Здавалка
Главная | Обратная связь

Мировой доход и его роль в геофинансовой системе



Важней­шим геоэкономическим и геофинансовым атрибутом выступает мировой доход. Здесь следует учесть несколько основополагаю­щих факторов его зарождения и функциональной значимости в геофинансовых механизмах.

1. Мировой доход выступает как показатель мирового изме­рения хозяйственной деятельности, как стратегическая мотива­ция включения в мировые воспроизводственные циклы, наконец, как цементирующий каркас функционирования геофинансовой системы в целом. Мировые воспроизводственные циклы, сформирован­ные на базе выхода за национальные рамки воспроизводствен­ных процессов, включают в себя все необходимые для воспроиз­водства элементы мировой воспроизводственной «мозаики»: гео­экономика подготовила геофинансовую систему и все ее элементы в необходимом и завершенном виде, причем следует отметить новейшие тенденции в развитии этого процесса:

а) не только принявшая свою завершенную форму традици­онная специализация тех или иных стран в определенной облас­ти (технологические инновации, инвестиционные ресурсы и кредит, машины и оборудование, полуфабрикаты, сырьевые то­вары и энергоносители, рабочая сила и т. д.) предопределяет экономический и финансовый облик страны, но, самое глав­ное, та специализация, которая вытекает из определенных миро­вых воспроизводственных обязанностей той или иной национальной системы, которыми она наделена мировым экономическим сообществом. Геофинансовая система «строго» наблюдает за над­лежащим исполнением этих обязанностей, ибо воспроизвод­ственные мировые конвейеры должны работать бесперебойно и в высоком производственном ритме, так как формирование ми­рового дохода, извлечение геофинансовой ренты и их перерасп­ределение не останавливаются ни на секунду. Малейшие сбои в этой системе вызывают ответную реакцию, и рычагов у мировой финансовой системы достаточно для приведения того или иного партнера по мировому воспроизводству «в чувство»;

б) все страны мира переоформились в три разновидности: страны-систе-мы, «опрокинутые вовне»; страны-системы, «оп­рокинутые вовнутрь»; страны, не нашедшие себя в процессе интернационализации, оставшиеся за ее бортом и не «вклю­ченные» в мировой воспроизводственный процесс («страны-парии», «страны-изгои» и т. п.);

в) возник особый вид мировых структур — БИВЯ (циклы, «мировые конвейеры») в форме временных гигантских консор­циумов, промышленно-финан-совых союзов, альянсов и т. п.

Все вышеотмеченные формы (а, б, в) соприкасаются друг с другом на экономических границах, т. е. их внешнеэкономичес­кие связи опосредуются межанклавным разделением труда;

г) сохраняется ряд стран, которые строят свои внешнеэко­номические связи исходя из традиционного (международного) разделения труда.

Мировой доход реализуется на экономических границах — стыках межанклавного разделения труда между различными ми­ровыми воспроизводственными формами (а, б, в, г), тем самым товарное воспроизводство не исчезает, оно перебазируется с международного разделения труда на межфирменное. Далее идет механизм перераспределения мирового дохода среди участников мирового воспроизводственного цикла. Его участники между со­бой связаны трансфертными, условно-расчетными ценами. Зат­раты каждого участника таких цепей не только возмещаются, но и дают возможность извлекать дополнительную прибыль за счет перераспределения мирового дохода (если он есть) либо нести дополнительные убытки в связи с его недостаточным объемом для покрытия общих издержек.

Геофинансовая составляющая в этом процессе выступает в двойной роли. Идет мобилизация финансовых ресурсов с тем, чтобы, с одной стороны, опосредовать все звенья мирового воспроизводственного цикла, а с другой — учитывая огромную виртуальную составляющую геофинансов — приносить своеоб­разную ренту.

2. Мировой доход, оседая в международных финансовых организациях, в дальнейшем включается в мировой геофинансо­вый оборот. Основу геофинансового оборота составляет мировая собственность. Это новейший геофинансовый феномен, возник­ший на почве мирового накопительства мировыми экономичес­кими агентами. Для мировой собственности характерно то, что она востребовала совершенно новые методы своей оценки. С од­ной стороны, здесь потребовались огромные средства для ее при­обретения, и это сопровождается гигантскими взрывами на спе­кулятивном секторе фондового рынка, а с другой стороны, воз­никло желание закрепить эту собственность в более надежных денежных формах, для чего необходимы новейшие методы и способы финансовой оценки мировой собственности. В этом слу­чае новейшие формы денежного эквивалента, в частности тезаврационного, играют главенствующую роль. Примером могут слу­жить скупаемые старинные и первоклассно отреставрированные замки, начиненные антикварными образцами высочайшей цен­ности и подлинными шедеврами изобразительного, декоратив­ного, монументального и т. д. искусства. Более того, скупаются целые «природные ландшафты», парковые зоны и т. д., которые составляют вечную и непреходящую ценность.

3. Геофинансовая оценка мировой собственности породила макроакции и макрооблигации. В мировой оборот втягиваются новейшие статьи — высшие товарные формы и услуги, опосредо­ванные геофинансами. Здесь следует особо сказать о пересмотре взглядов на природные ресурсы, их новую роль в геоэкономи­ческом, геофинансовом измерении. На фоне геофинансовой спекулятивной ренты неизмеримо возрастает ценность невос­производимых или трудновоспроизводимых сырьевых, энерге­тических и других ресурсов. Мы на пороге пересмотра статуса всех сырьевых статей и особенно тех, которые в XXI в. будут востребованы для реализации высокотехнологичных, техноген­ных проектов (редкоземельные металлы, лантаниды и т. д.). Здесь геофинансы четко предписывают собственные критерии для оценки воспроизводственных ресурсов. Страны, поставляю­щие сырьевые ресурсы для мировых воспроизводственных цик­лов, являясь и де-юре и де-факто признанными мировым сооб­ществом в качестве участников этих циклов, имеют возмож­ность не только заявлять масштаб цен на свои товары, но и получать дополнительную долю мирового дохода (как участник мирового цикла), тем самым поддерживать на высоком уровне социально-экономическое и экологическое равновесие в своих национальных ареалах. Другие же страны с сырьевой и энерге­тической специализацией, но не признанные мировым сооб­ществом в качестве участников ИВЯ (и в силу этого не стремя­щиеся к транснационализации своей экономики), поставляют по мировым котировкам свои ресурсы для подпитки ИВЯ, ос­таваясь на задворках мировых воспроизводственных циклов. Та­ким образом, условием формирования современных геофинан­сов выступает наличие мирового «хозяйственного двора».

Геофинансовая значимость ресурсов рождает в условиях их ограниченности и труднодоступности такую новейшую финан­совую категорию, как энергетический залог.

4. Мировой доход исполняет важнейшую геофинансовую роль: он служит источником аккумулирования средств для миро­вого кредита одновременно с согласованием целевой его направлен­ности в форме пакета масштабных первоклассных проектов. Та­кое увязывание преследует двуединую цель. С одной стороны — воспроизводство и расширение техногенной мировой инфра­структуры как необходимое условие для развития геофинансов (выступающих продуктом постиндустриализма), а с другой — вымывание части проектов в разряд виртуальных с целью улав­ливания значительной финансовой ренты через манипулирова­ние в виртуальной финансовой сфере.

Геофинансовая модель современного мира подвигнула к трансформации всю мировую кредитную политику: для нацио­нальных экономик наднациональные финансовые системы пред­ставляют собой существенную угрозу и опасность. Заемные сред­ства, включающие в себя виртуальную составляющую, объем которой, естественно, «не оговаривается», а способ ее выделе­ния как финансовой структурной составляющей пока не най­ден, могут привести к долговременному изматыванию нацио­нальных структур. Накапливая в национальных бюджетах вирту­альные финансовые элементы и используя их «для внутреннего потребления» (что не может не создавать социально-экономи­ческой напряженности), кроме того, постоянно накручивая долговые обязательства с виртуальной компонентой, нацио­нальная экономика стоит перед дилеммой: либо погашать дол­говые обязательства своими золотовалютными резервами, либо рассчитываться за предоставленные кредиты «виртуально». На последнее мировые финансовые институты реагируют весьма болезненно. И здесь всплывает проблема первого ранга: пере­смотр всей системы мировых обязательств с очищением их от виртуальной составляющей.

5. Постепенно становится ясным, что борьба за мировой до­ход ложится в основу формирования внешней политики госу­дарств. Отсюда понятна природа многополярности мира — он многополярен геоэкономически. На мировом геоэкономичес­ком атласе мира проясняются истоки формирования центров силы, содержащие в себе геоэкономическую и геофинансовую окраску. Здесь политика берет на себя функцию мобилизации огромного спектра ресурсов, стягиваемых в единый узел в тех или иных точках мирового пространства, и распространяет свою власть на национальные анклавы и структуры, выпавшие из мировой геоэкономической игры. В этих же центрах силы идет паритетное разделение властных полномочий, вызревают новейшие противоречия, как преддверие геоэкономических войн. В целях гармонизации здесь же постепенно вызревают но­вейшие геоэкономические ситуации, обеспечивающие бросок в новые точки геоэкономического атласа мира, где вновь за­рождаются очаги формирования мирового дохода, проходящие свой цикл развития, и т. д. Разворачивается панорама геоэконо­мических войн за зоны формирования мирового дохода, когда военная компонента умышленно и целенаправленно «срезает» живые жизнеспособные мировые воспроизводственные инфра­структуры (Ирак, Кувейт, Балканы и т. п.) в целях «расчистки пространства» для зарождения новейших инфраструктур на уль­трасовременной техногенной основе, выступающих в качестве нового очага для получения мирового дохода. Иначе говоря, мир, его геоэкономическая и геофинансовая оболочка пред­ставляет собой мерцающую сферу (систему), на которой вспы­хивают то в одном, то в другом месте очаги локальных военных конфликтов как «необходимая» составляющая в преддверии за­рождения геоэкономических полюсов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.