Здавалка
Главная | Обратная связь

Современные модели экономического развития



Экономика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с производством, распределением и потреблением материальных благ. Основной функцией экономики является удовлетворение материальных потребностей, как отдельных членов общества, так и общества в целом. Именно экономика обеспечивает жизнеспособность общества, создает материальные условия для развития человека и социума в целом.

На состояние экономических процессов оказывает влияние деятельность государства. Его экономическая политика обусловлена не только теми процессами, которые происходят в экономической сфере, но и идеологическими ориентациями правящих элит. Программы «левых» партий ориентированы на идеи равенства, социальной справедливости, на сильную роль государства в перераспределении доходов. Программы «правых» нацелены на рост продуктивности, повышение производительности экономики путем расширения индивидуальной свободы человека, которая стимулирует производительный труд, и это, с точки зрения правых, является более важным, чем социальная справедливость. Политическое преобладание «левых» приводит к возрастанию в деятельности государства расходов на социальные цели, а доминирование «правых» партий всегда приводит к их снижению.

Но при этом надо отметить, что и на политику «левых», и на политику «правых» влияют социальные и экономические условия, которые существуют в стране, так как никакая политика не может вырабатываться в вакууме. Выбор тех, кто формулирует политические цели и принимает политические решения, опирается на возможности общества и его материальные ресурсы. Сложность проблемы состоит в адекватной оценке потребностей экономического развития и тех тенденций, которые в данное время преобладают.

В современном обществе отчетливо выделяются три тенденции в развитии отношений государства и экономики:

1) усиление государственного регулирования экономической системы общества, возрастание роли макроэкономической политики государства;

2) формирование государственного сектора в экономике; современное государство все больше напоминает совокупного коллективного производителя, создающего те блага, которые потребляются обществом совместно;

3) расширение объема общесоциальных функций государства, возрастание роли социальных программ.

С точки зрения экономической теории понятие «государственная экономическая политика» шире понятия «государственное регулирование экономики», так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Экономическая политика государства — это стратегия, которая определяет принципы поведения государства в экономике. Многие ученые рассматривают экономическую политику как совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы и считают, что главным инструментом реализации экономической политики является государство в лице своих организаций и институтов. Государственное регулирование — конкретные меры по регулированию экономических процессов в соответствии с главными целями экономической политики.

Современный этап развития общества подтверждает, что характер экономической политики зависит от господствующей в обществе политической системы. Но при этом очень многие ученые подчеркивают, что никакие политические приоритеты и предпочтения не могут отменить действие экономических законов.

Экономические теории о роли государства можно разделить на классические и кейнсианские. Классические теории признают, что рыночная экономика — это система, способная к автоматическому саморегулированию, которое обеспечивается механизмом конкуренции. Дж. М. Кейнс сформулировал свою теорию в 30-е гг. XX в. Он обосновал необходимость государственного регулирования экономических процессов. Его теория послужила основой выхода США и ряда других стран из «великой депрессии» конца 20-х — начала 30-х гг. В рамках классического и кейнсианского подходов формировались различные варианты экономической политики государств. Но все они включают в себя систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями; для всех характерно использование в той или иной степени экономических и административных методов управления.

Административно-распорядительные методы реализуются в форме разрешения, запрета или предупреждения государственных органов. Данные методы носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.

Экономические методы воздействуют на интересы субъектов хозяйствования через экономические интересы: экономическое поощрение, экономическую ответственность. Экономические методы реализуются через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты), через налоги и т. д. К экономическим методам относятся: государственное экономическое прогнозирование и программирование; бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, валютное, ценовое регулирование.

Прямые методы воздействуют непосредственно на объект регулирования через приказ, распоряжение, прямое финансирование и т. д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Все методы тесно связаны друг с другом. Актуальным является поиск оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирующего рыночного механизма.

К основным экономическим системам современного общества относятся: плановая (командно-административная) экономика, рыночная экономика и смешанная экономика. Большинство стран современного мира имеют смешанные типы экономических систем. Смешанные экономические системы, в свою очередь, различаются соотношением государственного (общественного) и частного секторов экономики, степенью государственного вмешательства в экономические процессы. Во многих современных развитых государствах сформировались такие смешанные экономические системы, как социально ориентированные экономики.

Социально ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии. Модель социально ориентированной рыночной экономики позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения. В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. Примером социально ориентированной модели рыночной экономики может служить экономика таких стран, как Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия.

На современном этапе наблюдается тенденция к некоторой унификации механизмов государственного регулирования экономики. Однако универсальную модель экономики создать нельзя, ибо каждая страна имеет специфические условия развития, особенности хозяйственной жизни, природных условий, свою структуру экономики, национальные традиции, менталитет народа.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.