Здавалка
Главная | Обратная связь

Деятельности государства



Молодежь — специфическая социально-демографическая общественная группа в возрасте от 16 до 31 года, которая имеет общие социально-психологические особенности, обусловленные характером социальных отношений на данном этапе развития общества. Как социально-демографическая группа молодежь является внутренне дифференцированной. Внутри нее есть группы с характерными для них возрастными, социально-психологическими особенностями, ценностями и интересами. Студенческая и рабочая молодежь, сельская и городская, семейная и несемейная — все эти группы внутри молодежи имеют не только общие, но и специфические потребности и интересы.

На современном этапе развития белорусского общества, существующие в молодежной среде проблемы являются следствием тех процессов, которые происходят в обществе. В настоящее время наша страна не располагает достаточными материальными и финансовыми ресурсами, чтобы одновременно решить все экономические и социальные проблемы. Государство стремится существенно улучшить положение в здравоохранении, образовании и культуре — в тех сферах, где решается вопрос духовного, нравственного и физического формирования молодого поколения. В сложном положении оказалась молодая семья, которая испытывает не только материальные, социально-бытовые, но и социокультурные, психофизические трудности. Все еще имеет место социальное сиротство.

Сегодня возрастает необходимость усиления государственного влияния на процессы формирования молодого поколения. Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности.

Многие страны еще с начала 60-х гг. XX в. начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения. Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно включаться в жизнь молодых людей. Молодежная политика становится важнейшей частью единой политики многих государств.

Молодежная политика стала предметом дискуссий и обсуждений в международных организациях. Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач Организации Объединенных Наций, Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами». Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «Круглый стол» по теме «Молодежь. Образование. Труд». К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В Республике Беларусь проблема формирования молодежной политики стала особенно актуальной в начале 90-х гг. XX в. В это время в стране начали происходить глубокие изменения, вследствие чего возникла необходимость выработки новых приоритетов, определения основных направлений, целей и задач молодежной политики, которая соответствовала бы новым социально-экономическим и политическим условиям.

Концептуальные положения государственной молодежной политики определены в Конституции Республики Беларусь: государство как основной субъект молодежной политики ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы.

Были приняты такие документы, как Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики» (1992 г.)» ряд указов Президента, касающихся молодежной политики, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, других ведомств.

В этих документах сформулированы основные цели и задачи молодежной политики:

• выявление потребностей и интересов молодежи;

• создание благоприятных условий для реализации потребностей и интересов молодежи;

• регулирование отношений между молодежью и иными социальными группами общества;

• регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-демографической группы общества;

• создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров; содействие молодежной занятости;

• поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;

• формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества;

• формирование новой концепции воспитания молодежи.

В Законе «Об общих началах государственной молодежной политики» установлены основные принципы осуществления государственной молодежной политики, определены отношения государства и молодежи, механизмы реализации молодежной политики, субъекты молодежной политики. В Законе сформулировано определение государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика — это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года.

В Законе изложены основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:

• сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан;

• научная обоснованность, последовательность и комплексность молодежной политики;

• учет интересов и потребностей молодых граждан;

• гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан;

• гласность и открытость молодежной политики;

• участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

В Законе закреплены государственные гарантии реализации молодежной политики. Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодых людей, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси.

Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие:

1. Улучшение жилищных условий молодежи. Совершенствование законодательно-нормативной базы; развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (предоставление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования); поддержка инициатив молодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.

2. Профориентация и трудоустройство молодежи, решение проблем молодежной занятости. Мировая статистика свидетельствует, что доля молодежи в структуре безработного населения высока во всех странах. В нашей стране проблемы с трудоустройством испытывают выпускники средних специальных и высших учебных заведений.

Большую роль в реализации права молодежи на труд призван сыграть новый Трудовой кодекс Республики Беларусь, который вступил в действие с 1 января 2000 г. В нем урегулированы многие проблемы трудовой деятельности молодежи: льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы.

Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты принято совместное постановление «Порядок установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» (1999 г.), которое направлено на урегулирование проблемы трудоустройства выпускников государственных учебных заведений.

3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых, психологических проблем.

4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи.

5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи.

6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), вовлечение ее в сельскохозяйственное производство и закрепление молодых специалистов в селе. Создание надлежащих условий труда и быта рабочей и сельской молодежи. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.

7. Усиление международного молодежного сотрудничества. Развитие и укрепление контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран.

8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. Развитие творческого потенциала и поддержка талантливой молодежи.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. Создание условий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив.

В нашей стране действует много общественных и государственных программ по работе с молодежью. Многие из них инициированы Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, например программа «Дети Беларуси», в структуре которой выделены программы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды» и т. д. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи.

11. Содействие медицинскому обслуживанию молодых женщин, поддержка материнства.

12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений.

13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики. Обеспечение доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие и поддержка молодежных средств массовой информации.

Государственная молодежная политика реализуется рядом государственных и негосударственных организаций (институтов), которые взаимодействуют между собой. Каждый из этих институтов осуществляет определенную деятельность в пределах своих полномочий и компетенции.

Важнейшими субъектами государственной молодежной политики являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь каждые три года принимает специальную программу «Молодежь Беларуси». Большую роль в реализации молодежной политики играют Министерство образования Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство культуры, Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь.

Значительную работу проводят также негосударственные организации и институты, общественные объединения молодежи.

В настоящее время мировое сообщество вступило в новый этап развития молодежной политики. В новом тысячелетии предполагается развернуть единые международные информационно-научные комплексы, широкую сеть социальных служб, работающих по общим международным программам, но обязательно учитывающих региональные аспекты. К 2010 г. в реализацию молодежных программ планируется вовлечь многочисленные категории молодежи, проживающей в разных странах — членах ООН.


Важнейшим направлением государственной молодежной политики стала поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей. Государственная политика в этой области опирается на положения Конституции Республики Беларусь, где установлено, что семья, материнство и отцовство, а также интересы детей находятся под защитой государства. В этой области приняты и действуют такие важные документы, как Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь» от 21 января 1998 г.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг. подчеркивается, что молодежная политика государства будет направлена в первую очередь на решение насущных проблем молодежи, в том числе на улучшение жилищных условий. В конце 90-х гг. примерно 25 % от числа всех нуждающихся в жилье составляла молодежь, более 40 % молодежи проживало совместно с родителями, каждый пятый молодой человек проживал в общежитии. В целях решения жилищной проблемы намечается расширение строительства жилья за счет средств государственного бюджета. Предусматривается также адресная поддержка молодежи.

Эти вопросы получили отражение в Указе Президента Республики Беларусь № 358 от 10.09.1996 г. «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» и Указе №428 от 18.10.1996 г. «О внесении изменений в Указ №358 ...». В этих документах предусматривается реализация важнейших задач: повышение качества жилья, обеспечение его своевременной модернизации, рациональное использование, развитие новых технологий в строительстве жилья и улучшение архитектурно-планировочных решений при застройке жилых кварталов в городах и населенных пунктах.

Стратегия государственной жилищной политики состоит в том, чтобы использовать различные источники финансирования этой сферы: бюджетные и внебюджетные средства, средства предприятий и граждан, создать специальную систему формирования «стройсбережений», развить систему кредитования и субсидирования строительства жилья, систему специальных займов и т. д. Особое внимание должно уделяться строительству жилья на селе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.