Система показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия.
Для оценки экономической эффективности торговли используют оба вида показателей: и результат, и эффект. При определении эффективности деятельности торгового предприятия необходимо соблюдать следующие принципы: – количественная оценка эффективности должна производиться на основе сопоставления результатов (эффекта) с затратами или примененными ресурсами; – оценка должна производиться по единому общехозяйственному критерию; – оценка должна осуществляться посредством системы показателей, отражающей все виды деятельности; – необходима взаимная увязка системы показателей на всех уровнях управления; – расчет показателей должен производиться на основе единых форм учета и отчетности, действующих в государстве. Основными показателями общеэкономической эффективности является объем и скорость реализации товаров, величина созданного в торговле национального дохода и размер снижения издержек обращения и потребления в расчете на 1 грн. товарооборота. Показатели отраслевой эффективности торговли – это сумма торговой прибыли, рентабельность товарооборота, основные и оборотные фонды, коэффициент эффективности капитальных вложений и другие, рассчитанные по отрасли в целом. Показатели внутриотраслевой эффективности связаны с сопоставлением результатов деятельности и затрат в разрезе отдельных подотраслей и звеньев торговли – рентабельность розничного или оптового товарооборота, фондоемкость оборота подотраслей и др. Показатели эффективности торговых предприятий характеризуют результаты отдельных сторон их деятельности или работы предприятия в целом – прибыль на 1 м2 всей или торговой площади, коэффициент эффективности использования оборудования во времени. То есть, для количественной оценки эффективности необходимо использования разных показателей, которые составляют соответствующую систему. Основным принципом формирования системы показателей эффективности и выражение ее сути на всех уровнях управления экономикой является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с использованными ресурсами. Соотношение показателей может рассчитываться разными способами. При определении показателя эффективности важно стремиться к наивысшим результатам при наименьших затратах и ресурсах. . Использование системы показателей экономической эффективности в отрасли и отдельных предприятиях предусматривает: 1. Ориентацию предприятия или отрасли на интенсивный путь развития и достижения более высокого уровня эффективности в динамике. 2. Изучение резервов последующего совершенствования хозяйственной деятельности предприятия на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования технологии и улучшения организации производства. 3. Создание действенного механизма повышения эффективности хозяйствования. Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами. Система экономических показателей торговых предприятий опирается на дедуктивный метод, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности. Комплексный анализ проводится поэтапно на основе предварительно разработанной программы. На первом этапе уточняются объекты исследования, цель и задачи анализа, составляется план работы. На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых в дальнейшем будет дана характеристика исследуемого предприятия. На третьем этапе определяются источники информации, осуществляется их сбор и проверка на точность, в случае необходимости показатели приводятся в сопоставимый вид и т. п. На четвертом этапе осуществляется анализ показателей на основе использования той или иной выбранной методики. На этом этапе проводится сравнение фактических результатов деятельности с показателями плана, фактическими данными прошлых периодов, выполняется факторный анализ – выделяются факторы и определяется их влияние на результат, выявляются неиспользованные резервы повышения эффективности деятельности предприятия. При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода, которым соответствуют две группы методов комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. 1. Без расчета единого интегрального показателя, но при условии, что результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей. Эти методы в экономической литературе относят к эвристическим. Применение эвристических методов основано, прежде всего, на профессиональном опыте аналитиков. В качестве примеров можно привести сравнение показателей в динамике (горизонтальный анализ), структурные сравнения (вертикальный анаА), группировка показателей по различным признакам и др. Суть этих методов заключается в основном в сравнении (по типу «лучше» или «хуже» осуществляло свою деятельность торговое предприятие) показателей отчетного периода с показателями предыдущих периодов или с расчетными (плановыми) показателями. Но при этом общая количественная оценка деятельности не достигается. 2. С расчетом единого интегрального показателя, когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним сводным комплексным показателем. Методы расчета единого интегрального показателя эффективности хозяйственной деятельности весьма разнообразны: – метод сумм, когда, например, суммируются темпы роста или прироста отобранных показателей; – средняя арифметическая взвешенная; например, исходя из тех же темпов роста или прироста, но с учетом заданного веса каждого показателя по какому-либо принципу; – метод суммы мест, когда суммируются места, достигнутые предприятием по различным показателям; при этом наименьшая сумА мест означает первое место в рейтинге предприятий. Этот метод эффективен при сравнении деятельности предприятий, входящих в торговые сети; – метод балльной оценки, когда каждому показателю придается весовой балл и в баллах же оцениваются приращения показателей по определенной шкале; – метод прироста показателя, составляющего экономический потенциал предприятия на 1 % прироста товарооборота или прибыли; метод определения доли влияния интенсивных факторов на приращение объема товарооборота, принятое за 100 %; – метод суммы относительных экономии по различным видам ресурсов предприятия; – метод «расстояний» для рейтинговой оценки объектов анализа. На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используются оба подхода одновременно. На пятом этапе происходит оценка полученных результатов, на основе которой вырабатываются управленческие решения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия. Комплексное изучение деятельности торгового предприятия предусматривает систематизацию показателей, то есть их органическую увязку между собой в единой системе. Формирование системы показателей охватывает все их виды: количественные и качественные, абсолютные и относительные, прямые и обратные, обобщающие и частные, плановые и отчетные, аналитические, интенсивные и экстенсивные и т. п. Систему показателей, используемых при проведении комплексного анализа (Рисунок9.1), целесообразно построить по схеме: Если цель анализа заключается в определении обобщающего показателя экономической эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия, то в совокупность первичных данных следует включить все основные показатели, которые характеризуют ресурсы предприятия, его затраты и конечные результаты. Показатели необходимо построить по схеме: Ресурсы > Расходы > Результаты Если темпы роста показателей будут расти в такой же последовательности, то это будет свидетельствовать о повышении эффективности хозяйственной деятельности.
Рисунок 9.1 Схема анализа основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия на основе системного анализа
Использование системного подхода при анализе деятельности торгового предприятия может быть представлено следующим образом. Показатели, характеризующие ресурсы предприятия и эффективность их использования, можно разделить на три подгруппы. Первая подгруппа – показатели, характеризующие финансовые ресурсы торгового предприятия: – основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования); – оборотные активы в целом (общая сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и т. п.); – капитал (структура, показатели эффективности использования). Кроме того, целесообразно в эту подгруппу включить показатели финансового состояния предприятия – устойчивость, ликвидность, платежеспособность. Вторая подгруппа – показатели, характеризующие трудовые ресурсы торгового предприятия: – численность работников (общая численность, структура, показатели движения рабочей силы, производительность труда и т. п.); – расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т. п.). Третья подгруппа – показатели, характеризующие материальные ресурсы торгового предприятия: – основные фонды (состав, структура); – товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, оборачиваемость и т. п.). Для оценки эффективности необходимо рассчитывать показатели, характеризующие затраты предприятия и эффективность их использования, а также показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности предприятия. Показатели, характеризующие затраты торгового предприятия и эффективность их использования включают две подгруппы Первая подгруппа – показатели по издержкам обращения: – издержки обращения (сумма, уровень, темп изменения уровня, структура, сумма абсолютной (относительной) экономии (перерасхода), влияние различных факторов, в частности объема розничного товарооборота, цен, тарифов и т. д., затратоотдача и другие показатели эффективности использования издержек обращения). Вторая подгруппа – показатели по затратам, которые не учтены в основных издержках обращения: – затраты на приобретение товаров; – прочие расходы (сумма, направления расходования, в том числе налоги). Показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия, подразделяются на три подгруппы. Первая подгруппа – показатели объема и структуры товарооборота: – товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномерность выполнения и т. п.); – структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т. п.). Вторая подгруппа – показатели доходов: – валовой доход (сумма, уровень, факторы); – доход от реализации; – прочие доходы (сумма, структура). Третья подгруппа – показатели прибыли и рентабельности: – прибыль от реализации; – чистая прибыль (сумма, факторы, ее определяющие); – рентабельность (система показателей рентабельности). В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут выступать комплексные показатели оценки эффективности торговой деятельности (этот показатель еще называют показателем эффективности использования экономического потенциала предприятия), оценки финансово-хозяйственной деятельности, оценки трудовой деятельности и др., а также различные интегральные показатели – эффективности хозяйствования торгового предприятия, темпа экономического развития и т. д. В качестве основы для обобщающего показателя оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности может быть использован показатель экономического потенциала. Под экономическим потенциалом торгового предприятия понимается совокупность ресурсов — трудовых, материальных, финансовых, природных и др., имеющихся в его распоряжении, а также способности его работников и управленческого персонала использовать эти ресурсы в соответствии с основной целью деятельности предприятия и получением максимально возможного в конкретных экономических условиях дохода. Экономический потенциал предприятия определяется: – реальными возможностями торгового предприятия, как реализованными, так и нереализованными. Нереализованные по каким-либо причинам возможности выявляются в результате проведения всестороннего анализа; – объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в основную деятельность; – способностью управленческого персонала использовать возможности и ресурсы для достижения как текущих, так и перспективных целей предприятия. Экономический потенциал торгового предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов, а именно: – численностью работников предприятия и их профессиональные способности; – основными производственными и непроизводственными фондами; – оборотными активами; – нематериальными активами; – материальными запасами; – финансовыми ресурсами. Все показатели необходимо рассматривать в динамике за ряд лет (2-3 года). Алгоритмы для оценки эффективности деятельности торгового предприятия смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52 стр. 70-74 ]
Для комплексного экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия используется также матричный метод. Выбор первичных данных, и их упорядоченность является очень важным моментом применения матричного метода для комплексного анализа, так как от этого зависят выводы по результатам проведенного анализа. Выбор показателей зависит, прежде всего, от уровня управления и целей, поставленных перед экономистами-аналитиками. Использование различных подходов при проведении комплексного экономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить деятельность торгового предприятия, что ведет к более эффективному использованию имеющихся ресурсов, а также выявлению неиспользованных резервов. Результаты комплексного экономического анализа являются базой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому в условиях рыночных отношений и хозяйственной самостоятельности торговые предприятия не могут эффективно функционировать без хорошо налаженной аналитической работы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|