Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ доходов торгового предприятия



Доходы, которые получает торговое предприятие, характеризуются абсолютными, структурными и относительными показателями.

 

 
 

 

 

Рисунок 8.1 -Формирование и распределение валового дохода торгового предприятия  


Впроцессе анализа доходов изучаются:

1. Динамика общей суммы валового дохода предприятия (абсолютное отклонение и темп изменения его динамики, который сопоставля­ется с темпом развития товарооборота)

2. Структура валового дохода и тенденции ее изменения, т.е. рассматривается: какой удельный вес в общем объеме валового дохода предприятия занимает сумма доходов от реализации товаров, других операционных доходов, доходов от участия в капитале, других финансовых доходов, других; какие изменения происхо­дили в составе валового дохода в предплановом периоде, носили ли они закономерный (связанный со стратегией развития предприятия) или случайный характер. Такой анализ позволяет выявить наиболее доходные виды деятельности предприятия и определить приоритеты их дальнейшего развития.

3. Сумма и уровень налоговых платежей, уплачиваемых предприятием за счет дохода, т.е. рассматривается динамика общей суммы и удель­ного веса этих платежей в составе доходов; определяется состав этих платежей (налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; таможенные сборы и пошлины) и характер их изменений на предприятии в связи с изменением нало­говых ставок, ассортимента реализуемых товаров, источ­ников закупок товаров и т.п. С учетом общей суммы этих налоговых платежей рассчитывается сумма чистого дохода торгового предприятия и определяется его динамика, темпы которой также сопоставляются с темпами развития товарооборота и прибыли предприятия.

5. Анализируются основные факторы, повлиявшие на изменение суммы, состава и уровня доходов предприятия в отчетном перио­де. В составе этих факторов основное внимание в процессе анализа должно быть уделено:

– изучению влияния на сумму дохода от реализации изменения объёма реализа­ции товаров и среднего уровня дохода от реализации путем цепных подстановок или индексного метода;

– изучению влияния на средний уровень дохода от реализации изменения товарной (ассортиментной) структуры товарооборота; структуры товарооборота по форме продаж, структуры поставщиков (каналов получения товаров) путем использования метода процентных чисел.

Результаты анализа позволяют выявить основные тен­денции в развитии доходов предприятия и разработать мероприятия по повышению эффективности управления доходами торгового предприятия. Результаты анализа учитываются в процессе осуществления плановых расчетов на будущий период.

Алгоритмы для анализа дохода торгового предприятия смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр. 62-64 ] и в [ 53, стр. 100-103 ]

 

 

8. 3. Особенности формирования дохода от реализации в предприятиях ресторанного хозяйства

В предприятиях ресторанного хозяйства доход от реализации занимает основную долю в общей сумме валового дохода.

В предприятиях ресторанного хозяйства, так же как и в розничных предприятиях, доход от реализации направляется:

– на уплату НДС,

– на покрытие текущих расходов (связанных с производством продукции собственного производства, реализацией продукции и товаров, организацией потребления пищи, организацией отдыха),

– на формирование прибыли от реализации.

В предприятиях ресторанного хозяйства в состав себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) входят только прямые расходы на оплату стоимости сырья и товаров, так как только эти расходы можно определить в расчете на единицу продукции. При этом учитываются нормы закладки сырья по сборнику рецептур. Все остальные расходы, т.е. расходы на заработную плату, производственные, накладные, административные, расходы на сбыт и прочие определить на единицу продукции невозможно. Поэтому расчетной базой цены продукции предприятий ресторанного хозяйства является покупная цена на сырье и товары, к которой добавляется наценка.

Следовательно, в предприятиях ресторанного хозяйства доходом от реализации продукции является наценка.

Существование наценок на продукцию предприятий ресторанного хозяйства и их большой размер вызван тем, что предприятия выполняют не только торговые, но и производственные функции, а также функции организации потребления продукции.

 

 

Нац = И + Пр + НДС, (8.3)

 
 


ИП + ИО,

где ИП – издержки производства,

ИО – издержки обращения.

 

Размеры наценок зависят от объема материальных затрат, от уровня сервисного обслуживания потребителей на конкретном предприятии. Исходя из оценки каждого фактора, а также платежеспособности потенциальных потребителей, определяются размеры наценок.

В современной практике хозяйственно-финансовой деятельности ресторанного хозяйства на продукцию предприятий ресторанного хозяйства применяются только свободные цены, и не применяется государственное регулирование. Предприятия самостоятельно определяют уровень наценок, руководствуясь при этом стремлением получить наибольший размер прибыли на вложенный капитал.

Расчет цен на продукцию и услуги предприятий ресторанного хозяйства осуществляется на основе калькуляции. Исходными данными при этом являются: набор сырья, отпускные цены и принятые размеры наценок. При этом отсутствует единая методика и нормативы элементов цены для различных предприятий. До 1998 года для предприятий ресторанного хозяйства существовали наценочные категории и рекомендуемые размеры наценок. В соответствии с Национальным стандартом Украины ДСТУ 4281:2004 “Заведения ресторанного хозяйства. Классификация”, утвержденного приказом Держспоживстандарту 31.03.2004 г. № 59. упразднены наценочные категории. На классы: люкс, высший и первый – подразделяются только рестораны и бары. Однако размеры применяемых наценок в тех или других предприятиях могут значительно отличатся и зависят от уровня требований к продукции собственного производства и покупных товаров, условий их потребления, организации обслуживания и досуга посетителей, комфортности. Перечня дополнительных услуг.

В практике ценообразования предприятий ресторанного хозяйства используются следующие методы установления наценок.

1. Метод применения размера наценки в процентах к покупной цене единицы сырья.

2. Метод применения единого размера наценки в процентах к стоимости сырьевого набора блюда.

3. Метод применения размера наценки в абсолютной сумме к стоимости сырьевого набора блюда.

Для предприятий ресторанного хозяйства, которые имеют социальное значение (школьные столовые, столовые лечебных учреждений и т.д) возможно косвенное регулирование уровня. Такое регулирование возможно при проведении тендеров и заключении договоров с теми предприятиями, которые победили в тендере. В договоре может быть оговорен предельный размер наценки.

На покупные товары цена в предприятиях ресторанного хозяйства формируется так же, как и на продукцию собственного производства

Цреал = Цпок + Нац (8. 4)

Однако назначение наценки на покупные товары другое, она предназначена на возмещение только издержек обращения.

Нац = ИО + Пр + НДС, (8.5)

 

Выбор того или иного метода и размера наценок находится исключительно в компетенции предпринимателей и отвечает определенным задачам в политике ценообразования, которые они ставят перед собой.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.