Здавалка
Главная | Обратная связь

Религиозный аспект идеологии белорусского государства. Законодательство Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях



На фоне глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране в последнее десятилетие, проблематика государственной политики в сфере свободы совести приобретает особую актуальность. От ее эффективности во многом зависит состояние межнациональных отношений, психологический климат и общественно-политическая ситуация в целом. Произошедшие в 90-х гг. XX в. политические, социально-экономические, социокультурные преобразования качественно изменили характер государственно-конфессиональных отношений. Республика Беларусь является светским государством, поэтому не может быть провозглашения (установления) религий в качестве обязательных для граждан. Статья 1 16 Конституции Республики Беларусь закрепляет равенство всех религий и вероисповеданий перед законом, причем подчеркивает, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Государство уважает мировоззренческий выбор своих граждан и не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных организаций, протекающую в рамках закона.

В статье 31 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом». Однако государство не может оставаться нейтральным, когда под воздействием малоизвестных и зачастую опасных культов нарушаются права граждан, разрушается личность, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, подрывается безопасность государства, распадаются семьи, расшатываются традиционные культурные и духовные устои общества.

Современная конфессиональная структура Беларуси является продуктом длительного исторического развития. В новой религиозной ситуации произошло значительное увеличение числа конфессий, деноминаций, религиозных направлений, наблюдается быстрый рост числа их последователей. За последние 17 лет число религиозных организаций увеличилось почти в четыре раза. По состоянию на 1 января 2005 г. в Республике Беларусь насчитывалось 2829 религиозных общин, в их числе православных — 1315, католических — 433, старообрядческих — 33, Христиан веры Евангельской — 482, Евангельских христиан-баптистов — 257, Совет церквей ЕХБ — 28 (без регистрации), Греко-католических —13, Новоапостольских — 20, иудейских — 27, исламских — 24, Свидетелей Иеговы — 26, бахаи — 5, мормонов — 3, кришнаитов — 5 и др. Общины представляют 25 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Число религиозных общин продолжает увеличиваться.

На территории Беларуси имеются 1092 православные церкви, 410 костелов и пр. Всего насчитывается 1918 культовых помещений. В настоящее время строится 237 новых культовых зданий, в том числе православных — 162, католических — 41, протестантских — 32; многие культовые здания ремонтируются и находятся на реставрации.

В республике со своими уставами действуют 142 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение. Действуют православная духовная семинария и 2 католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 25 православных и 8 католических монастырей, 21 протестантская миссионерская организация, 43 религиозных центра и управления (республиканских и областных). Среди них 10 православных и 4 католических епархии.

В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2666 служителей культа, в том числе 1264 православных священника и 350 католических ксендзов (196 из них являются иностранными гражданами). В 2004 г. протестантскими объединениями; было приглашено в Республику Беларусь 877 иностранных граждан, в том числе 196 человек для религиозной деятельности.

Одной из основных характеристик религиозной ситуации является уровень религиозности населения. Данные социологических исследований говорят о том, что в нашей стране верующими себя считают около 50 % опрошенных. Это означает, что половина населения Беларуси в той или иной степени испытывает религиозные потребности и вправе рассчитывать, что их удовлетворение будет предметом не только непосредственной заботы религиозных организаций, но и влияния, и уважения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Другим показателем отношения населения к религии является конфессиональная самоидентификация, которая может не совпадать с идентификацией по признаку веры—неверия. В сознании части опрошенных она выступает своеобразным заместителем этнокультурной идентификации.

В целом по конфессиональной принадлежности опрошенные распределились следующим образом: 80 % отнесли себя к православным; более 10 % — к католикам; почти 2 % — к разным направлениям протестантизма; 0,2 % отнесли себя к мусульманам; 0,2 % — к иудеям; еще около 1 % исповедуют другие религии. Однако точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.


Доля православных корреспондирует с долей представителей славянских этносов в составе населения республики, а доля мусульман — с представительством тюркских и кавказских этнических групп.

Законодательство Республики Беларусь о свободе совести имеет трехуровневую структуру. К первому уровню относятся международные правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы религиозной свободы и носящие в целом правоустанавливающий характер. Ко второму уровню относятся конституционные нормы и законы Республики Беларусь (в том числе и содержащие упоминание о свободе совести, освещающие какую-либо сторону индивидуальной или коллективной формы деятельности граждан и религиозных организаций). Третий уровень представлен указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, правовыми актами органов исполнительной власти межотраслевой и отраслевой компетенции, правовыми актами органов исполнительной власти Республики Беларусь.

В 1992 г. в Республике Беларусь был принят Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», сыгравший свою роль в правовом обеспечении новых отношений между государством и религиозными организациями. В 2002 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», который легализует религиозный плюрализм и одновременно упорядочивает деятельность религиозных организаций от регистрации до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения законодательства. На белорусском государстве лежит обязанность обеспечить правовой статус личности по отношению к религии, т. е. обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободное отправление религиозного культа. Отношение государственных органов к человеку не должно быть дифференцированным в зависимости от того, является ли он атеистом или верующим, принадлежит ли он к православным, католикам, мусульманам и т. д.

Итак, государство обязано обеспечить это юридическое равенство религий и религиозных организаций перед законом. Конфессиональная политика нашего государства направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях.

В преамбуле Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» признается роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных и культурных традиций белорусского народа. В преамбуле признается духовная и культурная роль Католической церкви на территории Беларуси. Закон закрепляет неотделимость от истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; Это не ранжирование религий, а учет степени их; распространенности, а также степени и характера их влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа. Содержание Закона свидетельствует о том, что названные религии не имеют юридических преимуществ ни друг перед другом, ни перед иными религиями (верованиями).

Один из ключевых вопросов Закона — взаимоотношения государства и религиозных организаций. Закон устанавливает, что на основании принципа отделения религиозных организаций от государства последнее не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.

Государство не возлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии. В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность религиозных организаций, противоречащая законодательству.

Конечно, отношения государства и религиозных организаций нельзя представить как сосуществование абсолютно не пересекающихся сфер. Главный смысл этой политики заключается не только в пресечении любых попыток дискриминации по религиозным мотивам, но и в отстаивании свободного самоопределения человека в мировоззрении и духовных интересах.

Политика современного белорусского государства направлена на обеспечение конституционного права граждан Беларуси на свободу совести. В Республике Беларусь созданы условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, функционирования религиозных организаций. По всем основным вопросам жизнедеятельности религиозных организаций приняты соответствующие законы, заложившие партнерскую форму взаимоотношений государства и религиозных организаций.

В целом в Республике Беларусь созданы конституционно-правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.