Здавалка
Главная | Обратная связь

Концептуальные основы российской модели реформирования



Исходные принципы. Глубочайший кризис, в котором оказа­лась .страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетель­ствуют о неадекватности принятого варианта экономических реформ требованиям времени и условиям страны, настоятельно ставят вопрос О необходимости создания другой концепции реформирования, корен­ным образом отличающейся от нынешней. Ее выработка должна быть с; самого начала освобождена от идеологических догм и априорных представлений, выведена за пределы дихотомии «капитализм—социа­лизм». Задачи и проблемы, стоящие перед Россией, связаны со станов­лением новой цивилизации, которая «снимает» противоречия между различными социальными системами, но открывает простор общече­ловеческим ценностям при многообразии национальных культур и мен-талитетов.

.Суть новой социально-экономической стратегии и стержень кон­цепции реформирования страны — в ее постепенном, поэтапном дви­жении к российскому варианту общества постиндустриального типа с довременными характеристиками качества жизни парода, среды оби­тания на основе формирования нового технологического способа произ­водства и многоукладной, социально ориентированна динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в ее, трансфор­мации и регулировании.

Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформи­рования должна основываться на новых принципах и механизмах вза­имодействия компонентов социальной и экономической эффективнос­ти..Приоритетное место в ней следует отвести социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценнос­тей с учетом традиций и национальных особенностей страны.

В условиях перехода к информационному обществу особенно оче­видной становится несостоятельность противопоставления социальных целей и экономической эффективности. Социальные расходы не без­возвратные затраты, не вычет из экономических ресурсов, а обществен-нодеобходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле. Дости-


Курс...


Введение

жение большего социального равенства и социальной справедливости также должно рассматриваться не только как политический принцип,* желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повыше­нию экономической эффективности.

Разумеется, параметры социального развития не могут определять­ся произвольно. Они должны сопрягаться с реальными условиями, эко­номическими возможностями, интересами настоящего и будущего. Оптимум может быть найден лишь путем последовательных итераций социальных и производственных параметров, потребления и накопле­ния с учетом сильного обратного воздействия социальных факторов на эффективность экономики и экономический рост. В условиях ны­нешнего кризиса в России приоритет социальных целей мог бы выра­жаться в установлении неких пороговых значений социальных индика­торов, которые по мере оздоровления экономики должны разверты­ваться в более широкий спектр социальных параметров.

Концепция долговременной экономической политики должна, безусловно, предусматривать переход к технологической базе постин­дустриального информационного типа, структурную перестройку народного хозяйства. Именно это призвано обеспечить такую продук­тивность экономики, которая только и может создать основу для все­стороннего социального прогресса, гуманизации общества. Но данная цель имеет как экономическое, так и более широкое — социально-пси­хологическое — значение, ибо технологическая база сейчас определяет перемены в самом укладе жизни людей, не говоря уже о том, что от ее состояния зависят национальная безопасность, роль и авторитет стра­ны на международной арене, а значит, и морально-психологическая ат­мосфера в обществе.

Конечно, и здесь максималистский подход непригоден. Для созда­ния новой технологической базы потребуется, видимо, несколько деся­тилетий. Сейчас же прежде всего надо предотвратить элементарный развал экономики, обеспечить ее восстановление. В стране не решен еще ряд проблем индустриального общества, так что необходимы бу­дут последовательность и этапность, неизбежна технологическая мно-гоукладность экономики. Но при этом нужна максимальная целенап­равленность на технологическое обновление экономики.

Важнейшее место в экономической стратегии должны занимать системно-институциональные преобразования. Их главная цель — со­здание действенных стимулов предпринимательской и трудовой актив­ности людей. В развитии отношений собственности приоритет должен быть отдан повышению эффективности ее различных форм в тех или


Концептуальные основы российской модели реформирования_______________ 19

иных конкретных условиях. Отсюда — разнообразие форм собствен­ности и многоукладность экономики.

Эволюция экономического механизма, безусловно, связана о пе­реходом к рыночному регулированию экономики со всеми его основными атрибутами: свободным ценообразованием, конкуренцией, свободой принятия решений участниками экономических процессов, развитой рыночной инфраструктурой и денежной системой. Рыночное хозяйст­во — одно из ценнейших достижений человеческой цивилизации, неза­менимый инструмент эффективного ведения хозяйства, адекватный современным мировым экономическим трендам.

Вместе с тем традиционное рыночное регулирование имеет свои слабости и недостатки, которые обнаружили себя в ходе современной трансформации экономики в направлении постиндустриального общес­тва. Как показывает мировой опыт, их можно устранить с помощью встраивания в рыночное хозяйство государственных форм регулирова­ния экономических и особенно социальных процессов.

■- Государство в рыночной системе. В условиях общецивилиза-ционной трансформации происходит фундаментальное изменение роли государства в общественном развитии. Государство перестает быть лишь политическим институтом, выражающим отношения между клас­сами, и превращается в инструмент выполнения общих политических, экономических и социальных функций.

Роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует и исторической традиции России. Это­му же способствуют кризисная обстановка в стране, необходимость жестких мер мобилизационного характера, связанных с поиском выхо­да из сложившейся ситуации и осуществлением серьезных структурно-технологических и институциональных перемен.

Федеративно-региональный аспект. Велик разрыв в уровнях социально-экономического развития субъектов Федерации: по стоимос­ти основных фондов и объему промышленной продукции — в десятки и даже в сотни раз, по среднедушевым доходам, по разным оценкам, — от 6 до 12 раз. Подавляющее большинство субъектов Федерации явля­ются дотационными. Кризис последних лет усугубил экономические трудности регионов, привел к ослаблению их связей с федеральным центром, усилил тенденции экономического сепаратизма.

Из этого вытекает двуединая направленность концепции российс­ких реформ в области региональной экономической политики — раз­витие и укрепление общефедеративных начал в регулировании эко­номических и социальных процессов при недопущении унитарных


 


т




Введение


Концептуальные основы российской модели реформирования



 


тенденций и, одновременно, создание условий для максимальной са­мостоятельности, самофинансирования и самоуправления регионов (субъектов Федерации), исключающих в то же время сепаратистские действия в областях, затрагивающих интересы Федерации в целом или интересы ее субъектов.

С этой целью за федеративным центром должен быть закреплен четко обозначенный минимум экономических, социальных, эколо­гических и иных функций власти и управления и соответственно ре­сурсов, необходимых для их выполнения. Среди них: обеспечение национальной военно-политической и экономической безопасности; поддержание единого рыночного пространства в стране и его инфра­структуры; регулирование естественных монополий общефедерально­го уровня; оказание помощи и обеспечение реконструкции кризисно-депрессивных отраслей и регионов; формирование общефедеральной системы социальных гарантий для населения.

С позиций создания эффективного механизма федеративных от­ношений должны быть разграничены объекты собственности на феде­ральном, региональном (субъектов Федерации) и муниципальном уров­нях. Объем и состав федеральной собственности должны соответство­вать функциям и ответственности центра, в том числе как гаранта со­блюдения долговременных сырьевых, энергетических и экономических интересов всей страны. Аналогично должен быть закреплен экономи­ко-правовой статус государственной собственности субъектов Федера­ции, а также муниципальной собственности как экономической осно­вы местного самоуправления.

В области бюджетного федерализма необходимо полностью раз­граничить сферы финансирования и «развести» системы налоговых и иных поступлений в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Феде­рации и в местные бюджеты. Потребности субъектов Федерации в до­тациях нужно определять по единой методике. Они должны быть одно-канальными, строго целевыми, защищенными от риска, не использо­ваться для компенсации потерь от льгот местным юридическим и физическим лицам. В принципе же долгосрочная концепция должна предусматривать переход большинства субъектов Федерации к режиму финансово-бюджетного самофинансирования.

В области социальной политики должен быть определен перечень общефёдеральных социальных гарантий населению страны, обеспече­на равная социальная защищенность граждан независимо от места их проживания.


«Федерализации» должны быть подвергнуты стратегия и процесс рыночно ориентированных реформ. На основе единства их принципов в рамках Федерации необходимо обеспечить полную возможность уче­та специфических условий и особенностей регионов, выбора форм и темпов преобразований. Как показывает опыт ряда республик и об­ластей, здесь заключен огромный резерв для оптимизации и ускорения прогрессивных преобразований. (Подробнее о государственном регу­лировании и региональном аспекте реформ см. разд. 2).

Стратегические направления развития отношений собствен­ности. Отношения и формы собственности играют определяющую роль в формировании внутренних источников и стимулов развития, в опре­делении их действенности и целевой направленности. В настоящее вре­мя государственная собственность и государственный сектор в резуль­тате избранного жестко централизованного и разверсточного принци­па осуществления приватизации оказались резко сокращенными и полуразрушенными. Они заменены преимущественно формами соб­ственности акционерного типа и в определенной мере индивидуаль­но-частной собственностью. Однако действенных стимулов развития, идущих от отношений собственности, не возникло.

Причины этого заключаются, во-первых, в деформации некото­рых вновь возникших видов собственности, и прежде всего акционер­ной. Многосубъектность последней во многом формальна, отсутству­ют механизмы реального выполнения акционерами функций собствен­ников, связанных с управлением и распоряжением ею. Недостаточно развит фондовый рынок с эффективными механизмами оборота акций. Наконец, общеэкономическая ситуация: падение производства, доход­ности предприятий, инвестиционной активности не позволила реали­зовать акционерам положение собственников через доходы. Во-вторых, эти же факторы привели к сдерживанию развития частной и мелко­групповой собственности (малого бизнеса), практическому отсутствию или резкому ограничению ряда необходимых для экономики страны форм собственности (прежде всего кооперативной и муниципальной). В результате многие слои и группы населения остались фактически от­торгнутыми от отношений собственности, не смогли найти своего мес­та в реформируемой экономике. Отсюда неудовлетворенность рефор­мами, рост опасных для перспектив развития страны теневых и крими­нальных форм и стимулов экономической деятельности.

Следовательно, стратегия реформиррвания отношений и форм собственности должна быть направлена на превращение субъектов от-



Введение


Копцептуальные основы российской модели реформирования



 


ношений собственности в реальных собственников и на развитие под­личной многосекторности экономики. Оба этих направления неотдели­мы друг от друга, ибо реальный собственник может быть только в рам­ках действительно необходимой формы собственности, занявшей эко­номическую нишу в меру своей эффективности, функционирующей в условиях, соответствующих ее содержанию.

Осознание необходимости и важности создания реального много­секторного хозяйства и устранение негативных социально-экономичес­ких последствий, связанных с его отсутствием, в принципе уже произо­шло. Об этом свидетельствует то, что в экономических программах практически всех политических партий и движений выдвинута в качес­тве важнейшего положения необходимость формирования в стране мно­госекторного (многоукладного) хозяйства.

В современной ситуации такая необходимость диктуется рядом обстоятельств:

♦ нарушением воспрозводственных основ хозяйства и его целостнос­ти как экономической системы, автономизацией отдельных сегментов экономики;

♦ деформациями в использовании производственного потенциала, в том числе кадрового (маргинализацией значительных слоев населе­ния), все большей утратой отечественных научно-технических дости­жений;

♦ деградацией ряда территорий и поселений;

♦ недостаточностью возможностей лигитимной адаптации широких слоев населения, многих предприятий и отраслей к рыночным отноше­ниям, криминализацией многих сфер хозяйства.

Поэтому важнейшей стратегической установкой и тактической задачей является создание предпосылок и механизмов становления многосекторного хозяйства.

В рамках современного многосекторного хозяйства различные формы собственности и типы хозяйства при их конкурентности" взаи­модополняют друг друга, необходимы друг для друга и составляют еди­ное целое.

Соответственно стратегия создания реального многосекторного хозяйства должна предусматривать отказ от односторонней ориента­ции на господство в стране одной—двух форм частной собственности и хозяйства (прежде всего акционерной), создание экономических ус­ловий и гарантий развития различных форм собственности (включая как негосударственную, так и государственную), признание многооб-


разия форм собственности и хозяйства (многоукладности) экономичес­кой основой российского общества.

Необходимо создание предпринимательской и конкурентной сре­ды, позволяющей каждой форме собственности и типу хозяйства за­нять хозяйственную нишу в меру их эффективности и в зависимости от изменения последней расширять или сужать такую нишу.

Каждому субъекту хозяйственной деятельности должна быть пре­доставлена возможность свободно выбирать, базируясь на институци­ональных и правовых основах, социальную форму (форму собствен­ности) И сферу хозяйственной деятельности и менять их в соответствии с изменениями своих экономических интересов.

Важной частью стратегии является равноправность различных форм собственности и хозяйства, что предполагает осуществление ряда корректировок стратегии и механизмов ее реализации, направленных на формирование социально ориентированного рыночного хозяйства, в рамках которого только и возможно развитие многосекторного хо­зяйства. Оно, в свою очередь, немыслимо без многоукладной базы, со­здающей предпосылки для взаимоувязанного решения проблем эконо­мической и социальной эффективности.

Данная корректировка предполагает отказ от бессмысленных по­пыток вывода страны из глобального кризиса на основе реализации либерально-монетарной доктрины и переход к политике поощрения производственно-хозяйственной деятельности на всех уровнях, начи­ная с первичных территориальных и хозяйственных ячеек, различных социальных форм и во всех сферах экономики.

В России должны быть созданы действительно благоприятные условия для роста малого предпринимательства, которое само по себе является многосекторным и включает частно-индивидуальные, доле­вые, паевые и муниципальные формы. Многообразие хозяйственных форм преимущественно связано с малым предпринимательствомувклад которого в ВВП, однако, составляет менее' 10% вместо необходимых для сбалансированного развития экономики 20—25%. Причем малое предпринимательство деформировано (хозяйственные формы, в кото­ром оно развивается, мимикрируют, искусственно акционированы) и криминализировано. Малые предприятия составляют менее 35% обще­го числа действующих в настоящее время в стране предприятий. Круп­ные и средние предприятия с точки зрения форм собственности доста­точно однородны. Это государственные предприятия и акционерные общества.



Введение


Копцептуальные основы российской модели реформирования



 


Решение проблем роста предприятий и хозяйств малого предпри­нимательства невозможно без ориентации экономической политики на поддержку производства и устранения искусственного ограничения и централизованного навязывания (идеологически или экономически) его социальных форм. Инвестиционные возможности федерального и ре­гионального уровней следует направить на поддержку акционерных обществ смешанного типа, в том числе посредством привлечения для этих целей свободных средств населения; на поддержку экономически и социально эффективного крупного индивидуально-частного и акци­онерного предпринимательства и предотвращение роста спекулятив­ного капитала, являющегося благоприятной средой криминализации экономики. Одновременно необходимо целенаправленное формирова­ние государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов на основе учета экономических функций государства и их трансформации. Следует изменить методы приватизации, реализацию целей, способов индивидуального подхода к ее осуществлению, предотвратить захват государственного имущест­ва монопольно-олигархическими структурами, создать эффективные механизмы динамики форм собственности и их смены (переход из госу­дарственной в негосударственную, из частной в государственную и муниципальную, из индивидуально-частной в кооперативную и наобо­рот и т.д.) в случае экономической и социальной целесообразности.

С учетом современного состояния развития многосекторнос-ти экономики, потребностей и условий его становления стратегия раз­вития социальных форм хозяйства должна предусматривать возмож­ности:

увеличения числа муниципальных малых и средних предприятий в связи с развитием территориального самоуправления и разгра­ничением полномочий и функций между самоуправленческими структурами и организационными уровнями более высоких по­рядков;

роста некоммерческих хозяйственных структур, выполняющих раз­
личные общественные функции и объединяющих разные предприя­
тия и хозяйства, социальные группы, а также выполняющих функ­
ции социальной защиты разных слоев населения, соответствую­
щих религиозным и иным социальным его интересам, и т.п.;

дифференциации и трансформации акционерных предприятий
смешанного типа (с долей государственной собственности) под
влиянием процессов приватизации, национализации или выкупа
государством всего пакета акций и других способов или в госу­
дарственные, или в частные, или в акционерные предприятия (без
существенного влияния государственного капитала). Решение про-


блем «полугосударственных» предприятий необходимо осущес­твить в ближайшее время, поскольку они занимают сейчас наи­более существенный удельный вес в экономике и наиболее неус­тойчивы.

Для осуществления такой трансформации, во-первых, необходи­мы решительные действия по пресечению криминализации экономики, что позволит, в частности, выявить реальных собственников и хозяев предприятий. В результате многие из нынешних акционерных обществ смогут выявиться и оформиться как индивидуально-частные крупные предприятия. Во-вторых, возможно преобразование части АО в произ­водственные кооперативы, в том числе достаточно крупные. В-треть­их, необходимо создать условия для появления и развития предприятий с собственностью работников.

Следует отказаться как от некоей самоцели от снижения доли го­сударственного сектора экономики и уменьшения количества государ­ственных предприятий. Создание эффективного и полноценного госу­дарственного сектора должно стать принципиальной задачей ответ­ственных за экономику структур государства. Осуществление этого процесса станет возможным на базе неизбежного возврата части АО в государственное хозяйство, создания казенных предприятий, но с та­кой степенью хозяйственной свободы, которая позволит им быть эко­номически эффективными, а также на базе образования не только но? вых негосударственных, но и государственных предприятий по произ­водству и созданию перспективных технологий, экологической защи­ты, освоению перспективных территорий.

Стратегические цели России. Учитывая мировые тенденции трансформационных преобразований, геополитические и националь­но-исторические особенности России, ее мощный ресурсный и духов­ный потенциал, основной целью социально-экономического развития может и должно стать последовательное движение к российскому вари­анту информационно-индустриального общества с многосекторной социально ориентированной рыночной экономикой. Это предопределяет государственную стратегию развития экономики и общества, форми­рования политических и экономических отношений с окружающим миром на обозримую перспективу (35—40 лет).

В ближайшее десятилетие предстоит преодолеть глубокие эконо­мические и социальные деформации; остановить развал научно-техни­ческого, производственного, трудового, духовного потенциала; пред­отвратить стремительное скатывание России в разряд слаборазвитых государств, поставляющих сырье, энергию, дешевую рабочую силу со-



Введение


Концептуальные основы российской модели реформирования



 


временным информационно-индустриальным странам. Потребуются серьезные усилия по возрождению экономики, прежде всего обрабаты­вающей промышленности, формированию квалифицированных кадров, активизации научных разработок, повышению экологическбй безопас­ности, укреплению обороноспособности страны, причем не путем воз­врата к механизмам директивной экономики, а посредством углубле­ния рыночных реформ, развития конкурентных отношений, создания адекватных форм государственного и социального регулирования, со­вершенствования рыночной инфраструктуры.

Особенности предстоящего десятилетнего периода предопределя­ют специфику стратегических целей, среди которых наиболее сущес­твенны следующие.

В области социальной безопасности (защита личности, здоровья нации, окружающей среды, территориальной целостности, трудовых и культурных ценностей) необходимо обеспечить:

♦ перелом негативной тенденции к сокращению численности насе­ления и продолжительности жизни россиян, укрепление здоровья на­ции;

♦ ослабление негативных воздействий на окружающую природную среду;

♦ восстановление традиционно высокого в России духовного, на­учного и образовательного потенциала;

♦ снижение уровня преступности, обеспечение законности и пра­вопорядка, разрешение региональных конфликтов, укрепление оборо­носпособности страны.

В области социальной политики (доходы и занятость) в течение ближайших десяти лет требуется:

♦ переломить тенденцию к обнищанию населения, создать условия для роста реальных доходов трудящихся темпами, близкими и даже рав­ными ожидаемому темпу роста ВВП;

♦ предотвратить дальнейшее углубление имущественной дифферен­циации населения, обеспечить прожиточный минимум для всех;

♦ преодолеть тенденцию к усилению роли нетрудовых факторов в формировании доходов населения, повысить долю заработной платы в доходах населения до 60—65%;

♦ поддерживать высокий уровень занятости и использования тру­дового потенциала, не допуская, чтобы показатель среднего уровня без­работицы (рассчитанный по методологии МОТ) превышал 5—6%, с ориентацией на постепенное его снижение до естественной для Рос­сии нормы 3-4% экономически активного населения.


Стратегическими целями в области экономической политики мо­гут стать:

♦ стимулирование совокупного спроса для оживления националь­ного производства, его реиндустриализации на новой технологической основе, формирование базы для построения экономики постиндустри­ального типа;

♦ укрепление и развитие внутрироссийского рынка путем созда­ния режима наибольшего благоприятствования для отечественных то­варопроизводителей;

♦ переход к модели смешанной экономики с эффективными госу­дарственным и негосударственным секторами;

♦ реинтеграция экономики России и других стран — членов СНГ, возникновение нового экономического сообщества в полицентричес­кой системе мирового хозяйства.

Макроэкономическая стратегия. Сохранение России как вели­кой державы с активным, дееспособным населением, эффективной эко­номикой, обеспечивающей высокие жизненные стандарты, возможно только на базе вначале оживления, а затем и рещительного подъема национального производства. Поэтому необходима четкая ориентация стратегии реформ на приоритет национально-государственных инте­ресов России — восстановление подорванного длительным кризисом российского производства на основе его модернизации (внедрения сна­чала ресурсосберегающих, а затем высоких технологий), защиту оте­чественных производителей, формирование регулируемого внутрирос­сийского рынка. Отсюда вытекает потребность в повышении роли государства в использовании ценовых, налоговых и кредитно-денежных регуляторов для достижения социальных целей и повышения эффектив­ности производства, в регулировании направленности зарубежных ин­вестиций в соответствии с приоритетами национально-государствен­ных интересов страны. Тем самым закладываются предпосылки для под­держания высокого уровня занятости, роста благосостояния всех слоев населения, социального согласия в обществе.

Первый этап (ближайшие два—три года) долгосрочной страте­гии — этап структурного маневра в реальном секторе экономики и в системе управления. Он предполагает:

> решение прдблемы дефицита оборотного капитала, ликвидации пла­тежного кризиса. Эти вопросы пока что рассматриваются властя­ми как относительно второстепенные по отношению к ограниче­нию инфляции и уменьшению бюджетного дефицитам Между гем именно дефицит оборотного капитала и платежный Кризис явля-


тг



Введение


Коицептуальиые основы российской модели реформирования



 


ются основными причинами спада производства, резкого ухудше­ния качества трудового потенциала предприятий и его использо­вания, роста безработицы, сохранения задолженности по заработ­ной плате.

Способ решения — регулируемая остановка роста (и даже понижение) цен на первичные природные ресурсы за счет сущес­твенного снижения ставок НДС и ликвидации акцизов в соответ­ствующих отраслях; погашение задолженности федерального бюд­жета перед народным хозяйством, включая долги по заработной плате. Результат — частичное восстановление оборотного капи­тала, сокращение вынужденных инвестиций в оборотный капи­тал и соответственно увеличение собственных средств предпри­ятий, инвестируемых в основной капитал. Это повлечет за собой оживление текущего производства, стабилизацию уровня безра­ботицы, прекращение падения уровня жизни населения.

Негативным следствием может стать временное обострение де­фицита бюджета (за счет сокращения ставок НДС и ликвидации акцизов в отраслях, добывающих природные ресурсы). Однако та­кое обострение будет не слишком сильным, так как в результате оживления производства следует ожидать расширения выпуска отечественной продукции, роста ВВП, а значит, и увеличения базы налогообложения.

В связи с ограничением роста цен на первичные природные ре­сурсы устраняется основа инфляции издержек — главного факто­ра современной российской инфляции и падения уровня жизни на­селения. В результате финансовая стабилизация становится реаль­ностью, но не столько в силу сжатия денежной массы, сколько по причине нормализации структуры цен;

реструктуризацию задолженности реального сектора экономики
по платежам в федеральный бюджет.
Ее целесообразно провести
по двум направлениям: амнистировать задолженность по пене и
штрафам, накопившуюся в связи с неплатежами в бюджет (она
составляет более 10 трлн р.); осуществить отсрочку на 2—3 года
по выплате долга посредством его оформления в виде налогового
кредита с низкой ставкой процента (вероятно, в размере 10% го­
довых);

ограничение возможностей банковской системы в части проведе­
ния спекулятивных операций, стимулирование банковского креди­
тования производства.
Эта мера крайне необходима для восста­
новления нормального денежного обращения в реальном секторе
экономики. Стимулировать банковское кредитование реального
сектора экономики можно посредством дифференцированной сис­
темы налогообложения, предусматривающей высокие ставки по
спекулятивным операциям и низкие — по кредитованию произ­
водства;

постепенное (на первом этапе незначительное) усиление роли бюджета в формировании инвестиционного спроса. Эта акция край-


не необходима, так как в ближайшее время нельзя рассчитывать ни на крупные иностранные инвестиции, ни на серьезные сдвиги в банковской политике (банки в лучшем случае начнут более актив­но кредитовать текущее производство, поскольку оно не требует долгосрочных кредитов). Однако усиление роли бюджета в фор­мировании инвестиционного спроса грозит новым всплеском ин­фляции. Поэтому данная акция может быть проведена в основ­ном за счет эффекта от восстановления оборотного капитала (по­средством нормализации структуры цен).

Итак, важной составляющей первого этапа долгосрочной страте­гии является преодоление глубоких диспропорций между структурой цен и натурально-вещественным (включая технологический) аспектом производства.

Принципиально важное значение на первом этапе приобретает вопрос об изменении направленности интеграции российской эконо­мики в мировой рынок. Если в течение 1992—1996 гг. этот процесс шел достаточно активно за счет перераспределения ресурсов и доходов в пользу экспортных производств и повышения зависимости российско­го рынка отимпортатоваров народного потребления, то в последую­щие годы в связи с ожидаемым оживлением внутреннего производства, а значит, увеличением спроса отечественных производителей на пер* вичные и промежуточные ресурсы объем экспорта должен сократить­ся. Соответственно следует предусмотреть меры в области таможенной политики, ограничивающие экспортную экспансию российских произ­водителей.

Важнейшим приоритетом текущего и долгосрочного экономичес­
кого развития страны является предотвращение угрозы утраты Россией
ее научно-технического потенциала.
Для этого требуется, во-первых, уже
в ближайшие годы восстановить дореформенную долю расходов бюд­
жетов всех уровней на фундаментальную и отраслевую науку, высшее
и среднее образование, на поддержку конструкторских и проектных
организаций. Во-вторых, нужна активная инновационная и промыш­
ленная политика, направленная на распространение в отраслях массо­
вого производства сначала ресурсосберегающих, а затем постиндустри­
альных технологий.

Стратегическим просчетом научно-технического развития нашей страны был низкий темп распространения базисных нововведений ре­сурсосберегающего технологического уклада. Это привело к тупико­вой ситуации, когда экономический рост требовал все больших и боль­ших инвестиций в капиталоемкие отрасли по добыче первичного сырья и энергоносителей.


 



Введение


Концептуальные основы российской модели реформирования



 


Если осуществлять подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то мы вновь попадаем в замкнутый круг: рост производст­ва в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энер­гоносителей. Опыт Японии, США, Германии и других стран свидетель­ствует: прежде чем переходить к масштабным инвестициям в наукоем­кие и высокие технологии постиндустриального типа, надо завершить распространение в отраслях массового производства базисных новов­ведений ресурсосберегающего технологического уклада. Только осла­бив зависимость производства от чрезмерных затрат ресурсов, можно высвободить финансовые, материальные и трудовые ресурсы для со­циально-экономического развития на новой технологической основе.

Спад производства в машиностроении и в строительстве настоль­ко глубок, что можно в течение 2—3 лет удовлетворять увеличиваю­щийся инвестиционный спрос только за счет повышения коэффициен­та использования производственных мощностей. То есть на первом эта­пе восстановление потенциала экономики реально будет происходить на базе традиционной техники. Одновременно должна быть заложена основа для распространения базисных нововведений ресурсосберегаю­щего уклада. Для этого следует выполнить необходимые научно-иссле­довательские и опытно-конструкторские работы.

В машиностроении России большинство предприятий в дорефор­менный период работало на нужды ВПК. Изменить ситуацию — зада­ча долгосрочного характера, но уже в ближайшее время многие маши­ностроительные заводы целесообразно передать в гражданские отрас­ли или в состав контролируемых государством финансово-промышлен­ных групп.

Другой важной особенностью долгосрочной стратегии, рассчитан­ной на возрождение национального производства, должно стать замед­ление темпов приватизации госсобственности и особенно объектов естественной монополии и крупных предприятий, имеющих народно­хозяйственное значение. Хотя при таком замедлении федеральный бюд­жет лишится части поступлений от распродажи госпакетов акций, эко­номика и общество в целом выиграют, поскольку, во-первых, заметно снизится социальная напряженность и улучшится криминогенная си­туация в стране (предел собственности — одна из главных причин ро­ста преступлений). Во-вторых, прекратится передача российских ин­дустриальных гигантов в руки иностранного капитала, котррый в ряде случаев подключает их к собственным технологическим цепочкам и тем самым разрушает российский экономический комплекс (например,


в алюминиевой промышленности). В-третьих, сохранится государствен­ный сектор, который в состоянии взять на себя основной груз решения задач по реиндустриализации российской экономики.

Следует полагать, что замедление темпов приватизации будет ха­рактерно не только для ближайших лет, но и для всей долгосрочной перспективы — примерно до 2005 г.

Второй этап (ориентировочно до 2003 г.) — этап активного раз­вития отечественного производства, завершения процесса восстановле­ния разрушенной кризисомэкономики. В ходе его ускоряется процесс модернизации отечественного производства на новой технической основе преимущественно за счет отечественного машиностроения, про­водится политика ресурсосбережения и одновременно создания полно­ценного внутрироссииского рынка, в рамках которого преобладают внутренние (а не среднемировые) параметры эффективности, устойчи­во повышаются доходы населения, последовательно снижается уровень безработицы, прекращается развал отраслей социальной сферы. Реша­ющее значение приобретают обновление основных фондов и расшире­ние числа рабочих мест.

Если к началу второго этапа в российской экономике будет вос­становлен оборотный капитал, инфляция снизится до 35—40% в год, станут увеличиваться объемы производства, то возникнут предпосыл­ки для ускоренного роста отечественного производства, и прежде все­го сельского хозяйства, отраслей, ориентированных на традиционный потребительский спрос людей среднего и низкого достатка, ряда от­раслей обрабатывающей промышленности.

Приоритетами национально-государственных интересов России
при ориентации на возрождение и активизацию национального произ­
водства на втором этапе являются также строительство дорог и подъ­
ездных путей, создание синхронизированной товаропроводящей сети,
модернизация средств транспорта и связи. >

Предпосылками экономического роста в вещественном аспекте являются гигантские по своим масштабам мощности отечественного машиностроения и строительства, которые (несмотря на свою недоста­точную эффективность, высокую степень изношенности и сохраняю­щуюся ориентированность на военное производство) в состоянии в зна­чительной мере удовлетворять инвестиционный спрос отечественных производителей, деятельность которых отвечает национально-государ­ственным интересам России. Учитывая, что машиностроение и строи­тельство на Западе более конкурентоспособны, нежели отечественные, потребуются протекционистские меры по переключению инвестицион-



Введение


Концептуальные основы российской модели реформирования



 


ного спроса на российскую продукцию, по защите экономики от внеш­них конкурентов.

Протекционистская политика даст положительный результат, если будут приняты жесткие меры по устранению разрыва между научно-технической, инновационной и инвестиционной политикой. В этой свя­зи для реализации стратегии научно-технического развития наряду с традиционными научно-техническими и целевыми программами тре­буются национальные и отраслевые программы, предусматривающие распространение ресурсосберегающих технологий и включающие про­граммы НИОКР, освоения нововведений и инвестиций.

Научно-техническое развитие любой страны невозможно при тех­нической отсталости сельского хозяйства. За последние годы индустри­альным технологиям в сельском хозяйстве России нанесен огромный ущерб, поэтому одними из первоочередных общенациональных про­грамм должны быть программы восстановления научно-технического потенциала сельского хозяйства.

Для успешного распространения нововведений постиндустриаль­ного типа на втором этапе необходимо сформировать ресурсосберега­ющую экономическую и техническую среду. За увеличение эксплуата­ционного эффекта техники приходится платить повышением стоимос­ти ее изготовления. Подготовка к переходу от экономии при инвести­ровании к экономии в процессе эксплуатации' состоит в накоплении инновационных и инвестиционных ресурсов. Подготовка технической среды заключается в повышении единичной мощности техники при ее миниатюризации, в расширении выпуска более качественного сырья и материалов и т.п. В целом массовое распространение базисных новов­ведений постиндустриального типа реально лишь после 2005 г., но к этому нужно готовиться заранее.

Предпосылками экономического роста в финансовом аспекте мо­гут стать:

ресурсы государства. Возможен заметный рост государственно­го инвестиционного спроса в различных его формах (финансирование федеральных программ посредством включения их в госзаказ, бюджет­ный кредит, долевое участие в инвестициях государства и коммерчес­ких структур, выпуск специальных тиражей государственных ценных бумаг с целевым использованием средств на нужды инвестирования, создание фонда государственного страхования инвестиций, совместное финансирование инвестиций федеральным бюджетом и бюджетами тер­риторий и т.д.). Источниками роста бюджетной активности являются, во-первых, прирост доходов бюджета в условиях ожидаемого эконо-


мического оживления; во-вторых, дополнительные поступления от рес­труктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюд­жетом;

собственные средства предприятий. В рамках рассматриваемой стратегии предполагается, что в ближайшие два—три года оборотный капитал большинства предприятий будет восстановлен, повысится рен­табельность производства (за счет нормализации структуры цен и смяг­чения налогового пресса). В результате амортизационные накопления и часть прибыли предприятия смогут вкладывать в основной кайитал: в модернизацию, реконструкцию и расширение производства. Сохра­нение льготного налогообложения прибыли, идущей на производствен^ ные инвестиции, а также использование механизма ускоренной амор­тизации и системы лизинга будут способствовать росту инвестицион­ного спроса предприятий;

кредитные ресурсы коммерческих банков. Следует ожидать, что коммерческие банки будут постепенно и все больше втягиваться в про­цесс инвестиционного (долгосрочного) кредитования реального секто­ра экономики. К этому их будет подталкивать меняющаяся конъюн­ктура рынка кредитных ресурсов: повышение спроса на инвестицион­ные кредиты; уменьшение политических и экономических рисков (что в некоторой степени связано с предполагаемым в рассматриваемый период торможением процесса приватизации); сокращение доходнос­ти от спекулятивных операций. Дополнительным стимулом к вовлече­нию банков в инвестиционный процесс может стать открытие специ­альной кредитной линии Центрального банка РФ с пониженными став­ками резервирования и рефинансирования.

Следует ожидать, что на данном этапе в России начнется инвести­ционный бум. Среднегодовой темп роста производственных капиталь­ных вложений может составить в этот период от 10 до 20%. Инвестици­онный бум повлечет за собой активизацию иностранного капитала. Возможны резкий рост предложения иностранных инвестиций, усиле­ние конкурентной борьбы между отечественными и внешними инвес­торами. На этом этапе правительству и крупным финансовымкорпора-циям России следовало бы руководствоваться критерием-приоритета национально-государственных интересов при отборе инвестиционных проектов для их поддержки, формировании новой отраслевой структу­ры хозяйства, долгосрочном кредитовании капитальных вложений-Важно всемерно стимулировать отечественных инвесторов с тем, что­бы они заказывали оборудование, станки, приборьц инструменты


З-Курс...



Введение


Концептуальные основы российской модели реформирования



 


преимущественно у российских машиностроителей, чтобы строитель­но-монтажные работы вели не зарубежные, а отечественные фирмы. Государство должно с помощью системы льгот, поощрений ориенти­ровать инвестиционный спрос на отечественное инвестиционное пред­ложение, а зарубежных инвесторов — на реализацию национально-го­сударственных интересов России.

Другая особенность стратегии связана с технологической направ­ленностью инвестиционного бума. Учитывая, что Россия до сих пор (в отличие от многих развитых стран) не прошла стадию ресурсосбере­жения, и прежде всего энергосбережения, и что именно по этой причи­не структура цен внутреннего рынка существенно отличается от струк­туры мировых, государству следует принять меры по ориентации ин­вестиционной активности на решение задач ресурсосбережения. Необ­ходимо разработать и внедрить в систему государственной, статистики индикаторы ресурсосберегающей политики, «настроить» на них нало­говый, кредитный, страховой и ценовой механизмы, вести мониторинг за ходом ресурсосберегающего инвестирования и т.д.

Специфика данного этапа состоит в том, что ресурсосберегающая политика не сможет затронуть в полной мере трудовой фактор. Это обусловлено, с одной стороны, дефицитом инвестиций и интересами поддержания устойчивого спроса на рабочую силу и минимизации без­работицы, а с другой — необходимостью максимального использова­ния эффекта относительной дешевизны рабочей силы для оздоровле­ния отечественного производства.

Реализация данной стратегии предполагает государственное ре­гулирование роста цены труда, с тем чтобы вся экономия от снижения материальных издержек производства не была поглощена увеличени­ем затрат на заработную плату. В то же время необходимо начать ре­шительный поворот в общей политике доходов к усилению роли дохо­дов от трудовой деятельности и предпринимательства в противовес спекулятивным доходам от финансовых операций, многоступенчатого посредничества, необоснованного присвоения государственной соб­ственности и т.п.

Успешная реализация ресурсосберегающей инвестиционной поли­тики позволит решить одну из наиболее серьезных проблем экономики России — проблему утяжеленности ее вещественной структуры, тради­ционного преобладания сырьевых, топливно-энергетических отраслей. Очевидно, к концу рассматриваемого второго этапа эта проблема в полной мере не будет решена, тем более что Россия, по-видимому, про­должит активный экспорт нефти, газа, металлов, леса. Однако основы


структурных преобразований в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, заложенные в этот период, будут способствовать эффектив­ному развитию экономики в последующие годы, прежде всего широко­масштабному освоению высоких и трудосберегающих технологий. В этой ситуации появятся объективные предпосылки к свертыванию Про­текционистского курса, переходу к качественно новому режиму разви­тия, связанному с интеграцией России в мировое экономическое сооб­щество на равноправной основе.

Третий этап (ориентировочно после 2004 г.) — этап активного вхождения России в мировой рынок, широкомасштабного освоения тех­нологий постиндустриального типа и одновременно создания внутрен­него рынка, в рамках которого преобладают среднемировые параметры эффективности. В социальном отношении завершающий период это­го этапа должен характеризоваться заметным повышением уровня жиз­ни россиян, преодолением массовой бедности трудоспособных граждан и созданием государственной системы защиты социально уязвимых сло­ев населения. Особенность данного этапа — постепенное свертывание протекционистской политики, замена ее политикой свободного, взаи­мовыгодного функционирования в рамках мирового экономического сообщества.

Следует ожидать, что вхождение в мировой рынок окажется до­статочно трудным. Открытая конкуренция российских и иностранных производителей может привести к частичному свертыванию отечествен­ного производства. По этой причине возможны некоторый временный спад производства и увеличение структурной безработицы. Потребу­ется расширение фронта оплачиваемых общественных работ (при ка­чественном изменении их видов и организационных основ) в целях не­допущения длительной безработицы среди трудоспособных граждан, нуждающихся в работ? на условиях найма, и падения ВВП.

В то же время другие предприятия, сумевшие адаптироваться к условиям внешней конкуренции, не только сохранят свои позиции, но и, возможно, сумеют завоевать ряд внешних рынков. Рост этих про­изводств позволит преодолеть временный спад в российской экономи­ке и поддержать занятость на социально приемлемом уровне. Начнет­ся период создания новых транснациональных корпораций с участием российского капитала на равноправных условиях. Россия приступит к активному широкомасштабному освоению высоких технологий. На передний план в политике занятости выдвинется задача повышения качественных параметров рабочей силы.

з*


ИРИРвЧИИВИГ**"4'


О содержании переходной экономики



 


Рвздел-1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.