Здавалка
Главная | Обратная связь

Правление Абу Бакра ас-Сыддика t



Мы уже рассказали о том, как Ахлю-ль-бейт относились к господину людей после пророков Аллаха и Его посланников Абу Бакру ас-Сыддику t. Теперь мы хотим разъяснить, что между ним и Ахлю-ль-бейт не было никаких разногласий относительно того, что именно он должен был после кончины Пророка r стать его преемником, повелителем верующих и имамом мусульман. Ахлю-ль-бейт присягнули ему вместе со всеми остальными, они поддерживали его и подчинялись ему. Они вместе с ним решали проблемы мусульман, разделяли их боль и переживали вместе с ними постигшие их беды. Они помогали ему совершенствовать мусульманскую общину, исправлять ее и вести ее к процветанию. ‘Али t был одним из ближайших советников Абу Бакра. Он помогал ему в решении государственных дел и проблем людей. Он высказывал Абу Бакру свое мнение в различных вопросах, указывая ему на лучшее и наиболее верное, с его точки зрения, решение. Они беспрепятственно обменивались идеями и мнениями, он совершал молитву, стоя позади него, исполнял его веления, следовал его решениям и постановлениям. Более того, он называл своих детей его именами из любви к нему и в надежде на то, что это имя принесет его детям благословение Всевышнего.

Кроме того, Ахлю-ль-бейт роднились с ним и его детьми, заключая браки и устанавливая, таким образом, родственные связи. И, как следствие этого, между ними существовали близкие отношения, какие обыкновенно существуют между любящими и уважающими друг друга людьми. И это вполне естественно. Ведь они – ветви одного дерева, плоды одной пальмы, хотя рафидиты, которые строят козни славной общине Мухаммада r, завидуют черной завистью и жаждут отомстить всем тем, кто нес Ислам людям, возвышал его слово и поднимал его знамя.

Что же касается правления Абу Бакра ас-Сыддика t, то ‘Али ибн Абу Талиб приводит законность этого правления в качестве доказательства законности своего правления, отвечая Му‘авии ибн Абу Суфйану, наместнику Шама: «Поистине, мне присягнули люди, которые ранее присягали Абу Бакру, ‘Умару и ‘Усману, и они присягнули мне в том же, в чем присягнули в свое время им, и у присутствующего не было выбора, а у отсутствующего нет права возражать, ибо, поистине, совет (шура) – между мухаджирами и ансарами. И если они единогласно избрали определенного человека и назвали его имамом, то если кто-то откажется подчиняться их решению, примется очернять людей и делать то, что является нововведением, возвратите его к тому, от чего он отошел, а если он воспротивится, сражайтесь с ним за то, что он следует не путем верующих, и Аллах направит его туда, куда он направился»[211].

Он также сказал: «Поистине, вы присягнули мне в том, в чем присягали тем, кто был до меня, и, поистине, до присяги у людей есть выбор, однако после того, как принесена присяга, выбора уже нет»[212].

Смысл приведенного высказывания очевиден, и в нем нет никаких неясностей, нет ничего непонятного и вызывающего вопросы: человек становится имамом и халифом в том случае, если мусульмане единогласно избрали его для этого. В первый век Ислама такое единогласное решение принимал совет мухаджиров и ансаров. А они единогласно избрали Абу Бакра t, а после него – ‘Умара t, и присутствующий после этого не имеет права выбора, а отсутствующий не имеет права возражать. Мы уже упоминали, что передает от ‘Али ибн Абу Талиба t ас-Сакафи[213] в «Аль-гарат»: «Люди отвернулись от Абу Бакра и поспешили к ‘Али, однако он, вопреки ожиданиям, лишь признал право Абу Бакра на правление.

Есть еще одно высказывание ‘Али, в другом источнике. Он говорит о правлении: «Мы удовольствовались предопределением Аллаха и предались на Его волю… Я заглянул в себя и обнаружил, что покорность моя опередила мою присягу, и я уже признал его власть над собой»[214].

Увидев происходящее, он подошел к Абу Бакру t и присягнул ему так же, как сделали это мухаджиры и ансары. Об этом говорит он сам, будучи уже повелителем верующих и халифом мусульман, у которого нет причин бояться людей, и который говорит лишь то, что у него в душе, не видя причин скрывать это – как об этом утверждали шииты. Итак, он вспоминает события прошлого, говоря: «Тогда я подошел к Абу Бакру и присягнул ему, внося свой вклад в происходящие события… И Абу Бакр стал правителем. При этом он старался идти прямым путем и делать все как можно лучше и правильнее и был умеренным. И я был его товарищем, давая ему советы, и я подчинялся ему в том, в чем он был послушен Аллаху»[215].

Именно поэтому он возразил Му‘авии и своему дяде аль-‘Аббасу ибн ‘Абду-ль-Мутталибу, когда те предложили ему стать халифом – он понимал, что у него нет права становиться халифом после того, как правителем был признан Абу Бакр.

В своем письме к наместнику Шама Му‘авии ибн Абу Суфйану он признал право первого халифа на правление и его превосходство, а после смерти Абу Бакра обратился к Аллаху с мольбой за него, прося Его о том, чтобы он простил его грехи и даровал ему благо в мире вечном, и он искренне сожалел о его уходе из этого мира. Вот что он написал: «Аллах избрал для Себя среди мусульман помощников, посредством которых Он поддержал и укрепил их, и у Него каждый из них занимал место в соответствии со своими достоинствами и своими заслугами перед Исламом. Самым же искренним по отношению к Аллаху и Его Посланнику r был халиф ас-Сыддик и его преемник, халиф ‘Умар… Клянусь, их место в Исламе очень высоко, а их положение велико, и их утрата – болезненная рана для Ислама. Да помилует их Аллах, и да вознаградит их Аллах наилучшей наградой за все, что они сделали!»[216].

Ат-Туси[217] передает от ‘Али t, что, встретившись с потерпевшими поражение в «верблюжьей битве»[218], он сказал им: «Вы присягнули Абу Бакру и отошли от меня, и я присягнул Абу Бакру подобно тому, как присягнули ему вы… И я присягнул ‘Умару подобно тому, как присягнули ему вы, и я был верен данной мною клятве…. Потом вы присягнули ‘Усману, и я присягнул ему, сидя в своем доме. А потом вы пришли ко мне притом, что я не призывал вас и не принуждал вас ни к чему».

Это – неопровержимое и очевидное доказательство того, что ‘Али ибн Абу Талиб t не считал, что халиф был назначен свыше, то есть Аллах избрал халифа, и существуют священные тексты, подтверждающие это – а шииты передают от своих имамов подобные сообщения, хотя на самом деле это ложь: «Имамство – договор Всевышнего Аллаха, переходящий от одного к другому в определенной последовательности»[219].

«Поистине, оно – договор Посланника Аллаха r, переходящий от одного к другому по очереди»[220].

Более подробно об этом можно прочитать в шиитских книгах: «Асль-аш-ши‘а ва усулюха» Мухаммада Хусейна Аль Кашифа аль-Гыта, «Аль-и‘тикадат» Ибн Бабавейхи аль-Кумми, «Аль-альфейн» аль-Хилли, «Бихар аль-анвар» аль-Маджлиси и так далее.

Если бы он был убежден в этом, он не признал бы законность правления Абу Бакра и не стал бы его советником. Более того, он не стал бы говорить участникам «верблюжьей битвы» упомянутые выше слова: «… вы пришли ко мне притом, что я не призывал вас…». Будь он имамом, которого назначил Всевышний, он не стал бы отвергать их призыв стать имамом, и он не стал бы им говорить еще ранее, когда они пришли к нему, желая присягнуть ему, после убийства ‘Усмана t: «Оставьте меня и ищите другого. Поистине, мы столкнулись с событием неоднозначным и запутанным, перед лицом которого нелегко трезво и хладнокровно мыслить и принимать правильные решения… Я надеюсь, что буду самым покорным и послушным тому, кому вы поручите править собой, и, поверьте, я в качестве советника и помощника лучше для вас, чем в качестве повелителя»[221].

Может ли быть лучшее доказательство того, что он не стремился стать халифом, чем его собственные слова, указывающие на это? И при этом шииты считают тех, кто отрицает его право на правление, кафирами, чье неверие намного хуже неверия иудеев, огнепоклонников, христиан и язычников-многобожников: «Шииты-имамиты согласны относительно того, что отрицающий имамство одного из имамов и отвергающий вмененное Аллахом в обязанность послушание и покорность, является кафиром, заслуживающим вечного пребывания в Огне»[222].

Аль-Кулейни, величайший хадисовед шиитов, говорит:

«Поистине, на самом деле Слова Всевышнего звучат так: “Просящий просил наказания, которое постигнет неверующих” в то, что ‘Али должен был стать правителем “нет от него спасения”. Клянусь Аллахом, они звучат так, и Джибриль u пришел с ними к Мухаммаду r»[223].

Он приписывает Мухаммаду аль-Бакыру такие слова (хотя это, конечно же, явная ложь): «…“Поистине, поклоняется Аллаху должным образом тот, кто знает Аллаха, а кто не знает Аллаха, тот поклоняется Ему, пребывая в заблуждении”. Я сказал: “Да стану я выкупом за тебя! А что есть познание Аллаха?” Он ответил: “Вера во все то, что сказал Всевышний, вера во все то, что сказал Его Посланник r, поддержка ‘Али t и преданность ему и следование имамам, ибо следование имамам выводит на истинный путь, а также отстранение от их врагов и отказ от поддержки их и любой помощи и содействия им”»[224].

Ас-Садук Ибн Бабавейхи аль-Кумми говорит: «Согласно нашим убеждениям человек, отрицающий имамство повелителя верующих ‘Али ибн Абу Талиба t и последующих имамов, подобен тому, кто отрицает пророчество одного из пророков. А тот, кто признает повелителя верующих, однако при этом отвергает одного из последующих имамов, подобен тому, кто признает всех пророков и при этом отвергает нашего Пророка Мухаммада r»[225].

А что делать, если сам ‘Али ибн Абу Талиб отвергает свое же собственное имамство?!

Вот текст из книги шиитов, которую они сами считают «святой святых». Эта книга – «Нахдж аль-баляга»[226]. В ней упоминается о том, что сам ‘Али t сказал: «Быть последователем имама лучше для меня, чем быть имамом».

Давайте снова вспомним его слова: «Оставьте меня и ищите другого… Поистине, я – как один из вас. И я надеюсь, что буду самым покорным и послушным тому, кому вы поручите править собой, и, поверьте, я в качестве советника и помощника лучше для вас, чем в качестве повелителя» [227].

Это указывает на то, что сам ‘Али был совершенно иного мнения о своем праве на правление и своем имамстве, нежели шииты. А вот еще одно подтверждением этому: Ибн Абу аль-Хадид передает от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса такие слова: «Когда Посланник Аллаха r болел, ‘Али t вышел от него к людям, и люди спросили его: “Как сегодня чувствует себя Посланник Аллаха r, о Абу аль-Хасан?” Он ответил: “Хвала Аллаху, сегодня ему намного лучше”. Тогда аль-‘Аббас взял ‘Али за руку и сказал: “О ‘Али! Через три дня станешь ты рабом, которого заставляют двигаться и подгоняют палкой! Клянусь, я видел на его лице смерть, а я, поистине, знаю признаки смерти на лицах сынов ‘Абду-ль-Мутталиба! Иди же к Посланнику Аллаха r и скажи ему об этом. Если он остается с нами, он сообщит тебе об этом, а если нет, то он завещает нам что-нибудь”. ‘Али сказал в ответ: “Нет, я не стану этого делать. Клянусь Аллахом, если мы помешаем ему сегодня, люди никогда уже не смогут прийти к нему!” И Посланник Аллаха r скончался в этот день»[228].

Ибн Абу аль-Хадид, упомянув о навесе, под которым люди присягали Абу Бакру t, и о самой присяге, сказал: «Знай, что сообщений на эту тему передается великое множество, и кто изучит их внимательно и беспристрастно, тот непременно поймет, что среди них нет ни одного прямого и категоричного текста, который однозначен, и относительно которого не возникает никаких сомнений»[229].

А вот что сказал ‘Али t, обращаясь к Тальхе и аз-Зубейру: «Клянусь Аллахом, не желал я стать халифом, и не стремился к власти, однако вы призвали меня к этому и возложили это на меня…»[230].

А Наср ибн Музахим[231], шиит, передает, что Му‘авия ибн Абу Суфйан t послал Хабиба ибн Масляму аль-Фахри, Шурахбиля ибн Самта и Манна ибн Йазида, чтобы они потребовали от ‘Али поймать и наказать убийц ‘Усмана t. И вот что сказал им ‘Али ибн Абу Талиб t после того, как восхвалил Аллаха и начал речь свою с упоминания Его Имени: «Поистине, Аллах послал Пророка r и посредством него вывел из заблуждения, спас от гибели, объединил людей после того, как они были разделены… А потом Аллах забрал его к Себе после того, как он выполнил все, что было возложено на него. А потом Он сделал так, что его преемниками стали Абу Бакр и ‘Умар. Они прожили достойную жизнь и правили общиной по справедливости. Потом стал править людьми ‘Усман, и при этом он делал вещи, за которые люди порицали его. Потом люди пошли к нему и убили его. После этого люди пришли ко мне притом, что я отделился от них и не желал иметь к происходящему какое-либо отношение, и сказали: “Прими присягу!” – но я отказался. Тогда они сказали мне: “Прими присягу! Поистине, община не желает присягать никому, кроме тебя, и мы боимся, что если ты откажешься, начнутся разногласия и раскол между людьми”. Тогда я принял их присягу»[232].

Один шиитский историк упоминает о том, что когда Абу Бакр t захотел объявить ‘Умара своим преемником, некоторые люди не согласились с этим. Тогда ‘Али сказал Тальхе: «Если бы Абу Бакр назначил своим преемником кого-то, кроме ‘Умара, мы бы не стали подчиняться ему!..[233] И вот, вы присягнули мне подобно тому, как ранее присягали Абу Бакру, ‘Умару и ‘Усману, и вы обязаны быть верными своей присяге мне точно так же, как вы были верными присяге, принесенной Абу Бакру, ‘Умару и ‘Усману»[234].

Ат-Табарси передает от Мухаммада аль-Бакыра его слова, однозначно указывающие на то, что ‘Али признавал право Абу Бакра на правление и был согласен с тем, что именно он станет преемником Посланника Аллаха r, первым халифом и повелителем верующих. Он упоминает о том, что Усама ибн Зейд любил Посланника Аллаха r, и когда он уже собирался выступить в поход, Посланник Аллаха r скончался. Когда к нему пришло известие об этом, он отправился вместе со всеми, кто был с ним, в Медину. Войдя в город, он увидел множество людей, толпившихся вокруг Абу Бакра. Тогда он подошел к ‘Али ибн Абу Талибу и спросил его: “Что это?” ‘Али ответил ему: “То, что ты видишь”. Тогда Усама спросил его: “А ты присягнул ему?” Он ответил: “Да”»[235].

Это признал и современный шиит и один из их имамов Мухаммад Хусейн Аль Кашиф аль-Гыта. Вот что он сказал: «Когда Посланник r покинул этот мир для мира вечного, некоторые сподвижники решили, что халифом должен стать не ‘Али – то ли из-за его молодости, то ли потому, что курейшиты не хотели, чтобы и пророк, и халиф был из Бану Хашим… А когда он увидел, что первый и второй халифы прикладывали все возможные усилия для распространения слова Единобожия, снаряжении войск и открытия для Ислама новых районов, и они не думали только о себе, не стремились к обогащению и наживе, и не порабощали тех, кто присягнул им…»[236].

Остается вопрос о том, почему он отложил присягу на много дней. На этот вопрос отвечает Абу аль-Хадид: «Затем поднялся Абу Бакр. Он обратился к людям с речью, попросил у них прощения и сказал: “Присяга мне была внезапной, и Аллах уберег нас от ее зла, и я, клянусь Аллахом, испугался смуты… Я никогда не стремился к ней, и на меня легло всей тяжестью дело, с которым я не в силах был справиться, и которое мне было очень сложно вынести. Тогда я желал, чтобы на моем месте оказался самый сильный из людей…” – так он оправдывался и извинялся, и мухаджиры приняли его оправдания. ‘Али и аз-Зубейр сказали: “Мы гневались лишь на совете… Поистине, мы считаем, что Абу Бакр более всех достоин того, чтобы стать халифом. Поистине, он был спутником и товарищем Пророка r, когда тот находился в пещере, и мы уважаем его за почтенный возраст. Кроме того, Посланник Аллаха r велел ему руководить молитвой людей еще при его жизни”»[237].

Ибн Абу аль-Хадид приводит другое сообщение в своем «Шархе» от ‘Абдуллаха ибн Абу ‘Ауфа аль-Хуза‘и: «Халид ибн Са‘ид ибн аль-‘Ас был одним из работников Посланника Аллаха r в Йемене. Когда Посланник Аллаха r скончался, он пришел в Медину, а люди к тому времени уже присягнули Абу Бакру. Он воздерживался от присяги долгое время, несмотря на то, что люди уже присягнули ему. Он пришел к Бану Хашим, к каждой двери, к старому и молодому, к простым и влиятельным и сказал им: “Если вы довольны, мы тоже довольны, а если вы разгневаны, мы тоже будем разгневаны. Скажите мне, присягнули ли вы этому человеку?” Они ответили: “Да”. Тогда он спросил: “И все вы довольны?” Они ответили: “Да”. Он сказал: “Значит, и я доволен, и если вы присягнули, то и я присягаю! О Бану Хашим! Поистине, вы – дерево благое с плодами благими!” После этого он пошел и присягнул Абу Бакру»[238].

‘Али t совершал молитву под руководством Абу Бакра t и принимал от него подарки

Итак, ‘Али t признавал право Абу Бакра t быть халифом и участвовал вместе с ним в управлении государством и решении различных дел. Кроме того, он принимал от него подарки, подавал ему жалобы, совершал молитву под его руководством, и отношения между ними были по-братски теплые и близкие, он любил его и ненавидел тех, кто ненавидел его.

Об этом засвидетельствовал самый большой противник праведных халифов и сподвижников Пророка r.

Мы уже приводили слова ‘Али t, сказанные им людям, которые побуждали его стать халифом и повелителем верующих: «В качестве советника и помощника я лучше для вас, чем в качестве правителя»[239]. Он напоминает им о днях правления Абу Бакра ас-Сыддика и ‘Умара, когда он был советником, к чьим словам прислушивались и чьи указания исполнялись. Об этом рассказывает аль-Йа‘куби[240], радикальный шиит, в своем «Тарихе», упоминая о правлении Ас-Сыддика: «Абу Бакр принял решение сражаться с византийцами и стал советоваться с группой сподвижников Посланника Аллаха r, и они разошлись во мнениях. Тогда он посоветовался с ‘Али ибн Абу Талибом, и тот сказал: “Делай”. Он спросил: “Если я сделаю это, я выиграю?” ‘Али сказал: “Надейся на лучшее”. Тогда Абу Бакр обратился к людям с речью и велел им готовиться к сражению с византийцами»[241].

А в другой версии говорится: «Ас-Сыддик спросил ‘Али: “Откуда ты знаешь, что впереди нас ждет благо, и на каком основании сулишь мне благие вести?” Он сказал: “От Пророка r. Я слышал, как он говорил эти слова, обещая благие вести”. Абу Бакр t сказал: “Ты обрадовал меня, сказав мне слова, переданные от Посланника Аллаха r, о Абу аль-Хасан! Да обрадует тебя Аллах благими вестями!”»[242].

Аль-Йа‘куби также сказал: «Среди тех, от кого перенимали знания во времена Абу Бакра, – ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Му‘аз ибн Джебель, Убейй ибн Ка‘б, Зейд ибн Сабит и ‘Абдуллах ибн Мас‘уд»[243].

Первым он упомянул ‘Али, а потом уже остальных сподвижников. А это – показатель того, какие у них были взаимоотношения. В том, что касается совета[244] и судопроизводства, они всегда отводили ‘Али первое место.

Это подтверждает Мухаммад ибн ан-Ну‘ман аль-‘Акбари, радикальный шиит, прозванный «шейх аль-Муфид». В своей книге «Аль-иршад» он выделил целую главу, посвященную решениям повелителя верующих, вынесенных им в дни правления Абу Бакра. Вот некоторые сообщения на эту тему, переданные им: «К Абу Бакру привели одного человека, который пил вино. Он собрался подвергнуть его положенному наказанию, однако человек сказал ему: “Поистине, я выпил это вино, не зная о том, что это запрещено, потому что я вырос и воспитывался среди людей, которые считали его дозволенным, и я узнал о том, что оно запретно, лишь сейчас”. Абу Бакр задумался, не зная, какое решение вынести в отношении этого человека. Тогда кто-то из присутствующих посоветовал ему обратиться к повелителю верующих t. Абу Бакр послал к ‘Али и спросил у него совета в этом вопросе. Повелитель верующих сказал: “Вели двум надежным людям из числа мусульман провести его по местам собраний мухаджиров и ансаров, и пусть они спросят их, читал ли кто-нибудь из них ему аят, в котором говорится о запретности вина, а если нет, то передавал ли ему кто-нибудь из них сообщение об этом запрете, передаваемое от Посланника Аллаха r. И если найдется два свидетеля из их числа, то подвергни его установленному наказанию, а если свидетелей не найдется, тогда скажи ему, чтобы он раскаялся в содеянном и отпусти его”. Абу Бакр так и поступил. Никто из мухаджиров и ансаров не засвидетельствовал, что сообщал этому человеку о запретности употребления вина посредством цитирования ему соответствующего аята Корана или слов Посланника Аллаха r. Тогда Абу Бакр велел ему раскаяться в содеянном и отпустил его. Так он согласился с решением, вынесенным ‘Али t»[245].

Так он выполнял его веления. Сообщается, что однажды «в Медину прибыла делегация неверующих. Они увидели, что мусульмане слабы, а их численность мала, так как они выступили в военные походы в разные стороны, и начали замышлять дурное против них. Абу Бакр почуял недоброе и понял, что столице Исламского государства и мусульманам угрожает опасность, и приказал усилить охрану Медины. У входов в нее стали дежурить войска. А ‘Али, аз-Зубейру, Тальхе и ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду он поручил возглавлять эту охрану, и они исполняли это его веление до тех пор, пока опасность не миновала»[246].

А поскольку у них были такие теплые отношения, ‘Али, господин Ахлю-ль-бейт и отец двух внуков Посланника Аллаха r, принимал от него подарки. Ведь они были братьями, которые советовались друг с другом в делах, любили и уважали друг друга. Так, он принял от него рабыню по имени ас-Сахба – это была девушка, взятая в плен в битве ‘Айн ат-тамр. Она родила ему ‘Умара и Рукаййу. «Что же касается ‘Умара и Рукаййи, то они – дети девушки из Таглиба по имени ас-Сахба, взятой в плен. Это произошло во время правления Абу Бакра во время сражения при ‘Айн ат-тамр, когда войсками командовал Халид ибн аль-Валид»[247]. «Ее звали Умм Хабиб бинт Раби‘а»[248].

Абу Бакр ас-Сыддик также подарил ему Хаулю, дочь Джа‘фара ибн Кайса, которая попала в плен во время сражений при аль-Йамаме. Она родила ему лучшего из его сыновей после аль-Хасана и аль-Хусейна Мухаммада ибн аль-Ханафиййа.

«Она была в числе отрекшихся от Ислама и взятых в плен. Ее сын прозван по матери. Это Мухаммад ибн аль-Ханафиййа»[249].

Имеются также сообщения о том, что он и его дети принимали денежные подарки, хумус и трофеи от Абу Бакра t. В период его правления именно ‘Али делил хумус и богатства, полученные без боя,[250] и распределял их. То есть эти средства находились в ведении ‘Али, затем – в ведении аль-Хасана, затем – аль-Хусейна, потом – аль-Хасана, сына аль-Хасана, а после него – Зейда, сына аль-Хасана[251].

Кроме того, ‘Али совершал все пять молитв в мечети, стоя позади Абу Бакра, признавая его имамом, и своими действиями он показывал людям, что между ним царит взаимопонимание, согласие и братская любовь[252].

Ат-Туси сказал о молитве ‘Али t под руководством Абу Бакра t: «Это очевидный и всем известный факт»[253].

Как Абу Бакр t содействовал ‘Али t в его женитьбе на Фатыме (да будет доволен ею Аллах)

Ас-Сыддик помог ‘Али t, посодействовав ему в его женитьбе на Фатыме (да будет доволен ею Аллах). К тому же, он был одним из свидетелей на церемонии бракосочетания по просьбе Посланника Аллаха r. Об этом сообщает один из величайших шиитских авторитетов, шейх Абу Джа‘фар ат-Туси. Он передает от ад-Даххака ибн Музахима его слова: «Я слышал, как ‘Али ибн Абу Талиб t сказал: “Ко мне пришли Абу Бакр и ‘Умар и сказали: ‹Ты бы отправился к Посланнику Аллаха r и попросил у него руки Фатымы›. И я пошел к нему. Увидев меня, Посланник Аллаха r улыбнулся, а потом сказал: ‹Что привело тебя ко мне, о ‘Али? Чего ты желаешь?› Тогда я упомянул о нашем родстве, а также о том, что я одним из первых принял Ислам, и о том, что я помогал ему, поддерживал ему и участвовал в джихаде на пути Аллаха... Он, выслушав меня, сказал: ‹Ты лучше того, о чем говоришь!› Тогда я попросил: ‹О Посланник Аллаха! Отдай мне в жены Фатыму!›”»[254].

А аль-Маджлиси, который, упоминая о сподвижниках Пророка r и, особенно, об Абу Бакре и ‘Умаре, непременно сопровождает это упоминание самыми отвратительными поношениями и мерзкими прозвищами, вроде «проклятые», «обладатели почерневших лиц» и «шайтаны» (а Аллах знает, что это – гнусная ложь) – так вот, этот человек также рассказывает об упомянутом событии, только более подробно и обстоятельно: «Как-то раз Абу Бакр, ‘Умар и Са‘д ибн Му‘аз сидели в мечети Посланника Аллаха r и речь зашла о браке Фатымы (да будет доволен ею Аллах)[255]. Абу Бакр сказал: “Ее руки просили Пророка r самые благородные и знатные курейшиты, однако Посланник r сказал им всем, что ее судьба – в руках Всевышнего. Мы думаем, что она предназначена для ‘Али, однако ‘Али ибн Абу Талиб не просил у Посланника Аллаха r ее руки из-за своей бедности”. Потом Абу Бакр сказал ‘Умару и Са‘ду: “Давайте пойдем к ‘Али ибн Абу Талибу, чтобы ободрить его и подать ему такую идею: пойти к Пророку r и попросить ее руки, а если он скажет, что ему мешает его бедность, мы поможем ему[256]”. Са‘д сказал: “Это замечательная идея!” И они отправились к дому повелителя верующих t. Когда они пришли к нему, он спросил, что привело их к нему в такое время. Абу Бакр сказал: “О Абу аль-Хасан! У тебя так много достоинств и прекрасных качеств… Что же мешает тебе попросить у Посланника r руки его дочери Фатымы?” Когда ‘Али услышал эти слова Абу Бакра, в глазах его появились слезы, которые затем пролились… Он сказал: “Ты разбередил мои раны, возбудил мои мечты и заставил выйти наружу тайные желания, которые я в течение долгого времени скрывал от людей[257]… Кто же не хочет взять ее в жены? Однако мне мешает моя бедность[258]. Я стесняюсь заговорить с ним об этом сейчас, когда мое положение таково…”»[259].

Более того, Абу Бакр ас-Сыддик не только побуждал ‘Али жениться на Фатыме (да будет доволен ею Аллах), но и оказал ему практическое содействие и реальную помощь в этом. Именно он создал все условия для того, чтобы этот брак был заключен, и подготовил все необходимое для церемонии бракосочетания по просьбе Посланника Аллаха r ко всем людям. Ат-Туси передает, что ‘Али продал свою кольчугу и пришел с вырученными деньгами к Посланнику r: «Затем Посланник Аллаха r взял у него дирхемы двумя руками, отдал их Абу Бакру и сказал: “Купи Фатыме хорошую одежду и обстановку для дома”. Затем он посадил его на верховое животное позади ‘Аммара ибн Йасира, и в сопровождении нескольких сподвижников они отправились на рынок. Они выбирали вещи, однако ничего не покупали, не показав это предварительно Абу Бакру, и если он одобрял показанную вещь и она нравилась ему, они покупали ее… Когда они закончили с покупкой необходимых вещей Абу Бакр сам отнес часть купленного Посланнику Аллаха r, а остальное отнесли ему его сподвижники»[260].

Однако и это еще не все. Именно ас-Сыддик и его товарищи были свидетелями на церемонии бракосочетания по велению Посланника r, как об этом упоминает аль-Хаварезми[261] – шиит, – а также аль-Маджлиси и аль-Арбили. Они передают, что Абу Бакр, ‘Умар и Са‘д ибн Му‘аз послали ‘Али к Пророку r, а сами остались ждать его в мечети, надеясь по его возвращении услышать от него радостную весть о том, что Посланник r дал свое согласие на брак дочери, и они действительно услышали от него то, что надеялись услышать. ‘Али говорит: «Я вышел от Посланника Аллаха r, и при этом я был вне себя от радости. Меня встретили Абу Бакр и ‘Умар и спросили: «Как все прошло?» Я ответил: «Посланник Аллаха r согласился выдать за меня свою дочь Фатыму!» Услышав это, они очень обрадовались, и мы вместе зашли в мечеть. Не успели мы дойти до середины мечети, как нас нагнал Посланник Аллаха r. При этом лицо его светилось от радости. Он сказал: «О Биляль!». Тот отозвался: «Я перед тобой, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Собери ко мне мухаджиров и ансаров». Он собрал их. Тогда Пророк r поднялся на минбар, восхвалил Аллаха и сказал: «О люди! Поистине, ко мне только что пришел Джибриль и сообщил мне о том, что мой Всевышний Господь собрал своих ангелов у Посещаемого Дома, и сделал их свидетелями того, что Он выдал замуж рабу Свою Фатыму, дочь Посланника Аллаха, за Своего раба ‘Али ибн Абу Талиба, и повелел мне поженить их на земле, и я беру вас в свидетели этого»[262].

Аль-Арбили в своей книге «Кашф аль-гумма» поясняет, кто именно стал свидетелем: «Анас передает: “Я был у Пророка r, и на него снизошло Откровение, и, придя в себя, он сказал мне: ‹О Анас! Знаешь ли ты, с чем пришел ко мне Джибриль от Обладателя Трона?› Я сказал: ‹Аллах и Его Посланник r знают об этом лучше›. Он сказал: ‹Он повелел мне выдать Фатыму замуж за ‘Али. Иди же и позови ко мне Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, Тальху, аз-Зубейра и еще нескольких ансаров›. И я пошел и позвал их к нему. Когда они сели, Посланник Аллаха r восхвалил Аллаха и сказал: ‹Поистине, я призываю вас в свидетели того, что я выдал Фатыму замуж за ‘Али с махром в четыреста мискалей серебра›”»[263].

А когда у них родился аль-Хасан, Абу Бакр ас-Сыддик, спутник деда аль-Хасана, сидевший вместе с ним в пещере, друг его отца ‘Али и человек, подготовивший все необходимое для его бракосочетания, сажал аль-Хасана к себе на плечо и, шутя, говорил ему:

Клянусь, на Пророка похож ты,

И совсем не похож на ‘Али![264]

Эти слова Абу Бакра потом стала повторять и Фатыма (да будет доволен ею Аллах)[265].

Между ними существовали настолько близкие отношения и настолько тесная связь, что именно жена Абу Бакра Асма бинт ‘Умейс ухаживала за Фатымой во время ее болезни, от которой она умерла. Она оставалась с ней до самой последней минуты, и принимала участие в омовении ее тела и помогла отнести ее на кладбище. ‘Али сам ухаживал за ней, а помогала ему в этом Асма бинт ‘Умейс (да будет доволен ею Аллах)»[266].

«Фатыма перед смертью дала ей указания относительно того, как завернуть ее в саван и похоронить, и Асма в точности выполнила эти указания»[267].

«Она находилась рядом с ней в ее последние минуты, и именно она сообщила ‘Али о ее смерти»[268].

«Она принимала участие в омовении ее тела»[269].

Ас-Сыддик поддерживал постоянную связь с ‘Али и справлялся у него о дочери Пророка r, хотя шииты утверждают обратное.

«Фатыма заболела, а ‘Али совершал все пять молитв в мечети, и когда он совершил очередную молитву, Абу Бакр и ‘Умар спросили его: “Как здоровье дочери Посланника Аллахаr?”»[270].

«Когда скончалась Фатыма, и Медину наполнил плач мужчин и женщин, и люди были так же подавлены и растерянны, как в тот день, когда скончался Посланник Аллаха r Абу Бакр и ‘Умар пришли выразить свои соболезнования ‘Али и утешить его. Они сказали ему: “О Абу аль-Хасан! Не опережай нас с молитвой по дочери Посланника Аллаха!”»[271].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.