Евразийская (российская) модель развития
Этот «мостик», однако, уже генетически (и исторически) создан в рамках русской культуры. Русский человек - «дитя двух культур»: европейской и азиатской. При этом, как считает, например, Н.А. Бердяев, Россия, соединяя в себе эти два потока (европейский и восточный) мировой культуры, отнюдь не создает «интегральный вариант», а становится сферой «сталкивания и противоборства» западных и восточных культурологических элементов. «Поляризованность русской души» находит выражение в антиномиях (противоречиях) русской культуры (природно-языческое начало и высокая религиозность; культ материального и приверженность к возвышенным идеалам; всеохватная государственность и анархическая вольница; национальное самомнение и мессианский универсализм; и т. д.). По существу, оппозиция «западничество - славянофильство», начиная с эпохи Петра I, явилась источником динамической конфликтности в российской реальности. Оппозиция «демократы» («западники») - «патриоты» («славянофилы») лишь с незначительными конъюнктурными изменениями «вошла» и в XXI в., оказывая существенное воздействие на общественные умонастроения, поляризуя российский социум. Преодоление этой поляризации все более отчетливо связывается с доминирующей ролью православия. Православная церковь по достоинству оценивает мировые усилия по защите «творения Божия» - природы. Вместе с тем, как отмечается в Основах социальной концепции Русской православной церкви, усилия такого рода будут более плодотворными, если они станут носить не сугубо «гуманистический», но христианский характер. Православие не рассматривает окружающую природу как замкнутую структуру. Все элементы бытия взаимосвязаны. С христианской точки зрения природа не есть «вместилище ресурсов», предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но «дом», где человек - не хозяин, а «домоуправитель», а также «Храм», где он - «священник», служащий «единому Творцу». В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма. Бог, дающий «всему жизнь и дыхание» является «источником бытия». Поэтому сама жизнь во всех ее проявлениях - «Божий дар», попрание которого есть вызов, «брошенный не только божественному творению, но и самому Господу». «Духовно деградирующая личность» приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказать преображающее воздействие на мир. Человек может «превратить в рай всю землю» только тогда, когда он будет «носить рай в себе самом». Теоретически православие обладает всеми предпосылками, обеспечивающими экофильное развитие социума. Практически же оказывается, что напряженность усиливается и в рамках национальной социоэкосистемы России. Следовательно, в «чистом виде» ни восточная, ни западная, ни евразийская модели развития не обеспечивают искомую рационализацию глобальной социоэкосистемы «человек - социум - биосфера». Процесс глобализация обусловливает тенденцию к известному «стиранию» граней между различными типами цивилизаций. На основе взаимосвязи (и взаимозависимости) современных социокультурных стереотипов идет процесс формирования сравнительно единой культуры интегрального типа - планетарной (глобальной) культуры. Отметим некоторые из ее возможных особенностей. Во-первых, преодоление как западного антропоцентризма, так и восточного природоцентризма. Преобладает евразийская модель культуры, в рамках которой происходит ассимиляция европейских и восточных стереотипов. Во-вторых, деятельность (в самом широком смысле слова) базируется, с одной стороны, на удовлетворении рациональных потребностей индивидуума, а с другой - на «вписывании» в социум и в естественные экосистемы. Это и обеспечивает поддержание динамического равновесия глобальной социоэкосистемы. В-третьих, правовой механизм управления исходит из доминанты не национальных, а общепланетарных ценностей. При этом реализуется баланс государственных и международных интересов. В-четвертых, конфессиональные противоречия преодолеваются в процессе признания равенства и взаимоуважения всех религий. В-пятых, формирование личности («человека мира»), которая чувствует не только индивидуальную, но и планетарную ответственность за конструктивное прогностическое развитие цивилизации.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|