Здавалка
Главная | Обратная связь

Прибыль торговых предприятий



 

По экономическому содержанию прибыль торговых предприятий отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

В рыночной экономике прибыль торговых предприятий, так же как и промышленных предприятий выступает как:

– экономическая категория,

– оценочный результативный показатель,

– целевой ориентир,

– источник формирования бюджетов различных уровней,

– источник формирования целевых фондов предприятия.

Прибыль торговых предприятий как важнейшая категория рыночных отношений, так же как и промышленных предприятий, выполняет функции:

- оценочную,

- стимулирующую,

- распределительную.

Содержание прибыли торговых предприятий раскрывается через ее показатели. Прибыль измеряется суммой и уровнем.

Сумма прибыли - это абсолютный показатель, характеризующий превышение доходов предприятия над его текущими расходами. В общем виде формула расчета прибыли торгового предприятия до налогообложения, так же как и промышленного предприятия имеет вид:

Состав и порядок расчета чистого валового дохода торгового предприятия существенно отличается от порядка расчета чистого валового дохода промышленного предприятия :

Уровень рентабельности - относительный показатель эффективности работы предприятия, характеризующий сумму прибыли (от реализации, до налогообложения, чистой) на единицу стоимости капитала или товарооборота, выражающийся в процентах

Для торгового предприятия, так же как и промышленного предприятия рассчитываются такие виды прибыли:

– экономическая прибыль,

– бухгалтерская прибыль,

– номинальная прибыль,

– реальная прибыль,

– минимальная,

– нормальная,

– целевая,

– максимальная прибыль,

– предельная прибыль,

– недополученная прибыль,

– допустимая прибыль,

– нераспределенная прибыль (капитализированная),

– потребляемая прибыль,

– прибыль от реализации (прибыль от основной (торговой) деятельности).

Алгоритмы для расчета отдельных видов прибыли смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр. 65-66]

ны.

Для повышения эффективности работы торговых предприятий первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения товарооборота, снижения издержек обращения и других расходов, роста прибыли.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли необходимо изучать факторы, влияющие на ее получение, и уметь рассчитывать их количественное влияние.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли (к ним относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.).

Внутренние факторы зависят от деятельности предприятия. Они делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования и предприятия, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через “качественные” изменения: использование прогрессивных методов обслуживания потребителей, ускорение оборачиваемости оборотных активов, повышение квалификации и производительности труда персонала, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К непроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Главной целью анализа прибыли торгового предприятия является выявление основных тенденций формирования и распределения прибыли в предплановом периоде, а также основных факторов, вызвавших ее изменение.

Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:

1. Рассматривается динамика прибыли и ее уровня в предплановом периоде, определяются отклонения фактически достигнутых размеров этих показателей от их значений, предусмотренных планом или достигнутых в предыдущем периоде.

2. Изучается состав прибыли предприятия до налогообложения по основным ее видам. При этом основное внимание уделяется анализу динамики суммы, уровня и удельного веса прибыли от реализации. В процессе этого анализа устанавливается степень отклонения фактически достигнутых показателей суммы и уровня отдельных видов прибыли от плановых или достигнутых в предыдущем периоде.

3. Изучаются основные факторы, обусловившие изменение суммы прибыли в предплановом периоде. Влияние факторов на изменение прибыли от реализации можно определить с помощью метода разниц:

Влияние изменения товарооборота и среднего уровня дохода от реализации на изменение прибыли от реализации носит прямопропорциональный характер, а изменение среднего уровня издержек обращения носит обратнопропорциональный характер.

На прибыль влияют изменение следующих факторов:

– изменение ассортиментной структуры товарооборота;

– изменение других видов доходов и расходов предприятия (прямым методом);

– изменение среднего уровня цен на реализуемую продукцию;

– изменение коэффициента операционного левериджа;

– изменение коэффициента рентабельности оборотных активов;

– изменение коэффициента налогоемкости товарооборота.

4. Рассматриваются основные направления использования прибыли на предприятии и оценивается достаточность этих сумм с позиций финансового обеспечения развития предприятия.

Алгоритмы для анализа прибыли смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр 65-66 ] и в [ 53, стр 120-125 ]

Объектом распределения прибыли является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям сметы использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Основным поступлением из прибыли торговых предприятий в Госбюджет является налог на прибыль процентах от налогооблагаемой прибыли (при традиционной системе налогообложения) по ставке, утвержденной централизовано (смотри Налоговый кодекс Украины).

Определение направлений расходования чистой прибыли предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, полученная предприятием в результате хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены, так как состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

- величина чистой прибыли предприятия не должна снижать его заинтересованности в росте товарооборота и улучшении результатов хозяйственно-финансовой деятельности;

- чистая прибыль, в первую очередь, направляется на накопление, обеспечивающее дальнейшее развитие торгового предприятия и только в остальной части - на потребление.

Итак, на торговом предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении торгового предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Часть чистой прибыли расходуется на уплату санкций, которые поступают в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Схема распределения прибыли показана на рисунке 8.2.

 

  Чистая прибыль  
 
Нераспределенная прибыль   Распределеннаяприбыль
         

         
   
 
   
 
   
 

 


Рисунок 8.2 - Распределение прибыли предприятия

 

 

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждаются руководящим органом предприятия.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства, развития социальной сферы и стимулирования труда работников предприятия. В соответствии с уставом предприятия составляют смету расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывают фонды специального назначения.

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает:

а) использование прибыли на производственное развитие :

б) использование прибыли на социальные нужды включает в себя:

в) использование прибыли на материальное поощрение:

г) использование прибыли на формирование фонда финансового резерва,который образуется для подстраховки хозяйственной деятельности на непредвиденные обстоятельства. Рекомендуется формировать его в размере 5% от чистой прибыли.

д) направление прибыли на дивиденды предполагает выплату собственникам части прибыли в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

е) направление прибыли на благотворительные цели предполагает добровольное перечисление суммы средств или стоимости имущества в Госбюджет, бюджеты территориальных общин, в неприбыльные организации (общественные организации, созданные с целью осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, просветительской и научной деятельности; творческие союзы, благотворительные фонды).

Таким образом, вся чистая прибыль подразделяется на две части.

Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления (капитализируемая, нераспределенная прибыль).

Вторая - характеризует долю прибыли, используемой на потребление.

Итак, прибыль показывает абсолютный эффект деятельности без учета использования при этом ресурсов.

Рентабельность - это относительный обобщающий показатель экономической эффективности работы торгового предприятия, т.к. эта эффективность зависит от выполнения всех качественных и количественных показателей деятельности предприятия.

Показатели рентабельности подразделяются на две группы:

– рентабельность продаж,

– рентабельность вложений в предприятия (рентабельность капитала в целом или отдельных его составляющих).

Вместе взятые показатели рентабельности дают возможность оценить эффективность деятельности предприятия.

Расчет большей части видов рентабельности торгового предприятия осуществляется по методике аналогичной для промышленного предприятия. Исключение составляют следующие виды рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность коммерческая.

 

Алгоритмы для расчета показателей рентабельности смотри в [ 53, 126-128]

Деятельность предприятий в условиях рынка требует от них обязательного достижения определенного уровня рентабельности. Повышение всех видов рентабельности способствует укреплению финансовой устойчивости предприятий. Однако, из этого не следует, что рентабельность предприятия должна только повышаться. Рентабельность относится к числу оптимизируемых экономических показателей. Если торговое предприятие не достигло оптимальной рентабельности, то создаются затруднения в функционировании предприятий. Вместе с тем повышение оптимальной рентабельности предприятия оказывает сдерживающее влияние на реализацию товаров.

Торговое предприятие как хозяйствующий субъект рынка осуществляет свою деятельность с целью получения соответствующей прибыли. Оно может получить прибыль только при определенном объеме реализации товаров (продукции, работ, услуг).

Для обеспечения устойчивости предприятия на рынке необходимо определять экономические границы объёмов его деятельности, нарушение которых может привести предприятие к банкротству.

В мировой практике для определения этих границ используются понятия “точка безубыточности” (мертвая точка), “точка минимальной рентабельности” и “точка целевой прибыли”.

Под точкой безубыточности (критического объема, порога рентабельности) понимается такой товарооборот, при котором сумма полученного чистого дохода от реализации равна сумме издержек обращения, то есть рентабельность основной деятельности предприятия равна нулю.

Алгоритмы для расчета дохода, обеспечивающего получение целевой прибыли и обеспечивающего безубыточную деятельность смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52 стр. 75-76 ] и [ 53, стр.124-125 ]

 

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.