Здавалка
Главная | Обратная связь

Родство по браку между Абу Бакром ас-Сыддиком t и Ахлю-ль-бейт



Между семейством Пророка r и семейством Абу Бакра t существовали настолько тесные связи, что просто невозможно себе представить существование этих мифических разногласий, которые выдумали заговорщики. «Воистину, самое непрочное жилище – это жилище паука. Если бы они только знали!»[272].

‘Аиша, дочь Абу Бакра ас-Сыддика, была женой Пророка r, и одним из самых близких и любимых для него людей, что бы там ни говорили завистники, постоянно распускающие свои злые языки. Это известная и доказанная истина, и ‘Аиша была чиста, благочестива, праведна и непорочна, сколько бы ни утверждали обратное люди, распространяющие гнусную ложь.

Асма бинт ‘Умейс, о которой мы упоминали ранее, сначала была женой Джа‘фара ибн Абу Талиба, родного брата ‘Али. После его смерти она осталась вдовой. Затем на ней женился Абу Бакр, и она родила ему его сына Мухаммада, которого ‘Али назначил наместником в Египте. А когда скончался Абу Бакр, на ней женился ‘Али ибн Абу Талиб, и она родила ему сына, которого он назвал Яхья.

А внучка Абу Бакра была замужем за Мухаммадом аль-Бакыром, пятым имамом у шиитов и внуком ‘Али t. Об этом упоминает аль-Кулейни в своем «Усуле» в главе под названием «Рождение Джа‘фара». Вот что он говорит: «Абу ‘Абдуллах t родился в 83-м году, а скончался в 148-м в возрасте 65 лет. Он был похоронен на аль-Бакы‘, на том же месте, где были похоронены его отец, дед и аль-Хасан, сын ‘Али, а также его мать Умм Фарва, дочь аль-Касима, сына Мухаммада, сына Абу Бакра ас-Сыддика, и ее мать Асма, дочь ‘Абду-р-Рахмана, сына Абу Бакра ас-Сыддика»[273].

Ибн ‘Анаба[274] говорит: «Мать Джа‘фара – Умм Фарва, дочь аль-Касима, сына Мухаммада, сына Абу Бакра, а ее мать – Асма, дочь ‘Абду-р-Рахмана, сына Абу Бакра. Именно поэтому ас-Садик говорил: “Абу Бакр родил меня дважды”».

Аль-Касим ибн Мухаммад, внук Абу Бакра, и ‘Али ибн аль-Хусейн Зейну-ль-‘абидин, внук ‘Али ибн Абу Талиба были двоюродными братьями по материнской линии. Об этом упоминает аль-Муфид, рассказывая об ‘Али ибн аль-Хусейне: «Имамом после аль-Хасана, сына ‘Али t, стал его сын Абу Мухаммад ‘Али ибн аль-Хусейн Зейну-ль-‘абидин. Его кунья также была Абу аль-Хасан. Его мать – Шах Зинан, дочь Йездигерда, сына Шахрияра, сына Кисры. Говорили также, что ее звали Шахр Банавейхи. Повелитель верующих t назначил Хурейса ибн Джабира аль-Ханафи управлять некоторыми землями на Востоке, и тот послал ему двух дочерей Ездигерда, сына Шахрияра, сына Кисры. Шах Зинан он отдал аль-Хусейну, и она родила ему Зейну-ль-‘абидина t, а вторую он отдал Мухаммаду, сыну Абу Бакра, и она родила ему аль-Касима, который был сыном Мухаммада и внуком Абу Бакра. То есть получается, что их матери – родные сестры, и для каждого из них мать второго – тетя по матери»[275].

Аль-Маджлиси также упоминает об этом в книге «Джаля аль-‘уйун», однако он уточняет сведения, приведенные аль-Муфидом и ибн Бабавейхи, утверждая, что Шахрбану была взята в плен не в дни правления ‘Али, как говорит аль-Муфид, и не в дни правления ‘Усмана, как сказал Ибн Бабавейхи аль-Кумми, а в дни правления ‘Умара, как сообщает аль-Кутб ар-Раванди[276]. Однако далее он подтверждает то, что аль-Касим ибн Мухаммад, внук Абу Бакра, и Зейну-ль-‘абидин ибн аль-Хусейн, внук ‘Али – двоюродные братья по материнской линии[277].

Историки и ученые, специализирующиеся на генеалогии говорят о еще одном родстве: Хафса, дочь ‘Абду-р-Рахмана, сына Абу Бакра ас-Сыддика вышла замуж за аль-Хусейна, сына ‘Али ибн Абу Талиба t после ‘Абдуллаха ибн аз-Зубейра или же до него.

Кроме того, Мухаммад, сын Абу Бакра от Асмы бинт ‘Умейс был пасынком ‘Али и его любимцем, и в годы своего правления он поручил ему править Египтом.

«‘Али t говорил: “Мухаммад – мой сын от спины[278] Абу Бакра”»[279].

Одним из проявлений любви Ахлю-ль-бейт к Абу Бакру ас-Сыддику и их привязанности к нему было то, что они называли своих детей именами Абу Бакра t. Сам ‘Али ибн Абу Талиб назвал одного из своих сыновей Абу Бакром. Об этом упоминает аль-Муфид в главе под названием «Дети повелителя верующих t, их число, их имена и краткие сведения о них»: «12-й – Мухаммад, самый младший, у него была кунья Абу Бакр, 13-й – ‘Убейдуллах. Они стали шахидами вместе со своим братом аль-Хусейном. Их мать – Лейля бинт Мас‘уд ад-Даремиййа»[280].

А аль-Йа‘куби говорит: «Среди его детей было четырнадцать сыновей: аль-Хасан, аль-Хусейн,…, ‘Убейдуллах и Абу Бакр. У них не было детей. Их мать – Йа‘ля бинт Мас‘уд аль-Хинзалиййа из Бану Тейм»[281].

Аль-Асфахани в книге «Макатиль ат-талибиййин» упоминает в главе «Рассказ об аль-Хусейне, сыне ‘Али ибн Абу Талиба, его убийстве и тех, кто был убит вместе с ним из числа его близких», что среди убитых был и «Абу Бакр, сын ‘Али ибн Абу Талиба... Его мать – Йа‘ля бинт Мас‘уд… Абу Джа‘фар упоминает, что его убил один человек из Хамдана. А аль-Мадаини говорит, что его нашли убитым в оросительной канаве, однако имя его убийцы неизвестно»[282].

Разве это не указывает на любовь, братство, а также глубокое уважение ‘Али к Абу Бакру ас-Сыддику t?

Стоит также упомянуть о том, что этот сын родился у ‘Али уже после того, как Абу Бакр стал халифом – более того, он появился на свет уже после смерти Абу Бакра. Это достоверно известно.

А есть ли среди сегодняшних шиитов, утверждающих о том, что они любят ‘Али и его детей, такие, которые называют своих детей этим именем, и являются ли они его сторонниками, или же все-таки они – его противники?

Хотелось бы также обратить внимание читателя на то, что ‘Али назвал сына этим именем в надежде, что имя это окажется благословенным, и его обладатель будет похож на Абу Бакра ас-Сыддика t. К тому же, это было одним из проявлений уважения, почтения и верности Абу Бакру после его кончины. И, насколько нам известно, никто из Бану Хашим до ‘Али не называл своего сына этим именем – это подтверждают и сами шииты в своих книгах. Так в честь кого же тогда ‘Али назвал так одного из своих сыновей?

Более того, не только сам ‘Али поступил так, проявив таким образом свое искреннее и глубокое уважение к Абу Бакру – по той же дороге пошли и его сыновья.

Аль-Хасан, старший сын ‘Али и Фатымы и внук Посланника Аллаха r, второй непогрешимый имам у шиитов также назвал одного из своих сыновей Абу Бакром, как упоминает аль-Йа‘куби.

«У аль-Хасана было восемь сыновей: аль-Хасан – его матерью была Хауля…, Абу Бакр и ‘Абду-р-Рахман от разных матерей, и Тальха и ‘Убейдуллах[283]».

Аль-Асфахани говорит: «Абу Бакр, сын аль-Хасана, сына ‘Али ибн Абу Талиба также был среди убитых в Кербеле вместе с аль-Хусейном. Его убил ‘Укба аль-Ганави»[284].

Аль-Хусейн, сын ‘Али, также назвал одного из своих сыновей именем Абу Бакра ас-Сыддика. Об этом упоминает известный шиитский историк аль-Мас‘уди в книге «Ат-танбих ва аль-ишраф» в рассказе об убитых вместе с аль-Хусейном в Кербеле.

«Среди тех, кто был убит в Кербеле – трое детей аль-Хусейна: самый старший – ‘Али, маленький ‘Абдуллах и Абу Бакр…»[285].

Говорят также, что Зейну-ль-‘абидин ибн аль-Хасан тоже носил кунью Абу Бакр[286].

Хасан, сын аль-Хасана ибн ‘Али, внук ‘Али ибн Абу Талиба, также назвал одного из своих сыновей Абу Бакром, как передает аль-Асфахани от Мухаммада ибн ‘Али Хамзы аль-‘Аляви: среди убитых вместе с Ибрахимом, сыном аль-Хасана, сыном ‘Али ибн Абу Талиба был Абу Бакр, сын аль-Хасана ибн аль-Хасана.

А седьмой имам у шиитов Муса ибн Джа‘фар аль-Казым также назвал одного из своих сыновей Абу Бакром.

Аль-Асфахани говорит: «У его сына ‘Али, восьмого имама, тоже была кунья Абу Бакр». А от ‘Исы ибн Махрана от Абу ас-Сальта аль-Харави передают: «Однажды аль-Ма’мун задал мне какой-то вопрос, и я сказал: “Наш Абу Бакр ответил на него так…” ‘Иса ибн Махран спросил Абу ас-Сальта: “А кто ваш Абу Бакр?” Он ответил: “‘Али, сын Мусы ар-Рида носил такую кунью, а его мать – Умм Валяд”»[287].

Стоит также упомянуть о том, что Муса аль-Казым назвал одну из своих дочерей именем дочери ас-Сыддика – ‘Аиша. Об этом упоминает аль-Муфид в главе под названием «Число детей Мусы ибн Джа‘фара и краткий рассказ о них».

«У Абу Мусы было тридцать семь сыновей и дочерей, среди них – ‘Али ибн Муса ар-Рида t… и Фатыма… и ‘Аиша и Умм Саляма»[288].

«Его дед ‘Али ибн аль-Хусейн также назвал одну из своих дочерей ‘Аишей»[289].

Десятый непогрешимый имам у шиитов ‘Али ибн Мухаммад аль-Хади Абу аль-Хасан также назвал одну из своих дочерей ‘Аиша. Аль-Муфид говорит: «Абу аль-Хасан t скончался в месяце раджаб 254 года, и был похоронен в своем доме тайно. После себя он оставил сына Абу Мухаммада аль-Хасана… и дочь ‘Аишу»[290].

Прежде чем перейти к следующей теме, я бы хотел упомянуть о том, что очень многие хашимиты называли себя или своих детей «Абу Бакр». Среди них – сын брата ‘Али ибн Абу Талиба ‘Абдуллах ибн Джа‘фар ат-Таййар ибн Абу Талиб. Он назвал одного из своих сыновей именем Абу Бакра. Об этом упоминает аль-Асфахани. Вот его слова: «Абу Бакр ибн ‘Абдуллах ибн Джа‘фар ибн Абу Талиб был убит в день аль-Хурра в столкновении между Мусрифом ибн ‘Укбой и жителями Медины».

Это одно из указаний на любовь Ахлю-ль-бейт к Абу Бакр, хотя сегодня шииты и пытаются доказать обратное, говоря, что Ахлю-ль-бейт и сподвижники ненавидели друг друга, между ними не прекращалась вражда и разногласия, и они постоянно сражались друг с другом.

История Фадака

Прежде чем начать говорить об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе и его взаимоотношениях с Ахлю-ль-бейт, я считаю необходимым рассказать немного о проблеме, затронувшей благороднейших и почтеннейших людей: если они так любили и уважали друг друга, то что в таком случае произошло с Фадаком? Эту проблему намеренно раздували враги общины Мухаммада r, чрезмерно преувеличивая ее, а потом используя в своих низких и мерзких целях. Они зацепились за эту историю в надежде доказать существование разногласий, конфликтов и раскола между сподвижниками Посланника Аллаха r, и, особенно, между семейством Пророка r и остальными мусульманами. Они утверждают, что Ахлю-ль-бейт были по одну сторону баррикад, а первые мусульмане – мухаджиры и ансары – а также вся оставшаяся часть мусульманской общины – по другую.

Конечно же, все было совсем не так, как они утверждают… Да и проблема вовсе не была настолько велика и серьезна, как они стараются представить ее, стремясь к достижению своих низких целей и очернению благородных людей. Вот как на самом деле выглядит эта история: когда Посланник Аллаха r скончался, и люди присягнули Абу Бакру t, избрав его преемником Посланника Аллаха и правителем мусульман, Фатыма, дочь Посланника Аллаха r, послала к нему, прося отдать ей ее долю наследства – Фадак[291], который Аллах предал в руки Посланника Аллаха r. Однако Абу Бакр ответил ей, что Посланник Аллаха r сказал: «Мы не оставляем наследства. Все, что мы оставляем – милостыня (садака). Поистине, семейство Мухаммада должно питаться от этого имущества, то есть имущества, принадлежащего Аллаху». Абу Бакр t сказал: «И я, клянусь Аллахом, не изменю ничего из того, что связано с милостыней, оставленной Пророком r, и я поступлю с ними так, как поступал сам Посланник Аллаха!». А потом он добавил: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, семья Посланника Аллаха r дороже для меня, чем моя семья!» После того, как ас-Сыддик t сказал все это Фатыме (да будет доволен ею Аллах), она больше не стала просить об этом и не поднимала этот вопрос до самой своей смерти. Более того, в некоторых сообщениях шиитов говорится, что она согласилась с ним и не проявляла недовольства. Так, например, утверждает шиит Ибн аль-Майсам[292] в «Нахдж аль-баляга».

«Абу Бакр сказал ей: “Тебе полагается то же, что и твоему отцу. Посланник Аллаха r брал с Фадака ваше пропитание, а остальное делил и часть расходовал на пути Аллаха, и ты обязана перед Аллахом делать то же, что делал он”. Она согласилась с этим и заключила с ним договор об этом»[293].

Нечто подобное упоминает ад-Данбали в своем комментарии «Ад-дурра ан-наджафиййа»[294].

Однако шиитам не понравилось, что Фатыма так легко согласилась с подобным решением, и они исписали множество листов – целые книги – порицаниями, упреками очернением, поношением и бранью в адрес сподвижников Пророка r и даже обвинили их в неверии, в различных грехах, вероотступничестве, несправедливости и притеснении Ахлю-ль-бейт. И это притом, что сами герои этой истории ничего подобного не говорили и никого ни в чем не обвиняли, что признают и сами шииты. Более того, их имамы передают, что Абу Бакр не ограничился словами – за ними последовало и действие, как сообщают ибн аль-Майсам, ад-Данбали, ибн Абу аль-Хадид, а также современный шиит Файд аль-Ислям ‘Али Накы.

«Абу Бакр собирал доход с Фадака, выделял из него для Ахлю-ль-бейт столько, чтобы этого хватало им, а остальное делил и распределял. И так же поступали ‘Умар, ‘Усман и ‘Али»[295].

Но как же шииты согласятся с этим? Их лидер аль-Маджлиси[296] говорит: «Это великая беда и тяжкое испытание, что Абу Бакр и ‘Умар несправедливо отобрали Фадак у Ахлю-ль-бейт Посланника r… Абу Бакр, силой отняв власть у повелителя верующих и заставив мухаджиров и ансаров принести ему присягу и укрепившись, забрал у Ахлю-ль-бейт Фадак, испугавшись того, что если он попадет в их руки, люди склонятся на их сторону из-за богатства, и отвернутся от этих несправедливых притеснителей (Абу Бакра и его товарищей). Поэтому он решил лишить их всего, чтобы народ не склонился на их сторону, и несправедливо захваченная власть не ушла из его рук. Именно поэтому он и его товарищи сочинили этот ложный хадис: “Мы, пророки, не оставляем наследства. Все, что мы оставляем – милостыня (садака)”»[297].

По этому пути пошли многие из них, желая посеять злобу, подобной которой не было в мире. Однако эти глупцы не знали, что выстроенный ими дом подобен дому паука, и он разрушится при первом же дуновении Истины.

И им невдомек, что этот хадис, который они отвергли из зависти и желания отомстить Абу Бакру, передавал их пятый имам от Посланника Аллаха r, и он есть в их же книгах. Да-да, этот хадис есть в «Аль-кафи» - книге, которую они считают одной из самых достоверных своих книг, и о которой они говорят, что ее достаточно для шиитов. Аль-Кулейни передает в «Аль-кафи» от Хаммада ибн ‘Исы от аль-Каддаха от Абу ‘Убейдуллаха t: «Посланник Аллаха r сказал: “Кто отправится в путь в поисках знания, того поведет Аллах дорогой, ведущей в Рай… И превосходство знающего над поклоняющимся (без знания) подобно превосходству луны над звездами в ночь полнолуния, и, поистине, ученые – наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют знание, и кто возьмет его, тому достанется великая доля”»[298].

А вот еще одна версия – от Джа‘фара Абу ‘Абдуллаха t: «Поистине, ученые – наследники пророков. Это потому, что пророки не оставляют в наследство ни дирхемов, ни динаров, но оставляют свои хадисы»[299].

Что скажет об этом аль-Маджлиси и ему подобные? В персидской поэзии есть такая строка: «Если это и преступление, то в вашем городе оно также совершается»...

Кроме этих сообщений имеются еще два сообщения от ас-Садука шиитов, подтверждающие уже приведенные нами. Вот первое из них: «От Ибрахима ибн ‘Али ар-Рафи‘и от его отца от его бабушки, дочери Абу Рафи‘и: “Фатыма, дочь Посланника Аллаха r пришла со своими двумя сыновьями аль-Хасаном и аль-Хусейном к Посланнику Аллаха r во время его болезни, от которой он скончался, и сказала: ‹О Посланник Аллаха! Это – два твоих сына… Оставь же им в наследство что-нибудь›. Он сказал: ‹Аль-Хасану я оставляю свое величие и господство, а аль-Хусейну – свою смелость и свою щедрость›”»[300].

А в другой версии говорится, что Фатыма сказала: «О Посланник Аллаха! Это – два твоих сына… Одари же их чем-нибудь». Посланник Аллаха r сказал: «Что касается аль-Хасана, то ему я дарю свое величие и господство, а аль-Хусейну я дарю свою щедрость и свою смелость»[301].

А потом аль-Маджлиси и многие другие решили во что бы то ни стало доказать, что Абу Бакр и его товарищи сделали это с одной-единственной целью: разорить ‘Али и Ахлю-ль-бейт, чтобы они не могли привлечь к себе людей с помощью своего богатства. Остается только удивляться их рассуждениям и их пониманию вещей… Неужели они на самом деле думают, что ‘Али и члены его семейства были такими же, как те, кто стремится к власти любыми способами в наше время, и доходят до того, что пытаются прийти к этой власти путем подкупов и взяток?! Если бы все обстояло так, как утверждают шииты, то здесь следует заметить, что богатства у них и без Фадака было достаточно. Сам аль-Кулейни упоминает об этом, передавая от Абу аль-Хасана, десятого имама у шиитов, что на имя Фатымы было завещано семь земельных наделов с садами: ад-Даляль, аль-‘Ауф, аль-Хусна, ас-Сафийа, Малям Ибрахим, аль-Мусеййиб и аль-Барка[302].

Разве можно сказать о человеке, которому принадлежит семь земельных наделов, что у него мало средств?

И неужели они думают, что Пророк r превращал государственное имущество в свою собственность? Ни один разумный человек не может предположить такого даже в наше время, когда воруют и грабят на каждом шагу, время безнаказанности, беспечности и отдаления от религии. А в те времена правитель, захватив участок земли, не превращал его в свою собственность – эта земля переходила в собственность государства, и глава государства распоряжался ею с учетом интересов своих подданных... Так неужели Посланник r (да станут родители мои и душа моя выкупом за него!) по мнению шиитов, был одним из тех, кто думает лишь о себе, заботится исключительно о своих интересах, считает себя лучше остальных и обогащается за их счет?!

Преславен Аллах! Это, конечно же, ничто иное, как гнусная, отвратительная ложь, и великий Посланник r, который был образцом милосердия и сострадания, конечно же, не имеет ко всему этому никакого отношения!

Кроме того, Фадак был наследством Посланника Аллаха r, а Фатыма не была единственной наследницей. Дочь Абу Бакра ‘Аиша и дочь ‘Умара Хафса также были его наследницами, и Абу Бакр и ‘Умар лишили своих дочерей этого наследства точно так же, как лишили его и Фатыму. И аль-‘Аббас, дядя Пророка r, в то время был жив, а он, вне всякого сомнения, входит в число его наследников…

Кроме того, шииты, утверждая все это, видимо, не знают, что в их мазхабе женщина не наследует земельные наделы и недвижимость. Аль-Кулейни посвятил этому вопросу отдельную главу, назвав ее: «Женщины не наследуют земельных наделов и недвижимого имущества». В этой главе он приводит несколько сообщений на эту тему.

«Абу Джа‘фар, четвертый непогрешимый имам у шиитов, сказал: “Женщины не наследуют земельных наделов и недвижимого имущества”»[303].

А Ас-Садук ибн Бабавейхи аль-Кумми в своей книге «Ман ля йахдуруху аль-факых» передает от Абу ‘Абдуллаха Джа‘фара, пятого непогрешимого имама: «Я спросил его (Джа‘фара): “Какое наследство получают женщины?” Он ответил: “Что касается земли и недвижимого имущества, то это они не наследуют”»[304].

Подобных сообщений у шиитов довольно много. Они даже утверждают, что относительно наследования земли и недвижимого имущества существует согласное мнение их ученых. А если женщина не наследует недвижимое имущество и землю, так как могла Фатыма просить отдать ей Фадак – ведь он (и это очевидно) относится именно к этой категории имущества, которую женщины не наследуют?

Что же касается утверждения о том, что ас-Сыддик разгневал ее, и она перестала требовать Фадак и не заговаривала об этом до самой своей смерти, тот тут можно сказать следующее: да, она действительно перестала претендовать на Фадак как часть своего наследства и не заговаривала об этом до самой своей смерти.

Что же касается утверждения о том, что ас-Сыддик притеснил ее и ущемил ее права, то даже аль-Маджлиси, несмотря на свою непримиримость, вынужден был признать: «Абу Бакр, увидев, что Фатыма разгневалась, сказал ей: “Поистине, я не отрицаю того, что ты занимала высокое положение при Посланнике Аллаха r, и не отрицаю того родства и близости, которые были между вами… И я, отказавшись отдать тебе Фадак, лишь выполняю веление Посланника Аллаха. И я призываю Аллаха в свидетели того, что я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: ‹Поистине, мы, пророки, не оставляем наследства. Все, что мы оставляем – Писание, мудрость или знание›. И я поступил в соответствии с тем, в отношении чего согласны мусульмане, и это не мое личное мнение. Если же тебе нужны деньги, то возьми из моего имущества, что пожелаешь, ибо ты – любимая дочь своего отца и благое древо для своих сыновей, и никто не может отрицать твои достоинства”»[305].

Может ли кто-то сказать после этого, что Абу Бакр разгневал ее, ущемил ее права, желал ей зла, чинил ей препятствия и стремился разорить ее ради достижения своих корыстных целей?

Поистине, если кто-то и может сказать подобное, то только человек, чье сердце слепо, чей разум закоснел, а чувства притупились.

Строение, возведенное шиитами на столь шатком основании для того, чтобы оплакивать «ущемленные права» Ахлю-ль-бейт, проклинать и очернять «заговорщиков» и доказывать, что между халифами Пророка r и его сподвижниками, с одной стороны, и Ахлю-ль-бейт, с другой стороны существовала взаимная неприязнь и вражда, разрушилось в тот же миг, когда они возвели его. И история, которую они решили сплести из выдумок, сразу же после своего появления развеялась в прах. А перед этим они, не зная, что еще можно предпринять, дошли до того, что обратились с этим вопросом к самому ‘Али ибн Абу Талибу t, мужу Фатымы и господину Ахлю-ль-бейт, в тот день, когда он стал халифом. Вот что передает имам шиитов, прозванный ‘Алям аль-худа: «Когда ‘Али ибн Абу Талибу сообщили об этом деле – возвращении Фадака, – он сказал: “Поистине, я стыжусь перед Аллахом возвращать то, что не возвратил Абу Бакр и ‘Умар”»[306].

Именно поэтому между Абу Джа‘фаром Мухаммадом аль-Бакыром и Кясир ан-Навалем состоялся следующий диалог. Он обратился к Абу Джа‘фару со словами: «Да сделает меня Аллах выкупом за тебя, считаешь ли ты. Что Абу Бакр и ‘Умар ущемили ваши права?» Он ответил: «Нет, клянусь Тем, Кто ниспослал Коран Своему рабу, чтобы был он предостерегающим увещевателем для миров, они не ущемили наши права даже на вес горчичного зернышка!» Тогда он спросил: «Да стану я выкупом за тебя, следует ли мне относиться к ним хорошо и уважать их?» Он ответил: «Да, горе тебе! Относись к ним хорошо и с уважением, как в этом, так и в вечном мире, а за все, что постигнет тебя, я понесу ответственность!»[307].

А брат аль-Бакыра Зейд ибн ‘Али ибн аль-Хусейн сказал о Фадаке то же, что сказал и его дед ‘Али ибн Абу Талиб и его брат Мухаммад аль-Бакыр, отвечая на вопрос аль-Бахтари ибн Хассан. Вот что он передает: «Я сказал Зейду ибн ‘Али t, порицая Абу Бакра: “Поистине, Абу Бакр отобрал у Фатымы (да будет доволен ею Аллах) Фадак!” Он сказал в ответ: “Поистине, Абу Бакр был человеком милосердным, сострадательным, и не любил изменять что-то из того, что делал Посланник Аллаха r. И вот, к нему пришла Фатыма и сказала: ‹Поистине, Посланник Аллаха r отдал мне Фадак›. Он сказал ей: ‹Есть ли у тебя доказательство этого?› Тогда она пришла вместе с ‘Али, и он засвидетельствовал в ее пользу. Потом пришла Умм Айман и сказала Абу Бакру и ‘Умару: ‹Свидетельствуете ли вы, что я из обитателей Рая?› Они сказали: ‹Да›. Тогда она сказала: ‹Я же свидетельствую, что Посланник Аллаха r отдал ей Фадак›. Тогда Абу Бакр сказал: ‹Приведи еще одного мужчину или женщину, которые могут засвидетельствовать в твою пользу, и тогда ты получишь то, на что претендуешь›”. Зейд сказал: “Клянусь Аллахом, если бы я был на месте Абу Бакра, я вынес бы такое же решение, какое вынес он!”»[308].

Нужно ли давать еще какие-то разъяснения после всего сказанного?

Прежде чем перейти к обсуждению следующей темы, приведем еще два сообщения, которые приводит аль-Кулейни. Первое сообщение – от Абу ‘Абдуллаха Джа‘фара: «Трофеи – это то, ради чего не утомлялись лошади и верблюды, а также то, что получено от людей, заключивших мирный договор, и то, что люди отдали добровольно, и каждая бесхозная земля, а также долины принадлежат Посланнику Аллаха r, а после него они принадлежат имаму (правителю), который распоряжается ими по своему усмотрению»[309].

Из этого сообщения следует, что имам имеет больше всего прав на все вышеперечисленное, после Посланника Аллаха r.

Второе сообщение (а это довольно примечательная и любопытная история) также приводится а «Аль-усуль мин аль-кафи». В этом сообщении говорится, что Абу аль-Хасан Муса, седьмой непогрешимый имам у шиитов, встретился с аль-Махди и, увидев, что тот возвращает ущемленные права и восстанавливает справедливость, сказал ему: «О повелитель верующих! А почему же наше право не возвращено нам?» Он сказал ему: «О чем ты, о Абу аль-Хасан?» Он сказал: «О Фадаке». Аль-Махди сказал: «О Абу аль-Хасан! Укажи мне его границы». Он сказал: «С одной стороны его ограничивает гора Ухуд, с другой – городом Ариш в Египте, с третьей – берегом Красного моря, а с четвертой – Даумат аль-Джандаль»[310].

То есть, полмира. Взгляните на этих людей и их лживые речи! Куда небольшой деревне близ Хайбара до половины мира! Остается только удивляться тому, как они все преувеличивают и раздувают до невиданных размеров… Это – еще одно подтверждение того, что у шиитов можно найти множество преувеличений.

На этом мы закончим рассказ о Фадаке, достоинствах повелителя верующих, благородного, надежного и достойного доверия халифа Посланника Аллаха r, а также о том, что именно он, и никто другой, должен был стать правителем и имамом после Пророка r, и о его любви к Ахлю-ль-бейт. Вся эта информация почерпнута из высказываний и действий самих Ахлю-ль-бейт, а также из шиитских источников.

А теперь перейдем ко второму праведному халифу – ‘Умару ибн аль-Хаттабу аль-Фаруку, отличающему истину от лжи, да будет доволен им Аллах и да сделает он его довольным.

Отношение Ахлю-ль-бейт к ‘Умару t

‘Умар ибн аль-Хаттаб t – герой Ислама и повелитель верующих, выдающийся человек в Исламе, собравший вокруг себя мусульман, прославивший их, превративший и в реальную силу, победитель Императора и Хосроя, поднявший знамя Аллаха, обучавший людей Слову Его, донесший религию из сердца Аравийского полуострова в самые отдаленные земли, распространивший справедливость и неукоснительно соблюдавший веления Шариата в отношении близких и чужих, сравнявший горделивого тирана с самым слабым и ничтожным человеком, не боявшийся упреков упрекающих, когда дело касалось Истины и исполнения велений Аллаха, безжалостно стеревший многобожие, нововведения, неверие и заблуждение, стоявший на страже Истины и Шариата, проложивший четкую границу между Истиной и ложью, одинаково справедливый ко всем своим поданным: к простым и влиятельным, возвеличивший религию Аллаха и Истину, принизивший все, чему поклоняются помимо Аллаха, неверие и идолов, направлявший людей на путь Истины, реформатор… Да будет доволен им Аллаха. Его любили Ахлю-ль-бейт, а еще раньше его любил господин всех детей Адама r, который сказал о нем: «Я вошел в Рай… И я увидел дворец, во дворе которого была девушка. Я спросил: “Чье это?” Мне ответили: “‘Умара ибн аль-Хаттаба”»[311].

Пророк r, который не говорит по пристрастию, но это только Откровение, которое внушается ему, сказал: «Во сне я увидел, что оказался у какого-то колодца, около которого стояло ведро, и я вытащил из него столько воды, сколько было угодно Аллаху, а потом это ведро взял Ибн Абу Кухафа (Абу Бакр) и вытащил (из источника) одно или два ведра воды, но в его движениях была слабость, но Аллах прощает ему его слабость. А потом ведро превратилось в огромную бадью, и его взял ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Я не видел, чтобы кто-нибудь из людей мог вытаскивать воду так, как это делал он, и это продолжалось, пока все люди не напились сами, не напоили своих верблюдов и не заставили их опуститься на колени вокруг водопоя»[312].

Пророк r также сказал: «Аллах сделал так, что истина – на языке ‘Умара и в его сердце»[313].

Вот что сказал Пророк Аллаха r об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе t. Мы привели три хадиса от имама двух миров и Посланника к людям и джиннам, да станут родители мои и душа моя выкупом за него, из признанных книг Сунны. Это, однако, не означает, что мы отошли от установленного нами же правила: не использовать никакие источники, кроме шиитских, потому что мы приведем здесь сообщения от ‘Али ибн Абу Талиба t, господина Ахлю-ль-бейт и первого непогрешимого имама у шиитов, из которых следует, что его слова только подтверждают эти три хадиса, причем это совершенно очевидно. Эти сообщения взяты из признанных шиитских источников.

Давайте же посмотрим, что говорят Ахлю-ль-бейт от этом предводителе, правителе и реформаторе, сделавшем столько благого.

‘Али ибн Абу Талиб t говорит, упоминая об ‘Умаре t и его правлении, подтверждая мнение господина детей Адама r о нем, которое он высказал ему, обрадовав его: «Правитель ваш пришел к власти, и шел прямым путем до тех пор, пока Ислам не утвердился»[314].

Шиит аль-Майсам аль-Бахрани, комментатор книги «Нахдж аль-баляга», а также ад-Данбали сказали, комментируя эти слова, что правитель – это ‘Умар ибн аль-Хаттаб, и при нем Ислам окреп и утвердился подобно опустившемуся на землю верблюду[315].

А другой шиит Ибн Абу аль-Хадид аль-Му‘тазили приводит эти слова и далее комментирует их: «Этот правитель – ‘Умар ибн аль-Хаттаб… А эти слова – часть хутбы, произнесенной им (‘Али) в дни его правления. В ней он говорит о его близости к Пророку r и о том, что он доверял ему свои секреты. Он также сказал: “И мусульмане выбрали после него человека, который старался идти прямым путем и все делать как можно лучше, несмотря на свою слабость и то, как тяжело ему было, а потом его сменил другой правитель. Он шел прямым путем до тех пор, пока Ислам не утвердился”»[316].

Посмотрите, как ‘Али описывает Абу Бакра и ‘Умара t – в точности так, как описал их Посланник Аллаха r, рассказывая о своем сне, и своими словами он подтверждает радостную весть, которую сообщил ‘Умару Посланник r. Как же он подтверждает и признает, что Ислам утвердился в период благословенного правления ‘Умара? Что скажут шииты об этих словах ‘Али ибн Абу Талиба t, непогрешимого (как они считают) имама?

Хотелось бы также заметить, что хутбу эту, в которой он хвалит ‘Умара и подтверждает слова Пророка r о нем, ‘Али произнес в дни своего правления, когда не было никакой потребности в шиитской такыййе (то есть сокрытии своих настоящих убеждений и демонстрации иных), которую они приписывают лучшим творениям Аллаха, да будет доволен ими Аллах и да помилует Он их.

А сколько существует хутб, произнесенных ‘Али t и приведенных в книге «Нахдж аль-баляга» – в них содержатся ясные указания на то, что ‘Умар t стал причиной подъема, возвеличивания и укрепления Ислама и мусульман, а также расширения границ Исламского государства. Там говорится, что именно ‘Умар поставил людей на путь Истины, погасил смуту, исправил все неправильное и искаженное, уничтожил все ложное и приучил людей к следованию Сунне, и сам следовал ей, будучи покорным Аллаху и страшась Его наказания… Так посмотрите же на двоюродного брата Посланника Аллаха r и отца двоих его внуков: он открыто хвалит ‘Умара, говоря: «Какой прекрасный был человек… Он выпрямил то, что было искривлено и искажено, излечил угнездившуюся болезнь, потушил смуту, следовал Сунне, и ушел в одеянии чистом, с малыми недостатками. Он взял от правления лучшее, и обошел зло его. Он был покорен Аллаху, исполнял Его веления, соблюдал Его право, страшась Его наказания… Он ушел и оставил людей на множестве разветвленных дорог, среди которых не найдет верный путь ни заблудший, ни знающий дорогу»[317].

А Ибн Абу аль-Хадид говорит: «Какой прекрасный был человек – это сказано об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе. Я нашел список, написанный почерком ар-Рида, со сборника “Нахдж аль-баляга”, и там под словом “человек” подписано “‘Умар”. Я спрашивал о нем Абу Джа‘фара Яхью ибн Абу Зейда аль-‘Аляви, и он сказал мне: “Это ‘Умар”. Тогда я спросил его: “Повелитель верующих похвалил его?” Он ответил: “Да”»[318].

Нечто подобное упоминает и Ибн аль-Майсам[319].

Итак, ‘Али t открыто, в присутствии множества людей, громким голосом, говорит об ‘Умаре, что он сумел выпрямить то, что было искривлено и искажено, излечил болезнь, следовал путем Пророка r, опередил смуту и оставил ее далеко позади, так, чтобы она уже не могла догнать его, и он возвратился к Господу своему, и при этом не было в нем ничего такого, за что его можно было бы упрекнуть. Он правил наилучшим образом, а потом отправился в Высшее – небесное – общество, не замарав себя убийствами или сражениями между мусульманами. Он был всецело послушен Аллаху и не ослушивался Его, и исполнял Его веления, страшась Его наказания, соблюдал Его право полностью и опасался упущений в этом, и никого не притеснял, и ни с кем не поступал несправедливо.

А именно такой человек подходит для того, чтобы в дни его правления религия по-настоящему укрепилась и утвердилась.

‘Али, господин и предводитель Ахлю-ль-бейт, считал ‘Умара прибежищем религии, защитником и оплотом мусульман, к которому они обращались по любому поводу. Послушайте же, как он описывает ‘Умара, когда тот посоветовался с ним относительно сражения с римлянами: «Поистине, если ты выступишь против этого врага сам, собственной персоной, и с тобой что-то случится, то у мусульман на всем пространстве их государства не останется прибежища и защиты от врага и придется им покидать свои города и бежать, спасаясь… Ибо нет у них кроме тебя никого, к кому они обращались бы и вокруг кого они могли бы собраться. Поэтому лучше пошли им навстречу человека, знающего толк в сражениях, а с ним пошли опытных людей, которые многое повидали и могут дать совет. И если Аллах дарует победу, то это и будет то, чего ты желал, а если будет по-другому, то ты останешься опорой и оплотом для мусульман, и сможешь поддержать их, ободрить и успокоить»[320].

Читающий эти слова ощущает любовь ‘Али к ‘Умару, которой они пронизаны, и его заботу о нем и стремление сохранить его жизнь, а также надежду на то, что он останется среди мусульман и будет по-прежнему править ими, защищая и оберегая Ислам, наперекор всем тем, кто ненавидит его и очерняет. Стоит также упомянуть о том, что ‘Умар t был решительно настроен участвовать в этом сражении и выступать вместе с войсками, чтобы лично командовать ими, и ‘Али t знал это, и вместе с тем, он все же решил по возможности удержать его от осуществления этого намерения, поскольку ‘Али считал его причиной возвеличивания, славы и укрепления Ислама. Он желал, чтобы ‘Умара не коснулось никакое зло, чтобы не пострадало его государство, которое в этом случае останется без правителя и защитника. Более того, повелитель верующих, которым на тот момент являлся ‘Умар ибн аль-Хаттаб, хотел оставить в Медине, столице Исламского государства, в качестве своего заместителя ‘Али ибн Абу Талиба t. Это была просто золотая возможность оказаться у власти и стать халифом для ‘Али t, и это позволило бы ему вернуть свои «ущемленные права», о которых так много говорят шииты, и о которых они кричат день и ночь и пишут целые тома. Они оплакивали эти его выдуманные «права» подобно тому, как оплакивали Йусуфа u его братья: ведь на самом деле все было как раз наоборот. Тот, чьими заместителями, представителями, защитниками и «адвокатами» они себя называют, и сражаться за кого они не раз выказывали готовность, представляет это дело совсем в ином свете. Весь период правления ‘Умара t ‘Али t был рядом с ним, заботился о нем и зорко следил за тем, чтобы ему ничего не угрожало. То есть, он был при нем своеобразным наблюдателем, оберегавшим его жизнь, постоянно заботившимся о его интересах и пекущимся о его благе. ‘Али все это время надеялся и желал, чтобы ‘Умар оставался среди них как можно дольше и искренне желал ему благополучия и долголетия. Он давал ему советы ради Аллаха, относился к нему чистосердечно, помогал ему управлять мусульманской общиной и изменять ее в лучшую сторону, чтобы она преуспела. И поэтому, когда ‘Умар посоветовался с ним относительно того, стоит ли ему самому выступать вместе с войсками в поход на персов, ‘Али сказал ему следующее: «Поистине, победа или поражение этого дела не зависит от многочисленности (войска) или же малочисленности его. Это – религия Аллаха, которой Он дарует победу, и это – Его воинство, которое Он снарядил и подготовил так, что оно достигло того, чего достигло, и дошло дотуда, докуда дошло, и мы рассчитываем на обещанное нам Всевышним, а Аллах сдерживает Свои обещания и помогает Своему воинству. А предводитель и командующий в этом деле подобен нити бус, которая собирает составляющие их бусинки вместе: если она рвется, бусинки рассыпаются, и потом им уже никогда не собраться вновь. Арабы сегодня малочисленны, однако они сильны своим Исламом, и они сильны, когда соберутся вместе. Так будь же осью, вокруг которой вращаются жернова – арабы – и пусть они разжигают огонь войны, но не ты. Если ты выйдешь отсюда, арабы устремятся к тебе со всех мест, даже из самых отдаленных районов, и может статься, что границы и стратегически важные пункты, оставленные ими без защиты, окажутся важнее, чем те, защищать которые они бросятся, находясь при тебе! Не арабы посмотрят на тебя и скажут: “Такова натура арабов. Значит, вы должны уничтожить его, и тогда вам будет намного легче”. И они начнут охотиться за тобой и желать твоей смерти. Что же касается сражения их с мусульманами, то Всевышнему Аллаху их шествие навстречу мусульманам еще ненавистнее, чем тебе, и Аллах способен изменить то, что Ему ненавистно. Что же касается их численности, о которой ты упомянул, то ведь мы, сражаясь, никогда не полагались на многочисленность, но надеялись на помощь и победу от Аллаха»[321].

Разве после этого кто-то может сомневаться, что ‘Али t считал ‘Умара именно таким, каким увидел его Посланник Аллаха r в своем сне, о котором он поведал мусульманам, обрадовав их тем, что во времена правления ‘Умара Ислам достигнет своего расцвета. Именно поэтому ‘Али t говорит: «Мы рассчитываем на обещанное нам Аллахом, а Аллах сдерживает Свои обещания и помогает Своему воинству».

Говоря это, он словно указывает на слова Пророка r: «А потом ведро превратилось в огромную бадью, и его взял ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Я не видел, чтобы кто-нибудь из людей мог вытаскивать воду так, как это делал он, и это продолжалось, пока все люди не напились сами, не напоили своих верблюдов и не заставили их опуститься на колени вокруг водопоя».

Истину сказал Посланник Аллаха r.

Кроме того, своими словами он привлекает внимание людей к обещанию Всевышнего Аллаха, о котором упоминается в Его Книге, к которой не подбирается ложь ни спереди, ни сзади: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность»[322].

Смысл его слов: «Мы рассчитываем на обещанное нам Аллахом» таков: Аллах обещал верующим и творящим добро, что они утвердятся на земле и будут Его наместниками, а мы – верующие, а ты, о ‘Умар, наш предводитель, и Аллах исполнит Свое обещание в период твоего правления, и дарует победу войску, которое сражается под твоим знаменем и под твоим мудрым командованием и продуманным руководством, потому что религия Аллаха непременно должна возвыситься и победить, утвердиться и распространиться, потому что ты – предводитель, направляющий ее и заботящийся о ней, и ее положение напрямую связано с тобой, и если мы потеряем тебя, то пропадет и она, единство будет нарушено, начнется разобщение, силу сменит слабость, и люди будут разобщены навеки[323], ибо когда рвется нить, которая удерживает на себе и собирает вместе бусинки, то бусинки рассыпаются, и им уже не собраться после этого.

Этими своими словами ‘Али t также указал на мольбу, с которой Пророк r обратился к Всевышнему Аллаху: «О Аллах, укрепи и возвысь Ислам посредством ‘Умара ибн аль-Хаттаба!» Эту мольбу приводит аль-Маджлиси в книге «Бихар аль-анвар», передавая от Мухаммада аль-Бакыра[324]. А мольба Посланника Аллаха r непременно должна быть принята Всевышним.

Господин Ахлю-ль-бейт обратил внимание тех, кто утверждает, что является его верными сторонниками и помощниками, на то, что ‘Умар не просто человек, подобный многим другим. Нет, он – ось, вокруг которой вращаются жернова Ислама, арабов и мусульман, и если бы не было этой оси, жернова не смогли бы вращаться. Именно поэтому ‘Али t сказал: «Если ты выйдешь отсюда, арабы устремятся к тебе со всех мест, даже из самых отдаленных районов». Причина этого в том, что арабы знали: ‘Умар ибн аль-Хаттаб – это основа всего, и он словно корень для них всех, и если уничтожат его, то от ветвей тоже ничего не останется, и он – ось, и если она будет сломана, то и жернова перестанут вращаться. Он словно говорит: ты – защита и оплот мусульман, и мы не можем позволить тебе покинуть нас и броситься в пучину смерти, потому что мы не можем обойтись без тебя.

Как же прекрасны эти слова ‘Али, и какой замечательный смысл он сумел в них вложить, и какого он высокого мнения об ‘Умаре, что ясно следует из его слов… Да будет Аллах доволен ими обоими!

Кроме того, ‘Али t был убежден в том, что по воле Всевышнего Аллаха Истина была на языке ‘Умара и в его сердце. Он считал, что он говорит словами Посланника r, и потому он старался делать все до мельчайших дел так, как делал он и во всем следовать его примеру. Ад-Динавари[325] передает, что когда он прибыл в Куфу, его спросили: «О повелитель верующих! Остановишься ли ты во дворце?» Он ответил: «Дворец мне ни к чему, потому что ‘Умар ибн аль-Хаттаб ненавидел его. Я остановлюсь в ар-Рахбе». Сказав это, он направился к самой большой мечети, совершил там молитву в два рак‘ата, а потом остановился в ар-Рахбе[326].

И когда к нему обратились по вопросу о возвращении Фадака, он отказался поступать наперекор ‘Умару. Ас-Сеййид аль-Муртада говорит: «Поистине, я стыжусь перед Аллахом возвращать то, что не возвратил Абу Бакр и ‘Умар» [327].

Приведем еще три сообщения, взятые из шиитских источников и подкрепляющие те, которые мы привели выше.

Первое сообщение – от аль-Хасана, сына ‘Али ибн Абу Талиба t: «Я не знаю такого случая, когда ‘Али в чем-то противоречил ‘Умару или поступал наперекор ему, или изменял что-то из того, что делал он, когда прибыл в Куфу»[328].

Второе сообщение – о том, что «Жители Наджрана пришли к ‘Али и пожаловались на то, как поступал с ними ‘Умар, и он сказал им: “Поистине, ‘Умар был разумным правителем, и я не стану изменять ничего из того, что делал ‘Умар”»[329].

А третье сообщение – о том, что ‘Али после своего прибытия в Куфу сказал: «Я не стану развязывать узел, завязанный ‘Умаром»[330].

Все это потому, что ‘Али был убежден, что ‘Умара направляет Всевышний, как и сказал Посланник Аллаха r, и что он идет прямым путем и поступает правильно, и Истина сопровождает его повсюду.

Что же касается того, что ‘Умар принадлежит к числу обитателей Рая, как сказано об этом в хадисе Посланника Аллаха r, приведенном нами, то об этом засвидетельствовал ‘Али ибн Абу Талиб и его двоюродный брат и один из его наиболее надежных предводителей и доверенных управляющих ‘Абдуллах ибн ‘Аббас t.

Ибн Абу аль-Хадид передает, что когда огнепоклонник Абу Лю’лю’а нанес ‘Умару тот роковой удар, от которого он впоследствии скончался, к нему вошли два двоюродных брата Посланника Аллаха r ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и ‘Али ибн Абу Талиб t. Ибн ‘Аббас говорит: “И мы услышали голос Умм Кульсум, дочери ‘Али, восклицающей: ‹О ‘Умар!› С ней было еще несколько женщин, и все они плакали. Тогда ‘Умар сказал: ‹Горе матери ‘Умара! Аллах не простил ему!› Я сказал: ‹Клянусь Аллахом! Я надеюсь, что ты не увидишь Огонь, кроме как в том размере, о котором сказал Всевышний: ‘Каждый из вас непременно подойдет к нему’. Мы знали тебя как повелителя верующих и господина мусульман, который судил и правил согласно Книге Аллаха и был всегда справедлив в дележе›. ‘Умару понравились мои слова. Он приподнялся и сел, а затем сказал: ‹Свидетельствуешь ли ты об этом для меня, о Ибн ‘Аббас?› И я оробел, а ‘Али хлопнул меня по спине и сказал: ‹Свидетельствуй!›”».

А в другой версии этого сообщения говорится, что Ибн ‘Аббас сказал: «Чего ты боишься, о повелитель верующих? Ислам твой был величием, правление твое – гордостью, и ты наполнил землю справедливостью». Услышав это, ‘Умар сказал: «Свидетельствуешь ли ты обо всем этом для меня, о Ибн ‘Аббас?» И тот замешкался, словно не желал свидетельствовать. Тогда ‘Али ибн Абу Талиб t сказал: «Скажи: “Да”, и я с тобой». Тогда он сказал: «Да»[331].

Более того, ‘Али, первый непогрешимый имам у шиитов, верил в то, что ‘Умар – один из обитателей Рая, поскольку об этом он слышал от лучшего из творений Аллаха, Его избранного, надежного и правдивого Посланника Мухаммада r, и потому желал встретить Аллаха с делами, подобными делам ‘Умара t. Об этом говорят сеййид Муртада, Абу Джа‘фар ат-Туси, Ибн Бабавейхи и Ибн Абу аль-Хадид: «Когда тело ‘Умара омыли и обернули саваном, ‘Али подошел к нему со словами: “Да благословит Аллаха и приветствует его и его семью. Больше всего на свете я желаю встретить Аллаха с такой же записью дел, как у этого человека, обернутого в саван и лежащего перед вами!”»[332].

Это сообщение приводится также – в точности – в сборниках хадисов – «Мустадраке» аль-Хакима[333], «Муснаде» Ахмада, «Муснадат ‘Али», «Табакат» Ибн Са‘да[334]. Кроме того, подобное сообщение приводится у аль-Бухари и Муслима.

Что же касается Ибн Абу аль-Хадида, то он передает следующее: «Повелителю верующих был нанесен удар, и люди разошлись, а он лежал, укрытый, весь в крови, так и не совершив утренней молитвы. Ему сказали: “О повелитель верующих! Молитва”. Он поднял голову и сказал: “Значит, нужно совершить ее, ибо, поистине, нет в Исламе доли человеку, который пропускает свою молитву!” Сказав это, он попытался встать, но тут открылась его рана. Тогда он сказал: “Дайте мне повязку”. Он перевязал рану, потом совершил молитву и произнес слова поминания Аллаха, а потом взглянул на своего сына ‘Абдуллаха и сказал: “Положи голову мою щекой на землю, о ‘Абдуллах!” ‘Абдуллах сказал: “Я не стал делать этого, поскольку решил, что он уже не осознает, что говорит, однако он повторил снова: ‹Положи голову мою щекой на землю, сынок›. Однако я снова не стал делать этого. Тогда он повторил в третий раз: ‹Положи голову мою щекой на землю, да лишится тебя мать твоя!› Тогда я понял, что он по-прежнему в своем уме, и ему мешает сделать это самому только боль и слабость от раны. Я положил его голову щекой на землю, и посмотрел на волоски его бороды, покрытые пылью и землей. И он заплакал, и плакал до тех пор, пока я не увидел землю, прилипшую к его векам и глазам. Я напряг слух, чтобы расслышать, что он говорит, и я услышал его слова: ‹Горе ‘Умару… И горе матери ‘Умара, если не простит ему Аллах грехи его!›”. А в другой версии говорится, что ‘Али t пришел и, встав возле него, сказал: “Поистине, больше всего на свете желаю я встретить Аллаха с такой же записью дел, как у этого завернутого в саван человека!”»[335].

Может ли кто-то сказать после этого, что ‘Али, господин Ахлю-ль-бейт, не считал ‘Умара одним из обитателей Рая и людей, достойных того, чтобы желать предстать перед Аллахом с записью дел, подобной записи его дел?

Можно ли сказать на эту тему нечто еще более убедительное? Да! ‘Али t засвидетельствовал: «Лучшими людьми после нашего Пророка r являются Абу Бакр и ‘Умар»[336].

А в одном из своих писем он сказал об Абу Бакр и ‘Умаре: «Поистине, эти двое – имамы истинного пути, шейхи Ислама, за которыми нужно следовать и с кого нужно брать пример после Посланника Аллаха, и кто последует за ними, тот не совершит ошибки»[337].

Кроме того, он передает от Посланника Аллаха r его слова: «Поистине, Абу Бакр для меня – словно мой слух, а ‘Умар – словно мое зрение»[338].

Стоит заметить, что этот хадис передал от Пророка r ‘Али, а от него его передал его сын аль-Хасан t.

Ахлю-ль-бейт хвалят ‘Умара ибн аль-Хаттаба t

Двоюродный брат Пророка r и один из видных представителей Ахлю-ль-бейт хвалит ‘Умара, говоря: «Да помилует Аллаха Абу Хафса. Клянусь Аллахом, он был оплотом Ислама, прибежищем сирот, воплощением благодеяния и веры, опорой слабых и крепостью приверженцев Единобожия. Он соблюдал право Аллаха, будучи терпеливым и надеясь на награду в мире вечном, до тех пор, пока Ислам не возвысился, земли не были открыты для призыва к Исламу, а люди не стали жить в безопасности и благополучии»[339].

Остальные Ахлю-ль-бейт также немало хвалили его. Так, рассказывая об Абу Бакре, мы уже упоминали сообщение от Зейну-ль-‘абидина ‘Али ибн аль-Хусейна ибн ‘Али, от его сына Мухаммада аль-Бакыра и Зейда-шахида, от сына аль-Бакыра Джа‘фара ас-Садика о том, что он приходил на могилы Абу Бакра и ‘Умара и приветствовал их, и что он относился к ним хорошо и уважал их. Обо всем этом мы уже упоминали, когда речь шла об Абу Бакре ас-Сыддике t.

Прежде чем перейти к обсуждению следующей темы, хотелось бы добавить к уже упомянутому нами еще одно сообщение, приводимое аль-Кулейни в книге «Ар-равдат мин аль-кафи».

Джа‘фар ибн Мухаммад, шестой непогрешимый имам у шиитов, не только относился к Абу Бакру и ‘Умару с уважением, но и побуждал других следовать за ними и уважать их. Его товарищ, известный среди шиитов, Абу Басыр сказал: «Я сидел у Абу ‘Абдуллаха t, и к нам зашла, предварительно спросив разрешения войти, Умм Халид, которой подарил какую-то землю Йусуф ибн ‘Умар. Абу ‘Абдуллах t сказал: “Желаешь ли ты выслушать ее?” Я ответил: “Да”. Тогда он разрешил ей войти. Он усадил меня на коврик, и она вошла, и стала говорить, и я заметил, что женщина эта очень красноречива. И она спросила его об Абу Бакре и ‘Умаре, и он сказал ей: “Относись к ним хорошо и уважай их”. Она же сказала в ответ: “И, встретив своего Господа, я могу сказать ему, что ты повелел мне сделать это?” Он ответил: “Да”»[340].

Это слова шестого имама шиитов, именем которого они назвали свое учение – они называют себя джафаритами. Он не только сам уважает Абу Бакра и ‘Умара и признает их заслуги, но и велит другим делать то же самое… Да помилует Аллах их всех, а также тех, кто исполнил его веление и веление его предков относительно почтительного отношения к Абу Бакру ас-Сыддику, ‘Умару ибн аль-Хаттабу и сподвижникам Пророка r. Да благословит их Аллах и приветствует, и да будет Он доволен ими.

‘Али t выдал свою дочь Умм Кульсум замуж за ‘Умара ибн аль-Хаттаба t

‘Али ибн Абу Талиб t выдал свою дочь Умм Кульсум, которую родила ему Фатыма, дочь Пророка r, за ‘Умара t, когда тот попросил у него ее руки. И это было ничто иное, как выражение доверия, признание его достоинств, прекрасных человеческих качеств и заслуг, указанием на то, что между ними существует тесная связь и теплые, близкие, дружеские отношения, чего, конечно же, никак не могут перенести и принять завистники славной мусульманской общины. Все историки и исследователи генеалогий, а также все хадисоведы шиитов, их факыхи, их лидеры и их непогрешимые, согласно их утверждениям, имамы признали то, что этот брак действительно имел место. Мы приводили сообщения на эту тему в нашей книге «Шииты и сунниты».

Завершая обсуждение этой темы и дополняя сказанное выше, приведем еще несколько сообщений. Так, шиитский историк Ахмад ибн Абу Йа‘куб в своем «Тарихе» говорит, упоминая о события 17-го года правления повелителя верующих ‘Умара ибн аль-Хаттаба t: «В этом же году ‘Умар ибн аль-Хаттаб попросил у ‘Али ибн Абу Талиба руки его дочери Умм Кульсум, матерью которой была Фатыма, дочь Посланника Аллаха, и ‘Али сказал: “Поистине, она слишком молода!” ‘Умар же сказал: “Я стремлюсь вовсе не к этому. Просто я слышал, что Посланник Аллаха r сказал: ‹Все родственные связи будут порваны в Судный день, кроме моих родственных связей и моего родства по браку›. И мне захотелось, чтобы у меня были родственные связи и родство по браку с Посланником Аллаха”. И он женился на ней, дав ей в качестве махра десять тысяч динаров»[341].

Об этом событии упоминают и историки из числа суннитов: ат-Табари в книге «Тарих аль-умам ва аль-мулюк»[342], Ибн Кясир в «Аль-бидайат ва ан-нихайа»[343], Ибн аль-Асир в «Аль-камиль»[344], Ибн Са‘д в «Табакат»[345], Абу аль-Фида’ в «Тарих» и многие другие.

Этот брак признали и автор четырех шиитских «Сахихов», а Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Йа‘куб аль-Кулейни упоминает в своей книге «Аль-кафи» о том, что ‘Али выдал свою дочь Умм Кульсум замуж за ‘Умара t.

Он также передает от Сулеймана ибн Халида его слова: «Я спросил Абу ‘Абдуллаха (Джа‘фара ас-Садика) t о том, где должна проводить срок ‘идды женщина, у которой умер муж: в его доме или там, где она сама пожелает? Он ответил: “Там, где она сама пожелает. Когда скончался ‘Умар, ‘Али пришел к Умм Кульсум, взял ее за руку и отвел ее в свой дом”»[346].

Есть еще одно сообщение, которое передает ат-Туси от Джа‘фара, шестого имама шиитов, от его отца аль-Бакыра: «Умм Кульсум, дочь ‘Али, и ее сын Зейд ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, скончались почти одновременно, так, что неизвестно даже, кто из них покинул этот мир первым, и они ничего не унаследовали друг от друга, и погребальную молитву совершали над ними обоими в одно и то же время»[347].

Из шиитских хадисоведов и факыхов об этом браке упомянул сеййид Муртада (‘Алям аль-худа) в своих книгах «Аш-шафи»[348] и «Танзих аль-анбийа’»[349], а также Ибн Шахр Ашуб[350] в своей книге «Манакыб аль Аби Талиб»[351], аль-Арбили в «Кашф аль-гумма фи ма‘рифат аль-аимма»[352], Ибн Абу аль-Хадид в «Шарх нахдж аль-баляга»[353], Мукаддас аль-Ардебили в «Хадикат аш-ши‘а»[354], кадый Нуруллах аш-Шуштари, которого они называют «третьим шахидом», в «Маджалис аль-му’минин»[355].

Вот что он говорит, вспоминая аль-Микдада ибн аль-Асвада: «Пророк r выдал свою дочь за ‘Усмана, а ‘Али выдал свою дочь замуж за ‘Умара»[356].

Он также упоминает об этом браке в своей книге «Масаиб ан-навасыб»[357]. О нем же упоминает сеййид Ни‘матуллах аль-Джазаири в своей книге «Аль-анвар ан-ну‘маниййа», мулла Бакыр аль-Маджлиси в «Бихар аль-анвар»[358], шиитский историк Мирза-‘Аббас ‘Али аль-Кулли в своем «Тарихе»[359], Мухаммад Джавад аш-Шари в своей книге[360], аль-‘Аббаси аль-Кумми в «Мунтаха аль-амаль»[361] и многие другие. Их столько, что этот брак уже не может отрицать никто, кроме упрямого невежды или высокомерного спорщика.

Более того, шиитские факыхи приводят этот брак в качестве доказательства того, что разрешен брак между хашимиткой и не хашимитом. Аль-Хилли написал в «Шараи‘ аль-ислям»: «Разрешен брак между свободной женщиной и рабом, между арабкой и не арабом, и между хашимиткой и не хашимитом»[362].

Комментатор этой книги Зейнуддин аль-‘Амили, прозванный «вторым шахидом», пишет под упомянутыми строками: «Пророк r выдал свою дочь замуж за ‘Усмана, а свою дочь Зейнаб – за Абу аль-‘Аса ибн Раби‘, а они не относились к Бану Хашим. А ‘Али выдал свою дочь Умм Кульсум замуж за ‘Умара. ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн ‘Усман женился на Фатыме, дочери аль-Хусейна, а Мус‘аб ибн аз-Зубейр женился на ее сестре Сукейне, и все они не были хашимитами»[363].

Завершая обсуждение этой темы, напоследок приведем сообщение от шиита Ибн Абу аль-Хадида аль-Му‘тазили: «‘Умар ибн аль-Хаттаб отправил посланца к императору, и Умм Кульсум, жена ‘Умара, купила благовония на сумму в несколько динаров, и, поместив их в две бутылочки, подарила их жене императора. Посланец вернулся к ней с двумя бутылочками, наполненными драгоценными камнями. Когда к ней вошел ‘Умар, она как раз ссыпала драгоценности себе на колени. Он спросил ее: “Откуда у тебя это?” Она рассказала ему. Он взял драгоценности и сказал: “Это принадлежит мусульманам”. Она возразила: “Как же так, ведь это прислано взамен моего подарка!” Тогда он сказал ей: “Нас рассудит твой отец”. ‘Али t сказал: “Тебе принадлежит из них на сумму, на которую ты отправила подарок. А остальное принадлежит мусульманам, потому что это принес посланец мусульман”»[364].

‘Умар ибн аль-Хаттаб t уважал Ахлю-ль-бейт и относился к ним с почтением

Это отношение не было односторонним: Ахлю-ль-бейт и ‘Умар относились друг к другу с взаимной симпатией, уважением и любовью. И ‘Умар уважал и почитал семью Пророка r больше, чем свою собственную семью, и о соблюдении их прав он заботился больше, чем о соблюдении собственных прав и прав своей семьи, и всегда щедро одаривал их. Все историки упоминают о том, что ‘Умар, распределяя средства государственной казны, начинал с Бану Хашим из-за их родства с Посланником Аллаха r, а также потому, что он глубоко уважал всю его семью.

Например, аль-Йа‘куби говорит: «‘Умар создал особые канцелярии (диваны), и распределил средства, которые надлежало израсходовать в 20-м году. Средств в казне было много, и ему посоветовали создать канцелярию для их распределения. Тогда он вызвал ‘Акыля ибн Абу Талиба, Махраму ибн Науфаля и Джубейра ибн Мут‘има ибн Науфаля ибн ‘Абд Манафа[365]. Он сказал им: “Перепишите всех людей с указанием их положения, и начните с Бану ‘Абд Манаф”. И он выделил ‘Али ибн Абу Талибу пять тысяч, аль-Хасану – три тысячи, и аль-Хусейну – три тысячи[366]… А себе он выделил четыре тысячи[367]… Первые средства, которые он раздал, были средства, привезенные Абу Хурейрой из Бахрейна[368] – семьсот тысяч дирхемов. ‘Умар сказал: “Перепишите всех людей с указанием их положения. Первыми напишите Бану ‘Абд Манаф, затем Абу Бакра и тех, кто относится к нему, а затем – ‘Умара ибн аль-Хаттаба и тех, кто относится к нему”. Потом ‘Умар посмотрел на написанное и сказал: “Поистине, я желал бы состоять с Посланником Аллаха r в столь близком родстве… Однако… Начинайте же с Посланника Аллаха, а потом с самых близких к нему по родству, и так, пока не дойдете до ‘Умара. А когда дойдете до ‘Умара, отведите ему место, которое отвел ему Аллах”»[369].

А Ибн Абу аль-Хадид сказал: «Нет, он начал с Посланника Аллаха r, затем – его семейства, затем записал его родственников, начав с самых близких, затем переписал Бану Хашим, затем – Бану ‘Абд аль-Мутталиб, Бану ‘Абд Шамс и Науфаль, затем – остальные кланы Курейша. И ‘Умар разделил женские плащи между женщинами Медины, и после этого у него остался один красивый плащ. Люди сказали ему: “О повелитель верующих! Отдай его дочери Посланника Аллаха r, которая у тебя (они имели в виду Умм Кульсум, дочь ‘Али)”. Но он сказал: “Я отдам его Умм Салит, ибо она из тех, кто присягал Посланнику Аллаха r, и в день битвы при Ухуде она поила нас[370]”»[371].

Известно, что ‘Умар уважал Ахлю-ль-бейт и относился к ним с таким почтением, с каким не относился ни к кому, даже к членам своей семьи и самым близким друзьям.

Рассказывают, что когда дочь Йездигерда, самого могущественного владыки в мире, была взята в плен и отправлена вместе с остальными пленными к великому халифу Посланника Аллаха r ‘Умару, люди, увидев ее, решили, что он отдаст ее своему сыну, смелому воину, который сражался под знаменем Посланника Аллаха r и участвовал во многих битвах, потому что он был достоин ее. Однако ‘Умар не оставил ее себе, и не отдал ее своему сыну или кому-то из членов своей семьи. Он предпочел отдать ее кому-нибудь из Ахлю-ль-бейт, и отдал ее аль-Хусейну, сыну ‘Али, и именно она родила ему ‘Али ибн аль-Хусейна t – единственного из его сыновей, кто выжил после событий в Кербеле, и продолжил его род[372].

Известный шиитский ученый Ибн ‘Анба говорит: «Ее звали Шахрбану. Она была захвачена в плен, и ‘Умар ибн аль-Хаттаб отдал ее аль-Хусейну t»[373].

Об этом упоминает и знаменитый шиитский хадисовед в своей книге «Аль-кафи фи аль-усуль», передавая от Мухаммада аль-Бакыра его слова: «Ее встречали девушки Медины, и когда она вошла в мечеть, она озарила ее своим светом. Когда ‘Умар посмотрел на нее, она закрыла лицо и сказала: “Уф бирудж бада Хурмуз!” ‘Умар воскликнул, рассердившись: “Эта ругает меня?!” Однако повелитель верующих сказал ему: “Это не тебе… Предоставь ей возможность выбрать себе мужчину из числа мусульман и отдай ее ему”. Он так и сделал. Она же подошла к аль-Хусейну t и возложила руку на его голову. Тогда повелитель верующих спросил ее: “Как тебя зовут?” Она ответила: “Джихан Шах”. Он же сказал: “Нет, тебя зовут Шахрбану” Затем он сказал аль-Хусейну: “О Абу ‘Абдуллах! Пусть дети твои от нее будут лучшими из людей!” И она родила ‘Али ибн аль-Хусейна t, которого называли “сын двух лучших”, то есть сын лучшего из арабов и лучшей из персов. Передают, что Абу аль-Асвад ад-Ду’ли сказал о нем:

Поистине, юноша между Хосроем и Хашимом

Лучший из тех, на кого вешались талисманы»[374]

А до этого ‘Умар помог его отцу ‘Али жениться на Фатыме, да будет доволе ею Аллах, как мы уже говорили.

‘Умар начинал распределение хумуса и имущества, доставшегося без боя, с Ахлю-ль-бейт, как поступал в свое время Посланник Аллаха r, а после него – Абу Бакр. Мы уже говорили об этом ранее, когда рассказывали об Абу Бакре и Фадаке: «Абу Бакр давал им из полученных с Фадака доходов столько, сколько им хватало, а остальное раздавал. Так же поступали ‘Умар и ‘Усман, и ‘Али делал то же, что и они»[375].

Ибн Абу аль-Хадид упоминает о еще одном проявлении уважения и почтения ‘Умара к Ахлю-ль-бейт: «‘Умар велел аль-Хусейну прийти к нему для какого-то дела. Аль-Хусейн отправился к нему. По дороге он встретил ‘Абдуллаха, сына ‘Умара, и спросил его, откуда он идет. Тот ответил: “Я попросил у отца разрешения войти, однако он не разрешил мне”. Тогда аль-Хусейн вернулся домой. На следующий день он встретился с ‘Умаром и тот спросил его: “Что помешало тебе прийти?” Аль-Хусейн t сказал: “Я пошел к тебе, однако по дороге встретил твоего сына ‘Абдуллаха, и он сказал мне, что ты не разрешил ему войти к тебе, и я вернулся домой”. Услышав это, ‘Умар сказал: “Разве ты для меня как он? И разве есть кто-то подобный вам?”»[376].

А ‘Али ибн аль-Хасан передает от своего отца Хусейна ибн ‘Али: «‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Навещать Бану Хашим – сунна, и посещать их – желательное дело»[377].

А ат-Туси иас-Садук передают, что ‘Умар никогда не слушал никого из тех, кто плохо отзывался от ‘Али, и никогда не терпел этого. И «однажды один человек плохо отозвался об ‘Али в присутствии ‘Умара, и тот сказал ему: “Знаешь ли ты, кто лежит в этой могиле?.. Не говори об ‘Али ничего, кроме хорошего, ибо, поистине, обижая его, ты обижаешь того, кто покоится в этой могиле[378]”»[379].

Любовь Ахлю-ль-бейт к ‘Умару t и их присяга ему

Ахлю-ль-бейт, в свою очередь, любили и уважали ‘Умара и относились к нему с почтением. И они отказывались слушать тех, кто плохо говорил об ‘Умаре и очернял его. Они заявляли, что не имеют отношения к таким людям и упрекали их за сказанное ими. Далее мы расскажем об этом подробнее, если будет на то воля Аллаха.

Более того, они отвечали добром на то добро, которое он делал им, и вознаграждали его за его уважение и почтение к ним. Они отдали ему в жены внучку Пророка r. Они подчинялись ему и были верны ему. Они давали ему добрые советы и относились к нему чистосердечно, высказывали ему свое мнение в различных вопросах, стараясь тем самым помочь ему принять правильное решение. Они помогали ему и оказывали ему все возможное содействие. Они добровольно избрали его своим представителем. Они сражались под его знаменами и предоставляли ему по первому же требованию все то, что согласовывалось с Кораном и Сунной, отдавали ему самое дорогое и жертвовали многим ради него.

‘Али ибн Абу Талиб t подтверждает это в своем письме, которое он послал своим сподвижникам в Египте после убийства Мухаммада ибн Абу Бакра, его работника в Египте. В этом письме он упоминает о событиях, происходивших сразу после кончины Посланника Аллаха r, и говорит далее: «Потом к власти пришел Абу Бакр… Когда же он находился на смертном одре, он послал за ‘Умаром и передал правление ему, и мы слушали его, подчинялись ему, давали ему добрый совет и относились к нему чистосердечно». Далее он хвалит его, по своему обычаю: он всегда, говоря о нем, сопровождает свои слова похвалой: «Потом к власти пришел ‘Умар. Он прожил достойную жизнь, и была у него благородная душа…»[380].

‘Али хотел сказать этим: мы не замедлили присягнуть ему, и мы подчинялись ему, слушали его и давали ему добрые советы, потому что он жил достойно, и у него был спокойный характер и благородная душа, и он успешно осуществлял то, что задумывал, и всегда добивался того, к чему стремился.

Ат-Туси, пользующийся у шиитов бесспорным авторитетом, передает от ‘Али ибн Абу Талиба t его слова: «И я присягнул ‘Умару, подобно тому, как присягнули ему вы, и я был верен сво







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.