Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная эффективность торговли и её оценка



Следует отметить, что рост социальной эффективности является конечной целью общей производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий. Учитывая это. экономическую эффективность относительно социальной нужно считать промежуточной. Именно уровень экономической рентабельности функционирования предприятий является материальной и финансовой базой решения любой социальной проблемы. С учетом этого важного обсто­ятельства нужно оценивать социальную эффективность.

Под социальной эффективностью торговли следует подразумевать результативность ее дея­тельности для общества.

Социальную эффективность торговли необходимо рас­сматривать в двух аспектах. Первый определяется спе­цификой её деятельности и связан с выполнением функций по доведению товаров до потребителей, с удовлетво­рением их потребностей, второй - принадлежностью торговли к отраслям сферы обслуживания, призванных экономить свободное время членов общества. Таким об­разом, выполняя свои социальные функции, торговля оказывает влияние на формирование и разви­тие образа жизни каждого человека. Этот локаль­ный критерий и следует принять в качестве показателя социального эффекта торговой деятельности. Именно степень удовлетворения спроса населения при снижении затрат времени на покупку товаров и определяет крите­рий социальной эффективности торговой деятельности.

Данный критерий отвечает требованиям соподчинен­ности и взаимосвязи социального и народнохозяйствен­ного критерия и характеризуется степенью удовлетворе­ния платежеспособного спроса и качеством торгового об­служивания.

Объективная оценка социаль­ной эффективности в настоящий момент сталкивается со значительными трудностями, связанными с отсутствием научного обоснованной методики определения ее уровня. Такое положение связано не только с нехваткой внимания соответствующей области науки к решению этой актуальной проблемы, но и с чрезвычайной сложностью самих социальных процессов. Поэтому для оценки социальной эффективности часто используют интуитивные и эмпирические подходы .

Для объективной оценки социальной эффективности нужно: во-первых, исходить из того, что социальная эффективность должна определяться на двух уровнях: локальном (то есть на том или ином предприятии относительно степени удовлетворения определенной совокупности социальных потребностей своих работников) и муниципальном и общегосударственном (то есть степень социальной защиты населения и уровень удовлетворения социальных потребностей разных слоев населения ).

Во-вторых, важным является определением абсолютных масштабов и относительного уровня удовлетворения разнообразных социальных потребностей работников того или иного предприятия за счет собственных материальных и финансовых средств, накоплен­ных им в результате производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. К социальным потребностям работников, которые , в зависимости от имеющейся у предприятия возможностей, могут быть им удовлетворены можно отнести:

– увеличение размера оплаты труда сверх установленного государством минимального уровня заработной платы;

– оплата значительной части стоимости или предоставление бесплатных путе­вок в лечебно-оздоровительные учреждения;

– дотации предприятиям ресторанного хозяйства;

– предоставление безвозвратных займов на приобретение и строительство жилья ;

– строительство и содержание собственного жилищного фонда, баз отдыха, домов культуры, поликлиник, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений;

– обеспечение нормальных (безопасных для здоровья) условий труда и надлежащая охрана окружающей среды;

– направление на учебу в средние специальные и высшие учебные заведения молодых работников с выплатой им стипендии;

– подготовка необходимых для предприятия специалистов в специальных учебных центрах, стажировка руководителей и специалистов за рубежом.

В-третьих, при общей оценке социальной эффективности нужно учитывать также ряд социально важных мероприятий, постоянно осуществляемых за счет муниципальных (местных) и общегосударственных бюджетов, которые формируется под непосредственным влиянием существующей системы налогообложения предприятий, а также их спон­сорской и благотворительной деятельности.

Основными из таких мероприятий являются:

– установление и регулирование минимальной заработной платы всем ка­тегориям работников предприятий и в организаций разных видов и сфер деятельности;

– установление и выплата пенсий, стипендий, финансовой помощи, многодетным семьям;

– индексация заработной платы и пенсий в соответствии с динамикой розничных цен на товары и регулирование продажных цен на определенные виды то­варов для населения и стоимости коммунальных услуг;

– бюджетное финансирование организаций и предприятий непроизводственной сферы;

– реализация общегосударственных социальных программ.

В-четвертых, конкретное определение уровня социальной эффективности должно включать количественное измерение и оценку эффекта и расходов по всей совокупностью мероприятий, содержание и характер которых позволяет это сделать, а также качественную характеристику и определение влияния на эффективность той группы мероприятий, по которой количественное измерение прямого эффекта невозможно.

Количественное измерение социальной эффективности отдельной группы осуществляемых мероприятий сводится к расчету непрямого экономического эффекта и расходов на его достижение с последующим их сравнением. Причем единой методики расчета такого эффекта не существует. Поэтому в каждом отдельном случае следуют применять специфический способ его определения, с помощью опубликованных научных методик.

Качественная характеристика эффективности определенной группы социальных мероприятий должна предусматривать более-менее детальное словесное описание их реаль­ного (возможного) влиянию на результативность производства и жизнедеятельность отдельных слоев населения. При других условиях резуль­таты количественного измерения социальной эффективности нужно дополнить качественной характеристикой мероприятий, которые влияют на нее, и на этом основании формировать общие выводы относительно ее уровня и динамики.

Существующие оценочные показатели эффективности торговли не в полной мере отражают ее социальные ре­зультаты. Это обусловлено рядом объективных причин, главными из которых являются:

– трудоемкость количественного измерения социальных результатов;

– невозможность одновременной оценки экономическо­го и социального эффекта одними и теми же методами.

Социальные результаты торговой деятельности не от­делимы от экономических. Это обусловливает рассмотре­ние социальной эффективности торговли, с одной сторо­ны, как обособленной системы социальных показателей, с другой – как составного элемента обобщающих соци­ально-экономических показателей. В обобщающих пока­зателях социальный эффект торговли приводится в сопоставимый вид с экономическим посредством издер­жек потребления, косвенно характеризующих степень удовлетворения спроса и качество торгового обслужи­вания населения.

Однако, данные об издержках потребления можно получить только экспертным путем а также для их расчета, как правило, отсутствует нормативная база.

Система показателей социальной эффективности тор­говли должна учитывать степень удовлетворения плате­жеспособного спроса и качество обслуживания. Степень удовлетворения спроса определяется как отношение фак­тически реализованного спроса населения к предъявляе­ому. Фактически реализованный спрос соответствует объему розничного товарооборота, предъявляемый – представляет собой денежные средства населения, пред­назначенные для приобретения товаров. Часть денежных доходов населения, которая расходуется на покупку то­варов, называется покупательными фондами и по своей величине соответствует реализованному спросу населе­ния. Другая часть этих средств представляет собой остатки денежных средств во вкладах и на руках у населения, предназначенных для покупки товаров. Предъявленный спрос (покупательные фонды и остатки денежных средств населения) представляет собой весь спрос насе­ления, так называемый действительный спрос.

Таким образом, показатель степени удовлетворения спроса отражает степень реализаций действительного спроса населения и может быть выражен следующим об­разом:

Т

Сус = --------------- (9.15)

ПФ + ДСо

где Сус - степень удовлетворения спроса населения;

Т - розничный товарооборот;

ПФ - покупательные фонды населения;

ДСо - остатки денежных средств на руках у населе­ния и во вкладах.

Предполагается, что остатки денежных средств на руках у населения и во вкладах в основном представля­ют собой неудовлетворенный или отложенный спрос на товары длительного пользования.

Информация о покупательных фондах и остатках де­нежных средств содержится в балансе денежных дохо­дов и расходов населения, который составляется для страны в целом и для регионов (не ниже области). Необходимо учитывать также, что в балансе остатки денежных средств во вкладах и на руках у населения включают, кроме сумм, предназначенных для покупки товаров, суммы, предназначенные для оплаты различно­го рода нетоварных услуг, главным образом по органи­зации отдыха. С учетом сказанного приведенный показа­тель можно несколько модифицировать, исключив влияние спроса на нетоварные услуги; Для этого из суммы де­нежных средств во вкладах и на руках у населения сле­дует вычесть сумму средств, направляемых на приобретение нетоварных услуг.

Определить долю расходов населения на нетоварное потребление можно посредством исследований тенденций, мотивов и целей образования сбережений. Наиболее надежным перио­дом для оценки деятельности отрасли по данному пока­зателю следует считать год. Годовой розничный товаро­оборот (реализованный спрос) включает часть суммы от­ложенного и неудовлетворенного спроса в прошедшем году и не включает часть суммы отложенного и неудов­летворенного спроса текущего года. Отклонениями этих сумм (с учетом изменения индекса цен) в пределах двух лет можно пренебречь как несущественными.

Степень удовлетворения спроса населения оценивают также с помощью показателя, характеризующего охват (Со) покупательных фондов населения (ПФ) товарооборотом (Т):

Т

Со = --------- (9.16)

ПФ

Так как покупательные фонды населения отражают сумму денежных средств, мобилизованных на покупку товаров (по плановому балансу), а розничный товаро­оборот - их реализацию (фактическую или плановую), то данный показатель можно использовать как оце­ночный.

Использование отчетных данных о покупательном фонде не имеет смысла, поскольку они отражают реали­зованный спрос населения, который представляет собой не что иное, как розничный товарооборот. Очевидно, что Со≥1 является положительной характеристикой удовлет­ворения платежеспособного спроса. Однако только по этому показателюнельзя судить о тенденции в изменении сте­пени удовлетворения спроса. Поэтому важно рассмотреть динамику исследуемого оценочного показателя, которая характеризуется индексом:

Со 1

Іс = ------- (9.17)

Со о

Такой индекс дает возможность определить тенденцию в изменении степени удовлетворения платежеспособ­ного спроса. Iс>1свидетельствует о более полном удо­влетворении спроса в отчетном году по сравнению с ба­зисным.

Региональная привязка расчета покупательных фон­дов не позволяет использовать показатели степени удов­летворения спроса для оценки деятельности торговли на уровне ниже областного.

Очень важное значение на современном этапе имеет разработка показателей качества и культуры торгового обслуживания. Под качеством торгового обслуживания населения следует понимать степень удовлетворения общественной или личной потребности в процессе приобретения мате­риальных благ. Рекомендуется оценивать качество торго­вого обслуживания по следующим частным показате­лям :

для розничной торговли в целом по региону – по обеспе­ченности населения торговой площадью, по объему продажи товаров в расчете на душу населения, удельному весу прогрессивных форм обслуживания и т. п.;

для магазинов – по ассортименту имеющихся в про­даже товаров, затратам времени населения на покупку, по развитию прогрессивных форм торгового обслужива­ния, наличию дополнительных услуг для покупателей (доставка товаров на дом, раскрой тканей и др.);

для работников магазинов – по индивидуальному по­казателю в зависимости от специфики труда (для про­давца – среднее время обслуживания покупателя и т. д.). Такая система показателей обеспечивает взаимоувязку и сопоставимость данных на всех уровнях управления и за различные периоды времени. Например, показатель внедрения прогрессивных форм обслужива­ния является сквозным – от предприятия до отрасли.

Величина коэффициентов частных показателей рас­считывается как отношение фактических данных к пла­новым (нормативным); нормативных к фактическим; достигнутых удельных весов к плановым.

Коэффициент качества торгового обслуживания насе­ления для соответствующего уровня управления можно измерить отношением суммы произведений частных ко­эффициентов на вес частного показателя, характеризую­щего качество обслуживания, к сумме весов частных по­казателей:

К1В1 + К2В2+…+Кn Вn

К = -------------------------- (9.18)

В1 + В2+…+ Вn

где К1, К2, Кn – частные коэффициенты качества обслуживания,

В1 , В2, Вn – удельный вес частных показате­лей.

Удельный вес частных показателей разрабатывается на основе экспертных оценок по десятибалльной шкале. Такую систему оценки качества торгового обслуживания можно использовать в торговле на разных уровнях управления.

Исходя из социально-экономических задач отрасли и особой актуальности сокращения затрат времени насе­ления на приобретение товаров, уровень культуры обслу­живания Ков определяют с помощью таких показателей, как: устойчивость ассортимента товаров; внедрение прогрессивных методов продажи;дополнительное обслуживание покупателей; затраты времени покупателей на ожидание обслужи­вания; завершенность покупки товаров; качество труда коллектива; культура обслуживания по мнению покупателей.

Коэффициент культуры обслуживания определяется суммированием отдельных показателей качества обслу­живания с учетом их значимости в общей оценке уровня культуры обслуживания. Значимость отдельных показа­телей оценивается баллами, общая сумма которых равна 1.

Показатели системы управления качеством труда до­полняет показатель качества (культуры) обслуживания покупателей. Совместное использование этих показате­лей должно стать основой для измерения социальной эф­фективности и качества работы в торговле.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аветисова А.А. Экономика ресторанного хозяйства. Учебник. – Донецк, ДонНУЭТ, 2007 – 317 с.

2. Алексунин В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 216с.

3. Афанасьєв М. В., Гончарова А. Б. Економіка підприємства. - X.: Харківський державний економічний університет; В.Д. ІНЖЕК, 2003. - 468с.

4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория зкономического анализа. М., 1994.

5. Барроу К. та ін. Бізнес-план: Практ. посіб. — К.: Знання, 1999. - 285с.

6. Берне, Патрик, Бзрроуз, Злисон. Секрети Ехсеї 97.: Пер. С англ.-К.: Диалектика, 1997.

7. Бланк И.А. Торгово-посредническое предпринимательство. Зкономические основи биржевой торговли и брокерской дєятельности. - Киев; АО "Украинская финансовая группа", 1992.

8. Валевич Р.П.,Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб.пособие.- Мн.: Выш.шк., 1996, - 367 с.

9. Ворст Й., Ревенлоу П. Зкономика фирми.- М.: Висшая школа, 1994.

10. Гетало В.П., ГончаровГ.О. Бізнес-планування: Навч. посіб.–К.: Видавничий дім ”Професіонал”, 2008. – 240 с.

11. Гетьман О.О, Шаповал В.М. Економіка підприємства: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. – Київ, Центр навчальної литератури, 2006. – 488с.

12. Должанський І.З., Загорина Т.О. Бізнес-план: технологія розробки. Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури. – 2006 р., - 384 с. – ISBN 996-364-345-5

13. Економічна енциклопедія. — К.: Академія, 2000. — Т. 2. — 838 с.

14. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 304 с.

15. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населення: основные категории, характеристика и методы оценки. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 522с

16. Закон Украины "О национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине" ОВУ, 2001, №4.

17. Закон "Про захист споживчого ринку України" від 10 липня 1991 р. 78

18. Закон Украини "О налогообложении прибыли предприятий". В редакции от 22.05.1997г. ( с изменениями и дополнениями )

19. Закон Украины "О системе налогообложения" ВВРУ, 1997, №16 ( с изменениями и дополнениями )

20. Карлберг, Конрад. Бизнес-анализ с помощью Ехсеl.:Пер. С англ.-К.; Диалектика, 1997.

21. Кіндрацька Г.І, Білик М.С., Завгородній А.Г. Економічний аналіз: теорія і практика: Підручник / За ред. проф. А.Г. Зав городнього Львів:”Магнолія 2006”, 2008. – 440с.

22. Компакт-ЛВ, 2005. – 312с.

23. Концепція розвитку національного кооперативного руху. — К., 2001.— С.76.

24. Лебедева С. Н. и др. Экономика торгового предприятия: Учебн. по-соб. — Минск: Новое знание, 2001. — 239 с.

25. Мазаракі А. А. Економіка торговельного підприємства. — К.: Хреща­тик, 1999.— 800с.

26. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Зкономикс; принципи, проблеми й политика. Киев., Хагар-Демос, 1993,

27. Маросян А. Г. Трансиационализация в мировой зкономике: Учеб. по-собие. — М.: Финансовая академия, 2001. — 315 с.

28. Марцин В. С. Економіка торгівлі: Підручник. – К: Знання, 2006. – 402 с.

29. Марцин В. С. Становлення ринкової економіки в Україні (проблеми і перспективи). — Л.: Коопосвіта, 2002. — 286 с.

30. Марцин В. С. та ін. Економіка споживчої кооперації: Підручник. —К.:Либідь, 1996.-—386с. Методические рекомендации по формированию состава расходов и порядку их планирования в торговой деятельности, утверждены приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украиныот 22.05.2002 г. № 145

31. Методические рекомендации по определению рациональних товарних запасов на предприятиях розничной торговли. Киев, 1990.

32. Мец В. О. Економічний аналіз: Навч. посіб. — К.: КНЕУ, 2001.—235 с.

33. Национальный стандарт Украины ДСТУ 4281:2004 “Заведения ресторанного хозяйства. Классификация”, приказ Держспоживстандарту от 31.03.2004 г. № 59.

34. Петренко П.Н. Институциональние риски й зкономическая безопасносгь. // Управление риском. №4, 2002.

35. Петрович Й.М., Кіт А.Ф. та інші. Економіка підприємства: Підручник / За загальною редакцією Й.М. Петровича. – 2-ге видання виправ. – Львів: „Магнолія 2006”, 2008.– 580 с.ISBN 966-8640-20-5

36. Планування і контроль на підприємстві: Навч. посіб./За ред. М.О. Данилюка – Львів:”Магнолія 2006”, 2009. –531 с. ISBN 978-966-2025-44-6

37. Плескач В.Л., Затонацька Т.Г. Електронна комерція: Підручник. – К: Знання, 2007.– 535с.ISBN 966-346-241-8

38. Покропивний С. Ф. Бізнес-план: технологія розробки та обґрунтування: Навч. посіб. — К.: КНЕУ, 2001. — 159 с.

39. Покропивний С. Ф. Економіка підприємства. — К., 2000. — 436 с.

40. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах»// Баланс, 2000, № 6

41. Портна О.В. Контролінг: Навчальний посібник – Львів:”Магнолія 2006”, 2008. – 240 с.

42. Про зайнятість населення: Закон України // Закони України. — К., 1996.—Т. 1.

43. Про колективні договори і угоди: Закон України //Закони України. — К., 1997.—Т. 6.

44. Про оплату праці: Закон України // Закони України. — К., 1997. — Т. 8.

45. Рузавин Г. Й. Основы рыночной зкономики. — М., 2002. — 432 с.

46. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд./ – Минск: ООО «Новое знание», 2001. – 688 с. ISBN 985-6516-57-9

47. Сборн Д, Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновлення государства. — М.: Прогресе, 2001. — 533 с.

48. Соціально-економічне становище України у 2012р.//Додаток до Урядового кур'єра.

49. Статистичний щорічник України 2011. — К., 2012.

50. Ушакова П.Н., Кукурудза Л.А. Управління прибутком торговельного підприємства. Київ, 1993,

51. Фролова Л.В., Механізм логістичного управління торговельним підприємством. Монографія. – Донецьк: ДонДУЕТ ім. Туган-Бараноскького, 2005.– 322с. (Укр.мов.)

52. Фролова Л.В, Шаруга Л.В., Паращенко О.В. Методичні рекомендації для самостійної роботи студентів денної форми навчання напрямку підготовки Економіка підприємства» з використанням ПК при виконанні розрахунків – Донецьк: ДонНУЕТ, 2009. – с86.

53. Фролова Л.В., Шаруга Л.В., Баранцева С.М., Никитенко Е.А. Формализация планово-экономических расчетов к бизнес-плану развития предприятия.Учебное пособие. – Донецк: ДОнГУЭТ, 2003. – 197 с.

54. Экономика торгового предприятия. Торговое дело. Учебник / Под ред. Л.А.Брагина. – М.:ИНФРА-М – 2006. – 214 с.

55. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов./Под ред. Соломатина А.Н. – СПб: Питер, 2009. – 560 с. Ил. ISBN 978-5-91180-463-3.

56. Яковлєв Ю.П. Економіка торгівлі з використанням інформаційних технологій. Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 376 с.

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

 

1.сайт www. ukrstat.gov.ua.

2.сайт donetskstat.gov.ua.

3.сайт www.normit.ru

4.сайт www.uaportal.com/Business/Equipment/food/

5.сайт www.tkdialog.ru

6.сайт www.popcorn.ua

7.сайт www.ukrbiznes.com

8.сайт www.ekokom.ua

9.сайт www.tehnolog.com.ua

10.сайт www.dneproindustriya.com.ua

11.сайт www.vmf.com.ua

12. сайт www. E-plus. com.ua


[1] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 25, ч. І, стр. 203.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.