Здавалка
Главная | Обратная связь

Экспресс-диагностика



уровня воспитанности дошкольника [17, - С.156-159]

 

Методика №4 в составе диагностики социального развития детей (автор-составитель Э.К.Суслова).

В последние годы исследователи, разрабатывающие проблемы диагностики, в частности А.К.Маркова в книге А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлевой «Диагностика и коррекция умствен­ного развития в школьной и дошкольном возрасте» (Петроза­водск, 1982) большое внимание уделяет изучению таких показате­лей развития личности, как воспитанность, воспитуемость, самовоспитуемость. Известны трактовки этих понятий:

· воспитанность - определенный уровень личностного развития, несомненно связанного с умственным, ребенка в данное время;

· воспитуемость - откликаемость ребенка на воспитательные воз­действия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности;

· самовоспитуемость - способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Названный автор (А.К.Маркова) следующим образом определяет полярные уровни воспитанности и воспитуемости.

1. Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравствен­ных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому челове­ку, к себе). Синтез нравственных представлений как целостное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с лич­ными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным аспектом поведения, единство слова и дела. Раз­вернутые познавательные и социальные мотивы в учении, инте­рес к различным способам работы. «Сильное» целеполагание -удержание целей в ситуации затруднений, ошибок, помех, дове­дение работы до конца. Преобладание положительных конст­руктивных эмоций.

Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные пред­ставления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоен­ные нравственные знания не всегда становятся основой личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование между нравст­венными знаниями, убеждениями, поступками человека. Моти­вы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на ре­зультаты работы при отсутствии интересов к способам ее вы­полнения. Цели негибкие и нереалистичные, ситуативные и не­перспективные, не выдерживающие препятствий. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

2. Воспитуемость (высокий уровень): живая реакция на помощь другого человека, следование его советам. Легкость использова­ния и преобразования усвоенных способов своего поведения. Ориентировка в новых социальных условиях.

Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых условиях

Трудновоспитуемость - психологические барьеры, конфлик­ты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со сто­роны другого человека.

На основе информации, накопленной педагогами, можно про­вести экспресс-диагностику воспитанности и воспитуемости ре­бенка. Ниже представлены графические шкалы для диагностики этих качеств. В них между полярными суждениями проводятся длинные горизонтальные линии, на которых оценивающий делает пометку (точкой или крестиком) тем ближе к нравственному при­знаку, чем ярче признак выражен. Карта удобна для быстрого за­полнения воспитателем, учителем, для столь же быстрого «считы­вания» другим педагогом при массовой экспресс-диагностике, на­пример, при переходе детей из подготовительной группы в I класс школы или из начальной школы в среднюю.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.