Здавалка
Главная | Обратная связь

Йогирадж Шри Девараха Баба.



Индийская литература имеет очень древнее происхождение. Она хорошо организована. Веды считаются апаурушея, богооткровенными писаниями. Они есть само знание. В этом заключается их мистическая природа. Каждую из Вед делят на три части: 1) самхита (собрание гимнов и молитв), 2) брахманы (божественные книги, поясняющие содержание вед) и 3) упанишады (философско-теологическая часть Вед). Главными же компонентами этих трёх частей являются кармаканда (обрядовый раздел), гъянаканда (раздел о знании)и упасанаканда (раздел о поклонении Богу).

В век Крита-юги (золотой век, последний из четырёх мировых периодов) ведическая литература определённо должна была существовать в большем объёме, нежели существует сегодня. Пантаджали Муни в своей «Махабхашйе» говорит о 21 разделе Ригведы (первая и главная из четырех Вед - Веда поэтических гимнов, обращенных к богам), 100 разделах Яджурведы (Веда жертвенных заклинаний), 2000 разделах Самаведы (Веда мелодии, звучаний) и 9 разделах Атхарваведы (содержит заклинания и заговоры против болезней, демонов, врагов и пр.). В Муктика-упанишад он так же называет ещё больше разделов. Ригведа представляет собой ричи (ведические гимны). Произносимые в полный голос во время жертвоприношения мантры (молитвы) называются ричами. Мантры объединены в сукты, а сукты в мандалы. Таким образом, Ригведа состоит из 10 мандалов и 1070 сукт. С этой Ведой связаны две брахманы и несколько упанишад. Две Брахманы – это Айтарэя и Шакхаяна (или Коушитаки). В Айтарэе выделяют 40, а в Шакхаяне – 30 разделов. В них содержится несколько историко-географических описаний, а так же названий и карик (карика – в санскритской литературе комментарий в виде двустишия). Эти брахманы в свою очередь объединены в аранйаку, в которой описываются постижения риши. С этим же связаны и упанишады. айтарэи тоже представляют собой собрание из пяти араньяк, а некоторые из этих айтарай называют Айтарэя-упанишад. Существует так же 3 части Каушитаки-аранйаки, а некоторые из них называются каушитаки-упанишад. Брахмана является одним из разделов Ригведы, второй её раздел – это

Вашкала-упанишад и Майттраяни-упанишад, а третий - Сутры. В сутрах выделяют: 1) Шрота-сутры. Их так же называют Кальпа-сутры (сочинения, содержащие подробные описания ведических жертвоприношений и обрядов). 2) Грихья-сутры (сочинения, излогающие правила проведения домашних обрядов). Сутры известны также под именами различных риши, таких как например Ашвалаяна, Шанкхаяна, Джейминия, Вейшанпаяна и др. Существует так же несколько сборников риксамхит (риксамхита – собрание гимнов Ригведы), в которых исследуются стихосложение, природа Бога и постижения риши.

Яджурведасостоит из 40 разделов и 1889 мантр, половину из которых можно встретить в Ригведе. Существует 89 её различных течений. Есть так же 2 её издания: Кришна-яджурведа и Шукла-яджурведа. Раньше самхита и брахманы были одним целым, тогда как Шукла и Ваджасаная представляли собой лишь самхиту. Яджурведа, как видно из названия, представляла собой описание жертвоприношений и их правил. Если Ригведу называют ведой жрецов хота (совершают жертвоприношения на огне), то Яджурведу называют ведой жрецов адхварью (читают мантры во время жертвоприношений). Кришна-яджурведа так же неотделима от брахман, и её прозаическую часть называют брахманой, однако Майттирия-брахмана является отдельной брахманой Яджурведы. В ней выделяют три части. Тайттирия-араньяка так же является одной из частей этой брахманы. Некоторые её разделы известны как упанишады. Кришна-яджурведа включает около 33 упанишад, из которых наиболее известна Катха и Шветашватара. Шатапатха-брахмана, состоящая из ста разделов, является частью Шукла-яджурведы. Эта Брахмана значима с нескольких точек зрения. Араньяка этой упанишад так же известна под названием Врихадараньяка-упанишад. Последний раздел Яджурведы известен как Иша-упанишада.Кроме неё в яджурведу входят ещё 17 упанишад. Число сутр, входящих в Яджурведу так же очень велико.

Самаведа-самхита состоит из 15 песен, 32 частей и 460 сутр. Большинство из них встречаются в Ригведе, лишь 75 стоят особняком. С точки зрения мелодики и звучания эта самхита имеет очень большое значение. Во время жертвоприношений мантры Самаведы произносятся в голос.Того, кто читает мантры называют удгата. Мантры бывают четырёх видов: грамагая, уха, ухья, араньягана. Постичь знание о звуках Самаведы очень сложно. Её гимны называют самагити. В Самаведу входят несколько брахман, самые известные из них Тандья, Махабрахмана, Шадавинша, Самавидхана, Арьяя, Деватадхьяя и Мантра. Наиболее значимыми упанишадами Самаведа-самхиты являются Чхандогья-упанишад и Кена-уфпанишад.

Атхарваведа-самхита состоит из 12 глав и 731 сукты. Атхарвана, Ангираса и Бхригу её создатели. Главной темой этой самхиты является брахмагьяна (познание мирового духа, Брахмы). Эта самхита имеет большое историческое и социальное значение, т.к. в ней так же исследуется образ жизни представителей различных каст. Относящаяся к Атхарваведе

Гопатх-брахмана так же широко известна. От неё берут начало несколько собраний сутр.Особого упоминания заслуживают Каушика, Накшатра калпа сутра, Вайтала сутра и Шантикалпа сутра. С этой Самхитой связаны так же несколько упанишад, такие как Мундака, Мандукья, Прашна, Грисинха, Тапани и Муктика-упанишада.

Веды имеют Упаведы (светские науки, происходящие от Вед). Упавед всего 4: Аюрведа, произошедшая от Ригведы, Дханурведа – от Яджурведы, Гандхарваведа – от Самаведы, Артхашастра – от Атхарваведы. Так же Веды имеют 6 составляющих.Это шикша, вьякарана, чханда, нирукта, джьётиша и кальпа. Так же выделяют несколько подразделов Вед. Это Пурана, Ньяя, Миманса и Дхармашастра.

Чтобы постичь знание Вед очень важно изучать все эти составляющие и подразделы. Веды древнейшее писание в мире. В Индии с незапамятных времён считается, что Веды есть апаурушейа и создана Господом для блага всего человечества. Средства достижения всеобщего блага, которые невозможно постичь путём предположений или опытов, можно почерпнуть в Ведах. Упанишады есть вершина индийской мысли. В них исследуется основные элементы жизни и природы. Та субстанция, из которой возникла и развилась проявленная (видимая) вселенная и описывается словом божиим в Ведах, пуранах и удпанишадах. Отличительные черты Брахмы - это врихата и врихманатва. Слово врихата означает огромность, величие, могущество. Брахма настолько огромен, велик и могущественен, что нет такого слова, которое способно было бы это передать и такой меры, которой можно было бы это измерить. Можно сказать лишь то, что он безгранично врихата. К нему невозможно применить какую-либо систему мер или веса. Слово врихманатва означает увеличивать, развивать. Именно Брахма есть та субстанция, от которой берёт начало и развивается всё сущее, а так же развивается всё разнообразие форм. Помогает в этом Брахме его безначальная энергия, Т.е. можно сказать, что именно эта его энергия и является источником развития вселенной. Существует три формы этой энергии: сат, радж и тама (соответственно: добродетель, страсть, невежество). В Веданте (дословно: конец Вед – одна из идеалистических систем индийской философии, возникшая на основе упанишад) эта энергия упоминается как авидья или майа. Там даётся её подробноё описание и ей даётся название анирвачанья(то, что невозможно описать). В философии санкхья её описывают как тригунатмака пракрити (тригунатмака – заключающий в себе 3 начала, составляющих природу: сат, радж и тама. Пракрити – природа; первопричина мира объектов). Ньяя (одна из ортодоксальных идеалистических систем древнеиндийской философии) говорит о ней как о незримой энергии – первопричине всех живых существ. В философии шиваизма эта энергия представлена в виде вимарша-шакти (энергия мышления, обдумывания, изучения). В философии вайшнавов она известна как помогающая Господу энергия под именами Лакшми, Радхи и др.

Энергия сат присутствует всегда – «Набхаво видъятэ сатах». Во вселенной для возникновения проявленного существования необходима сат Брахмана. С незапамятных времён последователи философских течений и писатели исследуют эту субстанцию, и современные учёные так же исследуют её. Она толкуется, и всегда будет толковаться относительно традиций, места и времени, а так же личности. Наверное, поэтому в шрути говориться – «экам сад випра бахудх ваданти». В нескольких суктах Ригведы она так же очень ярко описывается. И в упанишадах встречается несколько различных её описаний:

Сатьям гйанаманаштам брахма(Тайттирия-упанишада 2|2|1 )

Таччхубхрам джйотишам джйотих (Мундака-упанишада)

Вйааноранийам махато махиян (Катха-упанишада 2|20)

Нишкалам нишкрийам шантам ниравадйам ниранджанам (Шветашвара-упанишада 3|23)

Попытки толкования этой неописуемой, безграничной сат и явились причиной возникновения всех философских течений.

Учёные с лёгкостью находят в Ведах признаки таких современных философских течений как джаравади и бхаутикавади.

В отношении индийской философии существует одно большое заблуждение, что в её основе лежит чистое страдание и разочарование; а так же что её основной тезис это отречение, аскетизм, и поэтому она не может выдержать проверку на пробирном камне науки. Это мнение абсолютно неверно и ошибочно. Действительное положение вещей таково, что в основе индийской философии лежат та надежда на счастье и то его достижение, которые являются конечной целью науки. Индийская философия очень тесно связана с жизнью. Жизнь и философия это две стороны одной медали.

Философия – теоретическая сторона, а жизнь – практическая.Индийские философы изучают жизнь через призму философии. В этом их самобытность и их успех. Досконально исследовать основные жизненные трудности и показать их истинную сущность и есть основной вопрос обсуждения философии. Именно та жажда знания, что лежит в основе философии и толкает нас на практике пускаться во всё новые исследования и поиски в области жизни, вселенной, силы судьбы. Поэтому можно сказать, что исследование жизни и всех связанных с ней категорий есть цель философии.

Вообще говоря, философия объясняет 4 проблемы: хейа, хейа-хайту, хана и хана-упая. Отличительной чертой каждого живого существа является стремление к счастью, благам, радости. Относительные счастье и радость не могут быть конечной целью человека. И очень важно понимать истинную природу тех страданий, которые являются препятствиями и противниками на пути к счастью и радости. Эти страдания и называются хейа,или тйаджья (то, что заслуживает отказа от него, презрения). После обретения знания истинной природы страданий, т.е. хейи, наступает этап понимания причины этих страданий. Эта причина называется хейа-хайту. Мы стремимся к полному отсутствию этих страданий и чёткому осознанию их отсутствия. Это называется хана. А средства достижения этого состояния называются хана-упая. Теперь очевидно, что в основе философии лежит конечная цель души – достижение средства к избавлению от страданий. Говоря простым языком – что такое страдания, кто и почему их испытывает и как от них избавиться? Сюда же входят и драшта (зритель, наблюдатель), дришья (наблюдаемый, видимый, объект наблюдения) и бхокта (субъект опыта, наслаждения). При глубоком рассмотрении эти 3элемента предстают перед нами как Бог, природа и живое существо. В философии мысль протекает посредством этих трёх элементов.

В материалистических философских течениях признаётся энргия сат и поэтому будет неверно назвать их атеистическими. Если детально рассмотреть ведические тексты, то и в них можно увидеть ту или иную форму дуалистического материализма. Особенно это видно в Атхарваведе. В упанишадах так же можно увидеть признаки философии материализма. Похоже, что представители одного направления материализма погружались в чистые философские исследования, а представители другого – в поиски средства достижения материальных благ. Постепенно пропасть между этими двумя направлениями стала настолько большой, что одно стало называться астика (ортодоксальное течение. Так же означает тех, кто верит в авторитет Вед, или тех, кто верит в жизнь после смерти) и настика (неортодоксальное течение. Означает тех, кто не верит в авторитет Вед, или тех, кто не верит в жизнь после смерти). Во времена упанишад было образовано несколько центров материалистической философии. Обычно предметом исследования упанишад является метафизика, т.е. Бог, природа и душа. В некоторых упанишадах так же упоминаются исторические личности, которых можно назвать основоположниками философии. Главными среди этих упанишад являются Чхандогья, Врихадараньяка, Каушитики, а так же Майттрая. В них встречаются упоминания о таких личностях как Правахана, Джейбали, Уддалака, Аруни, Ягйавалкйа, Саткама Джабала и др. Упанишады написаны в форме тезисов и философские мысли в них представлены в форме вопросов и ответов. Если внимательно изучить эти мысли, то станет ясно, что мировоззрение вышеупомянутых мыслителей революционно и спорно. В действительности же, это революционное и потому оспариваемое мировоззрение является дыханием индийской идеологии. Важная деталь: образ мысли этих философов соответствует ведической традиции. В Чхандогья-упанишадах упоминается риши Саюгва Райква, мысли которого совершенно новы и революционны. Его мысли не идеалистичны, но материалистичны. Например, он считает основным элементом вселенной эфир (воздух) и признаёт лишь этот элемент основным и в духовном и в материальном мире. Примечательно, что Райква не осуждает основные положения Вед. Конечная цель приверженности как философии санкхья, так и йоги одна. Йога исследует те же формы энергии сат, что и санкхья, разница лишь в методах. Санкхья использует внутренние методы, а йога – внешние. В философии санкхья главенствует знание, а в йоге – деятельность и упасана (почитание, поклонение, культ, богослужение). Цель же у них одна. Шримадбхагават гита прекрасным образом объединяетобе эти системы и ограничивает поле деятельности обеих. Веды и упанишады называют источниками знания об энергии сат оба этих философских направления. Шветаштватара-упанишад называют упанишадой философии санкхья. В Гите же даётся оценка этой философской системы. В упанишадах мы встречаем описание индивидуального и мирового сознания. В Ишавасья-упанишад встречаем обобщённое описание этого мирового духа. Относительно индивидуальной души говорят об индивидуальном разуме, а в масштабах макрокосма говорят о мировом сознании. В Катха-упанишад (2|5|3, 10-11) очень красиво описывается природа энергии сат.

В действительности Веды и Веданга (общее название 6 сочинений, имеющих вспомогательное значение для понимания Вед) подобны корове Камадхену (волшебная корова, исполняющая желания) или дереву желаний – они дадут тебе столько, сколько ты сам пожелаешь. В индийской духовной практике важное место занимают гйана (знание, познание), карма (деятельность) и бхакти (вера, связанная с глубокой преданностью и любовью) или упасна. С йогой эти три понятия так же тесно связаны. Три эти дороги ведут к йоге. Познание энергии сат является целью гьяна-йоги, познание материальных вещей не является истинным познанием. В гьяна-йоге видно главенство философии веданты, однако для её достижения необходима и философия йоги. Бхакти-йога так же является средством обуздания чувств. В бхакти-йоге чувства направляются только на Ишту (Ишта – божество, избранное для поклонения). Этот Ишта есть часть Параматмы (Параматма – высшее Я). Сосредоточенность на Иште приводит к состоянию, которое называется кайвалья (трансцендентное состояние абсолютной независимости, свободы). Карма-йога очень ярко описывается в Гите.

Таким образом, и гьяна, и карма, и бхакти основываются на системе йоги. При детальном рассмотрении становится понятно, что все три элемента неотделимы друг от друга. Разница заметна лишь в раджасе (радж), тамасе (тама) и сатве (сат). Гьяна управляет сатвой - добродетелью, карма – раджасой – страстью, а бхактитамасой – невежеством. Это лишь терминологическая оценка. Природа сатвы, раджасы, тамасы, а так же гьяны, кармы и бхакти чрезвычайно загадочна. В Гите описываются их основные положения, а в Бхагавате - комментарии к ним, изложенные простым языком.

Во всём мире категория единства есть исследованная и доказанная энергия сат. Принятие присутствующей во всех шастрах и философских течениях теории гармонии и согласия полезно для каждого. Тезисы, способные срезать шипы невежества содержатся в шастрах в виде таких же шипов. В них содержится обманное состояние привязанности и путь, ведущий к падению. Их изучение чрезвычайно важно, т.к. может помочь очиститься, выбросить из сердца невежество, а так же показать всем живым существам их неповторимость. Нет никакой пользы в том, что бы устранив шипы невежества, напороться на шипы шастр. Нужно всю вселенную рассматривать в единстве. Это есть сарватма-даршана. Это не отдельное философское течение, а образ жизни святых. Это так же путь бхакти.Это не какая-то новая философия. Главный объект изучения брахмавидхьи (брахмавидхйа – теософия, философия упанишад) – саматва-даршана (философия уравновешенности и равенства). Брахмавидхйа описывается в упанишадах. Главная молитва сарватма-даршаны – о благе всех живых существ. Сегодня эта философия более важна, чем остальные, т.к. мир сильно изнурён материальными страданиями. Достижения науки бессильны дать миру успокоение, умиротворение в материальных страданиях. Науке необходима душа, а душе – наука. Поэтому и душу, и науку нельзя недооценивать. Душа – это мировой дух, а наука – отличительный признак той или иной эпохи.

Практическая сторона всех философских течений доступным языком объясняется в Иша-упанишада. Она считается самой ранней из всех упанишад. В ней не встречается отрицательное отношениек наслаждениям. В разных духовных трактатах (в упанишадах) сущность вселенной[мировой дух] – Брахму – называют сат-чит-ананда (дословно бытиё-сознание-блаженство). В связи с этим любопытно, что приходит осознание существования ограниченной тремя временами вечной истины в форме Брахмы и существования знания в форме божественного света – форме Чайтаньи. Однако его форму ананда общество не может постичь, т.к. простые люди воспринимают наслаждения или счастье через органы чувств. Отсюда их точка зрения, что наслаждения связаны с чувствами. Так как можно описать единство форм сат и чит с Брахмой? Органы чувств связаны лишь с выражением чувств на материальном уровне, но не с их порождением. И эта связь бесконечна и вечна как сат и чит.

Между сат, чит и анандой нет существенной разницы. Все три являются энергиями того Бога, который для гьяни (мудрец, знающий, сведущий,) познавший Бога) есть сат, а для бхакты (бхакта – преданный, верующий, почитающий поклоняющийся, преданный Шри Кришны) – ананда. Бхакта, познавший ананду, теряет интерес ко всему остальному. Ананда является отличительной чертой этого Высшего Бытия и все блага вселенной - лишь малая часть его ананды. В свете могущества сат-чит-ананды всё есть сат, всё есть чит и всё есть ананда. Согласно Тайттирия-упанишаде (2.3|1) по желанию Высшего Бытия была сотворена вселенная, поэтому он есть корень всех желаний. Его достижение есть достижение высшего блаженства. Это стремление есть корень ананды. Есть три основных средства достичь чистого познания ананды. Это гьяна, карма и упасана. Все они входят в садхану (садхана – религиозная, духовная деятельность). Между ними нет никакой существенной разницы. Неотъемлемой частью прочности бхакти (преданность, любовь к Богу) является карма и гьяна. В достижении знаний так же приходится платить «дань» возникающим на этом пути препятствиям. И в этом помогает упасана. Необходимость кармы признаётся всеми, хотя здесь следует принимать во внимание такие понятия как отрешение и самоотдача. Речь идёт лишь о разнице во мнениях: то, что с точки зрения антармукхи (обращённый во внутрь, погружённый в мысли) сарватит (трансцендентно), то с точки зрения бахармукхи (обращённый во вне, склонный к внешнему сознанию) сарварупа (познаваемо). Поэтому блаженства достигают как йоги, так и гьяни. Да, многие могут сказать, что конечная цель бхакти – достижение высшего блаженства, а конечная цель йоги – слитие с Абсолютом. Средством познать свою истинную природу является «погрузить» речь в ум, ум – в разум, разум – в Высшее Бытиё (Катха-упанишада 1|3|13).

В методологии йоги и бхакти нет большой разницы. В йоге так же, для обуздания чувств, следует постепенно обуздывать бхавану (здесь – желания). Это состояние называется сампрагьяна самадхи. Сосредоточенность на каком-либо объекте называется бхавана, которая так же является работой чувств. Этот объект восприятия бывает трёх видов: грахья, грахана и грихитри. На пути к, следующей за анандой, самадхи (глубокое раздумье, высшая степень созерцания у йога) стоит грахана, а так же разница, существующая между созерцающим и объектом восприятия. Для бхакты эта бхавана по отношению к Иште естественна. В философии йоги сосредоточенность на Боге называется бхакти-йога. В Шветашватара-упанишад сказано: «Сделай свое тело верхней арани (часть деревянной дощечки, в которой брамины выбивают огнь с помощью прамантхи – тростинки) а пранаву (священный звук «Ом») нижней арани. Усердным трением увидишь Бога, подобно скрытому огню». В Мандука-упанишад также доступным языком объясняется мистическая природа звука «Ом». Таким образом, ишвара-пранидхьяна (созерцание Господа) так же является одной из форм бхакти. В ней придаётся большое значение дхьяне (медитации) и джапе (джапа – повторение имени Бога, повторение мантр) – «тадджапастадартха бхаванам» (Йога-даршана 1|18). Повторение пранавы и сосредоточение на образе Господа называется ишвара-пранидхана. Есть несколько форм пранидханы. Общепризнано, что повторяя чьё бы то ни было имя в джапе, происходит сосредоточение на его формах и гунах (качествах). Когда садхак (занимающийся религиозной деятельностью) направляет свой разум только на Ишту, отключившись от всего остального, он сразу же достигает бхаваны и все его желания во всех рождениях очищаются. Это состояние называют очищающим желания, т.к. единственным желанием человека становится очищение и разум, отрешившись от всего остального, полностью растворяется в дыхании. В Чхандогья-упанишад говорится:«Подобно тому, как привязанная за веревку птица, устремляясь в разные стороны и не зная, где пристроиться, находит прибежище там, где она привязана, так, дорогой, и этот разум, устремляясь в разные стороны и не зная, где пристроиться, находит прибежище в дыхании».Там присутствует и Господь. Поэтому разум наполняется Господом – «хриди прано васеннитьям». И Господь и дыхание всегда находятся в сердце. В сердце находится и чакра анахата, в которой содержится звук «Ом». Таким образом быть сосредоточенным на дыхании значит быть сосредоточенным на Боге. Простое средство очистить разум – это крия-йога. Она более значима, чем даже Гаятри-мантра в бхакти-йоге и нет лучшего способа очистить разум, чем крия-йога. Гаятри является частью энергии, управляющей всей вселенной и называемой чит-шакти. Гаятри есть отражение всех наук и сущность учения Вед. Энергия, управляющая миром животных, есть Гаятри. Все стихотворные размеры берут своё начало от Гаятри.

Джапа так же является одой из форм йоги, т.к. в ней тоже необходимо отключиться от всего остального и сосредоточиться лишь на данной мантре. В неё входят нама-джапа (повторение имени Бога) и мантра-джапа (повторение мантры). Читая нама-джапу можно достичь состояния влечения к Господу, т.к. в ней в момент её произношения происходит сосредоточение на образе носящего данное имя.

Индийская теософия содержится в различных упанишадах в полном объёме. Познание этого объёма необходимо, т.к. оно наполняет жизнь божественным светом. Сегодня духовные ценности описываются доступным языком в самых разных мантрах, но у всех у них одна цель – достижение Высшего Абсолюта, высшего блаженства. Философы и мудрецы всего мира терпят сокрушительное поражение перед красотой и божественностью мыслей, выраженных в упанишадах. Наиболее почитаема Гита, в которой содержится суть упанишад. В Мундака-упанишад говориться: «Эко дэваха сарвабхутэшу гурхаха сарвавьяпи сарвабхутантраатма. Кармадхьякшаха сарвабхутагхивасаха сакши чета кевалё ниргунашча» (6|11).

Упанишады знакомят нас со сварупой (сущность, внутренняя природа, истинная природа, истинная природа бытия, внутренняя природа Брахмана – сат-чит-ананды), с заключённым в каждом божественным светом. Из них человек черпает знание о том, что он не есть ни тело, ни чувства, ни совесть, ни дыхание, ни разум. Я есть отрешённая от женщин, детей, хозяйства, богатства и других благ вечная ананда-саттва (сущность блаженства). Познать себя – познать Бога, познать вселенную. Это есть единственное средство избавиться от материальных страданий. Свет, который находится внутри человека – вечен, полон любви, веры. Источник истинного блаженства заключён в самом человеке. Открыв этот источник, на человека бурным потоком нисходит блаженство, меняется его образ мысли и жизнь наполняется радостью. Наслаждение или печаль заключаются не в предмете изучения, а во взгляде на него. Меняются взгляды – меняется всё. Всестороннее изучение упанишад меняет мировоззрение человека, наделяет его ясновидением, и являет ему вселенскую форму Господа. В атмасварупе (атмасварупа – термин, относящийся к вселенной и показывающий, что она не имеет внутренней реальности, а существует только как проявление духа) всегда присутствует параматма (высшее Я, Всевышний). Сегодня в мире столько беспокойства, столько душевных страданий! И это только потому, что человек расширил свою форму сат-чит-ананда, сошёл с пути самопознания и према-бхаваны (према-бхавана – чувство любви). Изучение упанишад помогает выйти из этого состояния забытья. Чувства, которыми обладают риши наполняют наши мысли красотой. Так, например, испытавший чувство наполненной радости любви, воспринимает весь мир как волшебный сад Индры (Индра – царь небес, глава всех богов). Каждое дерево для него – дерево желаний, всякая вода – воды Ганги, всякое действие непорочно, всякий язык мира – слово Бога, всякое место на земле – Каши, всякое усилие наполнено высшим смыслом –







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.