Здавалка
Главная | Обратная связь

Критерии наделения территории статусом муниципального образования соответствующего типа и установления границ муниципальных образований



Наряду с общими принципами наделения статусом муниципальных образований, установления и изменения их границ, осуществления муниципально-территориальных преобразований, ФЗ № 131 предусматривает критерии, которым должна отвечать территория, наделяемая статусом муниципального образования того или иного типа.

quest5Наделение территорий статусом муниципальных образований – городских поселений, а также установление их границ должно осуществляться с соблюдением следующих критериев:

1. в состав территории входит один город или один поселок, в частности, исторически сложившиеся земли этих населенных пунктов, независимо от форм собственности и целевого назначения (п.3, 4, 5 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

2. в соответствии с генеральным планом в городское поселение могут включаться прилегающие к городу (поселку) земли общего пользования, территории традиционного природопользования, рекреационные земли, земли для развития поселений, т.е. предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения, в том числе территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (п.3, 5 ч.1 ст.11 ФЗ № 131): таким образом, городское поселение может включать в себя несколько прилегающих к городской черте населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями;

3. если наделяемый статусом поселения город (поселок) не имеет утвержденного генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также между городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, границы соответствующего городского поселения утверждаются:

o на основании исторически сложившейся территории города (поселка);

o в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка);

o в соответствии с правовыми актами, определяющими границы территорий и земельных участков и устанавливающими принадлежность оспариваемых территорий и земельных участков к территории города (поселка) (абз.3 – 6 ч.3 ст.85 ФЗ № 131).

Городское поселение может быть наделено законом субъекта РФ статусом городского округа при соблюдении следующих условий:

· если в городском поселении имеется сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для решения вопросов местного значения, закрепленных за городским округом, и для осуществления передаваемых законами отдельных государственных полномочий;

· с учетом перспектив развития городского поселения, подтвержденных генеральным планом данного городского поселения;

· если в прилегающем муниципальном районе также имеется достаточная инфраструктура для решения вопросов местного значения муниципального района и выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых законами (ч.2 ст.11 ФЗ № 131).

Статус сельского поселения получает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов с учетом следующих критериев:

a. Критерий численности населения:

o сельское поселение может состоять из одного сельского населенного пункта (поселка), если его численность населения составляет более 1000 человек (для территории субъектов Федерации или муниципальных районов с высокой плотностью населения – более 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o сельское поселение, как правило, включает территории нескольких сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, если численность населения в каждом из них составляет менее 1000 (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

o в порядке исключения в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения может быть наделен сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения (п. 8 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации и перечень которых утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ (ч.4 ст.11 ФЗ № 131; Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р «Об утверждении перечней субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения» (далее – Распоряжение № 707)).

b. Критерий доступности административного центра сельского поселения:

o границы сельского поселения, состоящего из двух и более населенных пунктов, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав: исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности (п.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации и перечень которых утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ (ч.3 ст.11 ФЗ № 131; Распоряжение № 707). Перечень отдаленных и труднодоступных местностей устанавливается законом субъекта РФ (пдп. «а» п. 4 ст. 18 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Муниципальные районы включают территории городских и сельских поселений, за исключением городских округов, а также межселенные территории (п.2 ч.1 ст.11 ФЗ № 131). Кроме того, в состав муниципального района могут непосредственно включаться населенные пункты на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях с численностью населения менее 100 человек, не наделенные статусом сельского поселения и не входящие в состав поселения, если решение о непосредственном вхождении в район принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (п.9 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Границы муниципального района определяются на основе следующих критериев:

· необходимость создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера районными органами местного самоуправления, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных переданных законами государственных полномочий;

· транспортная доступность до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в район: исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности (п.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Административный центр муниципального района, т.е. населенный пункт, в котором определено местонахождение органов местного самоуправления района, и, прежде всего, районного представительного органа, устанавливается законом субъекта РФ: статус административного центра может быть придан также городу (поселку), имеющему статус городского округа и расположенному в границах муниципального района (п.10 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Виды внутригородских территорий городов федерального значения устанавливаются законами городов. В Санкт-Петербурге внутригородскими муниципальными образованиями признаются 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок (всего 111 муниципальных образований), которые расположены в границах 18 административных районов Санкт-Петербурга, не являющихся муниципальными образованиями, а представляющими территориальный уровень городской государственной власти (ст.2, 7 Закона № 411-68). В Москве внутригородские муниципальные образования не разграничиваются на типы, их границы в основном совпадают с границами 123 административных районов г. Москвы: исключение составляют лишь муниципальные образования города Зеленограда – 5 внутригородских муниципальных образований на территории трех административных районов. Соответственно в Москве создано 125 внутригородских территории города федерального значения (Закон города Москвы № 59 от 15 октября 2003 г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.