Здавалка
Главная | Обратная связь

VIII. УМЕНИЕ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ



Если хочешь быть счастливым, будь им.

Козьма Прутков

Волнение — это естественное состояние любого человека, которому небезразлично то, что он делает. Поэтому рекоменда­ция совсем не волноваться равносильна рекомендации вообще не дышать. Другое дело, когда волнение чрезмерно и необхо­димо справляться с ним, когда оно мешает работе. Нарастание эмоций снижает рациональность поведения, как и наоборот, увлекшись идеей, человек забывает все, что его окружает. В итоге нарушается уравновешенность ума и сердца.

Кроме того, существует взаимосвязь между уровнем мо­тивации и результативностью действий, которая проявляется в следующем: чем больше вы хотите и стараетесь сделать что-то, тем лучше вначале результат. Далее вы хотите этого еще больше, сильнее беспокоитесь, то есть теряете спокойствие, и результативность перестает расти, оставаясь на прежнем уровне. Затем вам невыносимо, буквально «позарез», хочется достигнуть желаемого результата. При этом вы начинаете так волноваться, что вас бросает в дрожь от одной мысли потерпеть крах, и в итоге продуктивность будет только падать.

Чем больше вы боитесь совершить ошибку, тем больше вероятность, что она произойдет.

В спорте это называется «предстартовой лихорадкой» — так переживал, что «сгорел» на старте. В психологии — «самопро­граммируемым пророчеством»: столько думал и тревожился


103

о возможной неудаче, что в конечном итоге воплотил ее в жизнь. То есть решение сложных задач не достигается при слишком завышенной мотивации, если она порождает сильное волнение и страх перед ошибкой. Тот же закон диалектики — крайность переходит в свою противоположность. Поэтому избавляться нужно не вообще от эмоций, а от деструктивных чувств. Необходимо «сбивать» излишнюю мотивацию как по­вышенную температуру, говоря себе: «Это мелочь по сравнению с мировой революцией».

Следует добавить также, что существуют две стратегии поведения. Одна направлена на стремление избежать ошибок и неудач. И как только ошибка происходит, человек может остановиться на этом, опасаясь двигаться вперед. Особенно если дальше сложнее и вероятность неудач возрастает. Иногда развитие на этом вообще может прекратиться. Другая страте­гия — стремление достичь цели, независимо от того, сколько будет неудач на пути, действуя по принципу: «Смеется тот, кто смеется последним». Данная стратегия продуктивней. Процесс любой учебы — это уменьшение количества ошибок. Присту­пив к освоению чего-либо, вначале мы делаем массу ошибок, а затем, благодаря длительным упражнениям, постепенно со­вершаем их все меньше и меньше, достигая в итоге того, что хотели. Отсюда вывод: не бойтесь сделать ошибку, дайте себе право на нее, и тогда, как ни странно, этих ошибок будет гораздо меньше либо они вовсе исчезнут. Потому что все вни­мание и энергия будут направлены не на боязнь неудачи, а на успешное выполнение задачи. Это не имеет ничего общего с бесшабашной смелостью, способной просто привести к уни­чтожению себя. Страх и боль — вестники опасности, и благо, что они есть. Однако они должны быть вашими помощниками, а не врагами. Их нужно учитывать, предотвращать, справляться с ними, а не сдаваться им.

Когда вы не решаетесь на что-то, вы опасаетесь послед­ствий, которые могут наступить. Одна из особенностей страха — это тревога о том, что может произойти, однако не происходит сейчас, когда вы боитесь. То есть в момент нерешительности и опасений вы испытываете страх перед виртуальностью, не


104

существующей пока в действительности. Конечно, вы може­те сослаться на предыдущий негативный опыт, если он есть. Однако речь идет не о повторе ошибок, а их преодолении и поиске возможностей для этого. Наступают на одни и те же грабли потому, что каждый раз действуют по одной и той же некогда сложившейся «программе». Привычка — вторая натура, действующая автоматически. Поэтому учитывайте: не мир делает нас, а наше понимание и отношение к нему. Напри­мер, Луна светит для всех одинаково. Кто-то этому радуется, другому это безразлично, а третьего раздражает, потому что он все видит в черных красках. Если вы хотите, чтобы менялись обстоятельства вокруг вас, меняйте свое отношение и поведе­ние в них. Например, клиенты являются для вас тем миром объективных обстоятельств, который окружает вас на работе. Если эти клиенты постоянно жалуются, к примеру, на вашу бестактность и невыдержанность, то дело не в них. Это ваша проблема. Проанализируйте причины, вырабатывайте само­контроль, то есть поработайте над собой. И тогда отношение окружающих к вам будет меняться. Кстати, страдать и обвинять других, считать себя неспособным на что-то и ничего не делать гораздо легче, чем трудиться над собой. Да и удобней: что с меня взять, я такой и не могу по-другому. Слово «не могу» на самом деле означает «не буду», а за ним кроется «не хочу». Не хотеть плохого — это хорошо, а не желать для себя хорошего — это нечто иное. Причиной такого рода «не хочу» чаще всего бывает та же боязнь изменений и опасение неудач.

Кроме того, когда говорят «Хочу, но не знаю как», то за этим можно проследить похожую цепочку. Плохо ищете -> значит, нет большого желания -> к тому же сделать предстоит многое, а вдруг не получится, то есть вдруг я «не смогу» -> тогда зачем мне это горе, которое я «не хочу» -> потому что «боюсь», что это ударит по моему самолюбию и уверенности в себе. В итоге программа «хождения по кругу» срабатывает вновь. Часто не осознавая этого, человек находит страстные объяснения своих поступков, являющиеся, по сути, самоо­правданиями своих поступков, то есть защитными реакциями. Кто действительно хочет что-то сделать, ищет пути и средства,


кто не хочет — ищет причины невозможности этого. Кстати, лень бывает разная, и одна из ее разновидностей состоит в том, чтобы оттянуть время, откладывая самое трудное на по­том, чтобы укрепить уверенность в себе и волю к достижению цели. И это нормально, если, конечно, не затягивается надолго, потому что когда-то надо все-таки действовать.

Слова «надо» и «должен» также стоит проанализировать. По большому счету, вы никому не должны в этой жизни, кро­ме самого себя. Смените внутреннюю установку «Я должен» на «Я хочу», «Я предпочитаю это». Считайте, что вы добро­вольно занимаетесь полезным и в то же время непростым делом — тренировкой своей воли к победе для выполнения того, что хотите. Тогда воля станет не насилием над собой, а усилием и средством в достижении цели, которая ставится вами в результате свободного выбора. Усилия — это труд, то есть преодоление трудностей, потому что вы знаете, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При этом вас никто не за­ставляет, вы сами принимаете решение пойти на это, то есть самостоятельно распоряжаетесь своей судьбой, а не плывете по течению «волн жизни». А то, что предстоят трудности, — это естественно. Потому и возникает «боязнь» перед мыслью, что вдруг это не получится.

Подведем итог. Истинное «хочу» — это когда вы добро­вольно желаете то, что действительно является для вас потреб­ностью. Тогда вперед, с песней и никаких сомнений! Если вы потом начинаете искать сострадания окружающих в качестве подтверждения, что это сложно, тем самым вы собираете оправдания для прекращения своей деятельности. Тогда четко осознайте — это нужно вам, а не другим. С другой стороны, следует подчеркнуть: истинное «не хочу» — выражение само­стоятельности личности, когда вам это на самом деле не надо. И тогда нет никаких оснований для переживаний и чувства неполноценности. Это и есть проявление вашей самотож­дественности по принципу: на Бога надейся, однако сам не оплошай.

Основные негативные чувства, с которыми необходимо справляться, — это страх, гнев, вина и печаль, которая может


106

перейти в депрессию. В своем проявлении они имеют множе­ство разновидностей и оттенков. Страх может проявляться от легкого беспокойства и тревоги до панического ужаса, гнев — от небольшого раздражения до неистовой ярости. Могут быть и различные сочетания этих чувств. К примеру, стыд — это сочетание вины за что-то и страха перед чем-то. Поэтому не всегда бывает легко определить их основную суть. При этом существует такая закономерность: есть объективная ситуация -> осознанно или неосознанно происходит ее интерпретация и оценка -> как следствие возникают те или иные эмоции и чувства. Мыслительный процесс как интерпретация ситуации может протекать очень быстро, особенно если он стал при­вычным, «запрограммированным», то есть подсознательным способом оценки событий. И тогда он просто не замечается, то есть не осознается. Например, мы говорим: не знаю почему, но меня это всегда злит. Актуально переживаются лишь чувства как результат интерпретации и отношения к событиям. Однако эмоции и чувства возникают не сами по себе, они — следствие тех мыслей, которые рождают подобное переживание обстоя­тельств. Объективные события и наше субъективное отношение к ним — не одно и то же. Наши суждения — это придание ситуации тех или иных значений и смыслов. Поэтому хорошие мысли рождают хорошие чувства, а плохие мысли — плохие чувства. Как мы думаем, так и чувствуем, а в соответствии с этим и поступаем. Можно периодически выплескивать свои чувства, на время избавляясь от них. Как говорят, вода очища­ет тело, а слезы — душу, убирая негативные эмоции. Кстати, поэтому не бойтесь плакать, только делайте это наедине, чтобы никто не знал об этом. Хуже, если душа окаменеет, и когда за­хотите поплакать, это не получится. Однако такое проявление не устраняет исходных причин негативных чувств, то есть тех мыслей, которые их порождают. В связи с этим необходимо периодически «чистить» эти разрушительные мысли, особенно когда они становятся привычными, то есть подсознательными. Для этого полезно выполнить задание № 11.

В целом начинать надо, конечно, с самопознания. Плохо понимаете себя — плохо будете разбираться в других людях.


107

Не уважаете себя — не будете уважать окружающих. Чело­век есть мера всех вещей, как отмечали классики. Эту меру и определите для себя. Постарайтесь, чтобы ваша самооценка была адекватной: не принижайте себя (это всегда сделают за вас другие) и в то же время не будьте заносчивыми. Часто это признак определенного «комплекса неполноценности» по 3. Фрейду.

Прежде чем приступить к освоению каких-либо способов саморегуляции, определите свои слабые стороны, то есть какие отрицательные эмоции чаще всего охватывают вас на работе и что порождает их: наглость клиентов, их неуступчивость, из­лишняя разговорчивость, критика в ваш адрес и др. Здесь как в медицине: сначала диагноз, а потом лечение. Физиологические показатели потери самообладания являются более очевидными и знакомыми. Это сердцебиение, покраснение или побледнение лица, сжатие кулаков, болевой спазм в животе, дрожание рук, головокружение, внезапное потоотделение, «комок» в горле, сухость во рту и др. Чем серьезней вы хотите получить результат самообладания и личностного роста, тем больше необходимо затратить труда, выбрав подходящую для себя методику. Специ­альной литературы по этой теме предостаточно.

В качестве общих рекомендаций приведем следующие [13, с. 38-40]:

• Выезжайте на встречу с клиентом раньше, чтобы:

а) не опоздать, особенно если незнакомо месторасположе­
ние, когда встречаетесь впервые: могут быть неожидан­
ности в дороге, не тот подъезд, не работает лифт и др.;

б) настроиться на беседу, бегло просмотреть план встречи,
освоиться с местом.

• Для снижения волнения перед встречей пройдите
энергичным шагом в течение 4—5 минут, но не переходите на
бег. Если есть возможность, в уединении сделайте небольшую
разминку: встряхните 3-4 раза руками, энергично сожмите
и медленно разожмите кулаки, чтобы расслабиться. Сделайте
также несколько раз медленный глубокий вдох носом, вы­
пячивая живот, и затем резкий выдох, втягивая живот. При
этом мысленно представляйте, что при вдохе все напряжение


108

(волнение, раздражение) поднимается вверх ко рту, а при вы­дохе энергично выталкивается наружу.

Помните: чем больше вы боретесь с волнением, тем боль­ше оно растет. Это порочный круг! В конце концов «отдайтесь» этому переживанию, мысленно сказав: «Да возьми меня, если так хочешь. Наслаждайся мной». И вы почувствуете, как оно будет покидать вас. Опустеет поле битвы: не с кем будет бо­роться. Это своеобразное айкидо по отношению к себе: когда что-то охватывает, наваливается, давит на вас — не противо­действуйте, открывайте дверь. Пусть пролетает мимо. Воспри­нимайте это только как прилив энергии, активизирующий вас для встречи, а не как повод для изматывания себя.

В стрессовом состоянии, когда вы чувствуете себя плохо, несильно нажмите пальцем точку, находящуюся под самым носом на верхней губе и, не массируя, подержите так палец в течение 10 секунд. Это своеобразная «скорая помощь».

• Посмотрите на себя в зеркало, если оно есть, чтобы привести в порядок внешний вид и улыбнуться. Перед самой встречей скажите себе напутствие: «Спокойно! Это всего лишь одно из событий, на котором жизнь не заканчивается».

• Когда придется сидеть и ждать встречи, расположитесь удобней и расслабьтесь. Старайтесь дышать глубоко и ровно. Представьте, что вы одеты в мягкую и теплую шубу, а в жару — в нежный и прохладный плащ, и через ваши свободно опущен­ные руки приятно «стекают» вниз неловкость и волнение.

• Подобрав для себя подходящий «ритуал» настройки и преодоления волнения, старайтесь каждый раз проделывать его в одной и той же последовательности, чтобы со временем выработался условный рефлекс, запускающий механизм само­регуляции.

• При встрече с трудными клиентами, которые вызывают у вас чувство гнева или страха, не торопитесь сразу отвечать на сложные вопросы, чтобы не проявлять своего состояния. Сделайте паузу, задайте уточняющие вопросы, выигрывая тем самым время. Сделайте вид, что записываете что-то необхо­димое для себя в блокнот. Главное при этом — справиться с нахлынувшими чувствами.


Используйте также на выбор следующие экспресс-приемы психологической защиты:

• Перед вами опускается невидимый и прочный экран, либо вы окружены прозрачной непробиваемой оболочкой, предохраняющей вас от негативного влияния.

• В груди у вас начинает светиться алмаз, излучающий жесткие лучи, защищающие от угрозы. Слово «алмаз» происхо­дит от греческого «адамас», что означает «несокрушимый».

• У вас на голове шлем, из которого выходит антенна, направленная в сторону источника агрессии. Антенна через изолированный кабель проходит сквозь вас и соединяется с землей. Вся негативная энергия через эту антенну уходит в землю, не задевая вас.

• Представьте, что на счет «раз» из области груди и спины одновременно и резко выдвигаются у вас два сверхпрочных металлических стержня — вперед и назад. Затем на счет «два» такие же стержни выдвигаются из плеч — влево и вправо. В целом образуется крест, который вы начинаете очень быстро вращать, мысленно опуская его вверх и вниз, образуя вокруг себя неприступный «кокон».

• Вы прозрачны, и все стрелы негативных выпадов и кол­костей пролетают через вас как сквозь воздух.

• Мысленно представьте свой центр тяжести и устойчи­вости в середине живота. Поместите в область пупка неболь­шой, однако очень тяжелый шарик, который обеспечивает вам непоколебимость и уверенность. Под этим воздействием выпрямьтесь, расправьте плечи и поднимите голову.

Такие приемы можно использовать заранее, перед началом встречи, если у вас возникнут мысли об этом.

• Для уменьшения негативных переживаний, когда клиент
подавляет вас своим авторитетом и значимостью, можно приме­
нять также полушуточные на первый взгляд приемы. Например,
мысленно представить клиента в нелепом или смешном виде:
вытянуть ему шею, уши, нос, уменьшить его в размере, пред­
ставить в голом виде на унитазе и т. д., лишь бы это помогало
вам. Однако улыбаться при этом не стоит. Главное, чтобы вы
достигли смены настроения для дальнейших действий.


110

• В период спада и депрессии, когда ничего не хочется делать, ни в коем случае не замыкайтесь. Единственный выход из кризиса — не откладывая, хотя бы чем-то заняться, а лучше снова идти к людям: кто-то выслушает, чем-то поможет, где-то получится. Самое трудное — первый шаг. Не забывайте: под лежачий камень вода не течет.

В целом стремитесь на работе больше следовать «технике общения» и меньше принимать все близко к сердцу. Иначе никакое сердце не выдержит. Лучше приберегите его для дома, родных, близких и любимых.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.