Здавалка
Главная | Обратная связь

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РАБОЧЕЙ МОТИВАЦИИ



(профессор Герчиков)

Существует 4 мотивационных типа достижения для работающих сотрудников.

 

1. Инструментальная:

величина заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд: заработанность получаемых денег – минимальная зависимость в заработке от воли и расположения начальства. Отличает развитое социальное достоинство – возможность обеспечить своей семье жизненный стандарт, который считает для себя достойным.

 

2. Профессиональная:

интересует содержание работы, возможность проявить себя и доказать, что может справиться с трудными заданиями, которые не каждому по силам, самостоятельность в работе, особенно в определении способов выполнения работы. Отличает ориентация на профессиональное совершенствование и развитое профессиональное достоинство. Зарплата рассматривается таким работником как индикатор, достаточно ли ценит руководство компании его профессионализм.

 

3. Патриотическая:

интересует – участие в реализации общего, очень важного для организации дела, реальные успехи в его реализации; общественное признание их участия в общих достижениях. Отличает убежденность в своей нужности организации и готовность взвалить на себя дополнительную ответственность за результаты общего дела.

 

4. Хозяйская:

отличает добровольно принятая на себя полная личная ответственность за выполняемую работу и стремление к максимальной самостоятельной работе, неприязнь к контролю. Этот тип среди наемных работников очень редок, он является базовым для предпринимателей, для тех, кто ведет собственное дело.

 

Мотивация избегания

Люмпенизированный работник: с мотивацией избегания. Отличается стремлением минимизировать свои трудовые усилия; низкой ценой рабочей силы (у него низкая квалификация, и он не хочет ее повышать; он всеми силами избегает личной ответственности, и если руководство возлагает на него ответственность за работу, очень быстро она оказывается переложенной на другого, часто на самого руководителя; он сам не проявляет активности и против, когда ее проявляют другие), расчетом «на халяву» и благосклонность руководителя, потому что жить хорошо хочется, а зарабатывать на эту хорошую жизнь - нечем. В силу этих качеств он как работник ценится невысоко, не может обеспечить себя своим трудом и смирился с этим!

 

Краткие выводы

1. Мотивация -процесс стимулирования человека или группы к деятельности, направленной на достижение поставленной цели.

2. теории мотивации основаны на результатах психологических исследований. Элементы психологии были введены в теорию управления в работах Э.Мэйо - основателя поведенческой школы управления.

3. Потребность -это осознанное присутствие чего - либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта.

4. Потребности можно удовлетворять вознаграждениями. Вознаграждения -это то, что человек считает для себя ценным.

Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха, гордости, радости и т.д.)

5. Согласно теории А.Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека.

Потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока, хотя бы частично, не удовлетворены потребности нижнего уровня.

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Задание 1

Какие методы мотивации - воздействия на сотрудника вы счситаете более результативными - убеждение или принуждение? Какова сила примера руководителя - менеджера?

 

Задание 2

На работу в качестве директора пищекомбината был принят Кузеев А.А. в возрасте 34 лет. Стаж работы предыдущего руководителя 13 лет, поэтому новый директор коллективу казался слишком молодым, и персонал относился к нему не серьезно, не возлагал никаких надежд. Предыдущий руководитель оставил после себя убытки, не было выгодных рынков сбыта. Ни каких конкретных просьб к руководителю от подчиненных не поступало, но между собой специалисты поговаривали об увольнении с предприятия в связи с плохими условиями труда.

Новому руководителю было необходимо не только улучшить финансовое состояние предприятия, но и наладить отношения с подчиненными, создать команду, вызвать заинтересованность в работе.

Было решено в первую очередь создать новый отдел по работе с покупателями. Была составлена анкета для потребителей с целью определения их предпочтений. Также необходимо было направить коллектив на достижение более высокого уровня производства. Для этого, не смотря на стремление снизить расходы предприятия, был создан фонд для выплаты премиальных поощрений работникам. Кроме этого в районной газете в конце каждого месяца была публикация о лучших работниках предприятия, их достижениях. Коллективом это было воспринято с энтузиазмом.

Для повышения уровня спроса на продукцию руководителю также пришлось воспользоваться средствами массовой информации, в течение полугода удалось взять в банке кредит с целью покупки нового оборудования. Работникам стало легче работать, улучшились условия труда. С успехом удалось открыть новую линию продукции кондитерских изделий. Кроме того по просьбе работников была создана комната отдыха.

В следствии проделанной работы пищекомбинат повысил выручку от реализации, были налажены отношения с покупателями, открыты новые рынки сбыта.

 

Вопросы:

1. Как вы оцениваете действия нового руководителя? Оправданы стратегические шаги развития производства? Как можно расширить сферу его управленческой деятельности?

2. Какие мотивационные шаги он предпринял для улучшения работы? Какие теории мотивации были затронуты в действиях нового руководителя по улучшению системы поощрения?

Задание 3

Попробуйте определить, какие факторы относятся к внешней, а какие - к внутренней мотивации.

Факторы, влияющие на мотивацию 1.Факторы внутренней мотивации 2.Факторы внешней мотивации
1. Заработная плата
2. Условия работы
3. Дополнительные льготы и выплаты
4. Продвижение по службе
5. Содержание работы
6. Результаты деятельности
7. Понимание цели деятельности
8. Заявленная организацией миссия
9. Стиль управления
10. Существующая в организации корпоративная культура
11. Морально – психологический климат в коллективе
12. Стабильность организации

Задание 4

Существует мнение, что экономический подход при управлении персоналом не состоятелен. Необходимо наличие неэкономических стимулов. Положительное влияние на мотивацию оказывает, например, информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе.

Однако, четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами нет.

Стимулирование деятельности служащих основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную работу.

Вопросы:

1.Согласны ли вы с приведенной точкой зрения? Прокомментируйте свой ответ.

2.Считаете ли вы справедливым утверждение, что четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами нет. Приведите примеры.

3.Почему Ф.Герцберг утверждал, что заработная плата далеко не всегда является важным стимулирующим фактором? Чем он руководствовался в формулировке такого видения?

 

 

Задание 5

Расположите ниже перечисленные виды потребностей человека в соответствии с теорией А. Маслоу

· потребность в питании

· потребность в транспорте

· потребность в защищенности

· потребность в самовыражении

· потребность в деньгах

· потребность в образовании

· потребность в коммуникациях

· потребность признания

· потребность в отдыхе

Задание:

Постройте для этого пирамиду по теории А. Маслоу и впишите в нее потребности. Какие ступени потребностей по теории А.Маслоу они будут занимать?

 

Задание 6

Представим ситуацию: новичок пришел работать в банк. На каком уровне доминирующих потребностей он будет находиться в схеме А.Маслоу? Каковы его потребности?

Представим ситуацию: вы вновь назначенный начальник из числа сотрудников. Каковы ваши доминирующие потребности с точки зрения теории А.Маслоу? Что можно вам порекомендовать, чтобы реализовать данные потребности?

 

СХЕМЫ - КОНСПЕКТ

По теме 7

 

 

«КОЛЛЕКТИВ. КОМАНДА. ДИНАМИКА И РАЗВИТИЕ.»

"Организация - это социальная категория и одновременно средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неофициальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства"







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.