Здавалка
Главная | Обратная связь

Система показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия.



 

Для оценки экономической эффективности торговли используют оба вида показателей: и результат, и эффект. При определении эффективности деятельности торгового предприятия необходимо соблюдать следующие принципы:

– количественная оценка эффективности должна производиться на основе сопоставления результатов (эффекта) с затратами или примененными ресурсами;

– оценка должна производиться по единому общехозяйственному критерию;

– оценка должна осуществляться посредством системы показателей, отражающей все виды деятельности;

– необходима взаимная увязка системы показателей на всех уровнях управления;

– расчет показателей должен производиться на основе единых форм учета и отчетности, действующих в государстве.

Основными показателями общеэкономической эффективности является объем и скорость реализации товаров, величина созданно­го в торговле национального дохода и размер снижения издержек обращения и потребления в расчете на 1 грн. товарооборота.

Показатели отраслевой эффективности торговли – это сумма торговой прибыли, рентабельность товарооборота, основные и оборотные фонды, коэффициент эффективности капитальных вложений и другие, рассчитанные по отрасли в целом.

Показатели внутриотраслевой эффективности связаны с сопоставлением результатов деятельности и затрат в разрезе отдельных подотраслей и звеньев торговли – рентабельность розничного или оптового товарооборота, фондоемкость оборота подотраслей и др.

Показатели эффективности торговых предприятий характеризуют результаты отдельных сторон их деятельности или работы предприятия в целом – прибыль на 1 м2 всей или торговой площа­ди, коэффициент эффективности использования оборудования во времени.

То есть, для количественной оценки эффективности необходимо использования разных показателей, которые составляют соответствующую систему.

Основным принципом формирования системы показателей эффективности и выражение ее сути на всех уровнях управления экономикой является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с использованными ресурсами. Соотношение показателей может рассчитываться разными способами. При определении показателя эффективности важно стремиться к наивысшим результатам при наименьших затратах и ресурсах. .

Использование системы показателей экономической эффектив­ности в отрасли и отдельных предприятиях предусматривает:

1. Ориентацию предприятия или отрасли на интенсивный путь развития и достижения более высокого уровня эффективности в динамике.

2. Изучение резервов последующего совершенствования хозяйственной деятель­ности предприятия на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования технологии и улучшения организации производства.

3. Создание действенного механизма повышения эффективности хозяйствования.

Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйствен­ной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планово­го горизонта, назначением анализа и другими параметрами.

Система экономических показателей торговых предприятий опи­рается на дедуктивный метод, который предполагает построение син­тетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкрети­зирующих состояние той или иной стороны деятельности.

Комплексный анализ проводится поэтапно на основе предваритель­но разработанной программы.

На первом этапе уточняются объекты исследования, цель и задачи анали­за, составляется план работы.

На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитиче­ских показателей, с помощью которых в дальнейшем будет дана ха­рактеристика исследуемого предприятия.

На третьем этапе определяются источники информации, осуществляется их сбор и проверка на точность, в случае необходимости показатели приводятся в сопоставимый вид и т. п.

На четвертом этапе осуществляется анализ показателей на основе исполь­зования той или иной выбранной методики. На этом этапе прово­дится сравнение фактических результатов деятельности с показате­лями плана, фактическими данными прошлых периодов, выполняет­ся факторный анализ – выделяются факторы и определяется их влияние на результат, выявляются неиспользованные резервы по­вышения эффективности деятельности предприятия.

При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода, которым соответствуют две группы методов комплексной оценки эффективности хо­зяйственной деятельности торгового предприятия.

1. Без расчета единого интегрального показателя, но при условии, что результаты хозяйственной деятельности анализируемого пред­приятия можно представить в виде системы показателей. Эти методы в экономической литературе относят к эвристическим. Применение эвристических методов основано, прежде всего, на профессиональном опыте аналитиков. В качестве примеров можно привести сравнение показателей в динамике (горизон­тальный анализ), структурные сравнения (вертикальный ана­А), группировка показателей по различным признакам и др. Суть этих методов заключается в основном в сравнении (по типу «лучше» или «хуже» осуществляло свою деятельность торговое предприятие) показателей отчетного периода с показателями предыдущих периодов или с расчетными (плановыми) показате­лями. Но при этом общая количественная оценка деятельности не достигается.

2. С расчетом единого интегрального показателя, когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним сводным комплексным показателем.

Методы расчета единого интегрального показателя эффективности хозяйственной деятельности весьма разнообразны:

– метод сумм, когда, например, суммируются темпы роста или прироста отобранных показателей;

– средняя арифметическая взвешенная; например, исходя из тех же темпов роста или прироста, но с учетом заданного веса каж­дого показателя по какому-либо принципу;

– метод суммы мест, когда суммируются места, достигнутые пред­приятием по различным показателям; при этом наименьшая сум­А мест означает первое место в рейтинге предприятий. Этот ме­тод эффективен при сравнении деятельности предприятий, вхо­дящих в торговые сети;

– метод балльной оценки, когда каждому показателю придается весовой балл и в баллах же оцениваются приращения показате­лей по определенной шкале;

– метод прироста показателя, составляющего экономический по­тенциал предприятия на 1 % прироста товарооборота или при­были; метод определения доли влияния интенсивных факторов на при­ращение объема товарооборота, принятое за 100 %;

– метод суммы относительных экономии по различным видам ре­сурсов предприятия;

– метод «расстояний» для рейтинговой оценки объектов анализа.

На практике при проведении комплексного анализа чаще всего ис­пользуются оба подхода одновременно.

На пятом этапе происходит оценка полученных результатов, на основе которой вырабатываются управленческие решения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия.

Комплексное изучение деятельности торгового предприятия преду­сматривает систематизацию показателей, то есть их органическую увязку между собой в единой системе.

Формирование системы показателей охватывает все их виды: коли­чественные и качественные, абсолютные и относительные, прямые и обратные, обобщающие и частные, плановые и отчетные, аналити­ческие, интенсивные и экстенсивные и т. п.

Систему показателей, используемых при проведении комплексного анализа (Рисунок9.1), целесообразно построить по схеме:

Если цель анализа заключается в определении обобщающего показателя экономической эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия, то в совокупность первичных данных следует включить все основные показатели, которые характеризуют ресурсы предприятия, его затраты и конечные результаты. Показатели необходимо построить по схеме:

Ресурсы > Расходы > Результаты

Если темпы роста показателей будут расти в такой же последовательности, то это будет свидетельствовать о повышении эффективности хозяйственной деятельности.

 

 


Рисунок 9.1 Схема анализа основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия на основе системного анализа

 

 

Использование системного подхода при анализе деятельности тор­гового предприятия может быть представлено следующим образом.

Показатели, характеризующие ресурсы предприятия и эффектив­ность их использования, можно разделить на три подгруппы.

Первая подгруппа – показатели, характеризующие финансовые ресурсы торгового предприятия:

– основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования);

– оборотные активы в целом (общая сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и т. п.);

– капитал (структура, показатели эффективности использования).

Кроме того, целесообразно в эту подгруппу включить показатели финансового состояния предприятия – устойчивость, ликвидность, платежеспособность.

Вторая подгруппа – показатели, характеризующие трудовые ресурсы торгового предприятия:

– численность работников (общая численность, структура, показа­тели движения рабочей силы, производительность труда и т. п.);

– расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя за­работная плата, эффективность использования расходов на оп­лату труда и т. п.).

Третья подгруппа показатели, характеризующие материальные ре­сурсы торгового предприятия:

– основные фонды (состав, структура);

– товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, обо­рачиваемость и т. п.).

Для оценки эффективности необходимо рассчитывать показатели, характеризующие затраты предприятия и эффектив­ность их использования, а также показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятель­ности предприятия.

Показатели, характеризующие затраты торгового предприятия и эффектив­ность их использования включают две подгруппы

Первая подгруппа – показатели по издержкам обращения:

– издержки обращения (сумма, уровень, темп изменения уровня, структура, сумма абсолютной (относительной) экономии (перерас­хода), влияние различных факторов, в частности объема розничного товарооборота, цен, тарифов и т. д., затратоотдача и другие пока­затели эффективности использования издержек обращения).

Вторая подгруппа – показатели по затратам, которые не учтены в основных из­держках обращения:

– затраты на приобретение товаров;

– прочие расходы (сумма, направления расходования, в том числе налоги).

Показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятель­ности торгового предприятия, подразделяются на три подгруппы.

Первая подгруппа – показатели объема и структуры товарооборота:

– товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномер­ность выполнения и т. п.);

– структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т. п.).

Вторая подгруппа – показатели доходов:

– валовой доход (сумма, уровень, факторы);

– доход от реализации;

– прочие доходы (сумма, структура).

Третья подгруппа – показатели прибыли и рентабельности:

– прибыль от реализации;

– чистая прибыль (сумма, факторы, ее определяющие);

– рентабельность (система показателей рентабельности).

В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия могут выступать комплекс­ные показатели оценки эффективности торговой деятельности (этот показатель еще называют показателем эффективности использова­ния экономического потенциала предприятия), оценки финансово-хозяйственной деятельности, оценки трудовой деятельности и др., а также различные интегральные показатели – эффективности хо­зяйствования торгового предприятия, темпа экономического разви­тия и т. д.

В качестве основы для обобщающего показателя оценки эффектив­ности финансово-хозяйственной деятельности может быть исполь­зован показатель экономического потенциала.

Под экономическим потенциалом торгового предприятия понима­ется совокупность ресурсов — трудовых, материальных, финансо­вых, природных и др., имеющихся в его распоряжении, а также способности его работников и управленческого персонала использовать эти ресурсы в соответствии с основной целью деятельности пред­приятия и получением максимально возможного в конкретных эко­номических условиях дохода. Экономический потенциал предприятия определяется:

– реальными возможностями торгового предприятия, как реализован­ными, так и нереализованными. Нереализованные по каким-либо причинам возможности выявляются в результате проведения всестороннего анализа;

– объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовле­ченных в основную деятельность;

– способностью управленческого персонала использовать возмож­ности и ресурсы для достижения как текущих, так и перспектив­ных целей предприятия.

Экономический потенциал торгового предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов, а именно:

– численностью работников предприятия и их профессиональные способности;

– основными производственными и непроизводственными фондами;

– оборотными активами;

– нематериальными активами;

– материальными запасами;

– финансовыми ресурсами.

Все показатели необходимо рассматривать в динамике за ряд лет (2-3 года).

Алгоритмы для оценки эффективности деятельности торгового предприятия смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52 стр. 70-74 ]

 

Для комплексного экономического анализа эффективности деятельности торгового предприятия используется также матричный метод.

Выбор первичных данных, и их упорядоченность является очень важным моментом применения матричного метода для комплексного анализа, так как от этого зависят выводы по результатам проведенного анализа. Выбор показателей зависит, прежде всего, от уровня управления и целей, поставленных перед экономистами-аналитиками.

Использование различных подходов при проведении комплексно­го экономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить деятельность торгового предприятия, что ведет к более эф­фективному использованию имеющихся ресурсов, а также выявле­нию неиспользованных резервов. Результаты комплексного эконо­мического анализа являются базой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому в условиях рыночных отноше­ний и хозяйственной самостоятельности торговые предприятия не могут эффективно функционировать без хорошо налаженной ана­литической работы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.