Методы управления персоналом
| | | | | | | | | | | | оплата труда, социальные выплаты и льготы, создание рабочих мест, система профессионально-должностного продвижения
| | | | | | | | Формирование социально-психологического микроклимата в коллективе, социальное стимулирование
| | |
| | | | | | | | Стабилизирующего воздействия, распорядительные, дисциплинарные, административные
| | |
Указанные методы управления персоналом адаптируются применительно к трудовым коллективам учреждений, каковым является кредитные организации и Банк России. На предприятиях, производящих товары, они могут быть дополнены такими методами, как создание стимулирующей ситуации для подразделений с помощью таких категорий, как цена, кредит, поощрительные фонды и т.п.
Характеристика методов менеджмента
Параметр
| Метод
| экономический
| административно - правовой
| социально - психологический
| 1. Основа использования
| Экономические законы и экономические интересы
| Законы государственности и права, правовые интересы
| Законы социально – психологического развития, социальные интересы
| 2. Орудия воздействия
| Экономические формы
| Административно – правовые и организационные формы
| Социально – психологические факторы
| 3. Объекты соблюдения
| Экономическая среда
| Организационно – правовая среда
| Благоприятный Социально – психологические1 климат
| 4. Место в рыночной экономике
| Исходный и основополагающий метод
| Вспомогательный метод
| Обеспечивающий и основополагающий метод
| 5. Главная нагрузка в аппарате управления
| Экономические службы
| Руководитель с аппаратом управления и контроля
| Общественные организации и руководитель
|
| Экономический метод
| | Их построение и применение связано с изучением и удовлетворением экономических интересов работников в процессе трудовой деятельности. На нынешнем этапе развития экономики экономические методы являются определяющими для формирования других методов.
Они обязательно включают элементы, отражающие потребность в труде как источнике средств существования работника и его семьи и как способ самореализации, средство наслаждения процессом труда и его результатами. Соотношение между этими элементами у работников различных профессиональных и социальных групп является неодинаковым. Различным оно является и в динамике. По мере развития экономики, роста доходов и потребления потребность в труде как средство наслаждения трудом вытесняет потребность в труде как источник средств существования.
Экономические методы не могут существовать изолированно от других методов. Их эффективность существенно снижается, если при их построении не будут учитываться социально-психологические факторы, если они не будут подкрепляться соответствующими организационными и правовыми методами.
Экономические методы в конкретном виде через оплату труда и социальные выплаты позволяют оценить интересы работников и коллектива подразделения, удовлетворить их таким образом, чтобы обеспечить сочетание интересов работников с интересами банка.
На нынешнем этапе среди экономических методов главный - оплата труда.
|
|
Социально - психологические методы
Социально-психологические методы управления заключаются в использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов, как отдельных работников, так и коллектива в целом.
Их использование предполагает:
1. оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и роль в его формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т. д.
2. разработку мероприятий по развитию социально-психологических отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических тренингов.
3. учебу руководителей по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических методов воздействия со стороны руководителей.
Административные методы
| .
| Они имеют двойное назначение: существуют как самостоятельные методы и как продолжение экономических и социально-психологических методов, как бы подкрепляют их, оформляют организационно.
Административные методы стабилизационного, распорядительного, дисциплинарного и административного воздействия на поведение работника складываются из:
- определения функций работника, распорядка дня, прав, обязанностей, ответственности, содержания взаимоотношений в процессе банковской деятельности между подразделениями банка, отдельными работниками;
- подготовки и издания приказов, распоряжений, которые конкретизируют методы стабилизирующего воздействия, определяют порядок выполнения работ, не предусмотренных документами стабилизирующего (нормативного) характера;
- методов дисциплинарного воздействия, которые предусматривают меры в случае отклонений в системе организации трудовой деятельности.
Они тесно связаны с экономическими и социально-психологическими методами, предусматривает соответствующее поощрение, как за положительные результаты работы, так и ответственность за нечеткое и несвоевременное выполнение функциональных обязанностей.
Особенностью этого метода является не только отражение в соответствующих инструкциях и положениях мер дисциплинарного во действия, но и умение руководителя пользоваться этими мерами. Другими словами, эффективность методов дисциплинарного воздействия зависит как от качества инструкции, так и профессионализма руководителя в их применении: за одинаковые результаты и проступки для различных работников могут применяться различные методы поощрения и наказания.
Правовые методыявляются частью административных методов.
| | Правовые методыстоит рассматривать как комплексные методы, основанные на государственных актах (законы, постановления правительства, субъектов Федерации), регулирующих трудовые отношения и поведение коммерческого банка в экономической системе (взаимоотношения между Центральным банком и коммерческим, между банком и клиентом банка, бюджетом и т.д.).
Какое бы положение работник банка не занимал в его структуре, он обязан следовать инструкциям и положениям, принимаемым на уровне банка (сюда следует отнести и коллективный договор); выполнять условия индивидуальных контрактов, заключаемых между работником и банком.
|
Методы, используемые в планировании персоналом
Нормативный
|
| Балансовый
| · Нормы численности
· Нормы времени
· Нормы обслуживания
| Методы планирования персонала
| · Баланс потребности в кадрах
· Баланс рабочего времени
| Графический
|
| Математико - статистический
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|