Здавалка
Главная | Обратная связь

Родство по браку между Бану Умеййа и Бану Хашим



Все это указывает на то, что между Бану Хашим и Бану Умеййа не было вражды, взаимной неприязни и ненависти, о существовании которой утверждают враги Ислама и мусульман, и о которой они уже сложили немало легенд и выдумали немало историй. На самом деле все было как раз наоборот: между этими двумя родами были дружеские, даже братские отношения. Они любили друг друга, обменивались идеями и мыслями, делил заботы и тревоги и шли по жизни рука об руку. Даже шиитские ученые и историки передают, что Абу Суфйан, глава Бану Умеййа и старейшина своего народа в то время, был одним из главных сподвижников ‘Али, и поддерживал Бану Хашим в день событий под навесом.

Аль-Йа‘куби упоминает о том, что среди отказавшихся присягать Абу Бакру был Суфйан ибн Харб. Он сказал: «О Бану ‘Абд Манаф! Неужели вы согласны на то, чтобы правителем над вами стал человек не из вас?» После этого он сказал ‘Али: «Протяни руку свою, я присягну тебе, а с ‘Али был Касыйй, который сказал:

О Бану Хашим! Не искушайте людей и не опускайтесь пред ними,

Чтобы они не посчитали вас слабыми и бессильными,

Особенно, перед Теймом ибн Муррой[411] и ‘Ади[412].

Власть принадлежит только вам и к вам вернется,

И не достоин ее никто, кроме ‘Али, Абу аль-Хасана…

О Абу аль-Хасан, возьми же бразды правления

Рукою твердой, ибо ты – наша надежда,

И мы все так давно этого ждали!

Поистине, человек, за которым следует Касыйй –

Прекрасный защитник и покровитель,

Однако люди идут против Касыййа![413]

А Ибн Бабавейхи аль-Кумми упоминает о том, что у ‘Али было двенадцать самых преданных ему сподвижников из числа мухаджиров и ансаров, и среди них был Халид ибн Саи‘д ибн аль-‘Ас аль-Умави, и он объявил во всеуслышанье: «Клянусь Аллахом, Курейш знает, что я благороднее и знатнее по происхождению, чем они, я лучше воспитанием и у меня лучше репутация, и я больше них нуждаюсь в Аллахе и Его Посланнике!»[414].

Абу Суфйана связывала с дядей Посланника Аллаха и главой Бану Хашим крепкая дружба.

Кроме того, между этими двумя родами существовали родственные связи по браку, как до Ислама, так и после него. Посланник Аллаха выдал трех из своих четырех дочерей за мужчин из Бану Умеййа – Абу аль-‘Аса ибн ар-Раби‘ и ‘Усмана ибн ‘Аффана ибн Абу аль-‘Аса ибн Умеййа, который к тому же был сыном дочери тети Посланника Аллаха r по отцу, которая была сестрой-близнецом отца Пророка r Абдуллаха ибн ‘Абду-ль-Мутталиба: «Арва бинт Курейз ибн Хабиб ибн ‘Абд Шамс, мать ‘Усмана t, а ее мать – Умм Хаким, аль-Байда’ бинт ‘Абду-ль-Мутталиб, тетя Пророка r по отцу»[415].

После ‘Усмана ибн ‘Аффана t выбрал себе жену из Бану Хашим и его сын, Абан ибн ‘Усман: «Он женился на Умм Кульсум, дочери ‘Абдуллаха, сына Джа‘фара (ат-Таййара) ибн Абу Талиб, родного брата ‘Али»[416].

А внучка ‘Али и дочь аль-Хусейна Сукейна была замужем за внуком ‘Усмана Зейдом ибн ‘Амром (да будет Аллах доволен ими всеми): «Зейд ибн ‘Амр ибн ‘Усман ибн ‘Аффан женился на Сукейне, дочери Хусейна. Он скончался, и она унаследовала его имущество»[417].

Вторая внучка ‘Али и дочь аль-Хусейна Фатыма вышла замуж за другого внука ‘Усмана: «Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн ‘Усман ибн ‘Аффан… А его матерью была Фатыма бинт аль-Хусейн. Абдуллах ибн ‘Амр женился на ней после смерти аль-Хасана ибн аль-Хасана ибн ‘Али ибн Абу Талиба»[418].

А внучка сына ‘Али аль-Хасана также вышла замуж за внука ‘Усмана Мервана ибн Абана: «Умм аль-Касим, дочь аль-Хасана ибн аль-Хасана, была замужем за Мерваном ибн Абаном, внуком ‘Усмана ибн ‘Аффана[419], и родила ему Мухаммада ибн Мервана»[420].

А Умм Хабиба, дочь Абу Суфйана, главы Бану Умеййа, была замужем за главой Бану Хашим и господином всех людей, правдивым и надежным Посланником Аллаха r. Этот факт известен, и не нуждается в подтверждении.

«Хинд, дочь Абу Суфйана, была женой аль-Хариса ибн Науфаля ибн аль-Хариса ибн ‘Абду-ль-Мутталиб из Бану Хашим и родила ему его сына Мухаммада»[421].

«Любаба, дочь ‘Убейдуллаха, сына ‘Аббаса ибн ‘Абду-ль-Мутталиба, вышла замуж за аль-‘Аббаса, сына ‘Али ибн Абу Талиба, а потом ее мужем стал аль-Валид ибн ‘Утба ибн Абу Суфйан, племянник Му‘авии»[422].

Рамля, дочь Мухаммада ибн Джа‘фара (ат-Таййара) ибн Абу Талиба, вышла замуж за Сулеймана ибн Хишама ибн ‘Абду-ль-Малика из Бану Умеййа, а потом – за Абу аль-Касима ибн Валида ибн ‘Утбу ибн Абу Суфйана»[423].

Рамля, дочь ‘Али ибн Абу Талиба, вышла замуж за Ибн Мервана ибн аль-Хакама[424] ибн Абу аль-‘Аса ибн Умеййу Муавмйу ибн Имрана: «Рамля бинт ‘Али – ее мать Умм Са‘ид бинт ‘Урва ибн Мас‘уд ас-Сакафи»[425].

«Рамля бинт ‘Али была у Абу аль-Хаййаджа… А потом она стала женой Му‘авии ибн Мервана ибн аль-Хакама ибн Абу аль-‘Аса» [426].

Зейнаб бинт аль-Хасан аль-Мусанна – ее мать Фатыма бинт аль-Хасан: «Зейнаб бинт Хасан ибн Хасан ибн ‘Али была замужем за аль-Валидом ибн ‘Абду-ль-Маликом ибн Мерваном из Бану Умеййа» [427].

Внучка ‘Али ибн Абу Талиба вышла замуж за внука Мервана аль-Хакама: «Нафиса бинт Зейд ибн аль-Хасан ибн ‘Али ибн Абу Талиб была замужем за Валидом ибн ‘Абду-ль-Маликом ибн Мерваном, и скончалась при его жизни. А ее матерью была Любаба бинт ‘Абдуллах ибн ‘Аббас» [428].

Между Бану Умеййа и Бану Хашим подобных родственных связей по браку было очень много. Мы ограничились упоминанием лишь некоторых из них, и упомянутого нами вполне достаточно для того, кто на самом деле стремится к просвещению и знанию Истины.

‘Али t написал в своем послании к Му‘авии ибн Абу Суфйану t: «Наша древняя слава и преобладание и превосходство над твоим народом не помешало нам породниться с вами. Мы женились на ваших дочерях и отдавали своих дочерей за вас, и относились к вам как к равным»[429].

Можно ли после этого утверждать, что между Бану Хашим и Бану Умеййа существовала взаимная неприязнь, вражда, зависть и ненависть, а потом эти чувства вылились в сражения между ‘Али, его сыном аль-Хасаном и Му‘авией и его сыном Йазидом? Это утверждение абсолютно безосновательно.

Известно, что Бану Умеййа и Бану Хашим – дети одного отца и внуки одного деда, и они – ветви одного дерева, и так было до Ислама и после Ислама. Все они черпали из одного чистейшего источника и собрали плоды религии Аллаха – религии Единобожия, с которой пришел к ним Мухаммад, правдивый и надежный Посланник Аллаха r, наставник, сказавший, что нет превосходства у араба над не арабом и у чернокожего – над краснокожим, и нет превосходства у одного человека над другим иначе, как в богобоязненности, и благородство и знатность происхождения не дают одним людям превосходства над другими, и происхождение – не повод для гордости – так учил Посланник Аллаха r. Сам он никогда не кичился своим происхождением и никогда не побуждал к этому других, и он сказал во время Прощального хаджа, согласно шиитским версиям: «Все люди в Исламе равны, все они – потомки Адама и Хаввы, и нет превосходства у араба над не арабом, и нет превосходства у не араба над арабом, превосходство дает только богобоязненность… Донес ли я?» Люди сказали: «Да!» Тогда он сказал: «О Аллах! Засвидетельствуй!» Затем он сказал: «И не приходите ко мне со своим происхождением, но приходите ко мне со своими делами…» Затем он сказал: «Поистине, мусульманин мусульманину брат, он не обманывает его, не предает и не злословит о нем, и не дозволено ему проливать кровь его, и не имеет он право брать что-то из его имущества, если только он сам не отдаст ему это добровольно, по собственному желанию… Донес ли я?» Люди сказали: «Да!» Он сказал: «О Аллах! Засвидетельствуй!» [430].

«‘Усман ибн ‘Аффан женился на Умм Кульсум, однако она скончалась прежде, чем он вошел к ней, а перед тем, как отправиться на битву при Бадре, Посланник r женил его на Рукаййе» [431].

Аль-Хумейри передает сообщение от Джа‘фара ибн Мухаммада от его отца: «Хадиджа родила Посланнику Аллаха аль-Касима, ат-Тахира, Умм Кульсум, Рукаййу, Фатыму и Зейнаб. ‘Али t женился на Фатыме, Абу аль-‘Ас ибн Раби‘а из Бану Умеййа – на Зейнаб, а ‘Усман ибн ‘Аффан женился на Умм Кульсум, однако он не вошел к ней до самой ее смерти, и тогда Посланник Аллаха r женил его на Рукаййе» [432].

Подобное сообщение передает аль-‘Аббас аль-Кумми[433] от Джа‘фара ас-Садика, а также аль-Мамакани[434].

Это подтверждает и аш-Шари. Вот что он пишет: «‘Усман был не ниже по своему положению, чем Абу Бакр и ‘Умар. Он – один из уважаемых мусульман, и он – дважды зять Посланника Аллаха. Он женился на дочери Посланника r Рукаййе, и она родила ему сына ‘Абдуллаха, который умер в возрасте шести лет. Сама же она умерла еще раньше, и Пророк r выдал за него свою вторую дочь Умм Кульсум, однако она не прожила долго и скончалась еще при жизни своего отца»[435].

А вот что говорит аль-Мас‘уди, рассказывая о детях Пророка r: «Все дети у Пророка r, кроме Ибрахима, были от Хадиджи. Она родила ему аль-Касима, и по его имени Пророк r получил кунью. Он был самым старшим из сыновей Пророка r. Хадиджа также родила ему Рукаййу и Умм Кульсум. Они были женами ‘Утбы и ‘Утейбы, двух сыновей Абу Ляхаба, дяди Пророка r, и они дали им развод – если рассказывать о причинах этого, получится очень длинная история – и ‘Усман ибн ‘Аффан женился сначала на одной, затем на другой»[436].

А в ответ тем, кто не признает этих двух дочерей Пророка r, Рукаййу и Умм Кульсум, можно привести сообщения от аль-Кулейни и аль-‘Аруси аль-Хувейзи в главе о рождении Пророка r: «Он женился на Хадидже, когда ему было немногим больше двадцати лет, и она родила ему до начала его пророческой миссии аль-Касима, Рукаййу, Зейнаб, и Умм Кульсум, а после начала его пророческой миссии – Ат-Таййиба (Ат-Тахира) и Фатыму»[437].

Об этом свидетельствует и ‘Али ибн Абу Талиб. Кроме того, он свидетельствует, что ‘Усман был искренне верующим мусульманином и сподвижником, и что у него были такие же знания, что и у него самого, и он принял Ислам достаточно рано, подобно ему. Обо всем этом упоминается в обращении ‘Али к ‘Усману, когда люди попросили его обратиться к нему: «Он вошел к нему и сказал: “Там, позади меня остались люди, которые начали спрашивать меня о том, что касается тебя и их, и я, клянусь Аллахом, не знаю, что сказать тебе. Я не знаю ничего такого, чего бы ни знал ты, и я не могу указать тебе на что-то, чего ты не знаешь. Поистине, ты знаешь то же, что и мы… Мы ничего не узнавали раньше тебя, и поэтому не можем сообщить тебе ни о чем подобном, и нет ничего такого, что знали бы только мы, и поэтому мы не можем поведать тебе ни о чем таком. Ты видел то же, что и мы, слышал то же, что и мы, и ты был сподвижником Посланника Аллаха r точно так же, как и мы. И Ибн Абу Кухафа и Ибн аль-Хаттаб не лучше, чем ты… Ты ближе к отцу Посланника Аллаха r по родству, чем они, и ты дважды стал его зятем, чего не было у них. Так будь же с Аллахом, ибо, поистине, ты не заставишь прозреть того, кто слеп, и не заставишь знать того, кто не знает”»[438].

Вот что говорит четвертый праведный халиф (для нас) и первый непогрешимый имам (у шиитов). Останутся ли после этого у кого-нибудь сомнения? И может ли кто-нибудь после этого утверждать, что ‘Али был лучше ‘Усмана, и что он знал то, чего не знал ‘Усман, или что он был ближе к Посланнику Аллаха, или что он мог заставить знать невежественного и прозреть слепого? И это после слов самого ‘Али ибн Абу Талиба t и его свидетельства?

И это притом, что Посланник Аллаха r сказал, что Абу Бакр для него – словно его слух, ‘Умар – словно его зрение, а ‘Усман – словно его сердце…

Кроме того, от него передают сообщения внуки Посланника r и дети госпожи всех женщин обитателей Рая Фатымы (да будет доволен ею Аллах) – аль-Хусейн[439] и аль-Хасан[440] сыновья ‘Али ибн Абу Талиба.

‘Усмана хвалили и хорошо отзывались о нем и другие Ахлю-ль-бейт, а не только аль-Хасан, аль-Хусейн и их отец ‘Али ибн Абу Талиб t. Например, аль-Кулейни передает от Джа‘фара ибн аль-Бакыра, шестого непогрешимого имама у шиитов, что он сказал, хваля ‘Усмана и сообщая ему и его последователям радостную весть об ожидающем их Рае: «В начале дня глашатай провозглашает с небес: “Поистине, ‘Али и его сподвижники – они преуспевшие!” и провозглашает глашатай с небес в конце дня: “Поистине, ‘Усман и его сподвижники – они преуспевшие”»[441].

Джа‘фар также разъяснил, каким было положение ‘Усмана ибн ‘Аффана при Посланнике Аллаха r, его доверие к нему, а также то, что он оставлял его в качестве своего заместителя, а также об искренней преданности ‘Усмана Пророку r, его верности ему, и о том, каким надежным и прекрасным сподвижником и последователем был он для Пророка r. Кроме того, он упоминает об отличительной особенности ‘Усмана: Посланник Аллаха r протянул руку и ударил по своей второй руке, принося себе присягу от имени ‘Усмана – такая честь не была оказана никому, кроме ‘Усмана. Об этом рассказывается в истории о заключении мирного договора в аль-Худайбиййи: «Посланник Аллаха r послал за ‘Усманом и сказал: “Иди к твоим верующим соплеменникам и обрадуй их грядущим взятием Мекки, обещанным мне Моим Господом”. ‘Усман пошел, однако по дороге ему встретился Абан ибн Са‘д, из-за которого он задержался. ‘Усман вошел к язычникам и сообщил им обо всем, после чего была стычка. Потом Сухейль ибн ‘Амр сидел у Посланника Аллаха r, а ‘Усман – в лагере язычников, и Посланник Аллаха r призвал мусульман принести ему присягу, и ударил одной своей рукой по второй, принося себе присягу вместо отсутствующего ‘Усмана. Мусульмане сказали: “Блажен ‘Усман! Он совершил обход вокруг Дома, пробежал между Сафой и Марвой и вышел из ихрама”. А Посланник r сказал: “Нет, он не делал этого”. А потом вернулся ‘Усман, и Посланник Аллаха r спросил его: “Совершил ли ты обход вокруг Дома?” Он ответил: “Я не обходил вокруг Дома – ведь Посланник Аллаха r не обошел вокруг него”. После этого он рассказал обо всем, что произошло»[442].

Может ли быть послушание и покорность больше послушания и покорности человека, который входит на территорию Заповедной мечети, но не совершает обход вокруг Ка‘бы только потому, что его господин Посланник Аллаха r не совершил этот обход?

Нечто подобное передает и аль-Маджлиси в своей книге «Хайат аль-кулюб»: «Когда до Посланника Аллаха дошел слух о том, что язычники убили ‘Усмана, он сказал: “Я не сойду с этого места, пока не сражусь с теми, кто убил ‘Усмана!” Сказав это, он прислонился к дереву, и принес себе присягу[443] от имени ‘Усмана…» Далее аль-Маджлиси приводит эту историю полностью[444].

‘Али t присягает ‘Усману t

‘Али t считал, что ‘Усман пришел к власти по праву и его правление вполне законно, поскольку имело место собрание мухаджиров и ансаров, которые избрали ‘Усмана, и ‘Али считал, что приход ‘Усмана к власти одобрен Всевышний, и Он доволен его избранием, и никто – ни присутствовавший, ни отсутствовавший – не имел права отказаться присягать ему после этого или отвергать его имамство. Он сказал в одной из своих речей, возражая Му‘авии ибн Абу Суфйану t: «Совет созывают из мухаджиров и ансаров, и если они согласно избрали какого-то человека и назвали его имамом, значит, Аллах доволен их выбором, а кто выступит против них с очернением или нововведением, его следует вернуть назад, а если он откажется вернуться, с ним следует сражаться за то, что он следует не путем мусульман… А Аллах направит его туда, куда он направился»[445].

Он был одним из шести человек, которых назначил ‘Умар для того, чтобы из их числа был избран халиф мусульман и повелитель верующих. ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, посоветовавшись с мухаджирами и ансарами и убедившись в том, что они избрали ‘Усмана ибн ‘Аффана t, первым присягнул ему, а вслед за ним это сделал ‘Али ибн Абу Талиб t: «Первым присягнул ‘Усману ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, а за ним – ‘Али ибн Абу Талиб»[446].

Вот что говорит об этом сам ‘Али t: «Когда ‘Умару был нанесен смертельный удар, он сделал меня шестым из шести, и я вошел туда, куда он ввел меня. Я не желал идти против согласного мнения мусульман и нарушать их единство, и когда вы присягнули ‘Усману, я тоже присягнул ему»[447].

Он также сказал: «Вы знаете, что я имею больше прав на халифство, чем все остальные, однако мне хорошо лишь тогда, когда хорошо мусульманам, и если в этом – благо и безопасность для мусульман, я согласен перенести это, стремясь к награде Всевышнего»[448].

Ибн Абу аль-Хадид написал, комментируя эти слова, что ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сказал ‘Али: «Присягай же, а иначе ты станешь следующим не по пути мусульман». Тогда он сказал: «Вы знаете, что я имею больше прав на это» – после чего протянул руку и присягнул ‘Усману[449].

И ‘Али был глубоко предан и верен ‘Усману: он был его советником и судьей, как было это и во время правления Абу Бакра и ‘Умара. Шиитские хадисоведы и историки выделяли отдельные главы, в которых упоминали о судебных решениях, вынесенных ‘Али во времена правления ‘Усмана.

Например, аль-Муфид упоминает в книге «Аль-иршад» в главе «Судебные решения ‘Али во времена правления ‘Усмана» о нескольких судебных решениях, вынесенных ‘Али и претворенных в жизнь ‘Усманом: «Одна женщина вышла замуж за старика и забеременела. А старик заявил, что он не вступал с ней в половую связь, а, значит, ребенок не от него. ‘Усман несколько растерялся, а потом спросил женщину: “Лишал ли тебя старик девственности?” – а она была девственницей. Она сказала: “Нет”. Тогда ‘Усман сказал: “Подвергните ее установленному наказанию”. Однако повелитель верующих t сказал ему: “Поистине, у женщины есть два отверстия – отверстие для выхода мочи и отверстие, из которого выходит менструальная кровь… Возможно, шейх просто наслаждался ее телом, и получилось так, что его семя попало в отверстие, из которого выходит менструальная кровь, и она забеременела от него”. Тогда его спросили об этом, и он сказал: “Я испускал семя в ее влагалище, не лишая ее при этом девственности”. Тогда повелитель верующих сказал: “Значит, она беременна от него, и это его ребенок, и его следует наказать за то, что он отрицал это”. ‘Усману пришлось по душе его решение, и он поступил согласно ему»[450].

«У одного человека была наложница, и после того, как она родила ему ребенка, он выдал ее замуж за своего раба. Затем ее хозяин скончался, и она получила свободу, поскольку ее новым хозяином стал ее сын, а он унаследовал ее мужа-раба. Затем умер и ее сын, и она унаследовала от него своего мужа. После этого они пришли к ‘Усману, чтобы он рассудил их. Женщина сказала: “Он – мой раб!” А он сказал: “Она – моя жена, и я не собираюсь отпускать ее!” ‘Усман сказал: “Да… Дело запутанное”. А повелитель верующих в это время был у него. Он сказал: “Спросите ее, вступал ли он с ней в половую связь после того, как она получила его в наследство”. Она ответила: “Нет”. Тогда он сказал: “Если бы я узнал, что он делал это, я подверг бы его наказанию… Иди же. Он – твой раб, и он не имеет на тебя никаких прав, и если ты хочешь, ты можешь оставить его рабом, или же отпустить его на волю, или даже продать – на все это ты имеешь право”»[451].

Аль-Кулейни передает в своем «Сахихе» от Абу Джа‘фара Мухаммада аль-Бакыра его слова: «Когда некоторые люди засвидетельствовали, что аль-Валид ибн ‘Укба пил вино, ‘Усман сказал ‘Али t: “Рассуди между ним и этими людьми, утверждающими, что он пил вино”. Тогда ‘Али велел нанести этому человеку сорок ударов двойной плеткой»[452].

А аль-Йа‘куби рассказывает: «Когда к ‘Усману привели аль-Валида, он спросил людей: “Кто нанесет ему положенные удары?” – однако никто не вызвался сделать это, поскольку он был братом ‘Усмана по матери. Тогда поднялся ‘Али t и нанес ему положенные удары»[453].

Все это мог сделать лишь человек, признающий законность правления ‘Усмана и его право быть халифом, выполняет его приказы – приказы правителя, и участвует вместе с ним в управлении государством. ‘Али ибн Абу Талиб, его дети и все Бану Хашим подчинялись третьему праведному халифу ‘Усману ибн ‘Аффану.

На это указывают слова ‘Али t, сказанные им, когда люди хотели принести присягу ему вместо ‘Усмана t. Сказанное им упоминается в самых священных для шиитов книгах: «Оставьте меня и ищите другого… И если вы оставите меня, то я – как один из вас, и я надеюсь, что я буду самым покорным и послушным из вас по отношению к тому, кому вы поручите править собой»[454].

‘Усман ибн ‘Аффан t и его взаимоотношения с Ахлю-ль-бейт

На это же указывает и тот факт, что хашимиты принимали дарованные им государственные посты в дни правления ‘Усмана. Например, аль-Мугира ибн Науфаль ибн Харис ибн ‘Абду-ль-Мутталиб принял предложение стать судьей[455], так же, как и аль-Харис ибн Науфаль[456]. А ‘Абдуллах ибн ‘Аббас принял предложение руководить хаджем в 35 году[457].

Кроме того, они сражались под его знаменами, в составе войск, которые снаряжал ‘Усман, которыми он командовал, и которые он вел против врагов мусульманской общины. Например, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас t, двоюродный брат Пророка r, участвовал в сражениях мусульман в Африке[458].

А аль-Хасан, аль-Хусейн, сыновья ‘Али ибн Абу Талиба, ‘Абдуллах, сын Джа‘фара ибн Абу Талиба, и их дядя, двоюродный брат Пророка r ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет Аллах доволен ими всеми) сражались в составе войска под командованием ‘Абдуллаха ибн Абу Сарха в Киренаике и Триполи в Африке[459].

Аль-Хасан, аль-Хусейн и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сражались под знаменами Са‘ида ибн аль-‘Аса из Бану Умеййа в походах на Хорасан, Табарстан и Джурджан, и также участвовали в других сражениях и походах»[460].

‘Усман отдавал им трофеи и дарил им подарки, а также посылал им рабынь и слуг.

Аль-Мамакани передает от ар-Рида, восьмого непогрешимого имама у шиитов, его слова: «Когда ‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Курейз завоевал Хорасан, в плен к нему попали две дочери персидского царя Йездигерда сына Шахрияра, и он послал их к ‘Усману ибн ‘Аффану. А тот отдал одну аль-Хасану, а вторую – аль-Хусейну, и обе они умерли у них после родов»[461].

‘Усман ибн ‘Аффан оказывал почет аль-Хасану и аль-Хусейну и любил их. И когда дом ‘Усмана окружили нечестивцы, ‘Али послал туда своих сыновей аль-Хасана и аль-Хусейна, и сказал им: “Идите и встаньте со своими мечами у дверей ‘Усмана и не позволяйте никому входить к нему”»[462].

Некоторые сподвижники также послали своих сыновей, чтобы они не позволили никому войти к ‘Усману, и среди тех, кто оправился защищать его и стоял возле дверей его дома, был ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, двоюродный брат ‘Али, и когда ‘Усман возложил на него руководство хаджем в эти смутные и страшные дни, он сказал: «О повелитель верующих! Клянусь Аллахом, сражаться против этих милее сердцу моему, чем хадж!» Однако ‘Усман заклинал Его Аллахом, и он исполнил его веление»[463].

Сам ‘Али также был среди тех, кто защищал ‘Усмана: «Он сам приходил несколько раз и отгонял людей от его дома, и он проник к нему в дом, когда при нем находился его племянник ‘Абдуллах ибн Джа‘фар»[464].

«…и он защищал его своими руками и своим языком в течение долгого времени, однако так и не смог спасти его»[465].

«Он защищал его своими руками, своим языком и посылал на его защиту своих сыновей, однако все это не принесло пользы»[466].

Об этом упоминает и сам ‘Али t. Вот его слова: «Клянусь Аллахом, я защищал ‘Усмана до тех пор, пока не стало казаться мне, что я беру на себя грех»[467]. Это потому, что ‘Усман запретил им защищать его, сказав: «Я приказываю вам сложить оружие и вернуться в свои дома»[468].

«Им противостояли аль-Хасан ибн ‘Али, ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр, Мухаммад ибн Тальха и еще несколько сыновей ансаров, однако ‘Усман запретил им это, сказав: “Я освобождаю вас от помощи мне”»[469].

«Среди тех, кто был ранен тогда из числа Ахлю-ль-бейт и сыновей сподвижников, был Хасан ибн ‘Али t и его вольноотпущенник Кунбур»[470].

Когда нечестивцы отрезали доступ воды к его дому, ‘Али обратился к ним со словами: «Люди! Поистине то, что вы делаете, не похоже ни на деяния верующих, ни на деяния кафиров, ибо даже персы и византийцы кормят и поят своих пленных… Клянусь Аллахом, не лишайте этого человека воды!» Сказав это, он послал к ‘Усману юношей из Бану Хашим с тремя ведрами воды[471].

И, в заключение, приведем рассказ аль-Мас‘уди[472] о произошедшей трагедии: «Когда ‘Али узнал о том, что они хотят убить ‘Усмана, он послал своих сыновей аль-Хасана и аль-Хусейна вместе с их вольноотпущенниками и оружием к дверям его дома, чтобы помочь ему, и велел им защищать его. Аз-Зубейр послал своего сына ‘Абдуллаха, Тальха – своего сына Мухаммада… Большинство сподвижников также послали своих сыновей, и они отогнали их от дома. Однако те выпустили стрелы, и произошла стычка. Аль-Хасан был ранен, Кунбуру разбили голову, Мухаммада ибн Тальху также ранили… Увидев это, они испугались возможных выступлений Бану Хашим и Бану Умеййа, и после сражения у дверей дома ‘Усмана отступили. Часть из них отправилась к дому одного из ансаров и влезли на стены. Среди тех, кто проник туда, был Мухаммад ибн Абу Бакр и еще два человека. А с ‘Усманом в это время сидела его жена, а члены его семьи и его вольноотпущенники были заняты сражением. Мухаммад ибн Абу Бакр взялся за свою бороду и сказал: “О Мухаммад! Клянусь Аллахом! Если бы твой отец увидел тебя сейчас, ему бы не понравилось твое положение!” Рука его опустилась, и направился к дому. А в это время два человека проникли в дом, нашли ‘Усмана и убили его. В это время перед ним лежал свиток Корана, с которого он читал. После этого его жена поднялась на крышу и закричала: “Повелитель верующих убит!” Тогда в дом вошли аль-Хасан, аль-Хусейн и люди из Бану Умеййа, которые были с ними, и обнаружили, что он уже мертв. Они заплакали… Вскоре известие о происшедшем дошло до ‘Али, Тальхи, аз-Зубейра, Са‘да и других мухаджиров и ансаров. Тогда он велел всем вернуться, а сам вошел в дом. При этом он был опечален. Он сказал своим сыновьям: “Как могли убить повелителя верующих притом, что вы стояли у дверей?!” И он дал пощечину аль-Хасану, ударил по груди аль-Хусейна, обругал Мухаммада ибн Тальху и проклял ‘Абдуллаха ибн аз-Зубейра»[473].

Кроме того ‘Али был среди тех, кто хоронил его и совершал над ним погребальную молитву в тот вечер. Ибн Абу аль-Хадид сказал: «И несколько человек из числа его родных вынесли его тело между закатной и вечерней молитвой, и с ними был аль-Хасан ибн ‘Али, Ибн аз-Зубейр и Абу Джахм ибн Хузейфа. Они отнесли его в одну из пальмовых рощ Медины, известную как Хашш Каукаб и находившуюся за пределами аль-Бакы‘, и совершили над ним молитву»[474].

Одним из проявлений любви Ахлю-ль-бейт к ‘Усману было то, что они отдавали своих дочерей замуж за его сыновей и за него самого. Лучший из людей отдал за него двух своих дочерей… Кроме того, они называли своих детей его именем. Аль-Муфид упоминает о том, что одного из сыновей ‘Али ибн Абу Талиба звали ‘Усман: «У повелителя верующих было двадцать семь сыновей и дочерей: аль-Хасан, аль-Хусейн,…, ‘Усман, матерью которого была Умм аль-Банин бинт Хузам ибн Халид ибн Варам»[475].

Аль-Асфахани упоминает о том, что этот сын ‘Али был убит в Кербеле вместе со своим братом аль-Хусейном: «‘Усман ибн ‘Али был убит в возрасте двадцати одного года. Ад-Дахик сказал, что Хауля ибн Йазид пустил в него стрелу и ранил его, после чего к нему бросился человек из Бану Абан ибн Дарим, убил его и забрал его голову»[476].

‘Усман был зятем Посланника Аллаха r и его любимцем в этом и в вечном мире, а также любимцем Ахлю-ль-бейт и их двоюродным братом и родственником. Он любил их, и они любили его так же, как Абу Бакра и ‘Умара. ‘Али сказал о нем: «Он ближе по родству к Посланнику Аллаха r, чем они, и он дважды становился его зятем, чего не удостоились они»[477].

Таким было отношение Ахлю-ль-бейт к нему и к двум предыдущим праведным халифам – все эти сведения почерпнуты из признанных книг самих шиитов, и мы упомянули том и страницу…







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.