Здавалка
Главная | Обратная связь

Критерии эффективности деятельности торгового предприятия.



 

Главным направлением экономического развития страны на бли­жайшие годы и на длительную перспективу является системати­ческий рост эффективности производства и повышение качества продукции.

Эффективность является сложной экономической категорией, которая охватывает разные уровни ведения хозяйства и находится соответственно под воздействием множества как внутренних, так и внешних факторов: экономических, правовых, социальных и т.д.

Все показатели, используемые при оценке хозяйственной дея­тельности торговых предприятий, можно представить такими экономическими категориями, как экономический эффект, экономический результат, эконо­мическая эффективность.

Несмотря на то что в экономической литературе иногда ставят знак равенства между понятиями «эффект» и «результат», мы пред­лагаем различать эти понятия.

Экономический результат - это абсолютное значение (не обяза­тельно в стоимостном выражении) какого-либо показателя, харак­теризующего степень предпринимательской активности в той или иной сфере деятельности. Для торгового предприятия такими пока­зателями могут быть, например, товарооборот, количество покупа­телей, посетивших магазин за определенный период времени, при­рост торговой площади, объем закупленной партии товаров.

Под экономическим эффектом понимают разницу между резуль­татами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. В торговле экономический эффект может выра­жаться через такие показатели, как валовой доход и прибыль.

Экономическая эффективность определяется соотношением по­лученного результата или эффекта в стоимостном выражении с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финан­совых, информационных) по его достижению. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.

Таким образом, для оценки экономической эффективности исполь­зуются показатели, характеризующие и результаты деятельности, и экономический эффект.

В повышении эффективности хозяйствования основная роль принадлежит производству. Однако с расширением масштабов производства, развитием хозяйственных связей между отдельными от­раслями и государствами все более возрастает роль торговли. Поэтому повышение ее эффективности является важным условием интенсификации хозяйствования в целом.

Для определения сущности понятия «эффективность торговли» важно установить критерий её оценки, отличительный признак, характеризующий качественную, коренную сущность торговли, т.е. признак, по которому можно определить её результативность.

Критерий – мерило, признак, на базе коего производится оценка, определение или классификация чего – либо. Критерий эффективности выражается коэффициентом эффективности, который можно представить следующим образом:

результат

Кэ = ----------------------- → ∞ (9.1)

затраты

Теоретически коэффициент эффективности может быть бесконечно большой величиной. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин – результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Эффективность общественного производства как экономическая категория отражает наиболее рациональное использование всех наличных и потенциальных производственных ресурсов как в отдельных предприятиях, так и в целом по народному хозяйству для максимального удовлетворения общественных потребностей с наименьшими затратами общественного труда.

Цель общественного производства определяется экономически­ми законами развития общества и имеет объективный характер.

В научной литературе существуют различные подходы к понима­нию цели общественного развития. Среди наиболее видных предста­вителей экономической мысли, оказавших существенное влияние на формирование различных направлений в современной политической экономии, своим вкладом в обоснование назначения рыночной эко­номической системы выделяются Дж. К. Гелбрейт, Дж. М. Кейнс, К. Маркс, А. Маршалл, У. Ростоу.

Известный английский экономист Дж. М. Кейнс, автор ряда но­ваций в политической экономии времен рыночной экономики сво­бодной конкуренции, в соответствии с особенностями современно­го механизма воспроизводства в своих рассуждениях опирался на та­кое положение: «Потребление представляет собой единственную цель всякой экономической деятельности».

По мнению Дж. К. Гелбрейта, одного из основоположников «тео­рии государства благоденствия», назначение экономической систе­мы состоит в том, «чтобы производить материальные блага и оказы­вать услуги, которые нужны людям». Более того, он считает, что «наи­лучшая экономическая система — это та, которая максимально обес­печивает людей тем, в чем они более всего нуждаются».

Родоначальник теории «общества массового потребления» У. Ро­стоу в своей известной работе «Стадии экономического роста», при­водя классификацию этапов экономического развития, высшую и пятую стадию называет «обществом высокого уровня массового по­требления».

Нетрудно заметить, что в приведенных определениях прослежи­вается общая позиция – развитие экономической системы в условиях современного состояния производительных сил направлено на максимальное удовлетворение многообразных потребностей людей.

С другой стороны, К. Маркс, анализируя содержание и цели капиталистического производства своего времени, пришел к выводу, что «производство прибавочной стоимости, или извлечение приба­вочного труда, составляет специфическое содержание и цель капи­талистического производства».

Противоречия в этих, на первый взгляд разных, утверждениях нет. С позиции общества, функционирование экономической сис­темы должно быть направлено на удовлетворение потребностей лю­та. Однако деятельность предприятий (фирм, корпораций) подчи­нена цели получения прибыли. Убедительные примеры, подтверж­дающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях по экономической теории рыночных отноше­ний. Другое дело, что реализовать эту цель на современном уровне состояния производства, особенно в странах с высокоразвитой ры­ночной экономикой, предприятия могут лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей, обеспечивая тем самым их бла­госостояние и общественный прогресс в целом.

Таким образом, под долговременной целью деятельности торго­вого предприятия следует понимать максимизацию прибыли. Вместе с тем наряду с этим критерием в зависимости от конкретных условий, но­сящих краткосрочный, преходящий характер, возможно существо­вание и других критериев, например увеличение рыночной доли, минимизация издержек и т.д.

Общеэкономическая эффективность торговли проявляется в том, что она участвует в создании национального дохода. Максими­зация темпов роста национального дохода является важнейшим критерием результативности хозяйства страны. Без учета доли национального дохода, создаваемого в торговле, нельзя определить весь объем национального дохода.

При исчислении создаваемой в торговле стоимости следует исхо­дить из классической теории деления издержек товарного обращения на дополнительные и чистые. В соответствии с преимущественной долей издержек, связанных с продолжением процесса производства а. сфере обращения, торговля по действующей классификации отнесена к отраслям материального производства. Определяя нацио­нальный доход, создаваемый в торговле, из суммы ее валового до­хода исключают затраты, связанные с оплатой услуг других от­раслей, и материальные затраты.

По размерам национального дохода торговля занимает примерно четвертое место после промышленности, сельского хозяйства и строительства по об­щему объему.

Однако результаты деятельности торговли не ограничиваются только перечисленными экономическими функциями. Торговля удов­летворяет потребности населения и создает необходимые условия для более полного привлечения всех трудоспособных членов об­щества к общественно полезному труду, повышает степень исполь­зования трудовых ресурсов, обеспечивает экономию внерабочего времени. Эти процессы активно влияют на экономию затрат в сфере потребления.

Снижение издержек потребления в связи с процессом все боль­шего обобществления сферы потребления приобретает важное на­роднохозяйственное значение. В процессе потребления возникают потери продуктов и расходы материалов, которые являются издерж­ками потребления. В результате осуществления мер по улучше­нию обслуживания населения обеспечивается экономия издержек потребления. Следовательно, одним из важных социально-экономи­ческих результатов деятельности торговли является размер сни­жение издержек потребления.

Резервы издержек потребления можно условно разделить на две группы: экономия времени населения и сокращение всякого рода потерь.

Классики экономической теории придавали нерабочему време­ни и его важнейшей части – свободному времени – большое значе­ние, считая его основным мерилом богатства общества. К. Маркс писал, что настоящее богатство — это такое время, которое не поглощается непосредственно производитель­ным трудом, а остается свободным для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития челове­ка1. Повышение эффективности торговли ведет к увеличению сво­бодного времени трудящихся, которое в свою очередь, как величай­шая производительная сила, воздействует на повышение произво­дительности общественного труда.

Закономерно, что с ростом жизненного уровня дополнительный доход потребителей сначала используется для увеличения общего объема приобретаемых товаров, затем приобретаются более ценные товары. Далее все большую роль играет объем и характер предо­ставленных услуг, потребление которых растет быстрее, чем това­ров. Услуги, оказываемые населению в торговле и других отраслях сферы обслуживания, - одно из средств экономии издержек по­требления.

Анализируя деятельность торговли с точки зрения сокращения издержек потребления, необходимо учитывать такой резерв, как уменьшение потерь материальных благ, связанных с переработкой в домашних условиях сырьевых продуктов, индивидуальным по­шивом изделий. В этом случае потери возникают из-за выпуска промышленностью изделий в недостаточно готовом для потребле­ния виде и с дозировкой, не отражающей потребительские нормы. Значительные потери имеются при хранении продовольственных товаров в домашних условиях. Воздействуя в этом направлении на производство и спрос, торговля обеспечивает сокращение этих потерь.

В рыночной экономике нельзя ограничиться учетом затрат только на производство и обращение, необходимо также учитывать издержки потребления. Последние в связи с про­цессом обобществления сферы потребления приобретают большое народнохозяйственное значение, а их снижение повышает эффек­тивность торговли.

Таким образом, при определении результатов деятельности тор­говли следует исходить из ее экономических и социальных функ­ций в хозяйстве страны.

Определение эффективности торговли требует сопоставления ре­зультатов деятельности с затратами на ее осуществление. Затраты на осуществление деятельности торговли могут быть единовременны­ми и текущими. К единовременным, затратам относятся затраты на капитальные вложения и вложения в оборотные активы.

Теку­щие затраты представляют собой издержки обращения. Текущие затраты торговли возмещаются в процессе товарооборота за счет части цены товаров, предназначенной для торговли.

Затраты и результаты деятельности торговли должны быть количественно измеримыми; обе величины следует выражать в однородных сопо­ставимых единицах.

Все выше сказанное позволяет представить коэффициент эффективности торговли следующим образом:

ВД – МЗ + Ип.н

Кэ = ------------------------------- (9.2)

ИО – АМО +Ип ф + ПИ Ец

где Кэ – коэффициент эффективности торговли;

ВД – валовой доход торговли и предприятий ресторанного хозяйства;

МЗ – материальные затраты;

Ип.н - издержки потребления нормативные (время, затраченное населением на покупку товаров в денежной форме);

Ип.ф – издержки потребления фактические в денежном выражении;

ИО – текущие издержки обращения;

АМО – сумма амортизации основных фондов;

ПИ – единовременные затраты в основные и оборотные фонды;

ЕЦ – целевой коэффициент эффективности инвестиций.

Достоинство предлагаемого показателя заключается в том, что он тесно связан с обобщающим показателем, представленным выше. Он учитывает участие торговли в создании национального дохода и специфику взаимодействия затрат труда в отрасли и их социально экономических результатов.

При этом, следует отметить, что применение данного показателя на практике затруднено из-за отсутствия данных о затратах времени покупателями на покупку товаров.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.