Здавалка
Главная | Обратная связь

Мнение Ахлю-ль-бейт об Абу Бакре ас-Сыддике t



Ибн ‘Аббас был двоюродным братом Посланника Аллаха r, сыном его дяди, и, к тому же, его работником. Абу Джа‘фар ибн аль-Бакыр – Джа‘фар ибн Мухаммад, прозванный «ас-Садик» – сказал о нем: «Когда Ибн ‘Аббас скончался и его завернули в саван, из его савана вылетела белая птица, и все смотрели, как она поднимается в небо, до тех пор, пока она совсем не скрылась из вида… Поистине, мой отец очень сильно любил его»[176].

И аль-Муфид[177] сказал: «Повелитель правоверных один вечер ужинал у аль-Хасана, второй – у аль-Хусейна, а третий – у ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса»[178].

И вот, этот Ибн Аббас говорит об ас-Сыддике следующее: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Клянусь Аллахом, он был добр и милосерден по отношению к бедным, читал Коран, удерживал людей от порицаемого, хорошо знал свою религию, боялся Аллаха, предостерегал от всего запретного и побуждал к одобряемому Исламом. Он простаивал ночи в молитве и проводил дни в посте. Он превзошел всех своих товарищей своей богобоязненностью, скромностью, неприхотливостью, умеренностью, воздержанностью и целомудрием»[179].

А вот что говорит, передавая от Посланника Аллаха r, об ас-Сыддике сын повелителя верующих аль-Хасан, второй непогрешимый имам у шиитов – они считают, что Аллах обязал их быть его верными последователями: «Абу Бакр для меня все равно что мой слух»[180].

Аль-Хасан ибн ‘Али t уважал Абу Бакра и ‘Умара настолько, что среди прочих поставил Му‘авии ибн Абу Суфйану такое условие: он должен править людьми в соответствии с Книгой Аллаха, Сунной Его Посланника и тем, как правили праведные халифы[181].

А о четвертом непогрешимом имаме у шиитов, ‘Али, сыне аль-Хасана, они рассказывают, что однажды к нему пришла группа людей из Ирака. Эти люди начали критиковать Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана. Когда они закончили свою речь, имам сказал им: «Скажите мне, вы ли те, о ком сказано: “А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми”[182]?». Они сказали: «Нет». Тогда он спросил: «Вы ли те, о ком сказано: “А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми”[183]?». Они снова ответили: «Нет». Тогда он сказал: «Вы сказали, что вы не принадлежите ни к одной из упомянутых мною групп… Я же свидетельствую, что вы не относитесь к тем, о ком Аллах сказал: “…говорят: ‹Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал›”[184]. Выйдите от меня, и пусть Аллах решает вашу участь!»[185].

А Мухаммада ибн ‘Али ибн аль-Хусейна (Мухаммада аль-Бакыра), сына Зейну-ль-‘абидина, пятого непогрешимого имама у шиитов, однажды спросили об украшении меча. Это сообщение приводит ‘Али ибн ‘Иса аль-Арбили[186] в своей книге «Кашф аль-гумма»: «Абу ‘Абдуллах аль-Джа‘фи передает от ‘Урвы ибн ‘Абдуллаха: “Я спросил Абу Джа‘фара Мухаммада ибн ‘Али t об украшении меча. Он ответил: ‹В этом нет ничего греховного. Абу Бакр ас-Сыддик украшал свой меч›. Я воскликнул: ‹Ты называешь его ‘ас-Сыддик?!’› Он быстро поднялся со своего места и, обратившись в сторону кыбли, сказал: ‹Да, он – ас-Сыддик, и кто не называет его так, да не поверит Аллах ни одному его слову ни в этом, ни в вечном мире!›”»[187].

Он сказал это лишь потому, что его дед, Посланник Аллаха r, который говорил Откровением, назвал Абу Бакра «ас-Сыддик». Аль-Бахрани – шиит – передает в своем тафсире «Аль-бурхан» от ‘Али ибн Ибрахима: «Мне передал мой отец от некоторых своих людей от Абу ‘Абдуллаха t его слова: “Когда Посланник Аллаха r был в пещере, он сказал Абу Бакру: ‹Я как будто смотрю сейчас на корабль Джа‘фара и его товарищей, как он качается на морских волнах, и я как будто смотрю на ансаров, смиренно пребывающих в своих домах›. Тогда Абу Бакр сказал: ‹Ты видишь их?› Он сказал: ‹Да!› Он сказал: ‹Покажи их и мне›. Тогда он провел рукой по его глазам, и он увидел их, и Посланник Аллаха r сказал ему: ‹Ты – ас-Сыддик›”»[188].

Ат-Табарси[189] передает, что аль-Бакыр сказал: «Я не отрицаю достоинств Абу Бакра, и не отрицаю достоинств ‘Умара, однако Абу Бакр лучше, чем ‘Умар»[190].

А его сына Абу ‘Абдуллаха Джа‘фара ас-Садика, шестого непогрешимого имама у шиитов, спросили об Абу Бакре и ‘Умаре, как передает это кадый Нуруллах аш-Шуштари[191], ярый шиит, убитый в 1019 году по хиджре: «Один человек спросил имама ас-Садика t: “О сын Посланника Аллаха! Что скажешь ты об Абу Бакре и ‘Умаре?” Он ответил: “Два справедливых имама, которые придерживались Истины при жизни и умерли, будучи приверженными Истине, и в Судный день пребудет над ними милость Аллаха”»[192].

Аль-Кулейни передает от него длинный хадис в «Аль-фуру‘». В этом хадисе упоминается следующее: «Когда Абу Бакру, находящемуся при смерти, сказали: “Сделай завещание”, он сказал: “Завещаю пятую часть, и даже пятая часть это много. Поистине, Всевышний Аллах удовольствовался пятой частью, и я завещаю пятую часть”. А Всевышний Аллах дозволил ему завещать треть перед смертью, и если бы он знал, что треть лучше для него, он завещал бы треть. За ним по своим достоинствам и умеренности в мирских благах, как вы знаете, следуют Сальман и Абу Зарр t. Сальман из своего дохода выделял годовое пропитание, а остальное раздавал. Ему сказали: “О Абу ‘Абдуллах! Ты в своей воздержанности в том, что касается мирских благ, делаешь это, но ты ведь не знаешь – может, ты сегодня-завтра умрешь!” Он сказал в ответ: “Что с вами? Отчего вы не желаете, чтобы я продолжал жить, так же, как боитесь для меня смерти? Разве не знаете вы, о невежды, что человеческая душа может запутать своего обладателя и ввести его в искушение, если не будет у нее того необходимого запаса, который позволяет ей поддерживать свою жизнь? А если человек запасает себе пропитание, душа его успокаивается”. А у Абу Зарра были маленькие верблюдицы и овечки, которых он резал, когда его семья хотела мяса или когда к нему приходил гость, или когда он видел, что людей, которые были с ним, одолела нужда. Тогда он резал для них верблюда или овцу – такую, чтобы они наелись, и больше им не хотелось мяса. Затем он делил это мясо поровну между ними. При этом себе он оставлял такую же долю, которую получал любой их них, и никогда не брал себе больше. Кто был более умерен и воздержан в этом мире, и кто брал из его благ меньше, чем они? А ведь Посланник Аллаха r сказал о них то, что сказал!»[193].

Таким образом, из его речи следует, что по умеренности и воздержанности в том, что касается мирских благ, первое место в мусульманской общине занимал Абу Бакр, а за ним следовали Абу Зарр и Сальман.

Аль-Арбили передает, что он говорил: «Абу Бакр родил меня дважды»[194].

«Это потому, что его мать – Умм Фарва, дочь аль-Касима, сына Мухаммада, который был сыном Абу Бакра. А мать Умм Фарвы – Асма, дочь ‘Абду-р-Рахмана, сына Абу Бакра»[195].

Сеййид Муртада пишет в своей книге «Аш-шафи», что Джа‘фар ибн Мухаммад относился к Абу Бакру и ‘Умару с уважением и, посещая могилу Посланника Аллаха r и приветствуя его, обращал приветствие и к ним[196].

Об этом можно говорить еще очень долго – подобных красивых слов сказано немало. Однако мы вынуждены ограничиться уже сказанным, чтобы избежать чрезмерного удлинения данной главы. Итак, мы переходим к последнему из существовавших имамов у шиитов. Это Хасан ибн ‘Али, известный также как аль-Хасан аль-‘Аскари – одиннадцатый непогрешимый имам у шиитов. Рассказывая о переселении Посланника Аллаха r, он упоминает о том, что Пророк r, спросив ‘Али t, согласен ли он лечь в его постель вместо него в эту ночь, сказал Абу Бакру t: «Согласен ли ты быть со мной, о Абу Бакр, зная, что тебя будут преследовать, как преследуют меня, и обвинять тебя в том, что это ты побуждаешь меня говорить все то, что я говорю, и тебе придется перенести часть мучений, предназначенных для меня?» Абу Бакр сказал в ответ: «О Посланник Аллаха! Если бы я всю жизнь подвергался страшнейшим мучениям, и при этом не приходила бы ко мне смерть, но и не было бы отрады или передышки, и все это ради моей любви к тебе, это было бы лучше для меня чем всю жизнь наслаждаться и владеть всеми царствами, владыки которых выступают против тебя… Разве сам я, мое имущество и мои дети не выкуп за тебя?» Посланник Аллаха r сказал: «Аллах посмотрел на то, что у тебя в сердце. Он увидел, что слова твои совпадают с тем, что у тебя в сердце, и сделал так, что ты для меня словно мой слух и зрение, словно голова для тела или дух для него»[197].

Мы привели слова Мухаммада, Посланника Аллаха r, имама двух миров и Посланника людей и джиннов – да станут родители мои и дух мой выкупом за него – а также слова ‘Али ибн Абу Талиба t, первого непогрешимого имама у шиитов, а также всех остальных имамов, вплоть до последнего существовавшего из них. Эти высказывания взяты из книг самих шиитов. Теперь же, завершая эту тему, мы приведем еще два сообщения, передаваемые от Ахлю-ль-бейт и также взятые из шиитских источников.

Первое – от Зейда ибн ‘Али ибн аль-Хусейна ибн ‘Али ибн Абу Талиба, родного брата Мухаммада аль-Бакыра и дядя Джа‘фара ас-Садика, о котором говорили, что он был «союзником Корана»[198]. Многие шииты считают его имамом из-за его военных выступлений (против халифата)[199].

Абу аль-Фарадж аль-Асфахани[200], шиит, передает от аль-Ашнани от ‘Абдуллаха ибн Джарира, что он сказал: «Я видел, как Джа‘фар (то есть Джа‘фар ас-Садик) держался за стремя Зейда ибн ‘Али и поправлял его одежду на седле»[201].

Итак, Зейда, сына Зейну-ль-‘абидина ибн аль-Хусейна, спросили об Абу Бакре, как упоминает об этом автор «Насих ат-таварих»[202], шиит: «Поистине, некоторые из влиятельных и знатных лиц Куфы, которые присягнули Зейду, в один из дней пришли к нему и сказали ему: “Да помилует тебя Аллах… Какого ты мнения об Абу Бакре и ‘Умаре?” Он сказал: “Я не говорю о них ничего, кроме хорошего, и я не слышал о них от семейства моего (то есть семейства Пророка r) ничего, кроме хорошего. Они не поступали несправедливо по отношению к нам, и не поступали несправедливо по отношению к кому-то другому… Они поступали согласно Книге Аллаха и Сунне Его Посланника”[203]. Услышав его слова, жители Куфы отвернулись от него и склонились на сторону аль-Бакыра. Тогда Зейд сказал: “Они отвергли нас сегодня” – и поэтому эта группа была названа рафидитами[204]»[205].

Второе сообщение – от человека, о котором шииты слагали легенды. Это Сальман аль-Фариси t, о котором они сказали: Сальман аль-Мухаммади. Этот человек – из Ахлю-ль-бейт: «Поистине, Сальман – из Ахлю-ль-бейт»[206].

«Все люди отреклись от Ислама после Пророка r, кроме троих. Это аль-Микдад, Абу Зарр и Сальман, да помилует их Всевышний Аллах»[207].

‘Али сказал о нем: «Поистине, Сальман – дверь Аллаха на земле. Кто признал его, тот верующий, а кто отверг его, тот неверующий»[208].

Сальман говорит: «Абу Бакр превзошел вас не своим постом или своей молитвой, но превзошел он вас тем, что было в его сердце»[209].

И Посланник Аллаха r любил Абу Бакра и дорожил им настолько, что когда тот собрался вступить в поединок со своим сыном, который был на коне и при этом вооружен до зубов, Посланник Аллаха r запретил ему делать это, сказав: «Убери меч свой, вернись на свое место и позволь нам и дальше наслаждаться твоим существованием!»[210].

Итак, Пророк r сказал, что присутствие Абу Бакра для него – наслаждение.

Это – последнее сообщение, которым мы и заканчиваем данную главу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.