АНАЛИЗ СИТУАЦИИ КЛИЕНТА
Для выявления интересов клиента полезно сформулировать конкретные вопросы для получения следующей необходимой информации с целью анализа ситуации: 1. Что клиент имеет либо применяет сейчас.Пользовался ли он раньше предлагаемыми вами товарами и услугами? Знаком с ними? Насколько удовлетворяет клиента то, чем он пользуется сейчас либо применял раньше? С чем это связано? Что хотел бы изменить в лучшую сторону? Такое начало разговора особенно уместно с оптовым покупателем, который постоянно приобретает аналогичный товар либо пользуется подобными услугами. Если, например, это магазин или у клиента есть выставочный зал, тогда лучше вообще сначала ознакомиться с имеющимся в них ассортиментом и поговорить об этом с продавцами, которые работают с конечными потребителями. 2. Конкретные обстоятельства клиента, специфика назначе 3. Какие в связи с этим характеристики товара и услуг, Если это оптовый покупатель, стремитесь выяснить договорные условия, на которых он сейчас реально работает с поставщиками. Например: «На каких условиях вы сейчас работаете по оплате... срокам доставки... объемам... и т. д.?» При этом не надейтесь, что прозвучит достоверный ответ. Поэтому старайтесь, по возможности, заранее, на стадии подготовки к встрече, выяснить эти условия. Тогда вы будете более подготовлены к обсуждению данных вопросов. 4. Какие выгоды и пользу стремится получить клиент от В основе мотивации человека, движущей силы его поведения, лежат потребности как состояние нужды и чувство необходимости в чем-то. Мотив — это потребность, для которой клиент ищет способы удовлетворения для достижения результата, выступающего конечной целью. Чем конкретнее цель, тем целеустремленней действия. Чем привлекательней возможность достижения цели, тем больше интереса к ней. Для окончательного определения интересов клиента исходите из следующего перечня в качестве ориентира: получение прибыли; экономия средств; практичность — соотношение цены и качества; сокращение времени; надежность; безопасность; сохранение или улучшение здоровья; удобство и комфорт; красота и дизайн; новизна; повышение престижа, влияния или собственного достоинства как «короля» мотивов; возможность творчества и самореализации; расширение кругозора; получение удовольствия либо предоставление его другим и т. д. Выясняйте эти интересы при оценке клиента. Посмотрите на товар и услуги его глазами. Понять клиента — значит встать на его место. 5. Другие особенности заключения сделки.Уточнение сроков Не пугайтесь сложности предлагаемого анализа ситуации. Это образец, который приведен в развернутом виде. Вы всегда можете его «свернуть» до минимальных пунктов: «Что?Как?Для чего?», если это устроит вас, а также внести в него изменения. Точная ориентация в ситуации клиента необходима для того, чтобы осуществлять затем фокусированную, клиентоориентированную презентацию достоинств товара и условий его реализации, удовлетворяющих интересы клиента. Общий принцип продажи — выявляйте потребности и удовлетворяйте их. Выяснять и уточнять необходимую информацию можно в различном порядке, по ходу разговора. Степень ориентации зависит от того, что вы уже знаете о клиенте, каких сведений вам недостает, насколько подробно сам клиент излагает свои условия и потребности, в конечном итоге — от вашего опыта и интуиции. Со временем полезно выработать свою универсальную заготовку вопросов, отработанную по формулировкам, учитывающую специфику реализуемых товаров и услуг, а также вашу манеру поведения и словарный запас. Тогда вы не растеряетесь, встретив, например, не слишком разговорчивого клиента, а также не забудете выяснить все, что необходимо. К тому же это позволит вам избавиться от ненужных вопросов, а также выражений, которые могут задевать либо настораживать клиента. Вопросы — мощный и в то же время тонкий инструмент переговоров. Однако не забывайте, что получение информации не самоцель, а материал, на основе которого надо работать с клиентом. Поэтому не увлекайтесь однобокостью, лишь выясняя и бесконечно уточняя интересы клиента, когда он уже давно ждет от вас конкретного предложения о товарах и услугах, особенно если вы пришли к клиенту, занимая его рабочее время. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|