Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы осуществления муниципально-территориальных преобразований



quest4Можно выделить следующие общие принципы наделения муниципальных образований статусом, установления и изменения их границ, осуществления муниципально-территориальных преобразований:

1. Принцип учета административно-территориальных границ:

o территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения (п.12 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o несколько населенных пунктов могут составлять территорию городского или сельского поселения только при условии, если они объединены общей территорией (п.5 и 6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o территория поселения должна полностью входить в состав муниципального района (п.16 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o муниципальный район включает только такие поселения и межселенные территории, которые объединены общей территорией (абз.5 ч.1 ст.2 ФЗ № 131);

o территория одного поселения не может входить в состав территории другого поселения (п.13 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта РФ, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром (абз.2 ч.3.1 ст.13 ФЗ № 131);

o в Санкт-Петербурге внутригородское муниципальное образование не может располагаться на территории нескольких районов Санкт-Петербурга (ч.2 ст.7 Закона Санкт-Петербурга № 411-68);

o границы муниципального образования городского округа на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) полностью совпадают с установленными указом Президента РФ границами ЗАТО (п.2 ст.1, ст.2 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в ред. ФЗ № 230 от 18 октября 2007 г.).

2. Принцип учета мнения населения вытекает из конституционного положения о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ч.2 ст.131 Конституции РФ), и выражается в следующем:

o наделение населения правом выдвижения инициативы изменения границ муниципальных образований, их преобразования, упразднения (ч.1 ст.12, ч.1 ст.13, ч.1 ст.13.1 ФЗ № 131);

o требование обязательного вынесения вопроса о преобразовании муниципального образования на публичные слушания (п.4 ч.2 ст.28 ФЗ № 131);

o использование различных форм учета мнения населения по вопросам муниципально-территориальных преобразований: предложения, высказанные в рамках публичных слушаний; учет мнения населения, выраженный представительным органом муниципального образования; согласие населения, выраженное в рамках голосования, проводимого по процедуре местного референдума, либо на сходах граждан (ч.2-4 ст.12, ч.3-7 ст.13, ст.13.1 ФЗ № 131).

3. Принцип сочетания двухуровневой системы муниципальных образований с не подчиненностью одних муниципальных образований другим:

o муниципальные образования – поселения входят в муниципальный район, однако обладают относительной самостоятельностью от районных органов, не находятся в иерархической зависимости от них: имеют собственный круг вопросов местного значения; собственные органы местного самоуправления; собственный бюджет и имущество;

o подчиненность органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается (ч.3 ст.17 ФЗ № 131);

o территория муниципального образования – городского округа не входит в состав территории муниципального района (п.14 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

4. Принцип приближенности муниципальных образований (местного самоуправления) к населению:

o признание городского и сельского поселения в качестве основного базового типа муниципальных образований: использование поселенческого принципа создания муниципальных образований – формирование муниципальных образований на базе «естественных» поселений – в исторически сложившихся местах компактного проживания населения, что связано с ориентацией конституционного законодателя на осуществление местного самоуправления в первую очередь в городских, сельских поселениях, хотя организация местного самоуправления на иных территориях также не исключается (ст.131 Конституции РФ);

o образование поселений, независимо от наличия достаточной материально-финансовой основы для решения возложенных на них вопросов, исходя из критериев численности и плотности населения и приближенности (пешеходной доступности) административного центра (ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o образование городских округов и муниципальных районов при наличии необходимой социальной, транспортной и иной инфраструктуры, а также с учетом необходимости создания условий для решения соответствующих вопросов (п.15 ч.1, ч.2 ст.11 ФЗ № 131).

Таким образом, принцип достаточности социально-экономического потенциала территории не является универсальным, а касается только определения статуса и границ городских округов и муниципальных районов.

5. Принцип учета национальных, исторических, географических, экономических, статусных и иных особенностей территории:

o при отсутствии утвержденного генерального плана границы городского поселения определяются на основании исторически сложившейся территории города (поселка) (абз.4 ч.3 ст. 85 ФЗ № 131);

o административный центр муниципального образования определяется не только с учетом сложившейся социальной инфраструктуры, но и на основе местных традиций (абз.18 ч.1 ст.2 ФЗ № 131);

o территории и границы муниципальных образований, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, устанавливаются с учетом законодательства субъекта РФ, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях (абз.7 ч.3 ст.85 ФЗ № 131);

o универсальные критерии установления границ сельского поселения и границ муниципального района с учетом пешеходной или соответственно транспортной доступности административного центра муниципального образования для населения могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях (п.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o критерии численности сельского населения при установлении границ сельских поселений определяются в зависимости от плотности населения территории (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o особенности статуса субъектов РФ – городов федерального значения, необходимость обеспечения единства городского хозяйства обусловливают наличие особенностей в статусе их муниципальных образований – внутригородских территорий городов федерального значения (ст.79 ФЗ № 131);

o особенностями отличается муниципально-территориальное устройство закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), наукоградов и приграничных территорий (ст.80-82 ФЗ № 131).

Так, например, вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа, границы которого определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов (п.2 ст.1 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в ред. ФЗ № 230 от 18 октября 2007 г.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.