первичные природные ресурсы устраняется основа инфляции издержек — главного фактора современной российской инфляции и падения уровня жизни населения. В результате финансовая стабилизация становится реальностью, но не столько в силу сжатия денежной массы, сколько по причине нормализации структуры цен; реструктуризацию задолженности реального сектора экономики ограничение возможностей банковской системы в части проведе постепенное (на первом этапе — незначительное) усиление роли бюджета в формировании инвестиционного спроса. Эта акция край- не необходима, так как в ближайшее время нельзя рассчитывать ни на крупные иностранные инвестиции, ни на серьезные сдвиги в банковской политике (банки в лучшем случае начнут более активно кредитовать текущее производство, поскольку оно не требует долгосрочных кредитов). Однако усиление роли бюджета в формировании инвестиционного спроса грозит новым всплеском инфляции. Поэтому данная акция может быть проведена в основном за счет эффекта от восстановления оборотного капитала (посредством нормализации структуры цен). Итак, важной составляющей первого этапа долгосрочной стратегии является преодоление глубоких диспропорций между структурой цен и натурально-вещественным (включая технологический) аспектом производства. Принципиально важное значение на первом этапе приобретает вопрос об изменении направленности интеграции российской экономики в мировой рынок. Если в течение 1992—1996 гг. этот процесс шел достаточно активно за счет перераспределения ресурсов и доходов в пользу экспортных производств и повышения зависимости российского рынка отимпортатоваров народного потребления, то в последующие годы в связи с ожидаемым оживлением внутреннего производства, а значит, увеличением спроса отечественных производителей на пер* вичные и промежуточные ресурсы объем экспорта должен сократиться. Соответственно следует предусмотреть меры в области таможенной политики, ограничивающие экспортную экспансию российских производителей. Важнейшим приоритетом текущего и долгосрочного экономичес Стратегическим просчетом научно-технического развития нашей страны был низкий темп распространения базисных нововведений ресурсосберегающего технологического уклада. Это привело к тупиковой ситуации, когда экономический рост требовал все больших и больших инвестиций в капиталоемкие отрасли по добыче первичного сырья и энергоносителей.
Введение Концептуальные основы российской модели реформирования
Если осуществлять подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то мы вновь попадаем в замкнутый круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей. Опыт Японии, США, Германии и других стран свидетельствует: прежде чем переходить к масштабным инвестициям в наукоемкие и высокие технологии постиндустриального типа, надо завершить распространение в отраслях массового производства базисных нововведений ресурсосберегающего технологического уклада. Только ослабив зависимость производства от чрезмерных затрат ресурсов, можно высвободить финансовые, материальные и трудовые ресурсы для социально-экономического развития на новой технологической основе. Спад производства в машиностроении и в строительстве настолько глубок, что можно в течение 2—3 лет удовлетворять увеличивающийся инвестиционный спрос только за счет повышения коэффициента использования производственных мощностей. То есть на первом этапе восстановление потенциала экономики реально будет происходить на базе традиционной техники. Одновременно должна быть заложена основа для распространения базисных нововведений ресурсосберегающего уклада. Для этого следует выполнить необходимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В машиностроении России большинство предприятий в дореформенный период работало на нужды ВПК. Изменить ситуацию — задача долгосрочного характера, но уже в ближайшее время многие машиностроительные заводы целесообразно передать в гражданские отрасли или в состав контролируемых государством финансово-промышленных групп. Другой важной особенностью долгосрочной стратегии, рассчитанной на возрождение национального производства, должно стать замедление темпов приватизации госсобственности и особенно объектов естественной монополии и крупных предприятий, имеющих народнохозяйственное значение. Хотя при таком замедлении федеральный бюджет лишится части поступлений от распродажи госпакетов акций, экономика и общество в целом выиграют, поскольку, во-первых, заметно снизится социальная напряженность и улучшится криминогенная ситуация в стране (предел собственности — одна из главных причин роста преступлений). Во-вторых, прекратится передача российских индустриальных гигантов в руки иностранного капитала, котррый в ряде случаев подключает их к собственным технологическим цепочкам и тем самым разрушает российский экономический комплекс (например, в алюминиевой промышленности). В-третьих, сохранится государственный сектор, который в состоянии взять на себя основной груз решения задач по реиндустриализации российской экономики. Следует полагать, что замедление темпов приватизации будет характерно не только для ближайших лет, но и для всей долгосрочной перспективы — примерно до 2005 г. Второй этап (ориентировочно до 2003 г.) — этап активного развития отечественного производства, завершения процесса восстановления разрушенной кризисомэкономики. В ходе его ускоряется процесс модернизации отечественного производства на новой технической основе преимущественно за счет отечественного машиностроения, проводится политика ресурсосбережения и одновременно создания полноценного внутрироссииского рынка, в рамках которого преобладают внутренние (а не среднемировые) параметры эффективности, устойчиво повышаются доходы населения, последовательно снижается уровень безработицы, прекращается развал отраслей социальной сферы. Решающее значение приобретают обновление основных фондов и расширение числа рабочих мест. Если к началу второго этапа в российской экономике будет восстановлен оборотный капитал, инфляция снизится до 35—40% в год, станут увеличиваться объемы производства, то возникнут предпосылки для ускоренного роста отечественного производства, и прежде всего сельского хозяйства, отраслей, ориентированных на традиционный потребительский спрос людей среднего и низкого достатка, ряда отраслей обрабатывающей промышленности. Приоритетами национально-государственных интересов России Предпосылками экономического роста в вещественном аспекте являются гигантские по своим масштабам мощности отечественного машиностроения и строительства, которые (несмотря на свою недостаточную эффективность, высокую степень изношенности и сохраняющуюся ориентированность на военное производство) в состоянии в значительной мере удовлетворять инвестиционный спрос отечественных производителей, деятельность которых отвечает национально-государственным интересам России. Учитывая, что машиностроение и строительство на Западе более конкурентоспособны, нежели отечественные, потребуются протекционистские меры по переключению инвестицион- Введение Концептуальные основы российской модели реформирования
ного спроса на российскую продукцию, по защите экономики от внешних конкурентов. Протекционистская политика даст положительный результат, если будут приняты жесткие меры по устранению разрыва между научно-технической, инновационной и инвестиционной политикой. В этой связи для реализации стратегии научно-технического развития наряду с традиционными научно-техническими и целевыми программами требуются национальные и отраслевые программы, предусматривающие распространение ресурсосберегающих технологий и включающие программы НИОКР, освоения нововведений и инвестиций. Научно-техническое развитие любой страны невозможно при технической отсталости сельского хозяйства. За последние годы индустриальным технологиям в сельском хозяйстве России нанесен огромный ущерб, поэтому одними из первоочередных общенациональных программ должны быть программы восстановления научно-технического потенциала сельского хозяйства. Для успешного распространения нововведений постиндустриального типа на втором этапе необходимо сформировать ресурсосберегающую экономическую и техническую среду. За увеличение эксплуатационного эффекта техники приходится платить повышением стоимости ее изготовления. Подготовка к переходу от экономии при инвестировании к экономии в процессе эксплуатации' состоит в накоплении инновационных и инвестиционных ресурсов. Подготовка технической среды заключается в повышении единичной мощности техники при ее миниатюризации, в расширении выпуска более качественного сырья и материалов и т.п. В целом массовое распространение базисных нововведений постиндустриального типа реально лишь после 2005 г., но к этому нужно готовиться заранее. Предпосылками экономического роста в финансовом аспекте могут стать: ♦ ресурсы государства. Возможен заметный рост государственного инвестиционного спроса в различных его формах (финансирование федеральных программ посредством включения их в госзаказ, бюджетный кредит, долевое участие в инвестициях государства и коммерческих структур, выпуск специальных тиражей государственных ценных бумаг с целевым использованием средств на нужды инвестирования, создание фонда государственного страхования инвестиций, совместное финансирование инвестиций федеральным бюджетом и бюджетами территорий и т.д.). Источниками роста бюджетной активности являются, во-первых, прирост доходов бюджета в условиях ожидаемого эконо- мического оживления; во-вторых, дополнительные поступления от реструктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюджетом; ♦ собственные средства предприятий. В рамках рассматриваемой стратегии предполагается, что в ближайшие два—три года оборотный капитал большинства предприятий будет восстановлен, повысится рентабельность производства (за счет нормализации структуры цен и смягчения налогового пресса). В результате амортизационные накопления и часть прибыли предприятия смогут вкладывать в основной кайитал: в модернизацию, реконструкцию и расширение производства. Сохранение льготного налогообложения прибыли, идущей на производствен^ ные инвестиции, а также использование механизма ускоренной амортизации и системы лизинга будут способствовать росту инвестиционного спроса предприятий; ♦ кредитные ресурсы коммерческих банков. Следует ожидать, что коммерческие банки будут постепенно и все больше втягиваться в процесс инвестиционного (долгосрочного) кредитования реального сектора экономики. К этому их будет подталкивать меняющаяся конъюнктура рынка кредитных ресурсов: повышение спроса на инвестиционные кредиты; уменьшение политических и экономических рисков (что в некоторой степени связано с предполагаемым в рассматриваемый период торможением процесса приватизации); сокращение доходности от спекулятивных операций. Дополнительным стимулом к вовлечению банков в инвестиционный процесс может стать открытие специальной кредитной линии Центрального банка РФ с пониженными ставками резервирования и рефинансирования. Следует ожидать, что на данном этапе в России начнется инвестиционный бум. Среднегодовой темп роста производственных капитальных вложений может составить в этот период от 10 до 20%. Инвестиционный бум повлечет за собой активизацию иностранного капитала. Возможны резкий рост предложения иностранных инвестиций, усиление конкурентной борьбы между отечественными и внешними инвесторами. На этом этапе правительству и крупным финансовымкорпора-циям России следовало бы руководствоваться критерием-приоритета национально-государственных интересов при отборе инвестиционных проектов для их поддержки, формировании новой отраслевой структуры хозяйства, долгосрочном кредитовании капитальных вложений-Важно всемерно стимулировать отечественных инвесторов с тем, чтобы они заказывали оборудование, станки, приборьц инструменты З-Курс... Введение Концептуальные основы российской модели реформирования
преимущественно у российских машиностроителей, чтобы строительно-монтажные работы вели не зарубежные, а отечественные фирмы. Государство должно с помощью системы льгот, поощрений ориентировать инвестиционный спрос на отечественное инвестиционное предложение, а зарубежных инвесторов — на реализацию национально-государственных интересов России. Другая особенность стратегии связана с технологической направленностью инвестиционного бума. Учитывая, что Россия до сих пор (в отличие от многих развитых стран) не прошла стадию ресурсосбережения, и прежде всего энергосбережения, и что именно по этой причине структура цен внутреннего рынка существенно отличается от структуры мировых, государству следует принять меры по ориентации инвестиционной активности на решение задач ресурсосбережения. Необходимо разработать и внедрить в систему государственной, статистики индикаторы ресурсосберегающей политики, «настроить» на них налоговый, кредитный, страховой и ценовой механизмы, вести мониторинг за ходом ресурсосберегающего инвестирования и т.д. Специфика данного этапа состоит в том, что ресурсосберегающая политика не сможет затронуть в полной мере трудовой фактор. Это обусловлено, с одной стороны, дефицитом инвестиций и интересами поддержания устойчивого спроса на рабочую силу и минимизации безработицы, а с другой — необходимостью максимального использования эффекта относительной дешевизны рабочей силы для оздоровления отечественного производства. Реализация данной стратегии предполагает государственное регулирование роста цены труда, с тем чтобы вся экономия от снижения материальных издержек производства не была поглощена увеличением затрат на заработную плату. В то же время необходимо начать решительный поворот в общей политике доходов к усилению роли доходов от трудовой деятельности и предпринимательства в противовес спекулятивным доходам от финансовых операций, многоступенчатого посредничества, необоснованного присвоения государственной собственности и т.п. Успешная реализация ресурсосберегающей инвестиционной политики позволит решить одну из наиболее серьезных проблем экономики России — проблему утяжеленности ее вещественной структуры, традиционного преобладания сырьевых, топливно-энергетических отраслей. Очевидно, к концу рассматриваемого второго этапа эта проблема в полной мере не будет решена, тем более что Россия, по-видимому, продолжит активный экспорт нефти, газа, металлов, леса. Однако основы структурных преобразований в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, заложенные в этот период, будут способствовать эффективному развитию экономики в последующие годы, прежде всего широкомасштабному освоению высоких и трудосберегающих технологий. В этой ситуации появятся объективные предпосылки к свертыванию Протекционистского курса, переходу к качественно новому режиму развития, связанному с интеграцией России в мировое экономическое сообщество на равноправной основе. Третий этап (ориентировочно после 2004 г.) — этап активного вхождения России в мировой рынок, широкомасштабного освоения технологий постиндустриального типа и одновременно создания внутреннего рынка, в рамках которого преобладают среднемировые параметры эффективности. В социальном отношении завершающий период этого этапа должен характеризоваться заметным повышением уровня жизни россиян, преодолением массовой бедности трудоспособных граждан и созданием государственной системы защиты социально уязвимых слоев населения. Особенность данного этапа — постепенное свертывание протекционистской политики, замена ее политикой свободного, взаимовыгодного функционирования в рамках мирового экономического сообщества. Следует ожидать, что вхождение в мировой рынок окажется достаточно трудным. Открытая конкуренция российских и иностранных производителей может привести к частичному свертыванию отечественного производства. По этой причине возможны некоторый временный спад производства и увеличение структурной безработицы. Потребуется расширение фронта оплачиваемых общественных работ (при качественном изменении их видов и организационных основ) в целях недопущения длительной безработицы среди трудоспособных граждан, нуждающихся в работ? на условиях найма, и падения ВВП. В то же время другие предприятия, сумевшие адаптироваться к условиям внешней конкуренции, не только сохранят свои позиции, но и, возможно, сумеют завоевать ряд внешних рынков. Рост этих производств позволит преодолеть временный спад в российской экономике и поддержать занятость на социально приемлемом уровне. Начнется период создания новых транснациональных корпораций с участием российского капитала на равноправных условиях. Россия приступит к активному широкомасштабному освоению высоких технологий. На передний план в политике занятости выдвинется задача повышения качественных параметров рабочей силы. з* ИРИРвЧИИВИГ**"4' О содержании переходной экономики
Рвздел-1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|