Здавалка
Главная | Обратная связь

Система ценностей, формирующих базу гражданского согласия и демократической политической культуры в белорусском обществе



Система ценностей, определяющих базу гражданского согласия, формируется в гражданском обществе, а затем находит свое закрепление в политических решениях и правовых нормах. Гражданское общество представляет систему относительно самостоятельных и независимых от государства общественных интересов, институтов и отношений. Элементами гражданского общества являются: семья, церковь, частная жизнь людей, благотворительные фонды, общественные объединения, негосударственные средства массовой информации, частная экономика, местное самоуправление. В рамках гражданского общества люди самостоятельно решают свои проблемы, нередко объединяя усилия для достижения групповых интересов. Несмотря на то, что гражданское общество — это сфера реализации частныхинтересов, в нем формируются ценности, которые способствуют достижению общественного согласия. При всей автономии от государства гражданское общество находится в тесном, хотя и противоречивом взаимодействии с государственными институтами, прежде всего через право. Поэтому ценности, которые консолидируют гражданское общество, закрепляются в правовых нормах.

Основные гражданские ценности указаны в преамбуле Конституции Республики Беларусь. К ним относятся:

• ответственность за настоящее и будущее Беларуси;

• приверженность общечеловеческим ценностям;

• признание неотъемлемости прав и свобод человека;

• гражданское согласие;

• самоопределение народа;

• уважение многовековой истории белорусской государственности;

• незыблемость народовластия и правового государства.

Исходя из сущности гражданского общества, ценности, которые формируются в нем, будут в своей основе либерально-демократическими. Это, прежде всего, принцип индивидуальной свободы. Гражданское общество заставляет уважать интересы личности, ее права и свободы. Права и свободы человека являются основополагающей ценностью гражданского общества и основой его согласия. Не случайно развитие представлений о гражданском обществе шло одновременно с развитием идей о государстве, в котором реализовано верховенство права, хотя исторически становление институтов гражданского общества предшествует становлению и юридическому оформлению правового государства. Существование правового государства невозможно без гражданского общества. Сама правовая государственность становится ценностью гражданского общества. Гражданскому обществу необходима правовая государственность, а правовое государство возможно только при наличии гражданского общества.

Институты гражданского общества выступают посредниками между индивидом и государством. Эти институты ограничивают произвол государства, заставляют органы государственной власти действовать в рамках закона. С другой стороны, гражданское общество нуждается в эффективном государстве, которое может принимать необходимые для развития гражданского общества законы, защищать права и свободы человека, обеспечивать рациональное управление всей социальной системой.

В любом обществе существует многообразие социальных интересов. Вопрос заключается в том, как реализуются эти интересы: происходит ли реализация одних социальных интересов за счет насильственного подавления интересов других социальных групп, или же социальные интересы реализуются в процессе конкуренции, соперничества. В первом случае конфликт интересов является конфликтом с «нулевой суммой», когда победитель получает все. Такой конфликт носит антагонистический характер. При конфликтах, которые развиваются как соперничество, открываются широкие возможности для достижения баланса интересов. В гражданском обществе все многообразие индивидуальных и корпоративных интересов функционирует и разрешается в процессе соперничества. Важнейшей ценностью, консолидирующей гражданское общество, является признание неизбежного многообразия социальных интересов и их функционирования в модели соперничества и сотрудничества различных групп интересов.

В том случае, когда гражданскому обществу не удается разрешить возникающие конфликты и добиться баланса интересов, требуются гарантии обеспечения этого баланса на общегосударственном уровне. Консолидирующей ценностью становится не только реально существующее многообразие индивидуальных и групповых интересов, но и политический плюрализм.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) означает признание в общественно-политической жизни множества различных политических, общественно-политических групп и объединений граждан, которые находятся в постоянной конкурентной борьбе за власть или за оказание влияния на распределение власти в государстве. Фундаментальные ценности политической демократии (народовластие, выборность основных должностных лиц, равное право на участие в управлении государством) в гражданском обществе обязательно включают в себя принципы политического плюрализма. К ним относятся: многопартийность, конкурентная борьба за власть, отсутствие монополии на власть у какой-либо политической силы, принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, гарантии прав меньшинства, свобода слова, независимые СМИ.

Духовно-идеологический процесс в Республике Беларусь отличается на современном этапе сложностью и противоречивостью. Это обусловлено переходным состоянием белорусского общества от постсоветского общества к демократии, которое характеризуется глубокими системными преобразованиями отношений собственности, политических отношений и социокультурных ценностей. Следствием таких трансформаций стала потеря для части общества оснований идентичности: политической, идеологической, государственной, национально-патриотической. Старые институты политической социализации были разрушены в период перестройки и распада СССР, а новые формируются только в настоящее время. Выросло поколение молодых людей, которое политически социализировалось в принципиально новых условиях, когда государство не занималось систематически и целенаправленно политическим воспитанием. Поэтому в их индивидуальном и групповом сознании можно найти самые разные ценностные ориентации — от советских, коммунистических до либерально-демократических, националистических и космополитических. Проявляется поколенческий разрыв в ценностных ориентациях, как в сфере политики, так и в сфере экономических предпочтений. Индивиды и социальные группы, которые сумели вписаться в новую систему отношений рыночной экономики и чувствуют себя в ней конкурентоспособными, придерживаются либерально-демократических ценностей. Группы, нуждающиеся в дополнительных гарантиях социальной защиты (прежде всего, старшее поколение, неконкурентная рабочая сила), которые больше всего проиграли от разрушения советской системы и приватизации, отличаются большей приверженностью к старым советским ценностям.

Важной политической ценностью, которая становится все более значимой для различных индивидов и социальных групп, является белорусская государственность, осознание необходимости сохранения суверенного государства — Республики Беларусь.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.