(Позитивное развитие «1»)
| (Негативное развитие «0»)
|
1. Нравственные знания
|
Широкий запас знаний (об отношении к труду, обществу, другому человеку, к самому себе)
| Узкий запас знаний о нормах человеческих отношений
|
Понимает, умеет рассуждать на нравственные темы
| Знания повторяет, подражая другим
|
Знания гибко применяет при анализе жизненных ситуаций
| Знания мало использует в жизни
|
2. Нравственные убеждения
|
Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентацией, мотивов
| Реальные личные убеждения не связаны со знанием того, что говорится на словах
|
Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решения
| Решения принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов
|
Отстаивает свои позиции и убеждения
| Конформен, легко меняет свои убеждения
|
Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свою точку зрения, несет ответственность за свое решение
| Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности
|
Умеет ставить самые реалистичные цели, достигать их в ситуациях с препятствием
| В случае затруднений цели разрушаются
|
Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы и цели, выстроить новые ценностные подходы
| В кризисных ситуациях мало способен к обострению новых смыслов, подвержен «сбоям» и срывам
|
Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера
| Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив
|
3. Нравственное поведение
|
Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям
| Имеется расхождение между тем, что говорит, и тем, что делает
|
Поведение соответствует личным убеждениям
| Есть разлад во внутреннем мире, поведение ситуативно и не подчинено внутреннему стержню
|
4. Возможности дальнейшего личностного развития
(воспитуемость)
|
В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку
| В новых социальных ситуациях пассивен
|
Готов принять помощь другого человека в собственных целях
| Закрыт к участию другого человека в этом плане
|
Ставит самостоятельно задачу самовоспитания
| Самостоятельно задачу своего развития не ставит, тяготеет к советам извне
|
Проявляет инициативу в социальных ситуациях
| Инициативу не проявляет
|
Стремится осознать способы своего личностного развития (рефлексия), проектирует развитие своей личности
| Живет текущим днем, не задумывается о собственных перспективах развития
|
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Простое суммирование баллов по всем позициям («единиц» и «нулей») может выявить следующие результаты:
б) по уровню воспитанности (блок 4): всего 5 позиций – от 0 до 2 баллов – низкий уровень, от 3 до 5 баллов – высокий уровень.
2. Все позиции в приведённой экспересс-диагностике не могут быть объективно оценены, если не имеет место длительное наблюдение за детьми, а также не учитывается мнение родителей (например, через беседу). Данная рекомендация может быть отнесена в первую очередь студентам-практикантам педагогического вуза, которые не имеют возможности знать продолжительное время детей, но им необходимо проводить исследовательскую работу оперативно и корректно.
3. На основании полученных данных воспитатель или психолог (равно как и студент-практикант) могут разработать конкретные рекомендации по каждому ребёнку и довести их до сведения родителей (родственников). Однако в данном случае необходимо помнить, что доминирующий путь развития личности ребёнка может быть спрогнозирован только в самых общих чертах. В реальности же, в дополнение к данной методике необходимо в большинстве случаев проведение дополнительных исследований: на предмет общей готовности ребёнка к обучению в школе, так как факторы воспитания и воспитуемости – лишь отдельные её (иногда основополагающие в формировании личности ребёнка, а иногда - нет).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.